на каком языке пела сезария эвора
Сезария Эвора
Биография
Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Певицу, финансировавшую все начальное образование и половину здравоохранения Кабо-Верде, называли Босоножкой — на сцену королева фаду всегда выходила без обуви. Лишь на гастролях в странах с суровым климатом Сезария надевала сандалии.
Детство и юность
Певица родилась во втором по размерам городе Кабо-Верде — Минделу в тяжелом для Островов Зеленого мыса 1941 году, когда засуха привела к голоду. У Сезарии было 4 брата и 1 сестра. Бабушка девочки рано разглядела вокальный талант внучки.
Сезария Эвора в молодости / Официальный сайт
Когда Сезарии было 7 лет, отец Жюстино да Круз Эвора, зарабатывавший игрой на гитаре, скрипке и укулеле и приходившийся кузеном известному певцу Франциско Ксавье да Крузу, умер. Мать, кухарка Дона Джоана, памяти которой Босоножка впоследствии посвятила песню «Rotcha Scribida», отдала дочку в приют, где Сезария провела 3 года.
После возвращения домой девочка помогала матери по хозяйству, а также пела на главной площади Минделу. Сезарии на саксофоне аккомпанировал брат Лела. В дальнейшем юная певица стала выступать в барах и португальских казармах.
Музыка
Большинство композиций, исполненных Сезарией, относятся к стилям музыки фаду и морна. Для первого жанра характерны минорная тональность и стоическое принятие судьбы («фатума»), а для второго, являющегося символом Кабо-Верде, — теплая музыкальная палитра.
Выступать в Европе Сезарию пригласил выходец из Кабо-Верде — певец Бана (Адриано Гонсалвеш). В раскрутке вокалистки помогал француз с кабо-вердианскими корнями Жозе да Силва. Самый знаменитый альбом в дискографии Босоножки — «Miss Perfumado» («Благоухающая девушка»), который Эвора записала на пороге 50-летия.
В России, куда Эвора неоднократно, начиная с 2002 года, приезжала на гастроли, особенно популярна в исполнении Сезарии песня в жанре кубинского болеро «Bésame mucho», написанная в 1940-м мексиканкой Консуэло Веласкес Торрес.
Композиция исполнительницы «Ausência» использована Гораном Бреговичем в саундтреке к фильму Эмира Кустурицы «Подземка».
В 2004 году Эвора исполнила хит итальянской эстрады «Парень с улицы Глюка» дуэтом с автором песни — актером, композитором и вокалистом Адриано Челентано.
Личная жизнь
Первой любовью в жизни певицы стал моряк и гитарист Эдуардо де Жуан Чалино, с которым 16-летняя Сезария пела на улицах и в барах Минделу. В молодости Босоножка родила двоих детей — сына Эдуардо от португальского военного и дочь Фернанду от соотечественника-футболиста.
Сезария Эвора в последние годы / «Фейсбук»
Духовной матерью называет Сезарию подруга Фернанды, вокалистка из Кабо-Верде Фантча, посвятившая в 2016 году альбом Nôs Caminhada памяти великой землячки.
С юности до последнего прожитого дня Эвора курила. Темной страницей биографии Сезарии был алкоголизм, который на протяжении 10 лет омрачал личную жизнь Босоножки. Звезда шутила, что выпитый грог придал ее голосу пьянящий оттенок. Эвора приходилась двоюродной сестрой другой певице из Кабо-Верде Герминии да Крус Фортес.
Смерть
В мае 2010-го после операции на сердце Эвора отменила все выступления до конца года. В апреле 2011-го концерты Босоножки прошли в Перми и Москве, а осенью 2011 года звезда сообщила о завершении вокальной карьеры.
Земной путь Сезарии закончился в декабре 2011 года. Причинами смерти стали легочная и сердечная недостаточность, а также высокое давление. За 36 часов до кончины Эвора дала небольшое интервью журналисту испанской газеты. Последний альбом Сезарии вышел через 2 года после ее кончины.
Через 3 месяца после похорон имя певицы присвоено аэропорту, расположенному возле Минделу. Возле терминала установлен памятник Сезарии, воспроизводящий фото 2008 года — немолодая грузная босоногая женщина с микрофоном в руке встречает авиапассажиров. Родной дом Босоножки сейчас функционирует как музей.
Сезарии Эворе, которая была признана одной из самых влиятельных певиц в мире, 27 августа 2019 года исполнилось бы 78 лет. Свою карьеру она начала довольно поздно, поэтому публика никогда не видела ее молодой. Однако ее бархатный голос завораживал с первых секунд, а проникновенные песни в одно мгновение уносили слушателей в неведомые и далекие теплые страны.
Мы решили вспомнить самые яркие факты из биографии Босоногой Дивы — так певицу прозвали за привычку выходить на сцену без обуви.
© BEBERT BRUNO/SIPAEAST NEWS
«Я обычная женщина. Не слишком счастливая. Не богачка, не красавица — просто женщина, каких миллионы».
© Rene-Worms Pierre/ABACA/EAST NEWS
© Guignebourg Denis/ABACA/EAST NEWS
© Rene-Worms Pierre/ABACA/EAST NEWS
© JACQUET / PixPlanete/EAST NEWS
© Rene-Worms Pierre/ABACA/EAST NEWS
© BestImage / East News
© Fabien Klotchkoff, KCS / eastnews
Вам нравятся песни Сезарии Эворы? Вы знали, что она так активно помогала своей стране?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Марк Фрейдкин
Она рыдала обо всех нас
Я знал, что ей 70 лет, что она очень больна, что у нее диабет в тяжелой форме, что она пела босиком не из солидарности с нищими женщинами Африки, как любят писать массмедиа, а потому что на больные и распухшие ноги не налезала никакая обувь (в ее райдере значилась обязательная подача к трапу самолета и чтобы гримерная была на одном этаже со сценой — она не могла подниматься по лестнице). Я знал, что один глаз у нее не видит совсем, а второй — очень плохо, что два года назад она перенесла инсульт, а год назад — операцию на открытом сердце, что осенью перед концертом в Париже ей стало плохо, и она объявила об окончании концертной деятельности. «У меня просто не осталось больше сил», — сказала она журналистам. Я знал все это, но, когда 17 декабря услышал о ее смерти, чуть не расплакался. А мой в пьяном виде позвонил из Израиля и десять минут рыдал в трубку.
Чем же так проняла всех эта неуклюжая, безвкусно одетая, с головы до ног увешанная золотыми побрякушками, полуграмотная (она практически не умела ни читать, ни писать) немолодая женщина без особенных вокальных данных, певшая вдобавок небрежно, неточно и безучастно? Почему для людей, восприимчивых к музыке, для тех, у кого, как говорят французы, «тонкое нёбо», ее пение было совершенно неотразимым и воспринималось буквально как факт личной биографии? Я попытаюсь сегодня рассказать об этом, но на самом деле ничего объяснить здесь нельзя. Пардон за банальность, но волшебство таланта и чудо искусства не поддаются никаким логическим объяснениям.
Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз. Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по огромному многоэтажному универсальному магазину, а я, как всякий нормальный мужчина, всей душой ненавидя шопинг во всех его проявлениях и понимая, что это дело может затянуться надолго, остался внизу в небольшом кафетерии. Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню. И никому это не надоедало. И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз.
1. Nho antone escaderode
Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей. Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению — она поет в приютском хоре.
С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце — одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем…
Словом, к середине Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы (у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем). К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны, ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде — в клубах, на улицах, на пляже — играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки — всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах — местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье.
Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь.
Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора.
Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен:
Море! Вези меня в мою страну,
В страну, где ждёт меня мама,
Где все скучают обо мне!
Море! я тебе верю!
Полумесяц, освещай мой путь
В земли, где прошло мое детство.
, твои руки — моя колыбель…
Море! И сколько лет уже прошло,
Как прежде, светит луна, а я была так далеко!
Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными — почти у каждой есть атрибутированные авторы. Но в конце концов у всех фольклорных песен были авторы, только с годами их забыли. А фольклор еще настолько молод, что авторов забыть не успели.
Классическую морну мы только что прослушали. Морна значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе. А на креольском морна означает «слово». Автором первых морнас принято считать выдающегося поэта Эужениу Тавариша, который жил в конце XIX — первой трети XX века. Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово — тоска. Но этому слову нет аналогов ни во французском, ни в английском, ни в русском. Это невообразимая смесь ностальгии, меланхолии и нежности, чувство утраты настоящего.
Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны удивительно похожи на наши цыганские романсы.
Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, — песня более жанровая, танцевальная и сюжетная. Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало — обычно это куплета и припев, которые повторяются по многу раз. Давайте сейчас послушаем и посмотрим одну колайдеру с того же альбома «Mar Azul ». Скажу сразу, что перевода этой песни найти не удалось, но он, похоже, и не очень нужен. Правда, одну фразу мне вроде бы удалось понять самому. Это фраза «о мама, ескузе вергонья» — «мама, прости меня, бесстыдницу». Песня называется «Станцуем ».
3. Cinturao Tem Mele Danca Tcha Tcha Tcha
В моей видео- и фонотеке есть по меньшей мере по пять вариантов исполнений этих песен, и в каждом из них есть своя изюминка, но я решил остановиться на том живом концерте в парижском клубе «Батаклан» в 1995 году, фрагмент из которого вы сегодня уже видели. Во многом ради того, чтобы показать вам во всей красе прекрасного гитариста Армандо Тито. К сожалению, в дальнейшем их пути с Эворой разошлись, как я полагаю, во многом того, что двум таким ярким артистам было трудно ужиться на одной сцене. Сейчас мы посмотрим две эти вещи подряд. Но для порядка пару слов о текстах, которые снова весьма коротки, чтобы не сказать, лапидарны.
Если ты мне напишешь, я тебе отвечу.
Если ты меня забудешь, я тоже тебя забуду
До дня, когда мы встретимся снова.
Какая замечательная страна!
Какие веселые люди!
Танцы и песни день и ночь.
Но я не умру от удовольствия, потому что не могу здесь остаться надолго.
Следующие два года были посвящены в основном гастролям. В 1994 году выходит альбом «Содад», состоящий преимущественно из старых песен, — в целом не слишком удачный. Зато в этом году в жизни Эворы происходит эпохальное событие — она бросила пить. Прежде она не только много пила, как говорится, по жизни (причем предпочитала крепкие напитки — ром и коньяк), но и позволяла себе выпивать непосредственно во время концертов, так что, по ее собственному признанию, иной раз к концу концерта уже совершенно не вязала лыка. Не знаю, до какой степени это связано с абстиненцией, но буквально через год у нее выходит совершенно потрясающий альбом под скромным названием «Сезария», который, безусловно, можно назвать, одним из лучших альбомов Эворы вообще. Если успех ее предыдущих альбомов держался в основном на хитах, то здесь практическая каждая песня — шедевр. Но дело не только в этом. Паулиньо Вейера и Жозе да Силва нашли наконец оптимальное студийное звучание Эворы, которое уже оставалось неизменным до самого конца, хотя музыканты и аранжировщики впоследствии неоднократно менялись. И еще один важный момент: если на первых четырех альбомах преобладали тягучие морны (к примеру, на альбоме «Содад» вообще нет ни одной коладейры), то теперь коладейра выходит на первый план, и это делает альбомы ярче, потому что музыкально, стилистически и ритмически коладейры богаче. И в них особенно ярко проявляется своего рода ритмический контрапункт, когда на фоне работающей в бешеном темпе звучит совершенно неторопливый и даже немного сонный и с ленцой голос Эворы, который при этом, если внимательно прислушаться, тем не менее оказывается на неуловимую долю впереди аккомпанемента и далеко не всегда совпадает с ним на сильных долях.
