на каком счете учитывать флеш накопитель
Учет онлайн-касс и фискальных накопителей
Бухгалтерский учет онлайн-касс и фискальных накопителей
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ с 01.07.2019 контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Исключение — случаи, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Контрольно-кассовая техника является основным средством (ОС) и учитывается на счете 101 04 «Машины и оборудование», поскольку онлайн-кассы являются материальными объектами:
Срок полезного использования ККТ определяется согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).
Контрольно-кассовая техника имеет код ОКОФ 330.28.23.13.120 «Аппараты контрольно-кассовые», который относится к группе 330.28.23 ОКОФ «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» (рис. 1).
Рис. 1. ОКОФ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Группа 330.28.23 ОКОФ включена в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Срок полезного использования в учреждениях определяется по наибольшему сроку, установленному для амортизационных групп (п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Таким образом, срок полезного использования ККТ составляет 7 лет.
В первоначальной стоимости ОС учитываются также затраты на его доставку и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ККТ. Например, в зависимости от модели ККТ фискальный накопитель может входить в состав ККТ или приобретаться отдельно.
Эксплуатировать ККТ можно только в том случае, если она зарегистрирована в налоговом органе. Регистрация в налоговом органе производится бесплатно.
Согласно пункту 4 статьи 4.1 «Требования к фискальному накопителю» Закона № 54-ФЗ:
Выдержка из документа
«Фискальный накопитель обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 30 календарных дней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, реквизитов следующих фискальных документов:
Реквизиты отчета о регистрации, отчета об изменении параметров регистрации, сформированного в связи с заменой фискального накопителя, и отчета о закрытии фискального накопителя должны храниться в фискальном накопителе в течение срока его эксплуатации и в течение пяти лет со дня окончания срока его эксплуатации.»
Таким образом, на законодательном уровне регламентировано хранение фискального накопителя в течение 5 лет со дня окончания срока его эксплуатации.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 5 «Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей» Закона № 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники обязаны:
Следует учитывать, что согласно пунктам 4, 14 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ в связи с установкой в контрольно-кассовую технику нового фискального накопителя должна проводиться перерегистрация этой контрольно-кассовой техники.
Фискальный накопитель как расходный материал необходимо учитывать как материальный запас на счете 105.36 «Прочие материальные запасы».
Поскольку со дня окончания эксплуатации фискальный накопитель перестает быть активом, но согласно Закону № 54-ФЗ подлежит обязательному хранению, при замене выбывший из эксплуатации фискальный накопитель следует учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке, по стоимости: один фискальный накопитель — 1 руб. (п. 335 Инструкции № 157н).
При замене расходных материалов стоимость основного средства не изменяется. Согласно последнему абзацу пункта 27 Инструкции № 157н:
Выдержка из документа
«Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), в случае когда в результате ремонта не созданы объекты нефинансовых активов, соответствующие критериям признания объектов основных средств, подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.»
Учет онлайн-ККТ и фискальных накопителей в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Бухгалтерские записи по отражению в учете онлайн-кассы и фискального накопителя и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2, приведены в таблице.
Операции по принятию обязательств, в том числе денежных, по оплате договоров поставки онлайн-кассы и фискального накопителя и собственно их оплаты отражаются в обычном порядке, поэтому не включены в таблицу.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции 1–6 оформляются в обычном порядке.
Операция 7 отражается документом Поступление материалов (забалансовый учет), в котором следует выбрать счет 02.4 «МЗ, не признанные активом».
Счет 02.4 «МЗ, не признанные активом» применяется для учета материальных ценностей, принадлежащих учреждению, признанных неактивами, до момента принятия решения об их дальнейшей судьбе или, как в данном случае, до срока окончания их хранения в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 335 Инструкции № 157н в случае одностороннего оформления акта учреждением, как в данном случае, материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02 в условной оценке: один объект — один рубль. В документе следует указать количество принятых на хранение фискальных накопителей и соответствующую стоимость.
При проведении документа формируется запись по дебету забалансового счета 02.4 «МЗ, не признанные активом» без указания корреспондирующего счета.
Что относить на счет 10.06, а что на 10.09?
Вопрос задал Валентина О.
Ответственный за ответ: Мария Демашева (★9.72/10)
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что мы относим на счет 10.06, а что на счет 10.09? В моем понимании канцелярия и вода могут быть учтены на 10.09, но в организации они числятся на 10.06. На сколько это правильно и критично?
Что подразумевается под «прочими материалами» и «инвентарем и хоз.принадлежностями»?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (5)
Посмотрите описание субсчетов
Будет понятно, что относится к каждой категории.
