на каком языке говорили скифы
Скифский язык. На каком языке говорили скифы
Принадлежность скифского языка к определенной языковой группе является предметом острых дебатов среди современников. Изучение данного вопроса осложняется недостаточным подтверждением археологическими находками. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что скифский язык относится к восточно-иранским, но существуют также и другие гипотезы.
Трудности идентификации
Сложность изучения скифского языка заключается в том, что культура этого народа не оставила после себя следов письменности. Судить о ней можно только по тем сведениям, которые находят в трудах античных историков Геродота и Диодора, по некоторым топонимам – названиям рек и поселений в ареале проживания скифов, по именам их правителей.
Вам будет интересно: Что представляет собой документация классного руководителя
Однако некоторые археологические находки в северном Причерноморье, относящиеся к концу II – началу I тысячелетия до н. э., могут пролить свет на эту проблему. При раскопках погребений срубной культуры, которая хронологически предшествовала скифам, было обнаружено несколько керамических сосудов с пиктографическими надписями в виде горизонтальных, наклонных линий и геометрических фигур. Их смысл учеными пока не расшифрован из-за недостатка материала.
Происхождение народа
Скифы жили в соседстве со многими разнородными племенами, которых насчитывается около двух десятков. Язык этих общин был как очень схож со скифским, так и значительно отличался от него. В связи с этим существует две гипотезы, объясняющие разнородность лесостепных и степных групп. Согласно одной из них, внешний облик и обычаи степных жителей сформировались в результате смешения с другими племенами.
По другой версии, эти две группы отличаются по происхождению. Вторая гипотеза также неоднозначна. Возможно, скифы произошли от племен, живших на западе Европы, после чего смешались с азиатами. Их слияние могло происходить на протяжении 2 веков. Генетические исследования показывают, что скифы находятся в промежуточном положении между азиатами и европейцами.
Вам будет интересно: Созвездие Стрела: описание, где находится, условия наблюдения, звезды и легенды
В третьем столетии до нашей эры на территорию Великой Скифии вторглись сарматы – кочевой воинственный народ, состоящий из ираноязычных племен. Часть скифов была уничтожена, а часть – оттеснена за Дунай. Окончательно Скифское царство было уничтожено после нашествия готов во второй половине III века н. э. В это же время началось великое переселение народов и остатки скифов рассредоточились в соседних племенах, потеряв свою яркую самобытность.
Сведения от Геродота и Диодора
Древнегреческий историк Геродот и его труд «История» – это один из основных источников для изучения языка. Согласно его данным, в северном Причерноморье было несколько скифских групп: господствующие царские скифы; племена, не подчиняющиеся царским и говорящие на особом наречии; кочевники; земледельцы; пахари и эллинские общины. Последние пользовались смесью языков: эллинского и скифского. Видимо, уже в те времена это царство было очень разнородным.
Его центром было поселение в Запорожской области Украины (Каменское городище), на территории которого в середине XX века было найдено большое количество курганов и остатков селений. По информации Диодора и Геродота, земля скифского царства простиралась до гор Кавказа. Позднее это было подтверждено археологическими находками в Передней Азии. Геродот считал данные места родиной скифов.
Царское племя скифов, по сообщениям античного историка, имело самостоятельный, самобытный язык. Другие племена говорили на «плохом» скифском языке. А иные имели свой особый диалект, который в ходе переговоров требовал присутствия толмачей.
В культуре греков в эпоху Великого переселения народов вошло в традицию называть скифами все общности, которые жили в северном Причерноморье, что стало в наше время предметом научных споров о самобытности языка. В последующие века здесь существовали поселения, жители которых принадлежали к разнообразным языковым группам: славянской, германской, угро-финской и иранской.
Современные теории
Среди современных историков и лингвистов существует две точки зрения по вопросу о том, на каком языке говорили скифы:
Иранские корни
Доказательства родственности скифского и иранского языков основаны на лингвистических параллелях. Аргументы за и против их отождествления приведены в таблице ниже:
Переход фонетических звуков в скифских словах, свойственные иранскому языку
Это явление присуще нескольким языкам того региона, где проживали скифы и не может служить признаком генетического родства народов.
В греческом языке, на котором изложены сведения о скифских царях, есть только один вариант написания звука «с». По-другому выразить скифскую фонетику греки просто не могли.
Данные фонетические переходы присутствовали и в персидском языке. Археологи отмечают также сходство скифских могильников с элементами, характеризующими кобанскую культуру, которая существовала на Кавказе (техника каменной кладки, орнаменты на посуде, состав металла в изделиях, украшения). Эти факты ставят под сомнение первую теорию о скифском языке, которая в настоящий момент является общепринятой.
Самоназвание народа
Интерес представляют и версии, связанные со словом, которым скифы называли свой собственный народ – Skuda. В индоевропейских языках есть однокоренные слова, которые переводятся как «стрелять». В пользу этой версии происхождения самоназвания говорит то, что скифы были отличными стрелками.
В ваханском языке (восточно-иранская группа), распространенном в Афганистане и Таджикистане, данное слово созвучно со словом skid – «тюбетейка», а в прошлом оно могло означать «остроконечная шапка». Такие головные уборы носили среднеазиатские саки, которые, по предположению некоторых историков, являются предками скифов.
В осетинском языке есть другая аналогия для этого слова – «отрезать», «отщеплять». В этом случае слово «скиф» означает «изгой». В дальнейшем «скуда» трансформировалось в «сколоты» при помощи суффикса множественного числа ta и традиционного восточно-иранского перехода d в l.
Финно-угорские аналогии
Археологические находки ананьинской культуры (с. Ананьино около Елабуги в Татарстане) также подтверждают тесную взаимосвязь со скифами. Некоторые слова марийского языка созвучны с восточно-иранскими. О скифском присутствии на Средней Волге свидетельствуют и генетические исследования, сопоставляющие ДНК современных жителей и образцов, взятых из скифских могильников.
Катакомбный способ погребения в скифскую эпоху больше соответствует традициям индоарийских племен, чем иранских. Некоторые исследователи также проводят параллели языка скифов с чувашским, являющимся единственным в настоящее время живым языком булгарской группы (например, сходство слов «Танаис» (Дунай) и чувашского «танас» – «спокойный», «тихий»). Согласно этому предположению, скифы являются древними булгарами. Однако для тюркских языков, к которым относится и булгарский, характерны такие сочетания согласных, которые полностью отсутствуют в скифском.
Так на каком языке говорили скифы?
Споры о происхождении языка ведутся уже давно, начиная с XIX в. Большинство современных специалистов лингвистики сходятся во мнении о том, что скифский язык относится к восточно-иранской языковой группе. К ней причисляют бактрийский, пушту, мунджанский языки. Его родство с сарматским и осетинским также подтверждается лингвистическими исследованиями.
Как отмечают некоторые ученые, для скифского языка в настоящее время можно установить только его иранскую принадлежность. Точное и безоговорочное отнесение конкретных имен царей, сохранившихся в «Истории» Геродота, к какому-то языку невозможно, так как нет достаточного количества археологических, антропологических и генетических данных об этом народе, исчезнувшем более тысячелетия назад. Отсутствие письменной культуры, Великое переселение народов и ассимиляция покоренных племен стали главной причиной того, что Скифия окутана сейчас многочисленными легендами и тайнами, которые еще предстоит разгадать.
1.5. «Скифский» язык
До сих пор главным препятствием для признания того простого факта, что предками русских являются скифы-сарматы-аланы, служили лингвистические соображения. Еще в XIX столетии прочно утвердился миф, что скифы и сарматы говорили на языках так называемой иранской группы.
Вот это и есть самое удивительное. Такой многочисленный народ тысячелетиями заселял такие большие пространства (удивительно точно совпадающие с границами современной России) и исчез, не оставив никаких следов! Впрочем, Третьяков проявил достаточную сдержанность: он не сказал, что скифы исчезли физически (между тем некоторые до сих пор продолжают утверждать эту давно опровергнутую нелепость). «Исчез» только скифский язык, «тонкая материя» духовной культуры, то есть исчезла цивилизация… Но так ли это на самом деле?
По свидетельству античных источников, языки жителей Великой Скифии в широком смысле слова, то есть всех евразийских степных просторов, или не отличались между собой вообще или представляли собой всего лишь «искажения», то есть диалекты скифского языка, который, как считается, не сохранился: «К сожалению, почти полностью отсутствуют данные о скифском языке. Все, чем располагают ученые, — некоторое число личных имен и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Но и этих остатков оказалось достаточно, чтобы определить: скифский язык принадлежал к иранской группе…» 62 Как видим, полное исчезновение загадочного скифского языка не помешало «успешно» подвергнуть его изучению и даже классификации!
Не маловато ли будет оснований для такого рода утверждений? Тем более утверждений навязчивых, безапелляционных. Буквально во всех изданиях не только скифский язык называется «иранским», но и сами арийские народы евразийских степных пространств называются «ираноязычными», или, еще проще, «иранскими»! Есть основания полагать, в случае с проблемой скифского языка мы сталкиваемся с одной из подтасовок, совершенных во время разгула «научной мысли», подстилавшей идеологический базис под колониальную экспансию западноевропейских агрессоров.
Приоритет в разработке теории «ираноязычия» скифов целиком и полностью принадлежит немецким лингвистам конца XIX — первой половины XX в. 63 Нет необходимости останавливаться на причинах появления такой теории. В атмосфере нагнетания русско-германского противостояния, вылившегося в две мировые войны, они вполне понятны. Немецкие идеологи изо всех сил стремились доказать, что только их народ является «истинно арийским, с характером нордическим». Немцы в преддверии войны старались внушить окружающим и прежде всего себе, что только они имеют приоритеты.
В этом духе ими и писалась «история». Однако как ни старайся, из истории Великую Скифию не выкинешь… и, главное, никак не удается затемнить тот факт, что скифы отличались приоритетами и могуществом не меньше германцев*. Поэтому появилась необходимость представить дело так, что скифы жили-были, да вдруг куда-то и исчезли. Что современные русские к ним не имеют никакого отношения, а произошли от неких слабых и вялых «лесовиков», не высовывавшихся из-под пня-колоды. В ход пошла тяжелая артиллерия — лингвистическая схоластика…
* Немцы-дойче XIX–XX вв. присвоили себе понятие «германцы». Фактически в областях тацитовой «Германии» проживали автохтоны — русы и славяне. Предки немцев-дойче (тунгры и неметы) пришли из-за Рейна и навязали всем свой этноним (и то не сразу). Позже, со времен Карла Великого, пошла тотальная ассимиляция автохтонов-славян. И тем не менее мы абсолютно точно знаем, что историческими тацитовыми германцами были славяне. 85 % топонимики Центральной, Северной и Восточной Германии — славянская, ведущие города — Берлин, Дрезден, Лейпциг и т. д. — основаны славянами. Сам этнотопоним «германы» есть производная от славянского «яро-маны» (ярии, ярые люди). Трансформация аналогична трансформации славянского Яровита в Геровита немецких хроник. Претензии немцев Нового времени на родство с истинными германцами просто смехотворны. Особенно учитывая те факты, что единый немецкий язык немцы-дойче обрели лишь к концу XIX в., свое наименование «дойче» заимствовали у славянского племени «деуцы, девцы», а государственность, собственно, получили от прусов (по-русов) — «восточных немцев», ассимилированных славян, носивших славянские фамилии типа Бюлов, Радлов, Трептов и т. д. — Примеч. Ю. Д. Петухова.
Как известно, свои права русские доказали на практике. Доказательство было довольно успешным, и после 1945 г. труды немецких лингвистов на тему «ираноязычия» скифов как-то вдруг сразу прекратились. Видимо, убедились, что русские и впрямь потомки скифов, и зауважали, или просто пропал «политический заказ». Зато… аналогичный заказ возник в другом месте.
Так что «ираноязычная» теория и ныне жива, здорова и ведет себя весьма агрессивно. После довольно успешных попыток опровергнуть ее, сделанных в 1940–1960 гг. (о чем речь ниже), она взяла реванш в годы «застоя», ослабившего русское государство. «Ираноязычники» ведут себя решительно и дискуссий на данную тему не допускают.
Разберемся, на каких основаниях скифов называют иранцами. Сохранилось много имен, дошедших в передаче античных источников и в надписях. Остались и многочисленные скифские топонимы — по всей степной зоне Евразии. Однако если арийские народы были здесь автохтонами, то кто может поручиться, что все эти названия местностей и рек даны именно в «скифское» время (то есть в железном веке), а не раньше? Язык-то изменяется со временем порой до неузнаваемости…
То же самое относится к именам. Имена и топонимы — это наиболее архаичная часть языка, порой имеющая очень мало общего с его современной версией. Допустим, что у нас нет данных о русском языке Средневековья, но зато сохранились русские имена той эпохи: Александр, Федор, Сергей и т. д. Что за представление о языке можно получить на основе такого источника?
Для доказательства перебирают немногие скифские глоссы, дошедшие до нас; в большинстве это имена собственные, этнонимы, топонимы: «Дон», «Кавказ», «паралаты», «аримаспы», «Колаксай»… Сходство с иранскими языками? Действительно есть. Но только ли с ними? Вот скифское слово «вира» — муж, мужчина. Аналог в иранской «Авесте» — имеется. Но… как же можно не упомянуть при этом древнеримских мужей — «виров», дуумвиров и триумвиров, заседавших в сенате? Скифский бог ветра и бурь Вата имеет индо-иранские аналоги. Это так, но… как можно забыть кельтскую Фата-Моргану, возводящую воздушные замки из облаков?
В дозоре. Скиф-всадник с открытым русским лицом. Удачная реконструкция облика руса-индоевропейца Циркумпонтиды. Художники постепенно преодолевают лжеобразы скифов, искусственно навязанные «историками»-иранистами, псевдотюркологами и поэтами («да, скифы мы! да, азиаты мы! с раскосыми и жадными очами!») Не было никаких «раскосых очей». Монголоидный элемент, по данным антропологии, появляется на Руси лишь в XV–XVI вв. н. э. Даже скифы Семиречья, Сибири, Алтая, Саян были европеоидами с русыми волосами и светлыми глазами
Признать аргументы такого рода нельзя. Единственное утверждение сторонников «ираноязычия», стоящее возражения: прямыми потомками скифов и сарматов являются северокавказские осетины; осетинский язык обнаруживает сходство с языками иранской группы, стало быть, и «скифский»… Но здесь следует учитывать эффект «языкового замещения». Допустим, некий народ завоевал другой и образовал аристократическую элиту, которая навязывает свой язык подданным. Но и сама элита испытывает культурное влияние со стороны покоренного народа, пока не образуется новый синтез. Новый язык при этом сильно трансформируется и становится очень непохожим на исходный язык завоевателей. Именно такая ситуация сложилась в Иране, завоеванном родственными скифам среднеазиатскими ариями во II тыс. до н. э.
В какой-то момент скифы, исконные жители южнорусских степей, установили контроль над Северным Кавказом. Часть северокавказских народов вступила с ними в контакт и восприняла их язык; так и образовался осетинский, который должен был испытать сильное влияние местной традиции (кавказской) и очень сильно удалиться от исходного «скифского» языка.
Он же доказал, что СКИФСКИЙ ЯЗЫК БЫЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДЕН НА ОГРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, то есть никакого «языкового букета» в степях Южной России не было.
Итак, осетинский язык обнаруживает следы глубоких связей прежде всего со славянскими языками. Собственно, взглянув на современную географическую карту, удивляться этому не стоит: ближайшими соседями осетин являются как раз славяне — русские; но из этого следует очень важный вывод: то же самое было и раньше, в самый период формирования осетинского языка…
Неудивительно, что один из народов Восточного Приазовья носил название СИНДЫ (др. инд. «синдху» — река); с этим словом связано и название реки Инд, и современное название Индии. Собственно, на это обстоятельство обращали внимание еще первые исследователи индоевропейской проблемы, но они, считая, что прародина ариев была там же, где сохранились «Веды», допускали, что синды пришли к Азовскому морю прямо из Индии. Оказалось — прямо наоборот: приазовская «Индия» первична.
На основе санскрита многие древние и современные географические названия получают смысл. Например, Плиний Старший (Естественная история, VI, 20) сообщал, что скифы реку Дон именуют «Син», а Меотиду (Азовское море) — «Темарунда». В древнеиндийском sindhu — «река», a tamas + arna можно перевести как «темная пучина». Санскритское название Дона сохранялось еще в Средние века: в русских летописях он именовался Синей водой, хотя к тому нет никаких реальных оснований. Приводя в пример «ираноязычности» скифов хорошо известный корень «дон», звучащий в названии многих южнорусских рек (Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай)*, забывают добавить, что он имеет соответствие не только в иранских языках, но и в древнеиндийском, и в обоих случаях означает «река».
* Корень «дн-» = «дно, дон» — «русло, река». Именно так, не «вода», а «дно», так как вода — это и дождь, и роса, вода в сосуде, а река — это русло, дно, по которому течет вода. Из языка русов данный корень попал как в иранские, так и в славянские языки. Русский язык есть стволовое развитие языка русов. Иранский — побочное. Санскрит — искусственный язык индоариев, созданный на базе языка русов. Человек, в совершенстве владеющий санскритом, понимает русскую речь. — Примеч. Ю. Д. Петухова.
Название города Керчь объяснимо от krka (др. — инд. «горло», в смысле пролив). Древнее название Азовского моря Меотида — произошло от mai (др. — инд. «мать»); в представлении древних Меотида являлась «матерью Понта», поскольку питала его водой впадающих в нее полноводных рек. Название реки Доаб вблизи Новороссийска полностью повторяет индийский Доаб — двуречье Ганга и Джамны; Кандаур на нижней Кубани имеет аналоги: Кандагар в Афганистане и Гандхара в Северной Индии — от gandaur, «местность с пробитыми каналами» — зона ирригации…
Этнонимы многих народов древнего Приазовья и восточного Причерноморья также объяснимы из санскрита. Так, на берегу Азовского моря, согласно Страбону (География, XI, 1; 2), обитали меоты-тореты. В древнеиндийском tara — «берег», следовательно, тореты — это «прибрежные» жители. Другие меоты, иксиматы, могли получить свое имя от слова «тростник», которым поросла их страна (в др. — инд.: iksu; река Иксумати — один из притоков Ганга). Название меотов-агров прямо соотносится с именем одного из древнейших индийских городов, Агры… Меотских «аспургиан» можно осмыслить: «асы, живущие в городах, крепостях» (от греч. «пургос» — крепость), тем более что источники отмечают в их стране многочисленные укрепления. Не здесь ли находился древний Асгард, о котором говорят скандинавские саги? Не потомки ли аспургиан построили в Индии древнейший город Асгарту, развалины которой, как сообщает легенда, находятся вблизи Канпура?
* «Рус, рос» — «светлый, белый, русый, рыжий, красный, красивый, хороший» есть этноним, самоназвание русов, первонарода планеты, суперэтноса. Проторусы-кроманьонцы были первыми депигментированными людьми в темнокожей архантропической среде. Нравится нам это или нет, но только на уровне появления подвида Хомо сапиенс сапиенс (приблизительно, 40 тыс. до н. э.) мы можем отыскать корни многих проблем и загадок бореалов, индоевропейцев, в том числе скифов и русских. Никакие поверхностные блуждания не дадут нам ответа на основные вопросы этногенеза человечества. Во всех ареалах расселения русы оставляли свои топонимы, теонимы, этнонимы — их география более чем обширна. Подробнее в монографии Ю. Д. Петухова «История Русов. Древнейшая эпоха. Там же подробная этимология корневой основы «рс-» (Ред.)
Занятно, что один из славянских этнонимов, «анты», имеет хорошее обяснение из санскрита: anta в древнеиндийском — конец, край… В таком случае, «анты» в точности соответствует современному «украинцы» (древние анты обитали от Днестра до Днепра). А вот древние бастарны, обитавшие на рубеже н. э. в Восточном Прикарпатье и являвшиеся, судя по всему, тоже славянами, явно получили свое имя при каких-то нехороших обстоятельствах: bast-arna в древнеиндийском означает «дети рабов»… Неудивительно, что со временем это название вышло из употребления.
Из санскрита можно объяснить многие «скифские» и боспорские личные имена. В причерноморской эпиграфике упоминаются: Бутунат, Магадава, Майасара, Камасарон. Первое и второе в Индии известны как имена бога Шивы, второе образовано от слова «майа» (мать), третье — от «кама», любимый (тоже имя индийского бога). Скифский царь Палак, сын Скилура, имеет «родственников» в Индии: в древнеиндийском «палака» — защитник, принц; это имя носили несколько индийских принцев, известных из истории. Имя царя Таксака также находит соответствие в древнеиндийском.
Выявленные в последнее время скифо-индоарийские связи не отрицают обнаруженных прежде скифо-иранских связей. Следует вообще отказаться от попыток найти на территории Русской равнины как «индоязычие», так и «ираноязычие». Первое сложилось в Индии, второе в Иране. Не было в русских степях никаких «индийцев» или «иранцев», которые целиком переселились на юг вместе со своими языками. Здесь существовала самостоятельная этническая общность, очень сильно отличавшаяся от южноазиатских; индийская и иранская ветви — ее порождения, эманации, возникшие при культурном контакте, взаимодействии двух миров. Исходная «протоарийская» общность Русской равнины никуда не «утекала», пребывая сама собой, но управляющие импульсы, посланные ею на юг, оказали сильное воздействие и дали толчок «дочерним» цивилизациям*.
* И все-таки именно цивилизация русов-ариев Северного Причерноморья своими выселками на восток и юго-восток, т. е. и культурно, и физически перемещаясь многими родами в течение тысячелетий, принесла как в Иран, так и в Индию и язык, породив там диалектные сыновние языки, и культурные традиции, в том числе мифологию русов-индо-европейцев. Почему, скажем, санскрит сохранил язык русов в большей чистоте, чем «хинди»? Последний был языком народа, а санскрит — языком волхвов-брахманов, он хранился на сакральном уровне (и тем не менее все же претерпел изменения). Безусловно, этнокультурно-языковое ядро русов-скифов «никуда не утекало», оставаясь на месте. Но на юг шли не бестелесные культурные «импульсы», а вполне конкретные выселки из больших родов индоевропейцев. — Примеч. Ю. Д. Петухова.
«Лингвистический дурман» рассеялся благодаря серьезным исследованиям, и стало ясно, что отразившийся в южнорусских топонимах и личных именах СКИФСКИЙ ЯЗЫК ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК «ПРОТОАРИЙСКИЙ» ЯЗЫК, ТОТ САМЫЙ, ОТ КОТОРОГО В СВОЕ ВРЕМЯ ПРОИЗОШЕЛ И ЯЗЫК «ВЕД», И ЯЗЫК «АВЕСТЫ».
Древний скифский язык сохранился. Правда, не в исходном состоянии, но в виде двух «боковых ветвей», во многом близких «основному стволу». Более того, он сохранился в виде двух хорошо известных памятников письменности, представляющих собой, помимо прочего, огромную культурную ценность. Однако есть еще одна проблема. К какому времени относятся эти памятники, неизвестно. А это значит, неизвестна и та эпоха в развитии скифского языка, которую эти памятники отражают.
«Веды» были записаны в современном виде примерно в XI–IX вв. до н. э., когда среднеазиатские арии только-только пришли в Индию; «Авеста» — на несколько веков позже. Известно, что как индийская, так и иранская цивилизации имели жестко сословный, кастовый характер. Благодаря этому элитарные слои долго сохраняли принесенную извне традицию.
С тех пор «Веды» и «Авеста» не менялись. Но у нас нет никаких оснований полагать, что эти памятники были созданы в самый момент миграции ариев в Индию и Иран. Наоборот: все указывает на то, что они существовали намного раньше, еще на арийской «прародине» (правда, считается, что Авеста — «авторское» произведение, однако ее автор скорее всего переработал более древние тексты). Между тем хорошо известно, что язык, на котором написаны религиозные тексты, может сохраняться в неизменном виде сколь угодно долго. Например, современная католическая церковь использует латынь, которая вот уже полторы тысячи лет как вышла из употребления. И наверняка будет использовать этот мертвый язык и дальше, пока вообще не прекратит свое существование…
Учитывая эту особенность религиозной традиции, датировать «Веды» и «Авесту» I и даже II тысячелетием до н. э. не представляется возможным. Скорее всего эти тексты уходят в еще более древние времена… Как полагал индийский исследователь Б. Тилак, «Веды» были созданы на северо-евразийской прародине ариев, около VI тыс. до н. э. 75 ; но и эта дата, согласующаяся с традиционной индийской хронологией, может оказаться поздней.
То же можно сказать и о других реликтах скифского языка — именах и топонимах, которые обнаруживают родство с санскритом. Личные имена обычно имеют свойство сохраняться, пока жива поддерживающая их религиозная традиция (введение, скажем, христианства сопровождалось и сменой имен). Имена — это консервативная часть языка. Не удивительно, что скифские имена обнаруживают родство с языком «Вед»: они восходят к той чрезвычайно отдаленной от нас эпохе, когда этот памятник и был создан.
Если скифы были автохтонами, потомками «изначального» населения Южной России (а они ими и были), то к какому же времени должны относиться данные ими географические названия? В настоящее время антропологическую и культурную преемственность населения Южной России можно установить вплоть до эпохи 20–30 тыс. лет назад, то есть до времени верхнепалеолитических кроманьонцев — людей белой расы, охотников на мамонтов, оставивших на Волге, Дону и Днепре Костенковскую культуру (отсюда около 20 тыс. лет назад они расселились по Европе и значительной части Азии). Многие географические названия в этих краях восходят к этой эпохе — ведь какая-то часть «кроманьонцев» Костенковской культуры никуда не ушла, осталась на территории Русской равнины, и от нее-то и произошли* позднейшие «арии».
* Бореалы Костенок, Межирича, Сунгиря и т. п. были составной частью формирующегося этномассива русов-индоевропейцев. Другими частями стали русы Балкан, Малой Азии и, частично, Ближнего Востока (Сурии-Палестины), выдавливаемые с прародины ордами протосемитов. В плавильном котле Северного Причерноморья эти составляющие стали поздними «классическими» индоевропейцами. Но лишь часть из них стала скифами. Значительная часть русов устремилась в Европу, порождая славяно-балто-«германские», кельтские этносы. — Примеч. Ю. Д. Петухова.
Очевидно, что сохранившиеся реликты скифского языка — религиозные тексты «Вед» и «Авесты», личные имена и топонимы — не отражают тот язык, на котором говорили «исторические» скифы железного века. Они относятся к очень ранним этапам его развития и уходят, как это сейчас становится ясно, в глубь тысячелетий.
Оба памятника, и особенно «Веды», представляют собой важный источник по скифскому языку, пусть и древнейшему. Поэтому для правильного представления о скифском языке, нам необходимо знать место санскрита в индоевропейской семье. Место это давно установлено: БОЛЕЕ ВСЕХ ДРУГИХ САНСКРИТ ОБНАРУЖИВАЕТ РОДСТВО С ЯЗЫКАМИ СЛАВЯНСКОЙ ГРУППЫ…
При первом же взгляде на санскрит становится очевидным его глубокое родство с русским языком. Сходство настолько сильное, что один индийский санскритолог при знакомстве с Россией воскликнул: «Вы все говорите здесь на какой-то древней форме санскрита!» 76 Но скорее, наоборот — санскрит представляет собой форму древнейшего русского… то есть скифского языка. Насколько древнейшую, пока установить нет возможности. Ясно только, что уже в I тысячелетии до н. э. для исторических скифов и сарматов язык, на котором звучали их религиозные гимны и на котором «имели смысл» их имена, представлял собой седую старину. Точно так же не следует думать, что современный русский человек свободно понял бы своих предков, живших около трех тысячелетий тому назад: язык меняется со временем… К сожалению, от собственно скифской эпохи настоящих языковых памятников не осталось, так что промежуточные этапы превращения санскрита в современный русский нам не известны.
Нет ничего странного в том, что русский язык сходен с санскритом, языком древних степных ариев, пришедших некогда в Индию. В большинстве своем русские — прямые потомки ариев-скифов, не удивительно, что некогда они говорили на скифском — «ведическом» — языке. (Точнее, и скифы, и предки ариев Ирана и Индии говорили на языке русов — том самом языке, что наиболее полно сохранился в русском языке. Здесь чрезвычайно важно не путать базисный язык с производными. Санскрит, разумеется, не превращался в русский — оба они развитие языка русов: санскрит — это прарусский язык с индостанскими диалектными вкраплениями, язык, застывший в своем развитии две-три тысячи лет назад, ставший «мертвым языком», а современный русский — это живой, стволовой язык русов, продолжающий развиваться. И еще одно замечание: «язык Вед», ведический язык и санскрит — это разные языки, их путать нельзя. Ведический (ведийский) язык древнее санскрита. С ведическим языком можно ознакомиться по словарю и научным трудам Т. Я. Елизаренковой. — Примеч. Ю. Д. Петухова.)
Если русский народ и его язык преемствен со скифским, то такая связь должна была проявиться и в его названии. И действительно, бросается в глаза, что среди скифо-сарматских этнонимов можно найти много таких, которые в Средние века носили славяне и русские. Рассмотрим некоторые из них.
1. САВРОМАТЫ (САРМАТЫ).
Скорее всего, название «сарматы» (известно с IV в. до н. э.) — переработка более древнего «савроматы» (известно с VI в. до н. э.). Само имя савроматы — сложносоставное (савро+маты); его первая часть представлена в разные эпохи на просторах Евразии многочисленными вариантами: савры (северы), савиры, сабиры (сибиры), сербы (сбр/срб, произошла перестановка согласных в корне).
«Сарматские» этнонимы сохранились и на исторической родине, в Южной России. Так, народ САВИРЫ был известен на Дону и Северном Кавказе еще в V–VII вв. н. э.; совершенно напрасно иногда его считают угро-финским: никаких угро-финнов на Дону и Кавказе никогда не было, а вот савроматы были. К тому же савроматскому корню восходит имя одного из южнорусских племен эпохи Средневековья — СЕВЕРЯН, или же СЕВЕРОВ (производство названия «северян» от слова «север» есть позднейшее переосмысление ставшего непонятным слова). К той же основе (савр-север-сабир) восходит и современное географическое название СИБИРЬ. Впрочем, тут как раз ничего удивительного нет: Сибирь издавна была заселена северами-савроматами и их «родичами»… Что означал корень «савр»? Учитывая древние представления ариев и славян о происхождении своего народа от верховного божества, можно интерпретировать корень «савр» как «свар» (подобная перестановка вполне допустима), и тогда этноним оказывается производным от имени СВАРОГА — верховного бога славян, «бога-отца».
(Существует и более прозаичная трактовка этнонима: греки до сих пор называют русских «сырое мясо» (за цвет лица). По традиции считается, что именно греки дали прозвище «северным варварам». Прозвища во все времена давали отнюдь не возвышенные, а самые приземленные, причем часто использовали язык или слова самих прозываемых. Пример: русские называют тюрок — «чурками», финнов — «тыры-тыры», эстонцев — «чухной» и т. д. Этимологически «сыро-мясо» идентично «сауро-мято», т. е. и сарматам и савроматам. То, что «сарматы» и «савроматы» не есть самоназвания скифов, не вызывает сомнения. Это именно прозвище, причем прозвище довольно-таки позорное. Но удивляться не стоит — средневековые потомки римлян называли славян еще циничней и относились к ним с откровенной ненавистью и презрением. — Примеч. Ю. Д. Петухова.)
Можно допустить, что позднее оно было переосмыслено и превратилось в имя одного из русских средневековых «племен». ПОЛЯНЕ — это вовсе не жители «поля», как можно «прочитать» из современного языка, а потомки древних палов или спалов; кстати, киевская земля, где они проживали, представляла собой вовсе не ровное «поле», а лесостепь. От того же самого корня происходит и название западнославянского народа ПОЛЯКИ; произвести его напрямую от «поля» совершенно невозможно, поскольку в древности территория Польши была покрыта густыми лесами.
Из всех народностей «Киевской Руси» именно поляне и северяне (Киевское, Черниговское и Новгород-Северское княжества) обнаруживали прямую преемственность по отношению к скифо-сарматскому периоду.
Среди сарматов Восточного Приазовья еще с IV–II вв. до н. э. современные источники выделяли язоматов (позднее продвинувшихся на Дон и в Причерноморье, где они были известны как ЯЗЫГИ). Это опять-таки составное имя, причем его корень (ЯЗЫ, варианты: ясы, асы, асии) — очень древний, восходящий к «протоарийской» эпохе. Так, скандинавские предания сообщают о происхождении своего народа от АСОВ, пришедших из Великой Скифии, из города АСГАРДА. Индийская традиция также сохранила сведения о древнейшем городе ариев — АСГАРТЕ. По-видимому, от того же корня образовано географическое название АЗИЯ.
В греческой мифологии Азией зовут мать (или жену) Прометея; Геродот сообщает, что географическое название связано с ее именем. Но Прометей, согласно мифу, является «первопредком» человечества, которое произошло от его сына, спасшегося после Всемирного потопа. Следовательно, Азия — одно из имен матери-прародительницы, Великой богини, культ которой засвидетельствован на Восточно-Европейской равнине еще со времен верхнего палеолита.
Названия АЗОВ, АЗОВСКОЕ МОРЕ восходят к этому древнейшему имени. Если оно образовано от имени великой матери, то другое название — Меотида (от санскр. «майя»: мать) — представляет просто его вариант. Древнее название сохранялось дольше всего: еще в Средние века северные летописи назвали ЯСАМИ русских жителей Подонья, Приазовья и Северного Кавказа.
Напомним, что сколоты — это самоназвание скифов. Откуда взялось само имя «скифы», принятое в литературе со времен античной Греции, и что оно означает, неизвестно. Может быть, оно дано со стороны, может быть, тоже восходит к подлинным этнонимам… Во всяком случае, противопоставление скифов сколотам как разных народов (один якобы ираноязычный и кочевой, другой — славянский и земледельческий) ровно ни на чем не основано. Связь сколотов со славянами очевидна, даже если исходить только из названия. Термин «славяне» известен в двух формах: СЛАВЯНЕ и СЛОВЕНЕ. Одна форма явно претендует на связь со «славой», другая же со «словом». Лингвисты долго спорили, какая форма первична; но, видимо, обе они являются позднейшим переосмыслением ставшего непонятным древнего корня.
Все ранние упоминания в источниках термина «славяне» содержат в корне не «слв», а «склв». Западные источники назвали славян СКЛАВЕНЫ, восточные — САКАЛИБА… Где же тут «слава» или «слово»? А вот корень «скла» явственно прослеживается.
По-видимому, само имя «славяне» восходит к самоназванию скифов; переход СКОЛО в СКЛА образовал форму склавены, из которой уже потом в разных местах получились славяне, словене, словаки…
Смысл слова «сколоты» хорошо объясним из русского языка. «КОЛО» — это древнее обозначение круга (с этим корнем связано и имя первопредка царских скифов, Колоксая). Вероятно, самоназвание скифов, превратившееся в имя славян, восходит к обозначению солнечного круга как образа солнечного божества, хотя возможно, что оно связано с понятием «КОЛО-вращения времен», жизненного цикла, имевшего ключевое значение в арийской религии.
Название «касоги» известно из северо-русских летописей; оно применялось обычно по отношению к жителям Кубани. Современные «интерпретаторы» считают касогов… адыгейцами. Но это — прием того же рода, что отождествление ясов и осетин. На самом деле ясы, как видно из летописных сообщений, занимали огромную территорию — от среднего Донца и Дона до современного Владикавказа, а касоги — почти весь современный Краснодарский край. А эти равнинные, степные места с давних пор принадлежали сарматам, чьи владения «упирались» в Кавказские горы. Кавказские горцы — адыгейцы и осетины — издавна, очевидно, входившие в государство сарматов, получили от них и свои имена.
Само название КАСОГИ похоже по форме на ЯЗЫГИ (тождество языгов с язами-сарматами несомненно). Оба названия имеют очень древнюю традицию. Его корень зафиксирован в таких географических названиях, как КавКАЗ и КАСпий. Если учесть, что древние касоги занимали земли как раз в северокавказских степях между Черным морем и Каспием, то это не удивительно.
Кроме того, близкие «касогам» названия КАСКИ и КАССИТЫ были известны в Передней Азии еще во II тыс. до н. э. И в обоих случаях они применялись по отношению к народам, вторгавшимся во владения земледельческих государств откуда-то с севера. Каски, жители черноморского побережья Малой Азии, беспокоили своими налетами Хеттское царство, а касситы с территории современного Азербайджана вторглись в Месопотамию около 1600 г. до н. э. и основали там свою династию. По-видимому, в обоих случаях это была экспансия, направленная из южнорусских степей.
Можно считать, что названия типа «каски-касоги» восходят еще к временам арийской общности бронзового века. Это древнейшее имя коренных жителей восточноевропейских степей сохранилось в некоторых северокавказских языках, передающих этноним «русские» как «гасхи». Ясно, что это название относится к глубокой, многотысячелетней древности (похожая ситуация сложилась на севере: финский язык донес до нас одно из старейших имен Руси — ВЕНАА, что доказывает тождество предков русских и древних венетов, известных из античных источников).
7. РОКСАЛАНЫ (РОС-АЛАНЫ).
Наконец, имя, с которым связывают современное название «Россия». О том, что название «Россия» произошло от «Роксалании», свидетельствуют практически все «старые» и авторитетные историки XVI–XVIII столетий, наши и европейские: и Сигизмунд Герберштейн, и Мавро Орбини, и М. В. Ломоносов…
«Рукс/рокс» или «Рус/рос», как явствует из индоиранских языков, некогда означало «светлый, сияющий». Подобные же формы (типа «руж/руг») встречаются и в европейских языках, но имеют несколько иной цветовой оттенок: огненный, рыжий, красный. Этот корень в обоих значениях (и как «светлый», и как «огненно-красный») сохранился и в современном русском языке, в том числе и для обозначения цветов: рыжий, русый…
(Слово «арии» не требует перевода для русского человека — «арии» = «ярии, ярые» — «жизнеспособные, активные». Арии-ярии — самоназвание-эпитет русов-индоевропейцев. Значение «благородные» — вторично, это уже производная для окружающих русов предэтносов и этносов. — Примеч. Ю. Д. Петухова.)
Впервые имя «рос» применительно к жителям южнорусских степей упоминается в источнике, который можно датировать началом VI в. до н. э. Этот источник не что иное, как Библия. В знаменитом пророчестве Иезекииля (грозившего своим «погрязшим во грехе» современникам, что придут, дескать, на вас «Гог и Магог, князь Рош», и уж зададут…) имелись в виду, несомненно, скифы, сотрясавшие тогда своими походами древние цивилизации Передней Азии.
Этническое единство Великой Скифии
Источник Сообщение Тождество этнонимов Трансформация имени Геродот Общее всех их название — сколоты… скифами же называют их эллины Сколоты — самоназвание «скифов» сколо/ты = скла/вены = славяне 1. Страбон 2. Квинт Курций Руф 1. Сарматы (также скифы)… расселены за Танаисом 2. Скифы составляют часть сарматов 1. Сарматы = название волго-донских скифов, 2. Скифы = «украинские» сарматы. Те и другие — один народ Сарматы = савро/маты, Ссавры — савиры сабир (сербы) = северы = северяне Геродот, Диодор Сицилинекий Массагеты суть народ скифский Саки, массагеты, аримаспы есть расселившиеся скифы Массагеты = саки = закаспийские и средне-азиатские скифы Маса/геты геты Дуная, фисса/геты Волги, казачьи вожди — «гетманы» Аммиан Марцел. Иосиф Флавий Аланы, прежние массагеты Племя аланов часть скифов у Танаиса Аланы = донские скифы + закаспийские масса-геты Алан = ариан = арья Псевдо-Аристотель Скифы, называвмые гелонами. Гелоны = скифы верхней Волги-Оки, Ильменя гелоны = гольтес-кифы = голядь Гекатей Милетский (фр. 155) Меланхлены (черноризцы), народ скифский. Названы так по их одежде. Меланхлены = греческое название скифов Белоруссии? Самоназвание: вероятно, вельты (волоты) Помпей Трог Парфяне произошли от скифских изгнанников Парфяне = скифский правящий слой в Иране Прокопий из Кесарии Готы, гепиды и вандалы — это те же савроматы; они назывались также и гетами Готы + вандалы = вендские династии, правившие сарматами Прокопий из Кесарии Гунны — меланхлены и прочие скифы. Гунны = угорские династии, правившие сарматами Фотий; Лев Диакон 1.Росы — народ скифский; 2.Росы = тавроскифы Росы-аланы = роксаланы, сарматы, скифы Росы-аланы = русские, арии
О том, что библейское пророчество относилось именно к скифам, которые и есть русские, свидетельствовал авторитетный византийский автор X в. Лев Диакон, который в цитате прямо употребил «Рос» вместо «Рош» (впрочем, и последняя форма как передача русского этнонима вполне допустима; по-английски и сейчас Россия — это «Раша»).
Читайте также
Скифия и скифский поход
Скифия и скифский поход Кир ходил войной на восток, на массагетов; Камбис — на юг, на египтян; Дарий решил пойти на север, на скифов.Скифы жили в степи над Черным морем. Было их четыре племени: скифы-пахари, которые сеют хлеб и едят хлеб; скифы-земледельцы, которые сеют хлеб,
Скифский царь Скил (Д. П. Каллистов)
Скифский царь Скил (Д. П. Каллистов) Уже несколько часов подряд скакали всадники по пустынной бескрайней степи, озаренной жаркими лучами летнего солнца. Садал был в задних рядах кавалькады. Перед глазами Садала маячила широкая спина его дальнего родственника Папака.
Скифский поход Дария (Д. П. Каллистов)
Скифский поход Дария (Д. П. Каллистов) В древности рассказывали, что причиной похода персидского царя Дария в Скифию было его желание отомстить скифам за их смелые набеги. Действительно, и киммерийцы, и скифы не раз вторгались в Азию. Сильнейшие государства древнего
Скифский мудрец
Скифский мудрец Немало способствовали благополучию скифов развивавшиеся связи с греками. Если на востоке Крыма отношения оставались в основном натянутыми и греческие города объединялись для противостояния кочевникам, то в других областях завязалась взаимовыгодная
1.2. Скифский период (1000–400 гг. до н. э.)
1.2. Скифский период (1000–400 гг. до н. э.) Падение Киммерийского царства Присвоив эпохе поздней бронзы (1600–1000 гг. до н. э.), когда южнорусские степи занимала Срубная культура, название киммерийского времени, мы можем считать собственно «скифским» временем ранний железный
Неаполь (Новгород) Скифский
Неаполь (Новгород) Скифский Скифская столица в Крыму располагалась на месте современного Симферополя и именовалась греками Неаполем (перевод с русского «Новгород»). Город получил такое название потому, что представлял собой новую столицу скифского царства: прежняя
3.10. Скифский образ жизни
3.10. Скифский образ жизни В сферу «культуры» кроме достижений, фиксируемых материально (архитектурных сооружений, изделий промышленности, памятников письменности), входит еще существенное понятие: уровень жизни, применение отдельной личностью или обществом в целом
Древнейший скифский эпос и его отражения
Древнейший скифский эпос и его отражения Исторические события, описанные в «Илиаде», относятся к концу XIII в. до н. э., когда в результате каких-то событий в очередной раз погибла Троя, древний город на северо-западе Малой Азии. Падение Трои относится к эпохе войн в
3. Язык бюрократии и язык автобиографии
3. Язык бюрократии и язык автобиографии Опицин предстает во многих отношениях как уникальная и особняком стоящая личность. Он находился на службе при папском дворе в Авиньоне, но нет сведений о каких бы то ни было его человеческих связях. Это его социальное одиночество
Язык литвинский и язык «литовский»
Язык литвинский и язык «литовский»
ФРАКИЙСКО-СКИФСКИЙ ПОХОД ДАРИЯ ГИСТАСПА
ФРАКИЙСКО-СКИФСКИЙ ПОХОД ДАРИЯ ГИСТАСПА Дарий готовился к походу на скифов и рассылал вестников к подвластным народам; одним царь приказывал выставить войско, другим — корабли, третьим, наконец — построить мост через Боспор Фракийский. Геродот Поход Дария I во Фракию и
Скифский разгром Ассирии и возвышение Вавилона
Скифский разгром Ассирии и возвышение Вавилона В 30-е годы VII в. до н. э. скифы из Передней Азии, возглавляемые Мадием, сыном Партатуа-Прототия, недавним победителем киммерийцев, разорвали союз с Ассирийской державой и обрушились с опустошительными набегами на север и
Скифский жребий
Скифский жребий Тема данной книги имеет глубочайшее метафизическое значение для постижения священных путей истории славянства, России и русского народа в его соборном единстве. Север, манящий и пронзительный, хрустальный и сияющий, притягивает к себе загадочным
Скифский поход царя Дария[78]
Скифский поход царя Дария[78] Скифия была объята тревогой. С наступлением ночи безбрежные степи озарялись сигнальными кострами, пылавшими на высоких курганах. Бесчисленные вестники мчались на конях, быстрых, как ветер, от одного племени к другому. Повсюду разносилась
Глава 2 Скифский сюжет: истоки
Глава 2 Скифский сюжет: истоки 2.1. Понятие «скифства» Исследование историософии русской революции с неизбежностью подводит нас к «скифству» – важнейшей метафоре, сочетающей в себе революционный и национальный смыслы. «Скифство» как литературное движение и шире