на каком музыкальном инструменте играл садко

г у с л и

музыкальный инструмент Садко

• (славянское) струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Европы (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес, фин. кантеле), Поволжье (тат. гусля, чуваш. кесле, мар. кюсле, удм. крезь)

• старинный русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

• музыкальный инструмент былинного Садко

• струнный щипковый музыкальный инструмент

• инструмент, который заставил танцевать все подводное царство

• заставили Ягу плясать

• старорусское подобие арфы

• музыкальный инструмент сказочного Садко

• старинный струнный щипковый инструмент

• инструмент в руках Садко

• старинный русский музыкальный инструмент

• Русский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент

• Старинный русский народный щипковый инструмент

• Русский струнный щипковый музыкальный инструмент

• Музыкальный инструмент былинного Садко

• ж. мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. Перм. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для стройки судов. Гусли мысли мои, песня думка моя! Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят. Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Гусли потеха, а хуже ореха (не насытят). Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки. Брюхо не гусли: не евши не уснет. Насад продал (овин хлеба), а гусли купил. Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь. На словах что на гуслях, а на деле что на балалайке. На словах, как на гуслях (вольно), а рук не подымай. него дело, как гусли, идет. Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны. Гусельцы хозяина знают. Хороши гусеньки (гусельцы, гуслицы, гуселюшки, гуслишки), да не хорош гуслист м. гуслистка ж. гусляр, гуслярка, играющий на гуслях. Гусельник или гусельщик м. мастер, работающий, строящий гусли. Гусельник перм. заводск. поленница дров. Гусельный, к гуслям относящийся или прнадлежщ. Гуслистов, гусляров; гуслисткин, гусляркин, ему, ей прнадлежщ. Гусельников, гусельничий, строителю гуслей прнадлежщ. Гуселничать, гуслярить, заниматься гуслями; петь, играть, веселиться. Гусельчатый, похожий на гусли, полосатый, бороздчатый, дорожчатый, как бы исчерченный вдоль струнами. него в голове гусляк разгулялся, хмель, который разводится на реке Гуслице, Богородского уезда

Источник

г у с л и

инструмент Садко

• (славянское) струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Европы (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес, фин. кантеле), Поволжье (тат. гусля, чуваш. кесле, мар. кюсле, удм. крезь)

• старинный русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

• музыкальный инструмент былинного Садко

• струнный щипковый музыкальный инструмент

• инструмент, который заставил танцевать все подводное царство

• заставили Ягу плясать

• музыкальный инструмент Садко

• старорусское подобие арфы

• музыкальный инструмент сказочного Садко

• старинный струнный щипковый инструмент

• инструмент в руках Садко

• старинный русский музыкальный инструмент

• Русский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент

• Старинный русский народный щипковый инструмент

• Русский струнный щипковый музыкальный инструмент

• Музыкальный инструмент былинного Садко

• ж. мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. Перм. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для стройки судов. Гусли мысли мои, песня думка моя! Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят. Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Гусли потеха, а хуже ореха (не насытят). Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки. Брюхо не гусли: не евши не уснет. Насад продал (овин хлеба), а гусли купил. Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь. На словах что на гуслях, а на деле что на балалайке. На словах, как на гуслях (вольно), а рук не подымай. него дело, как гусли, идет. Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны. Гусельцы хозяина знают. Хороши гусеньки (гусельцы, гуслицы, гуселюшки, гуслишки), да не хорош гуслист м. гуслистка ж. гусляр, гуслярка, играющий на гуслях. Гусельник или гусельщик м. мастер, работающий, строящий гусли. Гусельник перм. заводск. поленница дров. Гусельный, к гуслям относящийся или прнадлежщ. Гуслистов, гусляров; гуслисткин, гусляркин, ему, ей прнадлежщ. Гусельников, гусельничий, строителю гуслей прнадлежщ. Гуселничать, гуслярить, заниматься гуслями; петь, играть, веселиться. Гусельчатый, похожий на гусли, полосатый, бороздчатый, дорожчатый, как бы исчерченный вдоль струнами. него в голове гусляк разгулялся, хмель, который разводится на реке Гуслице, Богородского уезда

Источник

Урок музыки в 5-м классе по теме «Музыка в сказке»

Разделы: Музыка

Определить роль и значение музыки в сказках.

1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; Е.Птичкин “Сказки гуляют по свету”, словарь “эмоций”.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.

Учитель:

Здравствуйте, дети.
Я рада вас видеть
И снова вас слышать.

Учащиеся: Приветствуем Вас!

ДО – добавочная снизу,
РЕ – под первою всегда,
МИ – на первой притаилась,
Меж второй и первой – ФА,
СОЛЬ – застряла на второй,
Средь второй и третьей – ЛЯ,
СИ – на третьей поищи,
А под четвёртой снова – ДО.

3. Сообщение темы урока.

Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках. Итак, тема урока “Музыка в сказке”.

Вопрос: Назовите сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.

Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”…

Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть карнавалы, пиры, балы звучит музыка.

4. Повторение пройденного материала

Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете, с какой сказкой, а точнее, сказочной былиной мы познакомимся поближе.

5. Изучение нового материала

“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.

Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?

Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.

Это не просто былина, а сказка.

Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?

Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.

Вопрос: На каком инструменте играл Садко?

Ответ: Садко играл на гуслях.

Гусли – старинный русский народный инструмент.

Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.

Прослушивание фонограммы “Гусли”. “Гусли 13 века. Народная опера”, Альбом “Глас Руси”, Славянский аутентичный фольклор.

Слова учителя на фоне звучания музыки:

Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.

Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил былину о Садко в основу музыкального произведения.

Вопрос: Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?

Вопрос: Как называется краткое содержание оперы или балета? В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях.

Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”…

Вопрос: Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр лежит в их основе?

По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.

Вопрос: Где можно послушать оперу?

Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ

Вопрос: В нашем городе находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.

Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?

Ответ: Мариинский театр.

Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.

Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.

Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.

Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?

6. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

В опере есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.

Используемый источник – DVD видео “Садко” Римский-Корсаков, Кировский театр оперы и балета, Валерий Гергиев.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки?

Ответ: Суровая, мужественная, величественная музыка.

Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Вопрос: Как называется низкий мужской голос?

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.

Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Вопрос: Как называется высокий мужской голос?

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Задание: Определите характер музыки.

Ответ: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный.

Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”. Слайд №13

Задание: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая.

Мужской голос, исполняющий песню, называется БАРИТОН

Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

“А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”.

Вопрос: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию…

7. Исполнение песни учащимися

Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.

Приложение 2. Текст песни

8. Подведение итогов урока.

Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.

Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?

Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски

9. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.

За видео обращайтесь, пожалуйста, к автору

Источник

Гусли Садко, древнерусская скрипка и поющие стрелы

Музыкальные инструменты Древней Руси, на которых играли скоморохи и бродячие музыканты, незаслуженно забыты и похоронены под толщей культурных слоёв.

«Где песня льется, там счастливо живется»

С древних времен у славян были в почете самозвучащие инструменты. И по сей день нам известны звуки заливистых бубенцов и колокольчиков. А в раннем Средневековье компанию им составляли всевозможные свистящие и трещащие брунчалки, чуринги, била.

Такие инструменты изготавливались из подручных средств. Например, брунчалку можно реконструировать и сейчас. Если во время варки супа достать из бульона маленькую трубчатую кость и сделать посередине отверстие для нитки, при вращении она будет свистеть.

Древнерусские удальцы любили подшучивать над девицами, гадавшими на Святки. Забравшись на крышу избы, они принимались вращать брунчалку над печной трубой. Тогда приятный свист превращался в мистическое гудение, пугавшее суеверных девушек.

По схожему принципу действовала деревянная пластинка — чуринга. Кстати, у аборигенов Австралии чурингой называют тонкую деревянную пластинку с изображением священных знаков. По их поверьям, в чуринге заключается душа человека и его предков и, потеряв ее, обладатель погибает.

на каком музыкальном инструменте играл садко. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл садко. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл садко. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл садко. Фото на каком музыкальном инструменте играл садко

Брунчалка. Источник: wikipedia.org

На Руси музыкальные инструменты тоже во многом выполняли функцию оберегов. Так, в представлении славянских племен свист и звон могли отпугнуть злых духов. Колокольчик на шею корове подвешивали не только для того, чтобы она не потерялась, но и для того, чтобы на нее ни леший, ни другая темная сила не позарилась.

К музыкальным инструментам ученые также относят «поющие стрелы», которые выполняли на Руси очень интересную функцию. Лучники проделывали в обычных стрелах отверстия так, что те во время стремительного полета жутко свистели и пугали противника.

Культура Древней Руси: прототипы современных инструментов

В славянских городах археологи находят большое количество прототипов современных и популярных музыкальных инструментов. В наше время барабан является непременным участником как рок-группы, так и симфонического оркестра. Его предшественник — било — тоже пользовался популярностью у славян. Его делали из железа, по которому били колотушкой и использовали в качестве церковного колокола. Било надолго закрепилось в русской музыкальной традиции, и после церковного раскола оно оставалось сигнальным инструментом у старообрядцев.


Как звучит било

Вы удивитесь, но уже в раннем Средневековье основным инструментом русских скоморохов была скрипка, вернее, ее славянский прототип — гудок. Это был деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами. О смычках мы можем только догадываться, что они делались в форме лука: материального подтверждения этому нет, так не был обнаружен еще ни один цельный смычок. Зато археологи находят деревянные колки, на которые натягивались струны, сделанные из жил животных. Конечно, полнота звука старинного гудка не сравнится со звучанием современной скрипки. Однако уже тогда были сделаны первые шаги в усилении звука с помощью деревянной деки и прорезей в ней, которые обеспечивают звуковой резонанс.

на каком музыкальном инструменте играл садко. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл садко. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл садко. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл садко. Фото на каком музыкальном инструменте играл садко

Било. Источник: wikipedia.org

Гудок и скрипка сильно отличаются друг от друга и обликом, и способом игры. Более неказистый древнерусский гудок имеет только 3 струны, которые располагаются в одной плоскости. Поэтому мелодия извлекается только с помощью первой струны, остальные же две остаются не зажатыми. На скрипке же каждая из 4 струн занимает свою плоскость, поэтому музыкальный диапазон гораздо шире.


Как звучит гудок

Скрипка — королева симфонического оркестра — появилась в России только после европеизации русского общества Петром I. О ее предшественнике мы знаем, что это был абсолютно светский инструмент, на котором в православии запрещалось играть в церкви. Хотя в Западной Европе аналогичные скрипичные прототипы были полноправными участниками церковных служб.

Традиции Древней Руси: «Без песен мир тесен»

Как играли на гудке, установить было достаточно легко, чего не скажешь об игре на традиционных гуслях. Этот инструмент остался жив в памяти русского человека благодаря сказке о гусляре Садко, спускавшемся на дно озера Ильмень. К слову, именно гусли считаются наиболее древним русским щипковым инструментом, а не балалайка, которая получила распространение только в XVII веке.

на каком музыкальном инструменте играл садко. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл садко. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл садко. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл садко. Фото на каком музыкальном инструменте играл садко

Гусли. Источник: wikipedia.org

Облик гуслей и манера игры на них с веками изменилась до неузнаваемости. Традиционные гусли в XVIII веке сменились на исторические, а те — на оркестровые. Чтобы определить, как играли на «инструменте Садко», историкам пришлось сопоставлять знания сотрудников консерватории и опыт старожил отдаленных селений, где еще до войны были популярны наигрыши на исторических гуслях.


Как звучали древнерусские гусли

Современные гусли были специально созданы для фольклорных оркестров. Их конструкция позволила добиться ощутимого усиления звука, так как изначально гусли не были предназначены для игры на публике.

Русская музыкальная культура гораздо больше ценила сосредоточенность исполнителя не на аудитории, а на его внутреннем мире. Музыка была связующей нитью между человеком и высшими силами. И хотя ритуальная функция песен и мелодий спустя столетия практически сошла на нет, музыка продолжает быть средством, которое погружает нас в себя и помогает справиться с любыми проблемами.

Источник

Тест по былине «Садко» (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по былине «Садко»

№ 1. К какому циклу былин относится былина «Садко»?

№ 2. На каком музыкальном инструменте играл Садко?

№ 3. Где Садко впервые встретился с морским царем?

№ 4. На какой камень сел Садко?

№ 5. Перед новгородскими купцами Садко хвалился:

а) тем, что знает, как поймать золотую рыбу; б) тем, что знает, как выстроить белокаменные палаты за одну ночь; в) тем, что его жена – прекрасная русалка.

№ 6. Сколько купцов согласилось на спор с Садко?

№ 7. Какие палаты выстроил Садко?

№ 8. Зачем Садко отправился в заморские страны?

№ 9. На собственном пиру Садко хвалился тем, что:

а) у него самая красивая и умная жена; б) его казны хватит на то, чтобы выкупить все товары в Новгороде; в) морской царь — его хороший приятель.

№ 10. Когда Садко очутился в подводном мире, морской царь приказал ему:

а) танцевать народные танцы; б) играть на гуслях; в) убирать во дворце.

№ 11. Что случилось с морем, когда Садко стал играть на гуслях для морского царя?

а) оно успокоилось, заслушавшись, как играет Садко; б) из моря пропала вся рыба; в) оно разбушевалось от плясок морского царя, и от этого потонуло много кораблей.

№ 12. Как Садко смог успокоить море?

а) оборвал струны на гуслях и сказал морскому царю, что больше не сможет играть; б) выбросил гусли на берег; в) стал играть тихую, усыпляющую музыку.

№ 13. Кто помог Садко выбраться из подводного царства?

№ 14. Из скольких невест делал выбор Садко?

№ 15. Как звали девицу-красавицу?

№ 16. У какой реки оказался Садко, выбравшись из подводного царства?

№ 17. Что построил Садко по приезде в Новгород?

а) большой новый дом для своей семьи; б) церковь; в) крепость вокруг Великого Новгорода.

Тест по былине «Садко»

№ 1. К какому циклу былин относится былина «Садко»? а) новгородскому; б) владимирскому; в) киевскому.

№ 2. На каком музыкальном инструменте играл Садко? а) балалайка; б) гусли; в) гармошка.

№ 3. Где Садко впервые встретился с морским царем? а) у Волги-реки; б) в Новгороде; в) у Ильмень-озера.

№ 4. На какой камень сел Садко? а) на черный; б) на холодный; в) на бел-горюч.

№ 5. Перед новгородскими купцами Садко хвалился: а) тем, что знает, как поймать золотую рыбу; б) тем, что знает, как выстроить белокаменные палаты за одну ночь; в) тем, что его жена – прекрасная русалка.

№ 6. Сколько купцов согласилось на спор с Садко? а) трое; б) четверо; в) пятеро.

№ 7. Какие палаты выстроил Садко? а) белокаменные; б) бронзовые; в) золотые.

№ 8. Зачем Садко отправился в заморские страны? а) воевать; б) путешествовать; в) продавать товар.

№ 9. На собственном пиру Садко хвалился тем, что: а) у него самая красивая и умная жена; б) его казны хватит на то, чтобы выкупить все товары в Новгороде; в) морской царь — его хороший приятель.

№ 10. Когда Садко очутился в подводном мире, морской царь приказал ему: а) танцевать народные танцы; б) играть на гуслях; в) убирать во дворце.

№ 11. Что случилось с морем, когда Садко стал играть на гуслях для морского царя? а) оно успокоилось, заслушавшись, как играет Садко; б) из моря пропала вся рыба; в) оно разбушевалось от плясок морского царя, и от этого потонуло много кораблей.

№ 12. Как Садко смог успокоить море? а) оборвал струны на гуслях и сказал морскому царю, что больше не сможет играть; б) выбросил гусли на берег; в) стал играть тихую, усыпляющую музыку.

№ 13. Кто помог Садко выбраться из подводного царства? а) Сергий Радонежский; б) Микола Можайский; в) Богородица.

№ 14. Из скольких невест делал выбор Садко? а) 91; б) 901; в) 9.

№ 15. Как звали девицу-красавицу? а) Чернявка; б) Чернява; в) Чернавушка.

№ 16. У какой реки оказался Садко, выбравшись из подводного царства? а) Ладога; б) Волхов; в) Чернава.

№ 17. Что построил Садко по приезде в Новгород? а) большой новый дом для своей семьи; б) церковь; в) крепость вокруг Великого Новгорода.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *