на каком самолете воевал покрышкин и кожедуб
Русские истребители Люфтваффе
Первая десятка самых результативных советских летчиков-асов Великой Отечественной войны
4 февраля 1944 года выдающийся летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб получил первую звезду Героя Советского Союза. К концу войны у него на груди сияли три звезды. Во время Великой Отечественной войны еще один пилот стал трижды Героем. 25 были дважды награждены этой высшей воинской наградой. Вот далеко неполный список этих кудесников неба.
Если бы Иван Никитович Кожедуб (1920 — 1991) начал воевать в 1941 году, то по количеству золотых звезд он, несомненно, опередил бы Брежнева. После окончания аэроклуба Кожедуб, будучи призванным в армию, продолжил обучение в Чугуевской военной школе летчиков. И задержался в ней, в качестве инструктора, готовя пилотов истребительной авиации. В конце 1942 года был зачислен в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось лишь в марте 1943 года. Именно с этого времени Коджедуб и начал на Воронежском фронте творить в небесах чудеса. Правда, первую звездочку на фюзеляже своего Ла-5 он нарисовал лишь 6 июня 1943 года, сбив бомбардировщик «Юнкерс». Начало было положено
Первую звезду Героя он получил, когда на его счету было 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов.
Вторая звезда нашла героя 19 августа того же года, когда на его счету было уже 48 воздушных побед. К тому времени он в звании капитана был заместителем командира 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка. И летал уже на Ла-7.
Свою последнюю победу Иван Никитович одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. К этому моменту на его счету было 330 боевых вылетов и 62 победы, одержанных в 120 воздушных боях. Трижды Героем Советского Союза он стал 18 августа 1945 года, будучи майором ВВС.
Среди его «трофеев» 17 пикирующих бомбардировщиков, 4 бомбардировщика, 37 истребителей, 3 штурмовика и один реактивный истребитель Ме-262.
Кожедуба ни разу не сбивали, хоть несколько раз он возвращался на аэродром на сильно поврежденном самолете.
Ивана Никитовича отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, доведенного до совершенства. Ом мог вести прицельный огонь при любом положении самолета, мог совершать сложные фигуры с закрытыми глазами. Будучи отличным снайпером, предпочитал вести сражение на дистанции метров в 200−300.
Александр Иванович Покрышкин (1913 — 1985) стал трижды Героем на год раньше Кожедуба — 19 августа 1944 года. Воевал с первых дней войны до ее окончания. Совершил 650 вылетов и в 156 боях сбил 59 самолетов. Эта цифра весьма условна. Во-первых, Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где также одерживал победы. Но засчитывались лишь те из них, которые подтверждались наземными службами, то есть над своей территорией. Таких неучтенных побед у него в 1941 году было 8. Потом, по различным свидетельствам, набежало еще около полутора десятков.
После распада СССР и массированной критики всего, что было связано с советским периодом, некоторые авторы начали «урезать» победы Покрышкина. Это было связано с тем, что в конце 1944 года официальная пропаганда стала делать из пилота «светлый образ героя, главного истребителя войны». И, чтобы не потерять героя, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича, который тогда командовал полком. Волна «разоблачений» нахлынула еще и потому, что Покрышкин в послевоенное время стал Главнокомандующим войсками ПВО СССР. То есть «крупным советским чиновником», что в 90-е годы считалось «пятном в биографии».
«Низкое» соотношение побед к вылетам объясняется тем, что длительное время Александр Иванович на своем истребителе МиГ-3, а затем Як-1 решал задачи штурмовой авиации. Впоследствии он летал на американском Р-39 «Аэрокобра».
Александр Иванович был не только отважным, хладнокровным и виртуозным, но и думающим пилотом. Он критиковал существующую тактику истребительной авиации и предлагал ее заменить. Дискуссии с комполка на эту тему были столь бурными, что в 1942 году Покрышкина исключили из партии и направили дело в трибунал. Его спасло лишь заступничество комиссара.
После войны он конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно влияло на его карьеру. И лишь после смерти «главного Сталина» в 1953 году Александр Иванович занял подобающее место в армии. Хотя, конечно, мог бы получить звание выше, чем генерал-полковник.
Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев (1918 — 1985) сбил на два самолета меньше, чем Покрышкин. На его счету 57 побед. И еще 4 самолета были уничтожены в составе группы. Эта незначительная разница отделила аса от третьей звезды.
Однако по результативности боев Гулаев намного превосходит и Кожедуба, и Покрышкина. Он воевал меньше двух лет. Вначале в глубоком тылу в составе войск ПВО «сторожил» важные промышленные объекты от налетов вражеской авиации. А в середине 1944 года его, как утверждали сослуживцы, принудительно отправили на учебу в академию. Всего он совершил 250 вылетов и участвовал в 69 боях. То есть у него приходилось по одному сбитому самолету на каждые 4 вылета. Его личный рекорд — 5 сбитых самолетов за один день, произошло это 30 мая 1944 года.
Гулаев воевал отчаянно. Он совершил два тарана и дважды смог сесть на поврежденном самолете. Был несколько раз ранен, но неизменно возвращался в строй. Летом 1944 года, истекая кровью, смог дотянуть до аэродрома и после посадки потерял сознание. Пришел в себя только в госпитале после операции. Именно здесь он узнал о присвоении ему второй звезды Героя Советского Союза.
Его называют ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Гулаев зачастую совершал «нерациональные действия», которые шокировали противников, и за счет этого одерживал победы.
Летал на Як-1, Ил-2, Ла-5, Ла-7, Р-39 «Аэрокобра».
Григорий Андреевич Речкалов (1920 — 1990) был дальтоником. Именно с этим диагнозом его отстранили от полетов за день до начала войны. Несмотря на то, что он с 1939 года служил в 55-м истребительном полку вместе с Покрышкиным. Однако время было горячее, и командир полка не обратил на диагноз ни малейшего внимания. В результате Григорий Андреевич стал дважды Героем Советского Союза. Совершив 450 вылетов, он сбил в 122 воздушных боях 56 самолетов. Летал на И-153, И-16, но наибольшее количество побед одержал на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра».
Воевал с первого и до последнего дня войны с вынужденным перерывом почти на два года. В первый же месяц он сумел сбить три самолета на допотопном биплане И-153. Но когда биплан из-за аварии чуть не разломился в воздухе, пересел на скоростной истребитель И-16. 26 июля под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу, но смог привести машину на аэродром. Провел в госпитале 9 месяцев, где ему сделали три операции.
И опять медкомиссия попыталась поставить на пути аса непреодолимое препятствие. Речкалова отправили в запасной полк, укомплектованный самолетами У-2. Будущий герой воспринял это как личное оскорбления. В штабе ВВС округа он добился, чтобы его вернули в свой полк, который к тому времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиаполком.
Однако совсем скоро полк отзывают с фронта для перевооружения лендлизовскими «Аэрокобрами». И лишь в апреле 1943 года Григорий Андреевич начинает неустанно бить врага.
Речкалов, будучи «звездой истребительной авиации», тем не менее прекрасно взаимодействовал в воздухе с другими пилотами, угадывая их намерения и работая слаженно с группой.
Отличала его и высокая порядочность. Еще во время войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, который продолжился и в мирное время. Однако в своих воспоминаниях он всегда держался истины: «Мы быстро разгадали тактику немецких лётчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой „этажеркой“. Именно в эти дни в нашем полку родился „соколиный удар“, разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным».
Кирилл Алексеевич Евстигнеев (1917 — 1996), дважды Герой Советского Союза, начал счет сбитым самолетам в марте 1943 года. Почти двухлетнее «запаздывание» объясняется тем, что в связи с язвенной болезнью до фронта его не допускали. С начала войны работал инструктором в летной школе, а затем перегонял лендлизовские «Аэрокобры». Однако рапорты, которые он регулярно направлял командованию, сделали свое дело. И боевое крещение Евстигнеева состоялось на Курской дуге. Летал на Ла-5.
Воевал, как и Кожедуб, в 240-м истребительном авиационном полку. В первый же свой вылет одержал две победы.
Неприятелю ни разу не удалось сбить Кирилла Алексеевича. А вот от своих он пострадал дважды. В первый раз увлекшийся боем пилот Як-1 врезался сверху в самолет Евстигнеева. И тут же выпрыгнул с парашютом из истребителя, лишившегося одного крыла. Ла-5 пострадал меньше, и Евстигнееву удалось дотянуть до своей территории и сесть прямо рядом с окопами.
Второй случай был более загадочным и драматичным. При полете над своей территорией, в отсутствие неприятеля, фюзеляж внезапно прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги. Самолет загорелся и вошел в пике. Евстигнееву удалось покинуть машину. В госпитале врачи склонялись к ампутации стопы, но пилот нагнал на них такого страху, что от этой затеи они отказались. А через 9 дней Евстигнеев бежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения части 35 километров.
Кирилл Алексеевич постоянно наращивал количество побед. И до 1945 года опережал Кожедуба. При этом врачи периодически отправляли его в госпиталь — подлечивать язву и раненую ногу. Чему Евстигнеев страшно противился. С предвоенных времен и после войны он перенес 13 хирургических операций. Летал, зачастую превозмогая физическую боль.
Он, что называется, был одержим полетом. В свободное от боев время натаскивал молодых летчиков. Был инициатором учебных боев. По большей части его «противником» становился Кожедуб. Был начисто лишен страха. Неоднократно хладнокровно шел в лоб на шестипушечные «Фоккеры» и побеждал. Кожедуб так сказал о нем: «Летчик — кремень».
Евстигнеев во время войны совершил 296 вылетов, провел более 120 воздушных боев, лично сбил 53 и в группе 3 самолета противника.
Вторая пятерка по результативности
Еще пять прославленных асов Великой Отечественной также были дважды удостоены звания Герой Советского Союза. Вот их имена.
Арсений Васильевич Ворожейкин (1912 — 2001). Летал на И-16, Як-7Б, Як-9. Совершил 300 вылетов, провел 90 боев, лично сбил 52 и в группе 13 самолетов.
Дмитрий Борисович Глинка (1917 — 1979). Летал на Р-39, Ла-7, МиГ-3. Совершил 300 вылетов, провел 100 боев, лично сбил 50 и в группе 6 самолетов.
Виталий Иванович Попков (1922 — 2010). Летал на Ла-5. Совершил 475 вылетов, провел 113 боев, лично сбил 47 и в группе 13 самолетов.
Иванович Колдунов (1923 — 1992). Летал на Як-1, Як-3, Як-9, Ла-7. Совершил 412 вылетов, провел 96 боев, лично сбил 46 и в группе 1 самолет. В 80-е годы был Главным маршалом авиации.
Николай Михайлович Скоморохов (1920 — 1994). Летал на Ла-5. Совершил 605 вылетов, провел 143 боя, лично сбил 46 и в группе 8 самолетов.
Снимок в открытие статьи: Герой Советского Союза капитан Кожедуб И.Н., 1944 г./ Фото Я. Паловоцкий/ Репродукция Фотохроники ТАСС
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Озвучены проекты по снижению смертности в авариях с пьяными водителями
Почему через 160 лет после отмены крепостного права находятся публицисты и чиновники, которые оправдывают рабовладение?
10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 1)
В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов — грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.
4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение — это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах история советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.
Иван Никитович Кожедуб
В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.
В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы — 11 апреля 1944 года — PZL P.24 и 8 июня 1944 года — Me 109). Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.
По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.
При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.
Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.
Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.
В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.
Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».
Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.
Уже во время первых недель войны Покрышкин смог понять, что тактика советских ВВС устарела. Тогда же он начал заносить свои записи на этот счет в записную книжку. Он вел аккуратную запись воздушных боев, в которых принимал участие он сам и его друзья, после чего делал детальный анализ написанного. При этом в то время ему приходилось сражаться в очень тяжелых условиях постоянного отступления советских войск. Позднее он говорил: «Те, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знают настоящей войны».
После развала Советского Союза и массированной критики всего, что было связано с тем периодом, некоторые авторы принялись «урезать» количество побед Покрышкина. Связано это было и с тем, что в конце 1944 года официальная советская пропаганда окончательно сделала из летчика «светлый образ героя, главного истребителя войны». Для того чтобы не потерять героя в случайном бою, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича Покрышкина, который к тому моменту уже командовал полком. 19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официально одержанных побед он стал трижды Героем Советского Союза, первым в истории.
Волна «разоблачений», которая нахлынула после 1990-х годов, прошлась по нему еще и потому, что после войны он сумел занять пост Главнокомандующего войсками ПВО страны, то есть стал «крупным советским чиновником». Если же говорить о низком соотношении побед к совершенным вылетам, то можно отметить, что длительное время в начале войны Покрышкин на своем МиГ-3, а затем и Як-1 вылетал на штурмовку наземных войск противника или выполнение разведывательных полетов. Для примера к середине ноября 1941 года летчик выполнил уже 190 боевых вылетов, но подавляющее их большинство — 144 было на штурмовку наземных войск врага.
Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии. После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.
Григорий Андреевич Речкалов
Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».
Наверно, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Me-110, Me-109, Fw-190, бомбардировщики Ju-88, He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87, штурмовик Hs-129, самолеты-разведчики Fw-189 и Hs-126, а также такая редкая машина как итальянская «Савойя» и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.
Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.
Речкалов, как и Покрышкин, воевал с 22 июня 1941 года, но с вынужденным перерывом практически на два года. В первый же месяц боев он на своем устаревшем истребителе-биплане И-153 сумел сбить три самолета противника. Успел полетать он и на истребителе И-16. 26 июля 1941 года во время боевого вылета под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу огнем с земли, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого ранения он провел в госпитале 9 месяцев, за это время пилоту сделали три операции. И в очередной раз медицинская комиссия попыталась поставить на пути будущего прославленного аса непреодолимое препятствие. Григория Речкалова отправили служить в запасной полк, который был укомплектован самолетами У-2. Будущий дважды Герой Советского Союза воспринял такое направление, как личное оскорбление. В штабе ВВС округа он сумел добиться того, чтобы его вернули в свой полк, который на тот момент времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Но совсем скоро полк был отозван с фронта для перевооружения на новые американские истребители «Аэрокобра», которые шли в СССР в рамках программы Ленд-лиза. По этим причинам вновь бить врага Речкалов начал лишь в апреле 1943 года.
Григорий Речкалов, будучи одной из отечественных звезд истребительной авиации, прекрасно мог взаимодействовать с другими летчиками, угадывая их намерения и работая вместе группой. Еще в годы войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, но он никогда не стремился выплеснуть по этому поводу какой-то негатив или обвинить своего оппонента. Напротив, в мемуарах он хорошо отзывался о Покрышкине, отмечая, что им удалось разгадать тактику немецких летчиков, после чего они начали применять новые приемы: начали летать парами, а не звеньями, лучше использовать для наведения и связи радио, эшелонировать свои машины так называемой «этажеркой».
Григорий Речкалов одержал на «Аэрокобре» 44 победы, больше чем у других советских летчиков. Уже после завершения войны кто-то спросил прославленного летчика, что он больше всего ценил в истребителе «Аэрокобра», на котором было одержано столько побед: мощь огневого залпа, скорость, обзор, надежность мотора? На этот вопрос летчик-ас ответил, что все перечисленное, конечно, имело значение, это были явные достоинства самолета. Но главное по его словам было в радио. На «Аэрокобре» была отличная, редкая в те годы радиосвязь. Благодаря этой связи летчики в бою могли общаться между собой, словно по телефону. Кто-то что-то увидел — сразу все члены группы в курсе. Поэтому в боевых вылетах у нас не случалось никаких неожиданностей.
После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.
Николай Дмитриевич Гулаев
Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».
Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.
Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.
Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.
Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника. Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами. Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.
Кирилл Евстигнеев постоянно наращивал количество своих воздушных побед. До 1945 года летчик опережал Кожедуба. При этом врач части периодически отсылал его в госпиталь подлечивать язву и раненную ногу, чему летчик-ас страшно противился. Кирилл Алексеевич был тяжело болен еще с предвоенных времен, в своей жизни он перенес 13 хирургических операций. Очень часто прославленный советский летчик летал, превозмогая физическую боль. Евстигнеев, что называется, был одержим полетами. В свободное время он старался натаскивать молодых летчиков-истребителей. Был инициатором проведения учебных воздушных боев. По большей части его противником в них оказывался Кожедуб. При этом Евстигнеев был начисто лишен чувства страха, даже в самом конце войны хладнокровно шел в лобовую атаку на шестипушечные «Фоккеры», одерживая над ними победы. Кожедуб так отзывался о своем боевом товарище: «Летчик-кремень».
Войну гвардии капитан Кирилл Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиаполка. Последний свой бой летчик провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем уже пятом за войну истребителе Ла-5. После войны продолжил службу в ВВС СССР, в 1972 году ушел в отставку в звании генерал-майора, жил в Москве. Скончался 29 августа 1996 года в возрасте 79 лет, похоронен на Кунцевском кладбище столицы.