на каком острове в японии зародилось карате
История Окинавы
Хотя каратэдо считают японским боевым искусством, сами японцы до ХХ столетия понятия не имели о слове каратэдо, ибо оно зародилось на острове Окинава, расположенного на перекрёстках торговых путей в 500 км от японского острова Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно- китайского побережья.
Происхождение боевого искусства каратэдо на Оки-наве уходит своими корнями к ранней истории этого острова.
Сохранившиеся документы того времени сообщают нам, что до XII века Окинава была раздробленной феодальной страной, в которой велись мно-гочисленные междоусоб-ные войны. Остров грабили мелкие местные вожди силой, бравшие всё, что хотели, добиваясь, таким образом, политического и экономического превосходства.
Период феодальной раздробленности Окинавы завершился в 1186 году, когда первый король острова Сюнтэн совершил насильственное объединение всей страны. Более полувека он правил Окинавой из своего замка Урасоэ, развалины которого до сих пор возвышаются неподалёку от совре-менной столицы острова города Наха. Сюнтэн придавал большое значение военной силе своего государства, и за время его правления было построено немало замков и крепостей. Его сын, Сюмба Дзюнки, унаследовал престол в 1237 году и продолжил дело отца. При нём был построен великолепный замок Сюри. Памятным наследием короля стало введение в обиход письменности, в основу которой была положена «кана» японская фонетическая азбука.
К началу XIVвека силы отдельных князей выросли настолько, что они отказались подчиняться верховной власти.
Королевство вновь распалось, и на острове возникли самостоятельные крошечные государства, которые вели между собой непрерывные войны. Следы этих давних сражений до сих пор сохранили многочисленные развалины старинных замков, которые можно найти на всех частях острова. В результате раскола на острове образовались три независимых государства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. В 1314 году хозяин замка Адзато провозгласил себя королём государства Нандзан (дословно «Южное нагорье»), которое занимало самую южную часть острова. Море поступало к самым воротам замка, что позволяло принимать торговые корабли и рыбацкие лодки в надёжной и защищённой гавани. Несмотря на свою крошечную территорию и скудные природные и человеческие ресурсы, Нандзан сохранял свою независимость около ста лет. Примерно тогда же возникло сравнительно крупное королевство Хокудзан («Северное нагорье»). Замок Накидзин, служивший резиденцией короля, был расположен на полуострове Тогути, соединённом с островом Окинава узким перешейком. Высокие стены замка нависали над селением Накидзин, где жили крестьяне, работавшие на короля. Хокудзан был наиболее крупным государством на Окинаве.
Территорию, которой правили потомки короля Сюнтэн, называли Тюдзан («Серединное нагорье»). Раскол централизованного государства был для потомков короля серьёзным ударом. Налоговые поступления с этих территорий в казну полностью прекратились. Перестали платить дань и правители мелких островов.
Правители Тюдзан сохраняя за собой формальное право на владение всем островом, пытались найти политическую и экономическую поддержку в Китае и Японии. В 1372 году под влиянием послов китайского императора Хуан Уди король Сатто выслал в Китай вассальную миссию. Китайский император в то время не имел практической возможности вмешаться в жизнь 3-х государств Окинавы, но считал важным формальное закрепление верности. Таким образом, приняв вассальную зависимость от Китая, король Сатто открыл торговые пути в Юго-Восточную Азию, обеспечив своему государству Тюдзан выгодные культурные отношения.
Подобные культурные отношения оказывали немалое влияние на уклад жизни средневековой Окинавы: её административное устройство, на развитие искусства и ремёсел. Торговцы привозили на остров из заморских стран кроме товаров и нечто, более ценное, чем вещи и деньги: опыт и знания учёных, художников, ремесленников. Его жадно впитывала окинавская культура, успешно развивая при этом национальные традиции. Но Китай по сравнению с другими странами Юго-восточной Азии оказывал наибольшее влияние на культуру Окинавы. От туда окинавцы заимствовали не только иероглифы, которыми пользовались в своей письменности наряду с японской слоговой азбукой, но и переняли методы строительства, систему экзаменов для чиновников, моды, рецепты приготовления многих блюд, а также буддизм и конфуцианство.
