на каком самолете летает шойгу
Шойгу сказал: «А теперь Горбатый!»
Минобороны требует ускорить выпуск Ил-76 — самолёта из зоны особого внимания
Нынешний визит министра обороны России Сергея Шойгу в Ульяновск, где он посетил авиационное предприятие «Авиастар-СП», был обусловлен конкретной целью — ускорить поставку ВКС военно-транспортных самолётов. Сейчас в российской армии утверждена четырехрядная структура военно-транспортной авиации, которая включает лёгкие Ан-26 (175 ед.), средние Ан-12 (106 ед.), тяжёлые Ил-76 (120 плюс около 100 на хранении) и сверхтяжёлые Ан-124 «Руслан» (16 ед.). Не все из них «на ходу» — требуют замены или модернизации.
Именно в Ульяновске сейчас выпускают Ил-76МД-90А. Легендарный самолёт, получивший ещё в Афганистане прозвище «Горбатый» за свой характерный изгиб фюзеляжа, а ещё тогда совсем новенький Ил-76 впервые явился широкой публике в кинофильме «В зоне особого внимания» в 1977 году и вызвал огромный интерес у мужской части населения страны. В нынешней модификации — это уже принципиально новая и востребованная воздушная машина.
На церемонии передачи первого серийного тяжёлого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А военно-транспортной авиации (ВТА) ВКС России, которая состоялась 4 апреля 2019 года, всё было очень торжественно. Не скрывали радости ни представители самого ульяновского авиастроительного предприятия, ни гендиректор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, ни «приемщики» от Минобороны. Предполагалось, что до конца 2019 года авиастроители передадут военным ещё 5 таких тяжелых воздушных машин, названных самолётами нового поколения.
Что-то пошло не так — график поставок сбился. И сейчас в Ульяновск Шойгу прибыл явно не на экскурсию. «В 2020 году мы получили три самолёта, в планах на 2021 год — пять машин. Необходимо выйти в дальнейшем на уровень 10 самолётов в год», — поставил задачу министр обороны авиапроизводителям. Также Шойгу потребовал выйти на выпуск 20 новых и модернизированных Ил-76МД-90А в год, чтобы к 2030 году парк этих самолётов превысил 250 машин. «Задача непростая», — отметил Шойгу, но ясно дал понять, что армии эти «горбатые» нужны позарез.
Отметим, что по заключённому контракту с Минобороны на Ульяновском «Авиастаре» должны построить 39 новых Илов, а в планах военных приобрести ещё 100 Ил-76МД-90А и 100 транспортников модернизировать до их уровня. Туш! Гремят литавры, звучат фанфары, но музыка стихает, если вспомнить, что контракт-то этот был подписан еще 5 октября 2012 года. Причём, минуточку, в присутствии Владимира Путина, как лучшего гаранта нерушимости такой сделки между Минобороны и «Авиастаром», предполагавшей поставку 39-ти новых «горбатых» до 2020 года. Два первых борта должны были передать ВТА ещё в 2014 году, а никак не в апреле 2019 года. По идее, таких новых самолетов уже должно быть в эксплуатации как минимум штук 30.
В конце 2012 года автору этих строк довелось побывать в Ульяновске на «Авиастаре» (после Путина, разумеется) и своими глазами увидеть в цехах этого авиастроительного предприятия свежеиспеченный «пирожок» Ил-76МД-90А (тогда его обозначали как Ил-476). Еще один корпус военно-транспортного самолета был опутан проводами и металлическими конструкциями «лесов», но уже имел совершенно узнаваемую форму. В его чреве что-то активно крутили-вертели механики, озабоченные инженеры сверялись по чертежам, а тогдашний гендиректор предприятия Сергей Дементьев был полон энтузиазма и оптимизма по налаживанию серийного производства новых Илов.
Похоже было, что его даже не смущала стоимость единицы — около 3,5 миллиарда рублей (сейчас — около 5 млрд). Контракт-то уже был подписан и, значит, военные выполнят свои обязательства по оплате, а авиастроители свои по срокам сдачи самолетов в эксплуатацию.
В качестве справки. «Авиастар СП» — крупнейший в России авиазавод, производящий самолеты Ил-76 (в нынешней модификации Ил-76 МД-90А), расположен Ульяновске, который называют «авиационной столицей страны» (не в обиду Воронежу, Казани, Иркутску и др.). До 2012 года предприятие выпускало и самолеты Ту-204, которые оказались невостребованными на отечественном авиационном рынке, ввиду конкуренции с зарубежными самолетами. Две последние буквы в названии предприятия «СП» — это не «совместное предприятие», а «самолетное производство» — ульяновский авиазавод входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК) России.
Производство Ил-76 досталось Ульяновску от Ташкента, где с начала 1970-х по 2000-й на авиационном производственном объединении им. Чкалова и выпускались эти легендарные транспортные самолеты — было произведено 950 таких воздушных машин.
«Старичку» подарили вторую жизнь — за счет глубокой модернизации, позволяющей каждой из крылатых машин продлить срок эксплуатации еще минимум на 15 лет. Так появились Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76МД-М, которым в обновленном виде еще предстоит полетать в плотном строю ВТА.
В общем, узнаваемый самолёт, добросовестный трудяга и небесный пахарь, который списывать в запас еще рано, а вот обновить и продлить его век вполне можно. Модернизированные Ил-76МД-М прошли уровень госиспытаний, а реконструкция этих самолётов поставлена на поток. На первый взгляд внешних отличий от серийных Ил-76 у модернизированного варианта практически не видно. За исключением обтекателей, новых систем и оборудования, дополнительных панелей и антенн, которые расположены по его фюзеляжу.
Конструкторы внесли ряд важных дополнений и новых систем, которые значительно улучшили эксплуатационные характеристики машины. Установленная в носовой части кабины оптико-электронная визирная система позволяет наблюдать за площадками десантирования, за любыми объектами, как в инфракрасном диапазоне, так и в оптическом диапазоне.
Ил-76МД-М — самолёт транспортный, однако в «военном исполнении» способен нести и бомбовую нагрузку, которая на практике, правда, никогда не использовалась. В старом варианте на самолёте в хвостовой части существует и кабина для стрелка, оснащённая авиационной пушкой. В современном бою ее эффективность весьма сомнительна, поэтому в модернизированном Иле она отсутствует. Зато самолёт оснащен комплексами активной и пассивной защиты от всех средств поражения противника, в том числе и тепловые ловушки, а также ряд совершенно новых систем.
Новый член этого военно-транспортного семейства Ил-76МД-90А, в отличие от упомянутых модификаций Ил-76, строится с нуля — начиная от использования современных материалов в корпусе, измененной авионики, технической начинки, более мощных двигателей. Этот самолёт не «штопают», а шьют заново. При том, что особых внешних различий не специалист в нём не увидит, поскольку корпус Ил-76МД-90А схож со своими предшественниками, и его силуэт узнаваем, но это действительно самолёт уже нового поколения. Помните, как в рекламе: «Чем он лучше меня?» «Моложе!».
— Уникальная машина, конкуренцию которой в ближайшие годы вряд ли сможет составить любой другой самолёт военно-транспортной авиации, — считает авиационный эксперт, военный пилот Владимир Таланов. — Сохранив все достоинства предшественников, Ил-76МД-90А вывел марку Илов на новый качественный уровень, оставаясь при этом не парадным самолетом, а настоящим небесным трудягой. И здесь отличие отечественного транспортника от зарубежных аналогов, тех же «Боингов» и «Геркулесов», заключается именно в его неприхотливости, возможности взлетать с грунта, в высокогорье, в широком температурном диапазоне.
Сейчас в стадии разработки находятся и супертяжёлые транспортные самолёты, например, перспективный «Ермак» разрабатываемый на основе проекта Ил-160. Это будут «стотонники», время которых ещё придёт. Ими планируют заменить тех немногих оставшихся в России «тяжеловесов» Ан-124 «Руслан», а пока эту нишу достойно заполнят именно Ил-76МД-90А, для которых 60 тонн — весьма достойный подъёмный вес для транспортировки военной техники.
