на каком языке говорили кыпчаки
Кыпчакско-половецкие языки [прикавказские, куманские]
См. также: Проект:Лингвистика |
Содержание
История
Известен по письменным памятникам [1] кыпчакоязычных армян, исповедовавших христианство Армянской Апостольской Церкви, которые жили большими колониями в Каменце-Подольском, Львове, Луцке, Могилеве-Подольском, Сучаве, Серете, Замостье, Яссах, Аккермане и др. городах Украины, Польши, Румынии, Молдовы, куда переселились из Крыма (в основном из Кафы — Феодосии) и, возможно, из Армении после монгольского нашествия. Эпиграфические памятники свидетельствуют [2] также о том, что в XII—XIII веках на территории Армении жили кыпчаки, которые приняли армяно-григорианство. Один из сохранившихся монастырей комплекса Арич в Артикском районе Ширакской области Армении, построенный на рубеже XII—XIII веков, носит название Хпчахаванк «Кыпчакский монастырь» [3] (Ղփչաղավանք).
Фонетика
Словари и письма
Памятники, составленные армянским письмом, насчитывают десятки тысяч страниц и охватывают период с 1524 по 1669 год. Это 28 актовых книг армянского войтовского суда г. Каменца-Подольского (1572—1663), актовые, кассовые и метрические книги Львовского армянского духовного суда за эти же годы, «Каменецкая хроника», описывающая события Цецорской кампании и Хотинской войны 1620—1621 гг., «Венецианская хроника», «Хроника Польши», Судебник Мхитара Гоша с большим количеством дополнительных статей и комментариев, утвержденный польским королем Сигизмундом в 1519 г., 5 армянско-кыпчакских словарей и несколько глоссариев, сочинение «Секреты философского камня» Андрея Торосовича (1626) и другие. Всего 112 памятников.
Письмо
Письмо армянское: болоргир — «круглое» письмо с использованием круглых прописных букв и наклонных строчных букв, выполненных прямыми горизонтальными и вертикальными элементами; и преимущественно нотргир — наклонное скорописное письмо с использованием закругленных элементов.
Примеры из текстов:
Köp χïyïn bilä čïχardïχ χïpčaχ tilinä ermeni Saγmosnu, yamanlama±ïz, zera χudrätimiz bunča edi, artïχïn K‘risdos tügällägäy Венец. 359: 124 «С великими мучениями мы перевели армянскую Псалтырь на кыпчакский язык; не хулите, ибо наших сил хватило лишь на это, а большее пусть восполнит Христос»;
Batmutiun hayi ew χïpčaχ lezui Мат. 2267: 431 «Толкование на армянском и кыпчакском языках»;
Молитва «Отче наш» на армяно-кыпчакском языке [1]
Atamïz bizim ki köktäsen,
Ari bolsun atïŋ seniŋ,
Kelsin χanlïχïŋ seniŋ,
Bolsun erkiŋ seniŋ nečik köktä alay yerdä,
Ötmäkimizni bizim kündälik ber bizgä bügün,
Bošat bizgä borčumuznu bizim,
Nečik ki biz bošatïrbiz bizim borčlularïmïzga,
Bermägin bizni sïnamaχlïχka,
Yoχsa χutχar bizni yamandan,
Zerä seniŋdir χanlïχ da χuvat,
Da saŋa haybat meŋilik.
Amen.
Об этнониме «кыпчак»
Существует несколько гипотез по поводу происхождения этнонима «кыпчак», и ни одна из них не претендует на роль вполне доказуемой. До сих пор нет однозначного и обоснованного объяснения этому слову, и говорить о том, что мы ясно представляем себе этимологию этнонима, еще слишком рано.
Обратимся к «Опыту словаря тюркских наречий» известного востоковеда Радлова В.В.:
Пример. Пу кыпчак кобы дунja kaчку апунтаliм
Пак карытты, карымас озун.
(Этот суетный, пустой мир, преходящий этот свет,
сделал старыми много беков, а сам по себе не постарел.)
Таким образом определяется значение слова кыпчак, и что интересно, об этом же говорят некоторые легенды. Древнюю легенду приводит Рашид-ад Дин. В ней говорится:
Другой вариант, схожий с легендой Рашид-ад Дина, мы встречаем в «Огуз-намэ» в версии Мухаммада Хайдара:
В шежере башкирских кыпчаков есть легенда, схожая с предыдущими:
«Кыпчак из рода Лухман Хакима; его отец был военачальником в орде Огуз-хана; после того, как его войско было побеждено, а он сам умер, Кыпчака, родившегося на дорогах войны, Огуз-хан взял на свое попечение».
При этом предполагается, что белесоватый цвет мог характеризовать как внешние физические показатели народа (светлые волосы), так и цвет коней (?), травы в степях, где они кочевали (?), одежды.
Еще одну, вызывающую улыбку, гипотезу предлагал дореволюционный историк Гаммер. По его мнению, термин «кыпчак» выводится из термина «печенег»: печенеги-печенеки-кеченеки-кыпчаки?!
Все гипотезы интересны и в свою защиту приводят множество фактов. Однако более убедительной, по моему мнению, является версия Кляшторного С.Г. Приведу один факт, встреченный мною в ногайском эпосе «Едигей», в переводе Фалеева. Там параллельные термины «кубан=куман=кыпчак», звучат в приложении к человеку действительно насмешливо, полупрезрительно, как намек на физический недостаток, уродство.
Но все же говорить о полном разрешении вопроса этимологии термина «кыпчак» еще рано, будем надеяться, более тщательные и глубокие разработки специалистов позволят решить эту проблему.
Другие статьи из этой рубрики
И. Ундасынов. Половцы, кто они?
Косточаков Г.В. К вопросу о происхождении названий КИМАК и КЫПЧАК
С.М. Ахинжанов. Кипчаки в X-XIII вв. Историографический обзор.
Чжао Чжу-Чэн. Сведения из Юаньши о военном сотрудничестве между Золотой Ордой и Юаньской династией
Вступление
Наш опрос
Реклама
Советуем прочитать
Большие Ногаи уже не могли воспользоваться расколом среди давних противников, потому что сами вступили в стадию полного хаоса. Многие их мирзы не изменили враждебного отношения к казыевцам, но не имели сил ни отбивать их налеты, ни предпринимать ответные атаки. Лишь вместе с русскими ратями отваживались они выступать против Малой Орды. Правительство в 1633 г. организовало поход против нее за нападения на “украйны” и на кочевья союзных Больших Ногаев.
Куда делись кипчаки, прародители многих народов Евразии
Многим, кто учился в школе, знакома древнерусская летопись под названием «Слово о полку Игореве», рассказывающая о том, как русский князь Игорь неудачно повоевал с половцами и попал к ним в плен. В более узких кругах театралов, наверняка, слышали о балетном акте «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Однако немногие задаются вопросом, а кто такие половцы? Они исчезли, растворились, практически не оставив следов, кроме так называемых «каменных баб», стилизованных женских фигур на курганах, точное предназначение которых до сих пор не известно.
Однако по сохранившимся арабским, византийским русским и западным источникам известно, что этот народ населял пространство между Дунаем и рекой Иртыш и разговаривал на тюркском языке. Группу тюркских языков, в которую входят крымскотатарский, каракалпакский, кыргызский, башкирский, татарский, карачаевский, ногайский, казахский, называют кипчакской группой тюркских языков. То есть – у них общий корень и кипчаки были прародителями многих народов.
Кипчаки делились на многочисленные племена, которые то враждовали, то входили в союзные отношения с соседними народами. Когда из монгольской степи на просторы Евразии пришли завоеватели во главе с Чингис-ханом и его сыновьями, а затем и внуками, кипчаки попытались сопротивляться, но были покорены: часть из них вошла в состав Золотой Орды, а другая бежала в Европу, в частности в Венгрию, где их потомки живут до сих пор. Кипчаки добрались даже до Египта. Представителем этого народа был знаменитый султан Бейбарс. Кипчаки также составляли большинство формирований мамлюков – воинов-рабов, прославившихся своей храбростью. Кипчаки подарили Орде свой язык, который стал государственным. Вместе с тем, исследователи этого языка отмечают, что в нем прослеживается сильное огузское влияние и это перебрасывает некий «мостик» к современному турецкому языку.
В то же время, как предполагается, кипчаки оказали огромное влияние на формирование татарского этноса. Яснее всего их влияние ощущается на татарах-мишарях, среди которых есть несколько разных антропологических типов, в том числе и светловолосые и светлоглазые. Именно так, как утверждают арабские источники, выглядели кипчаки. Цокающий говор у части мишарей – это также наследие кипчаков. Во всяком случае слова, сходные по произношению, имеются в знаменитом «Кодекс куманикус», словаре кипчакского языка, составленном католическими миссионерами для проповеди христианства в Золотой Орде.
Стоит отметить, что русские князья охотно брали себе в жены дочерей кипчакских ханов и в жилах многих русских князей текла тюркская кипчакская кровь. Например, у вышеупомянутого князя Игоря мать была из кипчаков. Киевский князь Святополк Изяславич, заключив мир с половцами, взял себе в жены дочь половецкого хана Тугоркана. Юрий Владимирович (Долгорукий) женился на дочери половецкого хана Аепы. Так был заключен союз между ханом Аепой и отцом Юрия Владимиром Мономахом. На дочери половецкого хана женился Святослав, сын Олега Святославича. Андрей Владимирович женился на внучке Тугоркана. Сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича Рюрик женился на дочери половецкого хана Белока. Сын новгород-северского князя Игоря Святославича Владимир взял в жены дочь половецкого хана Кончака, у которого его отец был в плену. Сын владимирского князя Всеволода Юрьевича Ярослав женился на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича. Мстислав Удатный был женат на дочери половецкого хана Котяна.
По религии кыпчаки были тенгрианцами, но во времена Золотой Орды их подавляющее большинство, проживавшее на территории ордынской державы, приняло ислам. Кипчаки растворились в Великой степи, хозяевами которой они были с XI по XIII века, но их следы остались в тех народах, прародителями которых они являются.