на каком языке говорит скульптура
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВалентина Болкунова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Язык скульптуры и ее жанры. ЭПИГРАФ УРОКА: Не правда ли – примерам нет конца Тому, как образ в камне воплощенный, Пленяет взор потомка восхищенный И замыслом,» — Транскрипт:
1 Язык скульптуры и ее жанры
2 ЭПИГРАФ УРОКА: Не правда ли – примерам нет конца Тому, как образ в камне воплощенный, Пленяет взор потомка восхищенный И замыслом, и почерком резца. (Микеланджело)
3 Проблемный вопрос: о чем нам может рассказать памятник?
4 Скульптура – это вид пластического искусства, где художественные произведения создаются путем резьбы, лепки или отливки.
5 Древняя скульптура Древняя скульптура Ника Самофракийская Венера Милосская
6 1. Скульптура реальна и предметна. 2. Она «говорит» на языке пластики объемов. 3. Она находится в пространстве и связана с архитектурой. ВАЖНО! Можно выбрать любую точку для обозрения и освещение.
7 Жанры скульптуры анималистический портретный
8 Материалы для скульптуры пластичные трудные в обработке (глина, воск, гипс) (камень, дерево) руки, стека молоток, резец Материалы для скульптуры пластичные трудные в обработке (глина, воск, гипс) (камень, дерево) руки, стека молоток, резец Техника исполнения Техника исполнения лепка высекание вырезание отлив
9 Род скульптуры станковая монументальная декоративная Род скульптуры станковая монументальная декоративная
10 Виды скульптуры круглая барельеф горельеф Виды скульптуры круглая барельеф горельеф
11 Шедевры мировой скульптуры Микеланджело. Давид Микеланджело. Скорчившийся мальчик Ж. Гужон. Диана и олень Микеланджело. Пьета
12 Э. Фальконе. Памятник Петру I П. Клодт. Укрощение коня Мирон. Дискобол Гомер Аполлон Тутанхамон
13 Памятник Пушкину. А. Опекушин. И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому
14 Вывод урока: Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако, образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца. (Микеланджело)
15 Домашнее задание: 1. Объясните значение слов «монумент», «постамент», «камея». 2. Выполните из пластилина(глины) круглую скульптуру «Мое любимое животное» или выберите тему сами.
Презентация на тему «Скульптура, ее язык, особенности, жанры» (5 класс).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Скульптура, её язык, особенности, жанры».
Скульптура – это художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки или отливки. Слово «скульптура» произошло от латинского слова «высекать». Как вид искусства скульптура характеризуется тем, что говорит на языке пластики объёмов.
Род скульптуры. Станковая – небольшая по размеру, предназначена для интерьера, смотреть её надо с небольшого расстояния. может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст, голова).
Род скульптуры. Монументальная – скульптура больших размеров, располагается на улицах и площадях, воспринимается с большого расстояния, связана с архитектурой.
Род скульптуры. Декоративная – скульптура средних размеров, предназначена для украшения. Декоративная скульптура может являться частью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформления зданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы, тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения.
Жанры скульптуры Главный объект изображения в скульптуре – это человек и животное. Подобно художнику, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека и его душевное состояние мы читаем в чертах лица, в жестах, движении.
Виды скульптуры. Скульптура делится на два основных вида: круглая рельефная
Круглая скульптура. В круглой скульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму, какой она бывает в действительности. Скульптор работает при соблюдении всех пропорций.
Рельефная скульптура. В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью. В рельефе можно изобразить большую группу людей и даже пейзаж.
Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников.
Вопросы для повторения.
Что означает слово «скульптура»? На каком языке говорит «скульптура»? Какие жанры характерны для скульптуры? Назовите два вида скульптуры. Чем рельеф отличается от круглой скульптуры? Что такое монументальная скульптура? Какой основной жанр в станковой скульптуре? Для чего предназначена декоративная скульптура? Назови техники исполнения скульптуры. Чем они отличаются друг от друга? Вопросы для повторения
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Номер материала: ДВ-499215
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Скульптор Сергей Фалькин: «Скульптура говорит на своем языке, а камнерезная скульптура — отдельная национальность»
Сергея Фалькина, работы которого хранятся в собрании Государственного Эрмитажа и в других музеях, эксперты называют основателем нового направления в камнерезной пластике. Мастер рассказывает о себе и особенностях работы с твердым цветным камнем.
— Сергей Александрович, по образованию вы журналист. По призванию — скульптор…
— Родился я не скульптором. Просто с младенчества у меня был интерес к рукоделию. Сколько себя помню, я что-то придумывал, потом старался слепить, нарисовать то, что роилось в голове. В песочном овраге строил дороги, по которым ездили машины, вылепленные мною же из пластилина. Вырезал из картона и раскрашивал солдатиков. Из катушек делал пушки и разыгрывал какое-то сражение… В школе путевкой в Артек меня наградили не за учебу, а за художества — я делал стенгазеты, рисовал, мастерил.
Мне было интересно всем этим заниматься, и это всегда присутствовало в моей жизни, хотя долгое время было чем-то побочным. Не воспринималось ни мной, ни родителями как нечто серьезное. Поэтому после школы я поступил на физико-математический факультет педагогического института. Математика мне легко давалась.
— Но математиком вы не стали…
— Однажды весной, в конце второго курса, я вдруг представил себе свое будущее: вот я окончил институт, работаю в школе, может быть даже директором… Мне стало неуютно, я понял, что это не мое, и выкинул фортель — пошел в военкомат. Это был, как мне тогда представлялось, единственный способ бросить институт и поменять свою судьбу.
Служил в Литве, в воздушно-десантных войсках, о чем не жалею. И не считаю это потерянным временем. Я занимался самообразованием, ходил в библиотеку, у меня был самый толстый формуляр в полку. Параллельно рисовал, увлекся гравюрой по дереву, окончил заочную Школу военных корреспондентов. Немножечко публиковался в военных газетах. Все это параллельно со службой.
Я тогда уже думал про литературу, про то, чтобы заниматься ею всерьез. Про изобразительное искусство — еще нет. Перед дембелем взял направление на рабфак Ленинградского университета, на факультет журналистики. Представлял, что буду изучать жизнь и параллельно заниматься литературой.
— Как вы поняли, чем хотите заниматься на самом деле?
— Когда я анализирую собственную жизнь, я вижу, что все построено на случайности. Где-то что-то произошло, я с кем-то познакомился, и это поменяло мою судьбу. Мимо каждого из нас проходят множество людей, случаи, события происходят постоянно. Но мы можем просто не заметить, не отреагировать. Или, если ты готов к этой случайности, ты ее хватаешь за хобот, и это меняет жизнь. Ты занимаешься чем-то, напрямую никак не связанным с твоими основными делами, но это меняет твой способ мышления. По чуть-чуть, понемножку…
— Параллельно с учебой в университете я занимался в литературном объединении Александра Кушнера, посещал студию рисунка Льва Овчинникова, знакомился с разными людьми. Мне очень все это нравилось — разговоры про поэзию и искусство, литературное общение… Однажды сестра моей жены подарила мне набор инструментов, и я начал резать по дереву (мне это было не трудно, потому что я с детства любил такие занятия). Как-то показал свои работы одному знакомому из студии, и он отвел меня в мастерскую скульптора Виктора Ставницера. Я сначала просто смотрел, слушал, чему-то учился, со временем начал помогать с заказами.
Другой случай: редактор газеты, в которой я работал уже после университета, познакомил меня с заведующим редакционно-издательского отдела Эрмитажа, и в какой-то момент тот сказал, что у него есть свободная ставка.
— В Эрмитаже вы занимались оформлением каталогов?
— Да, но не только этим. Эрмитаж — своего рода моя альма-матер. Потому как объем информации, который меня захлестнул там, очень сильно на мне сказался. Когда ты каждый день идешь на работу мимо античных ваз, мимо Рембрандта, проходишь подвалом Зимнего дворца, ты не можешь не впитывать все это. Сама возможность к этому прикоснуться бесценна, а я мог еще задавать свои глупые вопросы хранителям, реставраторам. И они мне отвечали, объясняли, рассказывали. Именно это дало мне основу, фундамент. Я могу не помнить какие-то даты, день рождения художника, но я знаю ту эпоху, то время, то состояние, в котором он находился, как происходило его движение, трансформация. Я понимаю эти основные пласты. Без Эрмитажа у меня этого понимания, наверное, не было бы. Или путь был бы совсем длинный, другой.
Ну и параллельно у меня шла жизнь в современности — работа со Ставницером в скульптуре, в дереве… Это был такой этап формирования и становления, зарождения каких-то мыслей и ощущений. И это все — случайности.
— Вы принимали участие в воссоздании Янтарной комнаты в Царском Селе…
— Да, я год проработал в Царскосельских реставрационных мастерских. К этому моменту у меня уже был опыт резьбы по дереву. Перейти на другой материал было несложно. И это был очень полезный опыт.
— Сейчас вы работаете в основном в камне. Чем привлек вас этот материал?
— Твердый цветной камень тяготеет к декоративно-прикладному искусству, в нем заложено это издревле, от древних греков. Из камня делают шкатулки, вазы, настольные фигурки, которые украшают быт и сами по себе не несут какой-то эмоциональной, смысловой нагрузки. А меня всегда интересовала скульптура, цвет в скульптуре и камень как материал для скульптуры. Я все время про это думал и подкрадывался постепенно, потому что мирового опыта работы с камнем как материалом для скульптуры у человечества практически нет. Между тем разнообразие камня потрясает — цвет, структура, выразительные возможности…
— В чем особенность работы с камнем?
— Что такое скульптура? Это авторское отношение к миру, выраженное через объем, через материал. В чем суть камня? Его в определенных условиях родила природа. Это плод. Такой же плод, как яблоко. Только растет в других условиях. Ты должен считаться с тем, каким этот плод рожден. Я работаю под камень, с камнем. И здесь нельзя сказать, что первично — моя мысль или камень. Поэтому я говорю, что камень — мой соавтор. Он где-то подсказывает, где-то противится, где-то преподносит сюрпризы. Да, я вылепил модель под камень, что-то предположил, но потом все равно начинается импровизация. Ты все равно работаешь не механически… Это как перевод с японского на русский. Ты знаешь один язык и знаешь второй, но смысловые оттенки, ритм фразы, порядок слов — все разное. Ты должен сделать не дословный перевод, а передать настроение, состояние. Ты понимаешь материал и переводишь его суть на язык пластики. Ты прислушиваешься к нему, считываешь его подсказки, учитываешь моменты, которые в нем заложены, — рисунок, прозрачность, фактуру.
— Чем бронза как материал для скульптуры отличается от камня?
— Есть понятия синтетического и аналитического искусства. Камень или дерево ты анализируешь, вгрызаясь в него, разбирая на части, вступая в диалог. Камень — это заданные рамки, в которых ты находишься.
Глина, пластилин, бронза — синтетическое искусство. Ты синтезируешь, набираешь, наращиваешь форму, исходя из своей идеи. Ты диктуешь материалу образ, ритм, линию. Он подчиняется.
— Вас иногда называют продолжателем дела Фаберже. Насколько это верно?
— Фаберже в некотором смысле является для меня учителем. Чтобы понять материал и его возможности, нужно было пройти этот путь чисто технического, технологического его освоения. В этом плане Фаберже — хорошая школа. В свое время в Эдинбурге я попал на выставку Фаберже из собрания королевской семьи и увидел знаменитую ветку березы, с почками и листьями. Эти листья обработаны удивительно, у них муаровая фактура, и этого не увидишь на фотографии. Вернувшись домой, я начал думать, как это можно сделать в нефрите, как достичь этого эффекта. И вычислил, мы начали это повторять в мастерской.
Но я не продолжаю дело Фаберже. Продолжатели — уральские мастера, усвоившие его опыт и шагнувшие далеко вперед. Появились новые материалы, алмазные инструменты, другие технические возможности, и они все это используют. Они работают виртуозно, их изделия вызывают удивление, но не эмоции, не то, что называется искушением. У меня другие задачи. Я позиционирую себя как скульптора, работающего в этом материале, а не как камнереза. Камнерез — это ремесло, человек, умеющий резать камень, перевести набросок, модель на язык камня. Но это не сочинитель, не автор. В его работе нет ни метафоры, ни образа, ни авторского отношения… Всего того, что я стараюсь вложить в свои скульптуры.
— Темы ваших работ очень разнообразны. Мифы, библейские сюжеты, анималистика… Как они рождаются?
— Темы вторичны. Это не самое главное. Можно открыть словарь Ожегова — там полный список тем. На любой странице вслепую тыкаешь пальцем и попадаешь на какое-то слово. Предположим, «убегать». И у тебя сразу выстраивается ассоциативный ряд — заяц или человек-вор, или еще что-то. Слово ушло, осталось состояние. Вырывающийся из… Исчезающий от… И ты переводишь это на пластический язык, видишь, как оно перетекает через твои ощущения, подкрепляется словами, которые уточняют соотношение масс, объемов.
— Вы говорите о случайностях, но совершенно очевидно, что вас ведут не только они, но и ваш собственный азарт, жизненная сила…
— У художника есть три точки, которые делают его художником.
Первая — это подкорка, наша кладовая, копилка впечатлений. Самое сложное для человека — видеть. Ты смотришь на снег и видишь, что он белый. На самом деле это не так. Он не белый, не гладкий, не однородный, в нем множество оттенков, нюансов. По большому счету мы это видим, но не фиксируем. Взгляд прошел, подкорка все сохранила, но между подкоркой и осознанным видением — железобетонная стенка. У художника ее быть не должно.
Вторая точка — точка восторга, солнечное сплетение. Если она не заросла, ты готов к удивлению, к восторгу. Без этого не возникнет интерес, желание творить. Третья находится внизу, у основания позвоночника — это точка созидания, энергии. Если она активна, у тебя достаточно сил, чтобы перевернуть мир. На этих трех точках рождается и существует художник.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.
Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.
Видовая специфика скульптуры
Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. К монументальной скульптуре относятся:
Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.
Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики); включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
Иные разновидности скульптуры:
Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура — художественная композиция, выполненная изо льда.Песчаная скульптура — художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание,художественное литьё, ковка, чеканка и др.
Главные жанры скульптуры:
Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет –изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).
Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.
Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).
Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытно-общинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.
Особенности художественного языка скульптуры
Художественно-выразительные средства скульптуры:
Способ получения скульптуры зависит от материала:
Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.
Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.
Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).
Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:
Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:
Основная проблематика скульптуры
К техническим проблемам скульптуры относится очень важная проблема постамента, базы, постановки статуи. Во все эпохи одна из важнейших проблем, стоящих перед скульптором, заключается в том, чтобы рассчитать форму и размер постамента и согласовать статую и постамент с пейзажем и архитектурной обстановкой. Постамент важен и потому, что на нем обычно отмечены все основные данные, касающиеся тематики статуи и времени ее исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на постаменте имя автора статуи.
Постаменты могут быть бесконечно разнообразны по своим формам и размерам, по характеру профилировки и по пропорциям. Многое здесь зависит, разумеется, и от характера статуи: чем больше статуя, тем массивней должен быть и постамент; напротив, маленькая статуя может обходиться вообще без постамента — достаточно бывает небольшой плиты для стабильности (стоит упомянуть своеобразные постаменты в виде костылей, которые применялись для небольших статуэток на острове Крит в эпоху эгейской культуры). Для стоящих статуй желателен вертикальный постамент, для лежащих — горизонтальный, низкий; на слишком большом постаменте статуя теряет значительность, на слишком маленьком — лишается стабильности.
В Древней Греции предпочитали в целом не очень высокие постаменты: в V веке высота постамента не превышала обычно уровня груди среднего роста зрителя; в IV веке постаменты чаще всего имели ступенчатую форму, сложенную из нескольких горизонтальных плит. В эллинистическую эпоху постаменты становятся несколько выше — до полутора-двух метров вышины. Но и в классическую эпоху встречаются очень высокие постаменты, если этого требовал специфический характер статуи: так например, «Ника» (богиня победы)
скульптора Пэония стояла перед храмом Зевса в Олимпии, как бы слетая с неба, на узком, трехгранном постаменте девяти метров вышины. Раннему Возрождению свойственны конные статуи, стоящие на высоких постаментах таким образом, чтобы темный силуэт возвышался на фоне неба. Напротив, в эпоху барокко, в китайской и японской скульптуре (отчасти у Родена) мы встретим низкие постаменты, которые подчеркивают связь статуи с окружением и больший контакт со зрителем.
В целом можно утверждать, что постамент выполняет две основные, но противоречивые функции, и в зависимости от того, какая из них преобладает, меняются характер, пропорции, формы постамента. С одной стороны, задача постамента — отделить статую от реального мира, отграничить ее от обыденности, поднять в некую высшую сферу. В этом случае постаменту присущи абстрактные, чисто тектонические черты, и реалистические детали, вроде свешивающегося с постамента кончика плаща или тоги, ему противопоказаны. Иногда для изоляции статуи от окружения используют контраст материала, примененного в статуе и в постаменте (например, бронзовая статуя на гранитном постаменте). На ранних стадиях развития скульптуры иногда очень резко подчеркнуты тектонический характер постамента и его изолирующие функции — иной раз постаменты настолько высоки, что статуи обращаются в придаток к постаменту, его завершающее
украшение (таковы, например, греческие архаические сфинксы или так называемые стамба — святые столбы в Индии на местах скитаний Будды с его изречениями). В скульптуре эпохи готики, да и позднее в немецкой скульптуре мы встречаем другой вариант подавления статуи постаментом, когда постамент превращается в целое многоэтажное здание, а статуи оказываются такими маленькими и их так много, что они становятся как бы только украшениями и теряются в сложной архитектуре постамента (примером может служить «Рака св. Зебальда» Петера Фишера в Нюрнберге, 1519 год). В эпоху барокко, напротив, гармонию между статуей и постаментом часто нарушает статуя, которая слишком велика по сравнению с постаментом, слишком самостоятельна в своей экспрессивной динамике и поэтому подчиняет себе постамент, превращает его в арену своей деятельности («Персей» Б. Челлини, памятник великому курфюрсту в Берлине А. Шлютера).
Наиболее гармоническое решение проблемы тектонического постамента и изоляции статуи дает эпоха Возрождения. Поучительно сравнить в этом смысле две конные статуи. Бронзовая статуя Гаттамелаты выполнена Донателло в 1453 году и стоит в Падуе. У нее высокий постамент, благодаря чему статуя ясно выступает на фоне неба. Для выделения и изоляции статуи между нею и темным постаментом вставлена светлая плита мрамора. Постамент имеет строго тектоническую форму, он не отвлекает внимания от статуи, а дает ей спокойную
основу и подчеркивает ее композицию (отметим округлое тело лошади и округлые формы постамента, членение постамента согласовано с постановкой ног лошади; тело всадника подчеркивает главную ось, которая повторяется в рельефе и дверях постамента).
Терминология
Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.
Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.
Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.
Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.
Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.
Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.
Акцент — прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание.
Анфас — буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди.
Барельеф — рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.
Бюст — погрудное изображение человека.
Гармония — связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония — согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.
Горельеф — сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.
Декор — украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.
Декоративная скульптура — является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.
Каркас — арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.
Круглая скульптура — объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.
Рельеф — выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.
Модель (в скульптуре) — оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).
Монументальная скульптура — монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.
Пропорция — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.
Скульптура — ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.
Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.
Станковая скульптура — произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.
Стол для моделирования — специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.
Стека — инструмент для работы над скульптурой.
Стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.
Техника — обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).
Фактура — в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.
Эскиз — подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.
Этюд — работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями
Литры