на каком языке говорили булгары
Булгарский язык
Булга́рский язы́к — общее название нескольких вымерших близкородственных языков булгар, существовавших на Балканах, в Среднем Поволжье и на Северном Кавказе, которые вместе c современным чувашским языком и, возможно, вымершим хазарским составляют булгарскую группу тюркских языков.
Содержание
Место булгарских языков среди тюркских
Булгарские языки характеризуются следующими изменениями по сравнению с пратюркским состоянием:
Ранне-булгарский язык
Ранне-булга́рский язы́к был распространён в V-VII вв. вокруг Азовского моря среди племён, составивших основу Великой Болгарии. В Прикубанье существовал Кубанско-булгарский язык, носителями которого были чёрные болгары, упоминаемые в источниках до X века. Оба диалекта не оставили после себя письменных памятников. Булгарский суперстрат и адстрат наблюдается в современных языках народов Северного Кавказа.
Дунайско-булгарский язык
Предположительно, на булгарском языке написаны недешифрованные болгарские руны из Мурфатлара (Румыния).
Волжско-булгарский язык
Таблица сравнения булгарских, татарских и чувашских слов [10] [11] :
Слово на волжско-булгарском (r-тип) | Примерная транслитерация | Современный чувашский аналог | Современный татарский аналог | Значение слова |
---|---|---|---|---|
هیر | хир | хĕр | кыз | дочь, девушка |
اول | авл (аул) | ывăл | ул | сын |
آیح | айх | уйăх | ай (айгы) | месяц, в месяце |
جال | джал | çул | ел (джыл) | год |
تواتو، تواتة | туату, туата | тăват(ă) | дүрт | четыре |
آلط، آلطی | алты, алт | улт(ă) | алты | шесть |
جتی، جیات | джиат, дж-ти, джиете | çич(ĕ) | җиде | семь |
سکر | с-к-р | сакăр | сигез | восемь |
طحر، طحور | т-хур, т-х-р | тăхăр | тугыз | девять |
وان | ван, уан | вун(ă) | ун | десять |
جیریم، جرم | джирим, дж-р-м | çирĕм | егерме (җегерем) | двадцать |
ووطر | вут-р | вăтăр | утыз | тридцать |
جور | джур | çĕр | йөз | сто |
ﺍﺣﺮﺖ | ахират | ахрат | ахирэт | загробный мир, подруга (тат.), необычайный, потусторонний (чув.) |
ﺍﻜ | ике | икӗ | ике | два |
ﺩﻨﻴﺎﺮﻦ | дэньядан, дуньядан, дуньяран (dunyaran) | тӗнчерен | дөньядан | из мира |
ﺑﺎﻘﻲ | бакый | — | бакый | вечный (тат.) |
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Булгарский язык» в других словарях:
Булгарский язык — Булгарский язык один из мёртвых тюркских языков. После распада Великой Булгарии в 7 в. часть племён отошла на Дунай и Среднее Поволжье, значительная часть осталась в Приазовье, поэтому языки этих племён стали называть дунайско‑, волжско и… … Лингвистический энциклопедический словарь
Язык тюрки — Тюрки (язык) Регионы: Центральная Азия, Поволжье, Приаралье, Прикаспий, Кавказ, Крым, Малая Азия … Википедия
Древнебулгарский язык — булгарский язык, ныне мёртвый язык древних Болгар (булгар) 7 15 вв. (см. Болгария Волжско Камская). Относится к булгарской группе тюркских языков. Судя по отдельным сохранившимся словам, Д. я. наиболее близок к современному чувашскому… … Большая советская энциклопедия
Чувашский язык — Самоназвание: Чӑваш чӗлхи Страны: Россия … Википедия
Аварский (тюркский) язык — Аварский язык Самоназвание: неизвестно Страны … Википедия
Древнебулгарский язык — Булгарский язык общее название нескольких близкородственных языков булгар, существовавших на Балканах, в Среднем Поволжье и на Северном Кавказе. Вместе с современным чувашским языком составляют булгаро хазарскую (огурскую) группу тюркских языков … Википедия
Древнечувашский язык — Булгарский язык общее название нескольких близкородственных языков булгар, существовавших на Балканах, в Среднем Поволжье и на Северном Кавказе. Вместе с современным чувашским языком составляют булгаро хазарскую (огурскую) группу тюркских языков … Википедия
Протоболгарский язык — Булгарский язык общее название нескольких близкородственных языков булгар, существовавших на Балканах, в Среднем Поволжье и на Северном Кавказе. Вместе с современным чувашским языком составляют булгаро хазарскую (огурскую) группу тюркских языков … Википедия
Конец языка волжских булгар
Шамильоглу Ю.
Конец языка волжских булгар // Бертольд Шпулер «Золотая Орда»: традиции изучения и современность / Отв. редакторы И. А. Гилязов, И. Л Измайлов. — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2007 — С. 169—175.
Скачать PDF, 611 KB Uli Schamiloglu. The End of Volga Bulgarian // Varia Eurasiatica. Festschrift für Professor András Róna-Tas (Szeged, 1991), pp. 157—163.
См. также
Ссылки
История волжско-булгарского языка является только одним из направлений алтаистических исследований, значительный вклад в которые внёс Андраш Рона-Таш, Б. данной очерке, издаваемом в честь профессора Рона-Таша, я хотел бы предложить некоторые свои соображения в истории волжско-булгарского языка, а именно о его конце, как письменного языка.
Письменный язык волжских булгар известен исключительно на основе многочисленных надгробных надписей, выполненных на арабской графике и обнаруженных на месте слияния Волги и Камы. Хотя арабографические надписи, отчеканенные на монетах в Поволжском регионе, датируются не позднее Х в. н. э., самые ранние надгробные надписи на волжско-булгарском языке датируются только с XIII в. В самом городе Булгаре наиболее ранний надгробный камень датируется с 1271 г., тогда как последние — с 1356 года. Однако волжско-булгарский язык не был единственным, на котором были написаны подобные надписи в поволжском регионе с середины XIII до середины XIV в.: добавление к волжско-булгарскому (языку, ближайшим современным родственником которого является чувашский), имеются также надписи на стандартном тюркском диалекте, который можно считать предком современного татарского языка (см. Хакимзянов Ф. С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. М., С. 5—15.)
За период последних двух лет, по которым имеются надписи на волжско-булгарском языке — 1357 г. и 1358 г. — наблюдается необычно большое количество воздвигнутых надгробий, с надписями как на волжско-булгарском, так и на диалектах стандартного тюркского языка. Количество в 6 надгробий только в 1357 г. — выше, чем в какой-либо один предыдущий год с дополнительными двумя надгробиями, датированными 1358 г. После этой даты не имеется ни более поздних надгробных надписей, ни других датированных письменных памятников на волжско-булгарском языке. Немногие тюркские надгробные камни, обнаруженные в районе Среднего Поволжья после 1357—1358 гг., написаны на стандартном тюркском языке. Хотя я и не так подробно изучил последующую историю надгробных надписей в этом регионе, очевидно, что налицо общий упадок в разнообразии и количестве надгробных камней в этом регионе через несколько следующих поколения.
Одна предложенная интерпретация заключается в том, что внезапный конец волжско-булгарского языка должен быть связан с «трудным временем» в Золотой Орде, когда появилась внезапная и необъяснимая дезинтеграция местной политической власти, последовавшая после смерти Бердибека. Хотя неожиданный конец волжско-булгарского языка и совпадает хронологически с «трудным временем», однако маловероятно, что между ними есть реальная взаимосвязь. Я напротив полагаю, что есть другое значительное историческое событие — главное поворотное событие XIV века — которое сыграло ведущую роль в XIV в., в процессе исчезновения волжско-булгарского языка, как письменного. Это главное событие — печально известная «Чёрная смерть». Хотя последствия этой наиболее известной вспышки бубонной чумы хорошо задокументированы для Западной и Восточной Европы, Руси и Ближнего Востока, ее последствия для территории Золотой Орды и какой-либо еще области в Центральной и Внутренней Азии до последнего времени еще не рассмотрены.
Имея результаты исследований о последствиях Черной смерти в Западной Европе и еще где-либо в другом месте, о которых я только кратко упомянул, резонно предположить, что волжско-булгарский язык можно рассматривать как еще один пример письменного языка, пришедшего к упадку в результате внезапного упадка в образованном классе. Кроме того, именно в рамках десятилетия самого раннего засвидетельствованного появления Черной смерти на территории Золотой Орды обозначаются внезапный конец в практике написания надгробных надписей на волжско-булгарском языке. Соответственно, очевидный упадок в высечении надписей как на волжско-булгарском, так и на стандартном тюркском языках должен рассматриваться как еще один пример технологической регрессии, произошедшей после широкомасштабного упадка в ремесленном классе.
Такое косвенное свидетельство, вкупе с физической очевидностью необычно высокого числа возведенных в 1357 году надгробий, может остаться единственным стержнем факта, призванного для доказательства того, что примерно в это время через территорию Волжской Булгарии прошла катастрофическая волна эпидемии.
Описываемое мною явление, касающееся волжско-булгарских надписей, имеет современную ему параллель на другом конце Евразии, а именно в судьбе сирийских и турецких надгробных надписей, исполненных в сирийской графике и обслуженных возле Иссык-Куля. Хорошо известно, что эти надписи, принадлежавшие несторианско-христианским погребениям, являются важным источником по вспышке бубонной чумы в этом обществе в 1338—1339 гг.
Действительно, имеется необычно большое количество надгробных камней времени этих двух лет, исчисляемых десятками, на некоторых из которых на сирийском языке написано, что покойный умер от чумы. Обычно не принимают в расчет то, что еще одна волна, вероятно, обрушилась в 1341 г., т. к. опять необычайно большое количество надгробий возведено в этом году, хотя на этот раз без специального упоминания чумы. Я мг бы доказать, что не является простым совпадением то, что несторианские надгробия на сирийской графике прекратили существование вскоре после этого времени. Например, Хвольсон описывает корпус надписей, датированных 1226—1373 гг., из которых по крайней мере 37 надписей были сделаны в период 1338—1339 гг., тогда как за период 1342—1373 гг. была только одна, написанная в 1374 г., после которой следующая и последняя дата отмечается только 26 лет спустя. Несомненно, что судьба несторианских надписей на сирийской графике близ Иссык-Куля может рассматриваться как прямая параллель и доказательство интерпретации, предложенной по поводу судьбы волжскобулгарских надписей в Поволжском регионе.
Чтобы сделать хотя бы еще один шаг вперед, есть веский резон считать, что это же самое явление сыграло свою роль в развитии многих средневековых тюркских языков. Очевидно, что большинство классических исламских литературных трудов на средневековом тюрки группируются в периоде первых шести десятилетий XIV века. Я мог бы аргументировать то, что работы XIV века представляют собой стиль и орфографию, архаичные для XIV века. Вслед за неожиданным и масштабным упадком в образованном классе, хорошо знакомым с этими архаическими традициями, возникли новые литературные традиции, более близкие к местным диалектам того времени. На этом основании мы могли бы, вероятно, разделить развитие тюркского языка, обычно рассматриваемого в рамках периода с 1200—1600 гг., на два отдельных периода: раннесредневековый тюрки (1200—1400) и позднесредневековый тюрки (1400—1600).
Если вновь вернуться к случаю с волжско-булгарским языком, то остается один последний вопрос: почему волжско-булгарский язык перестал быть письменным языком после 1358 г., тогда как стандартный тюркский язык продолжал быть письменным после этой даты на том же более или менее самом месте? Ответ на этот вопрос очень сложен, и на него уже предложено несколько привлекательных наблюдений и теорий. Несомненно, что этот стандартный тюркский язык сохранился в надписях Поволжского региона, потому что к этому времени он должен был представлять местное наречие общества, продолжавшего традицию грамотности в Поволжье. Кроме того, могло быть и так, что волжско-булгарский язык после 1358 г. не сохранился именно потому, что он уже не был разговорным, как родной язык — по крайней мере, не у той лингвистической общности, которая возводила бы надгробия — в 1358 г. если в этом главная причина, то она могла бы являться дополнительным свидетельством в поддержку аргумента Хакимзянова, рассматривающего использование волжско-булгарского языка в тот период времени, как «священного языка» религиозных и ритуальных обычаев, сравнимого в некоторых случаях с ролью, которую играли латинский и арабский языки. Если исключительно религиозный класс сохранял литературный язык, тогда в Волжской Булгарии, как и в других местах Европы, Азии и Среднего Востока, язык этого городского класса пострадал так же сильно от разрушительных воздействий Черной смерти, как и сам городской класс.
На каком языке или наречии говорили волжские булгары в 12 веке?
На Великом Тюркском языке и его многочисленными диалектами. Там и булгары, балкары, чуваши, украинцы славяне и др.
Тюрки Луганских степей C.А. Нефедов. 2009 г.
Принято считать, что родиной кыпчаков, которых на Руси называли половцами, а в Европе куманами, был Алтай – колыбель тюркских народов. Именно на Алтае жило небольшое племя тюрок, создавшее великое государство от Кореи до Дона – Тюркский Эль – и давшее название всем родственным им по языку народам. Позднее кыпчаки захватили не меньшие пространства от Енисея до Дуная. Евразийскую степь, в том числе и наши края, стали называть Дешт-и-кыпчак – Половецкое поле. Мощного государства половцы не создали, это была конфедерация племен без единого централизованного управления.
Внешность половцев до сих пор вызывает много споров. Некоторые источники свидетельствуют, что у них были светлые волосы и глаза. То есть внешне они мало чем отличались от европейцев и были не похожи на современных казахов или киргизов. Но есть вполне достоверные сведения и об их принадлежности к монголоидной расе. Вполне возможно, что правы и те, и другие. Среди крымских татар мне доводилось встречать как ярко выраженных монголоидов, так и людей с вполне европейским обликом. Это явный признак этнического смешения.
Крымские татары – многосоставной народ и, скорее всего, половцы тоже были расово неоднородны. Кстати говоря, европейскость некоторых крымцев происходит от смешения кочевников с готами – германским племенем, жившим долгое время в Крыму. Сами татары называют этих людей кок оз — «небесноглазые» и не совсем принимают их за своих. Так что поскреби татарина и под ним обнаружишь истинного арийца. Почти Штирлица.
Можно было бы отнестись к его словам как к проявлению излишне пылкого патриотизма, если бы «за» не говорили сами факты. Браки между русской аристократией и половцами были в свое время массовым явлением. Привычный стереотип восприятия кыпчаков как врага номер один не соответствует истине. Чем, как не крепким союзом, можно объяснить совместное участие половцев и русских в первом в нашей истории столкновении с монголами на Калке. В этом случае русские князья не столько обороняли свою землю, на которую монгольский отряд Субудая нападать не собирался, о чем князьям было прекрасно известно, сколько защищали своих союзников и кровных родственников.
По мнению сторонников булгаро-чувашской концепции, булгары говорили на чувашском языке, имеется очень много.
Чувашские слова и выражения сохранились в текстах булгарских эпитафий, написанных ими на каменных надгробных плитах.
Чувашские слова «обнаружены» ими и в тексте рассказа о булгарах, написанного арабским путешественником Ибн-Фадланом, приезжавшим в Булгарию в 922 году.
Множество чувашских слов находят в венгерском языке, куда они, как полагают сторонники булгаро-чувашской концепции, принесены венграми, якобы жившими когда-то в Поволжье.
Чувашские слова найдены в древнем именнике князей дунайских протоболгар, которые, как полагают, также говорили на чувашском языке.
Чувашские слова найдены также в рунических письменах северокавказских балкар, которые как родственники булгар также говорили якобы на старочувашском языке.
Чувашские слова и выражения сохранились в языках поволжских финно-угров: марийцев, мордвы, удмуртов и коми.
Эти доводы, взятые вместе, не оставляют, по их мнению, никаких сомнений в том, что булгары якобы действительно говорили на старочувашском языке и что их потомками следует признать именно чувашей.
Теплые ветры древних булгар: как предки татар оказались на Средней Волге
Волжская Булгария: волны миграции, влияние на окружающие народы и принятие ислама
Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым периодам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует первую часть заметок украинского историка о волжских булгарах.
Сувары: от «саван» до «zuard»
Одним из интереснейших аспектов истории Среднего Поволжья является история Волжской Булгарии. Традиционно в центре исследований находилась социальная история булгар и ее взаимоотношения с Русью. Этой проблематике уделено много места в книгах А. Смирнова и Р. Фахрутдинова. Миграционным процессам посвящены статьи Н. Лифанова, Р. Багаутдинова, Ф. Хузина, формированию Волжской Булгарии — статьи И. Измайлова и книга И. Зимони. Целью нашего исследования будут реконструкция процесса сложения конфедерации волжских булгар и миграционные процессы.
Необходимо отметить, что Ибн Фадлан упоминал племена саван (сувар), баранджар, эскел. Алмуш был правителем лишь одного из племен (баранджар). Сувары, по его сведениям, управлялись правителем под именем Ваирга. П. Голден считает, что имя звучало как Буюрук. Правитель баранджар имел тюркский титул эльтебер и находился в родственных связях с ябг (предводителем) у огузов Этреком. Ибн Фадлан сообщал о зависимости Алмуша от хазар. Ибн Русте говорил о разделе булгар на земли Берсула, Эскел и Болгар. Между печенегами и болгарами-эскел упомянуты венгры. Для того, чтобы реконструировать этнические процессы, нам необходимо реконструировать то, что происходило в более древние времена. Необходимо сказать, что сувары и берсула как жители степей зафиксированы в греческих, армянских и сирийских хрониках. Суваров знали как савиров, а берсула как барсилов.
До переселения в Среднее Поволжье они жили на Северном Кавказе. Ибн Хордадбех локализовал за ал-Бабом (Дербентом) страну сувар. Ибн ал-Факих локализовал это владение там же. Масуд б. Намдар упоминал владение Сулвар. Ал-Масуди называл эту страну Джиданом, Гардизи — Дженданом. Ибн Русте упоминал владение Хайзан. Йакут и автор истории Ширвана и Дербента именовали его Шандан. Было не совсем ясное упоминание Константина Багрянородного о саварти-асфалах, живущих около Персии, как о предках венгров. О суварах продолжали говорить только арабские, армянские и еврейские источники. Ибн ал-Факих упоминал ас-савардийа в IX в. Ал-Масуди помещал сийавурдийа по Куре ниже Тифлиса, отмечая, что они часть армян. Иованнес Драсханакертци помещает севордик в гаваре Утик.
Одним из интереснейших аспектов истории Среднего Поволжья является история Волжской Булгарии. Фото Максима Платонова
Мовсес Каганкатваци сообщал, что правитель хонов (то есть суваров) Алп-Илутвер (Алп-Эльтебер) призвал в страну епископа Исраэла из Кавказской Албании. Как самостоятельный правитель он принял решение сделать христианство официальной религией своего государства. Ибн Фадлан упоминал о саван (А. Ковалевский считал более правильной форму «суваз»; переход «сувар» в «суваз» возможно объяснить с лингвистической точки зрения) среди волжских булгар. Ал-Балхи, Ибн Хауаль, Мукаддаси, анонимный персидский географ, ал-Марвази, ал-Гарнати, ал-Идриси упоминали форму S.war (в некоторых рукописях Suwar). Йакут ал-Хамави употреблял форму S.wara. В еврейско-хазарской переписке упоминались формы S-war и S-w-r. При этом славянские северяне не упоминались среди них, поскольку славяне обозначены как с-л-виюн. Ал-Бируни упоминал форму sawar. Ибн Хордадбех и Махмуд ал-Кашгари упоминал форму suwar. Клан Zuard был упомянут венгерским Анонимом.
Барсильский сериал
Доминирующая роль в регионе в VI-VII вв. перешла к хазарам, переселившимся вместе с тюркютами из Центральной Азии. Они составили самый западный улус государства тюркютов, который во второй половине VI в. распространил свою власть на оногуров, утигуров и аланов. Благодаря этим завоеваниям в китайских источниках зафиксирован ряд народов Северного Кавказа среди племен теле. В Армянской географии Анании Ширакаци упомянут народ baslc рядом со страной правителя Севера, где живут хазиры. Сведения же Мовсеса Хоренаци о ранней истории барсилов вряд ли соответствуют исторической действительности. Армянский хронист упоминал о них в связи с деятельностью Валаршака, Хосрова и Трдата. В памятнике токуз-огузскому кагану Моюнчуру рядом с Кадыр-Казаром упомянут Беди-Берсил. Необходимо отметить, что если история савиров погружается во тьму после прихода хазар, то история барсилов, напротив, только начинает освещаться. Более того, территория, из которой происходили хазары, названа Барсилия в Азиатской Сарматии. Это коррелирует с данными Анании Ширакаци. Последний локализовал их в Сарматии на Итиле (Волге). Михаил Сирийский называл Берсилию страной алан и локализовал ее на Северном Кавказе. Гардизи упоминал о группе булгар берсула. Ибн Русте указывал, что берсула — это вид булгар.
Ибн Русте и Гардизи упоминал этноним барсил в форме B.rsula. Анонимный персидский географ использовал несколько форм — berchula м brdhas. Ал-Балазури и Йакут ал-Хамави упоминали страну ал-Баршалийа. В греческих источниках упоминался народ barselt и страна Berzilia. Михаил Сирийский упоминал страну Barsalia. Захарий Ритор упоминал о народе b.’, g.r.s.y.q. В Венгрии упоминалась местность Bercel. Тюркская форма — Barsil. В китайской хронике Суйшу упомянут народ Beirujili…
Что касается упомянутых у Ибн Фадлана баранджар, то сведения о них есть и в других источниках. Ат-Табари и Ибн ал-Асир упоминал о баланджарах и банджарах как о противниках персидского шаханшаха Кавада. Эту информацию у него заимствовал Ибн ал-Асир. Ал-Куфи упоминал о городе Баланджар.
Булгарские монеты. Фото bolgar.info
Булгары внутренние и внешние
В Худуд ал-Алам страна булгар названа как страна внндр. У венгров одним из двух названий для обозначения булгар было nandor, близкое в вннтр в еврейско-хазарской переписке. У греков эта форма упоминалась в формах onogundur и hunugundur. У армян упоминался народ огхондор-блкар. Анонимный персидский географ отмечал, что в этой стране есть города Булгар и Сувар, а населяют их мусульмане и «борцы за веру». Сообщали, что жители Булгара выставляют 20 тыс. воинов, которые сражаются против любого количества неверных. Кроме того, о булгарах упомянуто в главе о буртасах. Указано, что у буртасов три племени: берчула, ишкиль, блкар. Правителем назван m.s, а население охарактеризировано как мусульмане. Фактически в этой главе содержатся сведения не о буртасах, а о булгарах. Кроме того, в анонимном персидском географическом трактате упомянуты внутренние булгары. На север от них названы гора Рус, на восток — мирваты, на юг — море Гурз. Отмечается, что внутренние булгары очень воинственные и ведут войну с русами. В сообщении о венграх упомянуто, что внндр — христиане, которые живут на юг от венгров. Таким образом, в сведениях о внндр смешаны сведения о Волжской Булгарии и Дунайской Булгарии. Внутреннюю Булгарию же можно отождествить с Черной Булгарией Константина Багрянородного, а буртасам соответствуют сведения главы о барадзасах.
В хронике Захария Ритора на север от Дербента также упоминался народ бургар. По мнению К. Цегледи, бургар было формой этнонима булгар в пехлевийских сочинениях. Близкие формы бургаз и бургар использовал ал-Масуди. Форму булгар употребляли Ибн Фадлан, ал-Гарнати и Махмуд ал-Кашгари. В арабо-персидской традиции, представленной Ибн Русте, анонимным персидским географом и Гардизи, была форма булкар. У ал-Бекри этноним упоминался в форме булкан. В форме bulgari упоминали булгар греческие хронисты. Нестор упоминал этноним булгар как болгары. Каганбек Иосиф использовал форму Bul-g-r. В книге Иосиппон упомянут Булгар как потомок Тогармы. Страна булгар в латинских источниках называлась Bulgaria. Самоназванием булгарских племен на Кавказе и волжских булгар было булгар. Возможной формой в китайском языке П. Пелльо считал Pu-li-a-erh. Французский историк предположил, что этой китайской форме соответствует Булар, а венгерский ученный Л. Лигети считал, что ей соответствует bulgar. Интересно отметить, что венгерский Аноним употреблял форму Bular для обозначения булгар. Монголы употреблял этноним булгар в форме Bolar или Boqar. В мусульманских булгарских надписях и монетах употребляется форма Bular (B.lar). При этом нужно учитывать, что самоназвание менялось со временем. Переход от Bulgar до Bular объясняется консонантом, типичным для среднечувашского.
Как мы можем убедиться из сведений Ибн Фадлана, беренджер были ведущим племенем в Волжской Булгарии. Самым загадочным являлось племя ашкел. Ибн Русте употреблял формы Ashg.l и Ashk.l. Гардизи упоминал форму Ask.l. Анонимный персидский хронист и ал-Бекри упоминали форму Ashk.l. Однако недавнее исследование Ю. Зуева позволило сопоставить ашкел с племенем чигиль. В китайских источниках чигили упоминались как племя асицзе. Тюркская форма этнонима Askal. Феофан Исповедник упоминал вождя кермихионов Askil.
Эпиграфические памятники с территории Болгарского городища. Фото Михаила Козловского
Булгаризмы в финно-угорских языках
Но как так получилось, что этноним булгар начал обозначать живущих на Средней Волге? С воцарением династии каганбеков-иудаистов актуальным стал вопрос о торговле. Среди живших по Волге подданных хазар упоминались народы црмис, арису, буртас, с-в-р и булгар. В Повести временных лет как хазарские данники упоминались вятичи, радимичи, северяне, поляне. Согласно археологическим исследованиям, на северо-западе находилось алано-булгарское население. Переселение баранджаров, берсула и сувар могло осуществляться в рамках этой политики, призванной выкачивать ресурсы в виде меха и других продуктов из финских и славянских народов.
Необходимо отметить, что переселения булгарских племен в этот регион происходили в несколько этапов. Археология проливает свет на это. К раннебулгарским памятникам относятся памятники новинковского типа. Они фиксируются в регионе уже во второй половине VII в., и это позволяет утверждать, что переселение происходило еще в раннехазарское время. Сами памятники делятся на несколько этапов. Так называемые зиновьевский и перещепинско-шиловский этапы синхронные, они датируются второй половиной VII в. За ними идет бруснянский этап: конец VII в. — первая половина VIII в. И. Зимони также отмечает, что во время хазарско-арабских войн булгарское население переселялось на север. Булгарские мигранты привели к гибели именьковской культуры (балтской и волжско-финской по своей принадлежности).
В Среднем Поволжье в конце VIII — в начале ІХ в. появились новые этнокультурные группы, которые можно сопоставить с салтовской культурой. И. Зимони отмечал, что булгары напрямую контактировали с поволжско-финскими и пермскими народами. В марийских языках было 480 заимствований чувашского типа, 20 заимствований чувашского типа обнаруживаются в мордовских языках. К. Редеи и А. Рона-Таш считают, что временем начала этих контактов была середина VIII в. Они насчитали 19 булгарских заимствований в языках коми и коми-пермяков. По максимальным оценкам, в прапермский вошел 31 булгаризм. О большом влиянии булгар на язык венгров, пермян и марийцев писал В. Напольских. Он говорил о 200 булгарских заимствованиях в удмуртском, указывал, что примерно половина прапермских булгаризмов вошла в марийские языки и что от трех до пяти имеют параллели в мордовских и венгерском языках. В язык удмуртов вошел арабский термин «харадж», обозначавший дань. Этот термин мог прийти уже от исламизированых булгар, равно как и термин «бесермен», который потом стал обозначать название этноса бисермян.
Большетарханский могильник, раскопки 1960 г. Фото hagahan-lib.ru
Татарские археологи, в частности А. Халиков, предполагали, что до булгар в Среднем Поволжье находились гунны и западные тюркюты. Отмечалось, что булгары и прапермяне уже в VI-VII вв. контактировали между собой. Р. Багаутдинов и Ф. Хузин выделяли несколько хронологических этапов переселения. Первый датируется временем распада Великой Булгарии и с этим периодом связывают памятники новинковского типа. Опорным памятником для горизонта Перещепино-Шиловка являются Шиловские курганы. Первая волна переселения датируется серединой VII в. Еще одна группа переселенцев двинулась на Среднюю Волгу во второй половине VII в. С новинковцами исследователи связывают население, пришедшее с Алтая, тюркское по своему происхождению. Население в целом европеоидное со сглаженными монголоидными признаками. Вторая миграционная волна булгар в Среднее Поволжье — это переселенцы из районов Подонья в середине VIII в. Их переселение связано с арабо-хазарскими войнами. Пришедшее население оставило после себя Большетарханский могильник. Эти переселенцы активно контактировали с протовенграми. Третья волна переселенцев связывалась со смутой в Хазарском каганате, которая была вызвана принятием иудаизма. Эти переселенцы оставили после себя Танкеевский могильник. Время миграции — вторая половина ІХ в. Четвертая волна переселенцев мигрировала в конце IX – начале Х в., она была вызвана наступлением печенегов на Хазарский каганат. Мигранты бежали из степей донского региона через верховья Дона в Волго-Камье. И. Зимони видел в переселениях булгар следствие распада Великой Булгарии и влияние арабских завоеваний первой четверти VIII в.
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».