на каком языке пела джамала
«Когда незнакомцы приходят в ваш дом» Почему украинка Джамала поет о депортации крымских татар на «Евровидении»
В Стокгольме прошел второй полуфинал музыкального конкурса «Евровидение». Свой номер показала украинская певица Джамала — букмекеры называют ее главным конкурентом Сергея Лазарева в борьбе за первое место. «Лента.ру» рассказывает о Джамале и ее песне «1944», самой обсуждаемой на конкурсе.
Джамала (Сусанна Джамаладдинова) занимается музыкой с раннего детства. Ей 32 года, она родилась в Оше (Киргизия), куда ее прабабушка была выслана во время депортации татар из Крыма. Прадед и все мужчины со стороны бабушки погибли на фронте. Ее отец — татарин, мать — армянка.
В 1989 году семье Сусанны удалось вернуться в Крым, в село Малореченское (прежнее название Кучук-Узень), где жили предки. На то, чтобы купить дом и перевезти семью, ушло шесть лет. Найти того, кто согласится продать дом возвращающимся крымским татарам, было невозможно, поэтому покупкой занималась мать, чья национальность не вызывала подозрений. Родителям даже пришлось временно развестись, чтобы вычистить «татарский след» в документах матери. По словам певицы, решиться на такой шаг было морально очень тяжело.
Сусанна с отличием окончила Национальную музыкальную академию имени П.И. Чайковского в Киеве по классу оперного вокала, но карьере оперной певицы предпочла поп-музыку.
Известность пришла к ней в 2009 году после победы на конкурсе молодых исполнителей «Новая волна» в Юрмале — Джамала удостоилась Гран-при. В 2011 году выходит ее первый, англоязычный альбом For Every Heart. Тогда же певица предпринимает первую попытку попасть на «Евровидение». По ее словам, она должна была победить в отборочном конкурсе Украины, но не прошла из-за судейских махинаций.
Спустя пять лет, выпустив четыре альбома, Джамала попробовала еще раз. Песню «1944» она сочинила около двух лет назад для альбома «Подих» (2015), но эта вещь слишком сильно отличалась от остального материала по звучанию, настроению, и в альбом не вошла.
Материалы по теме
Они придумали Крым
Слова песни довольно абстрактны, но по рассказам Джамалы, в основе — история прабабушки Назылхан, которую в 1944 году депортировали в Среднюю Азию с пятью маленькими детьми на руках. Прадед в это время воевал в Красной армии. Маленькая дочь Назылхан Айше умерла по дороге. Сопровождающие поезд солдаты не дали похоронить ребенка и выкинули его на обочину словно мусор.
Известие о том, что Украина поедет на «Евровидение» с песней о депортации крымских татар, вызвало бурную реакцию у российских политиков и парламентариев. Крымский вице-премьер Руслан Бальбек назвал номер Джамалы пляской на костях. Депутат петербургского заксобрания Виталий Милонов отозвался о песне как о провокации со стороны Украины. Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин выразил надежду, что руководство «Евровидения» не допустит песню к конкурсу.
Когда приходят незнакомцы,
Приходят в ваш дом,
Они убивают вас всех
И говорят: «мы не виноваты».
Где ваш разум?
Человечество плачет.
Думаете, что вы боги,
Но все смертны.
Не глотайте мою душу, наши души.
Я не насытилась своей молодостью,
Я не росла здесь.
Мы могли бы построить будущее,
Где люди были бы свободны,
Жить и любить.
Самое счастливое время.
Где ваше сердце?
Человечество восстает.
Думаете, что вы боги,
Но все смертны.
Не глотайте мою душу, наши души.
Я не насытилась своей молодостью,
Я не росла здесь.
Не могла насытиться своей Родиной.
Джамала два года не была в Крыму, где живут ее родители («мой приезд туда может быть использован против меня»). Околополитические скандалы ее не радуют. Певица говорит, что зрители из Петрозаводска, Самары и других российских городов, приезжающие на ее концерты, ей «даже роднее, чем украинцы».
