на каком основном принципе базируется социальная работа
Сущность, цели и принципы социальной работы.
Социальная работа как объект изучения и профессиональная деятельность.
Социальная работа как самостоятельная дисциплина и объект изучения сформировалась в Европейских странах в XIX веке. Вместе с ним возникли понятия «социальные работники» и «социальные службы».
Определение социальной работы как профессиональной деятельности закреплено на международном уровне в 2001 г. Международной ассоциацией школ социальной работы (МАШСР) и Международной федерацией социальных работников (МФСР).
Социальная работа как профессиональная деятельность понимается:
· как форма работы, для выполнения которой специалист должен обладать знаниями, умениями, навыками в данной области, а также иметь соответствующие способности и особенности личности.
· как организация помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их реабилитация и интеграция.
· как удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.
· как динамичная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики, представляющая собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества.
В работах профессора Е.И. Холостовой используется следующее определение: «Социальная работа — специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц». Это определение имеет своим достоинством широкий охват явления, подчёркивание как государственных, так и не государственных начал подобной деятельности.
Сущность, цели и принципы социальной работы.
В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Если конкретизировать, то сущность социальной работы можно свести в несколько определений:
· это совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным.
· это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать (т.е. выбрать наилучший из возможных вариантов) осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
· это средство и форма социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей с одной стороны. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных процессов, сторон и явлений, которые в разное время при разных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам.
· это оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны.
· это междисциплинарное направление научных знаний, изучающее содержание и закономерности этой деятельности.
· это обязательный механизм функционирования благоустроенного современного социального государства.
Смысл (суть) социальной работы ясен — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Основная цель социальной работы – сохранение здоровья и жизни клиентов.
Цель деятельности социальной работы: предоставить возможность всем людям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать дисфункции.
Принципы социальной работы.
Генеральные принципы: универсальности, охраны социальных прав, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности
Общефилософские принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, гносеологического и личностного подходов
методические – преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность
организационные – всеобщность (относящийся ко всем), комплексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспоможение), т.е. пособие, материальная помощь.
Принципы, относящихся к личности социального работника и характеру его взаимоотношений с клиентом \Лавриненко И.М.\:
Социальный работник должен:
сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации
заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние
вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство
видеть в клиенте индивидуальность
предоставлять клиенту современное видение его проблемы
основываться на знании возможностей клиента
побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем
способствовать максимальному самоопределению клиента
помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими ситуациями
работать с клиентом конфиденциально
постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей.
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране:
§ соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий;
§ равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг;
§ доступности социального обслуживания;
§ соблюдения конфиденциальности в работе;
§ преемственности всех видов и форм социального обслуживания;
§ приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни;
§ профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации;
§ межведомственности и междисциплинарности;
§ территориальной организации социальной службы;
§ государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.
Субъекты и объекты социальной работы:
Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Социальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.
Поскольку социальный работник — всегда активная сторона (субъектная), можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектомсоциальной работы являютсяиндивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
На каком основном принципе базируется социальная работа
Основы социальной работы:
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, изменение среды их обитания. Задачи социальной работы как научной дисциплины: анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов.
Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, и с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками – с другой.
Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы» (ныне называется «Отечественный журнал социальной работы»), подготовлено и издано немало учебных пособий и учебников по теории, истории и методике социальной работы.
Однако ВАК РФ еще не признал социальную работу в качестве научной дисциплины.
Особенность социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип.
Основные закономерности социальной работы:
• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;
• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;
• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ Основные принципы теории социальной работы:
1) общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;
2) общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;
3) специфические принципы социальной работы: Содержательные. Включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.
Психолого-педагогические. К ним относят модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.
Группа методических принципов, которые составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.
Организационные принципы, которые определяют всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; преемственность всех видов и форм социального обслуживания адресность; приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическая направленность; содействие социальной реабилитации и адаптации; межведомственность и междисциплинарность; деятельностныи подход; территориальная организация социальной службы; государственная поддержка добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.
3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С введением в 1991 г. в России новой профессии – специалиста по социальной работе – базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.
В связи с разработкой и принятием Государственного стандарта по образованию в области социальной работы данный учебный курс был включен в цикл обшепрофессиональных дисциплин и представлен в нем сразу несколькими предметами: теорией социальной работы;технологией социальной работы; социальной работой за рубежом; методикой исследования социальной работы; управлением в социальной работе и др.
В программу подготовки социальных работников входит и цикл специальных дисциплин, который включает как предметы собственно социальной работы, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками.
Поскольку социальная работа – многопрофильная деятельность, подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, социальной экологии и др. При этом каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на социальную работу, углубляя и дополняя ее различные разделы и подразделы.
4. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.
Ключевые понятия и категории
Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека, населения в целом.
Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. В широком смысле социальную работу можно определить как научную, учебную и практическую деятельность, направленную на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.
Характеристика принципов социальной работы
Принципы социальной работы
Социальная работа – это профессиональная деятельность, основной целью которой выступает содействие отдельным людям и группам людей в преодолении их проблем как личного, так и социального плана.
Содействие может выражаться в:
В основе деятельности лежат общие и специфические принципы, определенные с учетом практики, истории, философии, социологии, психологии. Они же являются важнейшими структурными элементами соответствующей научной теории.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Объектом помощи для социального работника может выступать пенсионер, инвалид, беженец, ребенок из неблагополучной или малообеспеченной семьи, а также дети, отец и мать которых ограничены в своих действиях лишением родительских прав.
Моральные нормы в социальной работе
Наряду с принципами, специфику деятельности в этом направлении определяют моральные нормы. Они подразумевают:
Этический кодекс Ассоциации социальных работников содержит указания на ответственность перед клиентом, обществом и профессией. Последнее подразумевает стремление к расширению и углублению знаний, сотрудничество с коллегами, участие в обсуждении профессиональных вопросов.
Для людей, занятых в этой сфере, крайне важны такие личностные качества, как самокритичность, стрессоустойчивость, самоконтроль, сильная воля, умение управлять эмоциями, эмпатия, коммуникабельность.
Какие бывают, классификация и характеристики
С одной стороны, социальная работа всегда направлена на удовлетворение потребностей, интересов клиента. С другой – ее важнейшей функцией является поддержание стабильности в обществе. Совокупность двух этих факторов определяет специфические принципы направления:
Общие принципы, касающиеся также и социальной работы, принято подразделять на:
Следование общим принципам способствует принятию этически верных решений, нахождению эффективных и гуманных способов воздействия на нуждающегося в помощи гражданина. Специфические помогают в решении нетипичных проблем.
Общефилософские принципы социальной работы
К общефилософским относят принципы:
Общефилософские принципы не могут напрямую регулировать деятельность по оказанию социальной помощи гражданам, но являются основой для психолого-педагогической подготовки кадров.
Организационные принципы социальной работы
К принципам организационного характера относятся:
Последний принцип, помимо единства, подразумевает баланс между полномочиями и ответственностью. Широкие полномочия социальных работников, сопровождаемые их низкой ответственностью, становятся источником проблем, связанных с субъективным подходом, административным произволом. В то время как слишком высокая ответственность исключает здоровую инициативу, решительность.
Содержательные принципы социальной работы
Поскольку основным содержанием социальной работы является помощь людям, деятельность любого сотрудника должна основываться на:
Социальная справедливость считается основным содержательным принципом. Она неразрывно связана с равенством всех граждан перед законом, обеспечением должного уровня защищенности, гарантией реализации прав человека.
Основные принципы социальной работы
Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы[12].
Общефилософские принципы,лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.
Более узкими по содержанию, но также охватывающими различные стороны социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимоироникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.
Социально-политические принципывыражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.
Среди организационных принциповследует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы.Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.
Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.
Принцип универсальноститребует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи.
Принцип охраны социальных правгласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.
Принцип социального реагированияподразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип профилактической направленностипредполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.
Принцип клиентоцентризмаозначает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности — обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.
В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.
Принцип опоры на собственные силыподчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.
Принцип максимизации социальных ресурсовисходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.
Принцип конфиденциальностисвязан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.
Принцип толерантностиобусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.
Знание об окружающей нас социальной действительности — это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.