на каком языке говорили кыпчаки

Кыпчакско-половецкие языки [прикавказские, куманские]

Кыпчакско-огузская, или узо-половецкая, подгруппа объединяет древний половецкий и современные караимский, кумыкский и др. языки.

Кыпчакско-половецкие языки распространены на Северном Кавказе и в Крыму.

К признакам, характеризующим всю кыпчакско-огузскую подгруппу, при общих особенностях для всех языков кыпчакской группы, относятся следующие признаки (главным образом фонетического характера):

На этой странице вы найдёте:

Караимский язык

Карачаево-балкарский язык

Крымско-татарские наречия (этнолекты крымскотатарского)

Некоторые учёные рассматривают тюркские языки, сложившиеся на территории Крымского ханства у других этносов полуострова, как этнолекты крымскотатарского. Это крымский диалект караимского языка, крымчакский и урумский языки. Крымский вариант караимского языка и крымчакский язык отличаются от литературного крымскотатарского лишь некоторыми особенностями произношения и наличием заимствований из иврита. Отличия урумского языка (который сам состоит из нескольких диалектов) от крымскотатарского заметно сильнее. В первую очередь это большое число заимствований из греческого языка и наличие отсутствующих в крымскотатарском специфических звуков. Сами караимы, крымчаки и урумы настаивают на самостоятельности своих языков.

Крымско-татарский язык (диалект крымчаков)

Крымскотатарский язык (Qırımtatar tili, Qırımtatarca) или крымский язык (Qırım tili, Qırımca) — язык крымских татар, относится к тюркским языкам, входящим в алтайскую семью языков. Письменность на основе латинского алфавита и кириллицы.

Каждая из трёх субэтнических групп крымских татар (таты, ногаи и южнобережцы) имеет свой диалект. 1. Южнобережный (южный, ялыбойский) диалект относится к огузским языкам и очень близок к турецкому. Он отличается от литературного турецкого меньше, чем некоторые собственно турецкие диалекты. Особенностью этого диалекта является также значительное число греческих и некоторое количество итальянских заимствований. 2. Степной (северный, ногайский) диалект, на котором говорят ногаи, относится к кыпчакским языкам и родственен карачаево-балкарскому, ногайскому и кумыкскому языкам. На степном диалекте говорят крымские татары Румынии и Болгарии, а также подавляющее большинство крымских татар Турции. 3. Наиболее распостранённый, средний диалект (горный, татский), на котором говорят выходцы из горных и предгоных районов Крыма, является промежуточным между двумя вышеупомянутыми. В нём присутствуют как кыпчакские, так и огузские черты. На основе этого диалекта основан современный литературный крымскотатарский язык. Несмотря на существенную огузированность, средний диалект является прямым продолжением половецкого языка, на котором говорили в Крыму в XIV веке (язык письменного памятника Codex Cumanicus).

тюркский алфавит» (НТА), известный также как Яналиф), с 1939 — кириллицей. С 1990-х годов осуществляется постепенный переход на латинизированный алфавит, утверждённый постановлением Верховного Совета Крыма в 1997 году. Этот алфавит отличен от использовавшегося в 1930-е годы и представляет собой турецкий алфавит с добавлением двух дополнительных букв Q и Ñ. В настоящий момент используются как кириллический, так и латинский алфавиты. Следует отметить, что в интернете используется практически исключительно латинский алфавит, а большая часть печатной продукции пока выпускается на кириллице.

Урумский (греко-татарский) язык

На урумском языке говорит часть греков, проживающих в Грузии и на Украине (Донецкая область). Произошел от крымско-татарского языка, заметно отличающегося от собственно татарского (на Волге и Каме).

Кумыкский язык

Источник

Кипчаки, куны, половцы и куманы – один этнос или четыре

Вопрос, казалось бы, риторический: ведь уже давно в научной исторической литературе прочно утвердилась традиция считать мнение русского историка П. В. Голубовского, заявившего еще в 1884 г., что «кумане-кипчаки-половцы есть один и тот же народ» [1, с. 45], абсолютно верным.

на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть фото на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть картинку на каком языке говорили кыпчаки. Картинка про на каком языке говорили кыпчаки. Фото на каком языке говорили кыпчаки

Правда, осталось без убедительного объяснения то обстоятельство, что в Европе и Византии хорошо знали куманов, несколько хуже — половцев, на Руси знали половцев и совершенно не знали кыпчаков. На Востоке — в Китае, в странах ислама и у их ближайших соседей, — наоборот, были хорошо известны кыпчаки и неизвестны половцы и куманы. Среди современных исследователей, сомневающихся в тождестве половцев и кипчаков, можно назвать тюрколога С. Е. Малова и историка А. И. Попова, который отмечал, что «кипчаки и половцы не полностью одно и то же» [2]. Они так и не дали ответа на поставленный вопрос. Другой тюрколог, С. Г. Кляшторный, высказался более определенно, заявив, что это разные племена, но не привел необходимых доказательств. Таким образом, вопрос об этнической идентификации кипчаков, половцев и куманов остался без ответа. Для разрешения этого вопроса необходим анализ всех данных по истории кипчаков, половцев и куманов, а также кунов, малоизвестных современным историкам.

КИПЧАКИ. Этноним «кыпчак» (кыбчак, хивчак, хипчах, кив-чак в восточных источниках) не является исконным для носящего его этноса. Впервые этот этноним упоминается в древнеуйгур-ском памятнике Элетмиш Бильге-кагану (760) и соотносится с древними племенами, известными в древнетюркских надписях под названием «сиры» и в китайских хрониках как «сеяньто» [3, с. 123-124].

С IX в. кипчаки известны по сочинениям арабо-персидских авторов на территории современного Казахстана в составе государства кимаков. В X в. в непосредственной близости к кимакам возникают мусульманское государство Караханидов (в Семиречье) и к северо-востоку от него племенные союзы выходцев из восточных степей, где усиливается экспансия киданей. Вследствие внешней угрозы и усиления сепаратизма племен Кимак-ский каганат распался. В борьбе за гегемонию в степи сильнейшими оказались кипчаки, по этнониму которых степь к северу от Сырдарьи в восточных источниках с 1030 г. стала называться Кипчакской (перс. «Дешт-и Кипчак»). Характерно, что в перечне племен Дешт-и Кипчака (степи от низовьев Дуная до среднего Иртыша), приведенных в сочинениях арабо-персидских авторов XII-XIV вв., этнос с названием «кипчак» отсутствует: этноним «кипчак» перестал быть названием прежних сиров, а стал собирательным наименованием в мусульманских источниках всех кочевых племен Дешт-и Кипчака. Ибн Халдун, перечисляя в своем сочинении (1400) одиннадцать племен Дешт-и Кипчака, писал, что все эти племена «не одного рода», т.е. этнически неоднородны. Среди самих («этнических») кыпчаков в источниках упоминаются лишь несколько главных племен, ханы которых имели территориальные владения (уран на Сыр-Дарье, эльбори в Южном Приуралье). Кипчаки не создали государства, в рамках которого смогла бы сложиться единая этническая общность. Махмуд аль-Кашгари назвал кыпчаков среди племен, говоривших на западном наречии древнетюркского языка, отметив близость кипчакского и огузского диалектов [4, с. 52]. В период Золотой Орды среди племен Дешт-и Кипчака вновь «появились» кыпчаки, но уже как одна из многих племенных общностей. Распад Золотой Орды на отдельные государства определил вхождение кыпчаков в состав разных, хотя и близких этносов, но уже в качестве субэтнических групп.

Во второй половине XI в. письменные источники соседних с Северным Причерноморьем стран зафиксировали новые названия степных кочевых племен — половцы, куманы, куны. Что это за племена? Откуда они пришли? В какой-то степени ответ на эти вопросы дает Марвази. В одном из сочинений (1120) им были изложены некоторые сведения о важных событиях, произошедших в XI в., — о массовой миграции кочевников восточных степей на запад. В других источниках имеются данные о расселении языческих племен, в том числе участников указанной миграции: 1) в XI в. Джунгарию населяли кочевники — каи (верховья Иртыша), ябаку (верховье Оби), куны (к югу от каи), басмылы (к северо-западу от уйгурского владения, существовавшего в 8601209 гг.); 2) Семиречье входило в состав государства Караханидов, большинство населения которого составляли тюркские племена, исповедовавшие ислам, — «туркмены» в сочинении Марвази; 3) Караханиды враждовали с языческими племенами ябаку, чому-лов, каи и басмылов [5, с. 136], последним подчинялись шары. О них сообщает Марвази: группа шары бежала из своих мест, не желая принять ислам; о принятии ислама в 1043 г. неким племенем, чьи зимовки находились близ Баласагуна (город в Семиречье) сообщает Ибн аль-Асир. Возможно, сары и были племенем, принявшим ислам, часть которого бежала к язычникам-басмылам. В 1048/49 г. караханидский князь Арслан-тегин совершил поход против вождя ябаку по прозвищу «Большой Змей» и его союзников — басмалов, чомулов и каи. Ябаку были разгромлены [6, с. 135-136], что спровоцировало распад союза и возрастание агрессии среди бывших союзников, в частности, каи напали на племя кунов, последние — на шары, шары — на туркмен, те — на огузов. В сообщении Марвази или по данным армянского историка Матфея из Эдессы, «народ змей» напал на «желтых», те — на огузов, которые устремились на печенегов, и все они двинулись в сторону Рума, т.е. Византии.

Более поздний автор (1120), очевидно, более сведущий в ситуации аль-Марвази, подробно назвал племена, начавшие «цепную миграцию», — «народ змей» — каи (монгольск. «змей»), кунов и шары, а более ранний (ок. 1050 г.) автор, Матфей Эдесский, пропустил кунов, отметив лишь племена каи («змеи») и шары («желтые), возможно из-за их экзотических этнонимов. В год похода караханидского князя шары и куны находились близ границ владений Караханидов. Теснимые племенами, каи, куны и шары прошли вдоль северной границы этого государства, вторглись в Дешт-и Кипчак и двинулись севернее Сырдарьи и Приаралья в Северное Причерноморье. Дата сообщения Матфея Эдесского (1050) отражает время этой миграции. Эта дата соответствует времени появления (1055) на южной границе Руси половцев, т.е. шары (сары). Продвигаясь по Северному Приара-лью, мигранты вовлекли в движение на запад куманов, ставших их авангардом.

Неизвестен характер взаимоотношений мигрирующих племен с кыпчаками во время прохождения ими территории Дешт-и Кипчака. Вероятно, кыпчаки, не приняв пришельцев на своей земле, не препятствовали их движению. Согласно Марвази, порядок следования племен был следующим (с востока на запад): каи — куны — шары (сары); куманы ему не известны. В европейских источниках известны (с запада на восток) куны в Венгрии, куманы в Византии и сары (половцы) на Руси. О них следует рассказать подробнее.

КУНЫ. Этноним Махмуду аль-Кашгари неизвестен, очевидно, потому, что куны переселились раньше, чем он закончил свой труд о тюркских наречиях (ок. 1074 г.). Однако они упоминаются раньше в китайских источниках (в хрониках династий Суй и Тан в 581-907 гг.) и древнетюркских памятниках VI-VIII вв. в составе племен теле и токуз-огузов в Уйгурском каганате. После его падения (840) куны откочевали к границам Китая, а после захвата его северной части киданями (906) оказались соседями их государства (928). Опасаясь киданей, изгнавших христиан от границ своей страны (998), куны, среди которых были и христиане, откочевали к границам земли каи: в 1029 г. аль-Бируни упоминает кунов по соседству с каи. В русской летописи «Повесть временных лет» куны упоминаются в 1096 г. вместе с сары как «саракы-не», т.е. сарыкуны, «сорочины». В «Слове о полку Игореве» куны известны как «хинови». Искажение этнонима кун/хун на кын/ хин, хинове возможно, объясняется тем, что в денежной системе Руси в X-XIV вв. мелкие монеты назывались, как и данный народ, «кунами». Являясь этнически близкими к уйгурам, куны, как и уйгуры, говорили на восточном наречии древнетюркского языка.

ШАРЫ/САРЫ. Этноним шары/сары неизвестен Махмуду аль-Кашгари (XI в.), их называют другие авторы того же периода: Матфей Эдесский, позже — Марвази, который сообщил о группе шары, бежавшей «от ислама» (из Семиречья) к язычникам-бас-мылам. Обозначая эту этническую общность басмылами, т.е. «помесью», китайские и древнетюркские источники подразумевали этнически смешанное происхождение ее 40 составных частей («сорок» у тюркских племен было сакральным числом и обозначало «множество»). М. Кашгари назвал басмылов в числе племен, знавших тюркский язык, но говоривших и на «своих» (нетюркских) наречиях. Приняв сары, басмылы «назначили» им вождя, ибо, по сообщению Марвази, «они известны по имени их вождя, а он — басмыл» [7, с. 135]. По «Повести временных лет» этноним «сары» был самоназванием половцев: «сарыни есми». Принимая во внимание сообщения Ибн аль-Асира об обращении в ислам одного из кочевых племен Семиречья (близ Баласагуна) и Марвази о бегстве группы шары, не желавших принять ислам, легко связать племя, принявшее ислам с беглецами «от ислама», а их этноним «шары / сары» с тюргешами, одно из подразделений которых, «сары», обитало близ Баласагуна, столицы Тюргешско-го каганата (699-766). Кроме того, один из элементов культуры объединяет тюргешей [8, с. 135-136] и сары (половцев): обычай ставить каменные статуи с сосудами в руках на уровне живота. Каменные изваяния ставили и древние тюрки и кыпчаки, но это были статуи иной конфигурации. «Около 85% всех известных в Средней Азии и Казахстане статуй с сосудом в обеих руках приходится на Тянь-Шань и Семиречье» [9, с. 47]. Замечу, что Семиречье и Тянь-Шань не входили в состав Дешт-и Кипчака. Что касается сходства с половецкими изваяниями раннего типа (XI в.) того же времени в Центральном Казахстане, определяемых археологами как «кыпчакские», то специалист в этой области Л. Н. Ермоленко отмечает: «определения «древнетюркский» и «кыпчакский» в значительной мере условны» [10, с. 69]. Особенно это касается кыпчаков ввиду сложного этнического состава населения Дешт-и Кипчака. К тому же, в XII веке кыпчаки, в отличие от половцев, не обладали необходимыми для установки изваяний техническими и художественными навыками. Так что преемственность между каменными изваяниями кыпчаков и половцев сомнительна. Более возможна связь половцев с тюргеша-ми: имеется одна характерная особенность, свойственная только тюргешским и половецким изваяниям: обилие женских фигур, чего нет в статуях других племен.

КУМАНЫ. Ни Марвази, ни Матфей Эдесский не знают кума-нов. Современные исследователи считают куманов половцами, а их этноним — вариантом этнонима «кун». Однако Б. Е. Куме-ков, изучавший сведения арабских источников установил, что в IX-XI вв. в Северном Приаралье кочевала особая группа куманов [11, с. 137]. Оказавшись на пути миграции большой группы племен, куманы снялись с родных мест и откочевали на запад. По территории прежнего обитания (Приаралье) куманы были близки к печенегам, Анна Комнин в своей книге «Алексиада» при описании войны греков и куманов против печенегов (1091) отметила идентичность языков куманов и печенегов, говоривших на западном наречии древнетюркского языка. Эти данные свидетельствуют об огузо-печенежском происхождении куманов.

Таким образом, анализ имеющихся источников по указанным племенам позволил сделать следующие выводы:

1) кипчаки — это группа господствовавших в Дешт-и Кипчаке племен, говоривших на диалекте западного наречия;

2) куны — племя, родственное древним уйгурам; вначале (IX-X вв.) куны кочевали близ границ Северного Китая, а с 1029 г. — в Джунгарии, говорили на диалекте восточного наречия;

3) сары/половцы — часть тюргешей, бежавших из родных мест (Семиречье), они говорили на диалекте восточного наречия;

4) куманы — одно из племен Приаралья, судя по языку, кума-ны имели огузо-печенежское происхождение, были вовлечены в миграцию на запад половцами и кунами.

Кыпчаки, половцы, куманы и куны — это разные по исходной территории, наречию (хотя и одного — древнетюркского — языка) и самосознанию племена (этносы).

Библиография

Источник

Армяно-кыпчакский язык

на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть фото на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть картинку на каком языке говорили кыпчаки. Картинка про на каком языке говорили кыпчаки. Фото на каком языке говорили кыпчаки
См. также: Проект:Лингвистика

на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть фото на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть картинку на каком языке говорили кыпчаки. Картинка про на каком языке говорили кыпчаки. Фото на каком языке говорили кыпчаки

на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть фото на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть картинку на каком языке говорили кыпчаки. Картинка про на каком языке говорили кыпчаки. Фото на каком языке говорили кыпчаки

Содержание

История

Известен по письменным памятникам [1] кыпчакоязычных армян, исповедовавших христианство Армянской Апостольской Церкви, которые жили большими колониями в Каменце-Подольском, Львове, Луцке, Могилеве-Подольском, Сучаве, Серете, Замостье, Яссах, Аккермане и др. городах Украины, Польши, Румынии, Молдовы, куда переселились из Крыма (в основном из Кафы — Феодосии) и, возможно, из Армении после монгольского нашествия. Эпиграфические памятники свидетельствуют [2] также о том, что в XII—XIII веках на территории Армении жили кыпчаки, которые приняли армяно-григорианство. Один из сохранившихся монастырей комплекса Арич в Артикском районе Ширакской области Армении, построенный на рубеже XII—XIII веков, носит название Хпчахаванк «Кыпчакский монастырь» [3] (Ղփչաղավանք).

Фонетика

Словари и письма

Памятники, составленные армянским письмом, насчитывают десятки тысяч страниц и охватывают период с 1524 по 1669 год. Это 28 актовых книг армянского войтовского суда г. Каменца-Подольского (1572—1663), актовые, кассовые и метрические книги Львовского армянского духовного суда за эти же годы, «Каменецкая хроника», описывающая события Цецорской кампании и Хотинской войны 1620—1621 гг., «Венецианская хроника», «Хроника Польши», Судебник Мхитара Гоша с большим количеством дополнительных статей и комментариев, утвержденный польским королем Сигизмундом в 1519 г., 5 армянско-кыпчакских словарей и несколько глоссариев, сочинение «Секреты философского камня» Андрея Торосовича (1626) и другие. Всего 112 памятников.

Письмо

Письмо армянское: болоргир — «круглое» письмо с использованием круглых прописных букв и наклонных строчных букв, выполненных прямыми горизонтальными и вертикальными элементами; и преимущественно нотргир — наклонное скорописное письмо с использованием закругленных элементов.

Примеры из текстов:

Köp χïyïn bilä čïχardïχ χïpčaχ tilinä ermeni Saγmosnu, yamanlama±ïz, zera χudrätimiz bunča edi, artïχïn K‘risdos tügällägäy Венец. 359: 124 «С великими мучениями мы перевели армянскую Псалтырь на кыпчакский язык; не хулите, ибо наших сил хватило лишь на это, а большее пусть восполнит Христос»;

Batmutiun hayi ew χïpčaχ lezui Мат. 2267: 431 «Толкование на армянском и кыпчакском языках»;

Молитва «Отче наш» на армяно-кыпчакском языке [1]

Atamïz bizim ki köktäsen,
Ari bolsun atïŋ seniŋ,
Kelsin χanlïχïŋ seniŋ,
Bolsun erkiŋ seniŋ nečik köktä alay yerdä,
Ötmäkimizni bizim kündälik ber bizgä bügün,
Bošat bizgä borčumuznu bizim,
Nečik ki biz bošatïrbiz bizim borčlularïmïzga,
Bermägin bizni sïnamaχlïχka,
Yoχsa χutχar bizni yamandan,
Zerä seniŋdir χanlïχ da χuvat,
Da saŋa haybat meŋilik.
Amen.

Источник

Об этнониме «кыпчак»

Существует несколько гипотез по поводу происхождения этнонима «кыпчак», и ни одна из них не претендует на роль вполне доказуемой. До сих пор нет однозначного и обоснованного объяснения этому слову, и говорить о том, что мы ясно представляем себе этимологию этнонима, еще слишком рано.

Обратимся к «Опыту словаря тюркских наречий» известного востоковеда Радлова В.В.:

Пример. Пу кыпчак кобы дунja kaчку апунтаliм
Пак карытты, карымас озун.
(Этот суетный, пустой мир, преходящий этот свет,
сделал старыми много беков, а сам по себе не постарел.)

Таким образом определяется значение слова кыпчак, и что интересно, об этом же говорят некоторые легенды. Древнюю легенду приводит Рашид-ад Дин. В ней говорится:

Другой вариант, схожий с легендой Рашид-ад Дина, мы встречаем в «Огуз-намэ» в версии Мухаммада Хайдара:

В шежере башкирских кыпчаков есть легенда, схожая с предыдущими:

«Кыпчак из рода Лухман Хакима; его отец был военачальником в орде Огуз-хана; после того, как его войско было побеждено, а он сам умер, Кыпчака, родившегося на дорогах войны, Огуз-хан взял на свое попечение».

При этом предполагается, что белесоватый цвет мог характеризовать как внешние физические показатели народа (светлые волосы), так и цвет коней (?), травы в степях, где они кочевали (?), одежды.

Еще одну, вызывающую улыбку, гипотезу предлагал дореволюционный историк Гаммер. По его мнению, термин «кыпчак» выводится из термина «печенег»: печенеги-печенеки-кеченеки-кыпчаки?!

Все гипотезы интересны и в свою защиту приводят множество фактов. Однако более убедительной, по моему мнению, является версия Кляшторного С.Г. Приведу один факт, встреченный мною в ногайском эпосе «Едигей», в переводе Фалеева. Там параллельные термины «кубан=куман=кыпчак», звучат в приложении к человеку действительно насмешливо, полупрезрительно, как намек на физический недостаток, уродство.

Но все же говорить о полном разрешении вопроса этимологии термина «кыпчак» еще рано, будем надеяться, более тщательные и глубокие разработки специалистов позволят решить эту проблему.

Другие статьи из этой рубрики

И. Ундасынов. Половцы, кто они?

Косточаков Г.В. К вопросу о происхождении названий КИМАК и КЫПЧАК

С.М. Ахинжанов. Кипчаки в X-XIII вв. Историографический обзор.

Чжао Чжу-Чэн. Сведения из Юаньши о военном сотрудничестве между Золотой Ордой и Юаньской династией

Вступление

Наш опрос

Реклама

на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть фото на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть картинку на каком языке говорили кыпчаки. Картинка про на каком языке говорили кыпчаки. Фото на каком языке говорили кыпчаки

Советуем прочитать

Большие Ногаи уже не могли воспользоваться расколом среди давних противников, потому что сами вступили в стадию полного хаоса. Многие их мирзы не изменили враждебного отношения к казыевцам, но не имели сил ни отбивать их налеты, ни предпринимать ответные атаки. Лишь вместе с русскими ратями отваживались они выступать против Малой Орды. Правительство в 1633 г. организовало поход против нее за нападения на “украйны” и на кочевья союзных Больших Ногаев.

Источник

Куда делись кипчаки, прародители многих народов Евразии

на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть фото на каком языке говорили кыпчаки. Смотреть картинку на каком языке говорили кыпчаки. Картинка про на каком языке говорили кыпчаки. Фото на каком языке говорили кыпчаки

Многим, кто учился в школе, знакома древнерусская летопись под названием «Слово о полку Игореве», рассказывающая о том, как русский князь Игорь неудачно повоевал с половцами и попал к ним в плен. В более узких кругах театралов, наверняка, слышали о балетном акте «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Однако немногие задаются вопросом, а кто такие половцы? Они исчезли, растворились, практически не оставив следов, кроме так называемых «каменных баб», стилизованных женских фигур на курганах, точное предназначение которых до сих пор не известно.

Однако по сохранившимся арабским, византийским русским и западным источникам известно, что этот народ населял пространство между Дунаем и рекой Иртыш и разговаривал на тюркском языке. Группу тюркских языков, в которую входят крымскотатарский, каракалпакский, кыргызский, башкирский, татарский, карачаевский, ногайский, казахский, называют кипчакской группой тюркских языков. То есть – у них общий корень и кипчаки были прародителями многих народов.

Кипчаки делились на многочисленные племена, которые то враждовали, то входили в союзные отношения с соседними народами. Когда из монгольской степи на просторы Евразии пришли завоеватели во главе с Чингис-ханом и его сыновьями, а затем и внуками, кипчаки попытались сопротивляться, но были покорены: часть из них вошла в состав Золотой Орды, а другая бежала в Европу, в частности в Венгрию, где их потомки живут до сих пор. Кипчаки добрались даже до Египта. Представителем этого народа был знаменитый султан Бейбарс. Кипчаки также составляли большинство формирований мамлюков – воинов-рабов, прославившихся своей храбростью. Кипчаки подарили Орде свой язык, который стал государственным. Вместе с тем, исследователи этого языка отмечают, что в нем прослеживается сильное огузское влияние и это перебрасывает некий «мостик» к современному турецкому языку.

В то же время, как предполагается, кипчаки оказали огромное влияние на формирование татарского этноса. Яснее всего их влияние ощущается на татарах-мишарях, среди которых есть несколько разных антропологических типов, в том числе и светловолосые и светлоглазые. Именно так, как утверждают арабские источники, выглядели кипчаки. Цокающий говор у части мишарей – это также наследие кипчаков. Во всяком случае слова, сходные по произношению, имеются в знаменитом «Кодекс куманикус», словаре кипчакского языка, составленном католическими миссионерами для проповеди христианства в Золотой Орде.

Стоит отметить, что русские князья охотно брали себе в жены дочерей кипчакских ханов и в жилах многих русских князей текла тюркская кипчакская кровь. Например, у вышеупомянутого князя Игоря мать была из кипчаков. Киевский князь Святополк Изяславич, заключив мир с половцами, взял себе в жены дочь половецкого хана Тугоркана. Юрий Владимирович (Долгорукий) женился на дочери половецкого хана Аепы. Так был заключен союз между ханом Аепой и отцом Юрия Владимиром Мономахом. На дочери половецкого хана женился Святослав, сын Олега Святославича. Андрей Владимирович женился на внучке Тугоркана. Сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича Рюрик женился на дочери половецкого хана Белока. Сын новгород-северского князя Игоря Святославича Владимир взял в жены дочь половецкого хана Кончака, у которого его отец был в плену. Сын владимирского князя Всеволода Юрьевича Ярослав женился на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича. Мстислав Удатный был женат на дочери половецкого хана Котяна.

По религии кыпчаки были тенгрианцами, но во времена Золотой Орды их подавляющее большинство, проживавшее на территории ордынской державы, приняло ислам. Кипчаки растворились в Великой степи, хозяевами которой они были с XI по XIII века, но их следы остались в тех народах, прародителями которых они являются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *