на каком основании я могу не носить маску
На каком основании я могу не носить маску
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Могут ли сотрудники медицинских учреждений требовать от посетителей ношения масок (СИЗ)?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Прокурор разъясняет
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (пп. «в» п. 3 Правил).
В свою очередь, организации обязаны предоставлять работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях (пп. «б» п. 6 Правил). В этом подпункте речь идет о предоставлении только имеющихся в наличии СИЗ. Прямого указания на обязанность организаций обеспечивать выдачу СИЗ всем покупателям (клиентам) законодательство РФ в настоящий момент не содержит.
Таким образом, на законодательном уровне в настоящий момент не закреплена обязанность организаций розничной торговли и общественного питания обеспечивать выдачу масок всем покупателям.
При этом потребителя без маски в торговом объекте могут привлечь по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при обязательном масочном режиме.
Прокуратура
Республики Татарстан
Прокуратура Республики Татарстан
28 декабря 2020, 18:36
Обязана ли организация, осуществляющая розничную торговлю бесплатно выдавать маски покупателям в условиях распространения коронавируса?
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (пп. «в» п. 3 Правил).
В свою очередь, организации обязаны предоставлять работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях (пп. «б» п. 6 Правил). В этом подпункте речь идет о предоставлении только имеющихся в наличии СИЗ. Прямого указания на обязанность организаций обеспечивать выдачу СИЗ всем покупателям (клиентам) законодательство РФ в настоящий момент не содержит.
Таким образом, на законодательном уровне в настоящий момент не закреплена обязанность организаций розничной торговли и общественного питания обеспечивать выдачу масок всем покупателям.
При этом потребителя без маски в торговом объекте могут привлечь по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при обязательном масочном режиме.
Верховный суд разрешил продавцам не обслуживать покупателей без масок
Верховный суд России признал законным решение предприятий торговли отказать в обслуживании на кассе покупателю без маски, если это предусмотрено действующими в регионе правилами. Соответствующее решение опубликовано на сайте Верховного суда (.pdf).
С обращением оценить правомерность таких действий магазинов и других торговых точек в Верховный суд обращался Смоленский центр права и социологии. Истец оспаривал методические рекомендации Минпромторга, касающиеся случаев введения в регионах режима обязательного использования средств индивидуальной защиты.
Высшая судебная инстанция разъяснила, что закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возлагает на граждан обязанность выполнять требования нормативных актов, принятых местными властями, и если отказ в обслуживании предусмотрен такими документами, то посетителей без масок можно не обслуживать. «Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ», — говорится в решении суда.
Кроме того, Верховный суд не согласился с утверждением истца о том, что оспариваемые положения Методических рекомендаций «носят императивный характер» и содержат «обязательные для неопределенного круга лиц предписания». Эти меры носят «рекомендательный характер» и «направлены исключительно на защиту здоровья и жизни граждан», говорится в решении суда.
Рекомендации по организации работы магазинов и торговых точек в период пандемии были разработаны Минпромторгом в мае, регионы самостоятельно определяли срок вступления в действие таких требований. В частности, в столице обязательное ношение масок и перчаток для пассажиров общественного транспорта и посетителей магазинов введено указом Собянина с 12 мая.
Контроль за соблюдением нормы о ношении масок и перчаток в магазинах указом Собянина возложен на полицию и сотрудников департамента торговли и услуг, в общественном транспорте — на ГКУ «Организатор перевозок», а в такси — на Московскую административную дорожную инспекцию.
Маска надета, но нос открыт. Оштрафуют или нет?
А тут в «Красном уголке бухгалтера» поделились еще одним моментом с масками.
«Интересно узнать мнение согруппников. Насколько правомерным будет штраф за маску, спущеную чуть ниже носа. По факту — маска есть. Но надета неправильно. Выписали протокол по ст. 20.6.1 часть1».
Это которая «невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения».
Ниже в комментариях автор пишет, что написали в протоколе.
«Так и написано „находилась на рабочем месте со спущенной маской“».
Вот что пишут в комментариях:
«У вас найдутся свидетели, что маска сползла вынужденно, в результате выполнения рабочих обязанностей, например? Хотя, конечно, это надо было самому приписывать в процессе подписания протокола. ».
«Свидетелей нет, одна была. Так и написали, сползла. Просто сам факт, штрафуют за отсутствие ведь а не за неправильно надетую? Или я ошибаюсь?».
«Причем протокол соствляли представители ОБЭП».
«Все страньше и чудесатей» — сказала Алиса.
«В принципе во всей приказной-распорядительной документации, регулирующей режим ХЗ озвучено только отсутствие (неприменение) маски и перчаток. Неправильное их ношение никак и ничем не регламентировано. Поэтому можно и просто сослаться, что не был ознакомлен с правилам ношения (их попросту не существует)».
Еще подробности от автора:
«Перчатки были надеты. Санитайзер на видном месте. Ещё поджидали, вдруг впустим покупателя без маски. Но этого мы не допустили».
«В графе протокола для объяснений привлекаемого к ответственности лица напишите следующее: „С составлением протокола об административном правонарушении не согласен. Правонарушения не совершал. Объяснение прилагаю на отдельном листе (листах)“. И нужно написать объяснение, что составленный протокол считаете незаконным».
А вот чем все это закончилось:
«Сегодня рассматривал судья наше „правонарушение“. На первый раз простили. Штраф не назначили. В объяснениях продавца фраза „маска на лице была надета“ сыграла ключевую роль. Так что своего рода победа».
