на каком самолете разбилась доктор лиза
Над Черным морем разбился самолет Ту-154 Минобороны РФ с артистами ансамбля Александрова и доктором Лизой
Самолет Ту-154 Минобороны РФ разбился у побережья Сочи, на борту находились 84 пассажира и восемь членов экипажа.
Самолет с артистами на борту вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский в ночь на 25 декабря. Он приземлился в Сочи для дозаправки и в 5:20 по Москве вновь поднялся в воздух.
Через 20 минут борт пропал с радаров во время набора высоты; позднее стало известно, что он упал на седьмой минуте полета. Среди пассажиров были артисты ансамбля имени Александрова, летевшие поздравлять российских военных в Сирию, а также представители российских СМИ и военнослужащие. Концерт, по данным представителя ансамбля, должен был состояться в Алеппо.
На борту самолета находились директор департамента культуры Министерства обороны Антон Губанков и его помощница Оксана Батрутдинова.
Также в самолете были трое журналистов Первого канала (корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и Александр Сойдов, звукооператор), съемочная группа НТВ в составе корреспондента Михаила Лужецкого, оператора Олега Пестова и звукооператора Евгения Толстого, трое сотрудников телеканала «Звезда».
Минобороны РФ опубликовало список пассажиров разбившегося Ту-154. В списке 84 человека, в том числе Елизавета Глинка (Доктор Лиза). По данным фонда «Справедливая помощь», она сопровождала гуманитарный груз для университетского госпиталя Тишрин в Латакии. Сначала сообщалось, что Глинка могла следовать этим бортом только до Сочи, а потом решила не лететь в Сирию, но муж Елизаветы Глинки Глеб подтвердил «Снобу», что она погибла. Еще в отсутствии официального подтверждения глава СПЧ Михаил Федотов опубликовал некролог на сайте Совета по правам человека:
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала «огромной потерей» гибель директора фонда «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза. «Она была святой», – заявила правозащитница.
Источник «Фонтанки» в Минобороны сообщает, что самолет перевозил большой объем военных бумаг, в том числе секретных, и что следователи не исключают версии теракта. «Интерфакс» утверждает, что комиссия по расследованию причин крушения Ту-154 склоняется к версии технической неисправности.
По данным Минобороны, разбившийся самолет был выпущен в 1983 году, общий налет составляет 6689 часов. Последний ремонт борт прошел в декабре 2014 года, плановое обслуживание он прошел в сентябре 2016 года. Управлял самолетом «опытный пилот, летчик первого класса Роман Волков».
В связи с авиакатастрофой образована правительственная комиссия, сообщили в кабинете министров России. Ее возглавил министр транспорта Максим Соколов, который вылетел в Сочи. Специалисты обнаружили на месте крушения самолета первые тела погибших. Поисковые работы ведут спасатели Министерства по чрезвычайным ситуациям и сотрудники Министерства обороны. МЧС направило в Сочи водолазов отряда «Центроспас» и Центра «Лидер». Специалисты оснащены водолазным снаряжением, оборудованием для проведения глубоководных работ, передвижными барокамерами и подводными управляемыми аппаратами «Фалькон».
НовостиДоктор Лиза погибла
в авиакатастрофе Ту-154
в Чёрном море
Самолёт с артистами ансамбля песни и пляски имени Александрова, журналистами и экипажем разбился утром 25 декабря
Муж руководительницы фонда «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза, подтвердил сообщения о её гибели в авиакатастрофе Ту-154 в Чёрном море. Самолёт Министерства обороны пропал с радаров через несколько минут после взлёта и разбился недалеко от побережья Сочи утром 25 декабря. На борту находились восемь членов экипажа и 85 пассажиров — участники ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были выступить перед российскими военными в Сирии, а также сопровождавшие их журналисты и военнослужащие.
В Совете по развитию гражданского общества и правам человека сообщили, что Елизавета Глинка летела в Сирию на авиабазу Хмеймим, чтобы отвезти медикаменты в университетский госпиталь в Латакии. 8 декабря на церемонии вручения премии за правозащитную деятельность Доктор Лиза сказала: «Завтра я лечу в Донецк, а оттуда в Сирию, как и другие добровольцы. И мы никогда не уверены, что вернёмся живыми. Потому что война — это ад на земле. И я знаю, о чём я говорю. Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
Информация о крушении Ту-154 продолжает поступать, посмотреть обновления можно на разных сайтах — эфиры о трагедии ведут «Медуза», «Коммерсантъ», РИА «Новости» и другие российские СМИ.
Год назад разбился Ту‐154 с ансамблем Александрова, журналистами и Доктором Лизой. Три истории их близких и коллег
Ровно год назад, 25 декабря 2016 года, под Сочи разбился военный самолет Ту‐154. Эта трагедия затронула многих: на борту был ансамбль Александрова, журналисты трех федеральных каналов, военные, сотрудники Минобороны и директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка.
Самолет летел из Москвы в Сирию. Большинство пассажиров были артистами ансамбля песни и пляски имени Александрова, включая худрука Валерия Халилова. Их выступление ждали на базе «Хмеймим». Его собирались освещать три съемочных группы — журналисты «Звезды» Павел Обухов, Александр Суранов и Валерий Ржевский, Первого канала Дмитрий Рунков, Вадим Денисов и Александр Сойдов, НТВ Михаил Лужецкий, Олег Пестов и Евгений Толстов. На борту были глава Департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его Оксана Бадрутдинова, семь военнослужащих и восемь членов экипажа. В последние минуты перед вылетом к ним присоединилась филантроп и директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.
В Сочи остановился на дозаправку и ранним утром продолжил путь. Он рухнул в Черное море через несколько минут после взлета.
Мы не забыли о них. Именем Доктора Лизы назвали хосписы и больницы в Грозном, Екатеринбурге и Евпатории. К домам журналистов и зданиям телеканалов по всей стране несли цветы. Память артистов ансамбля Александрова чтили не только в России, но и в других государствах. Так, в Белграде именем музыкального коллектива назвали городской парк. В Варшаве, Берлине, Вашингтоне и проходили вечера памяти ансамбля. В Москве именем художественного руководителя ансамбля Валерия Халилова назвали училище.
Эта трагедия коснулась огромного количества людей — без преувеличения всей российской журналистики, поклонников ансамбля, военных, волонтеров и подопечных фонда Доктора Лизы, но в первую очередь семей и друзей погибших. Этот год был для них сложным. Мы не смогли бы рассказать историю каждого и вынуждены ограничиться тремя.
Дело Доктора Лизы будет жить
Елизавета Глинка всю жизнь помогала людям, которых покинули. На разбившемся самолете она оказалась по той же причине — везла медикаменты для сирийских детей. Своим сложным, но очень важным делом Елизавета Глинка не занималась в одиночку. Рядом была близкая подруга и «правая рука» — Лана Журкина. Вот ее история:
«После гибели Елизаветы Петровны бывшие сотрудники, друзья, волонтеры создали инициативную группу „Друзья Доктора Лизы“. Подопечных стало много, и мы открыли благотворительную организацию „Дом друзей“. В том числе у нас под нашу опеку пришли и те, с кем работала Елизавета Глинка. Поскольку они были завязаны на ней, а не на фонде „Справедливая помощь“, вышло так, что некому было им помочь.
Год был очень тяжелый. Тяжело было и морально, и физически. Наверное, за это время я как никогда поняла суть работы Доктора Лизы. В чем она черпала свои силы. А черпала она их именно в работе.
Мы продолжили ее традиции — ужины для бездомных и малоимущих, уличная медицина. Сейчас у нас 154 подопечных. Легких историй нет. Мы помогаем взрослым — это уже сложность. Для них непросто собрать средства и выстроить с ними коммуникацию. Надо завоевать их доверие. Очень сложная история с людьми, которые потеряли жилье. У нас есть незащищенные пожилые люди, которых обманывают квартирные мошенники.
Доктор Лиза всегда говорила: „Больных не бросать“. Разные люди приходили в роли волонтеров, были успешные и известные. Когда она видела, что человек может принести пользу, она брала с него слово обязательно сделать для больных. Она так и говорила: „Кроме вас им помочь некому“.
Многие вещи, которыми она руководствовалась в своей работе, мы и сами сейчас используем. Например, отношение к волонтеру формирует больной. Если он может довериться, открыться — значит, волонтер хороший человек. Так считала и Елизавета.
Самое главное — она к любому человеку относилась как к равному. „Его же тоже мама родила“, — всегда говорила Елизавета Глинка.
Первые дни после трагедии люди не могли понять, была ли она на самолете. Я изначально думала, что она могла опоздать. Я с ней часто ездила и могла представить, что она не попала на самолет, остановившись, чтобы помочь несчастной матери или инвалиду. В этом была она вся.
Затем мне рассказали, что она действительно опоздала. Но она ворвалась в аэропорт и самолет остановили. Ее подвезли к нему прямо на трапе. Тогда я очень четко осознала, что все, ее нет.
Когда издательство АСТ готовило к выпуску книжную версию дневника Елизаветы Петровны, который она вела в LiveJournal, мне показали обложку. Я думала, что время немного сгладило все моменты (книга вышла через 11 месяцев после крушения — прим.ред.). Но увидев ее, снова почувствовала себя раненой и больной. Я почувствовала, что мне очень жалко Лизу».
«Каждый день он обещал вернуться»
В свои 25 лет корреспондент «Звезды» Павел Обухов уже был опытным журналистом. С ним были знакомы многие коллеги — но никто не знал лучше, чем Евгения Максименко. Они встречались четыре года, вместе работали на РИА «Новости» и «Звезде». Пожалуй, рассказ Жени лучше всего раскроет личную трагедию сотен людей, которые в тот день потеряли любимых.
Я все наши годы боялась этого момента, не отпускала ни в какие опасные поездки и всегда была против так называемого карьерного роста, когда его тянуло в горячие точки. Паше важно было доказывать самому себе, что он может. Поэтому он так хотел в Сирию. Ему было бы приятно, что его заслуги ценят. Потому что, если честно, даже у меня было ощущение, что его недооценили! Всем ордена дали за Донбасс, Паше же нет (в 2014 году он был в Славянске как корреспондент „РЕН ТВ“ — прим.ред.)! Хотя он всегда первым рвался туда, он хотел правды и работал сломя голову. Я никогда не забуду эти полтора месяца ужаса, когда он там под обстрелами был, и что его оттуда не забрали вовремя. Каждый день он снова и снова обещал вернуться.
Фото: Марина Ефимова
Но он успел помочь многим людям там. Они очень много мне писали и соболезновали. Это для него было бы лучшей наградой, вместо любых рабочих почестей и орденов. Я целых две недели читала эти сообщения и не могла остановиться — рыдала. Я и понятия не имела, скольким людям он помог и затронул их сердца.
Мне было тяжело реагировать на прессу первую неделю после крушения самолета, потому что звонили и писали, задавали неуместные вопросы о личной жизни, но я знаю, что такое журналистика, и просто игнорировала.
Так или иначе, общие друзья, родственники, знакомые затрагивали эту тему и рассказывали новые факты и версии случившегося. Но лично я специально не искала информацию, не задавала вопросов.
Это останется тайной навсегда, как перевал Дятлова. Мне неважно, кто это сделал. Печально, что так быстро свернули расследование, слишком быстро прошли опознания и похороны. Я даже на ту могилу не хочу ездить: там нет его, нет! Когда я чувствую, что пора — я иду в церковь, хотя раньше никогда не ходила
Так случилось, и я считаю, это ужаснейшая катастрофа, горе для многих и несправедливая судьба. Жизнь бывает жестокой, но тем не менее, в это поверить сложнее, когда случается с тобой или близкими. Просто заставляю себя смириться, потому что изменить это не в моих силах, не в силах смертных людей.
Я знаю его с 21 года, и он уже тогда был одним из самых лучших мужчин и профессионалов, готовых делать все, что нужно. Все говорят, что Паша очень светлый. На 100%. Но, как мне кажется, я знаю столько его граней, помимо общеизвестных, насколько он глубокий и целеустремленный, его мощной энергии бы хватило на тысячи солнц, на сотни жизней. Он для меня всегда будет таким суперменом, спасающим людей в ущерб своим интересам и комфорту, добродушным и сыплющим миллионом идей в минуту.
Фото: Максим Блинов / РИА „Новости“
За этот год я многое испытала и думала о том, как люди „умирают“ вместе с теми, кто уходит, как им тяжело становится жить, дышать, пытаться радоваться и продолжать наслаждаться жизнью. Но это необходимо хотя бы пробовать делать. Нам всем, кого коснулось это горе, надо жить дальше. С теплыми воспоминаниями и любовью к тем, кто встретился нам в жизни. Может быть, в следующей еще встретимся. Я очень скучаю, каждый день думаю о нем. И даже не могу представить ту боль, которую испытывают родители и дети погибших, но все будет хорошо! Потому что есть ради чего жить — например, рассказывать, что такие прекрасные люди были среди нас».
Возрождение ансамбля Александрова
На самолете, разбившемся в Сочи, были почти весь основной состав ансамбля имени Александрова. Не было только пятерых исполнителей. Один из них — тенор Вадим Ананьев. В те дни он стал отцом и остался с супругой. Мы пообщались с Вадимом Ананьевым 24 декабря после панихиды по погибшим музыкантам.
«Коллектив возродился. Ансамбль живет, работает, гастролирует. Молодые ребята, которые пришли, быстро вошли в репертуар. из тех, кто приходил на прослушивания, стал солистом. Новые ребята хорошие, в основном из музыкальных театров. Они приехали с семьями, жильем их обеспечили.
Мы с этой болью будем жить и дальше. С некоторыми погибшими ребятами я работал в оркестре 30 лет. Сейчас вот на кладбище панихида была по нашим товарищам. 25 декабря будем вспоминать ребят, состоится открытие стелы на кладбище. Сегодня встретился с женой погибшего друга. Договорились увидеться с ней в апреле, съездить к его могиле — он похоронен под Тулой. Трагедия нас всех объединила. Главное, чтобы подобное больше не повторилось.
Работаю, как и работал. Для этого, как говорится, есть все условия. Весь год нас поддерживали из всех стран, где мы выступали. Сейчас в Словакии откроют памятник погибшим в катастрофе. В Сербии осенью открылся парк имени ансамбля Александрова. На открытие нас пригласили. Ансамбль Александрова любят. Мы это, безусловно, чувствуем. Нас не забывают».
Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?
Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.
Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/ Виктор Толочко/Екатерина Чеснокова
Комиссия Минобороны и следователи Главного военного следственного управления (ГВСУ) разбираются в причинах крушения ведомственного самолёта Ту-154 над Чёрным морем, жертвами которого, по предварительным данным, стали 92 человека. Обломки лайнера уже нашли в 1,5 км от береговой линии Сочи и сейчас поднимают со дна.
Чёрное воскресенье
Фото: © РИА Новости/ Виталий Белоусов
К зданию Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Земледельческом переулке съезжаются родственники и друзья артистов. Люди подходят к зданию, коротко обнимаются со знакомыми и пытаются выяснить подробности крушения и судьбу своих близких. К зданию уже подъехала скорая — кому-то из родственников стало плохо.
В каждом из них теплится надежда: ведь в Сирию из подмосковного военного аэродрома в Чкаловском вылетели два борта Минобороны. Один борт успешно долетел, а второй рухнул в Чёрное море.
Авиакатастрофа произошла в 5:40 по московскому времени. Примерно через три минуты после взлёта из аэропорта Адлера Ту-154 пропал с экранов радаров. В это время он набирал высоту. Никаких сигналов тревоги экипаж самолёта не подавал.
Этот борт должен был дозаправиться в Моздоке, однако там была плохая погода — облачность и – 7 градусов. Диспетчеры направили его в Адлер.
Известно, что Ту-154 вела 32-летняя женщина-диспетчер Черноморского центра организации воздушного движения — Юлия Самодурова. Она стала последней, кто разговаривал с командиром экипажа по радиосвязи перед тем, как лайнер рухнул в воду. Потерпевшим крушение Ту-154 управлял опытный пилот, лётчик первого класса Роман Волков.
К поиску самолёта сразу же были привлечены все поисково-спасательные службы авиационных частей Южного военного округа в Краснодарском крае и соседних регионах. Примерно в 1,5 км от береговой линии спасатели заметили на воде большие масляные пятна, а также различные предметы. Худшие прогнозы оправдались — самолёт разбился. Его обломки и вещи пассажиров оказались разбросаны в море на расстоянии до 15 километров от берега.
Официальный представитель военного ведомства России сообщил, что фрагменты корпуса самолёта Ту-154, рухнувшего в Чёрное море, обнаружены у черноморского побережья Сочи. Обломки находятся на глубине около 70 метров.
Вскоре спасатели начали находить и тела погибших.
Новогодний концерт
Елизавета Глинка. Фото: © РИА Новости/ Рамиль Ситдиков
На борту Ту-154 находились 92 человека: 64 музыканта из ансамбля имени Александрова, девять журналистов, восемь военнослужащих в чине от капитана до генерала, два чиновника и представитель Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза). Самолётом управляли восемь членов экипажа.
Также на борту находился художественным руководитель хора имени Александрова генерал-лейтенант Валерий Халилов, директор Департамента культуры Минобороны Антон Губанков, который раньше работал министром культуры Московской области.
В списке пассажиров значатся трое журналистов НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Также на борту находилась съёмочная группа Первого канала — корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. Летела этим же бортом и исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, широко известная как доктор Лиза.
— Мы знаем, что в этот день Елизавета Петровна действительно собиралась отвозить гуманитарный груз, медикаменты для тяжелобольных в Университетском госпитале в Латакии. Мы несколько недель собирали средства и груз для этой поездки, — рассказа Авилова. — Мы до последнего будем надеяться, что она могла не дойти до этого борта, могла опоздать.
Погибшие музыканты и танцоры ансамбля имени Александрова должны были выступить с новогодним концертом для военнослужащих в Сирии. Об этом Лайфу рассказал член эстрадной группы ансамбля Дмитрий Волков, который по счастливой случайности не полетел этим рейсом вместе с коллегами.
— И певцы, и балетные танцоры (наших там было много) — все отправились на концерт на российскую военную базу в Сирии. Они должны были там дать концерт нашим военным. Но вот случилось такое. Меня разбудил звонок в 8:30 утра, и мне рассказали страшные новости. Мы сразу начали звонить всем находившимся на этом самолёте нашим коллегам. Но, к сожалению, уже ни один из них не был доступен, — сказал он.
В Ансамбле есть солдаты-срочники, однако все они остались в Москве — на концерты такого уровня летают только профессиональные артисты.
«Строгий» самолёт
Фото: © L!FE
Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, сочинские военные следователи уже возбудили уголовное дело о нарушении правил полёта. По её словам, следователи уже изымают предполётную документацию и допрашивают руководителей полётов, а также техперсонал, который имел отношение к подготовке самолёта к вылету и дозаправке.
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже полностью исключил версию теракта. Однако эту версию не сбрасывают со счетов.
Однако большинство экспертов склоняются к версии о технической неполадке, некачественном топливе или отказе электроники. Рухнувший лайнер был 1983 года выпуска. Последний раз он ремонтировался в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошёл плановое обслуживание.
В Сети появилась аудиозапись предположительно последнего сеанса связи экипажа самолёта Минобороны РФ Ту-154 с авиадиспетчерами. На записи авиадиспетчер передаёт данные о погоде и другие условия вылета. В конце аудиозаписи диспетчеры пытаются связаться с экипажем самолёта, но ответа уже не получают.
— Одной из вероятных причин катастрофы ТУ-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности управлять машиной экипажем. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера, — рассказал Лайфу источник в ГВСУ.
Источник Лайфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) предположил, что Ту-154 могла погубить так называемая болезнь стартеров. По его словам, после запуска двигателя возникли неисправности воздушного стартера в одном из трёх двигателей самолёта. Именно по этой причине 3 января 1994 года в при взлёте из аэропорта Иркутска разбился Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Москва.
— Тогда наши эксперты выяснили, что, когда стартер вышел на опасные обороты, произошло его разрушение, а повреждённый диск стартера разрушил топливно-масляные коммуникации двигателя и коммуникации гидросистемы, после чего произошла потеря управляемости самолётом, в результате чего он упал, — рассказывает эксперт.
Другой источник Лайфа в СКР не исключает версию некачественного топлива.
— При взлёте из аэропорта Адлера самолёт Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей, в результате чего и упал с небольшой высоты в Чёрное море. В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом, — говорит источник.
По его словам, эксперты уже взяли пробы топлива, которым Ту-154 был заправлен на военном аэродроме в Подмосковье и в Адлере. Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В топливо могла просто попасть вода, которая при отрицательных температурах замерзала, и льдообразования перекрыли проход топлива через фильтры.
Пилот «Аэрофлота» Юрий Литвинов, который в своё время восемь лет отлетал на Ту-154 и хорошо знает сочинский аэропорт, уверен, что причины трагедии связаны не с погодой и особенностями воздушного порта, а скорее с отказом систем лайнера.
— Ту-154 — достаточно надёжный и очень скоростной самолёт, но лётчики его всегда называли строгим самолётом. Он не прощает ошибок. В нём устаревшее оборудование, которое требует от пилота большого мастерства. Молодые лётчики очень долго адаптировались к этому самолёту, — рассказал Лайфу Литвинов. — Учитывая, что они улетели всего лишь на полтора километра от берега, это скорее похоже на какой-то очень серьёзный отказ техники.
Что касается особенностей места вылета, то в сочинском аэропорту всегда присутствует умеренный сдвиг ветра, то есть разнонаправленные воздушные потоки на разных высотах, говорит Литвинов.
Такое всегда наблюдается на границе моря и суши, плюс в Сочи рядом горы. При этом наблюдаются температурные перепады и перепады давления. Но сдвиг ветра, подчёркивает пилот, вряд ли мог привести к трагедии, тем более на взлёте.
Литвинов отметил, что отказ двигателей мог быть связан и с возрастом самолёта: ведь Ту-154 было 33 года.
— Я считаю, надо избавляться от старых самолётов и летать на новых, — резюмирует эксперт.
Как рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который восемь лет летал за штурвалом сто пятьдесят четвёртого, катастрофа могла быть вызвана неправильной центровкой багажа. В Ту-154 распределение по весу багажа крайне важно, чтобы самолёт не повёл хвостом вниз.
— Особенностей у самолёта много. Самолёт длинный, сигарообразный, имеет узкий фюзеляж. У него тяжёлый хвост, потому что там расположены двигатели. Поэтому у него проблемы с центровкой. И почти при всех авариях, которые происходили с этим самолётом, разлом шёл в этой части, — рассказал Лайфу Саженин. — Здесь летел ансамбль. Не исключено, что у них было очень много реквизита, и непонятно, как он загружался. А если загрузить самолёт неправильно, например, всё в носовую часть, то центровка может быть нарушена.
Также самолёт мог попасть в восходящий поток, после чего свалился в штопор.
— Можно предположить, что при наборе высоты машина попала в восходящий поток и свалилась в штопор, — говорит авиационный эксперт Сергей Крутоусов.
По его словам, во время набора высоты Ту-154 оказался на границе двух сред — воды и суши. Это привело к попаданию машины в восходящий поток, а при таком угле атаки, самолёт просто свалился на правое или левое крыло и ушёл в штопор.
Не исключена и версия ошибки пилотов. При наборе высоты пилоты не смогли рассчитать правильный угол тангажа.
Самолёт Ту-154 совершил свой первый полёт в 1968 году и был в своё время самым массовым и передовым гражданским самолётом вплоть до 90-х годов, говорит бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Это трёхдвигательный реактивный самолёт, который по кодификации НАТО проходит под названием Careless — «Беззаботный». Рассчитан, в зависимости от модификации, на 152–180 пассажиров, для авиалиний средней протяжённости. По словам Смирнова, это был очень надёжный самолёт для своего времени, что подтверждается количеством выпущенных машин — около тысячи. К сожалению, и падали они много. За всё время разбилось 73 самолёта этой модели, общее количество погибших в катастрофах на Ту-154 составило более трёх тыс. человек.