Этот альбом стал «золотым диском» во Франции, и с ним Эвора вылетела в свое первое турне по США, где он был номинирован на «Грэмми». Посмотреть ее «живьем» в концертном холле Bottom Line собрался весь музыкальный бомонд, включая Дэвида Боуи и Мадонну, причем последняя, по рассказам, даже отменила ради этого собственный концерт. Но, пожалуй, самым главным показателем успеха Эворы в Штатах стало то, что в зале раздавались аплодисменты, когда она по своему обыкновению закуривала на сцене. И это в Штатах, с их неистребимой паранойей по отношению к курящим!
Попасть на ее концерт (не только в Штатах) было практически невозможно. В 1998 году я был в Париже и узнал, что в эти дни состоится ее концерт в «Олимпии». Когда я на голубом глазу пришел покупать билет, на меня посмотрели, как на сумасшедшего — все билеты были проданы четыре месяца назад. И не помогли даже мои знакомства в министерстве культуры.
Под впечатлением от альбома «Сезария» Горан Брегович пригласил Эвору записать трек Ausencia для фильма Эмира Кустурицы «Underground», что еще больше способствовало ее популярности.
Признаться, я в некотором затруднении, какие песни с этого альбома выбрать. Хочется почти все. Но от одной точно никуда не деться. С этой песни альбом начинается и она называется «Petite Pays» — «Маленькая страна». Текста в ней малость побольше, чем в предыдущих песнях, но тоже не слишком много:
Ты как звезда на небе,
Ты как прохладный песок с морского дна,
Ты смотришь со своих скал на окружающий мир.
О нищая страна, где цветет любовь,
Где звучат морны и коладейры,
О прекрасная страна,
Где звучат барабаны и ритмы «фунана».
О, какая тоска, тоска без конца!
О, какая тоска, тоска без конца!
Моя маленькая страна, я так тебя люблю!
Моя маленькая страна, я так ее люблю!
Так вот, эта песня по содержанию должна быть очень близка россиянам. Она называется «Пенсионная реформа», и поется в ней о том, как трудно старым людям прожить на нищенскую пенсию. Только отношение к этому делу у них там совсем другое.
А новый альбом характерен тем, что писался в разных студиях и даже на разных континентах и в процессе работы над ним постепенно происходила смена аккомпанирующего ансамбля. Все это отчасти сказалось на его содержании — альбом стал еще более танцевальным, в нем появились песни с отчетливо выраженным «карибским звучанием», аранжировки стали еще насыщенней и изысканней. Неизменным остался только голос Эворы — неторопливый, естественный, теплый и в то же время отстраненный, как бы сдерживающий рыданья.
Но давайте продолжим наш эксперимент и посмотрим клип, а вы еще раз попробуете угадать, про что поется в этой песне.
Ну, какие будут варианты?
Разумеется, глядя на этот развеселый клип, догадаться практически невозможно. Эта песня называется «Кровь Бейроны». Это специфическая кабовердианская идиома, которая означает, я извиняюсь, кровь девственницы в момент, так сказать, утраты ею упомянутой девственности. И текст песни звучит в общих чертах так:
Кровь Бейроны приятна и сладка…
Кто хочет знать, вправду ль она так хороша,
Найдет ее в глубине долины.
Кровь Бейроны приятна, сладка…
Если ж тебе не удалось увидеть её,
Ищи того, кто был этому причиной.
Ты научила нас, что этот мир создан для жизни,
Что этот мир создан для любви,
Но что он также создан для смерти и страданий.
В 1997 году к Сезарии приехала французская журналистка Вероника Мортень. Вот как она описала ее домашнюю жизнь:
«Дом Сезарии находится на улице Первого мая, в Минделу. Кто живет вместе с Сезарией? Старенькая мать Жоана. Дочь Фернанда с двумя детьми. Сын Эдуардо. Личный шофер. Повар Пирок. Продюсер, близкий друг и помощник Жозе да Силва. Подруга средних лет, собачка по кличке Зека и некий молодой человек — любовник Сезарии.
В свободные минуты Эвора тщательно ухаживает за своими длиннющими ногтями, которые всегда красит в цвет. Ухоженные ногти смотрятся нелепо и даже вульгарно на ее полных, изувеченных утюгом руках. Она начала делать такой яркий маникюр еще в молодости, потому что часто смеялась, а чтобы не было видно ее плохих зубов, прикрывала рот руками. Став знаменитой и состоятельной, она обзавелась ослепительной челюстью, но привычка красить ногти сохранилась. Эвора любит носить золотые украшения — ведь раньше она не могла себе этого позволить даже в смелых мечтах.
Страсть ко всему яркому у Сезарии безудержна. На комоде в ее спальне громоздится батарея парфюмерных флаконов, кремов, лаков для ногтей немыслимых оттенков, кисточек, пуховок, расчесок и фенов. Ритуалы макияжа для нее священны! Она будто играет роль принцессы, которую не смогла сыграть в юности.
Сезария постоянно носит передник с большими вместительными карманами, куда кладет многочисленные ключи, пачки денег, завернутые в полиэтиленовые пакетики, и мелочь, которую она щедро раздает направо и налево. На первом этаже располагается столовая, где в любое время суток для любого гостя будет накрыт стол с хорошей едой.
Сезария часто дремлет прямо на полу в прихожей, положив под голову подушку. Почему в прихожей? Ей нравится смотреть, как за распахнутой настежь дверью снуют прохожие».
Так много слез было пролито перед разлукой,
Да и тебе пришлось не сладко.
10. Flor di nha esperanca
После такой душещипательной морны самое время поговорить о взаимоотношениях Сезарии с мужчинами. Вот что она рассказала на эту тему той же Веронике Мортень:
«Первый раз я влюбилась в состоятельного коммерсанта из Минделу, и в этом я не призналась даже матери, хотя мне было уже четырнадцать лет. О наших отношениях никто ничего не знал. Тот мужчина был красив и невероятно приятно пах. С ним я познала любовь. Сегодня он мой большой друг. Он любит, как я пою. Но в те далекие времена он и не подозревал, что я стану певицей. Я была зажатой, нерешительной, скромной девочкой, замкнутой и скрытной. У меня не было подруг, которым я могла бы доверить свои сердечные тайны. Наши отношения долго не продлились, потому что я влюбилась в музыканта Эдуарду. Он и обнаружил, что у меня есть голос. Мы стали везде выступать вместе. Он сочинял песни и аккомпанировал мне на гитаре. А потом вдруг однажды взял и уехал. И там, на новом месте, очень удачно женился. Сейчас он живет в Голландии и несколько лет тому назад специально приезжал в Роттердам, чтобы сыграть со мной на сцене. Когда родился мой первый сын, он даже хотел его усыновить, но я отказалась, потому что он не был ему родным отцом. Но назвала мальчика Эдуарду — в его честь.
У меня было столько мужей, что я потеряла им счет. Но вот законного супруга не было никогда. Те, от кого я рожала детей, не жили со мной под одной крышей. Всю свою жизнь я живу у своей мамы. А отца моего первого ребенка звали Бенжамен. Он был родом из Португалии и работал механиком на корабле, на палубе которого мы и познакомились. Мне тогда было восемнадцать. И хотя в те времена было принято снимать для своих любовниц квартиры в городе, Бенжамен этого не сделал. Узнав, что я забеременела, он тотчас же уехал и больше никогда не возвращался. Маленький Эдуарду так и не узнал своего отца.
О замужестве я никогда не думала. Ну вот такая я женщина: влюбляюсь в одного и уже приглядываюсь к другому.
Мне очень нравились футболисты. Они были красивы, популярны. Я часто ходила на футбольные матчи, чтобы полюбоваться на них! И только сейчас перестала, иначе… все мои чувства опять вернутся, и я начну крутить с ними любовь. Отцы двух моих детей — футболисты. Сын умер в младенчестве, а дочь выжила. Это Фернанда, которая живет со мной вместе со своими двумя детьми — моими внуками, Жанет и Адильсон. Они тоже не знают своих отцов. У нас на так сложилось, что женщины воспитывают детей одни. Отцы либо уезжают на заработки в неизвестном направлении, либо им все равно, где и как живет их ребенок. Иногда, правда, и молодые матери оставляют детей своим родителям и уезжают за удачей в никуда. И даже если молодым отцам удается устроиться, они никогда не помогают брошенным женам и детям. Поэтому женщины у нас выкручиваются как могут.
Я очень страдала того, что родной отец Эдуарду так поступил со мной и со своим сыном. Отец другой моей дочери, кстати, продолжал жить здесь, в Минделу, по соседству, но тоже ничего не сделал ни для меня, ни для нее. Единственным мужчиной, который повел себя достойно, оказался отец Фернанды — известный футболист Пидукинба. Он ее признал. Не потому ли именно его я больше всех и любила? Но в один прекрасный день его пригласили играть по контракту в Португалию. Поначалу он посылал мне деньги — помню, как я ходила получать конверты в дом к его тете. Но однажды все это закончилось».
Словно бы подводя итог своей личной жизни, Эвора сказала в одном из американских интервью: «Мужчины приходят и уходят, а музыка остается».
Между тем в 2001 году у Эворы выходит очередной альбом «São Vicente de Longe» (« издалека»). Альбом, на мой глаз, не самый удачный, но для нас он стоит особняком, потому что именно с этим альбомом Сезария в следующем году впервые приехала в Россию. Хотя в России ее знали и любили уже давно, и на Горбушке в неограниченном количестве продавались пиратские копии всех ее альбомов.
11. Esperanca Irisada
Название этой песни я с грехом пополам понимал: e speranca — это, понятное дело, надежда, а irisada — это явно связанное с радугой. Получается «Радужная надежда». И, натурально, я думал, что это про любовь и особенно не вдавался в детали. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что текст этой песни в беспрецедентен. Не буду просить вас угадать, скажу сразу: эта песня посвящена внучке Эворы. Песни, посвященные детям, хоть не часто, но встречаются в природе. К примеру, мой «Блюз для дочурки». Но песен, посвященных внукам, я, признаться, не слыхал ни одной. Очевидно потому, что, когда у певиц появляются внуки, они уже редко выступают на эстраде и уж во всяком случае стараются не афишировать этот факт своей биографии. Сам же по себе текст ничего особенного не представляет, хотя в отличие от большинства песен Эворы в нем довольно много слов. В общих чертах это звучит так:
«Моя дорогая внученька, шаловливая красавица с блестящими и радостными глазами. В них — вся надежда моей страны, по которой я так тоскую. Кажется, я слышу твой голос: „Бабуля, приезжай скорей, мы скучаем без тебя!“ Пусть мои песни сберегут тебя от бед и несчастий. Знай, что твоя бабушка, которая путешествует по всему свету, любит тебя и помнит о тебе».
После этого концерта Эвора стала частой гостьей в России. Она бывала у нас практически каждый год и объездила всю нашу обширную страну вдоль и поперек. Мой друг Володя Демчиков даже организовал ей концертную поездку по городам Сибири и Дальнего Востока. И везде она собирала полные залы. Концерты Эворы по всему миру проходили с неизменным успехом, но она сама признавалась, что так, как в России, ее не принимали нигде. Загадочной русской душе оказались очень близки меланхоличные напевы с маленьких островов, затерянных в Атлантическом океане. И даже за полгода до смерти, уже тяжело больная, она нашла в себе силы приехать в Москву и дать концерт в « холле».
Между тем здоровье Эворы становилось все хуже, а концертный график все плотней и насыщенней. Ей приходилось давать около 100 концертов в год — то есть практически каждые три дня. И это не считая перелетов с континента на континент, переездов, репетиций, записей, общения с журналистами Тому, кто немного имел дело с этой кухней, такое просто невозможно себе представить. Такие сумасшедшие нагрузки были бы не под силу даже молодому и здоровому человеку, а она в ее годы и со всеми ее болячками выдерживала. Ради чего? В одном интервью Эвору спросили, что она любит больше всего на свете. Она немного подумала и честно ответила: деньги. Так иногда бывает у людей, проживших почти всю жизнь в беспросветной нищете. Ходило много слухов, что на гонорары от своих концертов Эвора содержала почти всю страну и в частности полностью финансировала систему образования. Думаю, что по большей части это апокриф, хотя наверняка она немало занималась благотворительностью.
Артемий Троицкий говорил: «Смерть Сезарии — это во многом результат работы на износ, и я абсолютно уверен, что износ этот был спровоцирован и ее французскими менеджерами, которые постоянно требовали от нее гастролей и новых альбомов. Думаю, если бы Сезария Эвора жила и пела в свое удовольствие, и не довлела бы над ней эта обязаловка выступать, записываться и приносить деньги налево и направо, она бы прожила еще не один год или даже не один десяток лет».
После «Голоса любви» нового альбома ждать пришлось три года. Он назывался «Rogamar» — «Ода морю». Я слышал его живьем на концерте в Ярославле в 2008 году, естественно, уже зная по записям. И этот концерт, в общем, меня разочаровал — нет, профессионально все было, как всегда, на высочайшем уровне, но усталость и опустошенность и самой Эворы, и ее музыкантов были видны невооруженным глазом. И когда после концерта мы встретились с ней в ресторане гостиницы, на нее просто жалко было смотреть. Она сидела совершенно обессиленная, с трудом съела несколько ложек отварного риса и через несколько минут ушла к себе, тяжело ступая распухшими ногами.
13. Travessa de Peixeira
И еще одна песня из этого же альбома. Она называется « на экваторе». Тут Рижи Гизаво не играет ничего экстраординарного (хотя играет очень здорово), но это одна из самых красивых песен Сезарии Эворы и вдобавок один из всего двух вальсов в ее репертуаре. Весьма банальный текст песни написал постоянный автор Эворы Теофило Шантрэ, которого она однажды даже привозила с собой в Москву, но, как мы уже говорили, текст в песнях Эворы имеет второстепенное значение.
«, моя прекрасная и несчастная страна, в твоих жилах течет кровь банту, креолов и ангольцев, ты знала очень много горя, но я верю, что твое будущее будет светлым».
Вот в этом и состоит преимущество слушания песен на незнакомом языке. Если бы мы слышали такой текст на русском, это бы сильно испортило нам впечатление от песни. А так — слушаешь, и кажется, что слова так же прекрасны, как музыка и исполнение. Помню, в молодости я пытался таким образом слушать многие советские песни, пытаясь отстраниться от текста, но получалось плохо — бездарный текст упорно лез в уши. А на креольском — одно удовольствие.
Последний альбом Эворы «Nha Sentimento» («Мои чувства») вышел за полтора года до ее смерти — в 2009 году. Эвора любила футболистов, и я позволю себе сравнить этот альбом с игрой великого игрока на закате его карьеры. Вроде бы все еще при нем — и техника, и мастерство, и талант, но не хватает самого главного: азарта и игрового куража. Но все равно в каждом его движении чувствуется игровое и личностное величие. Давайте сейчас послушаем песню с последнего альбома Эворы. Не будем задумываться, о чем в ней поется — это, в общем, не важно. Будем слушать ее голос. Уже слабеющий, бесконечно усталый, надтреснутый и неточный, но все равно прекрасный.