на каком языке преподают в татарстане в школах

Образовательные инновации по-казански: алгебра и химия на татарском

Власти Татарстана предлагают министру просвещения России Ольге Васильевой дополнить школьный курс «Родной язык» новым предметом — «Государственные языки республик Российской Федерации». В отличие от строго добровольного предмета «Родной язык», Татарстан предлагает сделать госязыки национальных регионов предметом обязательным. Еще одно отличие образовательной инновации «по-казански» — родители учеников не вправе решать, надо ли их детям изучать второй государственный язык региона их проживания. Самый главный момент: на госязыке республик, по замыслу инициаторов, надо преподавать детям не только грамматику языка и литературу, но и другие школьные предметы — включая алгебру, геометрию, физику и химию.

«Мы предлагаем в национальных школах преподавать предметы на родных языках. Без этого я не представляю, например, будущее татарского народа. Откуда у нас появится новое поколение татарских писателей, ученых, историков, учителей, если в наших школах преподают историю, обществоведение, географию, математику и другие предметы не на родном языке? Двух-трех часов татарского языка в неделю для этого явно мало. Нужно, чтобы все предметы изучались на родном языке. Без этого мы не сможем сохранить татарский народ. Если не будем учить школьные предметы на татарском, то тогда у нас не станет своих ученых, писателей, лингвистов. Невозможно, изучая язык лишь два-три раза в неделю, этого достигнуть. Мы также предложили российскому Министерству просвещения предусмотреть возможность сдавать ЕГЭ на национальных языках», — заявил депутат Госсовета Татарстана Разиль Валеев.

Валеев, кроме как депутат, еще и народный поэт, представитель творческой гуманитарной элиты Татарстана. С этой элитой накануне встречался министр образования Татарстана Рафис Бурганов. Атмосфера встречи была деструктивной: татарские националисты от культуры до сих пор негативно заряжены суицидом удмуртского общественника-язычника Альберта Разина. Что, в частности, констатировал даже казанский ресурс «Бизнес-Онлайн» (БО), фактический официоз Казанского кремля:

«Видимо, чиновники решили лишний раз показать лидерам мнений в национальной среде, что в Татарстане в этой сфере все выглядит намного благополучнее, чем в той же Удмуртии. По словам очевидцев, во время разговора между участниками не раз завязывались споры, а кто-то даже переходил на крик».

А именно, националы-интеллектуалы кричали на министра Бурганова, что тот не защитил «суверенитет» Татарстана от федерального закона «О языках», с 2018 года сделавшего изучение татарского языка в республике исключительно добровольным.

«Если кто-то сжигает себя ради языка, мы не должны молчать! Сегодня в Поволжье татары самый многочисленный народ. На нас все смотрят с надеждой: и чуваши, и марийцы, и удмурты. Недавно я съездил в Казахстан и пришел к такому выводу: если у тебя нет своей государственности, если твои дети в школе не обучаются на родном языке, чтобы ты ни говорил, когда вокруг все на русском… Дети должны обучаться на двух языках. Пока мы татары не возродим национальное образование, не откроем свои институты, не сможем сохранить родной язык. Мы скоро не сможем защитить свою историю, и ее присвоят другие народы», — заявил на встрече с Бургановым председатель Союза писателей Татарстана Данил Салихов.

«Мы за последние 20 лет полностью ликвидировали преподавание на татарском языке в средних специальных заведениях, не готовим специалистов со знанием татарского. Дети переступают порог дома, и вокруг все говорят на русском: в больнице, магазине — везде! В колледжах нужно ввести татарский язык. Уроки музыки, физкультуры, рисования, технологии должны проходить на татарском», — поддержала Салихова вице-президент Академии наук Республики Татарстан Дания Загидуллина.

«Я по почте регулярно получаю „Российскую газету“, при этом ни разу на нее сам не подписывался — государство бесплатно выписывает ее очень многим семьям. А сколько татарских семей выписывают сегодня газеты с журналами и сколько из них татарские? Никто не выписывает! Мы нефтяная республика, республика-донор, мы кормим и Ивановскую область, и Костромскую. Неужели не можем бесплатно раздать всем желающим семьям детские журналы и газеты на татарском языке? Можем! Для Татарстана это пустяк! Но мы подобного не делаем», — эмоционально высказался поэт Ренат Харис.

«Необходимо государственное унитарное предприятие по производству татарских игрушек. Это не так сложно и не требует огромных инвестиций», — сказал на встрече с Бургановым гендиректор Татарского книжного издательства Ильдар Сагдатшин. В беседе с коллегами по творческому цеху он вспомнил о фиаско идеи создания в Татарстане промышленного производства кукол, говорящих на татарском языке — с целью популяризации татарского языка и культуры в России. На этот нацпроект президент Татарстана Рустам Минниханов в 2018 году выделил 2 млн. рублей. Но грант в Татарстане никто не смог освоить, вследствие чего местным властям пришлось работать «как все» — объявлять открытый федеральный тендер. В крахе кукольного нацпроекта директор Татарского театра имени Галиасгара Камала Ильфир Якупов упрекнул Минниханова: «Это невозможно сделать на отдельные гранты, такие игрушки нужно выпускать тиражом не менее 1 миллиона штук, они должны быть во всех магазинах и быть доступными не только для татар».

Драматург и по совместительству депутат Госсовета Ркаиль Зайдулла указал, что говорящие на татарском куклы это несерьезно: «На первом месте у нас не игрушки, не песни с плясками и не журналы, а школа! Школа и детский сад! Татарский нужно изучать как государственный. Это фундаментальная вещь».

Вероятнее всего, татаризация всей школьной программы, которую проталкивают татарские националисты через Минобразования республики, будет чем-то вроде этих не столь давних украинских казусов. Замечено, что татарин из Финляндии или Израиля, оказавшись в Татарстане, с трудом понимает татарина казанского. Эти люди выросли в разных культурных средах. И татарский язык, выражаясь словами Эриха Марии Ремарка, их не объединяет, а разъединяет.

В этом вопросе важен и другой момент. Для татар зарубежья, особенно молодых, татарский язык — инструмент самоидентификации с родиной, часть личного «я». А для их молодых сверстников из Татарстана — память о ненавистных в школе обязательных уроках татарского, на которых у школьников считалось за честь валять дурака. Корень зла в этом вопросе — не «происки Москвы», а то, что в годы «регионального суверенитета» Казанский кремль сделал все возможное, чтобы татарский язык в республике стал непривлекательным даже для самих татар.

Источник

Без языка: Казань отказалась от обязательных уроков татарского

на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть фото на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть картинку на каком языке преподают в татарстане в школах. Картинка про на каком языке преподают в татарстане в школах. Фото на каком языке преподают в татарстане в школах

Автор фото, Egor Aleev/TASS

Точку в дискуссиях вокруг изучения татарского языка поставил Госсовет Татарстана. На последнем заседании регионального парламента депутаты единогласно и без обсуждения постановили использовать в школах образовательные планы с добровольным изучением татарского языка.

До этого депутаты приняли к сведению доклад прокурора республики Ильдуса Нафикова. Он пояснил, что министерство образования России «с учетом предложений руководства Татарстана» разработало учебный план, «где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик (по всей территории страны) добровольно, на основе письменного согласия родителей учащихся в пределах до 2 часов в неделю».

Не обязанность, а право

По словам прокурора Нафикова, в Татарстане провели «сплошную проверку образовательных учреждений» и выявили почти 3900 нарушений закона. Только в 24-х школах русский язык преподавался в объемах, предусмотренных федеральными образовательными стандартами.

Но контрольные проверки показали, по его словам, что почти все школы нарушения устранили.

Язык как символ

Татарский язык с начала 1990-х годов является одним из главных символов особого статуса Татарстана. Конституция республики, принятая в 1992 году, закрепила за татарским языком статус государственного наравне с русским. А региональный закон о языках сделал изучение татарского в общеобразовательных школах обязательным для представителей всех национальностей. В документе оговаривалось, что русский и татарский языки изучаются в равных объемах.

С начала 2000-х годов между Татарстаном и федеральным центром шли активные и регулярные споры о пределах самостоятельности и, в том числе, о роли татарского языка. В 2002 году Госдума и Конституционный суд фактически запретили перевод татарского языка на латинскую графику. А в 2009-м Москва запретила жителям национальных регионов сдавать ЕГЭ на национальных языках.

До последнего времени, например, в средней школе, дети изучали татарский язык и татарскую литературу в сумме до 5-6 часов в неделю. Это вызывало недовольство некоторых русскоязычных родителей, которые неоднократно пытались привлечь к проблеме внимание федеральных властей.

Страсти по языку

В свою очередь, татароязычные родители ратовали за сохранение обязательного преподавания татарского. В защиту изучения татарского только в последний месяц выступили и Духовное управление мусульман Татарстана, и Всемирный конгресс татар, и татарстанские писатели, и звезды татарской эстрады.

А основатель татарской партии национальной независимости Фаузия Байрамова даже призывала бойкотировать президентские выборы.

Власти Татарстана до последнего времени высказывались за сохранение обязательного преподавания татарского. Еще в начале ноября на этом настаивал президент республики Рустам Минниханов. Предполагалось, что в изучение татарского останется обязательным, хотя часов преподавания станет меньше. Однако в итоге было принято другое решение.

«Жители региона вспомнят все свои обиды»

Потеря права на обязательное преподавание татарского языка стала уже вторым в этом году чувствительным ударом по самостоятельности Татарстана. В августе Кремль не продлил чрезвычайно важный для республики договор о разграничении полномочий с федеральным центром.

Источник

Изучение татарского языка в школах: главное

Вопрос о судьбе второго государственного языка Татарстана в общеобразовательных учреждениях республики вышел в топ обсуждений недели. Представляем все официальные комментарии, которые сделаны на данный момент, и неофициальные версии того, что происходит

Вопрос о судьбе второго государственного языка Татарстана в общеобразовательных учреждениях республики вышел в топ обсуждений недели. Представляем все официальные комментарии, которые сделаны на данный момент, и неофициальные версии того, что происходит.

Ринат Тарханов – Казань

«Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов попал на прием к главе Минобрнауки России Ольге Васильевой, где он смог отстоять обязательные часы на изучение татарского языка в школах республики, но в меньшем объеме», — написали несколько Телеграм-каналов, не указывая при этом источник. Официального подтверждения этому пока нет. KazanFirst направил запрос в федеральное министерство, чтобы получить достоверную информацию об этой встрече, если она действительно была.

В поддержку второго государственного языка Татарстана выступил муфтий республики — в региональном ДУМ будут начинать разговор на татарском со всеми, кто туда обращается. Всемирный конгресс татар тоже наконец-то опубликовал заявление. О языковом вопросе высказались и всевозможные общественные активисты. Выделяем главное.

Фаттахов: все или ничего

Министр образования и науки республики в истории с татарским видится ключевой фигурой. Но от него пока нет ни комментариев, ни каких-либо объяснений. Оно и понятно. По словам источника KazanFirst, у Энгеля Фаттахова на карту поставлена карьера. Тут каждое слово надо взвесить.

на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть фото на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть картинку на каком языке преподают в татарстане в школах. Картинка про на каком языке преподают в татарстане в школах. Фото на каком языке преподают в татарстане в школах

Если министр сможет решить вопрос с языком, это можно будет считать победой, тогда политические акции Фаттахова вырастут в разы. В случае поражения он может лишиться министерской должности, а на его место придет молодой и амбициозный однофамилец Дамир Фаттахов. Сегодня он занимает пост первого замруководителя исполкома Казани.

Повторим, что, по неподтвержденным пока данным, Энгель Фаттахов уже не раз пытался попасть на прием к министру образования и науки России Ольге Васильевой. В пресс-службе федерального ведомства изданию KazanFirst не подтвердили, но и не опровергли данный факт. Там уточнили, что у министра плотный график, но в официальный распорядок порой вносятся рабочие встречи.

Отстоим татарский язык

С таким призывом выступил Всемирный конгресс татар, который многие общественные активисты критиковали за то, что организация долго отмалчивается и официальную позицию не формулирует. Заявление было размещено на сайте организации 23 октября. В нем, в частности, есть ссылка на Конституцию России.

Так, в пункте 2 статьи 68 говорится: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».

Пункт 3 той же статьи Конституции РФ гласит: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть фото на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть картинку на каком языке преподают в татарстане в школах. Картинка про на каком языке преподают в татарстане в школах. Фото на каком языке преподают в татарстане в школах

«Вызывают также недоумение попытки представить дело так, что якобы татарский язык в школах республики преподается в ущерб русскому языку. Но, как известно, критерий истины — практика, а показатели Единого государственного экзамена по русскому языку 2017 года выводят Татарстан на второе место после Москвы (средний балл ЕГЭ по русскому в Татарстане — 72,53, в Москве — 72,60. — Ред.). Это сразу отметает домыслы о вреде уроков татарского языка изучению русского языка», — говорится в заявлении.

Муфтий Татарстана поможет в изучении татарского

Камиль хазрат Самигуллин объявил о том, что все внешние и внутренние коммуникации ДУМ в Татарстане теперь осуществляются на татарском языке. По крайней мере начнутся они на татарском, а продолжатся по мере языковых возможностей собеседников, говорится в его официальном обращении.

на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть фото на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть картинку на каком языке преподают в татарстане в школах. Картинка про на каком языке преподают в татарстане в школах. Фото на каком языке преподают в татарстане в школах

— Не нужно политизировать это решение, нагнетать или усугублять национальную составляющую вопроса: общение будет происходить естественным образом преимущественно на татарском языке. Если оно окажется невозможным в том или ином случае, специалисты ДУМ РТ владеют не только двумя государственными, но также и иностранными языками, — заявил муфтий республики.

Собчак попросили заступиться за язык

По данным поисковика «Яндекс», запрос «изучение татарского в школах» на прошлой неделе стоял в первых строчках по популярности. Объясняется это тем, что в соцсетях развернулась целая кампания по поддержке изучения татарского в школах. Общественные активисты, деятели культуры, журналисты запускают всевозможные виртуальные акции и хештеги по теме.

Но, пожалуй, самый заметный призыв был опубликован 23 октября в соцсети «ВКонтакте». Татарстанцы обратились к возможному кандидату в президенты России Ксении Собчак с просьбой защитить татарский язык.

«Мы, представители татарского народа, обращаемся к вам как будущему кандидату в президенты России. Цель нашего обращения носит в своей основе политический характер, хотя и просим мы Вас заступиться за наш родной татарский язык. И не только татарский, но и башкирский, чувашский, якутский, марийский и многие другие языки РФ, составляющие многоцветье нашего богатого культурного многообразия», — говорится в письме.

Рособрнадзор проверяет школы

Проверяющие работают в республике уже не первый день. Продлится ревизия учебных планов до 27 октября. После чего обещают озвучить ее результаты. А Министерство образования и науки Татарстана в свою очередь будет готово комментировать вопрос изучения второго государственного в школах.

на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть фото на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть картинку на каком языке преподают в татарстане в школах. Картинка про на каком языке преподают в татарстане в школах. Фото на каком языке преподают в татарстане в школах

— У нас есть закон «О языках», по которому мы должны работать, — подчеркнул замминистра образования и науки Татарстана Андрей Поминов. — Я понимаю, и родители, и учителя, и директора школ волнуются. Это мы все знаем. Но надо еще буквально день-два подождать, когда будет окончательное решение.

Источник

Татарский, русский и «родной» – как они изучаются в Татарстане

на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть фото на каком языке преподают в татарстане в школах. Смотреть картинку на каком языке преподают в татарстане в школах. Картинка про на каком языке преподают в татарстане в школах. Фото на каком языке преподают в татарстане в школах

Федеральный центр много лет ничего не замечал: видимо, было выгоднее обменять права русских и других нетитульных на лояльность местных элит. Но что-то изменилось, в 2017 году Москва не продлила договор с Татарстаном, мол, это обычный субъект федерации, ни к чему выделяться. А потом Президент России снова вспомнил про языки. Хотя он говорил ещё в 2015-м о том, что нехорошо заставлять учить неродной язык и урезать часы русского, тогда его слова проигнорировали. Зато в 2017 году внезапно отправили Генпрокуратуру проверять соблюдение прав в области изучения языков. Видимо, это было связано с предстоящей предвыборной кампанией. Люди прекрасно это поняли, но воспользовались моментом, чтобы добиться своего. И да, за пределами Татарии и других (не всех) национальных республик никого не волновала эта проблема. Поскольку федеральные СМИ на этот счёт практически молчали и молчат, толком про это так никто и не знал, и не знает.

У меня ребёнок школьник, так что тему я знаю на себе. И в 1-м, и во 2-м классах было много татарского и на треть меньше, чем в российских регионах, русского. Например, в сентябре 2017 сын пошёл в 3-й класс, у него было 3 урока русского в неделю, 3 урока чтения и 6 (ШЕСТЬ!) уроков татарского. Да, формально это 3 урока татарского языка и 3 урока чтения на нём, но фактически они велись по одному учебнику и сливались в один предмет – «татарский язык». В это же время школьники третьих классов в областях России получали 5 уроков русского и 4 урока чтения. При этом мы должны за урезанные часы пройти ту же самую программу. Как думаете, это реально? И каковы будут результаты гонки? Мы пропускали темы, часть нам задавали для самостоятельного освоения, часть наша учительница, спасибо ей большое, разбирала на продлёнке, хотя это ей не оплачивалось, и мало кто из учителей это делает. Методика изучения ТЯ отвратительная, за более чем двадцать лет эксперимента русскоязычные, да и многие обрусевшие татары, так и не заговорили на татарском. Она не принимает в расчёт то, что для русскоязычных (да и для многих обрусевших татар) ТЯ – это иностранный язык, совершенно не похожий на русский. У них нет словарного запаса, нет языковой среды. При этом детям сразу с 1-го класса начинают давать грамматику, а она у ТЯ сложная, то есть расчёт идёт как на владеющих языком. Программы изучения русского и татарского никак не соотносятся. В 1-м классе дети ещё писать не умеют, на русском учат буквы, а на уроках татарского их заставляли писать десятки слов печатными буквами в словарик и учить их. Сложность заданий по ТЯ никак не зависит от реального уровня знаний языка школьниками. Такое впечатление, что создатели методики изучения вообще не имели в виду, что русскоязычные его могут выучить. Полное впечатление, что есть только установка – заставить учить татарский как язык «титульной» нации, так сказать, поставить на место «этих русских». В принципе, это становится ясно, когда главный аргумент сторонников обязательного изучения татарского – «вы живёте на земле татар, учите язык».

Много лет на нас было наплевать всем. Люди нанимали репетиторов, чтобы подготовиться по русскому к ЕГЭ, потому что разница в часах на русский в Татарии и в других областях России за все годы школы огромна, всю программу по русскому в школе освоить просто нет возможности. А впереди ЕГЭ по русскому.

В местных СМИ поднялась какая-то вакханалия, сплошное враньё и демагогия, что татарский якобы вообще запретить хотят. Чего стоят статьи хотя бы в местном издании «Бизнес Онлайн» и комментарии к ним. Практически все они только за одну точку зрения – всех заставить учить ТЯ, создаётся картина, как будто его изничтожают. Накал комментариев поражает иногда, столько русофобии, переходящей в ненависть. В какой-то статье модераторы даже признались, что основной поток ненависти идёт именно от сторонников обязательного ТЯ.

Родители школьников же хотели и хотят реализовать свои права на добровольное изучение языка. Все эти годы все в Татарии учились по третьему или четвёртому варианту базового учебного плана, созданного для национальных школ с обучением на родном (нерусском) языке. И почему-то за всех нас решили, что наш родной язык – это татарский. Причём самое интересное, что татары в Башкирии, например, «государственный» башкирский учить не хотят, но при этом хотят в РТ всем преподавать «государственный» татарский. И с осени 2017 года русские чего только не услышали про себя – пьяницы, лентяи, дети тупые, «чемодан-вокзал-Рязань», что тут хотят с нами как в Чечне справиться и т.д., обвинения в русском великодержавном шовинизме, татарофобии, фашизме, нацизме и прочих «измах». На правительственном канале ТНВ тех, кто не хочет учить татарский язык, назвали недалёкими узколобыми людьми, которые не хотят поднять голову от миски. Неужели после такого отношения власти Татарии рассчитывали, что люди захотят изучать татарский? В нашем классе, например, только четыре человека в 2017-м на него пошли, сейчас осталось двое, причём среди отказавшихся есть и татары.

В Татарии есть т.н. «татарские» школы, но в большинстве из них постоянный недобор учащихся. Кричат, что татарский язык умирает, но непонятна логика: как может умереть язык от того, что его не будут учить нетатары? Понятно, что власти РТ боятся, что при добровольности его не будут учить сами татары, но при чём тут остальные? К тому же, ещё раз повторю, методики совершенно не рассчитаны на освоение языка, то есть задача обучить языку не ставится. Ставится задача заставить сидеть на уроках, результат не важен. В своё время Ольга Артёменко говорила, что на самом деле это способ выдавливания русскоязычных из республики. Сниженная оценка по ТЯ в аттестате многим испортила средний балл и не дала поступить в вуз. Я слышала, были случаи, когда не засчитывали оценки по русскому, если ребёнок переезжал в русский регион, потому что здесь он прошёл меньше, чем надо, часов, и приходилось много нагонять. Чтобы сдать ЕГЭ по русскому, все сидят с репетиторами. Высокие результаты ЕГЭ в РТ выходят потому, что всеми силами выдавливают не слишком успешных учеников из школы после 9-го класса – уже идёт отбор лучших, плюс занятия с репетиторами. Проверки Рособрнадзора, кстати, выявили не так давно, что в РТ систематически завышают оценки, особенно по русскому языку.

Местные националисты обвиняют федеральную власть, например, что закрывали в РТ сельские татарские школы, а городские постепенно обрусели. Но школы находятся в полном ведении местного Минобра. В престижной и дорогой Международной школе в Казани учатся дети депутатов, членов правительства, в том числе высшего руководства республики и пр. Почему-то там татарский преподаётся всего 1 час в неделю и только до 5-го класса, а преподавание вообще идёт в основном на английском. Это неприкрытое лицемерие – говорить о ценности татарского языка, заставлять всех прочих при этом учить его по 5-6 часов в неделю, а своих деток освободить от родного татарского, да ещё и учатся по пятидневке, а прочим запрещают.

А сколько денег, вероятно, разворовали, выделенных на «развитие татарского языка»! Выделялась каждый год большая сумма, куда всё уходило, если методики не менялись, в школах учебников не хватало, рабочие тетради по ТЯ заставляли покупать родителей, так и не разработано полноценных онлайн-словарей, учебников, онлайн-курсов, мобильных приложений и прочего.

В 2018 г. в Госдуме приняли так называемые поправки о добровольности изучения родного языка в «Закон об образовании РФ». По ним за законными представителями учащихся закрепили право выбирать язык для изучения в рамках «родного языка», в том числе русский язык. Первоначально поправки предполагали добровольный выбор изучения самой предметной области «родной язык», поскольку любому здравомыслящему человеку понятно, что это типичная индивидуальная образовательная потребность. А для обеспечения таких во ФГОС предусмотрена вариативная часть учебного плана, где можно в каждой конкретной школе вести те предметы, которые считают нужными школа или родители. И это бы решило все вопросы. Кто-то выбирает изучение родного языка, кто-то – углублённой математики, кто-то – второго иностранного и т.п. Но нет, националистически озабоченная общественность во главе с Татарстаном снова подняла волну истерии в СМИ. Сколько писем написали родители, пытаясь объяснить очевидные, казалось бы, вещи. В результате приняли вариант «ни нашим, ни вашим»: родной язык изучается в соответствии с ФГОС (напомню, по ныне действующему ФГОС, блок «родной язык и литература на родном языке» обязателен к изучению во всех школах), а вот выбрать язык в рамках предмета родители уже могут сами. При этом в самом законе об образовании оговаривается механизм реализации права на изучение родных языков: для этого создаются национальные школы, классы и группы с изучением родного языка или на родном языке. Но это положение никем не берётся во внимание, налицо противоречие закона и ФГОС. Родители на эту тему тоже много писали и в Госдуму, и в Минпрос – все обращения оставлены без внимания и часто без ответа.