Для укрепления культурных взаимоотношений из Китая ежегодно на остров направлялись дипломатические миссии с дарами для короля Рюкю. В 1393 году Китайский император, правящей в то время династии Мин, прислал специальную миссию, в составе которой было много ремесленников, торговцев, артистов. Китайские миссионеры поселились в деревне Кумэмура возле города Наха, основав знаменитую китайскую колонию, получившую в истории Окинавы название «Тридцать шесть семей».
В XV веке престол королевства РЮКЮ унаследовал король Сё Син (правил с 1477г. по 1526г.). Именно он за долгие годы своего правления добился наибольшего процветания жителей острова. К тридцатилетию его правления в парке замка Сюри была установлена каменная плита, на которой перечислялись заслуги короля перед отечеством. Вот некоторые из этих заслуг:
Так или иначе, король Сё Син в истории Окинавы занимает особое место. Созданная им феодальная монархия просуществовала без значительных изменений до тех пор, пока остров не стал префектурой Японии.
Политическое и экономическое положение Окинавы требовало постоянного, тонкого лавирования между Китаем и Японией. Чем дольше сохранялись хорошие дружеские отношения между этими двумя странами, тем большую выгоду имела Окинава от своего торгового посредничества. В 1511 году португальские каравеллы начали захват главных морских торговых путей в Юго-Восточной Азии. Королевство Рюкю самостоятельно не могло защитить купцов, и вынуждено было выбирать покровителя между Китаем и Японией. В этот момент правивший король Сё Нэй совершил трагическую для Окинавы ошибку. Великий японский полководец и государственный деятель Хидэёси Тоётоми решил завоевать Корею, Китай и попросил содействия у короля Сё Нэй. Тот, ничего не зная о военной мощи сёгуна, не только ответил отказом, но и раскрыл эти зловещие планы китайскому императору. Многие историки считают, что это и послужило поводом нападения японской армии на Окинаву. В 1606 году к карательной экспедиции против королевства Рюкю стал готовиться властитель южно-японского княжества Сацума, господин Симадзу Иэхиса.
Клан Симадзу имел свои личные счёты с королём Рюкю, который отказал им в помощи во время гражданской войны. Разумные и энергичные политические действия помогли бы избежать кровопролития, но король Рюкю и его двор находились под влиянием китайских советников, которые умышленно толкали их на военный конфликт.
Симадзу осуществил военный поход с тремя тысячами самураев на ста короблях. Безоружные жители острова почти не сопротивлялись, а небольшой отряд солдат из гарнизона Наха, под предводительством Ся Мэя, был усмирён огнём японских мушкетов. С тех пор, хотя Окинава и сохраняло относительную независимость в торговых отношениях и поддерживало тесные связи с Китаем, экономически оно находилось в полной зависимости от клана Сацумы и постепенно обнищало.
Одна из самых распространённых исторических версий, связана с тем, что сопротивляясь ужесточённым законам клана Сацумы окинавские крестьяне совершенствовались в искусстве кулачного боя, используя их как приёмы самозащиты. Среди занимающихся и местного населения кулачное боевое искусство получило название «Тэ».
Традиция проведения тренировок ночью была одним из способов сохранения тайны. Более того, передавая свою технику ученикам, мастер открывал им далеко не всё. Существовало как бы несколько уровней освоения техники: первый – только для себя, второй – для членов своей семьи и самых близких учеников, третий – для всех остальных.
Вина за распространение подобных романтических мифов ложится на самих окинавцев, в предвоенные годы всеобщей милитаризации Японии, предвидевших ту роль, которую каратэ смогло сыграть в военной подготовке, и, на правах собственника, постаравшихся скрыть его китайские корни ».
Как бы то ни было, в существующих историях о первых мастерах кулачного искусства сообщается, что они далеко были не крестьянами, а принадлежали высшему сословию. Это будет ясно из нижеизложенного.
Семьи высшего слоя общества и аристократии, существовали до 1879 года, и подразделялись на Окинаве на 9 рангов: АНДЗИ, УЭКАТА, ПЭЙЧИН, САТУНУСИ ПЭЙЧИН, ТИКУДОН ПЭЙЧИН, САТУНУСИ, ВАКА САТУНУСИ, ЧИКУДОН, ЧИКУДОН ДЗАСИКИ.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Блог PROкимоно
Наши мысли, планы, обсуждения всего того, что так или иначе относится к миру боевых искусств
Мы сегодня уже привыкли к существующему разнообразию направлений боевых искусств разных народов. Одних только стилей карате можно насчитать не один десяток.
Но еще по историческим меркам совсем недавно, в самом начале ХХ века, про карате в том виде, в котором оно нам известно, мало кто знал даже в Японии. История происхождения карате, с одной стороны интересна своими событиями и яркими личностями, с другой – достаточно противоречива и окружена мифами.
Нескольким своим знакомым, людям далёким от спорта, я задал простой вопрос – откуда пошло карате? Конечно же, из Японии, ответили мне. Их ответ был достаточно предсказуем, но и нельзя сказать, что он до конца точен.
Ответ на вопрос о происхождении карате следует искать в непосредственной связке с историко-географическими событиями нескольких прошедших столетий в Азии.
Существует мнение, что карате своей духовной и технической составляющей уходит корнями в историю японского самурайства, более того, сами японцы активно поддерживают такую точку зрения. Что касается воинского духа, то сомнений в наследственности не возникает, но в отношении технических аспектов карате не всё так очевидно.
Воинский дух как фактор появления карате
Переместившись на десяток веков в прошлое, мы сможем заметить зарождение и усиление японских профессиональных воинов – самураев. Воображения сразу нам нарисует сурового, неэмоционального и непременно благородного воина и, при этом, утонченного знатока искусств. Одним словом – рыцаря, в современном понимании этого слова. И действительно, как ни странно, у рыцарей Европы времён крестовых походов и самураев было много общего. И это общее было отнюдь не в их рафинированном имидже наших дней.
Так в период 11-13 веков нашей эры европейские рыцари не гнушались грабежами, не брезговали устраивать морские пиратские рейды в средиземноморье. Они жестоко расправлялись с населением поверженных городов на пути в Палестину во время многочисленных крестовых походов. Ярким примером типичного «рыцарского» поведения тех времен стал Рено де Шатильон, рыцари которого во время второго и третьего крестовых походов свирепствовали на караванных путях Иерусалима и Дамаска и морских путях в районе Крита.
Но и самураям было чем удивить даже самых отъявленных рыцарей. Как известно самураи с детства воспитывались в традициях презрения к смерти, как к своей, так и к чужой. Это не могло не оставить отпечаток на их мировосприятии. У них существовал дикий с точки зрения европейца обычай – тамэсигири – самурай был вправе испытать новый меч на случайно встреченном прохожем.
В целом, японские и европейские воины не отличались стремлением держать слово, верность для них была вопросом выгоды, а милосердие зачастую считалось излишней мягкостью. Но при всем при этом, это были профессиональные солдаты, которые без колебаний принимали риск выбранного пути. Такая решимость отчасти объясняет откуда появилось множество желающих идеализировать и подражать им.
К началу ХХ века самурайское сословие было серьёзно ограничено в правах и возможностях. В этой связи в японском обществе сформировался запрос на воинскую национально-патриотическую идею. Популяризаторы карате сумели воспользоваться ситуацией, сыграв на уже взращённом к этому моменту в Японии положительном образе самураев и их древних традициях. При этом преемственность воинского духа стала одним из основных факторов позволившим добиться признания карате на государственном уровне. Что в свою очередь обеспечило ему массовость.
Происхождение технического аспекта карате
Вторым не менее важным фактором появления карате как вида боевых искусств можно считать набор технических приёмов и методик подготовки бойцов, определяющих его характерные черты.
Нельзя просто так взять и придумать карате?
К моменту государственного признания этого направления боевых искусств в Японии, карате де-факто уже представляло собой цельную систему. Но для того, чтобы стать таковой, технический арсенал ударов и бросков, а также методология их обучения должны были пройти весьма длительный путь по селекции наиболее эффективных приёмов, по отработке наилучшей методики преподавания. В отсутствии глобальной информационной сети этот период времени мог измеряться не одним столетием. Так как же формировалась база этого боевого искусства и где проходила «обкатка» техники?
Японская версия происхождения техники
Высший слой самураев – даймё – содержали собственные военные школы, где преподавались разнообразные прикладные направления, такие как бой на алебардах, мечах различных типов и длин, шестах и дубинках, трезубцах и вилах. В них изучались стрельба из лука, искусство сражения верхом, плавание, искусство тактики и военного управления и некоторые другие, более специфические направления.
Но если самураям было некогда разрабатывать кулачное боевое искусство, то, скорее всего кто-то это сделал за них. Подсказку помогут получить страны-соседи Японии.
Влияние соседа
Большинство источников указывают на то, что японское карате пришло в Японию с японской же Окинавы в конце 19 века. Но как и когда это искусство зародилось на острове в большинстве случаев не поясняется. Наиболее ранние упоминания расцвета карате на Окинаве датируются 18 веком. Это в целом понятно, так как Окинава с 14 века находилась в вассальной зависимости от Китая, а в состав Японии вошла только в конце 19 века.
Намёк на то, что карате родом из Китая можно получить, изучив происхождение слова карате.
Будучи зависимой от Китая, на Окинаву проникали технические элементы армейского ушу. На острове они получили название «тодэ» («карате» если прочитать те же иероглифы по-другому), что в переводе означало «рука династии Тан». Именно вторая версия прочтения закрепилась на Окинаве и стала обозначать кулачное боевое искусство, явным образом указывая страну происхождения карате. Но в 20-х годах ХХ века, из политических соображений и чтобы получить поддержку государства на развитие этого боевого искусства, иероглиф «кара», означающий «китайское» был искусственно заменён на иероглиф-омофон, означающий «пустой». Итогом замены стало старое название «карате» с новым смыслом: «пустая рука».
Еще одной отсылкой к Китаю стало распространение заимствованного для Японии термина «кемпо», который является буквальным переводом китайского «цюаньфа» — способы кулачного боя.
Китай оказывал сильнейшее влияние на Окинаву, а также опосредованно на всю Японию. В то время существовала мода, связанная со всем китайским. Доходило до того, что окинавские власти выделяли наиболее талантливых и образованных людей для прохождения обучения в Китае. А из Китая на Окинаву и в Японию приезжали инструкторы по науке, литературе, каллиграфии, религиозной философии.
Не обошла эта мода и боевые искусства.
Китайские истоки техники карате
Если присмотреться к набору технических и методологических практик, принятых в карате, можно ясно увидеть их схожесть с прикладными направлениями китайского ушу.
В карате можно выделить три основных направления подготовки бойца:
Все эти три направления издревле являлись и являются основой любого стиля ушу. Наиболее важным с точки зрения китайского ушу является третье направление. Этим методам подготовки уделялось по нескольку часов в день, а сами практики ушу рассматривались в первую очередь не как набор технических приёмов, а как способ духовного самосовершенствования и носили особый личностный характер переживания бойца. В эту группу техник подготовки входили многочисленные приемы психорегуляции, медитативных и дыхательных практик, методы концентрации сознания и контроля внутренней энергии.
Однако в силу того, что китайские школы ушу традиционно были закрытыми, особые методы подготовки дошли до Японии в сильно редуцированном виде. Длительные психоэмоциональные практики ушу трансформировались в ритуальные медитации продолжительностью в нескольку минут в начале и конце тренировки.
Деятельные японцы понимали важность психоэмоциональной составляющей. И они придумали выход. Был сделан упор на формальные комплексы. Имеющие прямые аналоги в Китае ката Канку-дай, Бассай-дай, Сейсан, Сандзюроку, дыхательные Санчин и Тэнсё тщательно изучались и отрабатывались. Формой активной медитации в карате стали ката.
При адаптации китайского боевого искусства японцы также переработали подход к свободному поединку (в китайском ушу бой в полный контакт саньда – один из элементов обучения боевому искусству), первоначально исключив дзию-кумитэ из арсенала тренировочных упражнений, сосредоточившись на концепции одного сокрушающего удара. Но на более поздних этапах свободный бой всё же вернулся в карате, принципиально разделив боевое искусство на два течения: практикующих дзю-кумитэ и придерживающихся философии одного решающего удара.
Японское искусство с китайскими корнями
Теперь вполне очевидно китайское происхождение карате. Поскольку многие письменные труды по теории и практике боевых искусств также пришли в Японию из Китая. Многие мастера, подтолкнувшие интерес к карате, прошли обучение в Китае, хотя они зачастую и не желали это афишировать. Прослеживается отчётливая связь техник и методик карате со школами ушу.
Ну а японцы, со своей стороны, внесли значительную лепту в развитие этого боевого искусства.
Так, например, самурайское наследие привнесло в карате, помимо воинского духа, особую практику оказавшую влияние на технику выполнения ударов.
Это особенное состояние бойца, называемое «кимэ». В момент нанесения удара оно характеризуется кратковременным приложением всех физических сил, воли и энергии в точке удара и сопровождается коротким боевым кличем «киай». Этот выкрик, обозначающий применение или присоединение внутренней энергии «ки», пришёл из самурайского боя на мечах.
Именно японцы вывели карате в плоскость спорта, позволив заниматься карате огромному числу людей во всех уголках мира. И поэтому мы сегодня можем говорить о карате как о японском виде спорта, но не забываем его китайского происхождения.
Автором и правообладателем данного материала является администрация интернет-магазина PROкимоно. Перепечатка возможна только в случае размещения действующей гиперссылки на данную оригинальную статью или с особого разрешения администрации.
Карате. Реальная история боевых искусств Японии
«Основной поток торговли между Японией и Китаем пошел через государство Рюкю, которое и Китай, и Япония считали «своим». Торговля с Китаем была немаловажна для престижа и финансового благополучия даймё Сацумы. Чтобы избежать возможных конфликтов с Китаем, правители Сацумы предписали Рюкю притворяться независимым государством. Жителям Рюкю было запрещено пользоваться японскими именами и одеждой. Представителям Рюкю за рубежом было запрещено упоминать зависимость Рюкю от Сацумы. Японские подданные не имели право посещать Рюкю без правительственного разрешения. Даже рюкюский посол в Эдо был обязан вести переговоры только через переводчика. Китай скоро узнал об истинном положении дел, но игра в независимость Рюкю позволяла всем сохранить лицо и продолжать выгодную торговлю».
Вы только представьте себе эту картину. К примеру, губернатор Иссык-Кульской области Киргизии запрещает урянхайцам Республики Тыва носить киргизские шапки, называться киргизскими именами и предлагает всеми силами показывать свою независимость от Киргизии.
Когда же реально японцы появились на островах? После революции Мэйдзи 1866—1869 гг. и последующей кровавой централизации под руководством европейских военспецов, когда конгломерат разнородных туземных кланов и торгово-пиратских корпораций был де-факто объединён под властью реально первого тэнно (император по японски, хотя европейцы норовят обозвать его прозвищем «микадо») в единое государство, которое обратило внимание на то, что европейские хищники активно прибирают к рукам острова, окружающие молодую державу (Россия — Цусиму, древнюю базу японских пиратов, Британия — о-ва Бонин), а США положило глаз на Рюкю, и, чтобы не дать прыткому союзничку устроить Кубу под своим брюхом, Япония устроила самый Муданьский инцендент из всех возможных:
В 1871 году японские пираты по привычке направились пограбить на Тайвань, местные аборигены оказались на высоте и перебили налётчиков — обычное дело, не повезло… Но если бы это было лет 10 назад, это было бы обычным делом, а сейчас Япония — ДЕРЖАВА с заявленным 26-миллионным населением (реальная численность на тот момент составляла порядка 9,6 млн. чел., но при бешеном проценте прироста населения этот показатель был достигнут уже на пороге ХХ века, первая реальная перепись была проведена только в 1920 году) и стремительно развивающейся усиленно натаскиваемой европейскими и СШовскими военспецами армией, а так же пиратскими и самурайскими бандами многочисленных бояр-даймё. Почувствовав удобный момент т.н. «микадо», грубо говоря, предъявил циньскому хуангди, мол, «твоя шпана козырных пацанов покоцала!», на что китайское правительство в лице регентши Цыси, от имени хуангди Цзайчуня Тунчжи, естественно, честно «послало их в далекую даль!», сообщив, «что не несёт ответственности за происходящее на восточном берегу Тайваня». Всё, этого было достаточно, официальный отказ маньчжурского дома от неизвестных островов был озвучен. Поэтому в 1872 году Сё Таю последнему «князьку» Окинавы (причём, судя по всему, он же и первый, да и по внешнему виду он явно китайского происхождения, а не абориген-австронезиец!) объявили, что он теперь не независимый ван («князёк»), а японский маркиз — хо. А тому — хоть собакой назови, только на цепь не сажай, в общем, он был не против.
Сё Тай ван Рюкю.
Еппонцкий драк.
Кто помог им найти подручные средства в условиях отсутствия средств производства предметов вооружения, думаю, сильно объяснять не надо, тем более, ответ сам лезет на глаза: судя по первичной расшифровке названия «карате» — «китайская рука», это были те, кого у нас принято называть «китайцами»… однако не торопитесь, столь неожиданное боевое мастерство китайцев, которых даже во вторую Опиумную войну рота европейцев тысячами на пинках разгоняла, тоже должно иметь объяснение.
Собственно, что из себя представляет архипелаг Рюкю? Рюкю вместе с Тайванем были этаким морским Дагестаном, там жило пару десятков мелких племён, а всё побережье Тайваня с материковой стороны заселяли кантонские колонисты, все воевали со всеми и сильно плевали на то, что цинский хуангди считал их своими вассалами, общее население этих забытых богом островов вместе с кантонцами было порядка миллиона, из которых на Рюкю приходилось где-то 5-6%, а аборигенов-австронезийцев на самом Тайване было от силы процентов 10-15. Откуда взялись эти толпы китайцев, да ещё и с «китайскими руками»? А ответ опять расположен настолько близко, что людям даже неудобно на него смотреть.
Естественно, сами перебрались, вопрос «почему?» опять придётся рассмотреть внимательнее… Нет, конечно они не бежали от несогласия с деспотией китайского царизма, муравьи-китайцы до сих пор без разрешения правительства пукнуть боятся, и резонансные «Опиумные войны» напрямую тоже были не при чём, немногочисленным европейцам, наоборот, нужны были компактные стада тупых «китаёз», чтобы, не сильно напрягаясь, точечно сбывать тонны дерьма по цене добра, получая при этом баснословные деньги, однако без тогдашнего мирового зла — европейцев — столь важный процесс никак не мог произойти.
Без сомнения, этот процесс был взаимосвязан с общемировыми событиями передела мира по результатам «Крымской войны»… Сипайское восстание, продажа Аляски, интервенция Франции в Мексику, «гражданская» война на территории нынешних США, «реставрация Мейдзи» и «тайпинские» восстания — это всё звенья одной цепи… Видимо, со времён тайпинов Тайвань (интересное созвучие?) стал отстойником Китая, всё, что не удерживалось в Китае, сливалось на Тайвань, с перерывами, но регулярно: тайпины, ихетуани, чанкайшисты — все «сливки» Китая осаживались на Тайване, причём, заметьте, проигравшие, но не побеждённые, и с огромным боевым опытом… Кто создал из «желтопузых обезьян» (как их именовал британский генерал, бравший «Гу-гун») бойцов с «китайскими руками»? Не сами же они себя создали, «наблюдая за повадками животных, птиц, богомолов»? Нет, эти детские сказки они специально приготовили для впавших в детство европеоидов, а натаскивали их… сами европейцы, военспецы в туземных шмотках, с местными кличками-сиконами и богатым опытом ведения боевых действий с передовыми армиями тогдашней ойкумены, самозабвенно так натаскивали на свою голову тогдашние аналоги нынешних «алькайд».
Вот такие вот «китайцы» и «японцы» делали из туземного сброда настоящих бойцов «всепобеждающих армий».
Судя по тому, что тайпинов в основном натаскивали британцы и американцы, за основу китайцами брался всё-таки именно бокс, только старая его разновидность, с ударами коленями, локтями и невысокими пинками ногой, а то, что китайцы чрезвычайно широко используют подручные предметы, указывает на то, что разновидность бокса была всё-таки американской… Посмотрите на эти фотографии:
Боксёр.
Муайтайцы.
и сравните со стойками древних «каратистов»: никаких кривляний и стоек «раненого в ногу пьного дятла», никаких раскоряк и фантастических поз, всё просто и по-боксёрски функционально.
Не знаю, зачем в вялой и умиротворяющей глуши Окинавы семьи Хигаонна Канрё (по-китайски Шин Цен Йена (Синицина Ивана?)) и секретаря Сё Тая, известного по японизированному имени Итосу Ясуцунэ, сохранили китайскую подделку американской разновидности бокса под наименованием тотэ, но факт налицо: тотэ не просто сохранилось, но ещё и, видимо, обладало какими-то боевыми свойствами, хотя, возможно, всё дело было просто в выдающихся на фоне окинавской мелочи физических данных обоих. Хигаонна Канрё был на полголовы выше местного населения, да и чисто внешне больше походил на татарина, нежели на японца, китайца и тем более рюкюсца.
Хигаонна Канрё.
А его соратник и перманентный противник Итосу Ясуцуне, не смотря на то, что тоже считался китайцем, щеголял казачими усищами и отличался богатырской статью.
Итосу Ясуцунэ.
А вот уже следующее поколение мастеров тотэ было явно аборигенным, обратите внимание на «квадратные» головы (по сравнению с долихокефалами Хигаонна и Итосу), свойственные австронезийцам, но при этом двое из них тоже явно выделялись среди местного населения размерами; это прославленный фильмом «Гений дзю-до» Тёки Мотобу по прозвищу «обезьяна», и богатырь Тёдзю Мияги.
Тёки Мотобу.
Тёдзюн Мияги.
Хотя, двое других: железный крепыш с усиками, как у «гитлерюгенда», Кэнва Мабуни и худосочный хитрый малыш из семьи интеллигентов-аборигенов Гичин Фунакоши, который никогда в жизни не дрался, но любил сочинять книжки, не баловали зрителей статью.
Кенва Мабуни слева.
Гитин Фунакоси.
Ну, и кого, по-вашему, в итоге запомнили как создателя карате? Здоровяков бойцов, которые в реальных боях и рейтинговых, как бы сейчас сказали, поединках доказывали своё превосходство? Ничего подобного! СОЗДАТЕЛЬ КАРАТЕ — ГИЧИН ФУНАКОШИ! Да-да, этот хлюпик, школьный учитель, как раз и остался в веках создателем карате. Как Гичин Фунакоши, который кроме ката, ничем не мог себя проявить, стал великим воителем, отдельная и очччень поучительная история. Вот, по-моему, самый ёмкий текст, описывающий это событие:
«В 1917 году японская ассоциация воинских искусств заинтересовалась каратэ и пригласила в Японию лучшего специалиста Окинавы. Предполагалось организовать боевую встречу гостя с Окинавы с мастерами Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу) и таким образом сравнить две боевые системы. Тёки Мотобу являелся самым сильным из живущих на Окинаве бойцов рукопашного боя. Его считали живой легендой. Он происходил из старой семьи каратэков, а свою репутацию он заслужил не столько своими возможностями мастера каратэ, сколько своей феноменальной физической силой. Хотя он был неграмотен и не очень умен, но его грубая сила и психологический эффект, вызванный его внешностью, полностью возмещали эти недостатки. Его любимой стойкой была Стойка Всадника (Киба Дачи), в которой он почти не перемещался, предпочитая принять серию ударов, чтобы использовать свою феноменальную физическую силу наверняка. Он не был «танцором». Он предпочитал схватить своего противника и «вырубить» его насмерть. Нанести ему поражение было почти невозможно. Поэтому многие патриоты острова считали, что именно Матобу поедет в Японию. Но он был слишком, мягко говоря, экстравагантным. Он присвоил себе одиннадцатый Дан и считал себя самым великим воином на Земном шаре. Он не умел разговаривать с людьми, был груб, не умел нормально одеваться, не расчесывался, ел руками и не пил чай из маленьких чашек. Он не кланялся и не становился на колени перед японцами ни под каким видом. Он не знал, что такое подчиниться приказу или просьба подождать. Наверняка японцы застрелили бы его, если бы произошел какой-то инцидент. Его темперамент и поведение были причиной отказа ему в поездке.
Среди школ острова Окинава, в которых обучали японскому письму и чтению, существовала подготовительная школа для жителей острова, которые хотели работать в Японской Гражданской Организации. Школа называлась «Шотто Гакко», и в ней обучали всему необходимому для достижения успеха в японской среде. Один из учителей этого заведения был окинавцем. Он вел японский образ жизни и мог состязаться в этом с любым японцем. Его манеры и речь были безукоризненны, и он одевался в добротную японскую одежду. Со стороны высокообразованных японцев он пользовался глубоким уважением. Его имя было Гичин Фунакоши, он был прекрасным лингвистом, но его всепоглощающим интересом было каратэ. Он был невзрачен и невелик ростом, но в 1916 г., именно он, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать тотэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация тотэ в Японии.
В 1921 г., Фунакоши оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai — Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал её председателем, тогда же и мастер Мотобу Тёки переехал на Хонсю в Осаку. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с целью распространения тотэ.
Фунакоши Гичин демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате. Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и распространение окинавского боевого искусства в Японии была организована именно Фунакоши Гичином.
В 1936 г. Фунакоши построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоши сменил иероглифы карате, которые раньше означали «китайская рука», на иероглифы «пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но имеют различное написание.
Фунакоши Гичин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо, пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввел новое название: каратэ-до — «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоши Гичин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой физического и духовного воспитания.»
Могу добавить, что удары ногой в Фунакошинском карате никогда не наносились выше паха, стойки были только широкие, удары одиночные, а движения только прямолинейные, и никаких размашистых «мавашигири»… вот так школьный учитель, благодаря грамоте, умению складно говорить и писать, и механически красиво сучить ручками-ножками, толпами истребляя невидимых противников, попав в струю, стал великим создателем системы, породившей несколько поколений великолепных бойцов.
Мораль однозначна: учись, будь вежлив, красиво двигайся, будь в тонусе, и люди к тебе потянутся.
Гичин Фунакоши.
Ну, а кто же нам создал другой японский фетиш — дзю-до (дзюу-доу, джиудо, джиу-до)? Не поверите, но тоже вовсе не признанный боец, а… учитель литературы и иностранных языков Джигоро Кано, причём, на видео «великий мастер» демонстрировал не менее обезьянские трюки, чем китайские «специалисты», очень напоминают более поздние показательные выступления ещё одного великого учителя Морихея Уэсибы.
Вот, эти пряничные дедушки, усачи, как на подбор, в деле:
Профессор Дзигоро Кано.
Будущий о-сенсей Морихей Уэсиба.
Вот реальные видео, специально не искал, просто те, что попались: