на каком покрытии не проводят соревнования по спидвею или трековым мотогонкам
На каком покрытии не проводят соревнования по спидвею (см.)?
На каком покрытии не проводят соревнования по спидвею, или трековым мотогонкам?
А значит, спидвей не проводят на асфальтовом покрытии.
Правильный ответ: Асфальтовое.
Правильным ответом на этот вопрос будет асфальтовое, самый верхний вариант из предложенных.
В основном соревнования по спидвею проводятся по трассам с ровным гаревым покрытием, это часто бывают обычные гаревые дорожки стадиона. В зимний период в качестве трасс подходят трассы с ледяным покрытием.
Гораздо реже для таких соревнований используют земляные, а также еще и травяные треки.
Довольно-таки непростой вопрос, для ответа на который необходимо обладать достаточно глубокими познаниями в мотоспорте и разбираться в правилах проведения каждого конкретного вида соревнований, поскольку (если верить сети Интернет) в разных случаях они осуществляются на каждом из перечисленных покрытий. Спидвей относится к трековым дисциплинам (трасса представляет собой овал), и исключить из представленного списка следует покрытие «Асфальтовое».
При ответе следует обратить внимание на тот момент, что нам нужно исключить то покрытие, на котором соревнования по такому виду спорта, как спидвей НЕ проводятся.
Это АСФАЛЬТОВОЕ, на остальных перечисленных, в зависимости от определенных требований, проводятся.
Обычно покрытие для спидвея бывает гаревое, оно может быть также ледяным, земляным или травяным.
Спидвей это такая разновидности мотоциклетного спорта, где участники соревнуются на трассе, имеющей форму овала. А вот покрытие этой самой трассы может быть разным, от земли до льда, но, в основном, гаревым. А вот на АСФАЛЬТОВОМ соревнования не проводятся.
Этот вопрос пожалуй самый трудный, по крайней мере я бы наверное сдалась, совершенно не представляю какой покрытие в списке нужно выбрать. Но благодаря интернету можно справиться и с вопросом про мотогонки, единственное покрытие на котором соревнования по спидвею не проходят самое первое в списке- Асфальтовое.
Спидвей представляет собой вид мотоспорта, поэтому вид покрытия играет в таких состязаниях главную роль. В качестве покрытия часто используется гаревое, но в зимнее время соревнования проводятся на льду. Состязаться в спидвее можно и на земляном натуральном покрытии, а вот асфальт в мотоспорте не применяют.
Ответ: асфальтовое.
Когда я дома решила сама делать себе шеллак, то приобретя все необходимое, изучила что нужно приобрести заранее. А уже после по видео урокам ютуба сама стала делать. Там все пошагово объясняют и показывают. Все легко как оказывается, сделала с первого раза, и держался долго. Ютуб вам в помощь, а еще есть группы в социальных сетях девушки там делятся профессиональными секретами и фишками. И отвечают на вопросы других, помогают, если нужно советом и т.п.
Да. Птичий помет разьедает краску автомобиля это факт. Если увидели свежую кляксу сразу ее смывайте)
Существуют два метода нанесения покрытий на инструмент:
Нанесение покрытия инструмент, используемый в процессе металлообработки, позволяет увеличить его работоспособность. Свойства покрытия влияющие на процесс резания:
Само по себе тефлоновое покрытие никакой угрозы вашему здоровью не нанесет. Но если покрытие начало обсыпаться и крошиться, это представляет опасность для здоровья. Все тяжелые металлы попадающие в наш организм, способны вызвать серьезные заболевания в нашеморганизме. В особенности, для беременных, возможно развитие уродства у плода и ряд других потологий.Если ваша сковорода или любая кухонная утварь испорчена лучше ей не пользоваться.
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: спидвей
Современный мотоциклетный спорт может похвастаться внушительным разнообразием направлений, поэтому с этим материалом мы начинаем серию статей, призванную познакомить вас наиболее важными и интересными дисциплинами более подробно. И первый в этом списке — спидвей.
Общая информация
Само по себе название «спидвей» — это простая калька с английского слова speedway, что переводится как «скоростная дорога». На самом деле, оно не очень хорошо отражает суть соревнований, поскольку в ряде других дисциплин развиваются гораздо более высокие скорости (например, до 350 км/ч в MotoGP против 110 км/ч в спидвее). А вот принятое в России дополнительное название — «трековые мотогонки» — уже подходит гораздо лучше. Дело в том, что гонщики действительно выступают на классическом треке, имеющем форму овала с двумя прямыми отрезками и двумя левыми поворотами.
Немного истории
Самые первые мотогонки, а точнее, гонки с участием мотоциклистов, представляли собой заезды на длинные дистанции, проходившие по трассам общего пользования, соединявшим крупные города. Основной их целью было доказательство того, что лишь недавно увидевший свет мотоцикл, является вполне перспективным транспортным средством. Однако подобным способом привлечь внимание общественности удавалось достаточно плохо: за гонкой просто невозможно было следить. Все, что мог сделать зритель — это в течение нескольких секунд наблюдать за проезжающими мимо участниками и позже ознакомиться с результатами, опубликованными в одной из газет.
Впрочем, общественность все же удалось заинтересовать новой двухколесной машиной и внушительной (по тем временам) скоростью. Настоящий же прорыв в популярности был внезапно связан не с увеличением, а наоборот, с уменьшением масштабов гонок, пришедшимся на 1920-е годы. В дополнение к стремительно развивающимся соревнованиям по мотокроссу, их начали проводить на обычных беговых стадионах или ипподромах — отсюда и относительно небольшая длина круга.
Подобное решение имело достаточно внушительный список преимуществ абсолютно для всех причастных к соревнованиям: от организаторов и гонщиков до зрителей:
В итоге все это вылилось в появление так называемого классического спидвея и проведение в 1936 году первого Чемпионата мира, состоявшегося в Лондоне под эгидой Международной федерации мотоциклетных клубов (ФИКМ), В дальнейшем он начал проводиться ежегодно.
Что касается истории спидвея в Советском Союзе, то, несмотря на отставание нашей страны от Европы в плане технического развития, спидвей был весьма популярен. Первый Чемпионат России был проведен на одном из ипподромов Москвы уже в 1920 году. В дальнейшем соревнования были перенесены на футбольные стадионы, а Чемпионат переименован в Кубок Советского Союза. Он проводился до самой Второй мировой, прервавшей развитие мотоциклетного спорта не только в нашей стране, но и по всему миру.
Впрочем, это абсолютно не означает, что к тому моменту спидвей окончательно сформировался и остался неизменным до наших дней. Наоборот, направление и использующаяся в нем техника продолжили развиваться, что привело к появлению новых разновидностей соревнований.
Виды и особенности трековых дисциплин
Классический спидвей
Классические трековые мотогонки проводятся на кольцевом треке с гаревым покрытием. Длина кольца — от 260 до 400 м, как и у обычной беговой дорожки на стадионе, где организовывались первые соревнования по спидвею. Ввиду небольшой длины трассы, гонка состоит из 4 (реже 5) кругов, при этом ширина трека позволяет одновременно стартовать 4 гонщикам.
Изначально Чемпионат мира строился на системе квалификационных раундов, в каждом из которых гонщики получали очки в зависимости от занятого места. В результате отбора 16 спортсменов переходили в финал, который состоял из 20 заездов. Победителем становился гонщик, который набирал максимальное количество очков в сумме после всех 5 заездов финального этапа. В том случае, когда к концу гонки несколько участников имело равное количество очков, все они объявлялись победителями.
Система отбора участников изменилась в 1955, когда за организацию взялась ФИМ. Квалификация приняла вид зональных соревнований: спортсменам больше не нужно было съезжаться в Англию на отборочные заезды, так как они начали проводиться в других европейски странах. Финал Чемпионата мира в 1961 году также покинул привычный Лондон и от года к году стал менять место проведения.
Еще одно значимое изменение было внесено в систему проведения в 1995. С этого года чемпион стал определяться не по результатам финального заезда, а при проведении 6-этапного мирового Гран-При. Каждый этап состоял из уже привычных 20 заездов (каждый гонщик выходил на трек 5 раз) и был дополнен финальным дополнительным заездом, призванным распределить по местам гонщиков, получивших одинаковое количество очков.
К слову, количество очков, полученное каждым спортсменом, зависело от занятого им места. Так победитель этапа получал 25 очков, серебряный и бронзовый призеры — 18 и 16 очков соответственно, и так далее по нисходящей вплоть до участника на последнем 16 месте, которому доставалось всего 1 очко.
В 2007 году подобный метод подсчета был упразднен, и результаты стали складываться из очков, набранных участниками непосредственно в результате заездов.
Гросспидвей
По сути, гросспидвей является полным аналогом классических трековых мотогонок за исключением размера трека. Вместо беговых дорожек для его организации изначально использовались ипподромы, поэтому длина одного круга достигает 1 км. Большая свобода движения позволяет участвовать в заезде сразу 6 спортсменам.
Этот вид спорта развит гораздо меньше, чем классическая дисциплина, но также курируется ФИМ, которая организует 2 мировых соревнования: Личный и Командный чемпионаты мира.
Гонки по ледяной дорожке
Аналог классического спидвея (по правилам и размерам трека), но проводимый зимой, когда трасса покрыта льдом. В большинстве случаев соревнования проводятся на тех же треках, что и в теплое время года, но иногда трассы специально организуются на замерзших водоемах.
Впервые гонщики выехали на ледяной трек примерно в 1920 годах в одной из скандинавских стран. Точных исторических данных об этом, к сожалению, не сохранилось. А вот выход отечественного мотоциклиста Сергея Бучина на трек для конькобежцев официально отмечен в газете «Красный спорт» от 9.01.1939.
Изначально гонки на льду носили исключительно развлекательный характер, поскольку считались чересчур опасными для официального вида спорта, однако уже в 1940 на ипподроме в Москве были проведены первые официальные соревнования локального масштаба, а в 1960 состоялся первый Кубок дружбы народов. В нем помимо спортсменов из СССР принимали участие мотоциклисты из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Видя нарастающий интерес, ФИМ решила придать соревнованиям официальный статус, и в 1966 году состоялся первый Чемпионат Мира.
Спидвей на земляном и травяном треках
Помимо гаревого и ледяного покрытия гонки проводятся также на земляных и травяных треках, но даже несмотря на ряд локальных чемпионатов, оба этих варианта не получили существенного распространения.
Мотоциклы для спидвея
И последнее, на что стоит обратить внимание — это конструкция мотоциклов, использующихся в гонках. Изначально, когда это направление мотоциклетного спорта только начало формироваться, на трек выходили стандартные модели, поскольку о специальных модификациях под различные дисциплины тогда речи не велось. Но с течением времени, как и во всех других уже сформировавшихся видах спорта, техника начала модернизироваться с учетом особенностей гонки и поверхности трассы.
Для спидвея основными характеристиками мотоцикла можно считать высокую скорость, которая позволяет обгонять соперников на прямых отрезках, и хорошую управляемость, жизненно необходимую при прохождении поворотов. В связи с этим модели для классических трековых гонок, гросспидвея, земляной и травяной дорожки оснащаются 4-тактным одноцилиндровым двигателем объемом 500 см3. При этом двигатель и выхлопная системы расположены в нижней точке рамы, что позволяет добиться большей устойчивости. Руль более широкий — для лучшего контроля переднего колеса. Но самое важное отличие кроется в системе торможения, точнее, в ее отсутствии — снизить скорость гонщик может исключительно путем торможения двигателем.
В неофициальных соревнованиях также могут принимать участие модели с меньшим объемом двигателя — 250 и даже 125 см3.
В гонках на ледовой дорожке участвуют слегка модифицированные модели. Основное отличие заключается в наличии на шинах крупных металлических шипов — порядка 120 на переднем и до 200 на заднем колесе. При этом большая их часть сосредоточена на левом крае шины, поскольку именно от него зависит качество контакта колеса с трассой во время поворота. Наличие шипов также требует дополнительной защиты, поэтому колеса на «зимних» мотоциклах прикрыты широкими, длинными пластиковыми крыльями.
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Гонки на гаревой дорожке / Спидвей
Этот вид мотоспорта зародился в Австралии в 1923 году, когда на сельскохозяйственной выставке возле г. Сидней родоначальник спидвея Джон Хоскинс организовал показательные выступления 60-ти спортсменов на конном ипподроме.
Первый чемпионат мира по спидвею прошёл в 1936 году.
Главное отличие спидвея от кольцевых мотогонок и мотокросса состоит в трассе, представляющей собой овал длиной от 260 м до 425 м (стандартная беговая дорожка стадиона), обычно с гаревым или аналогичным ровным покрытием.
В настоящее время часто используется доломитовая или гранитная крошка. Менее распространены гонки по земляному и травяному трекам, а также мотогонки на длинном треке с протяженностью круга свыше 600м.
Число участников обычно от 4 до 6 в каждом заезде. Спортсмены движутся по треку против часовой стрелки, обычно дистанция составляет 4 круга. Наиболее популярны гонки на мотоциклах 500 см³, однако, соревнования проводятся и среди более малых кубатур, для мотоциклов 250-125-80 см³. Мотоциклы с коляской для трековых гонок бывают с моторами до 1000 см3.
Спидвей. Правила и особенности. Техника и соревнования
Спидвей, что в переводе с английского означает «скоростная дорожка» – разновидность гонок на мотоциклах по трассам со специальным покрытием. Это зрелищный и динамичный спорт, который существует уже более 50 лет.
Историческая справка
Родина спидвея и конкретная дата его возникновения не установлены, но некоторые факты подтверждают, что первые гонки проводились еще до Первой мировой войны.
В начале 20 в. в ЮАР проводились мото соревнования на коротких трассах, имеющих твердое и мягкое покрытие. В Соединенных Штатах пользовались популярностью гонки на треках с деревянным покрытием, однако в ходе одного из таких состязаний несколько участников упали прямо на зрителей. После этого гонки стали проходить на ипподромах и были названы dirt-track («грязная дорожка»). С 1913 г. такие заезды стали организовываться в Канаде.
В 1928 г. в Англии состоялся турнир, участники которого соревновались на велосипедах без тормозов. А в 1929-м спидвей пришел в Европу в уже привычном нам виде и быстро завоевал популярность. В том же году состоялся турнир под названием «Золотой шлем Чехословакии». Спустя год аналогичная гонка прошла в Польше, а затем — в Австрии и Германии.
Точкой отсчета истории спидвея в нашей стране считается 1958 г., когда на в Лужниках была организована первая гонка. Спидвей активно развивался в период существования СССР: во всесоюзных чемпионатах принимал участие не один десяток команд. На сегодняшний день во всероссийском первенстве выступает всего 5 команд-участниц.
А вот в Европе гонки по спидвею остаются очень востребованными. С 1995 г. каждый год с марта по октябрь проходит Гран-При Спидвея. С 1961 г. российские гонщики также борются за звание чемпиона мира.
Особенности и правила спидвея
В гонке участвуют команды с 4 участниками на байках. Старт производится с одной позиции, а победу одерживает тот, кто первым приходит к финишу. Казалось бы, все просто, но на трассе гонщиков ожидает множество сюрпризов, и именно этим привлекает зрителей спидвей.
Трасса для соревнований именуется треком. Она овальная, имеет 2 прямых участка и 2 полукруга. Покрытием выступает гранитная, мраморная, доломитная крошка или же смесь этих материалов. Протяженность варьирует от 260 до 425 м, ширина прямых участков равна 10 м, а полукруглых — 14 м. На одном из прямых участках сделана белая отметка, разделенная на 4 одинаковых отрезка. Это так называемые ворота, из которых стартуют участники. Направление движения — против часовой стрелки. Спортсмены проделывают по трассе не более 4-х кругов. Трек хорошо просматривается со всех сторон, и болельщикам в любой момент видно, кто лидирует в данный момент.
Скорость, которую байкеры развивают на прямых участках, достигает 110 км/ч, но на поворотах она снижается. Тот, кто попадает на грязный участок, получает преимущество в скорости.
Правила гонки
Разработаны Международной федерацией мотоспорта и содержат следующие основные положения:
На старте гонщики располагаются каждый на своей позицию не менее, чем в 10 см от стартовой ленты, касаться которой запрещено. Участники стартуют по сигналу судьи, после которого поднимается стартовая лента. При несоблюдении указанных правил спортсмен наказывается. Техника старта очень важна, поскольку позволяет сразу получить преимущество. В процессе езды оба колеса мотоцикла должны оставаться в пределах дорожного полотна, в противном случае участник снимается с соревнований.
Мотоциклы
Регламентом соревнований установлены и требования к мотоциклам. Тормоза в них не предусмотрены, для старта используется сцепление. В качестве топлива применяется метанол. Он повышает мощность мотора и, соответственно, развиваемую скорость. Байки оснащаются карбюраторными моторами с одним цилиндром и объемом 500 куб. В обязательном порядке устанавливаются пылесборник и глушитель. Ручка должна иметь ширину 65-85 см. Вес «железного коня» без различных жидкостей составляет 77 кг.
Спидвей считается эффектным спортом еще и потому, что на треке часто происходят падения мотоциклистов. Причиной тому становятся высокие скорости и ограниченное пространство, а в дождь покрытие трассы становится скользким. Под крики болельщиков байкеры могут отправиться прямо в ограждение, на мотоцикле или без, описав в воздухе несколько кругов. Это хотя и зрелищно, но неизбежно сопряжено с получением спортсменами серьезных увечий. Поэтому в целях безопасности трек огораживается специальными надувными бортами, а на поворотах — отбойниками.
Ледовый спидвей
Считается разновидностью дисциплины и имеет большое сходство с классическим. Для гонки используется стадион с длиной дорожки 265-425 м. В каждом заезде на старт также выходят 4 байкера. Тому, кто финишировал первым, присуждается 3 балла, вторым – 2, третьим – 1, а последнему баллы не начисляются. Тот, кто допустил падение с мотоцикла или допустил нарушение границ трека, дисквалифицируется. Каждый спортсмен в обязательном порядке проделывает по одному заезду с каждым из противников.
Мотоциклы для спидвея на льду так же не имеют тормозов. Скорость уменьшается посредством снижения оборотов двигателя, а также при помощи левой ноги гонщика, на которую надевается специальный мотобот. Но главная отличительная особенность такого байка — огромные шипы на покрышках колес. Они имеют длину 28 мм и по количеству их больше на левой стороне покрышки. Это обеспечивает хорошее сцепление с дорогой, особенно на левых поворотах. Без таких шипов спидвей на льду попросту невозможен.
Рама гоночного байка плоская и расположена низко, что позволяет наклонять мотоцикл в поворотах. Двигатель, так же, как и в классическом спидвее, имеет объем 500 куб., а топливом выступает метанол. Вес «железного коня» составляет 125 кг.
Ледовый спидвей не отличается большими скоростями, но все же признается очень травмоопасным. Основную угрозу представляют шипы, которые, при соприкосновении с ними на скорости, способны нанести увечье. Чаще всего причинами травм становятся падения, заносы на поворотах и столкновения с противниками.
Еще одной причиной аварий становится само ледовое покрытие трассы. Оно быстро портится под воздействием шипов, становится изрытым и опасным. на таком треке сложнее контролировать байк, что учащает падения. Спортсмены обязательно надевают защитную экипировку, а вокруг трека устанавливаются мягкие тюки. Однако полностью от травм это не спасает, и гонки на льду часто сопровождаются ушибами и переломами.
Сегодня спидвей, как ледовый, так и классический, распространен на всем земном шаре. Для организации соревнований нет нужды оборудовать очень дорогие трассы, как, скажем, для Формулы-1, или же строить разнообразные препятствия, как в мотокроссе — достаточно дорожки стадиона, которое покрывается специальными материалами. А по зрелищности этот вид спорта не уступает другим мотоциклетным дисциплинам.
Даниил Иванов – о спидвее на льду, шинах «Барум» и о том, как кидался в судью ледышками
За окном уютного кафе у подножья высокогорного катка «Медеу» в Алматы валит снег. Хлопьями. Снежками. Потрескивает камин, ароматно пахнет кофе. А мы с российским мотогонщиком, 7-кратным чемпионом мира по спидвею на льду в командном зачете и 2-кратном – в личном, Даниилом Ивановым, говорим о гонках, о технике и обо всем, что около…
— Такой снегопад… Если завтра будет так валить, это не помешает гонке?
— Абсолютно! Снег не мешает, он даже не успевает залеплять визор. А вот ветер – отвлекает, особенно, когда он – сильный и колышет стартовую ленту. Очень сложно сосредоточиться в такой момент.
— Сегодня – тестовые заезды, завтра – гонка. Мотоциклы уже адаптировали к иному, горному, давлению и слегка разряженному воздуху?
— Да, конечно. Сложно все отстроить было лишь в первый год, когда этот лед был для нас новым. Сейчас все по накатанной: жиклер поменяли, звезду на моторе и на заднем колесе поменяли – и все, техника готова. Нам везет – у нас нет сложных компьютерных настроек, все руками.
— Давай сразу о серьезном: мотоциклы. Расскажи о них…
— Тут разговоров может выйти на пару часов, если вдаваться во все подробности (смеется). Каждый мотоцикл сделан под своего гонщика, под его предпочтения. Менются амортизаторы, моторы, рамы… Например, все российские топовые гонщики едут на голландских рамах – и этот выбор обоснован: они жестче и более износостойкие. У меня, к примеру, стоят спереди амортизаторы Öhlins, сзади — чешские Highteck. Моторы «Ява» — у всех, однако «внутренности» также каждый подбирает себе сам: титан или что-то еще.
— Но все – жестко по регламенту?
— Регламент, конечно, есть. Например, те же титановые запчасти нам разрешили ставить всего 3 года назад. Кроме того, регламентируется и все мотоцикла – минимум 110 кг. И если не высверливать лишних дырочек, то вполне можно в нем удержаться. Мой мотоцикл весит 115 кг, ниже я никак не могу спуститься. Но на то есть причины – у меня стоит тяжелая вилка Öhlins и новая 2-скоростная коробка передач. Плюс 70 кг моего «живого» веса и 20 кг экипировки – вот и считай.
— Какая резина стоит на «боевых» мотоциклах?
— Ты не поверишь, я езжу исключительно на резине, которую перестали выпускать примерно в середине 80-х. Был когда-то такой бренд «Барум», чехословацкий. Ребята делали резину специально для ледового спидвея – «лысую», без шашек, жесткую. Раньше, в 80-е, к нам ее вагонами привозили вместе с тренировочным мотоциклами ДОСААФа и что только с ней не делали – жгли, увозили бани топить и т.д. Сейчас бы такой вагончик заполучить…
— Как же вы находите ее?
— С миру по нитке. То там, то здесь всплывают баллоны, но это, конечно, удовольствие не из дешевых – около 500 евро за 1 покрышку. И не факт, что она – хорошая, лет-то ей много, а на хранении зачастую никто не заморачивается. Бывает так, что покупаешь, «забиваешь», накачиваешь, и она — все…
— «Забиваешь»?
— Это профессиональный жаргон (улыбается). Мы колеса шипуем сами, даже отметок на резине нет – берешь циркуль и пошел размечать. 175 шипов на заднее колесо, 120 – на переднее.
— Производитель?
— Они разные: Россия, Швеция, Чехия…Есть шипы облегченные, что положительно влияет на вес мотоцикла. Но их минус – они гораздо легче обламываются, а перебортовывать резину желательно как можно реже.
— Сколько колес уходит на 1 гонку?
— На одном колесе можно проехать 3-4 гонки, если не происходит ничего сверхъестественного. А потом настает момент «пересыпания» колеса. Еще один профессиональный термин (улыбается). Вот ты «забил» колесо, берешь камеру, валяешь ее в тальке. Эту камеру вставляешь в еще одну, наполовину срезанную камеру, которая также обсыпана тальком (мы ее называем «шубой»). Тальк для того, чтобы резина не натиралась и скользила между собой. После 3-4 гонок нужно разбортовать колесо и повторить процедуру. Так резина живет гораздо дольше.
— Есть ли альтернатива «Баруму»? Ведь может статься и так, что шины закончатся…
— Конечно, есть. Но не так много: завод «Митас» в Чехии (они делают мотоциклетные покрышки для мотокросса и спидвея) и «Мифа» (но ее не особо жалуют гонщики). Но первая тройка россиян стабильно едет на «Баруме».
— На ваших мотоциклах, как и на всех для спидвея, нет тормозов. В чем первопричина?
— Трусы придумали их (смеется). На самом деле, если вдруг решат поставить нам тормоза, то через руль будут летать постоянно – от инстинктов никуда не деться. Да и зачем они? Газ закрыл, вал тормозит. Все.
— Логично. Но эти мотоциклы мало что без тормозов, они и ездят не на бензине…
— Верно. Наше топливо — метанол, метиловый спирт. Опасная вещь: выпил 30 грамм – ослеп, 50 грамм – все, «крякнул». Одного бака хватает заезда на три. Но иногда гонщики перестраховываются – после остановки гонки (фальстарт или авария) доливают метанол. И в этом есть логическое зерно — вдруг шланг слетит в заезде, а у тебя — полбака. Был бы полный – хватило бы, чтобы доехать гонку.
— Какова максимальная скорость на треке?
— Она напрямую зависит от самого трека. Например, в Подмосковье есть трек вокруг поля по хоккею с мячом. Оно – здоровенное, в поворотах мотоцикл едет не лежа, а полулежа, потому что иначе можно просто уехать вовнутрь. И там на чистом льду первых заездов развивается скорость до 130 км/ч. Здесь, на «Медео» стандартный овал (мы буквально на прошлой неделе гоняли точно на таком же, только не высокогорном, в Уфе), и разогнаться можно примерно до 90-100 км/ч.
— А какой твой любимый трек? За годы в спидвее явно такой появился…
— Знаешь, нет… Как такового любимого трека нет. А вот нелюбимый был, до этого года, – мой домашний, в Каменске-Уральском. Короткие прямые, острые повороты – у меня на нем ничего не получалось, я никак не мог найти оптимальную траекторию и победить там. Но в этом году смог. И именно на нем стал чемпионом России. Так что теперь я даже не знаю, как к нему относиться, не понял пока.
— Хорошо, трека любимого нет, но памятная победа – уж точно должна быть!
— Есть такая. Это – моя самая первая победа на Кубке России в 2004 году. Тогда мне было 18 лет, и я был одним из самых молодых на этой гонке. Все мои соперники – уже именитые и титулованные: чемпионы мира, многократные участники различных чемпионатов… Но я смог их победить. Еще одна памятная победа – на Чемпионате мира. Тогда я обогнал классного российского гонщика Николая Красникова, действующего чемпиона. И это было действительно круто.
— Какие отношения у вас внутри команды? Ведь помимо нее есть и личный зачет, где все друг друг соперники…
— Конечно же, мы все хорошо общаемся и даже дружим. Например, с Димой Хомицевичем мы знакомы с 7-летнего возраста – мы вместе пришли в мотокросс. Но в плане гонок – мы не говорим об улучшениях своих мотоциклов, о тактике. У каждого свой механик, свои моторы, свои доработки… Это и есть здоровая конкуренция.
— А что европейцы, боятся вас?
— Нет, не думаю, что нас боятся. Сейчас стало ездить интереснее – появилась шведская молодежь, совершенно «отбитая» — газ держат, борьбу навязывают. Это хорошо (улыбается).
— Спидвей – спорт травмоопасный: скорости, лед, падения, шипы… Какие травмы самые частые?
— Рваные, контактные, резаные – их очень сложно избежать, особенно при падении или «свалке» из нескольких мотоциклов. Помните, два года назад здесь, в Алматы, в первом заезде (перед тем, как лег густой туман, гонку остановили) гонщик улетел в тюки с сеном? Это был я. Тогда травма была серьезной – я оторвал ключичную мышцу, без операции не обошлось. Зато, пока зашивали это плечо, из второго убрали пластину. Ну чтобы два раза под наркоз не ложиться…
— Да уж… А были ли в истории спидвея смертельные случаи?
— Были. Причем, не так давно, на коммерческой гонке в Швеции. Мы там тоже были. Трек проходил на маленьком хоккейном поле, ограждения вокруг также стояли не безопасные. Шведский мотогонщик, немолодой уже, сорвал переднее колесо и влетел в ограждения головой… Кроме того, было несколько подобных случаев и в Голландии, в 90-х годах.
— Задумываетесь об этом, когда выходите на старт?
— Нет. Иначе зачем тогда заниматься спидвеем?
— Но хоть какие-то эмоции есть? Перед стартом или во время гонки?
— Во время заезда нет никаких эмоций. Настрой всегда один, на победу, на максимальный результат. Но это гонка – как сложится, никто не знает. И есть максимальная сосредоточенность на задаче. А они – просты. Едешь первым – угнать подальше, вторым и дальше – выбрать единственную верную траекторию, чтобы обогнать соперника, перекрыть ему движение и удержать позицию. Только холодный расчет, никакой злости. Конечно, бывает и страшно, и тремор, и волнение. И опыт, и накат тут не причем. Вот недавно был случай: этап командного чемпионата России, у нас равенство по очкам с командой Уфы, в заезде я и «их» гонщик. Кто победил, тот победил. Накал страстей, нервы – и… кувыркнулся я.
— Как?
— Очень просто. Я шел по наружной траектории, вдоль ограды тюков, а он – выехал изнутри и перекрыл мне траекторию. Попытка уйти маленечко вправо закончилась провалом – я зацепил подножкой тюки и улетел с трека…
— Без последствий?
— Голову тряхонуло сильно — пришел в себя через минут 20. Причем, я не терял сознание, но не помню, как добрался до закрытого парка. Как ругался с судьей и, как говорят, ледышками в него кидался, потому что он меня не слышал, тоже не помню. Потом отошел, все хорошо.
— Сколько же сил забирает один гоночный уикэнд?
— Каждый раз по-разному. Бывает так, что заключительный заезд проехал, сел в стул и встать не можешь. Больше всего работают и нагружаются спина и плечи – ехать на такой скорости по пропаханному льду, закладывая мотоцикл «лежа» в виражи, все равно, что прыгать на отбойном молотке.
— Значит, летом приходится поддерживать себя в хорошей физической форме?
— Обязательно. К примеру, в прошлом году я гонял на мотокроссе, до 2014 года – профессионально занимался мотогонками по гаревой дорожке (так называемый летний спидвей)…
— Расскажите о нем чуть подробнее, про такой вид спорта вряд ли слышало много людей…
— Да, вы правы. Это очень узкий вид мотогонок, и он больше популярен заграницей, нежели у нас. Там такой же трек, только дорожка посыпана гравием. И техника управления мотоциклом иная – там они постоянно идут в заносе. Но смысл один – победить.
— Вернемся к вам и тренировкам…
— Да. В этом году я посвятил лето бегу – участвовал в марафонах, полумарафонах, много тренировался. Зимой на все это совсем не хватает времени. С ноября начинаются сборы, с декабря по март – разъезды по стране и миру, каждые выходные – новые города и новые этапы. Перегоны длительные и тоже отнимают время и силы. Например, отсюда мы поедем в Шадринск (2500 км), затем – в Тольятти, потом – европейские этапы, начало в Берлине.
— Ты сказал, что сборы начинаются в ноябре. Сразу с тренировок?
— Да, мы начинаем сезон на застывших озерах, пока еще нет снега еще. Папа берет квадрик с лопатой и старается делать треки – ширину дорожки, конфигурацию, внутренний вал, наружный вал… Там мы и работаем. Когда снег ложится основательно – переходим на закрытые треки. Но тут уже начинаются этапы, и на тренировки уже не хватает времени.
— Какой у тебя гражданский мотоцикл?
— У меня его нет.
— Удивил. Почему?
— Я никогда не сяду на два колеса в городе. Потому что в себе я уверен, а вот в других участниках дорожного движения – нет. У нас летают так, что только мешочки успевают застегивать. Мне четырёх колес на машине вполне достаточно, а сесть и лупануть по дороге на литровом «спорте» мне совсем не интересно… Кроссач, кстати, есть – на нем и отрываюсь: поехал на трассу, ввалил, эмоции выплеснул, заряд адреналина получил и доволен.
— Так почему же все-таки спидвей? Не мотокросс или что-то еще?
— У меня не было вариантов. Когда папа стал тренером ледовой команды, у меня как раз возраст подошел. И он забрал меня из мотокросса. И, видимо, не зря (улыбается).
— А сейчас ты бы хотел поменять спорт?
— Кардинально поменять – нет. Но вот прокатиться в Moto GP есть большое желание. Но – нет возможности, по крайней мере, пока.
— Вопрос материальный: насколько затратный спидвей как технический вид спорта?
— Достаточно. К примеру, мой «боевой» мотоцикл стоит 20 000 евро, а у меня их – два. Плюс обслуживания, перелеты и все прочее… Нам хорошо – у нас бюджетная организация под «крылом» Самарской области. А вот европейцы все ездят самостоятельно. Но у них – другой положительный момент: они сплошь и рядом в наклейках спонсоров, каждая из которых – деньги. У нас с этим куда сложнее. У меня, к примеру, есть несколько партнеров, один из которых Red Bull, и все. Спидвей мало кому интересен, и вот вам простой пример. Увидел я в Instagram наколенники фирмы STI Россия. Они у нас только появились, а я уже лет 7 в них гоняю. Пишу им, узнаю цену (80 000 рублей за два наколенника), предлагаю сотрудничество… А в ответ – тишина.
— Есть подозрение, что не ты им должен предлагать, а они – тебе.
— Вот такое извращенное понимание ситуации у нас…
— Ну и Бог с ними. Расскажи, как тебя нашел RedBull?
— Мой хороший товарищ, из мотокросса, с ними уже с 2010 года. Через него я как-то познакомился с менеджером, оставил свои контакты… Но тогда я был не очень интересен для RedBull – у меня не было титулов, только выигранный Чемпионат России. Однако контакты мои они взяли и вышли на связь только через 2 года – и вот, с 2013 года, мы работаем вместе.
— Здорово. И в завершении такой вопрос: через 25-30 лет где ты себя видишь? На мотоцикле, несущимся по льду, или тренером, или кем-то еще?
— Честно? В таком возрасте мне бы не хотелось ездить вот на этом всем (смеется). Хотелось бы обеспечить себе хорошую старость и ездить по миру на ледовый спидвей, но уже в качестве зрителя и болельщика. Однако кто его знает, вдруг я не смогу жить безо льда, мотоциклов и скорости…
Текст: Елена Никитенко
Фото: автора и RedBull