Что очень интересно, до 2018 г. большинство школ в областях России даже не подозревали, что по ФГОС есть такой обязательный вроде как на всей территории РФ предмет – «родной язык». До сих пор он преподавался только в национальных республиках. Русскоязычные Москвы, Петербурга, Владимира, Нижнего и многих других городов не учили, а много где и сейчас не учат этот предмет, для них достаточно просто русского языка. В 2017-18 учебном году для острастки татарстанские органы опеки даже оштрафовали одну семью за то, что они отказывались водить ребенка на «родной язык». Но тогда надо было всю Россию штрафовать. Наши обращения за помощью к учительской и родительской общественности в этих регионах не принимались всерьёз, или нам отвечали, мол, вы же живёте в национальной республике, вот и учите местный язык. Трогательное единение и взаимопомощь русского народа, да. Как они удивились и возмутились, когда у них в регионах также стали вводить этот предмет! Возмущаются до сих пор.

Выходит, введение обязательного предмета «родной язык» для всех поголовно сделано только для того, чтобы в эти часы обеспечить обучение татарскому языку желающих и не позволить тем, кто выбрал русский язык в качестве родного, их обогнать в усвоении русского языка или других предметов. Выходит, местные власти не хотят, чтобы у русскоязычных детей была возможность получать востребованные ими знания, и они решили так: не хотят учить татарский – их выбор, но учить что-то полезное вместо него мы им тоже не дадим. Омерзительная логика, не так ли?

Сейчас обсуждается новый проект ФГОС (обещали принять в 2020, пока новостей не видно), по которому предметную область «родной язык и литература» так и оставили в обязательной части учебного плана, при этом разрешают в эти часы вести региональный «государственный» язык. Во многом это результаты усилий татарстанских властей, чтобы снова заставить всех учить татарский язык уже как «государственный» язык региона. Мы пишем и пишем обращения в Москву, что нельзя оставлять предмет «родной язык» в обязательной части. Сам выбор предмета «родной язык» для изучения должен быть добровольным. Ну не может он быть обязательным, потому что система образования РФ не в состоянии обеспечить всех учащихся обучением их родным языкам: у нас в стране более 180 национальностей. То есть школа не может обеспечить всем ученикам изучение их родных языков, но заставляет изучать предмет, т.е. выбирать многим заведомо неродной язык. Это чистой воды дискриминация, но нас никто не слушает.

Каждую осень снова появляются сообщения о том, что в той или иной школе родителей вынуждают выбирать татарский язык. Но в этом году их стало резко больше. То ли республиканские власти вдохновились поддержкой празднования 100-летия давно не существующей ТАССР, то ли поддержкой ныне действующего главы республики на выборах (а внутри Татарии он по-прежнему зовётся Президент Татарстана), то ли горячим одобрением так называемых полилингвальных школ, то ли местные власти решили, что три года прошло, всё улеглось, можно снова закручивать гайки. Полилингвальные школы здесь прозвали «шаймиевскими», потому что именно Минтимер Шаймиев пробил этот проект (но деньги получили из федерального проекта «Образование»). Они якобы предполагают разные образовательные программы с изучением иностранного, русского и обязательноготатарского в разных сочетаниях. Поскольку по документам это обычная школа с закреплённым микрорайоном, они объявили, что откроют классы, где на «родном» можно будет выбрать русский. На самом деле этого сделать не дают. Директор с гордостью заявляет в интервью, что никто не захотел отказался от татарского. Но по соцсетям ходили сообщения от родителей, которые писали, что это неправда. Общий принцип – хотите учиться в нашей «крутой» школе с углублённым изучением английского, бассейном, новым зданием и пр. – выбирайте татарский или уходите. Кстати, это общий принцип практически для всех так называемых «элитных» школ в Казани – шантаж и обман. А уж что творится в районах Татарии – отдельный большой разговор.

Чтобы не давать голословные описания нынешнего положения дел, приведу для примера реальные публичные комментарии из открытых постов в сообществах ВКонтакте «РОСТ» и «Поборы в школах и детсадах». Их в этом году стало заметно больше, чем в прошлом. Авторская орфография сохранена:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *