на каком языке говорят в новом орлеане
Часто термин «ят» относится, в частности, к акцентам Нового Орлеана, которые являются «наиболее сильными» или особенно напоминают акцент рабочего класса Нью-Йорка, хотя другие используют этот термин в качестве регионального маркера, чтобы определить речь, слышимую в определенных части города и его окраины. Ят, используемый в этом более узком смысле, является просто одним из многих поддиалектов Нового Орлеана. Слово происходит от общего употребления местного приветствия «Где ты?» или «Где ты сейчас (то есть в жизни)?», что означает вопрос: «Как дела?»
СОДЕРЖАНИЕ
История
Локальная дисперсия
Лингвистические особенности
Некоторые из наиболее отличительных черт:
В популярной культуре
Самобытный диалект Нового Орлеана во многих смыслах изображался в городе и в США.
Актуальные новоорлеанские акценты редко можно было услышать на национальном уровне. Жители Нового Орлеана, получившие известность в СМИ, часто пытались смягчить или устранить наиболее характерные местные произношения. « Девять жизней» Дэна Баума разделяет чувства Рональда Льюиса, уроженца Девятого прихода, которого смущает его местный диалект, когда он говорит перед группой белых северян. После перемещения жителей района Большого Нового Орлеана из-за урагана Катрина Соединенные Штаты познакомились с некоторыми акцентами Нового Орлеана Ят благодаря постоянному освещению в новостях. Шоу Стивена Сигала « Лоуман» раскрыло нации некоторые акценты и диалекты ят.
Компания мобильных телефонов Boost Mobile использовала фразу «Где ты?» в ранних рекламных кампаниях.
Другие местные диалекты и заблуждения
Мои путешествия. Новый Орлеан, штат Луизиана. Часть 1. Обзорная
Луизиана — штат на юге США, 18-й штат, вошедший в Союз.
Столица — Батон-Руж, крупнейший город — Новый Орлеан.
Население около 5 миллионов человек.
Названа в честь французского короля Людовика XIV (во французском произношении Луи).
Официальное прозвище Луизианы — Штат пеликанов.
Вот так выглядит флаг штата. Очень мило, по-моему.
Въезжаем в Новый Орлеан по такому вот интересному мосту: ощущение, что дорога уходит в небо.
Вот он, красавец, Новый Орлеан! Сумасшедший, экзотический, колоритный, приветливый город-праздник, город-карнавал, город-космополит!
Сегодня сложно поверить, что в 2005 году во время разрушительного урагана «Катрина» город был практически весь затоплен. Погибло тогда более 1500 человек.
Население города в связи с этим тоже изменилось, уменьшившись сразу почти вдвое. Сейчас оно понемногу увеличивается, но еще не достигло прежнего уровня. В городе проживает около 400 тысяч человек.
Это Canal Street, главная улица города, после урагана:
Это та же улица сегодня:
Прозвища Нового Орлеана — «Город-полумесяц» (англ. Crescent City ), «Большая простота» (англ. Big Easy ) и «Беззаботный город» (англ. City that Care Forgot ), неофициальный девиз — «Пусть текут хорошие деньки» (фр. Laissez les bons temps rouler ).
Именно эти названия чаще всего фигурируют на здешней сувенирной продукции.
Новый Орлеан привлекает огромное количество туристов, в первую очередь, наверно, благодаря смешению культур.
Эта «взрывная смесь» наделяет город каким-то своим, особым, неповторимым стилем, сочетающим в себе французские, испанские, карибские, африканские, американские и еще бог знает какие черты.
Поскольку в свое время местное население больше склонялось в сторону Франции, чем Испании, французские элементы здесь преобладают над испанскими.
Большинство названий в городе написаны на французский манер.
Не зря Новый Орлеан называли Парижем Нового Света
Мне очень понравилось газовое освещение на улицах города. Это придает городу особое очарование.
Вернусь еще раз к Canal street, главной улице города.
Эта же улица вечером
Вдоль этой улицы ходят трамваи. Движение трамваев здесь было открыто в 1893 году. Они и на сегодняшний день являются главным общественным транспортом Нового Орлеана.
Предполагаю, что вся эта очередь на остановке состоит из туристов, желающих проехаться на знаменитом трамвае
Когда тепло на улице (а тепло здесь почти все время, это конец марта, а люди одеты по-летнему) окна травая открыты:
Новый Орлеан может похвастать обилием дискотек, ночных клубов, баров, пабов и джаз-клубов, которые работают до утра.
Есть в городе и казино.
Набережная реки Миссисипи
На набережной мы взяли билеты на 2-часовой круиз по реке Миссисипи на этом колесном пароходе Natchez.
Это настоящий корабль на паровом ходу. Он построен в 1975 году и является копией предыдущего парохода Natchez.
Таких пароходов по Миссисипи у Нового Орлеана плавало больше десятка.
Внутри корабля предлагается обед или ужин под сопровождение живого джазового оркестра
Затем можно переместиться на открытую палубу и наслаждаться видами города
Вид на противоположный берег Миссисипи
За редким исключением эти виды были довольно-таки унылы и скучны, но сам факт того, что ты(!) плывешь по Миссисипи(!), очень вдохновлял! ))
Если немного отъехать от центра города, то и там можно найти очень много приятных и интересных мест.
Очень красивая улица, над которой растущие по обеим ее сторонам дубы соединили свои кроны так, что получилось нечто вроде зеленого шатра
А это дом, практически полностью увитый плющем
До чего же они радуют глаз!
Остановлюсь на этом подробнее.
Зимой 1872—1873 года он провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников, где жил в доме зажиточного дяди Мишеля Муссона. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.
Этот дом сохранился до сих пор и действует как музей-гостиница.
Эдгар Дега был единственным из французских художников-импрессионистов, который посетил Америку, жил и работал в ней. Все остальные импрессионисты – Клод Монэ, Ренуар, Писарро, Сезанн и другие – Америкой не интересовались.
В 1920 году этот дом раздели на две части.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи; брат художника, Рене де Га, изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан, и Дега гордился их успехами. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой.
Мне очень понравился комментарий к этой картине, найденный на одном из сайтов. Очень любопытное мнение и о жизни художника в Америке, и о его отношении к Новому Орлеану и Америке в целом:
. Первоначально Дега был впечатлен жизнью в Новом Орлеане. Все ему казалось интересным и необычным в этой уникальной части США, которая была самым настоящим котлом культур.
О том, что быстро надоело Дега в Америке, интересно высказался британский историк искусства Дэвид Эддисон в документальном фильме «Edgar Degas: The Great Impressionists» ( https://www.youtube.com/watch?v=QSYpdoFTIBE ). В конце концов, должны были быть причины, по которым он не воспользовался этой уникальной творческой возможностью. Эддисон сказал примерно так: Америка предстала перед Эдгаром Дега как далекая земля спокойного процветания. Его источником был хлопок, о котором американские родственники французского художника говорили и думали постоянно. Эдгару Дега эта узость мышления скоро надоела.
Дега как бы смотрит на внутренность хлопковой биржи и ее обитателей сверху и сбоку. Он не хочет проникать в душу через глаза ни к одному из изображенных людей – поэтому никто из них не смотрит прямо на него, каждый занят каким-то делом. Те, кто непосредственно не меряют и не трогают хлопок, что-то пишут, читают газету и т.д. Однако нет никакого сомнения: что бы они не делали, это связано с хлопком: будь то бухгалтерская отчетность по продаже хлопка или сводки из других хлопковых бирж. Этого художественного исследования было достаточно Дега, чтобы изобразить довольно пустую душу новоорлеанской элиты, в которой не было ничего кроме мыслей о прибылях с продажи хлопка. Эдгару Дега такая душа пришлась очень не по вкусу. Подобно ему, любой французский импрессионист наверняка почувствовал бы сильное отторжение от американской культуры.
Справедливости ради необходимо отметить, что в Америке ценят не только деньги, но и искусство. Американские музеи владеют крупнейшими коллекциями картин французских импрессионистов. На память приходит великолепный Институт Искусства в Чикаго, Музей Гуггенхайма или Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, коллекция Генри Пёрлмана в Принстоне. В отличие от импрессионистов, которые Америку не любили, Америка их очень любит.
НОВЫЙ ОРЛЕАН
Основан в 1718 году французами на левом берегу р. Миссисипи, на прирусловом валу среди заболоченных низменностей, в стратегически важном месте, как опорная база для освоения бассейна р. Миссисипи. Назван в честь герцога Филиппа Орлеанского, регента при малолетнем французского короле Людовике XV. С 1722 года админисративный центр Луизианы. Быстро развивался как крупный торгово-перевалочный пункт (5 тыс. жителей в 1732 году). По условиям Парижского мирного договора 1763 года передан Испании. В XVII-XVIII веках на базе французско-испанских и вест-индских традиций сформировалась местная культура. В 1800 году вновь перешёл под контроль Франции, в 1803 году вместе с Луизианой продан США (население около 10 тыс. человек), с 1812 года в составе новообразованного штата Луизиана. Сражением под Новым Орлеаном 8 января 1815 года (победу одержал американский генерал Э. Джэксон) фактически завершилась англо-американская война 1812-1814 гдоы.
Население города состояло преимущественно из лиц европейского происхождения, в основном франко- и испаноязычных, африканских невольников и их потомков, т. н. свободных цветных (gens de couleur libres). После Гаитянской революции рабов 1791-1803 годы город пережил волну эмиграции с о. Гаити (как белых, так и цветных, приезжавших в Новый Орлеан со своими рабами); с 1820-х годов в Новом Орлеане стали прибывать немецкие и ирланские иммигранты, усилилось влияние северо-американской протестантской культуры (французский язык был окончательно вытеснен английским только к начале XX века). В первой половине XIX века стал крупнейшим хлопковым портом США: в 1820-1840 годы по р. Миссисипи ходило ок. 400 пароходов, грузооборот порта составлял ок. 500 тыс. т в год.
К 1840 году (перепись) население города достигло 102,2 тыс. человек, Новый Орлеан стал третьим по числу жителей городом страны после Нью-Йорка и Балтимора и первым к западу от Аппалачей и на Юге.
Новый Орлеан считается родиной джаза. В честь Л. Армстронга, одного из основателей традиционного джаза, назван Армстронг-парк. Луизианский филармонический оркестр (1991 год). На сцене «Театра исполнительских искусств Махалии Джексон» (1973 год) проводятся представления мюзиклов, опер, симфонические и джазовые концерты и др. Ежегодные фестивали: международный джазовый «Джаз-Фест» (New Orleans Jazz & Heritage Festival; с 1970 года), афроамериканской музыки «Эссенс» (по назв. одноим. журнала; с 1995 года), джазовой, нар. и традиционной музыки «Французский квартал» (с 1984 года).
Крупный спортивный центр. Наиболее известные профессиональные клубы: «Нью-Орлеанс Сентс» (американский футбол), «Нью-Орлеанс Хорнетс» (баскетбол), «Нью-Орлеанс Зефирс» (бейсбол). Состязания проводятся на стадионах «Мерседес-Бенц Сьюпердоум» (до 2011 года «Луизиана Сьюпердоум»; 76,5 тыс. мест; крупнейший в мире крытый стадион) и «Нью-Орлеанс Арена» (св. 18 тыс. мест). Среди крупнейших состязаний, традиционно проводящихся в Новом Орлеане, турниры по гольфу «Цюрих-Классик», входящие в чемпионат ПГА (Ассоциации проф. гольфистов), решающие состязания студенческих команд по баскетболу (финал четырёх Национальной студенческой спортивной ассоциации) и по американскому футболу (Шугар Боул) и мн. др.
Среди других крупных городов США Нового Орлеана выделяется разнообразием языков: широко распространены французский язык, диалект его канадского варианта, на котором говорят франкоканадцы, иммигрировавшие сюда из пров. Акадия (совр. Новая Шотландия; их в Луизиане называют каджунами), и луизианский креольский язык, сложившийся в среде гаитянских негров. Культурное и этническое многообразие проявляется также в области гастрономической традиций (многочисленные блюда из морепродуктов, овощей и др.) и уличных праздников.
США: Новый Орлеан. Часть I. Самый американский город Европы
Из всех городов США мне больше всего хотелось побывать именно в Новом Орлеане, поэтому я специально подстроил маршрут так, чтобы туда добраться.
Да, дорожное покрытие здесь прямо как в типичном российском городе.
Тротуары под стать.
Больше 10 лет назад Новый Орлеан был практически уничтожен ураганом, население резко сократилось. Иногда можно встретить заброшенные дома. Меня очень удивило, что на странице хостела в интернете было написано, что «из-за последствий урагана Катрина мы работаем не полный рабочий день, поэтому чекин с 17-00». Прошло 10 лет, а клятый ураган все никак не отпустит.
Новый Орлеан стоит на великой реке Миссисипи.
В Новом Орлеане есть свой даунтаун с небольшими небоскребами.
На другой стороне реки обычный жилой район.
Хорошая табличка: «Почините мои дороги, я плачу налоги».
В Луизиане до сих пор в некоторых деревнях живут люди, говорящие в быту по-французски. Сохранились и французские фамилии: вот кандидат Мари Ландриё.
Флёр-де-Лис в Новом Орлеане повсюду.
Новый Орелан был основан французами, после поражения Франции в Семилетней войне эта территория отошла Испании, еще через 40 лет Наполеон ее вернул, но через три года продал США.
В память о Франции стоит памятник Жанне д’Арк.
Слово Go написали на французский манер: Geaux.
Типичные дома выглядят так, совершенно не похоже на Францию с ее ставнями. Это какой-то местный уникальный стиль.
Благодаря французам (точнее, креолам) в Луизиане появилась своя уникальная кулинария. Цены, как и везде в Америке, кусаются, но я не мог не воспользоваться шансом попробовать жареного крокодила. Докладываю: мясо крокодила жесткое (жестче баранины) и тягучее. Без соуса было бы невкусно, а с соусом вполне.
Любители острых ощущений могут схватиться за сердце от цен на рынке.
Как всегда, loitering запрещено
Орлеанцы выражают мнение о правительстве.
Обалденные старые трамваи, похожие на лиссабонские.
Главный собор весьма пышно украшен по меркам Америки.
Популярной достопримечательностью является местное кладбище Святого Луи.
Почему-то в путеводителях пишут, что там небезопасно ходить одному, хотя реально там множество экскурсионных групп, а территория маленькая. Ночью туда при всем желании прийти нельзя, потому что закрыто. Хотя, похоже, кто-то сюда лазит через забор.
Людей хоронили в таких каменных саркофагах потому, что Новый Орлеан стоит на болотах, и обычные могилы бы быстро размыло.
Я знал, что где-то на этом кладбище находится могилы жрицы вуду Мари Лаво, у которой люди оставляют сувениры на счастье, ставя на могиле кресты. Оказалось, таких могил две, и обе не подписаны.
Пришлось более внимательно погуглить, чтобы выяснить точное положение.
Вот искомое место. Слева внизу табличка. Похоже, эту могилу в отличие от двух предыдущих, регулярно красят, поэтому и нет крестов.