на каком языке говорят туареги
В Туареги ( Английский: / ˈ т ш ɑːr ɛ ɡ / ) языки составляют группу тесно связанных Берберские языки и диалекты. На них говорят Туареги Берберы в значительной части Мали, Нигер, Алжир, Ливия и Буркина-Фасо, с несколькими динамиками Киннин, в Чад. [2]
Содержание
Описание
Диалекты туарегов принадлежат к группе южных берберов и иногда рассматриваются как единый язык (как, например, Карл-Готфрид Прассе). Они отличаются, в основном, несколькими звуковыми сдвигами (особенно влияющими на произношение оригинального z и час). Сорта туарегов необычно консервативный в некоторых отношениях; в них сохраняются две короткие гласные, в то время как в североберберских языках есть одна или ее нет, и в них гораздо меньше арабский заимствования чем большинство берберских языков.
Языки туарегов традиционно пишутся на коренном языке. Тифинаг алфавит. Тем не менее Арабский шрифт широко используется в некоторых областях (и использовался со времен средневековья), в то время как Латинский шрифт официально в Мали и Нигер.
Подклассификация
Blench (ms, 2006) перечисляет следующие языки как отдельные языки с диалектами в круглых скобках: [4]
Спикеры Олово Серт (Тецеррет) идентифицируют себя как туарег, но язык Западный бербер.
Орфография
На языках туарегов можно писать на древнем Тифинаг (Либико-берберский) сценарий, Латинский шрифт или Арабский шрифт. Национальная программа обучения грамоте в Мали DNAFLA установил стандарт для латинского алфавита, который используется с модификациями в Prasse’s Lexique и государственная программа обучения грамоте в Буркине, тогда как в Нигере использовалась другая система. Есть также некоторые вариации в тифинахе и арабском письме. [5]
Раннее использование сценария Тифинаг было обнаружено на наскальное искусство и в различных гробницы. Среди них 1500-летняя монументальная гробница матриарха туарегов Тин Хинан, где остатки Тифинага надпись были найдены на одной из его стен. [6]
Использование тифинага теперь ограничивается в основном написанием магических формул, письмом на ладонях, когда требуется тишина, и письмом. [7] Арабское письмо в основном используется племенами, более вовлеченными в изучение ислама, и мало что известно о его традициях. [8]
DNAFLA (Мали) [13] | Нигер [14] | Тифинаг | Персидско-арабский |
---|---|---|---|
а | а | ||
â | |||
ă | ă | ||
ǝ | ǝ | ||
б | б | ب | |
(ḅ) | |||
c | |||
d | d | د | |
ḍ | ḍ | ض | |
е | е | ||
ê | |||
ж | ж | ف | |
грамм | грамм | گ ݣ | |
я | я | ||
я | |||
j | j | چ | |
ǰ | |||
ɣ | ɣ | غ | |
час | час | ه | |
k | k | ک | |
л | л | ل | |
ḷ | ḷ | ||
м | м | م | |
п | п | ن | |
ŋ | ŋ | ||
о | о | ||
ô | |||
q | q | ق | |
р | р | ر | |
s | s | س | |
ṣ | ṣ | ص | |
š (ʃ) | š | ش | |
т | т | ت | |
ṭ | ṭ | ط | |
ты | ты | ||
û | |||
ш | ш | و | |
Икс | Икс | خ | |
у | у | ي | |
z | z | ز | |
ẓ | ẓ | ظ | |
ž (ʒ) | ǧ | ج | |
час | ح | ||
(ʕ) | ع |
Система DNAFLA в некоторой степени морфофонический орфография, не указывающая на сокращение начального гласного, всегда записывающая направленную частицу как [15]
В Буркина-Фасо эмфатические знаки обозначаются «крючковатыми» буквами, как в Фула, например ⟨Ɗ ƭ⟩. [16]
Фонология
Гласные
Система гласных включает 5 долгих гласных, / a, e, i, o, u /, «эмфатические» версии / e, o / и две короткие гласные, / ə, ă /. [17] Карл Прассе утверждал, что / e / восходит к Прото-берберский, а / o / происходит от / u /. [18] Сравнительные данные показывают, что / ə / происходит от слияния прото-берберских * / ĭ / и * / ŭ /.
Судлоу классифицирует «полугласные» / w, j / с гласными и отмечает следующие возможные дифтонги: / əw / (> [u]), / ăw /, / aw /, / ew /, / iw /, / ow /, / uw /, / əj / (> [i]), / ăj /, / aj /, / ej /, / ij /, / oj /, / uj /. [19]
Перед эмфатическими гласными ниже, превращаясь / ə / в [ă], / e, i / в «эмфатический» [e] и / u, o / в «эмфатический» [o], с некоторыми диалектными вариациями (с реализациями of / i, u / «менее открыты», чем / e, o /). [20]
Согласные
Губной | Альвеолярный | Небный | Velar | Увулярный | Глотка | Glottal | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
простой | выразительный | |||||||
Носовой | м | п | ŋ | |||||
Останавливаться | б | т д | тˤ дˤ | ɟ [22] | k ɡ | q | (ʔ) | |
Fricative | ж | s z | (sˤ) zˤ | ʃ ʒ | х ɣ [23] | (ħ ʕ) | час | |
Боковой | л | (lˤ) |
Набор согласных во многом напоминает арабский: дифференцированное звучание; увуляры, глотки (традиционно называемые эмфатиками) / tˤ /, / lˤ /, / sˤ /, / dˤ /, / zˤ / ; требуя сокращения мышц глотки и влияя на произношение следующей гласной (хотя / lˤ, sˤ / встречается только в арабских займах и /ɫ/ только во имя Аллах). [24]
/ ŋ / редко, / ʒ / редко встречается в Тадраке, и / ħ, ʕ / используются только в арабских словах на диалекте Tanəsləmt (большинство Tamasheq заменяют их на / х, ɣ / соответственно). [21]
В гортанная смычка нефонематический. Это происходит в начале слов с начальным гласным, чтобы заполнить место начального согласного в структуре слога (см. Ниже), хотя, если перед словом стоит слово, оканчивающееся на согласный звук, он образует связь вместо. Фраза-финал / а / также сопровождается фонетическим гортанная смычка. [20]
Происходит ассимиляция голоса, при этом первый согласный принимает голос второго (например, / edˤkăr / > [etˤkăr] ). [26]
Фонотактика
Надсегментарные
В статической форме глаголов может встречаться контрастное ударение. [17]
Диалектные различия
Остальные различия можно легко проследить до заимствования. Например, арабские глотки час и ʻ были заимствованы наряду с арабскими заимствованиями диалектами, специализирующимися на исламском (Марабутик) учусь. Заменить другие диалекты час и ʻ соответственно с Икс и ɣ.
Грамматика
Основной порядок слов в Туареге следующий: глагол – субъект – объект. Глаголы можно сгруппировать в 19 морфологических классов; некоторые из этих классов могут быть определены семантически. Глаголы несут информацию о предмете предложения в виде местоименного обозначения. В языках туарегов нет простых прилагательных; Прилагательные понятия выражаются с помощью относительной глагольной формы, традиционно называемой «причастие». Языки туарегов очень сильно повлияли на северную Сонгайские языки Такие как Савак, носители которых являются туарегами в культурном отношении, но говорят на языке сонхай; это влияние включает вопросы фонологии, а иногда и грамматики, а также обширные заимствования.
Синтаксис
Тамашек предпочитает порядок VSO; однако он содержит тема – комментарий структура (например, в американском жестовом языке, современном иврите, японском и русском языках), позволяющая поставить подчеркнутую концепцию на первое место, будь то субъект или объект, причем последнее дает эффект, подобный английскому пассиву. [31] Садлоу использует следующие примеры, все из которых выражают концепцию «Мужчины не готовят кашу» (буква e обозначает шва Садлоу):
Опять же, как и в японском языке, «местоимение / частица« а »используется со следующим относительным предложением, чтобы поставить существительное в начало фразы для выделения», структура, которая может использоваться для выделения даже объектов предлогов. [32] Пример Садлоу (s означает глухой небно-альвеолярный фрикативный звук):
essensăɣ enăle | «Я купил просо». |
enăle a essensăɣ | «Я купил просо». |
Косвенный маркер объекта принимает форму i / y в Тудалте и e / y в Тадраке. [33]
Морфология
Как корень и образец, или шаблонный язык, трехбуквенные корни (трех согласные основы) являются наиболее распространенными в тамашеке. Нильс и Регула Кристиансен используют корень k-t-b (писать), чтобы продемонстрировать прошлое завершенное спряжение аспектов:
Человек | Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|---|
1-й | эктаба ‘Я написал’ | нектаб ‘Мы написали’ | |
2-й | (м) | Tektabad «Вы (2s) написали» | Tektabam «Вы (2p / m) написали» |
(е) | Tektabmat «Вы (2п / ф) написали» | ||
3-й | (м) | иктаб ‘Он написал’ | эктабан «Они (3p / m) написали» |
(е) | тектаб ‘Она написала’ | эктабнат «Они (3 / п / ф) написали» |
Устная переписка с использованием аспекта; Тамашек использует четыре, как определил Судлоу:
Команды выражаются в повелительном наклонении, которое имеет тенденцию быть формой несовершенного аспекта, если действие не должно быть повторено или продолжено, и в этом случае предпочтение отдается курсиву. [37]
Туареги
Туареги — единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой, (самоназвание — «народ покрывала»). Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин. Счёт родства у них ведётся по материнской линии, хотя наследование имущества — по отцовской. К этой традиции относится и обычай молодых супругов поселяться поблизости от родственников матери жены. В первобытном мире люди верили, что духи чужака и его родни могут навредить им. Сила духов сосредоточена в голове человека и выйти на свет может через рот, нос или уши. Поэтому у туарегов до сих пор мужа — пришельца из другого рода — заставляют закрывать лицо покрывалом. Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок. Поэтому в Африке их называют «синие люди».
Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки. Согласно исследованиям, туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.
Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.
В сексуальном смысле женщины туарегов — самые свободные женщины мира. Дело иногда доходит до выяснения личности отца родившегося ребенка. Обычно это выясняется так: собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и предполагаемых отцов. Когда доказательства найдены, ребенок записывается без согласия отца.
Согласно Морокко в туарегской культуре добрачный опыт считается преимуществом как у мужчины, так и у женщины. Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод. Само туарегское общество решительно осуждает проституцию.
Перед браком туарегские женщины наслаждаются удивительной свободой. Согласно Rodd, они не работают, и вместо работы танцуют, поют и сочиняют стихотворения. В туарегском обществе существует класс благородных и класс рабов. Некоторые племенные образования служат другим благодаря унаследованному статусу. Благородные женщины, у которых есть рабы, работают ничтожно мало. Они делают сыр и масло, пасут коз, считают дни. Считается, что они умеют обрабатывать кожи, а мужчины – шить и вышивать.
В отличие от своих соседок, туарегские женщины имеют право выбирать пару; у мужчин может быть больше одной жены, но обычно есть только одна. Иногда туареги проводят специальные мероприятия – «tendi» и «ahal», на которых молодые встречаются и танцуют танцы ухаживания. Tendi обычно проводится после обеда, ahal – вечером. На ahal могут играть музыканты. У туарегов даже есть аналог средневекового «суда любви» с «султаном» и «султаншей», избираемыми для управления этими двумя мероприятиями. Rodd утверждает, что часто после ahal девушка садится на верблюда и всю ночь едет на встречу с мужчиной, а потом они вместе возвращаются к ней. А иногда почитатель совершает прям-таки нечеловеческие путешествия, только чтобы увидеть свою даму.
Туарегская невеста управляет всей личной собственностью, включая скот; муж оплачивает расходы семьи. После брака от обоих ждут приличного поведения, но у женщины могут быть друзья и подруги (в западном значении слова «друг»). Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина друг рядом с другом глазами и сердцем, а не только постелью».
В культуре туарегов силен матриархальный уклад. Мужчины занимают места вождей и членов совета, но положение вождя племени передается по наследству по женской линии. Наследование происходит по материнской стороне, и мужчина, который женится на женщине из другого племени, переходит в племя жены. Мужчина может передвигаться вверх по племенной социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но сами женщины редко выходят замуж за мужчин, которые по положению ниже их. Женщины принимают участие в соревнованиях на силу. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших пустынных торговцев. Положение женщины в племени туарегов уникально.
Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.
Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе.
Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.
1.Вождь — аменокаль
2.Мать аменокаля
3.Собрания предводителей «барабанных» групп
4.Предводитель «барабанной» группы
5.Племенная или «барабанная» группа
По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацую, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.
Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.
Аристократы белокожие, высокие и стройные. Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На груди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из разноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, открытыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандали из кожи. Благородный носит каменный браслет, иногда — простое серебряное кольцо на пальце в качестве украшений.
У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой.
Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.
СОДЕРЖАНИЕ
Описание
Диалекты туарегов принадлежат к группе южных берберов и иногда рассматриваются как единый язык (как, например, Карл-Готфрид Прассе ). Они отличаются в основном несколькими звуковыми сдвигами (особенно влияющими на произношение исходных z и h ). Сорта туарегов в некоторых отношениях необычайно консервативны ; в них сохраняются две короткие гласные, в то время как в североберберских языках есть одна или ее нет, и в них гораздо меньше арабских заимствований, чем в большинстве берберских языков.
Подклассификация
Blench (ms, 2006) перечисляет следующие языки как отдельные языки с диалектами в скобках:
Орфография
Использование тифинага теперь ограничивается в основном написанием магических формул, письмом на ладонях, когда требуется тишина, и письмом. Арабское письмо в основном используется племенами, более вовлеченными в изучение ислама, и мало что известно о его традициях.
DNAFLA (Мали) | Нигер | Тифинаг | Тифинаг (текст в Юникоде) | Персидско-арабский |
---|---|---|---|---|
а | а | |||
â | ||||
ă | ă | |||
ǝ | ǝ | |||
б | б | ⵀ | ب | |
(ḅ) | ||||
c | ||||
d | d | ⴷ | د | |
ḍ | ḍ | ⴹ | ض | |
е | е | |||
ê | ||||
ж | ж | ⴼ | ف | |
грамм | грамм | ⴳ | گ ݣ | |
я | я | |||
я | ||||
j | j | ⴶ | چ | |
ǰ | ||||
ɣ | ɣ | ⵗ | غ | |
час | час | ⵂ | ه | |
k | k | ⴾ | ک | |
л | л | ⵍ | ل | |
ḷ | ḷ | |||
м | м | ⵎ | م | |
п | п | ⵏ | ن | |
ŋ | ŋ | |||
о | о | |||
ô | ||||
q | q | ⵆ, ⵈ | ق | |
р | р | ⵔ | ر | |
s | s | ⵙ | س | |
ṣ | ṣ | ⵚ | ص | |
š (ʃ) | š | ⵛ | ش | |
т | т | ⵜ | ت | |
ṭ | ṭ | ⵟ | ط | |
ты | ты | |||
û | ||||
ш | ш | ⵓ | و | |
Икс | Икс | ⵅ | خ | |
у | у | ⵢ, ⵉ | ي | |
z | z | ⵌ, ⵣ | ز | |
ẓ | ẓ | ⵥ | ظ | |
ž (ʒ) | ǧ | ⵊ | ج | |
час | ⵆ | ح | ||
(ʕ) | ⵄ | ع |
Система DNAFLA представляет собой несколько морфофонемную орфографию, не указывающую на сокращение начального гласного, всегда записывающую направленную частицу как Фонология
Гласные
Судлоу классифицирует «полугласные» / w, j / с гласными и отмечает следующие возможные дифтонги: / əw / (> [u]), / ăw /, / aw /, / ew /, / iw /, / ow /, / uw /, / əj / (> [i]), / ăj /, / aj /, / ej /, / ij /, / oj /, / uj /.
Согласные
Губной | Альвеолярный | Небный | Velar | Увулярный | Глотка | Glottal | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
простой | выразительный | |||||||
Носовой | м | п | ŋ | |||||
Стоп | б | тд | тˤ дˤ | ɟ | k ɡ | q | (ʔ) | |
Fricative | ж | sz | (sˤ) zˤ | ʃ ʒ | х ɣ | (ħ ʕ) | час | |
Боковой | л | (lˤ) |
Набор согласных во многом напоминает арабский: дифференцированное звучание; увуляры, глотки (традиционно называемые эмфатиками) / tˤ /, / lˤ /, / sˤ /, / dˤ /, / zˤ / ; требуя сокращения мышц глотки и влияя на произношение следующей гласной (хотя / lˤ, sˤ / встречаются только в арабских заимствованиях и / ɫ / только во имя Аллаха ).
/ ŋ / встречается редко, / ʒ / редко встречается в тадраке, а / ħ, ʕ / используются только в арабских словах на диалекте Tanəsləmt (большинство Tamasheq заменяют их на / x, ɣ / соответственно).
Происходит ассимиляция голоса, при этом первый согласный принимает голос второго (например, / edˤkăr / > [etˤkăr] ).
Фонотактика
Надсегментарные
В статическом аспекте глаголов может встречаться контрастное ударение.
Диалектные различия
Грамматика
Синтаксис
Тамашек предпочитает порядок VSO; однако он содержит структуру « тема – комментарий» (например, в американском жестовом языке, современном иврите, японском и русском языках), позволяя поставить на первое место подчеркнутую концепцию, будь то субъект или объект, причем последнее дает эффект, подобный английскому пассиву. Садлоу использует следующие примеры, все из которых выражают концепцию «Мужчины не готовят кашу» (e обозначает шва Садлоу):
Опять же, как и в японском языке, «местоимение / частица« а »используется со следующим относительным предложением, чтобы поставить существительное в начало фразы для выделения», структура, которая может использоваться для выделения даже объектов предлогов. Пример Садлоу (s означает глухой небно-альвеолярный фрикативный звук):
essensăɣ enăle | «Я купил пшено». |
enăle a essensăɣ | «Я купил просо». |
Косвенный маркер объекта принимает форму i / y в Tudalt и e / y в Tadraq.
Морфология
Человек | Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|---|
1-й | ektabaɣ ‘Я написал’ | нектаб ‘Мы писали’ | |
2-й | (м) | tektabad ‘Ты (2s) написал’ | tektabam ‘Ты (2п / м) написал’ |
(е) | tektabmat ‘Ты (2п / ф) написал’ | ||
3-й | (м) | iktab ‘Он написал’ | ektaban ‘Они (3п / м) писали’ |
(е) | tektab ‘Она написала’ | ektabnat ‘Они (3 / п / ф) писали’ |
Словесная переписка с использованием аспекта; Тамашек использует четыре, как определил Судлоу:
Команды выражаются в повелительном наклонении, которое имеет тенденцию быть формой несовершенного аспекта, если действие не должно повторяться или продолжаться, и в этом случае предпочтительнее курсивный аспект.