Дополнительно надо смотреть первоисточник т.е. План счетов — там описание всех счетов и их корреспонденции. Это Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Что касается 10-го счета, то нужен Раздел II. Производственные запасы, Счет 10 «Материалы».
Проводки должны быть корректными, поэтому согласно описанию субсчетов отражаем соответствующую информацию по Дт и Кт 10.06 и 10.09.
Канцтовары и вода не могут отражаться на 10.09 т.к. они не подходят под описание инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей.
Также со счета 10.09 материал не списывается документом Требование-накладная, а оформляется документ Передача материалов в эксплуатацию. В результате проведения документа хозпринадлежности будут учтена на забалансовом счете МЦ.04.
Добрый день! Посмотрела описание счетов, но все как-то размыто. Так и не пойму, канцтовары тогда на 10.01 относить? Да и с водой не очень тогда понятно, исходя из описания.(
Мы все пользуемся именно этими описаниями.
Обычно то, что описываете учитываем на 10.01. Если только нет каких-то особых причин там не отражать. Все особенности, при их наличии, описываем в своей Учетной политике на бумажном носителе.
Чтобы выбрать счет учета, когда несколько их, как с 10-м, надо идти по описанию всех счетов и так выбирать методом исключения. Не подходит первое, идем во второе и т.д. до самого конца. Так самостоятельно по своей ситуации делаем выбор. Например, все описания изучили и поняли, что больше всего подходит 10.01.
Материалы по теме
Блок Как оформить авансовый отчет при покупке материалов и ТМЦ
Оформление авансового отчета в 1С Бухгалтерии 8.3 по шагам
По воде
Покупка в офис питьевой воды
Учет возвратной тары
.
В том-то и дело, что методом исключения по моей логике больше подходит 10.09, чем 10.01.(
Надо учитывать нормативную базу и автоматизацию в 1С.
Счет 10.09 в данном случае не подходит. Потому что на этом счете учитывает то, что используем долго и что закреплено за конкретным МОЛ. Этот актив учитываем за балансом и контролируем его. По описанию вода и канцтовары сюда не подходят.
Это мое личное мнение. Считаю, что надо учитывать по счету 10.01.
Дальше уже на ваше профессиональное суждение, могу не знать каких-то нюансов учета в вашей организации.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Отражение в учете бюджетного и автономного учреждения затрат на приобретение флеш-карт и калькуляторов
Как и в случае с любым другим имуществом учреждения, порядок отнесения этих объектов к тому или иному виду имущества, прежде всего определяется сроком его полезного использования. Если «полезный» срок ценностей превышает 12 месяцев, их отражают в составе основных средств по соответствующим аналитическим счетам счета 0 101 00 000 «Основные средства».
Если этот срок составляет 12 месяцев или меньше, указанное имущество учитывают в составе материальных запасов и отражают по соответствующим счетам счета 0 105 00 000 «Материальные запасы».
Флэш-карта является внешним запоминающим периферийным устройством. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) им присвоен код 14 3020340 «Устройства запоминающие внешние». При этом в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), срок полезного использования данного нефинансового актива составляет 3 года. Таким образом, в общем случае флэш-карта должна быть учтена в качестве основного средства. Соответственно, расходы по ее приобретению должны быть отнесены за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Калькуляторы, являются, по сути, средствами механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда (код по ОКОФ 14 3010000). Такие ценности можно отнести к оргтехнике (коды по ОКОФ 14 3010020, 14 3010180, 14 3010190). Соответственно, срок полезного использования данного нефинансового актива составляет 7 лет. Следовательно, в общем случае калькуляторы также должны быть учтены учреждением в качестве основных средств с отнесением расходов по их приобретению за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Мнение специалиста
Окончательное решение об отнесении такого имущества, как флэш-карты и калькуляторы, к основным средствам (материальным запасам) может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов. Как правило, данные нефинансовые активы относят к основным средствам и приобретают за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В то же время вовсе не исключено, что срок полезного использования отдельных видов данных нефинансовых активов, определенный в установленном порядке, не будет превышать 12 месяцев. А следовательно, и приобретение таких активов будет осуществляться за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
А. Семенюк, Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Пименов, Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Как учитывать флеш-карты?
Флеш-карта — это съемное устройство, выполняющее множество функций. Наиболее распространенным и востребованным является ее применение в качестве носителя информации. Флеш-карты повсеместно используются в учреждениях госсектора. Более того, ими в обязательном порядке обеспечиваются работники, занимающие те или иные должности (смотрите, например, Приказ Министерства экономического развития РФ от 11.12.2017 г. № 660 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства экономического развития Российской Федерации», Приказ Федеральной антимонопольной службы от 06.03.2017 г. № 259/17 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной антимонопольной службы»).
Извечная дилемма бухгалтеров учреждений государственного сектора — как учитывать флеш-карты. К какой группе нефинансовых активов их отнести? Это основные средства или материальные запасы? Ответ на данный вопрос во многом субъективен. В данной статье мы рассмотрим всю имеющуюся в настоящее время информацию, которая поможет принять правильное решение по вопросу отнесения флеш-карт к основным средствам или материальным запасам.
«Сухие» нормы законодательства
Как известно, с законом не поспоришь. Поэтому на первом этапе принятия решения об отнесении флеш-карт к основным средствам или материальным запасам следует проанализировать положения нормативных-правовых актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету.
В части определения возможности отнесения имущества к основным средствам необходимо руководствоваться следующими документами:
В отношении имущества, приобретенного до 1 января 2018 года, критерии отнесения к основным средствам устанавливались п. п. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н. С 1 января 2018 года такие критерии закреплены п. п. 7, 8 СГС «Основные средства» вкупе с п. 36 СГС «Концептуальные основы». Кроме того, следует учитывать Методические указания, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257.
Основными средствами признаются материальные ценности:
Указанные материальные ценности могут находиться:
К основным средствам не относятся:
Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС «Основные средства» не применяются (Письмо Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257).
Анализируя названные нормы, можно прийти к выводу, что ключевым моментом при определении возможности отнесения флеш-карты к основным средствам является срок ее полезного использования. То есть, если данный носитель информации может использоваться более 12 месяцев, то он относится к основным средствам. Иначе — к материальным запасам.
Сколько «проживет» флешка?
Срок полезного использования — это период, в течение которого предусматривается использование актива в деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен, то есть в запланированных целях (п. 7 СГС «Основные средства»).
Срок полезного использования определяется согласно п. 35 СГС «Основные средства», исходя из:
При этом в первом случае следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Классификация № 1) и выбирать наибольший срок полезного использования, установленный для конкретной амортизационной группы (в части имущества, включаемого в 1-9 амортизационные группы).
Таким образом, для определения срока полезного использования флешки первоначально следует посмотреть, содержит ли Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст (далее — ОКОФ), ее наименование в явном виде и соотнести код с конкретной амортизационной группой по Классификации №1. Согласно ОКОФ флешка — носитель информации может быть отнесена к коду 330.26.80.13 «Носители данных прочие…». Однако Классификация №1 не содержит амортизационной группы для кода ОКОФ 330.26.80.13. Следовательно, срок полезного использования следует определять вторым способом: исходя из рекомендаций производителя и (или) на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов.
Таким образом, ответ на вопрос: как учитывать флеш-карту, сводится к субъективному суждению должностных лиц конкретного учреждения относительно срока ее полезного использования. Именно они обладают информацией о входящей в комплект поставки документации, о «добросовестности» производителя. Они в компетенции определить характер и интенсивность использования флеш-носителя. Также отметим, что на флеш-карты некоторые производители дают гарантию до 5 лет.
Частный случай учета флеш-карт
Отдельно остановимся на учете флеш-карт, приобретаемых одновременно с разнообразными устройствами и используемых с ними. Например, покупается фотоаппарат, собственная память которого отсутствует либо очень мала. Тут же к нему подбирается и флеш-карта (SD, microSD и т. п.), чтобы он мог полноценно использоваться. Флеш-карта в таком случае служит не только для увеличения памяти фотоаппарата, но и для удобства перенесения фотографий на компьютер и иных целей. Аналогичная ситуация может происходить и с мобильным телефоном.
В соответствии с п. 10 СГС «Основные средства» согласно учетной политике учреждения с учетом положений Инструкции № 157н объекты основных средств могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, если:
Согласно данному пункту в один инвентарный объект можно объединять, к примеру, периферийные устройства и компьютерное оборудование. При этом учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).
Критерий существенности также устанавливается учетной политикой учреждения, а его определение приведено в п. 17 СГС «Концептуальные основы».
Таким образом, флеш-карты, приобретаемые и используемые одновременно с иными устройствами (фотоаппаратами, мобильными телефонами), при внесении соответствующих положений в учетную политику учреждения могут учитываться единым инвентарным объектом.
Как избежать претензий?
Подводя итог изложенному, можно констатировать, что прямого ответа на вопрос: как учитывать флеш-карту, действующее законодательство в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержит. Минфин данный вопрос тоже не разъяснял. Анализ судебной практики и решений должностных лиц конкретных учреждений, закрепленных в их учетных политиках, противоречив (смотрите, например, в Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 г. № 18АП-6963/11, Решение АС Томской области от 17.04.2015 г. по делу № А67-7469/2014, Решение АС г. Москвы от 17.12.2014 г. по делу № А40-111746/2014, п. 39 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.12.2014 г. № 532 «Об утверждении Учетной политики Федерального агентства железнодорожного транспорта»). Поэтому при принятии решения об учете флеш-карт в качестве основных средств или материальных запасов целесообразно придерживаться следующих правил.
Во-первых, принятое комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решение должно быть обоснованным. То есть оно должно содержать подтверждение сделанного вывода относительно срока полезного использования флеш-карт. Это могут быть письменные гарантии производителя или поставщика, документальное обоснование характера и интенсивности использования данных носителей, проведенный анализ сроков использования за прошлые периоды и прочее. Важно, чтобы проверяющие видели, что в учреждении велась работа по принятию решения.
Решение следует закрепить в учетной политике учреждения. Кроме того, должен быть организован единообразный учет поступающих в учреждение флеш-носителей. Иными словами, не должно возникать ситуаций, когда аналогичные флеш-карты учитываются и в составе основных средств, и в составе материальных запасов.
_______________________
* если иное не предусмотрено СГС «Основные средства», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Статья подготовлена
На каком счете учитывать флеш накопитель
Дата публикации 20.04.2021
Согласно договору исполнитель обязуется передать заказчику (автономному учреждению) средства защиты информации (СЗИ), а также произвести удаленную установку и настройку СЗИ. Цена договора включает:
Дистрибутив ПО VipNet, сертификат активации сервиса совместной техподдержки ПО VipNet и установочный комплект СЗИ Secret Net исполнитель передает по товарной накладной. По какому коду КОСГУ автономному учреждению оплатить дистрибутив на носителе и установочный комплект СЗИ? Как их принять к учету?
В рассматриваемой ситуации учреждение в рамках одного договора приобрело лицензию на право пользования программным обеспечением (ПО VipNet, ПО Secret Net) и дистрибутив (средство защиты информации) для его установки.
Под дистрибутивом понимается форма распространения программного обеспечения. Дистрибутив обычно содержит программы для инициализации системы, программу-установщик и набор специальных файлов, в совокупности образующих систему (ядро) программы (так называемые пакеты). Дистрибутив не обладает функциональностью ПО, а служит для его установки.
Расходы на оплату услуг в области информационных технологий, в частности, по обеспечению безопасности информации и режимно-секретных мероприятий, защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
В результате приобретения СЗИ в учреждение не поступают объекты нефинансовых активов. Диски и иные накопители являются лишь носителями соответствующей информации. Товарная накладная, переданная исполнителем, не означает, что расходы должны отражаться по подстатьям (статьям) группы 300. Следовательно, расходы по приобретению СЗИ, выделенные отдельной строкой (дистрибутив на носителе и установочный комплект), можно отнести на подстатью 226 КОСГУ как расходы в области информационных технологий.
При учете неисключительных прав пользования СЗИ (ПО VipNet, ПО Secret Net), необходимо применять СГФ «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н, который вступил в силу с 1 января 2021 г.
В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н с 1 января 2021 г. неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности со сроком полезного использования более 12 мес. учитываются на балансе на счете 111 6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных». Неисключительные права пользования со сроком полезного использования 12 мес. и менее относятся на финансовый результат.
Для программного обеспечения с неопределенным сроком полезного использования может быть установлен такой срок, в течение которого от актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала), исходя из (п. 27 СГФ «Нематериальные активы», часть 3 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384):
По нематериальным активам амортизация начисляется в соответствии с СГФ «Нематериальные активы» (п. 93 Инструкции № 157н). На бессрочные лицензии амортизация не начисляется (п. 26 СГФ «Нематериальные активы»).
Услуги по установке и настройке программного обеспечения как услуги в области информационных технологий относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ и могут включаться в первоначальную стоимость объекта нематериальных активов (п. 11 СГФ «Нематериальные активы»).
Поскольку СЗИ (дистрибутив ПО VipNet, сертификат активации сервиса совместной техподдержки ПО VipNet, установочный комплект СЗИ Secret Net) необходимы для использования программного обеспечения, они могут формировать первоначальную стоимость нематериального актива.
Если срок использования неисключительного права СЗИ (ПО VipNet, ПО Secret Net) более 12 мес. или неопределенный, такое право пользования соответствует критериям признания в качестве нематериального актива и принимается к учету на счет 111 60:
Если срок полезного использования ПО 12 мес. и менее, в учете оформляется запись: