на каком счете учитывать маски медицинские в бюджете
Минфин России напомнил КОСГУ для учета медицинских масок
IgorVetushko / Depositphotos.com |
Одно из самых часто приобретаемых в последние месяцы средств индивидуальной защиты – медицинская маска – вновь стала предметом рассмотрения финансового ведомства (письмо Минфина России от 29 мая 2020 г. № 02-08-05/46270).
При определении КОСГУ для учета расходов по оплате медицинских масок Минфин опирается на:
Рассматривая маски как медицинские изделия, применяемые в медицинских целях, и исходя из целевого назначения таких матзапасов, учитывать их правомерно по подстатье 341 КОСГУ.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Между тем, напомним, не так давно специалисты Минфина России предлагали в качестве критерия для выбора кода КОСГУ ориентироваться на отрасль / направление деятельности учреждения, а не на функциональное / целевое назначение матзапасов. То есть приобретение в целях профилактических мер дезинфицирующих средств, антисептиков, масок и т.п. медицинским учреждением было рекомендовано относить на подстатью 341 КОСГУ. Закупку тех же матзапасов учреждением НЕмедицинского профиля – на подстатью 346.
На каком счете учитывать маски медицинские в бюджете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Медицинским учреждением самостоятельно из марли были изготовлены медицинские маски. Медицинские маски предназначены для выдачи медицинскому персоналу в целях использования их во время приема или осмотра пациентов, проведения операций и т.д.
По какой подстатье КОСГУ и на каком счете вести учет готовых медицинских масок (0 105 31 000 или 0 105 35 000)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинские маски в равной степени оправданно могут быть отнесены и к изделиям, применяемым в медицинских целях (счет 0 105 01 341), и к спецодежде медицинских работников (счет 0 105 05 345), и к прочим материальным запасам (счет 0 105 36 346) в зависимости от функционального назначения рассматриваемых объектов материальных запасов.
Соответствующее решение учреждение должно принять самостоятельно с учетом отраслевой специфики.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Группировка материальных запасов по аналитическим счетам «Материальные запасы» (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
На каком счете учитывать маски медицинские в бюджете
При отнесении масок для защиты дыхательных путей, медицинских перчаток на соответствующий счет бухгалтерского учета необходимо исходить из их целевого (функционального) назначения с учетом отраслевого законодательства, законодательных и (или) иных актов, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Если лицевые маски для защиты дыхательных путей, медицинские перчатки применяются для оказания медицинской помощи (медицинских услуг) и не являются частью комплекта средств индивидуальной защиты (спецодежды), их следует учитывать на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства».
Если медицинские маски и перчатки имеют срок полезного использования менее 12 мес. и приобретаются как средства индивидуальной защиты для профилактики заболевания новой коронавирусной инфекцией среди сотрудников медицинских учреждений, работающих в чистых помещениях (зонах), такие материалы следует учитывать на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».
Если медицинские маски и перчатки приобретаются для формирования комплектов средств индивидуальной защиты (специальной одежды), выдаваемых сотрудникам медицинского учреждения для использования в течение периода, превышающего 12 мес., такие материалы следует учитывать одновременно с комплектом специальной одежды на счете 105 05 «Мягкий инвентарь».
Положения инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регламентируют маркировку предметов мягкого инвентаря (в т.ч. специальной одежды) с целью обеспечения их сохранности и дальнейшего проведения инвентаризации. Целесообразность маркировки отдельных предметов, составляющих комплект средств индивидуальной защиты (специальной одежды), с учетом необходимости сохранения их стерильности, внешнего вида и защитных свойств, следует дополнительно определить в акте работодателя.
Разъяснения Минфина России о применении КБК при приобретении медицинских изделий для профилактики коронавирусной инфекции читайте здесь.
Об учете медицинских халатов, масок и перчаток: разъяснения Минфина России
eletha15 / Depositphotos.com |
Вопрос учета медицинских масок, одноразовых халатов и т. п. стоит по-прежнему остро не только для медучреждений. И в этом году специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях неоднократно возвращались к теме выбора КОСГУ и счетов аналитического учета таких матзапасов (Письмо Минфина России от 16 июля 2020 г. № 02-07-10/62248). Ниже мы к ним обратимся.
А сейчас напомним один из важных моментов в этом вопросе: выбор аналитического счета учета материальных запасов и выбор кода КОСГУ для их приобретения – это далеко не одно и то же. Дело в том, что отнесение материальных ценностей на тот или иной счет аналитического учета определяется п. 118 Инструкции № 157н, это следует также из Методрекомендаций к Стандарту «Запасы». То есть при определении субсчета для учета материальных запасов мы должны исходить из того, что мы приобрели: продукты, лекарства, стройматериалы и т. д. Например, доски – это стройматериал, его учитываем на счете 0 105 04 000 «Материальные запасы – строительные материалы», это прямо указано в п. 118 Инструкции № 157н. И лишь в случае затруднения с определением конкретного объекта – обращаемся к Общероссийскому классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
А вот при выборе подстатьи кода 340 КОСГУ Порядок № 209, Методрекомендации по его применению, а также отдельные разъяснительные письма Минфина России настойчиво рекомендуют отвечать на вопрос «Для чего куплены эти матзапасы?». Исходя из этого, те же доски, приобретенные не для ремонта, не для строительства, а для учебного процесса, будут группироваться по КОСГУ не 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», а 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов». Получается, что на практике возникает ситуация, когда «цифровой аналогии» между выбранным аналитическим счетом и КОСГУ не будет – так, в примере с досками принять их к учету нужно на счете 0 105 34 346.
Тем не менее, в последнее время Минфин России доводит разъяснения, в которых аналитический счет выбирается также ориентируясь на цель использования матзапасов, а не на их сущность, то есть исходя из «цифровой аналогии» с КОСГУ. Вот и в отношении медицинских масок и перчаток специалисты финансового ведомства давали очень разнонаправленные разъяснения:
Реквизиты писем Минфина России
Медицинские халаты и прочую одноразовую одежду следует рассматривать как средство индивидуальной защиты медработников. Соответственно, расходы на ее приобретение могут отражаться по подстатье 345 КОСГУ, а сама одноразовая одежда – учитываться на счете 0 105 05 000
В качестве критерия для выбора кода КОСГУ впервые предложено ориентироваться на отрасль/ направление деятельности учреждения, а не на функциональное/ целевое назначение матзапасов. То есть приобретение масок и перчаток медицинским учреждением должно относиться на подстатью 341 КОСГУ, закупка тех же матзапасов учреждением немедицинского профиля – на подстатью 346
При определении КОСГУ для учета расходов по оплате медицинских масок следует исходить того, что мы купили, и руководствоваться при этом положениями ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний» и Общероссийского классификатора ОК 034-2014 (КПЕС 2008), включающего изделия медицинские ватно-марлевые в класс 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях».
Рассматривая маски как медицинские изделия, применяемые в медицинских целях, и исходя из целевого назначения таких матзапасов, учитывать их правомерно по подстатье 341 КОСГУ
Медицинские маски и перчатки принимаются к учету на аналитических счетах счета 0 105 00 000 в следующем порядке:
Если маски и перчатки не являются частью комплекта СИЗ (спецодежды)
Счет 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства
Когда маски и перчатки со сроком полезного использования менее 12 месяцев приобретаются как СИЗ для профилактики коронавируса среди сотрудников медучреждений, работающих в чистых помещениях/ зонах
Счет 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»
Маски и перчатки, приобретенные в целях формирования комплектов СИЗ (спецодежды), выдаваемых сотрудникам медучреждения для использования в течение периода, превышающего 12 месяцев, учитываются одновременно с комплектом спецодежды
Счет 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»
На сегодняшний день в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н, № 183н нет четких указаний на соблюдение «цифровой аналогии» аналитических счетов со статьями КОСГУ, и в целом нормативная база построена таким образом, что коды КОСГУ и субсчета могут отличаться. Судя по пока так и не принятому проекту поправок в Инструкцию № 157н, Минфин России планирует сблизить описание счета 0 105 31 000 и 341 КОСГУ, однако пока это не реализовано, а значит различия в подборе субсчета и КОСГУ могут быть.
Вывод здесь один: учитывая, что действующие инструкции по учету давно требуют корректировки, а письма Минфина России носят разнонаправленный характер (да и к тому же это не системные письма), все, что остается учреждениям в этой ситуации, – урегулировать все эти нюансы положениями учетной политики. Поскольку в п. 118 Инструкции № 157н перечни матзапасов для каждого аналитического счета – открытые, учреждению следует самостоятельно определиться, будет ли оно использовать «цифровую аналогию» при учете тех или иных матзапасов (возможно, с какими-то исключениями для определенных объектов) или нет, и по какому принципу будет формироваться его рабочий план счетов.
И помните: поскольку четкого и единообразного подхода нет ни в нормативных актах, ни в разъяснениях финансового ведомства, урегулированные на уровне локального акта вопросы учреждение всегда сможет отстоять в споре с ревизорами.
На каком счете учитывать маски медицинские в бюджете
Дата публикации 06.04.2020
На подстатью 341 КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях (п. 11.4.1 Порядка № 209н).
По подстатье 346 КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, которые не включены в иные подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (п. 11.4.6 Порядка № 209н).
Для отнесения расходов на приобретение медицинских масок на подстатью 341 КОСГУ необходимо, чтобы они использовались в медицинских целях. В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, отражаются поподстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (п. 2 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Запасы», направленных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075).
В рассматриваемой ситуации речь идет о профилактических мероприятиях в учреждении, не уполномоченном на оказание медицинских услуг. Маски приобретаются для сотрудников в профилактических целях. Следовательно, подстатья 341 КОСГУ в таком случае не применяется. Таким образом, расходы на приобретение медицинских масок для сотрудников отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.