на каком уроке изучают животных

Конспект урока Введение.Зоология-как наука!

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели : дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об о хране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах ЕНТ;

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: компьютер, презентация.

Содержание учебного материала

Психолого-педагогический настрой на урок.

Здравствуйте! Садитесь. Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех.

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

организацией учебных занятий по курсу биологии «Животные»

Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам биологии.

Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с тетрадью.

1.Зоология – наука о животных (слайд 2)

Вспомните, как переводится слово «биология»?

Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

Перечислите царства, существующие на Земле.

Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные (слайды 3- 6).

А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – «животное», логос – «учение») (запись в тетрадь).

? Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,

цитология – их клеточное строение (слайды 3- 6).

Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

Систематика – классификацию животных

Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук (слайд 7):

генетики, объясняющей закономерности наследственности,

зоогеографии – распространение животных,

этологии – их поведение

Зоология изучает различные группы животных, в том числе (слайды 8- 10):

особый мир животных представляют простейшие,

млекопитающих и др.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 7 класс” под редакцией К.Кайым на странице 5, заполните таблицу “Биологические дисциплины в пределах зоологии” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

3. Сходство и различия животных и растений (слайды 11- 12):

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

4. Отличие животных от растений (слайд 13):

Чем отличаются животные от растений?

Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки.

В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

Воспринимают раздражения и реагируют на них.

Большинство активно передвигаются.

Освоили все среды жизни.

Работа в группах по заданию:

Заполните таблицу «Различия растений и животных»:

5 ). Многообразие животных (слайды 14- 19):

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

6. Значение животных. Дикие и домашние животные (слайды 20- 22):

Работа в группах по заданию:

2 группа Отрицательная роль животных в природных сообществах.

4 группа- Обобщение по теме: Роль животных.

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.

Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния

Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.

Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу

Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.

Породы собак (слайды 26- 28):

Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.

На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.

Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен

своим хозяевам после их смерти.

В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был

сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства».

Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы.

Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.

Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человек.

Промысловые животные (слайд 33):

Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.

4 группа (слайд 34-35):

А ). Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет

разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят

декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.

Б). Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.

7. Охрана животных (слайды 36 – 37).

После просмотра видеоролика ответьте на вопросы:

Знаете ли вы, что такое Красная книга?

Для чего она создана? Какие животные находятся под охраной в Казахстане?

Источник

Зоология-наука о животных. Классификация животного мира

Урок 2. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Конспект урока «Зоология-наука о животных. Классификация животного мира»

Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.

Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движения мамонта, оленя, носорога, лося, медведя и других животных. Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение.

Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания предпринял греческий учёный Аристотель в 4в. до н.э. В своём труде «История животных» Аристотель приводит сведения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, питание, линьку животных. Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ».

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Разнообразие животных всегда привлекало исследователей природы. Учёные описывали животных в течение многих столетий, давали им названия. Знания о животных разных стран накапливались, поэтому возникла необходимость упорядочить эти сведения, систематизировать их. Так возникла наука систематика. Систематика не только описывает животных, но и даёт представление о родственных связях различных групп, что позволило расположить всех животных в определённой системе – классифицировать их. Наиболее научно обоснованную классификацию живых организмов предложил шведский натуралист Карл Линней в 1735г.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Карл Линней описал более 4 тыс. видов животных. Вы уже знаете, что основной единицей классификации Карл Линней выбрал вид. Каждому виду живых организмов он предложил давать двойное название, включающее название рода (первое слово) и видовой эпитет (второе слово). Например, карась золотой, слон азиатский. Для обозначения научных названий животных используется латинский язык. Например, золотой карась по-латыни Carassius carassius, а слон азиатский – Elephas maximus. Такой принцип названия видов живых организмов получил название бинарной, или двойной, номенклатуры.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Рассмотрим схему классификации животных. Сходные виды объединились в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды. Более высокими систематическими группами были определены классы и типы. Наивысшей единицей классификации является царство.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Таким образом, каждое животное принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и жизни человека, называется зоологией (от греческих слов зоон — «животное», логос— «учение»). Зоология подразделяется на несколько научных дисциплин: морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеозоология, этология, зоогеография.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Морфология и анатомия изучают внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует жизненные процессы, протекающие в них. Экология изучает взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеозоология рассматривает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. Систематика животных занимается классификацией организмов. Зоогеография исследует закономерности распространения животных по земному шару. Энтомология – наука о насекомых. Ихтиология – о рыбах. Орнитология – о птицах.

Всех животных делят на две большие группы — беспозвоночные и позвоночные. У беспозвоночных животных (моллюсков, червей, насекомых) позвоночника нет. Поэтому их и называют беспозвоночными. К позвоночным животным относят млекопитающих, птиц, рептилий, земноводных и рыб. Внутри их тела имеется костный или хрящевой скелет, который образует прочную основу тела. Один из отделов скелета называется позвоночником. Отсюда название этой группы животных — позвоночные.

Животные делятся также на холоднокровных и теплокровных. Холоднокровные животные не имеют постоянной температуры тела (все беспозвоночные, а также рыбы, земноводные и пресмыкающиеся). Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для теплокровных животных характерна постоянная температура тела. Она не зависит от температуры окружающей среды. Теплокровными животными являются птицы и млекопитающие.

Все животные делятся на одноклеточных, тело которых состоит из одной клетки, и многоклеточных, тело которых состоит из множества клеток. К одноклеточным, или простейшим, относятся инфузории, споровики, жгутиковые, саркодовые. Многоклеточными являются кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и хордовые животные (такие как рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). Сейчас кратко рассмотрим некоторые из данных групп.

Кишечнополостные — это беспозвоночные животные, имеющие мягкое тело с кишечной полостью внутри и щупальца вокруг рта. К ним относятся медузы, актинии, коралловые полипы. Кишечнополостные — жители водоёмов. Особенно много их в теплых морях и океанах.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Кольчатые черви имеют мягкое тело, разделенное на множество колец, или сегментов. Черви передвигаются, сокращая и расслабляя мышцы тела. Представителем кольчатых червей, с которым вы хорошо знакомы, является дождевой червь. Обитают на суше, в почве и в воде (например, пиявки).

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Моллюски — это беспозвоночные животные с мягким телом, заключённым в раковину. Тело подразделяется на голову, туловище и ногу. Обитают преимущественно в воде (беззубки, мидии, устрицы). Некоторые живут на суше (виноградные улитки, слизни).

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Членистоногие имеют твёрдый хитиновый покров, который выполняет функцию внешнего скелета. Их тело обычно разделено на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. Они имеют членистые конечности (отсюда и их название). Членистоногие включают 3 группы животных: ракообразных, паукообразных и насекомых.

К ракообразным относятся речные раки, морские крабы, креветки, омары, лангусты.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Паукообразные — это пауки, скорпионы и клещи. Некоторые из паукообразных выделяют паутину и изготавливают ловчую сеть.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Насекомые — наиболее многочисленная группа членистоногих. К этой группе относится около 70 % всех известных к настоящему времени животных. Это жуки, клопы, бабочки, стрекозы, кузнечики, мухи, пчёлы, осы, муравьи. Большинство из них имеют крылья и способны летать.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Рыбы — это холоднокровные позвоночные животные. Обитатели пресных водоёмов, морей и океанов. Рыбы имеют плавники, которые позволяют им быстро передвигаться. Тело рыб покрыто чешуей.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Земноводные, или амфибии, могут жить как в воде, так и на суше. Это — холоднокровные позвоночные животные. К ним относятся лягушки, жабы и тритоны. Взрослые животные живут в основном на суше, а их личинки (головастики) развиваются в воде.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Пресмыкающиеся, или рептилии, в отличие от рыб и земноводных, живут и развиваются на суше. Исключение составляют крокодилы и черепахи. Они живут в воде, но размножаются на суше, откладывая яйца в почву. К пресмыкающимся относятся змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Конечности у них короткие или вообще отсутствуют. Поэтому при передвижении их тело соприкасается с землёй (отсюда и название — пресмыкающиеся). Пресмыкающиеся — холоднокровные животные, поэтому живут в основном в тёплых регионах.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Птицы — позвоночные животные, тело которых покрыто перьями. Это — теплокровные животные. Передние конечности у птиц превратились в крылья, с помощью которых они летают.

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

Млекопитающие, или звери, как и птицы, теплокровные позвоночные животные. Их тело покрыто волосами, или шерстью. Они рождают детёнышей и вскармливают их молоком (отсюда название). Млекопитающие очень широко распространены на Земле. Некоторые из них хорошо летают (летучие мыши), живут в воде и на суше (бобры, ондатры) или только в воде (киты, дельфины).

Источник

Рабочая программа «Биология животных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

на каком уроке изучают животных. Смотреть фото на каком уроке изучают животных. Смотреть картинку на каком уроке изучают животных. Картинка про на каком уроке изучают животных. Фото на каком уроке изучают животных

на 2018 / 2019 учебный год

Учитель Амелина Елена Николаевна первой квалификационной категории

Количество часов: в неделю 2 за год 68

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Место курса «Биология» 7 класс в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Демушкинская СШ».

Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;

овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей :

— овладение обучающимися системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации, общими методами изучения живых организмов, учебными умениями;

— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

— воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде

— ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
— развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
— овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
— формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе

Отбор содержания программы проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология. Животные » в 7 классе.

Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты обучения :

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

выделение существенных признаков биологических объектов;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Тематический план по программе В. В. Пасечника и др.

Глава 1. Простейшие (2 ч)

Глава 2. Многоклеточные животные (37 ч.)

Позвоночные. Тип Хордовые

Глава 3. Эволюция строения и функций органов

и их систем у животных (14 ч.)

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных.

Глава 4. Развитие животного мира на Земле (4 ч.)

Развитие животного мира на Земле

Глава 5. Биоценозы (5 ч.)

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч.)

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Количество и тематика контрольных, практических, лабораторных работ

Лабораторная работа №1

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Черви: плоские, круглые, кольчатые.

Лабораторная работа №2

Знакомство с многообразием ракообразных.

Лабораторная работа №3

Изучение представителей отрядов насекомых.

Лабораторная работа №4

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Классы Земноводные и Пресмыкающиеся.

Лабораторная работа №5

Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Лабораторная работа №6

Изучение особенностей различных покровов тела.

Лабораторная работа №7

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Эволюция строения и функций органов и их систем.

Контрольная работа №1.

Итоговая контрольная работа по курсу зоологии 7 класса.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»

7 класс (68часа, 2 час в неделю)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 1. Простейшие ( 2 )

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Раздел 2. Многоклеточные животные ( 37)

Беспозвоночные животные. (19)

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14)

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 )

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Палеонтологические доказательства эволюции.

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2 )

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Календарно- тематический план

по учебному предмету «Биология. Животные » (7 класс) на 2018-2019 учебный год.

Задание для самостоятельного изучения

История развития зоологии. Методы изучения животных.

Современная зоология. Систематика животных.

Глава 1. Простейшие (2ч.)

Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики.

Жгутиконосцы, Инфузории. Значение простейших.

Глава 2. Многоклеточные животные (34 ч.)

Тема 2.1 Беспозвоночные (19 ч.)

Тип Губки (классы Известковые, Стеклянные, Обыкновенные). Строение, роль в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы). Общая характеристика.

§ 6 с. 25-27, с.240 (размножение гидры)

Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.

§ 6, сообщения о медузах

Тип Плоские черви (классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные).

§ 7, вопросы и термины на стр.35

Тип Круглые Черви. Образ жизни, значение.

Классы Олигохеты, Пиявки: о бщая характеристика, многообразие, значение.

Тип Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие): общая характеристика, строение раковины. Среда обитания. Образ жизни.

Многообразие и значение моллюсков.

Тип Иглокожие (классы Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры).

Тип Членистоногие: о бщая характеристика, многообразие, роль в природе.

Класс Ракообразные: о бщая характеристика, многообразие, значение. ЛР №2 «Знакомство с многообразием ракообразных».

Класс Паукообразные: о бщая характеристика, многообразие, значение.

Класс Насекомые: общая характеристика и значение. ЛР №3 «Изучение представителей отряда насекомых».

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые.

Отряды насекомых: Перепончатокрылые. Муравьи, пчелы.

Обобщение по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

Тема 2.2. Позвоночные. Тип Хордовые (17 ч.)

Классы рыб: Хрящевые, Костные. ЛР №4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

§ 21, вопросы стр. 102

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

§ 22, вопросы стр. 106

Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

§ 23, вопросы стр. 115,

§ 24 (стр. 115-117), вопросы стр. 121

§ 25, вопросы стр. 128

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

§ 26, вопросы стр. 133

§ 27, вопросы стр. 138

Отряды Птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

§ 28, вопросы стр. 145

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

§ 29, вопросы стр. 151

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

§ 30, вопросы стр. 157

Отряды Млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные.

Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

§ 33, вопросы стр. 177

Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

§ 34, вопросы стр. 183

Отряд Млекопитающих: Приматы.

§ 35, вопросы стр. 187

Многообразие Млекопитающих. Роль в природе и жизни человека.

Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 ч.)

Покровы тела. ЛР №6. Изучение особенностей различных покровов тела.

§ 36, вопросы стр. 193

§ 37, вопросы стр. 199

Способы передвижения животных. Полости тела.

§ 38, вопросы стр. 203

Органы дыхания и газообмен.

§ 39, вопросы стр. 208

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

§ 40, вопросы стр. 214

Кровеносная система. Кровь.

§ 41, вопросы стр. 219

§ 42, вопросы стр. 223

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

§ 43, вопросы стр. 229

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

§ 44, вопросы стр. 235

Продление рода. Органы размножения.

§ 45, вопросы стр. 238

Обобщение по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Способы размножения животных. Оплодотворение.

§ 46, вопросы стр. 242

§ 47, вопросы стр. 246

Периодизация и продолжительность жизни животных.

§ 48, вопросы стр. 248

Глава 4. Развитие животного мира на Земле (4 ч.)

Доказательства эволюции животных.

§ 49, вопросы стр. 256

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

§ 50, вопросы стр. 258

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

§ 51, вопросы стр. 261

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

§ 52, вопросы стр. 266

Глава 5. Биоценозы (5 ч.)

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

§ 53, 54, вопросы стр. 272, 274

Цепи питания. Поток энергии.

§ 55, вопросы стр. 277

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

§ 56, вопросы стр. 282

Обобщение по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2 ч.)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных.

§ 57-58, вопросы стр. 286

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира.

§ 59, вопросы стр. 292 § 60, вопросы стр. 295

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2016.

Тематическое и поурочное планирование по биологии7 –й кл.: метод. Пособие / Л.Д. Парфилова. –М.: Издательство «экзамен», 2016.-158с.

Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы/ Г.А. Воронина.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс,2008. – 176с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *