на каком уровне развития психомоторика на логопедических занятиях осознанное произвольное

Понятие психомоторики и уровни организации движений

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Психомоторика относится к высшим психическим функциям. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи И.М. Сеченова (1952, с.60) сыграли решающую роль в понимании психомоторики как «объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека».

В настоящее время можно выделить следующее определение психомоторики: «это основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах» (К.К. Платонов, 1972, с.78). Кроме того, «психомоторика – это разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, возраста, пола и т.п.» (В.В. Никандров, 2004, с.4).

Если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).

Психофизиологическая структура движения сложна. В.П. Дудьев (2002) в своей работе рассматривает мозговую организацию психомоторики. Он отмечает, что движение осуществляется посредством двух структур: афферентной и эфферентной, которые обеспечивают направленность и пространственное распределение двигательных импульсов, а также превращение их в последовательные кинетические мелодий. Вначале для совершения движения важную роль играют лобные, необходимые для создания проекта движения, и теменные, осваивающие смысловую структуру движения, отделы коры головного мозга. Далее при участии премоторных полей идет процесс выработки двигательных фонов, обеспечивающих выполнение вспомогательных технических коррекций на бессознательном уровне. Потом движение выполняется, но при осуществлении даже совершенного координированного движения всегда присутствует предварительная коррекция. Это возможно благодаря афферентным импульсам, которые держат мозговой центр в курсе текущего механического и физиологического состояния двигательного аппарата.

М.О. Гуревич и Н.И. Озерецкий (1930) выделили следующие компоненты психомоторики: 1) Экстрапирамидные: тонус; смена иннервации и денервации; темп; ритм; автоматические движения (выразительные и защитные); вспомогательные движения. 2) Пирамидные: сила, энергия движений; отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий). Отчетливость зависит также от согласованности всех систем. 3) Церебеллярные кортикоцеребеллярные компоненты: равновесие, соразмернность движений; координация движений. 4) Фронтальные: двигательная активность, определяющая установку, перемену установки и последовательность движений; способность выработки формул; способность сохранения формул (энграммы); способность к одновременному движению; вторичные автоматизмы.

Н.А. Бернштейн (1947) выделил пять основных уровней организации движений.

В целом, в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых» уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения. В то же время каждая двигательная задача находит себе, в зависимости от своего содержания и смысловой структуры, тот или иной уровень, который наиболее подходит для ее разрешения.

Следует отметить также, что развитие движений в онтогенезе протекает в тесном контакте с психическим развитием. На начальных этапах движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических и др.) являются основным средством познания окружающего мира. А.В. Запорожец (1960) указывал на то, что в организме новорожденного ведущей системой является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются коррелятивно, т. е. следом за ней и в зависимости от нее. Этому есть немало подтверждений. Например, опыты доктора Коха (Чехословакия), который обучал группу младенцев лазанию по шведской стенке, развивая их врожденный рефлекс ползания. Малыши успели не только освоить лазание раньше, чем обычную ходьбу, но и интеллектуально развивались быстрее, чем обычно.

Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в т.ч. и моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. И наоборот, если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.

В целом многие авторы, такие как Н.А. Бернштейн (1966), А.И. Быкова, Т.И. Осокина (1960), А.В. Запорожец (1960), М.М. Кольцова (1973) и другие, подчеркивают необходимую потребность ребенка в движении с первых месяцев жизни. Ограничение движений вызывает беспокойство у детей, плач. У более старших детей каждое выполнение движений (ползание, хождение, подпрыгивание и др.) сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Указанными исследователями замечено, что дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать следующие краткие выводы:

– Моторика является физиологической основой высших психических функций.

– Психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, эмоциональными, волевыми).

– Сущность развития психомоторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, а в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

– Нарушение психомоторики может привести либо к нарушению развития в целом, если оно произошло в раннем возрасте, либо, если возникло на более поздних этапах, к недостаточному развитию той или иной высшей психической функции.

Список литературы:

Источник

Nav view search

Навигация

Школа начинающего логопеда

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи – как один из разделов пропедевтики дисграфии и дислексии

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи – как один из разделов пропедевтики дисграфии и дислексии

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).
2. Развитие межанализаторного взаимодействия (слуходвигательных, зрительно-двигательных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).
(2) Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря Ивану Михайловичу Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.
(3) Сегодня психомоторные функции рассматриваются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.
В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.
Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.
Потребность в движении – это врожденная потребность человека, имеющая решающее значение для его успешной жизнедеятельности.
(4) В литературе представлена следующая классификация движений:
По ведущей цели действия
Рабочие движения— выполнение трудовых операций, профессиональной деятельности (укол медсестры, работа на компьютере).
Локомоции—совокупность координированных движений, с помощью которых человек перемещается в пространстве: ходьба, бег, лазание.
Мимика и пантомимика(жесты) — выразительные движения лицевых мышц и тела (смеемся, ругаемся, плачем, гневаемся, сжимаем кулаки, зажмуриваем глаза).
Естественно-органические движения— двигательные акты, обеспечивающие выполнение физиологических функций организма (внутреннего характера — сердцебиение; внешнего — почесывание, мигание, дыхание). А также движения, способствующие оптимизации условий для психической деятельности, в первую очередь для восприятия (прикладывание руки к уху для улавливания звука, прищуривание глаз для зрительного восприятия, поворот головы, устремление туловища к источнику раздражения).
По уровню психической регуляции
Непроизвольные—это рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Врожденные — глотательные движения, отдергивание руки от раздражителя. А также- движения, выполняющиеся бессознательно, но сформировавшиеся через обучение и многократное повторение (автоматизмы и навыки — ходьба, бег, речь, письмо, пользование бытовыми предметами).
Произвольные— это двигательные акты, которые осуществляются под контролем сознания. Произвольному движению предшествует мысль о нем (причина движения).
Здесь надо учитывать два фактора.
1. Биологический. Чтобы выполнять все указанные функции, мозг ребенка должен созреть, точнее должны созреть лобные структуры мозга, обеспечивающие произвольную саморегуляцию человека. Эти структуры в основном созревают к 9 годам, а окончательной зрелости достигают к 12 годам.
2. Социальный. Произвольная саморегуляция не дана человеку изначально. Ее формирование зависит от родительских и педагогических вложений.
(5)Любая психическая деятельность не имела бы смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели. Отражение деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления) через мышечные движения — это психомоторика, двигательная активность.
Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе.
При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.
(6)О необходимости своевременного психомоторного развития детей свидетельствуют работы А.Н. Леонтьева (1975), А.Р. Лурия (1973), Н.С. Лейтеса (1971, 1980), П.Ф. Лесгафта (1952) и др., которые показали влияние моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций. Психомоторное развитие ребенка является базальным уровнем для его дальнейшего психического развития (познавательное, эмоциональное, социальное), которое, в свою очередь, обусловливает успешное обучение в школе и формирование учебных навыков.
На первом этапе психомоторного развития (0-1,5 года) ребенок своевременно должен начать сидеть, ползать, стоять и т.д.
У ребенка в определенное время (в 6 месяцев) и в определенном порядке (с нижних резцов) должны начать расти зубы. Известно, что время, порядок появления и смены зубов являются яркой иллюстрацией психического развития ребенка. Например, о готовности ребенка к обучению в школе свидетельствует смена передних зубов-резцов с молочных на постоянные (четыре сверху и четыре снизу), что подтверждается и результатами современных исследований, и народной мудростью. Еще наши бабушки и дедушки говорили о том, что если у ребенка не поменялись передние зубы, то его рано отдавать в школу. В настоящее время в первый класс идут дети (в основном мальчики) с молочными передними зубами. Именно у этих первоклассников появляются многочисленные проблемы в обучении: низкая успеваемость, гиперактивность, дефицит внимания, нарушения в формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет), частые простудные заболевания и т.д.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкая моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги или пластилина и т.д.
(7)Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
Это период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства дети овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком.
Если говорить о сенсорном развитии, то в 7 лет дети должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой.
Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях.

(8)Дети с нарушениями речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений, в дальнейшем испытывают трудности в овладении письмом, чтением. У них снижена вербальная память, инициативность, общительность, стойкость внимания. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности, тревожности, неумение общаться.
Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя заметили проблему и вместе с коррекционными педагогами исправили ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
(9)В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга.
Исследователь детской речи профессор Марионелла Максимовна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Следовательно, недостаточность ручной моторики отрицательно сказывается на формировании речевой функциональной системы. Многочисленные исследования специалистов подтверждают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Наглядно демонстрирует эту гипотезу «гомункулус Пенфилда»

Этого человечка придумал канадский ученый Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка, соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Получается, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу.

Как было замечено ранее, дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы.
Часто слабое развитие моторики остаётся основной проблемой детей, поступающих в первый класс. Причин этому несколько. Одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений – заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев рук (большого, указательного, среднего). Психолог, автор книг «Телесные игры для малышей», «Страна пальчиковых игр», «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» Мария Станиславовна Рузина справедливо замечает, что безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более без расслабления) возникает «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
В исследованиях М.М.Кольцовой было установлено, что уровень развития психомоторных свойств будет проходить более эффективно, если вместе с мелкой моторикой и координацией движений развивать у детей раннего возраста и чувство ритма.
(15) Методы и приёмы развития психомоторных функций
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
— мозаику (мелкую и крупную), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;
— наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
— наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
— цветные клубочки ниток для перематывания;
— пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
— наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь);
— дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, семян, косточек и т.д.;
— пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
— различные пособия по шнуровке и плетению.

Одним из эффективных способов развития психомоторных функция является массаж.
В классическом массаже используются четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.
При массаже пальцев рук, также, как и в гимнастике, важно сочетать приёмы сжатия, растягивания и расслабления. По этим принципам построена программа пальчикового тренинга М.С. Рузиной (Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг). В её основе лежат пальчиковые игры различных времён и народов.
В работе с детьми можно применять такие массажи пальцев рук как: «Моем руки», «Массаж подушечек пальцев», «Массаж фаланг пальцев», «Массаж прижимающий», «Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев», «Цепочки» и т.д.

Источник

Психомоторное развитие

Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему.

Психомоторика – это мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность развития и обучения ребёнка.

Дислалия и стертая форма дизартрии являются наиболее распространенными нарушениями речи у детей, особенно дошкольного возраста. Во многих исследованиях лингвистов, психологов, физиологов, педагогов отмечается тесная связь психического, в том числе и речевого, развития ребенка с состоянием психомоторики. Так недостатки двигательной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на общее и речевое развитие ребенка, его работоспособность, овладение учебной программой, на умственную деятельность и успеваемость. Своевременная коррекция нарушений речевого развития, а также психомоторных функций является необходимым условием готовности детей к обучению в школе, к усвоению школьных знаний. Для детей с нарушениями речи требуется ранняя коррекция в целях решения их ранней социальной адаптации, так как дефект речи ограничивает коммуникативные возможности детей. В связи с этим актуальность данной работы может также определяться необходимостью разработки направлений коррекции психомоторных функций у дошкольников с дислалией и стертой формой дизартрии.

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А. Бернштейн, советский психофизиолог).

Оказывается, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. Такой неудобный и доставляющий много хлопот, ребенок, более полноценно развивается.

Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают психогимнастику, растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации.

Задачи психогимнастики — научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. У детей, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и т.д.

Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Эффективны для коррекции поведения детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.

Глазодвигательные упражнения расширяют пространство зрительного восприятия. Движение глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, постоянно вырабатывают четкую координацию движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными.

При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, повышает скорость мыслительной деятельности.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Тренировать пальцы рук ребенка можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка отдельно, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук следует проводить ежедневно по 2-3 минуты. С 10-ти месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова).

Обязательно уделять внимание развитию пальчиков и кистей двух рук, формированию содружества двух рук, на содружество действия руки и глаза!

Знания особенностей психомоторики у дошкольников с дислалией и стертой формой дизартрии помогает в дифференциальной диагностике этих речевых нарушений, а также позволяет сделать коррекционную работу наиболее эффективной и успешной как по устранению дислалии, так и минимальных дизартрических расстройств. Способствует существенному сокращению сроков коррекции собственно речевого дефекта.

— Целесообразно использовать в практической деятельности учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре.
— Упражнения по психомоторному развитию детей можно использовать в условиях семьи и детского сада.

Нейрокоррекцией занимается специалист нейропсихолог.

Литература, которую можно почитать с интересом и пользой:
1. А.Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников». (читать pedlib.ru или goo.gl)

2. С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая «Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития».

3. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» — М.: Академия, 2002. — 232 с.(читать pedlib.ru или goo.gl)

МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ — ЧТО ЭТО?

Мозжечок — самый быстродействующий в мозге механизм, ведь в нём содержится 50% всех нейронов мозга. Именно поэтому он так быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других отделов мозга и задаёт темп работы мозга в целом.

Мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, движение глаз, но и является ключом к развитию регуляции эмоций и внимания, интеллекта и речи.

Мозжечок связан со всем структурами нервной системы, получает информацию о положении тела в пространстве. И, посадив ребёнка на резиновый мяч (фитбол) вместо стула или поставив его на балансировочный диск, платформу, доску, ребёнок будет вынужден прикладывать некоторые усилия для поддержания равновесия, тем самым мозжечок будет стимулироваться, затрагивая и стимулируя другие важные структуры мозга, регулирующие речь и поведение ребёнка.

Мозжечковая стимуляция направлена на стимуляцию работы головного мозга и мозжечка и нацелена на ускорение развития речи, улучшение концентрации внимания, нормализацию поведения и, как следствие, на решение проблем с успеваемостью в школе.

Мозжечковая стимуляция помогает улучшить восприятие ребёнком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, стимулировать развитие памяти. Эффективна в комплексе с занятиями логопеда, психолога, дефектолога и рекомендована:

Стоя (сидя) на одном из балансировочных предметов, ребёнок выполняет задания взрослого, например, обмениваясь с ним мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п.

Задания эти направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации, учитывая возраст ребёнка, его возможности и особенности. Занятия можно начинать в возрасте 3-4 лет.

Какие результаты тренировки на балансировочных снарядах?

В результате тренировок развивается навык балансирования, приходит осознание схемы собственного тела, повышается концентрация внимания, развивается общая моторика.

Занятия помогают развитию речевых навыков и математических способностей, как следствие – улучшается успеваемость, память, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье.

Стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребёнок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений.

ИГРЫ:

Обезьянки
Цель: взаимодействие движений глаз, языка, рук, ног как единый отлаженный механизм.
Условия игры: Ребенку предлагается по сигналу открыть одновременно рот, глаза и ладони и так же по сигналу одновременно закрыть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *