на каком языке говорят ацтеки
Ацтекский язык науатль
Язык Nahuatl
(Перевод: Гудзенко Владимир Яковлевич, 2012) gudzenko.v@yandex.ru
Мы представляем эти наброски заметок, которые были составлены в классе в течение курса Учителя Хенаро Медины Рамоса….
Эти заметки не пытаются создать (или заменить) ни грамматику, ни универсаль-ный словарь науатль. Скорее, это отражение использования языка, как на нём гово-рят в конце XX века в сообществах в районе Чолулы и на склонах вулкана Истакси-уатль, в районе, где живёт учитель.
Мы изучили новые слова из всего курса, иногда как группы слов по теме, а иногда как слова, в которых мы нуждались, чтобы выразить какое-либо понятие. Мы включаем эти слова в два места, в пласты слов по специфическим темам (например, слова тела, цветов, и т.д.) и также в словарях, которые служат дополнениями в этих заметках. В словари мы включаем все слова, которые мы изучили в течение курса.
Сеньор Медина также даёт расширенный курс, в котором он использует самую передовую грамматику и литературу. К сожалению, у нас не было возможности присутствовать на расширенном курсе. Поэтому эти заметки относятся к основному курсу науатль.
Как в любом курсе, студенты могут плохо понимать или делать ошибки, когда они стараются записывать его курс в течение лекции. В любом случае, в этих заметках нет слишком грубых ошибок подобного рода, но всё же мы принимаем всю ответственность за любую ошибку, которая в них (заметках) есть.
КУЛЬТУРА НАРОДОВ НАУА
Некоторые сведения о народах науатль
º Каждая народность имеет:
º 14 старост + их пары = 28 человек = один цикл луны
º 10 помощников + их пары = 20 человек = номер дня в каком-либо из месяцев
º В ацтекском календаре 18 месяцев по 20 дней = 360 дней. Есть 5 дополнительных дней, которые не принадлежат ни к какому месяцу; есть выходные (праздничные) дни.
º Слово «мажордом» пришло от испанцев, которые думали, что они были администраторами (управляющими). Но мажордом не администратор, а один из тех, кто служит народу.
º Взятка почти не существует в культуре науатль. У лидеров, мажордомов, есть всё, в чём они нуждаются, чтобы жить. Они служат народу; народ снабжает их (всем необходимым). Народ защищает своих лидеров, потому что они ценны для народа.
º Мажордомы не могут принимать деньги за свою службу. Служба бесплатная.
º Народности управляются своими собственными законами, без “губернатора”, без “священников ”.
º Хорошо исполняющие свои должностные обязанности мажордомы имеют перечень правонарушений, которые совершают (или могут совершать, Г. В.) члены данного сообщества, перечень наказаний и штрафов, которые должны оплачивать правона-рушители в доме мажордома перед участием в праздниках. Однако в каких-то сообществах в настоящее время мажордомы утратили чувство дисциплины и не назначают наказаний.
º Праздники существуют не просто так, ради наслаждений; они важны для поддержания гармонии сообщества.
º Всё ещё существуют “цветущие войны”(«войны цветов»), но отношение (к ним) изменилось. Когда правительство не бережёт (несправедливо эксплуатирует) людей, недовольные или несогласные люди могут защищать себя в этих «войнах» (выразить своё недовольство или протест), не переступая пределов дозволенного.
º Перед Конкистой это была школа подготовки жрецов; она всё ещё существует, чтобы готовить глав городов и селений.
º Она даёт формальную программу, чтобы поддерживать дисциплину в народе.
º Кальмекак любит украшать человека в его сердце. “Не допускаются ни лентяи, ни лжецы”.
º Знать голод означает знать правду; страдание и голод дают знание.
º В сообществах всё, что происходит вне церкви, принадлежит кальмекак.
Некоторые идеи из философии науатль
º Пары. Традиция не допускает ни холостяков, ни вдовцов. В работе требуется два человека. Невозможно работать одному; нужно работать вместе. Невозможно жить хорошо в одиночестве; жизнь принадлежит двоим, в двух есть гармония. Без жены мужчина неполный, холодный. Холостяки должны находить новую подругу, новую жену.
º Цветок символизирует правду.
º Западная мысль побуждает говорить о природе. Согласно мысли науатль, всё как раз наоборот, – природа говорит.
º Человек, который знает правду, голод, страдание, не может предать или кого-то обмануть.
º tequitl (работа) – (tl) – tequi + chihua (делает) + liztli (действие) = tequi-chihua-liztli
º teotl (Бог) – (tl) + cualli (хороший) = teocualli
º посох, скипетр власти
º nantli (мать) – nantzin (почтенная, почётная мать) – nantzintli (очень почтенная мать)
º tahtli (отец) – tahtzin (почтенный отец) – tahtzintli (очень почтенный отец)
º Культура náhuatl – одна из тех, которая всегда является образцом уважения. Использование уменьшительного суффикса (диминутива) показывает на что-то более маленькое, более низкое, или ниже другого. Поэтому очень оскорбительно использовать уменьшительный суффикс при обращении к людям; он используется только относительно вещей.
º Приветствие, которое использовали тольтеки прошлого:
Как его честь в присутствии нашего (утончённого, всемилостивейшего) хозяина бога? = quenin (как) + ti (глагольное местоимение) + metztica (есть; глагол) + mo (su) + mamahuizotzin (честь/утончённость, изящество) + ixpantinco (в настоящем времени) + to (наш) + teco (хозяин) + teotl (Бог).
º Нужно смягчать приказы (просьбы) при помощи префикса man-. Например, обращение xic-ihcuilo (пиши!) в науатль звучит очень жёстко, оно сообщает раздражение. Но man-xic-ihcuilo (я прошу тебя, чтобы ты писал) мягче, вежливо.
º Ацтеки делили день на 16 равных частей, каждая эквивалентная 1 ½ часам наших часов.
º Есть только 2 поры года:
º весна/лето, пора новой жизни и изобилия;
º осень/зима, пора смерти и упадка
Перевод: Гудзенко Владимир Яковлевич, 2012
gudzenko.v@yandex.ru
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК НАУАТЛЬ
СТРУКТУРА ЯЗЫКА НАУАТЛЬ
Чтобы изучать язык науатль, необходимо знать, что:
º язык науатль – это живой разговорный язык.
º язык науатль – это агглютинирующий (агглютинативный) язык.
º язык науатль – это метафорический язык (язык метафор).
У ацтеков было три способа записи своих идей (мыслей, языка):
ЗВУКИ (ЗВУЧАНИЕ): (SONIDOS)
Новое в блогах
Курс языка Науатль
Привет. Наверное, вы думаете, что я умер. Как бы не так. А не появляюсь я из за того, что время разбрасывать камни и время их собирать. Время разбрасывать тексты и время их создавать. Сейчас работаю над переводом с английского курса ацтекского языка (Науатль)
КУРС ЯЗЫКА НАУАТЛЬ
УРОК 1
Привет всем, Ximopanolti! (Добро пожаловать!). Я обещал начать курс Науатля на этой неделе, так что вот, приступаю. Я решил все сделать по-английски. Знаю нескольких испаноязычных, кто тоже хочет учить этот язык, но многие (если не все) из них говорят по-английски. К тому же есть еще много тех, кто не говорит по-испански, но тоже хотел бы учиться. Так что, думается, это практичнее всего. Надеюсь никто не возражает.
Поехали! Как справедливо утверждает великая Виккипедия:
В наши дни мы используем латинский алфавит, чтобы писать на Науатле, хотя не все буквы используются. Большинство из них читаются так же, как в испанском языке. Все очень просто:
• Практически всегда ударение ставится на предпоследний слог.
• “LL” произносится, как одно сильное “Л”
• “CH” произносится как Ч (“Чиж”)
• H примерно как в английском, особенно перед согласными, иногда и вообще не произносится, как в испанском.
• «TL» если стоит в конце слова, то это один звук (не два). Звучит просто как щелчок, без голоса.
[прим.пер. На самом деле, для русского человека это очень сложный звук, который потребует тренировки. В общих чертах, нужно делать так. Приложите язык плашмя к нёбу. Затем произнесите звук “Т” задней частью языка. Кончик языка не должен при этом отрываться.]
А вот для начала список некоторых случайных слов и их знечение. Просто для начального знакомства с языком.
Итак, это был первый урок. Второй я пошлю позже на неделе. Берегите себя!
УРОК 2
Привет, добро пожаловать на второй урок курса языка Науатль. Заодно хочу сказать “спасибо” всем, кто читает.
В этот раз мы будем учить приветствия. Вы увидите ряд разных грамматических конструкций, которые мы пока не будем разбирать. Просто, чтобы дать вам понятие о том, как здороваться. А в грамматику мы углубимся позже.
Начнем со слова “Ximopanolti”, которое значит “добро пожаловать”. Я использовал его в первом уроке.
Вообще, в Науатле нет однозначного способа сказать слово “Привет”. Все зависит от региона и, возможно, от человека, с которым вы разговариваете. Многие тексты используют “Niltze”, как некий стандарт. Лично я тоже люблю его употреблять. Другой известный способ сказать “Привет”, это “Cualli Tonalli”, что дословно значит “Добрый день” (Qualli = добрый, хороший, tonalli = день, Солнце) Я бы сказал, что любой, говорящий на Науатле поймет “Cualli Tonalli”, даже если он сам не часто так здоровается. Многие ацтеки говорят “Привет” в виде вопроса – Как дела? Счастлив ли ты? Как спалось? (вместо “Доброе утро”) Как прошел день? Хороши ли сумерки? (“Добрый вечер”). Давайте это изучим.
Ответ будет “Cualli, tlazohcamati” (хорошо, спасибо). Мы уже встречали эти два слова. А можно ответить “Ahmocualli” = нехорошо. (здесь “ahmo” или “amo” значит “нет”).
Потом вы можете спросить в ответ: “Auh tehuatl?” = “А ты?”
“ Auh” значит “и”, когда стоит в самом начале фразы. Есть еще “ihuan”, которое используется в середине.
Другой способ спростить, все ли в порядке, это “tipatica?” (ты счастлив?) Ответ: “quema, nipatica, tlazohcamati” (Да, я счастлив, спасибо). Пока мы не станем подробно разбирать эту конструкцию.
Ну и под конец еще слова в ваш словарь:
Cualli = хороший, хорошо
Cuallica = очень хороший/хорошо
Achi = еще/больше
Achi cualli(ca) = лучше
Miac = много
Achi miac cualli(ca) = намного лучше
Temachtiani = учитель
Cihuatzintli = мадам
Yolic = медленный, медленно
Tlahtolmachiotl = буква (a, b, c…)
Mixpantzinco = Извините [прим. пер. Может использоваться во время пьянки, типа “Ну, будем здоровы”. И немедленно выпить.]
Quema = Да
Quemacatzin = Да, сэр/мадам (с большим уважением. Нечасто используется, но надо знать)
Amo/ ahmo = нет, не
Ацтеки
наиболее крупная индейская народность Мексики. Численность около 800 тыс. чел. (1969, оценка). Язык А. — науатль, принадлежит к большой группе ютоацтекских языков. В 12 в. А., пришедшие с С., вторглись в долину Мехико и обосновались в ней; в 14 в. основали поселение Теночтитлан (современный г. Мехико). В 1427 А. в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и Центр. Мексики. В 1519—21 А. были завоёваны испанцами. Ко времени появления А. в долине Мехико у них господствовал родоплеменной строй. В результате социально-экономического расслоения в 15 в. у А. образовалось раннеклассовое государство: существовали рабовладение, торговля, развитое ремесло. Основными с.-х. культурами у А. были маис, бобы, хлопок, какао, табак, томаты. Домашних животных (кроме собак) А. не имели.
Богатая культура А. основана на традициях предшествовавших жителей Мексики — тольтеков (См. Тольтеки), сапотеков (См. Сапотеки) и миштеков (См. Миштеки). Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У А. имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица А. Теночтитлан, выстроенная на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек А. — 4-гранные каменные пирамиды, строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре А., наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия. В настоящее время большинство А. — с.-х. и промышленные рабочие Мексики, лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный уклад.
Лит.: Народы Америки, т. 2, М.—Л., 1959; Вайян Д., История ацтеков, пер. с англ., М., 1949; Covarrubias М., Indian art of Mexico and Central America, N. Y., 1957; Caso A., The Aztces, Norman, Olcio, 1959.
Ацтеки. Фигура божества. Красный туф. Национальный музей антропологии. Мехико.
Ацтеки. Фигура богини Коатликуэ. Андезит. Национальный музей антропологии. Мехико.
Ацтеки. «Голова мёртвого». Базальт. Национальный музей антропологии. Мехико.
Ацтеки. «Сидящий койот». Базальт. Собрание К. Ставенхагена.
Ацтеки: государство, мифология, образ жизни и хрустальные черепа
Что мы знаем об ацтеках? Этот народ часто смешивают с другими мезоамериканскими индейцами: ольмеками, майя, инками, тольтеками… Оно и понятно: все эти носатые люди носили имена, о которые можно сломать язык, вырезали друг другу сердца обсидиановыми ножами в промышленных масштабах и использовали каучук почти за три тысячи лет до компании Goodyear. Загадочная культура индейцев Южной Америки часто используется в фантастике — взять хотя бы хрустальный череп из четвёртого «Индианы Джонса». Сегодня мы углубимся во влажные тропические леса полуострова Юкатан, погуляем по горам Мексики и взглянем на мир глазами ацтека.
«Ацтека» на языке науатль буквально означает «некто из Ацтлана» — мифического места на севере, откуда на земли тольтеков пришли полудикие племена героев нашей сегодняшней статьи. Народ, который сегодня именуется ацтеками, называл себя «мешика» (отсюда произошло слово «Мексика»), «теночка» или «тлальтелолька». Империя ацтеков увеличила население Мезоамерики в полтора раза. Она ассимилировала древние культуры соседей и быстро погибла от рук испанцев, едва не унеся тысячелетнее наследие предков с собой в могилу. До нас дошли лишь крупицы знаний, которые мы сейчас и попробуем собрать.
Змея и ягуар
По легенде предки ацтеков жили в семи пещерах.
Империю ацтеков по современным представлениям можно считать маленькой. Государство располагалось в долине Мехико (примерно 50 на 50 километров), окружённой горами. Сейчас это засушливое место, но во времена ацтеков природа здесь была совсем другая. По всей долине шла цепочка соединённых друг с другом озёр, создавая идеальные транспортные пути для лодок.
Ацтеки пришли сюда из Ацтлана (некое место на севере Мексики или, возможно, ещё выше по карте), известного как «Место цапель», в 13-14 веке. Миграцию длиной в две сотни лет возглавил бог Уицилопочтли («Колибри левой стороны» — то есть колибри-левша). Добравшись до одного из озёрных островов долины Мехико, ацтеки получили от богов знамение — орла, сидящего на кактусе и поедавшего змею. Здесь и было решено основать город Теночтитлан («место колючих кактусов»).
Исследователи полагают, что знамение имело политическую подоплёку. В густонаселённом озёрном бассейне было мало свободного места. Острова можно было расширить искусственно, а лодки позволяли легко добраться по протокам до любого места долины.
Орёл и змея на кактусе (кодекс Мендозы).
По меркам тольтеков, населявших эти места, ацтеки были кочевниками-дикарями. Ацтеки «работали» воинами-наёмниками для местных королевств, расширяли свои владения искусственными островами чинампа, заключали выгодные династические браки и… учились. Тяга ацтеков к знаниям тольтеков была невероятной. Достаточно сказать, что слово «тольтекайотль» означало «культура».
Общество делилось на два больших класса — масеуалли (крестьяне) и пили (знать). Социальный статус зависел от воинской доблести. Взяв пленника на войне, человек мог стать воином в постоянной армии. Несколько пленников и богатая добыча переводили его в разряд пили. 4-5 пленных делали вас Орлом или Ягуаром, 17 пленных — тлалони (племенным правителем).
Воинские «звания» ацтеков и соответствующие им одеяния — от самого простого (слева) до Ягуара (справа).
Путь для продвижения по иерархической лестнице был открыт почти для всех. Совершеннолетний юноша шёл на войну и переставал стричь волосы до тех пор, пока не захватит своего первого пленника (для охоты за людьми разрешалось объединяться в небольшие группы). Если после трёх битв у него не было ни одного подобного «трофея», парень получал статус масеуалли. Люди с длинными волосами могли продолжать воевать, но обычно посвящали себя искусству и ремёслам.
Торговцы (почтека) занимали промежуточное положение между крестьянами и знатью. Они помогали первым, скупая их продукты. Армия тоже получала помощь от торговцев, ведь они посещали земли за пределами империи и служили ценнейшим источником разведданных.
В 1428-1430 годах ацтеки заключили союз с двумя соседними племенами, разгромили нескольких противников и объединили под своей властью огромную территорию. Верховный чиновник («император») носил титул Уэй Тлатоани — «великий оратор». Ацтекская империя была ориентирована на постоянное ведение захватнических войн. Подчинённые территории сохраняли относительную административную независимость, но облагались данью.
Карта империи ацтеков в её последние годы.
Парадоксальный факт: захват ацтеками крупных городов стимулировал их рост. Они входили в торговую систему империи и извлекали огромную выгоду от обмена товарами. Ацтеки были великолепными торговцами и умудрялись заключать сделки даже с врагами — например, индейцами пурпеча, производившими медные топоры (ацтеки так и не смогли их завоевать).
Воин в маске ягуара. Перламутр для отделки этой скульптуры был привезён из Калифорнии.
Крупные империи без развитых транспортных артерий очень быстро рассыпаются на отдельные «княжества», и ацтеки это прекрасно понимали. Главной частью дани, налагаемой на захваченные территории, была обязанность строить дороги. Тягловых животных и повозок индейцы не использовали, предпочитая передвигаться пешком. Дороги охранялись, чтобы даже женщины и дети могли путешествовать в одиночку.
Каждые 10-15 километров строились удобства — в буквальном смысле этого слова, чтобы пешеходы не справляли надобности на дороге. Информационный «траффик» обеспечивали гонцы пайнани, ежедневно курсирующие между городами.
В основе кухни ацтеков лежали «три кита» — кукуруза (маис), бобы и тыква. Некоторые исследователи доказывают, что такая диета была чревата дефицитом белка, что подталкивало ацтеков к каннибализму. На самом деле плавучие острова приносили до 7 урожаев в год. В меню были каши, тушёные овощи, соусы, помидоры, перец, семена, водоросли, сахар, а животный белок ацтеки получали из насекомых, рыбы и дичи.
Путь к свободе лежит через желудок
Гладиаторский бой с пленным воином, привязанным за ногу к круглому камню (кодекс Маглеабечиано).
Любой человек мог продать себя в рабство (для траты денег давалось около года свободы) и выкупить(ся) из него. В рабство отдавались преступники и неплательщики долгов. Раб освобождался, если мог доказать, что с ним плохо обращались.
Также был обычай — если раб выбегал за стены рынка и наступал на человеческий кал, его отпускали на свободу. Задержать его мог только хозяин. Посторонний, пытающийся поймать бегущего раба, сам становился рабом.
Дети рабов были свободными. Если раб был нерадив (ленив, склонен к побегам) и перепродавался несколько раз, его заковывали в кандалы, затруднявшие бег через толпу, либо отправляли на жертвоприношение.
Озёрное царство
Давайте пройдёмся по Теночтитлану — столице империи, раскинувшейся на озере посреди озера Тескоко.
Через озеро к городу перекинуты десятки мостов. Вдали стоят дамбы, предохраняющие мегаполис от частых наводнений. Повсюду снуют люди в набедренных повязках и плащах, делающих их слегка похожими на древних греков. Они спешат в Тлательлолоко — город-спутник Теночтитлана, где организован огромный рынок на 25 тысяч человек. Здесь можно купить всё что угодно — от экзотических птиц и маиса до богато украшенной хлопковой одежды и рабов.
У рынка богатая инфраструктура — здесь есть цирюльники, носильщики и даже судьи, к которым можно обратиться за защитой прав потребителей. За качество товаров можно не беспокоиться, перед попаданием на прилавок они проходят тщательный контроль.
Теночтитлан похож на Венецию. Вокруг города раскинулись плавучие сады из корзин с илом, сплетённых вокруг деревянных свай и обсаженных ивами (для укрепления конструкции корнями). Между островами проложена сеть каналов, используемых для орошения, транспортировки грузов и рыбалки. В центральной части озера вода солёная, там ничего не растёт. Земледелие возможно лишь на его окраинах — там, где бьют подземные ключи. Питьевая вода обеспечивается четырёхкилометровыми глиняными акведуками, идущими от источников с холма Чапультепек.
Рынок в Теночтитлане. Какао могло играть роль денег, но чаще всего производился натуральный обмен — например, тканей на медные топоры.
Почти 20% населения занимается сельским хозяйством. Выращенный урожай, а также дань, поступающая из захваченных территорий, позволяют прокормить около 200 тысяч человек (по другим данным, население столицы достигало полумиллиона). Город разделён на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэапопан и Астакалько.
К началу 15 века Теночтитлан был крупнейшим городом на планете. Конкурировать с ним мог только Константинополь. Плотность населения очень велика — свыше 15 тысяч человек на один квадратный километр. При этом в городе царит удивительная чистота. Испанцы, впервые прибывшие в Теночтитлан, были поражены жестокостью религиозных ритуалов индейцев. Но ещё сильнее их потряс тот факт, что в центре города полностью отсутствует мусор. Даже трава, пробивавшаяся между каменными плитами, тщательно выпалывалась. Исходя из этого, странный обычай освобождения рабов, наступивших в фекалии, становится вполне объясним — здесь их попросту негде было найти. Следует вспомнить, что для европейских городов в то время считалось нормой выливать содержимое ночных горшков из окон на улицы.
Ацтеки моются как минимум два раза в день. В качестве мыла используется плод копальшокотля (мыльного дерева), щётки для одежды изготавливаются из корня столетника, а в паровых банях применяются веники из ароматных трав.
Масштабная модель центра Теночтитлана (Мексиканский национальный музей антропологии и истории).
Мозаичная маска Кецалькоатля.
Большинство ацтеков живёт на окраинах города в одноэтажных постройках, сделанных из прутьев и глины. Здесь царит постоянная сырость, грунт под ногами рыхлый. Индейцам приходится тесниться. В домах располагаются целые кланы, причём люди стараются селиться по профессиональному признаку в кварталах «калпулли». Мастера по выделке птичьих перьев, гончары, резчики по камню и торговцы образуют внутри города полуавтономные общины. Они сами строят школы, имеют собственных богов-покровителей и выставляют воинов для захватнических походов.
Если верить кодексам, ацтеки поливали статуи кровью. Современные исследования статуй действительно показали следы альбумина и других компонентов крови.
Наказание детей палкой (кодекс Мендозы). Заметим, что руки девочки (справа) связаны.
Ацтеки наладили систему общего образования. До 15 лет детей учили дома — в основном героическому эпосу и мудрым поговоркам. Впоследствии ребёнок знатных родителей мог отправиться в школу кальмекак (ритуалы, астрономия, грамота, история, общественное управление, законы). Те, кто победнее, шёл в тепочкалли своего квартала и изучал религию, торговлю, ремесло.
Примечательно, что девочек грамоте не учили. В 15 лет их часто выдавали замуж, поэтому ускоренный курс домашнего хозяйства был предпочтительнее чтения и правописания. Пользование косметикой не одобрялось. Отбелённая кожа и чёрные (или красные) зубы ассоциировались с проститутками. Наконец, дети всех классов и полов ходили в куикакалли — музыкально-танцевальные школы.
Однако и в «высшей», и в «низшей» школе основной упор делался на военное искусство. Учебный режим был крайне тяжёлый: обливания холодной водой по утрам, тяжёлые физические работы и ритуальные кровопускания воспитывали в будущих бойцах необходимую жестокость. Интересно, что «престижная» школа кальмекак вовсе не гарантировала карьерный рост. Многие знатные отпрыски шли в тепочкалли, где основной упор в учёбе делался на войну. Ведь бойцы продвигаются по социальной лестнице гораздо быстрее жрецов.
Командиры ацтекских армий. Перьевые «штандарты» выделяли их в бою.
4 раза в день и 5 раз ночью над столицей раздавался рёв морских раковин и грохот храмовых барабанов. За неимением городских часов жрецы отмеряли время довольно шумным образом.
Богачи занимают высокие каменные здания вблизи храмов. Последние сконцентрированы в центре города и обнесены защитной стеной Коатенпатли («змеиная стена»). Архитектурная доминанта столицы — две 30-метровые пирамиды Уицилопочтли и Тлалока. В гигантском дворце Монтесумы организован зоопарк, ботанический сад и аквариум, обслуживаемый тремя сотнями человек. Здесь также содержались уроды, горбуны и альбиносы.
Гол! Посадите его на кол!
Ацтеки, играющие в мяч для короля Испании (1528).
Ацтеки были фанатами тлачтли — игры в мяч. По одним версиям он был сделан из каучука, по другой — из камня (в последнем случае играть им без повреждения конечностей было невозможно). Цель игры — загнать мяч на сторону поля противника. Если удавалось забросить его в одно из двух колец на поле, команда выигрывала сразу. Дотрагиваться до мяча разрешалось только коленями и бёдрами. Пикантности игре добавлял тот факт, что проигравшую команду приносили в жертву (а может, и победившую — мнения историков разнятся). На результаты игр делались ставки. Поставить можно было всё что угодно — даже самого себя (в рабство). Известны случаи, когда правители проигрывали целые города.
Это интересно
Старики, пьющие алкоголь (кодекс Мендозы).
Пусть всегда будет солнце!
Человеческие жертвоприношения (кодекс Маглеабечиано).
Пирамиды ацтеков неразрывно связаны с другой их «визитной карточкой» — жертвоприношениями. Это шокирует до сих пор: человека укладывали на выпуклом камне, вскрывали грудную клетку обсидиановым ножом (что требовало сноровки — клинок был острый, но очень хрупкий) и вырезали у него сердце. Женщин убивали во время танца, отрубая им головы. Детей топили в честь бога дождя Тлалока. Некоторых бросали живьём в огонь, других расстреливали из луков, после чего сдирали с них кожу. Тела жрецы скармливали животным (либо разрубали на части в подарок важным людям, а изредка — употребляли в пищу с ритуальными целями). Черепа выставляли напоказ на шестах цомпантли.
Красавчик Миктлантекули, бог смерти.
О размахе ритуальных убийств ходят легенды (в основном благодаря испанским конкистадорам и священникам, стремившимся очернить язычников). Непонимание с обеих сторон было абсолютным. Европейцев выворачивало наизнанку при виде залитых кровью храмов, а ацтеки ужасались рассказам о «методах работы» Торквемады. Ацтеки не пытали людей (ритуальное нанесение ран ножами или шипами не в счёт — даже император регулярно пускал себе кровь во благо Солнца). Скидывание выпотрошенных тел с пирамид имело наглядно-практическое значение. Люди могли видеть, что жертва свершилась, а младшие жрецы быстро уносили тело в сторону для разделки.
Заключение пленника в деревянные кандалы.
Цомпантли. Головы пробивались и нанизывались на шесты, образуя своеобразные «счеты». На закате империи ацтеки выставляли здесь головы испанцев вперемежку с диковинными для них головами… лошадей.
Математика — лучшая свидетельница истории. Хроники сообщают, что после сооружения ацтекского храма на его верхней площадке было устроено «праздничное» жертвоприношение, в ходе которого за четыре дня с жизнью распрощалось 84000 пленников. Неясно, как город с населением всего в 100-200 тысяч мог «обработать» такое количество человеческого материала.
Кроме того, простейший подсчёт показывает, что для достижения столь рекордных показателей император Ауицотль (якобы резавший людей собственноручно) должен был убивать по 14 человек в минуту. Размещение такого количества черепов на цомпантли проблематично — даже если располагать шесты вдоль стены храма в 10 рядов, их длина достигла бы почти 1,6 километра. Таким образом, длина одной стороны храма равнялась бы 420 метрам, а сама пирамида превышала бы любую египетскую почти вдвое.
Хрустальные черепа
Артефакты предположительно доколумбовой Америки, якобы обладающие магической силой (лечение болезней, улучшение настроения, пророческие видения). Самый известный из них, найденный в 1926 году, по непроверенным утверждениям исследователей сохраняет постоянную температуру в 21 градус. Его высекли из кварца алмазными инструментами и полировали об песок 150-300 лет подряд. Возраст этого и других подобных черепов, «найденных» в руинах ацтеков и майя, оценивается почти в 4000 лет. Однако скептики, изучившие некоторые образцы, заявляют, что артефакты были сделаны ювелирным инструментом не ранее 19 века, предположительно в Германии. Показания «археологов», добывавших эти черепа с начала 20 века, весьма противоречивы, так что с большой долей уверенности можно сказать, что это заурядная фальсификация.
Несмотря на доказанную поддельность черепов, один из них по-прежнему выставляется в Британском музее.
Осада Теночтитлана. Рисунок 16 века. Своим успехом испанцы обязаны союзным индейским племенам. 900 человек пехоты и 80 всадников никогда не захватили бы крупнейший город планеты.
Около 40% населения ацтекской империи умерло от оспы, занесённой испанцами (при высочайшем уровне гигиены подобные болезни им были неведомы). Захватчики разрушили Теночтитлан и осушили озеро Тескоко, навсегда погубив экологию региона. Сейчас на месте Теночтитлана стоит Мехико. Город до сих пор испытывает недостаток питьевой воды.