В ресурс нового самолёта заложены 30 лет эксплуатации (10 000 посадок, 30 000 часов налёта), что подразумевает в последующем его модернизацию с вероятностью продолжения полётов. На Ил-76МД-90А установлены новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления (в том числе при посадке), комплекс связи, которые повышают безопасность самолётовождения и десантирования.
В числе нового оборудования можно назвать «стеклянную кабину» с жидкокристаллическими дисплеями, современные двигатели ПС-90А-76, модифицированное крыло и усиленное шасси. Мало кто обратил внимание, но в этом транспортнике есть и ещё одно значимое новшество — два биотуалета в десантно-транспортном отсеке. Ранее пассажирам приходилось довольствоваться для справления нужды ведром в хвосте самолёта, ведь в единственный на борту туалет пилоты никого не пускали. Мелочь вроде, но в многочасовом полёте крайне необходимый «аксессуар».
В Минобороны достоинства Ил-76МД-90А оценили давно — к новому транспортнику они присматривались ещё с 2012 года. О его достоинствах, при передаче первого самолёта высказался главком ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, который отметил его грузоподъемность и топливную эффективность. Этот самолёт способен поднять до 60 тонн груза, разместить 225 человек личного состава или 125 десантников, перевозить и десантировать БМД, БТРД, САУ, другую технику ВДВ и Сухопутных войск. Потребность для ВКС новых военно-транспортных самолётов генерал Бенедиктов ещё в 2019 году оценил более чем в сотню бортов. Сейчас Шойгу, как видно, эту планку поднял ещё выше, но не случайно заметил, что «задача сложная».
На каком самолете летает шойгу
Вы здесь
Самолёт главы Минобороны России Сергея Шойгу перехватили над Бангладеш
Самолёт главы Минобороны России развернули в воздушном пространстве Бангладеш.
Самолёт главы Министерства обороны Российской Федерации Сергея Шойгу несколько часов назад развернули в воздушном пространстве Бангладеш, из-за нарушения воздушного пространства страны, заставив его покинуть границы государства. Причины такого поведения властей Бангладеш остаются неизвестными, однако, дальнейший полёт самолёта Сергея Шойгу через воздушное пространство Бангладеш пришлось прервать.
Согласно данным российских мониторинговых ресурсов, при вхождении в воздушное пространство Бангладеш, самолёты главы Минобороны РФ заставили развернуться, объявив запрет на использование своего воздушного пространства.
Обстоятельства такого поведения властей Бангладеш остаются неизвестными, хотя при этом ранее проблем с получением разрешения на использование воздушного пространства этой страны российскими самолётами не возникало.
Падающие самолеты Шойгу
В августе 2021 года в российской военной авиации оказалось необычайно много катастроф. Произошло шесть происшествий, в которых были потеряны два МиГ-29, Су-24, Су-35, Бе-200 и Ил-112В, погибли 9 человек, в том числе два Героя России.
С начала года и до августа произошло еще два происшествия, связанные с Ми-35 и Ту-22М3, в которых погибли 3 человека. Итого, за восемь месяцев 2021 года 8 потерянных бортов и 11 погибших летчиков.
Это, скажем так, порядочно. Достаточно для того, чтобы поставить вопрос о том, все ли хорошо в Воздушно-космических войсках (ВКС). Год назад в своей статье я уже рассматривал странности в организации ВКС, в которой система предупреждения о ракетном нападении, ПРО и ПВО оказались подчинены авиации. Но теперь и в авиации дела обстоят те так, чтобы хорошо. В последние несколько лет отмечается тенденция к увеличению количества инцидентов и катастроф в российской военной авиации.
В силу открытости информации, у нас есть возможность подвергнуть эту проблему статистическому анализу, начиная с 2000 года (самолеты или вертолеты / количество погибших):
Прошу прощения за длинный столбец цифр, но без него вряд ли можно получить адекватное представление о проблеме крушений военных самолетов и вертолетов.
Во-первых, полеты военной авиации есть занятие с риском выше среднего, поэтому самолеты и вертолеты терпят крушение и в мирное время при выполнении самых обычных или тренировочных полетов. Не только в России, но и в любой стране, где есть военная авиация, которая часто летает. Причины крушений российских военных бортов самые разные: технические неполадки, ошибки пилотирования, попадание птиц в двигатели, потеря ориентации. По крайней мере два МиГ-29 разбились из-за того, что были слишком старыми и разрушились в воздухе. Один Су-25 в марте 2008 года был сбит на полигоне во время стрельб случайным попаданием неуправляемой ракеты, пущенной его ведомым.
Во-вторых, длительное время, около 15 лет, средним уровнем было от 2 до 5 инцидентов в год, в которых самолет или вертолет разбивался или получал сильные повреждения. Зависимости в человеческих потерях не прослеживается, поскольку это определялось типом воздушного судна, ставшим жертвой катастрофы. При крушениях боевых самолетов, оснащенных катапультами, летчик погибал примерно в половине случаев; крушения транспортных вертолетов часто сопровождались многочисленными жертвами.
В-третьих, мы видим два пика количества авиационных инцидентов в 2015 и 2019 годах. Этот год также относится к пиковым. Если до конца года еще разобьют что-нибудь, то ВКС может даже побить рекорд 2015 года.
На статистику авиационных инцидентов можно взглянуть еще вот с какой стороны: сколько было инцидентов при каждом министре обороны.
Сергей Иванов (2001 – 2007) 17 / 39
Анатолий Сердюков (2007 – 2012) 25 / 23
Сергей Шойгу (2012 – наст.вр.) 39 / 23
В строке действующего министра обороны учтены инциденты по 2020 год включительно. Если добавить к ним крушения этого года, то количество инцидентов вырастет до 47, а количество погибших до 34 человек. Посмотрим, что будет по итогам года. Также, 25 декабря 2016 года разбился Ту-154 Министерства обороны, погибло 92 человека. Вместе с этой катастрофой количество инцидентов вырастает до 48, а количество жертв до 126 человек.
Однако, уже сейчас видно, что при Шойгу разбилось самолетов и вертолетов, и людей погибло больше, чем при двух предшествующих министрах, вместе взятых. Также нужно указать, что при Сергее Иванове, столь высокое количество погибших было связано с крушениями вертолетов Ми-8Т, в которых погибло суммарно 35 человек. Гибель пилотов боевых самолетов была редкостью, разбились всего 4 пилота. И при Анатолии Сердюкове почти половина погибших, или 11 человек, приходится на крушение дальнего противолодочного самолета Ту-142М3 9 ноября 2009 года. Причины катастрофы так и остались неизвестными. Пилот отклонил штурвал от себя, самолет спикировал и врезался в воду. Это могла быть и неисправность управления, и человеческий фактор.
Эти наблюдения поразительны. Армия в целом и авиация в частности, при министре обороне Иванове находилась в весьма скверном состоянии, мало финансировалась, имела расшатанную дисциплину, но, тем не менее, боевых самолетов билось сравнительно мало. При Сердюкове положение в армии стало выправляться, но он столкнулся с последствиями старения авиационной техники. Именно на его период пришлись катастрофы МиГ-29, причиной которых было усталостное разрушение. При Шойгу армия значительно поднялась по части дисциплины, выделены большие средства на перевооружение, появились новые самолеты, в том числе и новых типов. И такой результат.
На мой взгляд, причина такого положения дел в ощутимом ослаблении компетенции в военной авиации. Катастрофы редко происходят совершенно случайно, по внешним причинам, таким, как попадание птицы в двигатель. Обычно они начинаются на земле. Падение самолета выступает завершающим звеном длинной цепочки взаимосвязанных событий: упущений при техническом обслуживании, подготовке к вылету, планировании полетов, подготовке пилотов.
В конечном счете это последствия кадровой политики в ВКС, проводимой при нынешнем министре обороны. Ничего другого в качестве причин столь часто повторяющихся авиационных инцидентов не остается. И давайте без обид. Статистика – вещь объективная.
С этим надо что-то делать, чтобы ВКС не оказались разгромлены без войны.
Министра не узнали
В среду «Российская газета» сообщала, что самолет, на котором в Калининград на заседание выездной коллегии военного ведомства летел Сергей Шойгу, попытался сопроводить истребитель НАТО. Однако сделать это ему не позволил российский истребитель морской авиации Балтийского флота Су-27, осуществлявший эскорт министерского борта. Наш истребитель вклинился между натовским самолетом и Ту-154, на котором летел российский министр обороны. Затем летчик Су-27 приподнял левое крыло, продемонстрировав натовскому пилоту, что вооружен. Сразу после этого истребитель F-16 ретировался.
Стоит напомнить, что российская сторона предлагала НАТО в нейтральном пространстве включать на военных самолетах транспондеры, которые позволяют диспетчерам определять принадлежность самолета. Но в альянсе отмолчались. Поэтому практика полетов без включенных радиопередатчиков продолжается.
Стоит напомнить, что это уже не первый инцидент, когда польские власти пытаются помешать пролету главы Минобороны России Сергея Шойгу.
Никак не связанные новости: Минобороны потеряло пятый самолет за 2 недели. Шойгу считает, что Запад ведет «глубокую работу» против РФ
Люди в соцсетях считают, что с такими защитниками никаких врагов не надо.
Как уже сообщал «Росбалт», глава Минобороны РФ Сергей Шойгу считает, что Запад ведет «глубокую работу» против РФ по всей ее территории. «Мы должны выстроить систему защиты», — сказал он.
По словам Шойгу, работу ведут последовательно по всей территории страны: от Калининграда до Камчатки. Как считает генерал армии, «прежде всего, это попытки вмешательства во внутренние дела нашей страны».
«Ведь, постепенно, шаг за шагом, против нас ведется глубокая работа. От Калининграда до Камчатки. Не менее важные вопросы: должна быть идеология или нет? Почему нужны замполиты в войсках? Для чего за рубежом созданы центры пропаганды?» — заявил на конференции «Армия и общество. Психологическая оборона» министр обороны.
По его словам, «враждебные центры антироссийской пропаганды создаются и создаются вдоль наших границ: Рига, Таллин, Варшава, Хельсинки».
«Мы должны выстроить систему защиты против этого. Мы не можем допустить, чтобы забыли свою историю, забыли о заслугах наших родителей, отцов и дедов. Мы не должны позволить кому-то разрушать эту среду. Мы должны сохранить и приумножить ее. В этом я убежден точно, и мы это делаем все вместе», — сказал глава министерства обороны РФ.
То, что нынешняя власть эксплуатирует тему «кругом враги» и выдает за свои достижения «сохранение памяти» о событиях 70-ти и 50-летней давности (как будто без них все тут же их забудут), — это уже даже не банальность, а ставший мантрой бессмысленный набор слов. Видимо, представителям российской власти ее нужно повторять как можно чаще, чтобы сохранять идеологические кондиции.
При этом они даже здесь не могут придумать ничего оригинального. Все широко использовалось в СССР, начиная с 50-х годов 20 века. Буквально слово в слово.
Про «глубокую работу» иностранных враждебных сил «от Калининграда до Камчатки» на самом деле известно только членам Совета безопасности РФ, но они почему-то не раскрывают деталей. А вот отечественные враждебные силы действительно «трудятся» на просторах России не покладая рук. То 7 лет подряд доходы населения снижают, то цены повысят, то дороги испоганят, то региональное здравоохранение на уровне африканских стран культивируют, то число ковидных скроют, то свободу СМИ «агентством» придушат, а то и целые отрасли производства и школы разрушат.
Да тут всего и не перечислишь… Одних военных самолетов только за последние 14 дней августа 2021 года «враги» уничтожили аж пять штук! Сегодня бомбардировщик СУ-24, к примеру. До этого:
Пользователи соцсетей, решившие прокомментировать слова министра обороны РФ, также считают, что он «не туда воюет».