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Масочный режим в 2021 году: как предпринимателю избежать штрафа
С начала эпидемии коронавируса рекомендации врачей по ношению масок менялись. Их то признавали неэффективными, то советовали обязательно надевать в помещениях с людьми. Но по закону стабильно: почти во всех регионах России масочный режим действует с марта или апреля и пока не отменён. Предприниматели в сфере торговли и бытовых услуг обязаны работать в масках. За клиентов без масок тоже попадает — но тут есть защита. Теперь обо всём подробно 😷
Масочный режим ещё не отменили
Чтобы остановить коронавирус, регионы объявили режим повышенной готовности, ввели запреты и защитные санитарные меры. Ограничения снимают постепенно — это зависит от уровня заболеваемости в городе. Как именно и насколько долго бороться с эпидемией, местные власти решают самостоятельно на основании указов Президента от 02.04.2020 № 239 и от 11.05.2020 № 316.
В большинстве городов ввели обязательное ношение масок в общественных местах. Например, в Москве надо надевать маску при любом выходе из дома и на рабочих местах. А в Санкт-Петербурге — при посещении объектов торговли и бытовых услуг. В других городах правила примерно такие же. Найти свой город и посмотреть, где нельзя ходить без маски, можно в этой таблице. Отменят масочный режим тоже региональным указом.
Работать с клиентами нужно в маске
Роспотребнадзор рекомендует носить маски персоналу в магазинах, парикмахерских, автосервисах и всем людям вообще. Согласно плану поэтапного снятия ограничений по covid-19 носить маски нужно до победного конца.
Другие санитарные меры тоже действуют. Предприниматели обязаны дезинфицировать помещение, ставить антисептик для рук, следить за дистанцией 1,5 метра в очереди. За нарушения штрафуют или закрывают точку.
Предприниматели обязаны купить маски работникам на свои деньги. Так обеспечиваются безопасные условия труда по ст. 212 ТК РФ. Покупать медицинские не нужно, подойдут многоразовые — строгого требования нет. Работодатель отвечает за рядовой персонал и в случае проверки платить штраф придётся из своих денег.
Клиент тоже обязан надеть маску. Продавать маски на входе — законно
Предпринимателя могут оштрафовать за обслуживание клиента без маски.
В обычное время магазины обязаны продавать товар любому человеку, такси — возить, парикмахеры — подстригать. Тут работает правило о публичном договоре из ст. 426 ГК РФ. Все потребители равны.
Пока не стихла эпидемия, клиентов без масок можно не обслуживать и даже вежливо просить выйти. По мнению Роспотребнадзора, такой отказ потребителю не нарушает закон. Предприниматель заботится о здоровье персонала и других клиентов. А человек может болеть, и от него заразятся другие. Роспотребнадзор сказал только про магазины. Но, скорее всего, проверяющие не встанут на сторону клиента из сферы услуг, который игнорируют правило про маски.
Следить за клиентами сложно. И справедливо, что предприниматель не может отвечать за маску на лице каждого и рисковать штрафом. Но выталкивать клиента на улицу тоже нельзя. Минпромторг рекомендует не штрафовать магазин, если персонал сделал всё возможное:
— повесил на дверях объявление или плакат про маски;
— предложил купить маску на входе;
— устно объяснил покупателю, что маска обязательна, и сослался на местный указ;
— отказался показывать товар, консультировать и отбивать покупку на кассе;
— если слова не помогли, вызвал полицию «не вступая в конфликт с нарушителем».
Если вмешается полиция, штраф грозит уже посетителю, а не предпринимателю.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Штрафы за обслуживание клиентов без маски
За масочным режимом следят полиция и сотрудники Роспотребнадзора, если приходят с внеплановой проверкой. На предпринимателя составляют протокол по статье 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил во время режима повышенной готовности. Потом суд оштрафует или закроет. Хотя для небольших магазинов мелкая, но обидная история с масками иногда заканчивается предупреждением.
Наказания для предпринимателей такие:
Штраф от 10 000 до 50 000 ₽
Штраф от 30 000 до 50 000 ₽
Штраф от 100 000 до 300 000 ₽
Если поймают второй раз или докажут, что после посещения точки люди заболели коронавирусом, накажут более сурово:
Штраф от 300 000 до 500 000 ₽ или запрет быть директором на срок от года до трёх лет
Штраф от 500 000 до 1000 000 ₽ или запрет работать на срок до трёх месяцев
Штраф от 500 000 до 1000 000 ₽ или запрет работы на срок до трёх месяцев
К сожалению, административных дел нашли много:
Директора магазина оштрафовали на 10 000 ₽ за кассира без маски.
Предпринимателя оштрафовали на 30 000 ₽. Сотрудник пункта выдачи принимал клиентов без маски.
Хозяйку салона красоты оштрафовали на 30 000 ₽. Парикмахер оказала услугу по уходу за волосами без маски.
Администратору «Пятёрочки» вынесли предупреждение. Она не среагировала на покупателя без маски.
Предпринимателю вынесли предупреждение. В своём магазине автозапчастей она обслужила клиента. Её маска висела на шее.
Предпринимателя оштрафовали на 30 000 ₽. Продавцы в его магазине работали без масок. И без перчаток. Дело было в Москве.
В общем, расслабляться пока рано.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур