на каком языке говорили в древней греции
На каком языке говорили древние греки?
На каком языке говорили древние греки? История Древней Греции известна каждому, кто учился в школе. До наших времен дошли многочисленные литературные памятники, которые были написаны на древнегреческом языке. Но, давайте разбираться в том, на каком языке общались между собой жители древней Эллады.
В настоящее время язык древних греков признается в качестве мертвого языка. Его не изучают в школах, не преподают в качестве основного на территории современной греческой республики.
При этом, существует немало направлений в жизни современной Греции, где древнегреческий язык используется и до сих пор (к примеру, медицина и прочее).
Как говорили древние греки
Со второго века до нашей эры, на Пелопоннесе, а также на прилегающих к нему территориях проживали протогреческие народы (в частности, ахейцы, ионийцы, эолийцы).
Данные народности использовали в своей повседневной жизни именно собственные диалекты. Другим же народностям, к примеру, чужакам, оставалось только изучать местное наречие и использовать его в общении с местными.
После этого многочисленные города-государства старались бороться друг с другом, чтобы освоить новые земли и установить многочисленные торговые и культурные связи. В результате стали образовываться новые наречия, которые оказывали влияние на развитие друг друга.
В пятом веке до нашей эры, когда максимально развивалась культура и искусство, начала возникать определенная тенденция. Особую популярность получали те диалекты, которые использовались для написания памятников литературы. В частности, особую значимость стали приобретать дорийский и аттический диалекты.
Только после того, как стали происходить завоевания Александра Македонского, начал появляться единый язык, который распространялся по всей территории древней Эллады.
В частности, можно сказать о том, что на развитие современного греческого языка оказал влияние именно латинский язык. Поэтому, древнегреческий язык имеет много схожего с латынью, а греки и римляне отлично могут понимать друг друга, ведь в своей речи используют многочисленные однокоренные слова и словосочетания.
При этом, несмотря на влияние Древнего Рима на Древнюю Грецию, первые не запретили грекам использовать свой местный диалект.
Наверное, именно поэтому мы можем наблюдать многочисленные литературные памятники, которые дошли до наших дней.
Если вы хотите прочитать, на каком языке говорят в Нальчике, переходите по ссылке.
Древнегреческий язык
Из Википедии — свободной энциклопедии
Палеобалканская ветвь Греческая группа
Выделяют различные периоды развития языка: протогреческий (XX—XVII века до н. э.), микенский (XVI—XII века до н. э.), постмикенский (XI—IX века до н. э.), архаический (VIII—VI века до н. э.), классический (V—IV века до н. э.), эллинистический (III век до н. э. — IV век н. э.).
На каждом этапе развития языка существовали значительно различающиеся диалекты.
Древнегреческий язык — язык поэм «Илиада» и «Одиссея» Гомера, философии и литературы времени золотого века Афин, Септуагинты (перевода Ветхого Завета) и Нового Завета. На нём говорили в полисах классической эпохи, империи Александра Македонского и царствах диадохов, древнегреческий язык был вторым официальным языком Римской империи и основным на ранних этапах существования Восточной Римской империи (постепенно перерождаясь в средневековый (византийский) греческий). В Средние века стал образцом литературного языка Византии, получил статус классического в Западной Европе в эпоху Возрождения и повлиял на развитие новогреческого языка — кафаревусы, в отличие от ориентированной не на письменную традицию, а на разговорный язык димотики.
История возникновения древнегреческого языка
Древнегреческий язык, исторический экскурс.
Материал в виде справочной информации взят из учебника
древнегреческого языка М. Н. Славятинской 2003 год.
Греческий язык принадлежит к индоевропейской семье языков,
сложившейся на территории Юго-Восточной Европы
(или, согласно другой точке зрения, Малой Азии)
в результате сложных этнических процессов примерно
в VI—V тысячелетии до н. э.
Дальнейшее пространственное развитие (членение) общеиндоевропейской
языковой общности схематично можно представить следующим образом1:
Отделение совокупности греческих (эллинских) протодиалектов от остальных
индоевропейских диалектов относится, приблизительно, к III тыс. до н. э.
На рубеже III и II тыс. до н. э. протогреческие племена
появились на Балканскомполуострове, распространяясь,
видимо, по двум направлениям:
с юга Балканский полуостров и близлежащие острова заселяют ахейские
племена, а с севера позже — племена, объединяемые под названием дорийских.
Греки появились в Средиземноморье, которое уже в IV—III тыс. до н. э.
представлялсобой единый культурный регион и где уже существовали,
а затем продолжали зарождаться и развиваться высокие культуры
(египетская, хеттская и др.).
Многое из того, что греки заимствовали у них,
они передали потом европейскому и славянскому миру.
На Балканском полуострове в это время уже давно обитали неиндоевропейские
и индоевропейские племена.
Неиндоевропейской в своей основе была и высокоразвитая цивилизация
на о. Крит, пострадавшая в середине XV в. до н. э. и от
каких-то внутренних государственных причин, и от стихийных бедствий
(землетрясения), и от вторжения враждебных племен,
среди которых были и ахейцы.
Критская культура оказала огромное влияние на культуру ахейцев,
которые заимствовали у критян их слоговую письменность
(результатом чего явилось так называемое «письмо А»,
до сих пор не дешифрованное,
и более позднее, дешифрованное «письмо Б»),
политическую организацию, основы ремесел и искусства.
По названию наиболее развитого ахейского государства того времени — Микен
(одним из правителей их был «владыка мужей» Агамемнон,
согласно преданиям, в середине XIII в. до н. э.
возглавивший поход ахейцев против малоазийской Трои) —
ахейская культура XIII—XI вв. до н. э.
называется микенской или крито-микенской.
Крито-микенские тексты на глиняных разлинованных табличках
позволяют считать началом истории греческого языка именно это время.
В конце II тыс. до н. э. началась эпоха миграций племен,
живших на территории Европы и севере Балкан.
Часть племен, населявших север Балкан, устремилась на юг.
Среди этих племен были и дорийцы,
стоявшие на более низком уровне культурного развития, чем ахейцы.
В результате дорийского нашествия и, возможно,
каких-то стихийных катастроф ахейская культура почти полностью погибла,
и позднее греческие племена создавали свою культуру,включая письменность,
Постепенно греческие племена заселили острова Эгейского моря,
западное побережье Малой Азии, а позже проникли далеко на запад,
заняв о. Сицилию и юг Апеннинского полуострова.
Эта часть греческого мира получила название Великая(обширная) Греция,
в противоположность Малой (центральной) Греции.
Еще до переселения на Балканы различные группы греческих племен
имели разные варианты языка (не менее трех).
Замкнутость родовой общины и географические особенности мест расселения
(горы, острова), способствовали обособленности племен,
а тем самым и росту диалектных различий.
В XII—IX вв. до н. э. на востоке греческого мира развиваются
ионийские диалекты Малоазийского побережья,
части островов Эгейского архипелага и Аттики,
диалект которой скоро выделился в самостоятельный.
Центральные и отчасти восточные племена были носителями
эолийских диалектов (о. Лесбос, прилегающее побережье Малой Азии,
а также Фессалия, Беотия на Балканах).
Отдельную группу составили дорийские диалекты Пелопоннеса
и близкие к ним диалекты северо-западной части Эллады.
Диалекты сыграли большую роль в формировании языка греческой словесности.
Примечательный этап в развитии истории греческого языка и культуры —
В это время наиболее развитой стала центральная часть Малоазийского
побережья, населенная в основном ионийцами,
умевшими использовать выгодное географическое положение своих поселений.
В VIII в. до н. э. и позже Иония стала областью формирования всех
культурных основ эллинской жизни:
экономики (здесь возникли центры торговли, ремесел, рабовладения),
(здесь получают начало уникальные в истории
человечества политические образования —
полисы — города-государства, основанные на прямой демократии),
искусства (здесь создаются ордера греческой архитектуры,
развиваются скульптура и живопись),
науки и философии и, наконец, происходит становление
основ литературного языка.
Именно в VIII в. до н. э. складывается греческий нефольклорный эпос,
главными памятниками которого являются
эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»,
авторство которых античность приписывала Гомеру.
Эти произведения занимают как бы пограничную позицию между
фольклором и авторской литературой,
а потому VIII век до н. э. считается временем начала греческой литературы.
Бурное экономическое и культурное развитие вызвало необходимость в
которая была заимствована примерно в этот период у семитских народов,
активно торговавших в это время с греками.
Последующие века (VII—VI вв. до н. э.) —
время окончательного распада родовых коллективов и укрепления полиса,
время осознания человеческой личностью своей самоценности,
что явилось предпосылкой для развития греческой классической литературы.
В VII—VI вв. до н. э. возникает лирика в ее многочисленных жанрах,
а также драма (трагедия и комедия),
которая достигнет своего расцвета в последующее столетие.
В этот же период складывается жанровая дифференциация греческой словесности.
Началом классического периода греческой истории считается время
грекоперсидских войн (500—449 гг. до н. э.).
В результате побед в этой длительной борьбе маленьких обособленных
греческих полисов, не раз объединявшихся в союзы под руководством Афин,
Аттика и ее главный полис — Афины — стали
самым важным экономическим и культурным центром всего греческого мира.
После греко-персидских войн наступает время расцвета афинской демократии,
что во многом определялось деятельностью Перикла,
который появился на политической арене в конце греко-персидских войн,
а с 444 по 429 г. до н. э. исполнял обязанности первого стратега Афин.
Возвышение Афин повлекло за собой рост престижа аттического диалекта.
Этому же способствовал и неслыханный расцвет словесного творчества в Афинах,
появление различных философских школ, подъем ораторского искусства.
Литература V—IV вв. до н. э.,
в которую включают поэтические (драматические и лирические) произведения,
философские и научные сочинения, речи ораторов,
достигла высокой ступени развития,
а язык литературных произведений — высокой степени стилистической
Это время расцвета греческой драмы,
известной по произведениям трех великих афинских трагиков:
Еврипида (ок. 480—406) и
комедиографа Аристофан (ок. 446—388).
Тогда же складывается историческая проза,
создателями которой были «отец истории» Геродот (484—425),
писавший на ионийском диалекте,
афиняне Фукидид (465—399) и Ксенофонт (ок. 426—354).
В демократических Афинах получили развитие
различные виды красноречия:
судебного (Лисий, 435—380),
политического (Демосфен, 384—322)
и торжественного, эпидейктического (Исократ, 436—338).
При всей значимости аттического диалекта для языка словесности в греческом
мире не теряли своего значения и ионийские формы литературного языка,
что постепенно вело к созданию аттическо-ионийского «общего»
варианта языка — койне — и в обиходных, и в необиходных формах.
С конца IV в. до н. э. в результате серьезных экономических и социальных
изменений начинается кризис античной полисной системы.
Ослабевшие в междоусобной войне греческие полисы один за другим
попадали в подчинение к своему северному соседу — Македонии,
усилившейся в период правления Филиппа II (359—336)
и его сына Александра Македонского (336—323).
Главным политическим событием того времени явилось почти молниеносное
создание Александром Македонским
огромной империи от Дуная до Инда.
Именно тогда в Восточном Средиземноморье
началось взаимовлияние греческой культуры и культур других народов,
входивших в монархию Александра Македонского.
В силу преобладания греческой, эллинской культуры, эта эпоха получила
Ее условными границами считается 338 год до н. э.
— год победы Филиппа II над греками
при Херонее (город в центре Балканской Эллады, в Беотии),
и 30 год до н. э. — год падения Египта,
последнего государства диадохов, преемников Александра Великого, и
превращения его в римскую провинцию.
В это время в развитии греческой культуры и языка происходят
Греческие полисы постепенно теряют свою экономическую и культурную
и с III в. до н. э. центрами греческой культуры становятся
столицы самых сильных эллинистических государств —
сначала Александрия в Египте, где правили Птолемеи,
а несколько позже и Антиохия в Сирии, государстве Селевкидов.
В Александрии сосредоточилось значительное греческое население.
Сюда съезжались настойчиво приглашаемые Птолемеями ученые, риторы, философы,
а также многие поэты, поэтому эллинистическая поэзия называется обычно
хотя не все поэты обязательно жили в Александрии.
Среди александрийцев наибольшей известностью пользовались Каллимах
(ок. 310—245) — автор произведений самых различных жанров:
гимнов, эпиграмм, трагедий,комедий;
Аполлоний Родосский (ок. 295—215),
попытавшийся возродить в поэме «Аргонавтика» эпическую поэзию;
Феокрит (ок. 305—240), создатель нового жанра — идиллии.
На состояние греческого языка и на его дальнейшее развитие
во многом повлияло происшедшее в это время изменение соотношения
между письменной и устной речью.
Если полисная жизнь требовала развития устной речи,
то осуществление политических и культурных контактов
на обширной территории империи Александра Македонского
и его преемников требовало расширения сфер применения письменного языка,
что имело далеко идущие последствия: перестраивается образование,
изменяются литературные жанры.
Именно с этого времени устная речь и письменный литературный язык
развиваются как бы в противоположных направлениях.
В устной речи появляются многочисленные местные варианты,
смешиваются формы различных диалектов,
и наряду с этим создается некая усредненная разговорная форма,
понятная на всем пространстве греческого мира.
Этот вариант древнегреческого языка в греческой науке получил название
александрийское (-ая) койне,
в русской же — просто койне (от греч. общий язык).
В письменном литературном языке прозы начинается сознательная
консервация его классической аттической нормы V—IV вв. до н. э.
и ионийско- аттического варианта литературного языка конца IV—III вв.
до н. э., что повлияло на всю дальнейшую историю греческого языка.
II век до н. э. — это век существования в еще достаточно
престижной форме культуры материковой Греции,
век ее дальнейшего развития на несобственно греческих
территориях в государствах диадохов, преемников Александра Македонского,
и в то же время — это век быстрого роста могущества Рима,
который постепенно начал подчинять себе Балканы.
146 год до н. э. — год завоевания Римомодного из крупнейших греческих
после чего полисы один за другим теряли свою самостоятельность.
Положение греческих полисов тогда было двойственным:
если военная и экономическая мощь находилась на стороне римлян,
то культурное превосходство греков над римлянами оставалось неоспоримым.
Римская культура начинает развиваться под сильнейшим греческим влиянием.
Однако и греки испытывают сильное воздействие как латинского языка,
который стал государственным языком Эллады (теперь части Римской империи),
так и римской политической системы.
В развитии греческой культуры I—IV века н. э. определяют как римский или
Реакцией на латинизацию греческих полисо было «Возрождение» II в. н. э.,
отразившееся прежде всего на судьбе греческого языка:
нормой литературного языка провозглашается язык аттической прозы
и это архаизирующее направление в истории греческого языка
получило название «аттикизм».
Аттикисты препятствовали проникновению в литературный язык новой лексики,
неклассических грамматических форм,
восстанавливали формы, вышедшие из употребления,
чем немало способствовали расхождению устной разговорной речи
и письменного литературного языка.
Этот процесс сопровождает греческий язык на протяжении всей
его дальнейшей истории вплоть до современной эпохи.
Политическая история Византии начинается условно с 330 г.,
года основания новой столицы Ромейской (Римской) империи — Константинополя.
Спецификой языковой ситуации в Византии
(название появилось уже после падения этого многовекового
и многосложного государственного образования)
было сохранение в письменной речи сначала исключительно,
а затем в меньшей степени норм литературного
языка аттического периода или эллинистической литературной койне.
Наряду с этой формой литературного языка продолжал развиваться устный
разговорный язык (основа новогреческого языка),
с трудом завоевывавший более высокие сферы языкового общения.
Такое состояние все более и более увеличивающихся
различий между письменным и устным разговорным языком характерно
почти для всего тысячелетнего периода существования Византии.
В 1453 г. Византия была завоевана турками-османами.
Османские власти лишь в минимальной степени поддерживали греческую
культуру, необходимую для культурно- политических связей с Европой.
В это время для грекоязычного населения Османской империи
античная культура и древнегреческий язык стали воплощением
а потому их изучение и пропаганда продолжали оставаться
Подобная архаистическая тенденция возобладала после
освобождения греков от турецкого ига в 1821 г. и длилась еще более века.
Таким образом, история греческого языка не представляет собой
последовательной и постепенной смены одного состояния другим.
Специфика развития всей греческой культуры,
в том числе созданная задолго до нашей эры особая система образования,
способствовала сохранению архаических форм языка.
Весьма трудно поэтому говорить о периодизации истории греческого языка и
о точном вычленении периода существования древнегреческого языка.
Целесообразнее условно разделить историю греческого языка
в соответствии с социально- политической историей Эллады и выделить
микенский и послемикенский периоды (XV—IX вв. до н. э.),
древнегреческий язык античной Греции (VIII в. до н. э. — IV в. н. э.),
язык средневековой Византии (IV—XV вв.),
греческий язык Нового времени — новогреческий язык (XVI—XX вв.).
В истории же собственно древнегреческого языка разграничивают
следующие этапы: микенский «язык» (XV—XII вв. до н. э.),
язык XI—IX вв. до н. э. (возможна только реконструкция),
полидиалектный язык античной предполисной и полисной Греции
(VIII— конец IV в. до н. э.,
здесь особо выделяется язык классической Греции V—IV вв. до н. э.
и подчеркивается роль аттического диалекта),
период падения древних диалектов в эпоху эллинизма(III—I вв. до н. э.),
греческий язык эллинистическо-римского периода (I—IV вв. н. э.),
когда создалось резкое противопоставление литературного языка,
ориентирующегося на аттический диалект классической эпохи,
и поливариантной устной речи.
Следует обратить внимание на то,
что названия «Древняя Греция» и «Византия» являются условными названиями,
принятыми в исторической науке.
Древние греки никогда не создавали единого социального
и политического объединения,
и лишь удаленность во времени сделала для нас этот мир единым.
Словосочетанием «история Византии»,
условно обозначается тысячелетний период в развитии тех народов,
которые населяли восточную часть Римской империи.
Западные ученые- гуманисты дали название «Византия»
Восточной Римской империи,
после завоевания Константинополя турками-османами в 1453 г.
в память о городе, существовавшем на этом месте в античности и
От Ермак М.А.
Данную, в справочном формате информацию,
я, помимо как для читателей прозы ру, привожу и…
для собственного «общего понимания»,
многосложности «сотворения» Греческого языка,
одного из самых фундаментальных языков мира.
А более частные исторические «детали творения»…
заинтересованные читатели … обнаружат и без меня.
Древнегреческий язык — информация для планирующих изучать
Древнегреческий, в отличие от английского, не поможет вам в путешествиях и вряд ли будет полезен в бизнесе.
И точно не получится использовать его для общения с друзьями из древней Греции
Однако он позволит совершить путешествие в прошлое, понять события, которые происходили тогда и увидеть взаимосвязи с тем, что происходит сегодня.
В чем же секрет этого языка и почему люди освоившие английский и еще какой-нибудь иностранный часто рассматривают именно древнегреческий в качестве следующего?
И почему многие так и не решаются на этот шаг?
Даже по сравнению с латинским языком, древнегреческий однозначно проигрывает по количеству изучающих.
Страна | Латынь | Древнегреческий |
---|---|---|
Италия | 2 000 000 | 680 000 |
Германия | 800 000 | 7 000 |
Франция | 501 100 | 34 000 |
США | 120 000 | 2 210 |
Австрия | 63 000 | 1 000 |
Фландрия | 40 460 | 5 760 |
Хорватия | 24 737 | 2 878 |
Великобритания | 15 000 | 2 000 |
Швейцария | 12 970 | 930 |
Новая Зеландия | 1 500 | 0 |
Болгария | 500 | 400 |
Дания | 500 | 100 |
Таблица с данными по количеству изучающих латынь и древнегреческий. Количество изучающих латинский и древнегреческий (источник)
Для чего учат
Специалистам, изучающим филологию, историю, философию, религию и так далее язык нужен в профессиональных целях.
Священникам он дает возможность трактовать и разъяснять прихожанам слово божие, не зависеть от переводчиков.
Философы могут знакомиться с оригинальными текстами, которые еще не переведены на современные языки.
А вот для чего изучать этот язык обычному человеку? Ведь большинство великих текстов сложно прочесть даже на своем родном языке.
Верующим может быть интересно разобраться в религиозных текстах.
Снобизм. Понты. Я могу, а ты нет.
Мягко говоря, так себе мотивация.
В России, по крайней мере последние десятилетия принято получать полезное образование — экономика, маркетинг, финансы и тд, даже если оно не нужно.
Но если посмотреть на западную элиту — многие из них получали образование связанное со знанием древних языков — философия, филология, теология.
Возможно они знают что-то, что нам непонятно. Хотя тут вопрос не только в языках, но и в целом в образовании. Да и не понятно, сработает ли это у нас.
Наличие нескольких диалектов
Это первое, с чем сталкиваются желающие изучать древнегреческий. Какой из них выбрать?
Часто необходимость выбирать диалект отпугивает тех, кто хотел бы изучать язык для себя, а не в связи с профессиональной необходимостью. И многие отваливаются так и не сделав выбор.
Всего диалектов было очень много, почти в каждой местности был свой. Но обычно выделяют 3 основных:
Гомеровский | На нем никогда не говорили. Это язык Гомера, Гесиода и других древних авторов. |
Аттический или классический (500-300 год до н.э.) | Считается языком Афин, театра, Платона и Аристотеля. Из-за большого количества литературы на этом диалекте, его чаще других изучают. |
Койне (300 год до н.э. — 600 год н.э.) | Лингва франка Римской империи. На нем написан Новый Завет. |
Диалекты древнегреческого языка
Считается, что изучение более древнего диалекта помогает изучать другие, а наоборот — нет.
“Выгоднее” всего начинать с аттического, так как больше всего литературы именно на нем и разобраться потом с койне будет не так сложно. Да и учебников по нему больше всего.
На мой взгляд нужно для начала попробовать почитать их на русском, чтобы сделать вывод о необходимости изучения древнегреческого.
Как учат
Если современные европейские языки можно начать учить просто открыв Дуолинго, то для изучения древних лучше все-таки начинать с преподавателем.
Репетиторы
Преподавателей намного меньше, чем на европейские языки и обычно они дороже. Но все-таки найти можно:
Платформа | Кол-во | Цена мин. | Цена макс. |
italki.com | 15 | 730 | 2350 |
repetit.ru | 72 | 300 | 3000 |
Данные по репетиторам древнегреческого на июнь 2021. Кликните на ссылку, чтобы получить актуальную информацию.
Учебники
Очень ограниченное количество учебных материалов тоже не играет в пользу древнегреческого.
Нельзя сказать, что их нет совсем. Но мой опыт изучения испанского показывает, что почти каждый день приходится искать что-то новое.
И дело не в упражнениях, этого добра как раз хватает. Постоянно нужно что-то читать, слушать, смотреть. А также общаться с носителями.
Знание английского будет хорошим подспорьем, так как на нем намного больше полезных учебных материалов, чем на русском.
Магазин | Кол-во | Цена мин. | Цена макc. |
ozon.ru | 7 | 400 | 3600 |
amazon.com | 341 | 90 | 12 000 |
Данные по доступным учебникам по древнегреческому на июнь 2021.
Полезные приложения
Название | описание |
New Testament Greek Parser | Морфология и значение слов из Нового завета |
Biblical Greek Flashcards | Помогает запомнить слова из Нового Завета |
Ancient Greek Dictionary | Словарь |
Hoplite Challenge Ancient Greek Verb Conjugator | Игра на тему спряжения древнегреческих глаголов |
Приложения для изучающих древнегреческий
Онлайн уроки и курсы
Язык курсов — английский
Learn Ancient Greek with Professor Leonard Muellner(youtube) | 118 видео уроков от преподавателя курса Introduction to Ancient Greek at Brandeis University |
Just Enough Greek (youtube) | 6 уроков — введение в древнегреческий, в том числе рассказывает о полезных ресурсах |
First Year Biblical Greek Course | Состоит из 34 лекций общей продолжительностью 8 часов |
A Digital Tutorial For Ancient Greek | Курс основан на книге Джона Вайта “First Greek Book”. Состоит из 80 уроков и упражнений. |
Курсы и уроки для изучающих древнегреческий
Начать с современного греческого
Иногда можно слышать рекомендацию — начать с изучения современного греческого языка.
Для него существует большое количество учебных материалов — в том числе адаптированная литература и видео для начинающих, учебники и тд. На italki можно найти носителей языка, а на каникулах побывать в греции.
Алфавит
Независимо от диалекта алфавит в греческом языке никогда не менялся. Сегодня он такой же, как и 3000 лет назад.
Произношение букв немного изменилось, но начертание осталось прежним.
Он содержит 24 буквы, из которых 7 гласных.
Современные греки могут прочитать древние тексты, хотя и не смогут понять их без специальной подготовки.
Произношение
Существует 2 типа произношений:
Грамматика
Порядок слов в древнегреческих предложениях не важен, так же как в русском, в отличие от, например, европейских языков.
Но за это приходится расплачиваться наличием большого количества окончаний у слов. Восемь окончаний у существительных и сотни форм глаголов. Большое количество исключений.