на каком языке говорили сарматы
Сарматский язык
Сарматский язык
Скифо-сарматский язык | |
---|---|
Страны: | |
Регионы: | Скифия, Сарматия |
Вымер: | в основном в X веке |
Классификация | |
Категория: | Языки Евразии |
Индоевропейская семья Индоиранская ветвь Иранская группа Восточно-иранская подгруппа | |
Языковые коды | |
ISO 639-1: | |
ISO 639-2: | |
ISO 639-3: | |
См. также: Проект:Лингвистика |
Содержание
История
Традиционно диалекты скифо-сарматского языка выделяются не по территориальному, а по хронологическому порядку:
Источники о языке
Личные имена
Основным источником при восстановлении языка — являются личные имена правителей скифов и сарматов, записанные греческими и персидскими авторами.
Топонимы
Значительное количество топонимов в Северном Причерноморье имеет скифо-сарматское происхождение. В частности названия крупнейших рек региона — Дон, Дунай, Днепр и Днестр, происходит от слова dānu — вода, река (в осетинском — «дон», а на санскрите — «дно»).
Словарь «скифо-сарматских» слов В. И. Абаева
Письменность
Традиционно скифо-сарматский язык считается беcписьменным, но в 1965 году во время раскопок Иссыкского кургана, в захоронении знатного сака была найдена чаша с письменными знаками. Позднее данная находка была сопоставлена с другими надписями найдеными в Памирском регионе. Но до настоящего момента эта письменность не расшифрована.
Примечания
татский • лурско-бахтиярский • диалекты Фарса • ларский • курдшули • кумзари
Полезное
Смотреть что такое «Сарматский язык» в других словарях:
Скифо-сарматский язык — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Иранский язык — Иранская Таксон: ветвь Ареал: Классификация Категория: Языки Евразии … Википедия
Сарматия — (лат. Sarmatia) позднеантичное название Восточной Европы, основным населением кото … Википедия
Языки мира — У этого термина существуют и другие значения, см. Языки мира (значения). Ниже представлен полный список статей по языкам и их группам, которые уже есть в Википедии или обязательно должны быть. Включены только человеческие языки (включая… … Википедия
Иранские языки — Иранская Таксон: группа Ареал: Средний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ Число носителей: ок. 150 миллионов Классификация … Википедия
Осетины — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина … Википедия
Осетин — Осетины (Ирæттæ) Осетины в национальных костюмах (начало XX века) Самоназвание: ирæттæ Общая численность: 700 тыс. человек. Расселение … Википедия
Скифы — У этого термина существуют и другие значения, см. Скифы (значения). Запрос «Скиф» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Скифы. Рельеф чаши из кургана Куль Об … Википедия
Дон — У этого термина существуют и другие значения, см. Дон (значения). Дон Дон в Воронежской области … Википедия
Сарматская культура — «Европейская Сарматия». Карта основана на греческих литературных источниках, напечатана в Лондоне в 1770 Сарматы (греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae), также савроматы, общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, языги … Википедия
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 2-я
В первой части статьи отмечалось, что держава скифов имела государственно-общинный строй. Причём, эта держава была имперского типа, но не унитарного, а «федеративного». Это была сложная иерархическая структура, которая включала в себя родовые общины, племена, и союзы племён («земель»). Но, как известно, процесс разложения и деградации, так же естественен, как рождение и рост державы.
Третий период господства скифов в Евразии подошёл к своему концу к 4 веку до н. э. К этому времени скифская держава (её западная, причерноморская часть) трансформировалась в классовую наследственную монархию с правящей знатью, которая находилась под сильным влиянием греческой культуры. Это привело к падению скифской правящей элиты. Во 2 веке до н. э. сарматы-савроматы двинулись с Волги и Дона на запад, в Причерноморье и сокрушили царство скифов. В цивилизации Севера начался сарматский период.
Сарматское царство (400 г. до н. э. – 200 г. н. э.)
Сарматы продвинулись из Приуралья к Дону за скифами примерно в 7 в. до н. э. Они были родственниками скифов – говорили на диалекте скифского языка, их объединяла схожесть материальной и духовной культуры. Долгое время сарматы и скифы были мирными соседями, вели торговлю, сарматские отряды участвовали в войнах скифов. Они вместе отражали вторжения персидских полчищ Дария.
Имя «сарматы» по одной из версий означает «женоподвластные». Они носили такое имя из-за высокой роли женщин-«амазонок» в обществе. Это не было характерно для средиземноморских и других южных стран. В принципе, равное с мужчинами положение в труде, войне, общественно-политической жизни, было характерно для всех скифских «племён». Женщины наравне с мужчинами участвовали в войнах, были отличными наездницами, стрелками, метательницами дротиков. У скифов и сарматов преобладали стабильные парные браки, где правом развода обладали и мужчина и женщина. Часто женщины возглавляли роды, племена и территориально-политические образования. Так, примерно к 6-5 вв. до н. э. относится период правления легендарной царицы сарматов Зарины. Её столицей был град Росканак. Ещё одна царица скифов-саков (массагетов) Томирис в 6 веке до н. э. разгромила войска Кира Великого и «напоила его кровью».
Сарматы произвели очередную революцию в военном деле – если у киммерийцев и скифов основой армии была лёгкая конница, сарматы создали тяжёлую кавалерию. Их катафракты (тяжеловооруженные всадники) были защищены панцирями. Воин и его конь защищались чешуйчатым или пластинчатым доспехом. На вооружении было мощное 4-4,5 м копье, более длинный, чем у скифов меч. В бою сарматы сочетали тактику скифских конных лучников с таранным ударом во фронт противника бронированных катафрактов.
С 4 века до н. э. начинается сарматская эпоха в истории Южной России. Хотя ослабевшее скифское царство ещё два века продержалось в Причерноморье и ещё больше в Крыму. «Остров Крым» довольно долго сохранял осколок прежнего Скифского царства. Причём Крымская Скифия довольно быстро вошла в общую политическую систему с Сарматским царством. Если первоначально крымские скифы построили Перекопский ров и вал, который отделил полуостров от степи, то позднее эти укрепления были полностью заброшены. Зато на юге возникла новая система укреплений, которая прикрывала столицу Крымской Скифии – Неаполь, от возможного удара со стороны моря. Ещё одна часть скифской военно-политической элиты отступила в Дакию, на территорию северного Придунавья. Эпохе полного господства сарматов южнорусских степях соответствует Прохоровская археологическая культура (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.). Говорить о том, что сарматы полностью истребили и изгнали скифов нельзя, как и в случае скифо-киммерийского конфликта, сменены были только верхние, правящие структуры. Основная часть скифов влилась в новую государственную общность.
Надо отметить, что историк Дмитрий Иловайский (1832—1920) отождествлял роксолан с Русью, считая их славянами. Ещё раньше такое предложение сделал М. В. Ломоносов (1711 – 1765), он писал, что «…об аланах и вендах из вышепоказанных известно, что они славяне и россанами единоплеменные». Выдающийся историк Георгий Вернадский (1888-1973) выдвинул гипотезу, что роксоланы, оставшиеся в Восточной Европе в IV—VIII вв. н. э., стали основой народа росов (русов), и образовали Русский каганат. Таким образом, ещё до прихода варягов-руси во главе с Рюриком в 862 году, на юге была создана Русская держава, которая наследовала традиции – алан-сарматов и скифов.
Кроме того, надо сказать, что Сарматия наследовала от Скифии не только земли степной зоны на Юге России, хотя там располагался «центр управления». Античные источники сообщают, что сарматы населяли и лесную зону будущей России. Их владения простирались далеко на север, вплоть до тундры Заполярья. Сохранилось много указаний, что сарматы заселяли территорию Белоруссии, Средней России. Для всех античных авторов, начиная с Тацита и Птолемея, владения сарматов начинались с Вислы и простирались вплоть до Волги и далее.
Надо понимать, что если раньше названия «скифы» и «сарматы» были территориальными частями единой культуры, народа, то затем стали использоваться как синонимы для обозначения всего народа Великой Скифии (а затем Сарматии).
В сарматскую эпоху влияние цивилизации Севера опять усилилось. Сарматы отразили натиск Римской империи на западных рубежах и активно вмешивались в дела балкано-малоазийского региона. Родственники скифов – саки-парфяне в 3 веке до н. э. разбили эллинистическую империю Селевкидов и завоевали Персию. Северное Причерноморье и Приазовье было покрыто сетью городов и крепостей. Южнорусские степи стали крупнейшим экспортёром зерна в средиземноморские города-полисы. Это говорит о том, что сарматы, как и скифы не были только «кочевниками», они были и умелыми землевладельцами. Успехи в науке и металлургии позволили совершить революцию в военном деле.
Рубеж новой эры был временем максимального могущества Сарматии. На западе граница сарматских владений проходила по Висле и Дунаю, на юге под контролем скифо-сарматов была почти Южная Азия – от Персии и Индии до Северного Китая. Балтийское море в ту эпоху назвали Скифским, или Сарматским морем. Гордый Рим был вынужден платить дань роксаланам за соблюдение мира. Её платили даже наиболее могущественные императоры – Траян и Адриан.
Скифы-сарматы и русские
Аланы–сарматы в 4 веке н. э. по-прежнему населяли огромные просторы лесостепной и степной зон. В исторических источниках есть упоминания о них и в 5-7 столетиях. Материальная культура южнорусских степей I тыс. н. э. также обнаруживает преемственность по отношению к предшествующим временам. Археологи находят аналогичные более древним временам курганы, клады. В 7 столетии на территории Восточноевропейской равнины появляются археологические культуры, которые большинство исследователей относят к славянским. Русь и русы сменяют Сарматию-Аланию и сармат-алан.
Уже этого достаточно, чтобы понять, что между славянорусами и сарматами (аланами) есть непосредственная связь, преемственность поколений древней цивилизации «северных варваров». Но, нам говорят, что большая часть алан была истреблена в ходе Великого переселения народов (как до этого «истребили» докиммерийское население, киммерийцев, скифов и сарматов). Часть алан попала в водовороты переселения, и оставила свои следы в Центральной и Западной Европе, вплоть до современной Испании и Британии (даже Артур и его рыцари, возможно, были из алан-сармат). Другая часть укрепилась в твердынях Северного Кавказа, их потомками считают современных осетин.
Куда же делась основная часть алан-сармат? Народа, который по данным римского автора Аммиана Марцеллина, который ещё в 4 веке нашей эры заселял просторы от Дуная до Ганга. Исследования антропологов показывают, что в формировании современного русского народа главное значение имела «степная», скифско-сарматская компонента. По мнению академика, историка и антрополога, директора Института археологии АН СССР в 1987—1991 годах В. П. Алексеева, «несомненно, что большая часть населения, проживавшая в южнорусских степях в середине 1 тыс. до н. э. является физическими предками восточнославянских племён эпохи средневековья». А «скифский» антропологический тип, с свою очередь, показывает преемственность со времён как минимум бронзового века – III – II тыс. до н. э. Эти данные были получены на основе методик, которые позволяют выявить антропологический тип не только двух разных народов, но и разных групп внутри одного этноса. Вывод из вышеизложенного один: современные русские (суперэтнос русов, который включает в себя великороссов, малороссов и белых русов и другие более мелкие группы) – это прямые потомки индоевропейцев-ариев бронзового века, киммерийцев, скифов, сарматов и аланов.
Дошедшие до нас изображения, портреты скифов передают не просто русский антропологический тип, но даже местные подтипы, которые существую и в настоящее время. К примеру, портрет, который изображает предположительно парфянскую княжну Родогуну (Родогунду) показывает облик русской (великорусской) женщины. Портрет круглолицей царицы Динами из Боспора показывает малорусский (украинский) тип славянки. В одном из курганов Южной Сибири обнаружен медальон с портретом европеоида, с некоторой «скуластостью» и «косиной» в глазах. Это черты части русских-сибиряков. И подобных находок не одна и не две.
Чётко прослеживается связь материальной культуры средневекового Чернигово-Северского княжества с сарматской эпохой. Женские украшения – височные кольца, в Черниговщине делали в форме спирали, а спиралевидные украшения, кольца, браслеты были широко распространены у сарматских «амазонок». Височные кольца вообще считаются типично славянским украшением, но они встречаются среди сарматских кладов, а самые древние относятся к эпохе бронзы- 2 тыс. до н. э.
Преемственность есть и в керамике. Основной тип сосудов – это яйцеобразный (полусферический) горшок, он оставался почти неизменным со времён Днепрово-Донецкой культуры 5 тыс. до н. э. вплоть до средних веков. Стойкая преемственность материальной культуры, как и антропологического типа, прослеживается от времени неолита и бронзы до средневековья. Обряд погребения под курганами прослеживается с примерно с рубежа 4-3 тыс. до н. э. вплоть до принятия христианства Русью и даже несколько позднее (христианство долго завоёвывало свои позиции). К тому же курганные могильники разных эпох, как правило, возводились один возле другого, в итоге возникали целые «города» («поля») мертвых. На некоторых курганах делались «впускные» погребения на протяжении тысячелетий! Как известно, обычно чужаки, инородцы испытывают страх по отношению к погребениям других народов. Разграбить могут, но хоронить своих мёртвых туда не будут. Постоянство и преемственность погребального обряда на протяжении веков и даже тысячелетий говорит о том, что новые поколения жителей южнорусских степей рассматривали предшественников как непосредственных предков. При смене этносов, и даже при коренной культурной ломке (вроде принятия христианства или ислама) такое постоянство в принципе невозможно. Одна и та же религиозная традиция, погребальный обряд сохранялся на протяжении 4 тыс. лет. Вплоть до «исторической» славянорусской эпохи раннего средневековья.
На протяжении тысячелетий люди селились на одних и тех же местах даже после крупных политических катаклизмов, а поселения восстанавливались. Мы это видим на примере истории Руси последнего тысячелетия – разрушенные и сожженные города и деревни быстро восстанавливали на том же месте или рядом.
Тождественность мы видим в социально-государственном устройстве. «Царство» (империя) состояло из автономных территориально-политических союзов-«земель». Происходили и мятежи, и смена династий. Общины состояли из лично свободных людей, рабство не было характерно для «северных варваров». Женщины и мужчины были равны в правах, вплоть до несения девушками военной службы. Женщин в войске русов мы видим ещё во время войн Святослава Игоревича. Но, после крещения нравы «смягчились» и девушкам не надо было убивать врагов. Хотя мы видим, как славянки защищали свои города и селения вместе с мужчинами и в более поздние времена. Огромное сходство имеет и тип экономики: скифы были не «кочевниками» в общепринятом понимании, а оседлыми (хотя и лёгкими на подъём) земледельцами и скотоводами, в лесной зоне большое значение придавалось охоте и других промыслам. Они строили города, были отличными металлургами, совершили ряд научно-технических революций, в том числе военного характера. Они успешно противостояли соседним государствам, наносили им мощные удары по Древнему Египту, Хеттскому царству, странам Малой Азии, Ассирии, Персии, эллинистическим державам, Римской империи. Оказали огромное влияние на развитие Индийской и Китайской цивилизаций.
Археолог П. Н. Шульц начал раскопки Неаполя Скифского в 1945 году, он был руководителем Тавро-скифской экспедиции, является автором десятков научных публикаций по скифо-сарматским памятникам. Он считал, что в характере скифских поселений, жилищ, погребальном обряде, в скифских росписях, в предметах ремесла, в частности в посуде, деревянной резьбе, орнаменте, в одежде, «мы находим всё больше и больше общих черт с культурой и бытом древних славян». Скифские племена сыграли значительную роль в процессе формирования восточного славянства и «древнерусская культура вовсе не создана варягами или пришельцами из Византии, как об этом твердили западные псевдоучёные». Русская культура и русский суперэтнос имеет древнейшие корни, которые уходят в глубь тысячелетий. Не зря ещё Михаил Ломоносов писал, что среди «древних родоначальников нынешнего российского народа… скифы не последнюю часть составляют».
Проблема скифского языка
В настоящее время общепринятой является теория, что скифы, как и сарматы, говорили на языках иранской группы индоевропейской языковой семьи. Бывает, что сарматов, скифов называют «иранцами». Это одно из самых главных препятствий на пути признания скифов, сарматов – прямыми предками русского народа. Ещё в 19 столетии эта гипотеза крепко засела в научном мире. Но есть несколько фактов, которые говорят, что лишь очередной миф, созданный для «обрезания» корней Русской цивилизации.
1) Было объявлено, что «скифский язык» почти полностью исчез (хотя на нём говорили на огромном пространстве Великой Скифии), но по небольшому числу личных имён, географических названий и оставшихся слов, которые остались в иноязычных текстах, этот язык отнесли к иранской группе. Полное «исчезновение» языка не помешало отнести его к иранской группе.
2) Приоритет в разработке «ираноязычия» скифов целиком принадлежит немецким лингвистам 19 – первой половины 20 столетия. В это время немецкие исследователи усиленно доказывали «первичность» германцев в индоевропейском мире (они его называли индогерманским), только немцы должны были быть «истинными арийцами». Это период расцвета германской и в целом западной «научной мысли», которая доказывала приоритет западноевропейских народов, в первую очередь германского происхождения, и отсталость, «дикость» славянства. История писалась под «белокурых германских бестий». Эта теория была принята в России, как до этого и «норманнская теория». Интересно, что после 1945 года труды немецких исследователей на тему «ираноязычия» скифов, и вообще приоритете германцев над другими группами индоевропейской семьи, прекратились. Видимо, политический заказ исчез, да и славяне делом доказали, что они не «люди второго-третьего сорта».
3) В СССР в 1940-1960-е годы делались довольно успешные попытки опровергнуть теорию ираноязычности скифов. Но, в годы «застоя» «ираноязычники» взяли вверх. Именно в тот период истории мы видим, как «русскость» уходит из СССР, уступая место космополитизму, западной культуре. Видимо, появляется «заказ» на «норманскую теорию», «ираноязычность скифов», «дикость и отсталость» славян до крещения Руси и т. д.
6) Выяснилось, что осетины не являются прямыми потомками алан-сарматов. Их прямые предки были местными жителями (автохтонами), которые обитали на Кавказе чуть ли не со времён верхнего палеолита. Скифы установили контроль над Кавказом, и он был под их контролем тысячелетия. Северокавказские народы вступали со скифами и сарматами в плотные контакты, видимо, небольшие группы скифов поселялись на Кавказе и были ассимилированы, но оставили свой более развитый язык. Наиболее сильное влияние испытал осетинский язык. Но, он интересен тем, что сохранил изоглоссы (языковые соответствия), совершенно чуждые иранской группе. Лингвист В. И. Абаев обнаружил, что в осетинском языке нет связей с южными индоевропейскими языками – греческим и армянским. Но, зато обнаружил такие связи с языками народов Северной Европы и Сибири – германским, латинским, балтийским (литовским), древнесибирским тохарским языком. И самое интересное, Абаев обнаружил связи осетинского (реликтов скифского языка в осетинском языке) со славянским языком и они были сильнее, чем с языками других индоевропейских народов. Подробнее эта тема раскрыта в работах Абаева: «Осетинский язык и фольклор», «Скифо-европейские изоглоссы». Баев сделал вывод о глубокой древности, автохтонности скифского языка на территории Южной России и доказал, что скифский язык обнаруживает следы глубоких связей прежде всего со славянским языком.
7) Ряд исследователей – среди них О. Н. Трубачёв, выявили, что скифский язык имеет мощные связи с «праиндийским» языком, санскритом. Это и неудивительно, предки древних индийцев пришли в долину реки Инд, а затем дошли и до Ганга с территории современной России, Великой Скифии. Не зря одно из племён Скифии – это синды. А, санскрит в свою очередь обнаруживает со всеми славянскими языками большее сходство, чем с языками других групп индоевропейской языковой семьи. Санскрит был принесён в Индию арийскими племенами примерно во 2 тыс. до н. э. Язык «Вед», благодаря жесткой традиции, был в значительной мере сохранён до наших дней. «Скифский язык» де-факто сохранился, это не что иное, как «протоарийский язык», язык древнеиндийских Вед. Есть даже мнение, что современный русский язык – это прямая ветвь этого древнеарийского языка, а санскрит – это форма древнего русского (скифского) языка.
Современной России, её исторической науке пора прекращать плодить, повторять стереотипы и мифы, рожденные во времена диктата западной школы, которые превозносила «исторические народы», вроде евреев и германцев, а славянам оставляла в лучшем случае «обочину». Нам нужен аналог немецкой Аненербе («Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков»), только без мистицизма, оккультизма, провозглашения превосходства одной нации над другими. В школах и вузах необходимо изучать Историю Отечества в единстве, со времён арийских культур докиммерийской эпохи. В настоящее время можно установить антропологическую и культурную преемственность именно до этой эпохи.
Источники и литература
Скифский язык.
Всего пять столетий длилась скифская эпоха в Северном Причерноморье. Первое упоминание о скифах относится к VII веку до н. э., а в III веке до н. э. Великая Скифия уже прекратила свое существование.
С VII века до н. э. по III век до н. э. скифская эпоха достигла своего расцвета и угасла, сменившись сарматской эпохой. Сарматская эпоха – сменилась аланским нашествием, затем началось нашествие готов, оно сменилось нашествием гуннов и завершилось всё Великим переселением народов.
Большой знаток древних иранских языков профессор Василий Иванович Абаев (осетин по национальности), написал фундаментальный «Историко-этимологический словарь осетинского языка» в 5 томах (1958—90); в нём В.И. Абаев проследил этимологию и историю осетинских слов и внешние связи осетинского языка с Индоевропейскими и не индоевропейскими языками. Главной идеей лингвистических трудов профессора Абаева было найти связи осетинского языка и языка алан, через язык алан провести связать с сарматскими диалектами и дальше с языком скифов. Подбирая лексический материал для реконструкции скифской речи, В.И. Абаев не ограничивался временными рамками скифской истории — VII — III век до н. э., но включал в словарный запас скифов слова более позднего сарматского и аланского происхождения.
В. И. Абаев сделал вывод о ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ, АВТОХТОННОСТИ СКИФСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОЙ РОССИИ.
В. И. Абаев доказал, что СКИФСКИЙ ЯЗЫК БЫЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДЕН НА ОГРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, то есть никакого «языкового букета» в степях Южной России не было.
Осетинский язык обнаруживает следы глубоких связей, прежде всего, со славянскими языками, ближайшими соседями осетин были славяне — русские; из этого следует очень важный вывод: то же самое соседство было и раньше, в самый период формирования осетинского языка…
Евмел, в союзе с сарматами, победил брата Сатира в этой гражданской войне, и Боспорское царство прекратило все союзнические отношения со Скифией. С этого времени в Боспорском царстве появляются «иранские» сарматские имена, появляется лексика из сарматских наречий.
«Послать к праотцам» — по-скифски: «послать на Геррос», место погребения царей Скифии
Пантикапейский скифский царский курган, некрополь Куль-Оба относится к IV веку до н. э. Он хорошо изучен археологами, и не вызывает сомнений, что это место погребения скифского вождя-царя. Со второй половины III века до н. э., характер захоронений на территории Боспорского царства меняется, появляются надгробья с сарматскими именами.
В III-II веках до н. э. скифы совсем вытесняются из политической жизни Боспорского царства. Гарантом мирного договора 179 года одного из сыновей царя Митридата VI Евпатора, боспорского царя Фарнака I с Каппадокией, Вифинией и Пергамом, становятся сарматы, во главе с сарматским царем Гаталом. В это время в надписях боспорских надгробий появляется много сарматских имен. Многие имена на надгробьях из Пантикапея, Фанагории, Горгиппии, относящиеся к III-II векам до н. э. имеют сарматское происхождение и вполне подойдут для реконструкции сарматских наречий, но не для характеристики скифского языка.
Рассказывая о племенах, населяющих Скифию, Геродот сообщает о кочевниках, степняках, «не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений». Пытаясь определить язык, на котором говорят степные кочевники, Геродот отмечает, что язык кочевников степняков, не имеющих «ни пашен, ни городов, ни поселений», отличается от скифского, а сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским».
За много веков до нашей эры славянские племена расселились на обширных землях, простиравшихся на север и восток от Карпат. Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы».
Царские скифы-сколоты, называвшие себя царями, имели европейскую внешность. Геродот пишет о них: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов — сколоты (skolot, skolt… kelt)
«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами».
Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что «скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами». Согласно этим утверждениям, мы можем отнести к скифскому языку, только те слова из словаря В.И. Абаева, которые имеют корни в ведическом санскрите, в языке той «древней индоевpопейской теppитоpии, где славянство зарождалось.» (Любор Нидерле).
Плиний Старший (Естественная история, VI, 20) сообщал, что скифы реку Дон именуют «Син», с индоарийскими синдами и связана, по Трубачеву, древняя культура земледелия Причерноморья.
Меотида (Азовское море) — «Темарунда» по-скифски. В древнеиндийском sindhu — «река», a tamas + arna — «тёмная пучина». Санскритское название Дона сохранялось ещё в Средние века, в русских летописях Дон именовался Синей водой. Корень «дон», звучащий в названии многих южнорусских рек (Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай)*, имеет соответствие не только в иранских языках, но и в древнеиндийском, и в обоих случаях означает «река».* Корень «дн-» = «дно, дон» — «русло, река». Именно так, не «вода», а «дно», так как вода — это и дождь, и роса, вода в сосуде, а река — это русло, дно, по которому течёт вода. Скифская лексика из античных источников.
Название города Керчь объяснимо от krka (др. — инд. «горло», в смысле пролив). Древнее название Азовского моря Меотида — произошло от mai (др. — инд. «мать»); в представлении древних Меотида — «мать Понта», поскольку питала его водами впадающих в неё полноводных рек.
Этнонимы многих народов древнего Приазовья и восточного Причерноморья также объяснимы из Ведического санскрита Риг-Веды, древнейшей части Вед. Согласно Страбону (География, XI, 1; 2), на берегу Азовского моря, обитали меоты-тореты. На ведическом санскрите tara — «берег», следовательно, тореты — это «прибрежные» жители. Другое племя меотов, иксиматы, могли получить свое имя от слова «тростник», которым поросла их страна (в др. — инд.: iksu; река Иксумати — один из притоков Ганга). Название меотов-агров прямо соотносится с именем одного из древнейших индийских городов, Агры и античным городом Акра на берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря), упомянутый в произведениях Страбона, Птолемея, Стефана Византийского, в перипле Псевдо-Арриана и Элия Геродиана. Город Акра известен по одной из легенд, как родина любимого древнегреческого героя Ахиллеса (на микенском: aki-rev — «как лев»).
Меотских «аспургиан» можно отнести племена «асов, живущих в городах, крепостях» («опора» от греч. «пургос» — крепость), тем более что источники отмечают в их стране многочисленные укрепления. Не здесь ли находился древний Асгард, о котором говорят скандинавские саги? Асгард (др.-сканд. Ásgarðr — «ограждённый участок асов»; Ас-град) — в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Вокруг Асгарда была возведена неприступная стена.
В Саге об Инглингах Асгард находится к востоку от Танаиса (река Дон), между страной ванов (венедов) и страной Туркланд (Tyrkland). К западу от Асгарда упомянуты страна саксов (Saxland) и Гардарики (Garðaríki — Русь).
Среди родственных скифам сарматов Восточного Приазовья ещё с IV–II вв. до н. э. современные источники выделяли язоматов, позднее продвинувшихся на Дон и в Причерноморье, где они были известны как языги. Это опять-таки составное имя, причем его корень язы (варианты: ясы, асы, асии) — очень древний, восходящий к «протоарийской» эпохе. В скандинавской саге сообщается о происхождении своего народа от АСОВ, пришедших из Великой Скифии, из города АСГАРДА. Индийская традиция также сохранила сведения о древнейшем городе ариев — АСГАРТЕ. По-видимому, от того же корня образовано географическое название АЗИЯ.
В древнегреческой мифологии Азией зовут мать (или жену) Прометея; Геродот сообщает, что географическое название Азия связано с её именем. Согласно мифу, Прометей — «первопредк» человечества, произошедшего от его сына, спасшегося после Всемирного потопа. Следовательно, Азия — одно из имён матери-прародительницы, Великой богини, культ которой засвидетельствован на Восточно-Европейской равнине ещё со времен верхнего палеолита.
Названия АЗОВ, АЗОВСКОЕ МОРЕ восходят к этому древнейшему имени. Если оно образовано от имени великой матери, то другое название — Меотида (от санскр. «майя»: мать) — представляет просто его вариант. Древнее название сохранялось дольше всего: ещё в Средние века северные летописи назвали ЯСАМИ русских жителей Подонья, Приазовья и Северного Кавказа.
Все жители Приазовья — Причерноморья говорили на одном языке и были одним народом. Источники античной эпохи нисколько не отделяют меотов и синдов от скифов-сарматов, названия этих народов соответствуют скорее территориальным, чем этническим подразделениям. Скифский и синдо-меотский языки — это одно и то же.
Именно цивилизация русов-ариев Северного Причерноморья своими выселками на восток и юго-восток, перемещаясь многими родами в течение тысячелетий, принесла как в Иран, так и в Индию и язык, породив там диалектные дочерние языки, и культурные традиции, в том числе мифологию русов-индо-европейцев. «Веды» были записаны в современном виде примерно в XI–IX вв. до н. э., когда среднеазиатские арии только-только пришли в Индию; «Авеста» — на несколько веков позже. «Веды» были записаны в современном виде примерно в XI–IX вв. до н. э., когда среднеазиатские арии только-только пришли в Индию; «Авеста» — на несколько веков позже. Ведический санскрит — родной язык Риг-Веды, был языком волхвов-брахманов, он хранился на сакральном уровне в древнейшей части Вед, но всё же претерпел изменения в более поздних частях Вед. «Язык Риг-Вед» — ведический язык и поздний санскрит — это разные языки, их путать нельзя. Ведический (ведийский) язык древнее санскрита. Как полагает индийский исследователь Бал Гангадхар Тилак («Арктическая родина в Ведах»), «Веды» были созданы на северо-евразийской прародине ариев, около VI тыс. до н. э.
Этническое, культурное и языковое ядро русов-скифов «никуда не утекало», оставаясь тысячелетиями на месте. Скифы были автохтонным народом, потомками «изначального» населения Южной России, к этому же времени относятся данные ими географические названия. Антропологическую и культурную преемственность населения Южной России можно установить вплоть до эпохи 20–30 тыс. лет назад, то есть до времени верхнего палеолита (кроманьонцев) — людей белой расы, охотников на мамонтов, оставивших на территории Русской равнины, на Волге, Дону и Днепре Костёнковскую культуру (под Воронежем), и от нее-то и произошли* позднейшие «арии». Бореалы Костёнки, Межирич, Сунгирь и др. были составной частью формирующегося этнического массива русов-индоевропейцев. Отсюда около 20 тыс. лет назад они расселились по Европе и значительной части Азии.
В плавильном котле Северного Причерноморья эти составляющие стали поздними индоевропейцами. Значительная часть русов устремилась в Европу, порождая славяно-балто-«германские», кельтские этносы.
Впервые имя «рос» применительно к жителям южнорусских степей упоминается в источнике, датированном началом VI века до н. э. Этот источник не что иное, как Библия. В знаменитом пророчестве Иезекииля (грозившего своим «погрязшим во грехе» современникам, что придут, дескать, на вас «Гог и Магог, князь Рош», и уж зададут…) имелись в виду, несомненно, скифы, сотрясавшие тогда своими походами древние цивилизации Передней Азии.
О том, что библейское пророчество относилось именно к скифам, которые и есть русские, свидетельствовал авторитетный византийский автор X века Лев Диакон, прямо употребил «Рос» вместо «Рош» (впрочем, и последняя форма как передача русского этнонима вполне допустима; по-английски и сейчас Россия — это «Раша»).
Можно не сомневаться, что скифский народ РОШ, штурмовавший Ниневию в 612 году до н. э. и заставивший египетского фараона платить дань, РОКСаланы, сражавшиеся на Дунае с римскими легионами в I века н. э., РОССОмоны, подданные «готской империи» Причерноморья в IV веке н. э., народ РОС, обитавший, согласно сирийским летописям, в VI веке н.э. к северу от Кавказа «рядом с амазонками», РУСЫ, осаждавшие вместе с аварами в 625 г. н. э. Константинополь, и РУССКИЕ IX–XIII вв. (Средневековья) — это один и тот же народ. Нетрудно убедиться, что не только древние, но даже и раннесредневековые источники связывают название «рось-русь» именно с южными, степными областями современной России.
Мука – Muka- семя (греч. Μουγισαγος).