на каком языке говорят хакасы
Новое в блогах
Народы России: Хакасы
Хакасы
Хакасы — немногочисленный народ, имеющий тюркские корни. Раньше их называли енисейскими татарами. Родственными им являются алтайцы, шорцы, сибирские татары. Происхождение этого народа уходит в глубокую древность. Многие века их жизнь была тесно связана с религиозными культами, построенными на взаимодействии с природой.
Численность
В настоящее время общее число хакасов составляет примерно 75 000 человек. Народ имеет несколько этнографических групп:
Где живут
Хакасцы живут на территории Республики Хакасия, входящей в Сибирский федеральный округ. Там их находится около 63 000. В Красноярском крае живет 4 000 человек, на территории Республики Тыва — около 900.
Народ разговаривает на хакасском языке, относящемся к восточнотюркской ветви тюркских языков. Некоторые ученые выделяют его в отдельную хакасскую группу. Язык включает несколько диалектов: качинский, сагайский, шорский, кызыльский.
Религия
Официальной религией считается православие, которое было внедрено насильственно (19 век). Изначально был распространен шаманизм с культом духов, древними обрядами. Эти обычаи еще сохранились на территории проживания хакасов.
Название
Сами себя представители этого народа называют тадар. Раньше применялись наименования: минусинские, абаканские, ачинские татары. Китайцы называли их термином «хягасы», который позже трансформировался в «хакасы».
История
Распространенная версия происхождения хакасов говорит о том, что они являются потомками енисейских киргизов, населявших Саяно-Алтайский регион. Еще до нашей эры с ними вели войны древние китайцы. Постепенно племена динлинов (прародителей енисейских киргизов) были вытеснены в Джунгарию, оттуда на Алтай, Минусинскую котловину. Там они смешивались с местными жителями. Внешность этих людей описывалась как европеоидная: светлая кожа, белокурые или рыжие волосы, серые, голубые глаза. Несколько веков подряд древние кыргызы воевали с тюрками, уйгурами. Затем был образован Кыргызский каганат, подчинивший себе Центральную Азию (9 век). Период с 13 по 15 века был периодом властвования Монгольской империи, которая включила в свой состав разгромленные княжества Кыргызского каганата.
16 век стал началом освоения Сибири. Русские войска присоединили Хакасию и разделили ее на 4 региона: Томский, Кузнецкий, Красноярский, Ачинский. Население было обращено в христианство. После революции 1917 года официально появился термин «хакасы». Республика Хакасия образовалась после распада Советского Союза и вошла в состав РФ.
Внешность
Антропологи разделяют представителей этого народа на два типа: уральский и южносибирский. Оба они относятся к переходному типу между европеоидной и монголоидной расами. Хакасы имеют широкие округлые лица с узкими глазами. У них красивые объемные губы, небольшие прямые носы. Представители этого народа обладают смуглой кожей, черными волосами, темными глазами. Девушки носят длинные волосы, которые заплетают в косы. Мужчины среднего роста, худощавые.
Жизнь
Издавна хакасы вели полукочевой образ жизни. Поэтому земледелие было развито слабо и не во всех районах. Традиционными занятиями в древности были:
Хакасы разводили овец, коров, лошадей. Часто выращивали домашнюю птицу. Женщины выделывали овечью кожу, из которой затем шили одежду, обувь. Также занимались валянием войлока. Из коровьей, лошадиной кожи изготавливали посуду, сундуки, латы. Шкуры предварительно коптили, обрабатывали на кожемялке. В результате получался прочный твердый материал. Из шерсти овец катали войлок. Из него делали ковры, покрывала для юрт, спальные принадлежности.
Рыбную ловлю кызыльцы стали практиковать уже в результате заимствования у русских. Ведь все же регион, в котором они жили, был богат речной и озерной рыбой. Это было своего рода подсобным занятием некоторой части хакасов. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.
Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи. Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку. Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство.
Хакасские женщины знали ткачество. Они пряли овечью шерсть. На основе шерсти и растений ткали разные виды материалов:
Хакасское национальное украшение
В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.
Жилище
Хакасы образовывали селения, состоящие из 10-15 жилищ. Они назывались аалы. Часто их составляли родственные семьи. Традиционным жильем хакасов считается юрта. Строения делали просторными, с большой конусообразной крышей. Ранее они были переносными, так как племена кочевали с места на место. Их делали из жердей, войлока и бересты. С 19 века стали строить деревянные юрты. Стены складывали из бревен, крышу покрывали досками или корой. Юрты имели форму правильного многоугольника (с количеством углов от 6 до 12). В середине располагался очаг, обложенный камнями, над которым было отверстие для дыма. Пол утаптывали, ничем не покрывая. Входная дверь всегда выходила на северную сторону.
Одежда
Повседневная одежда мужчин состояла из рубахи и штанов, заправляемых в сапоги. Рубаха имела большой отложной воротник, свободные рукава, которые заканчивались узкими манжетами. Сверху надевался халат из сукна или шелка (праздничный). Его подпоясывали широким цветным поясом. Головным убором служила меховая шапка цилиндрической формы.
Женские национальные костюмы отличаются красотой и изяществом. Основная деталь женского гардероба — длинное платье в пол. Заднюю часть делают длиннее передней, за счет чего достигается эффект шлейфа. Под низ надеваются штаны, которые не должны видеть мужчины. Поэтому их заправляли в сапоги. Платья традиционно шьют из тканей ярких расцветок. Сверху наряд дополняется безрукавкой, имеющей приталенный крой. Ее делают контрастного оттенка, дополняют вышивкой, тесьмой. Верхней одеждой является кафтан или шуба.
На праздники хакасские замужние женщины надевают национальное украшение — пого. Оно представляет собой нагрудник округлой формы, расшитый бисером, кораллами, перламутровым декором. Интересен женский головной убор. Он выполняется в виде высокой округлой шапочки с расширением кверху. Передняя часть украшена вышивкой, ажурной тесьмой. Зимние шапки, сделанные из меха, имеют такую же форму. Такой покрой головного убора удачно гармонирует с расклешенным платьем, добавляя женственности образу.
Хакасская кухня разнообразна и питательна. Она составлена на основе мяса домашних животных, молочных продуктов, рыбы, даров леса. Мясо заготавливали впрок, для этого его вялили, сушили, делали колбасу. У хакасов существует множество вкусных блюд на основе баранины, конины, лесной дичи. После того как забивали скот, делали мясные заготовки — ысты. Брали ребра, позвоночник, лопатки, сало, печень, сердце и делали из них наборы. Части туши заворачивали в желудок, замораживали. Так оно хранилось длительное время.
На основе коровьего, овечьего молока делается сметана, творог, масло, различные сорта сыров. Эти продукты употребляются отдельно и входят в состав других блюд. В качестве гарнира используются картофель, выращивать который хакасы научились у русских, корнеплоды, ячмень. Ягоды, орехи, мед служат для приготовления десертов. Популярные блюда хакасской кухни:
В качестве напитков используются айран, кумыс, травяные чаи. На основе айрана традиционно делали молочную водку — арака. Напиток изготавливался с помощью самогонных аппаратов. Водку применяли на праздниках для угощения гостей, а также в религиозных обрядах. Употреблять напиток разрешалось мужчинам с 25 лет, женщинам — после рождения 2-3 детей.
Традиции
До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней.
Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:
Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.
Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия.
Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.
Анатолий Чередниченко # написал комментарий 30 ноября 2019, 13:53 акасы (самоназвание тадар, мн.ч. тадарлар; устаревшее — минусинские татары, абаканские (енисейские) татары, ачинские татары) — тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.
Делятся на субэтнические (диалектные) группы:
— качинцы (хааш, хаас) — в русских источниках впервые упоминаются с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управлявшуюся князем Тюлькой;
— койбалы (хойбал) — кроме тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи;
— кызыльцы (хызыл) — группа хакасского народа, проживающая в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;
Хакасский язык
Краткая информация
Число говорящих на хакасском языке в России — 42 604 человека (согласно переписи 2010 г.). Согласно переписи 2013 г., 233 хакаса проживают в Казахстане, но неизвестно, есть ли среди них носители хакасского. Главным образом язык распространен в республике Хакасия, есть отдельные села компактного проживания хакасов в Шарыповском и Ужурском районах Красноярского края. Около 2 тыс. хакасов проживают в соседних регионах, больше всего — в Туве, однако хакасских сел там нет, поэтому в настоящий момент говорить о Туве как об ареале распространения хакасского языка нельзя. Общая численность этнической группы в России — 73 тыс. чел., в т. ч. в Хакасии 63,6 тыс. чел.
Автоэтноним тадар. Устаревшие названия: абаканские татары, минусинские татары, енисейские татары, ачинские татары. Хакасы подразделяются на этнические группы: сагайцы (сағай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал), бельтиры (пилтір). Диалекты хакасского языка: кызыльский, качинский (говоры: абаканский, староиюсский, койбальский, уйбатский), сагайский (говоры: аскизский, тёйский, есинский, таштыпский, бельтырский), шорский (наречие шорских переселенцев).
Вероисповедание — православие и шаманизм (тенгрианство). Образ жизни — оседлый, традиционные занятия — земледелие, полукочевое скотоводство, охота и собирательство.
Генеалогия
Хакасский язык относится к хакасской (кыргызской) группе тюркских языков (она же «z-группа», названная по рефлексу пратюркского *d), в которую входят также среднечулымский язык, мрасский диалект шорского языка, сарыг-югурский язык, язык фуюйских киргизов.
Распространение
На карте в данный момент представлены только те населенные пункты, которые были исследованы в ходе диалектологических экспедиций под руководством А. В. Дыбо (Институт языкознания РАН, 2015–2019). Данные предоставлены А. В. Дыбо и Е. В. Коровиной.
Села компактного проживания хакасов, где сохраняется хакасский язык, есть в каждом районе Хакасии, однако даже на юге республики хакасы не составляют большинство населения. Сложно оценить, какой процент этноса на данный момент владеет языком, в разных селах ситуация разная. Данные на 2002 г. из книги: Кривоногов В. П. Хакасы в начале ХХI века: современные этнические процессы. — Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011.
Села компактного проживания хакасов, где сохраняется хакасский язык, есть в каждом районе Хакасии, однако даже на юге республики хакасы не составляют большинство населения. Сложно оценить, какой процент этноса на данный момент владеет языком, в разных селах ситуация разная. Данные на 2002 г. из книги: Кривоногов В. П. Хакасы в начале ХХI века: современные этнические процессы. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011.
Доля этнической группы
В Красноярском крае села компактного проживания хакасов: Сартачуль, Ораки (Шарыповский р-н), Камышта (Ужурский р-н).
Языковые контакты и многоязычие
Практически все носители в настоящий момент владеют русским языком. Есть отдельные случаи владения языками соседей и переселенцев (тувинским, шорским, украинским, немецким).
Функционирование языка
Государственный язык республики Хакасия.
Хакасский язык с 1924 г. имеет свою письменность на основе кириллицы, с 1929 г. — на основе латиницы, с 1939 г. — вновь на кириллице, с добавлением 6 букв: ÿ, ӧ, і, ң, ғ, ҷ.
Литературная норма изначально опирается на качинский и сагайский диалекты, с постепенно возрастающей ролью сагайского диалекта в связи с увеличением доли его носителей в этносе.
Семейно-бытовое общение
Семейно-бытовое общение
Используется как средство общения старшего поколения (от 60 лет) между собой и среднего поколения (от 30 лет) со старшим, преимущественно в сельской местности.
Образование
Образование
Средство обучения
Ни на каком уровне образования не используется. Обучение ведется на русском языке
Предмет изучения
В некоторых детских садах есть группы изучения хакасского языка (по желанию) (информация из статьи на сайте «Абакан Сегодня»).
Начальное (1-4 классы)
В большинстве школ предмет «хакасский язык» факультативен, в школах сел компактного проживания — обязателен.
Основное (5-9 классы)
В большинстве школ предмет «хакасский язык» факультативен, в национальных гимназиях и школах сел компактного проживания — обязателен.
Среднее (10-11 классы)
В большинстве школ предмет «хакасский язык» факультативен, в национальных гимназиях и школах сел компактного проживания — обязателен.
Среднее специальное и высшее
Хакасский государственный университет ведет подготовку бакалавров по профилю «Хакасский язык и литература», магистров по профилю «Хакасский язык, литература, культура», где хакасский язык является предметом изучения и средством обучения — значительная часть лекций читается на хакасском языке. На остальных специальностях хакасский язык не используется. Есть курсы начального обучения хакасскому языку для взрослых при Хакасском государственном университете (платные).
Учебно-методическая литература
Учебно-методическая литература издается для всех этапов обучения. С недавнего времени издается также учебно-методическая литература для дошкольного образования (информация из статьи на сайте ИА «Хакасия»).
Пресса
Республиканская газета издается с 1927 г. Названия: 1927 – 1959 «Хызыл аал» («Красное село»), 1959 – 1991 «Ленин чолы» («Ленинский путь»), 1991 – 2007 «Хакас чирі» («Хакасская земля»), 2008 – 2019 «Хабар» («Известия»), 2020 — «Хакас чирі» («Хакасская земля»). Также выходят специализированные периодические издания: литературно-художественный альманах «Инесай» (1 раз в год), православная газета «Сын сабланыстығ киртiнес» (1 раз в месяц), литературно-художественный детский журнал «Тигір хуры» («Радуга») (2 раза в год).
Радио
Ежедневные новостные радиопередачи, а также около 10 еженедельных передач разной направленности (аналитика, культура, музыка, детская).
Телевидение
Ежедневные программы ГТРК «Хакасия»: «Хабарлар» («Известия»), «Чалахай иртеннең, Хакасия!» («С добрым утром, Хакасия!»).
Культура
Культура
Традиционная культура
Культура хайджи (народных сказителей) закончилась во 2-й половине ХХ в., однако самобытные композиторы-исполнители и поэты нередко встречаются и сегодня. Наиболее популярным из сохранившихся традиционных жанров является тахпах — вид стихотворно-песенного творчества. На республиканских фестивалях проводятся конкурсы тахпахчи — исполнителей тахпахов.
Самодеятельные коллективы
В республике существует несколько десятков самодеятельных коллективов. Несколько раз в год проводятся районные и республиканские фестивали, посвященные хакасскому языку и культуре.
Эстрада
В советское время пользовалось популярностью творчество хакасских композиторов-песенников, многие произведения исполняются и сейчас.
Театр
Спектакли на хакасском языке ставят театры Абакана: Хакасский национальный драматический театр и Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читіген».
В кино хакасский язык не используется.
Мультипликация
В интернете можно найти любительские короткометражки и озвучки советских мультфильмов на хакасском языке.
Музеи
В каждом районе Хакасии существует краеведческий музей, многие из таких музеев представляют собой комплекс юрт под открытым небом рядом с археологическим или природным памятником.
Выпуск аудио/видео продукции на языке
Самодеятельными коллективами выпускаются диски с песнями на хакасском языке. Диски с аудиозаписями исполнения фольклора (в частности, песенного) выходят как приложения к сборникам фольклора.
Наука
Наука
Основной язык научных публикаций и выступлений — русский, но отдельные статьи, доклады и лекции бывают на хакасском языке. См. пример лекции по этнографии.
Фольклор
Фольклор
Дореволюционные издания — койбальский эпос, записанный М. А. Кастреном; эпические сказания на разных диалектах, собранные В. Радловым; малые жанры фольклора, собранные Н. Катановым (см. библиографию). С 1940-х гг. до нашего времени издано несколько десятков монолингвальных публикаций фольклора, большая коллекция непереведенных изданий фольклорных текстов представлена на сайте Национальной библиотеки им. Н. Г. Доможакова. В серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» хакасскому фольклору посвящены 3 тома: «Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин» (1997), «Хакасские народные сказки» (2014), «Несказочная проза хакасов» (2016).
Литература
Литература
Детская
На хакасском языке выпускается некоторое количество детской литературы, в частности сборники сказок, стихов для детей, а также малых фольклорных жанров — считалок, скороговорок и др.
Художественная
Художественная литература разных жанров (романы, рассказы, повести, пьесы, очерки) создавалась в Хакасии с 1930-х гг. и продолжает создаваться до сих пор. С основами художественного творчества писателей Хакасии можно ознакомиться на сайте Национальной библиотеки им. Н. Г. Доможакова.
Научно-популярная
Научно-популярная литература краеведческого характера на хакасском языке издается небольшими тиражами, как правило, силами краеведческих музеев.
Религия
Религия
Хакасский язык используется в традиционных ритуалах наряду с русским.
В православном богослужении хакасский язык не используется. В 2011 г. Институтом перевода Библии был издан перевод Нового Завета на хакасский язык (с параллельным синодальным переводом). В книге «Образцы народной литературы тюркских племен», ч. IX, изданной В. Радловым, приводятся, среди прочих, тексты религиозного характера (молитвы шамана, описание ритуалов и пр.)
Законодательство
Законодательство
В настоящий момент использование хакасского языка в правовой сфере ограничивается переводом названий официальных структур на хакасский язык и изготовлением соответствующих печатей и бланков, а также написанием наименований географических объектов. Существует хакасский вариант гимна республики Хакасия. Текст основного закона республики был опубликован на хакасском языке в 2007 г. (информация из интервью на сайте «Пульс Хакасии»).
Административная деятельность
Административная деятельность
Названия некоторых населенных пунктов продублированы на хакасском языке, таблички с названиями улиц существуют только на русском языке.
Судопроизводство
Судопроизводство
В судопроизводстве хакасский язык не используется. В этой сфере используется русский язык.
Промышленное производство
Промышленное производство
В промышленном производстве хакасский язык не используется. В этой сфере используется русский язык.
Сельскохозяйственное производство
Сельскохозяйственное производство
Язык используется только в сферах, где производство и семейно-бытовое общение пересекаются (рыбалка, собирательство, сенокос и т. п.).
Торговля и сфера обслуживания
Торговля и сфера обслуживания
Язык используется в небольших магазинах и кафе в сельской местности, на рынках.
Транспорт
Транспорт
В аэропорту г. Абакана объявления рейсов дублируются на хакасском языке. В аэропорту, на ж/д вокзале и автовокзале г. Абакана есть отдельные надписи на хакасском языке.
Интернет
Интернет
Существуют группы любителей хакасского языка в различных соцсетях (например, группа «Изучаем хакасский язык» в социальной сети «Вконтакте»). Официальный сайт республиканской газеты «Хакас чирі» функционирует полностью на хакасском языке.
Динамика развития языковой ситуации
В настоящий момент хакасским языком как родным владеет большинство коренного населения старшего поколения, среди людей старше 90 лет встречаются и монолингвы. В среднем поколении для многих он является родным наряду с русским, однако используется реже. Среди людей младше 30 лет преобладают не-носители, учившие язык в школе, но не общавшиеся на нем с родителями. Как правило, они понимают речь представителей старшего поколения. Среди детей процент не-носителей еще больше, только в отдельных семьях в малых деревнях с преобладанием хакасского населения есть и дети-билингвы. Дети в основном знакомятся с литературным хакасским языком (как языком традиции) в школе факультативно и не понимают живой речи. Таким образом, диалекты хакасского языка можно признать вымирающими, т. к. передача языка в семье нарушена. Нужно отметить, что на юге республики степень владения языком выше, чем на севере, а в центральных районах компактных мест проживания носителей языка практически не осталось.
Структура языка
Фонетика
В хакасском языке 17 гласных (9 кратких и 8 долгих) и 16 согласных.
Фонетика
Устройство фонологической системы в целом стандартно для тюркских языков; в фонетическом и фонологическом инвентарях различных диалектов и говоров хакасского имеются некоторые особенности. Приводим аллофонический инвентарь для литературного хакасского (позиционные аллофоны — в квадратных скобках).
[ʏ] и [ɵ] — аллофоны y и ø в контакте с велярными согласными, [ʌ] — аллофон ɑ в позициях редукции. ɛ и [ʌ] в исконных словах встречаются только в непервом слоге.
Кроме того, что собственная долгота гласных i, ɛ, ø, o, ɑ существенно больше долготы y, ɘ, ɯ, u, имеется и фонологическое противопоставление по долготе для всех гласных фонем, кроме ɘ. В непервом слоге исконных слов фонемы i, ø, o только долгие.
Морфонологически (т. е. по участию в сингармонистических механизмах) фонемы y, ɛ, ɘ, ø переднерядные, ɯ, u, o, ɑ заднерядные; фонема i в первом слоге переднерядная, в непервом слоге — нейтральная.
Ударение силовое, стремится к автоматической постановке на конце синтетической словоформы, однако из-за неравномерных процессов синтезирования ранее аналитических словоформ часто оказывается не на конце синхронной словоформы.
Морфология
Морфологический тип языка: агглютинативный с элементами флективного.
Морфология
Количество фузионных преобразований выше, чем в тюркских языках в среднем.
Система счисления десятеричная.
Традиционно выделяются существительные, прилагательные, числительные, наречия, послелоги, местоимения, глаголы (включая причастия и деепричастия), междометия, частицы.
По сравнению с другими тюркскими языками следует отметить большую склонность к морфологическому выражению видо-временных значений, что вызывается переходом аналитических глагольных конструкций в синтетические. Таким образом, в глагольной словоформе возникают циклические цепочки однотипных морфем, то же явление наблюдается и в именной словоформе. Грань между аналитической и синтетической словоформами определяется в основном по наличию сингармонизма и морфонологическим преобразованиям на морфемных стыках. В синтетической словоформе, происходящей из аналитической, на бывших межсловных границах допустим ограниченный набор интраклитик.
Синтаксис
Базовый порядок слов SOV. Номинативно-аккузативная стратегия кодирования актантов.
Синтаксис
Существенных синтаксических отличий от других тюркских языков не наблюдается.
Базовый порядок слов SOV, левое ветвление, номинативно-аккузативная стратегия кодирования актантов. Сложные предложения чаще образуются при помощи нефинитных форм, но из русского заимствуются и финитные стратегии с союзным оформлением. Широко распространена стратегия номинализации предикатов, причастие используется в качестве вершины относительного предложения, сентенциального актанта и сирконстанта. Аналитические глагольные конструкции с конвербами, служащие для выражения модально-видовых значений, могут включать в себя до 4 единиц, хотя обычно ограничиваются 2-3 элементами.
Лексика
Основной источник заимствований с конца XVIII в. – русский язык.
Лексика
Основной источник заимствований с конца XVIII в. — русский язык, в зависимости от времени вхождения в язык фонетическая адаптация этих заимствований различная. Заимствуется в основном культурная лексика, но также и междометия, союзы, модальные частицы и т. п. Выделяется существенный пласт монгольских заимствований, самодийский субстрат в топонимике, небольшое количество южносамодийских и енисейских заимствований в апеллятивной лексике. Доля персидских и арабских заимствований незначительна, заимствования из близкородственных языков не отмечены. Антропонимы по большей части русские. Есть официальные русская и хакасская топонимики, примечательно их существенное расхождение в Ширинском районе.
Исследование языка
В XIX в. были записаны и изданы несколько обширных словников и сборников фольклора: см. работы М. А. Кастрена, В. В. Радлова, В. И. Вербицкого. Наиболее значительный вклад в изучение хакасского языка в это время внес Н. Ф. Катанов, сагаец по происхождению. Он является автором грамматического очерка сагайского диалекта, до недавнего времени, впрочем, существовавшего только в виде рукописи. Н. Ф. Катановым были опубликованы несколько статей о хакасском языке, а также большой сборник записей устной речи, в основном малых фольклорных жанров, составивший большую часть IX тома «Образцов народной литературы тюркских племен».
В 1913–1914 гг. по хакасским селам совершал поездки С. Д. Майнагашев, записывая материал в т. ч. с помощью фонографа. Были опубликованы отчеты об этих экспедициях, в которых автор делится наблюдениями об особенностях разных диалектов.
В 1944 г. в Абакане открывается Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ). Его сотрудники разрабатывают нормы литературного языка, публикуют научные работы и уже с 1945 г. начинают ездить в экспедиции. Вся эта деятельность продолжается и по сей день. С 1947 г. до 1974 г. выходили в свет «Ученые записки ХакНИИЯЛИ», еще несколько выпусков были опубликованы после 2000-го г. С 2011 г. основным печатным изданием института стал журнал «Научное обозрение Саяно-Алтая». Вышли также непереодические сборники «Вопросы хакасской филологии», «Вопросы изучения хакасского языка и его диалектов» и др.
В 1948 г. была издана первая описательная грамматика хакасского языка авторства Н. П. Дыренковой. В тот же год защищены две диссертации, представляющие собой монографические описания сагайского (А. И. Инкижекова) и кызыльского (Н. Г. Доможаков) диалектов хакасского языка. Монографии-диссертации по двум другим диалектам, качинскогму и шорскому, защищены в конце 1960-х гг. Первый хакасско-русский словарь опубликован в 1953 г., второй (и последний) был опубликован в результате многолетней работы сотрудников ХакНИИЯЛИ в 2006 г. На его основе в Институте языкознания РАН была создана электронная версия, которая используется в т. ч. в качестве словарной базы автоматического анализатора хакасских словоформ, но может быть полезна и сама по себе. Русско-хакасский словарь 1961 г. составлялся также силами сотрудников ХакНИИЯЛИ. «Грамматика хакасского языка», вышедшая в 1975 г., до сих пор остается наиболее полным очерком литературного языка. В 1998 г. Грегори Андерсон опубликовал грамматический очерк хакасского на английском языке.
В 2001–2002 гг. факультет теоретической и прикладной лингвистики РГГУ провел две лингвистические экспедиции в с. Казановка Аскизского р-на респ. Хакасии. Результатом работы стала публикация нескольких статей и электронная публикация небольшого корпуса собранных текстов (входит в «Устный корпус хакасских диалектов»). Был также защищен диплом В. С. Мальцевой «Структура глагольной словоформы в сагайском диалекте хакасского языка», который в дальнейшем лег в основу схемы автоматического морфологического анализатора хакасских словоформ (в разработке участвовали А. В. Дыбо, Ф. С. Крылов, В. С. Мальцева, А. В. Шеймович).
В 2007 г. состоялась еще одна экспедиция в с. Казановка, позволившая уточнить ряд вопросов, возникших при обработке собранных материалов. В 2011–2012 гг. в ходе поездки по селам Чыланы, Бутрахты, Карагай А. В. Дыбо и Э. В. Султрекова записали значительный корпус устных текстов бельтырского говора, которые сейчас также входят в «Устный корпус хакасских диалектов». С 2015 г. Институт языкознания РАН, в т. ч. в сотрудничестве с Томским государственным университетом, проводил ежегодные экспедиции в респ. Хакасию с целью составления современной карты хакасских говоров и диалектов и их документации (качественной записи устной речи).
В то же время в Институте языкознания ведется работа и над корпусами хакасского языка. С 2019 г. как корпус устных текстов, так и корпус письменных текстов на хакасском языке стали доступны всем желающим для поиска и продолжают пополнятся.
Вопросам хакасского языка и его диалектов посвящены работы некоторых зарубежных тюркологов (К. Менгеса, А. Йоки, М. Рясянена, О. Прицака, Г. Андерсона и др.). Стоит отметить словарь кызыльского говора А. Йоки, собранного им у пленного кызыльца в годы Второй мировой войны. В 2016–2017 гг. в ходе экспедиций Института языкознания РАН успешно записана звуковая версия данного словника от пожилых носителей кызыльского диалекта.