О чем пела Джамала, или нет политики на «Евровидении» «1944»
Ответ Крымчанина из Евпатории. Достойно внимания.
Я одного понять не могу. Почему хохлов волнуют проблемы крымских татар?
Во-первых депортация была уже давно, а не сейчас.
Во-вторых крымские татары теперь снова в составе России, а значит теперь это уже наши проблемы.
Ну да ладно. Хрен с ними. Пусть теперь проводят Евровидение у себя. Может хоть немного отвлекутся от проблем, которые их напрямую не касаются.
Если кому то хочется углубиться в историю, то почему не вспомнить, что за всю историю набегов крымских татар были угнаны в рабство одних русских по разным оценкам от 1,5 до 3 млн чел. Для сравнения всё податное население, которое учитывалось переписью в пределах Русского государства, насчитывало в 1646 году около 5,9 миллионов человек.
А с учётом поляков, чехов, венгров и т.д. число угнанных оценивается до 5 млн. По крайней мере в 10 раз больше, чем самих татар.
Так ведь 5 млн. это только угнанные. Нападали на беззащитные селения и угоняли только тех, кто мог дойти пешком до Крыма. Остальных вырезали на месте, дома сжигали.
Если бы в 18-м веке наши вырезали бы татар поголовно за всё «хорошее», то кто бы их хоть словом упрекнул?
Так что пусть молятся на Екатерину II и радуются, что вообще живы.
классическое «а нас то за що»
Не оправдываю татар, но выступаю за историческую справедливость.
Ниже прикрепляю пару фотографий (качество неважное, но прочесть можно) списков жертв репрессий оккупантов в 1942-44 годах.
Я тут погуглил «Социалистический вестник», 1946, №1, все что нашел, так это то, что Николаевский написал в нем статью «Из летописи советской литературы» и там что-то про Мандельштама написано
но отрывок из поста можно найти тут
Такого крымским татарам не инкриминировали даже громыки и прочие члены Политбюро. Однажды, в июле 1987 года, ТАСС, по личному распоряжению А.Громыко, объявило всему миру, что крымские татары тысячами сжигали в печах русских, украинцев, цыган, евреев:
Так эту банду из скольких там человек и повесили бы, причем тут народ? сын за отца отвечает?
Весь народ депортировали
«Гитлеры приходят и уходят, а народ германский остается» в этом случае почему то не сработал
Вот теперь объясните пожалуйста..
Джамала поет о ее бабушке, которую депортировали после событий в Крыме? И вроде как вы мудилы советские, депортацией отобрали у нее детство?
В 1995 Алания так чемпионат России выиграла.
Кукуруза, Часть II. Турецкое зерно
Для начала, немного терминологии. Индейское название “махиз” попало в Старый Свет с первыми початками, и распространялось вместе с ними. Так оно и осталось в большинстве языков, от испанского и немецкого до финского и английского (да, по-английски будет maize, corn это по-американски). Однако затем, как мы знаем, произошла какая-то постирония, и возникло слово «кукуруза». Как именно возникло? Консенсуса наука не имеет, есть несколько версий. Согласно одной из них, что мне наиболее близка, слово проистекает от румынского cucuruz, что означает «еловая шишка». Близко и логично. Также существует вариант, что источником было словенское слово kukúrjav («кучерявый»), турецкое «кокороз» («высокое растение») или же болгарское кукуряк («чемерица»). Есть и необычная версия — дескать, междометие «кукуру» использовали, чтобы подзывать домашнюю птицу на кормёжку, и со временем это слово перешло на корм для птиц. Которым к этому времени стала преимущественно кукуруза.
Хорошая карта, если хотите запомнить все европейские вариации «кукурузы». Иронично, что в Румынии вместо пресловутого cucuruz используют нечто другое — это один из аргументов против «румынской» версии кукурузы. Примечательно и португальское milho, в переводе «просо» — как португальские и южнофранцузские фермеры различают эти две культуры, не совсем понятно.
Едва оказавшись в Европе, новый злак начал молниеносное распространение. Первым таинственным злаком заинтересовался Святой Престол — сразу после прибытия Колумба в 1494 году папский агент в Испании Педро де Алгерия пишет кардиналу Сфорца о маисе.
Островитяне также делают хлеб из особого проса, похожего на водящееся у Милана и Андалузии. Колос размером чуть больше ладони, тупоконечный и толщиной с мужское предплечье. Зёрна формой и размером напоминают горошины. Когда они растут, они белые, но чернеют при созревании. В земле они белее снега. Такое зерно называют maiz.
В одном из следующих писем Педро пишет, что отправил несколько початков Его Преосвященству с посыльным на пробные посадки — так Папская Область становится первой страной Старого Света, где задокументировано распространение кукурузы. Вероятно, почти одновременно она распространилась на Пиренейском полуострове.
Обласканный вниманием новый злак с блеском показывает свою адаптивность — по Европе волной прокатывается кукурузный блицкриг. Уже в 1517 году кукурузный мотив изображают на фреске в окрестностях Рима; злаку хватило 20 лет, чтобы начать покорять Италию. Отдельной ветвью распространения, через Венецию, становится мусульманский мир — в турецкий язык слово «кукуруза» проникает из арабского, а ряд восточноевропейских стран первое время считает кукурузу «турецким зерном». Так было и в Германии, где в 1539 году по свидетельству ботаниста Бока оно «…растёт во всех садах, практически везде». Можно увидеть, что тогда кукуруза ещё воспринималась как экзотическая садовая культура, но уже был виден потенциал для массового выращивания.
К 1570-м чудо-злак достигает альпийских регионов Италии — на этом завершает свой путь карибский, теплолюбивый сорт кукурузы, привезённый Колумбом. Его иногда называют кремнистым. Где-то параллельно происходит «второе пришествие» — во время одной из экспедиций в Европу заносят североамериканских сорт, отличающийся большей устойчивостью к холоду, и он успешно закрепляется в Северной Европе. В результате менее чем за век кукуруза овладевает Европой, севером Африки и Ближним Востоком, что по меркам сельского хозяйства того времени скорость просто неадекватная.
«Купидон и Психея» работы Джованни да Удин, 1517 год. Вилла банкира Агостино Киджи. В растительном обрамлении можно увидеть разные початки кукурузы, что свидетельствует о ввозе сразу нескольких сортов в Европу. Киджи увлекался разведением экзотических растений и был близок к Сфорце и папскому двору — возможно он был первым европейцем, вырастившим кукурузу.
Кукуруза давала хороший урожай практически в любой почве и очень быстро, была пригодна для севооборота с другими культурами, содержала ценный для организма крахмал — для крестьян Раннего Ренессанса это была манна небесная, так что не приходится удивляться столь быстрому распространению. Впрочем, суровая реальность напомнила о себе в 1550-е годы — тогда череда холодных лет разочаровала фермеров в идее растить только кукурузу. Несмотря на это, к концу XVI века кукуруза плотно заняла место в рационе европейцев.
Вслед за массовым выращиванием маиса его начали не менее массово употреблять в пищу. Помимо размалывания в муку и запекания, как европейцы делали с любым другим зерном, кукуруза стала кашей, компонентом супов, жаркого. Кукуруза ворвалась в консервативную европейскую кулинарию, подарив миру итальянскую поленту, румынскую мамалыгу, грузинский хлеб мчади… и это не считая многообразных запеканок, пирогов, соусов и прочих жанров, в которых индейцы не умели работать.
Ваша биомасса, синьоры!
При этом не стоит думать, что кукурузе было какое-то дело до границ, культур и религий — невидимая рука рынка несла зёрна на восток, и в 1533 году злак достигает Индии, к 1555 — Китая. Таким образом, 60 лет кукуруза пересекла всю Евразию вдоль. На Востоке кукуруза тоже воспринимается положительно благодаря способности расти там, где больше ничего не растёт — её усердная культивация там также сделала неоценимый вклад в мировую кулинарию. Несмотря на это, зашкаливающей популярности в Азии кукуруза не получила, в отличие например от Восточной Европы.
Даже в сравнении с оглушительным успехом кукурузы в Европе, её роль в урожаях и рационе американских колоний была определяющей. Попытки внедрять на новой земле европейские методы хозяйствования успехом завершались далеко не всегда, тогда как многие вкусные и полезные штуки росли «на месте». В результате уже в XVII столетии будущие американцы позаимствовали у коренного населения т. н. метод «Трёх Сестёр» — выращивание тыквы, бобов и кукурузы на одном поле. Эти три культуры дополняют друг друга не только в кулинарии, но и на местности. Ещё майя выращивали их вместе, это делало почву устойчивее к истощению — колонисты добавили в рецепт успеха пашню плугом, севооборот и европейские культуры. Бонусом экспансивно расширяем пашни и порабощаем местное население — профит! Путём этой многоходовочки голод в Новом Свете не был таким опустошающим, это часто становилось решающим аргументом в пользу переселения из Европы в колонии.
«Три сестры» в поле. На современных механизированных фермах так редко делают, однако в былые времена такой тандем давал больше, чем если растить культуры раздельно.
Весь этот праздник жизни не преминул сказаться на расово американской кухне. Так, жители будущего Род-Айленда вместе с названием позаимствовали у местных суккоташ — отварную кукурузу с бобами в кукурузной же муке, для вязкости. Похожим образом «из того что было» голландские переселенцы, будущие меннониты и амиши, крафтили себе панхаас — это такая котлета из ошмётков после резки мяса, кукурузной муки и специй. Дальний родственник британского пудинга. Однако если эти локально знаменитые шедевры вошли в моду давно, то к XVIII веку звезда американской кукурузы озарила весь мир.
Жил-был в конце Галантного Века славный пастор, Элайджа Крейг. Жил он в богоспасаемом городке Луисвилль, Кентукки. Пастор кормил неимущих кукурузной кашей, однако не всегда удачно рассчитывал объёмы — в результате часть каши прокисала в подвале. Там она складировалась в бочках, которые — чтобы потом использовать для чего-то почище — изнутри обжигали, во избежание сохранения аромата. Однажды погожим днём пастор спустился в подвал и зачем-то попробовал жидкость из бочки на вкус. За годы прокисшая каша отстоялась, и оказалась недурным бухлишком. Пастор, не будь дурак, стал гнать его для прихожан уже целенаправленно.
Параллельно ту же методику отстаивания отходов развил Якоб Спирс в соседней Вирджинии. Неясно, обе эти истории были реальны или какая-то одна, но оба спиртогона жили в округе Бурбон. Каждый в своём штате. Позднее то ли из-за этого, то ли из-за улицы Бурбон, где их продукт продавали в Новом Орлеане, получил название знаменитый напиток — развившийся как дешёвая альтернатива французскому коньяку и британскому виски, бурбон (он же кентуккийский виски) уверенно завоевал популярность на всех континентах. В Америке же дешёвый крепкий алкоголь стал весомой частью культурного сдвига от париков отцов-основателей к салунам Дикого Запада.
Американские округа и улицы нередко назывались в честь французских Бурбонов, которые в своё время помогали пинать англичан — поэтому отследить точное происхождение напитка не представляется возможным.
Нельзя обойти вниманием и другую американскую инновацию в области — попкорн. Известная с индейских времён забава — греть особый сорт кукурузы, ждать её разноса и есть в таком виде — была также заимствована бледнолицыми. Поначалу американцы просто руками клали зёрна на печь до готовности, к середине XIX века это уже было распространено. Около 1880 года стали появляться специальные «попперы» — паровые аппараты для изготовления попкорна. В 1885 году Чарльз Креторс догадался поставить такой аппарат на телегу и продавать попкорн — дешёвый, быстрый и обманчиво объёмный — на массовых мероприятиях. На этом господин Креторс всего за пару лет сколотил состояние, а в 1893 выпустил сиквел — теперь самоходная попкорнодельня параллельно жарила орешки. Схема «выстрелила» и, пережив второе рождение в тяжёлые годы Великой Депрессии, здравствует до наших дней.
Праздничная шайтан-машина — слева орешки, справа попкорн, позади лучезарный продавец считает баксы.
Куда люди рубежа веков приходят регулярно и массово? В новомодный синематограф, конечно! Даже в странах, где кукурузу не слишком жалуют, конкретно попкорн прижился как обязательный элемент кино-культуры.
А наши как? Возвращаясь чуть назад, к ошеломляющим скоростям распространения «турецкого зерна» — в Российскую Империю злак проникал сравнительно медленно, оседая в основном на национальных окраинах. Появившись в начале XVII века в современной Грузии, оттуда через османов и/или Болгарию кукуруза просочилась таки в Валахию и Бессарабию. Когда Россия их невозбранно зажевала в конце XVIII века, досталась ей и кукуруза. Отмечается, что уже к этому моменту кукуруза успела стать важной частью местного сельхоза — она созревала раньше прочих злаков, подкрепляя силы крестьян и их кобыл в период сбора основного урожая. Были и другие приятные бонусы — например, до самого конца Империи в российском законодательстве имелся не-баг-а-фича, позволявший не платить подати с кукурузы. Потому что список податных круп составляли до её появления. Несмотря на это, её наползание на север протекало черепашьим темпом. Это может быть связано как с теплолюбивостью растения и прочими техническими причинами, так и банально с консервативностью крестьянских общин. Как многие знают, их и картофель сажать научили из-под палки.
Бессарабия на иллюстрированной карте Российской Империи, 1896 год. Виноград, цыгане и кукуруза — основные статьи экспорта этого края стали его визитными карточками.
Хотя площадь распространения кукурузы слабо изменилась от начала XIX до его конца (равняясь
5% всей посевной площади), существенно возростала интенсивность её посевов. Произошла такая интенсификация, что предыдущая экспансия нервно курит в стороне. В 1814 году кукуруза становится экспортной культурой, на Запад экспортируется почти 400 тонн кукурузной крупы. В 1846 году царские власти рекомендовали крупным бессарабским землевладельцам «непременно третью часть засевать разного рода хлебом, кукурузой и картофелем». Параллельно кукурузу активно осваивали крестьяне — в результате к 1850-м объём экспорта достигал 13 000 тонн, к концу XIX века — 490 тысяч тонн. Ещё раз, это экспорт, и прогрессия его роста неиронично геометрическая.
Отчасти такой взрывной рост вызван механизацией сельского хозяйства, на острие которого оказалась кукуруза: первая кукурузная сеялка отечественного производства была применена аж в 1866 году, вслед за ней на отрасль посыпалась лавина нововведений. Рыхлилки и сеялки, рядные и колёсные, ручные и конные — причудливый «зоопарк» агрегатов на любой карман и сарай проходил боевое крещение в полях Бессарабии. Интерес к новинкам не ослабевал, за них платили баснословные деньги и кустарно дорабатывали… в таких условиях ранее возделываемая буквально вручную кукуруза уверенно шагнула в статус основной полевой культуры региона.
Сеять за десятерых, не вставая со стула — это ли не мечта?
Возникшая рекордная урожайность привлекла внимание властей — к концу 1880-х кукуруза усилиями царских чиновников наконец начала выходить из своего ареала обитания. Средняя урожайность зерновых в то время колебалась на уровне 40 пудов с десятины, кукуруза же в среднем давала 60. При этом в отдельных случаях в «исконных» Бессарабии и Кавказе её сбор пробивал все мыслимые потолки, достигая 400 пудов с десятины. «Нам есть куда стремиться» — решили наверху и организовали изучение агротехнических приёмов, пользуемых в «кукурузных» землях. Работы были в самом разгаре, когда по совокупности погодных и антропогенных причин грянул 1891 год. О причинах неурожая и сопутствующего голода до сих пор любят точить языки, но факт голода неоспорим — вызванная им волна прокатилась по всей России, вышла за её пределы и достигла ажно Небраски… но об этом в другой раз!
А ещё вы можете поддержать Кота царским рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Джамала
Биография
Джамала — украинская певица и актриса крымско-татаро-армянского происхождения, с 2016 года народная артистка Украины. Певица выступает в музыкальных жанрах джаз, соул, фанк, фолк, поп и электро. Кроме того, Джамала не раз становилась участницей оперных постановок. Артистка представляла Украину на международном музыкальном конкурсе «Евровидение-2016». Вторая попытка выступить на престижном конкурсе оказалась успешной.
Детство и юность
Джамала — творческий псевдоним (начальные буквы фамилии певицы), ее настоящее имя — Сусанна Джамаладинова. Будущая певица родилась 27 августа 1983 года в небольшом городке в Киргизии. Детские и подростковые годы певицы прошли в Малореченском, недалеко от Алушты.
Джамала по национальности крымская татарка по отцу и армянка по матери. Родители Джамалы, как и многие жители курортного поселка, занимались туристическим бизнесом — у них частный пансионат под Алуштой.
Девочка училась в музыкальной школе, участвовала во многих детских конкурсах. Она выиграла «Детский дождь» и как победитель записала альбом, песни из которого часто крутили на крымском радио. В 14 лет Джамала поступила в музыкальное училище в Симферополе. На занятиях она изучала классику и оперную музыку, а после в подвале играла в собственной джаз-группе «Тутти».
В 17 лет Джамала поступила в Национальную музыкальную академию в Киеве. Приемная комиссия не хотела принимать девушку, пока не услышала ее диапазон в 4 октавы. Джамала была лучшей на курсе, мечтала о сольной карьере в миланской LaScala. Может, так и случилось бы, если бы не ее страсть к джазу и эксперименты в этом направлении.
Музыка
Дебют певицы на большой сцене состоялся в 15 лет. Затем были выступления на европейских, российских и украинских конкурсах. В середине 2009 года Джамалу пригласили на главную партию в опере «Испанский час». Следующей зимой она пела в спектакле-опере на тему бондианы, тогда ее голосом был восхищен английский актер Джуд Лоу.
В 2011 году певица выпустила дебютный альбом. 9 марта 2013 года прошел релиз второго студийного альбома «All or Nothing». Еще через два года она презентовала «Подих», первый альбом с неанглоязычным названием.
Через 5 лет Джамала участвовала в национальном отборе на «Евровидение» от Украины. Певица говорит, что ее отец болел за нее всей душой. Он специально поехал к дедушке и сообщил, что Джамала написала такую песню, которая точно победит. В одном из интервью она рассказала, что песня «1944» посвящена памяти ее предков, прабабушке Назылхан, депортированной из Крыма в мае 1944 года. В родной Крым женщина больше не вернулась.
В этом 2017 году Джамала проявила себя и как актриса. Певица сыграла роль фрейлины в картине «Полина» и появилась в документальных фильмах «Борьба Джамалы» и «Джамала.UA». В 2018 году певица выпустила альбом «Крила», в записи треков которого участвовали джазовый украинский музыкант Ефим Чупахин и гитарист группы «Океан Ельзи» Владимир Опсеница.
Личная жизнь
26 апреля 2017 года Джамала вышла замуж. Ее избранником стал Бекир Сулейманов, с которым певица поддерживала отношения с 2014-го. Родом жених исполнительницы из Симферополя. В Киеве он получил серьезное экономическое образование, позднее изучал медицинскую радиофизику.
Бекир младше своей супруги на 8 лет, но это не помешало им найти общий язык. Именно Сулейманов убедил певицу участвовать в конкурсе «Евровидение». По словам исполнительницы, он аргументировал свои доводы, расчертив на листе схему плюсов и минусов будущего выступления Джамалы.