на каком языке разговаривают хазарейцы

Происхождение афганцев-хазарейцев

Отрывок из моей книги «Афганцы».

Будучи военным переводчиком в Афганистане мне пришлось столкнуться с жизнью, культурой и традициями хазарейцев, которые внешне очень похожи на кыргызов. Из-за этого меня часто принимали за представителя этой народности. Был даже комический случай, когда в один из выходных дней, когда я разгуливал по городу, военный патруль принял меня за хазарейца и меня чуть не призвали в афганскую армию.

В Афганистане традиционно набирали в армию методом «отлова», то есть силовые структуры оцепляли какой-то жилищный район и хватали всех, которые по возрасту более или менее подходили для призыва в армию. Затем их в принудительном порядке приводили в военные комендатуры и после небольших формальных процедур направляли в учебные центры для прохождения воинской службы. К слову, наши военные советники и переводчики, находясь в Афганистане, не имели никаких удостоверяющих личность документов, поэтому когда афганский военный патруль потребовал мои документы, то мне им предъявить было нечего. Кроме того мой внешний вид, монгольский тип лица и призывной возраст, дали основание к моей задержке. Сами понимаете, в условиях войны, любое препирательство с вооруженными людьми чревато опасными последствиями, поэтому я решил ничего не доказывать и послушно последовал с ними в комендатуру. Благо, что владею языком страны, и по дороге попытался им объяснить, что я не афганец, а советский гражданин, на что сержант и солдаты лишь отмахивались и надсмехались. В конце концов попросили, чтобы я им что-то сказал по-русски. Я облегченно вздохнул и перешел на русский. Однако, к моему удивлению, они еще больше начали смеяться и сказали, что в Афганистане чуть ли не половина населения научилось говорить по-русски. В общем, за этим занятием, мы и подошли к месту сбора. И вдруг, я, к моему счастью, совершенно случайно заметил знакомого таджика-переводчика, который в это время подъехал туда на «уазике» со своим советником. В общем, он меня и вытащил из этой нелепой ситуации, которая, неизвестно, как закончилась бы для меня. Впоследствии, наученный этим горьким опытом, я уже выписал себе настоящее афганское удостоверение личности, за подписью командира танковой бригады, где я проходил службу. Так что, по воле случая, чуть не стал хазарейцем.

По всей видимости, костяк этого народа составили воины, оставленные чингизидами после завоевания Афганистана в 1221-1223 гг.
Монгольские воины охранных гарнизонов-тысяч, в результате длительного проживания в Афганистане смешались с местными ираноязычными народами, переняв их язык.
Ученые считают, что язык хазарейцев является диалектом старотаджикского языка (хазараги) с некоторой долей монгольских и тюркских слов. Эту долю монголизмов и тюркизмов исследователи определяют в 10 %. Хотя, как человек владеющий этими языками, я бы не стал так категорически утверждать, тюркизмов в языке хазарейцев значительно больше.

Очевидно, по мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев все сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана. Хазарейцы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Кочевники живут в шалашах, покрытых войлоком, очень похожих на кыргызские юрты. Основная же масса народа проживает крупными родовыми поселениями по склонам гор. Эти селения обнесены глинобитными стенами со сторожевыми башнями по четырем углам. Богатые жилища напоминают кочевые юрты, бедные живут в глинобитных хижинах, крытых соломой.

Исторической областью проживания хазарейцев в Афганистане является регион Хазараджат, разделённый в современном Афганистане между несколькими провинциями. В поздний период существования Могольской империи и ранний период существования Британской Индии большая община хазарейцев также образовалась в городе Кветта (ныне Пакистан).

Язык их сохранился на уровне 13-14 веков и говорят они на смешанном диалекте. При общении с ними, многие слова я не понимал, но догадывался по смыслу.

Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен. Следует обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны талибами.

Ученый В. Кисляков в журнале «Советская этнография» в № 4 от 1973 г. опубликовал статью «Хазарейцы, аймаки, моголы» (к вопросу об их происхождении и расселении), где говорится: «Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках. И Бартольд также считал хазарейцев «иранизированными монголами». Именно это обстоятельство, стало причиной того, что правительство Монголии выделяет образовательные квоты на обучение хазарейцев в Улан-Баторе. Однако, несмотря на интенсивный курс, «главной проблемой» для студентов-хазарейцев является освоение монгольского языка. Несмотря на хорошие условия, афганцы-хазарейцы обучающие в Монголии, возвращаются или намерены возвратиться в Афганистан, считая его своей родиной.

Что же касается моего личного мнения, то внешне они очень похожи на кыргызов, казахов и монгол, но говорят на смешанном таджикско-тюркском-монгольском наречии. Если поставить рядом хазарейца и кыргыза, то нельзя внешне определить их отличие.

Источник

Хазарейцы. Потерянные монголы Афганистана, Пакистана и Ирана, о которых помнят в Монголии

Подготовленный нами очерк о хазарейцах, включает аудиофайл русского вещания «Голоса Монголии» с ностальгической песней и кратким комментарием о хазарейском народе, а также высказывания хазарейцев и монголов о связи этих этносов.

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

Хазарейцы, как гласит общепринятая теория происхождения этого народа, являются потомками монгольских воинов Чингисхана, оставленных монголами ок. 800 лет назад, в период монгольского завоевания на этих земель.

Англоязычное наименование хазарейцев hazara people, от hazār с персидского слова, означающего «тысяча», которое, по мнению исследователей, может отсылать к наименованию монгольских частей.

Хазарейцы / численность

Всего около 6 миллионов:

В Афганистане ок. 2 млн. 500 тыс. чел.

В Пакистане ок. 1 млн. чел.

В Иране ок. 1 млн. чел.

Также новые крупные диаспоры хазарейцев присутствуют на Западе: в Европе, США, Канаде, Австралии;

Несмотря на то, что ряд исследователей рассматривают версию о происхождении хазарейцев от местного индоевропейского народа кушан, большинство все-таки придерживаются «монгольской версии» происхождения хазарейцев.

В Монголии не забывают хазарейцев. В нашем аудиофайле № 1 (ниже) вы можете послушать фрагмент передачи русского вещания радиостанции «Голос Монголии» от 08/04/2012 в записи Мониторинга Portalostranah.ru с песней монгольского певца Жавхлана «Мой дорогой край. ».

Радио «Голос Монголии» так представило эту песню:

«Хазарейцы — народ, живущий в Афганистане и Иране.

Говорят на языке, близком к дари, имеющем много заимствований из монгольских языков.

Это потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками.

Продолжает нашу передачу заслуженный артист Монголии Жавхлан. Он поет о хазарейцах, об их печальной судьбе полной горечи и страданий». Конец цитаты по передаче монгольского иновещания.

А так звучит хазарейский язык. Звуковой фрагмент из современного хазарейского юмористического фильма «Hazaragi Drama Telefone Jebi» в нашем аудиофайле № 2:

О хазарейском языке мы поговорим чуть ниже, а пока об области Хазараджат.

Область Хазараджат

Итак, хазарейцы — народ, живущий в Афганистане и Иране, но также и в Пакистане. Но исторической родиной хазарейцев является географическая область Хазараджат (Hazarajat, Hazaristan) в горном районе западной оконечности Гиндукуша, в центральной части нынешнего Афганистана.

Часть территории Хазараджат занимает провинция Бамиан (Bamyan), где большинство населения (около 60%) также составляют хазарейцы (Название Бамиан ведет свое происхождение от санскритского varmayana — «цветной», в честь одного из когда-то существовавших здесь буддийских монастырей).

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

хазарейцев и вокруг хазарейцев

«Хазареец в Монголии»

Интересные замечания о хазарейцах и монголах можно встретить на англоязычном блоге hazarainmongolia.wordpress.com молодого студента-хазарейца в Монголии, который приехал туда на пять лет на учебу по курсу антропологии и истории культуры из афганского Хазараджата. А частности этот студент пишет в разделе о себе:

«Я хазарейский студент по имени Аббас, ныне живу и учусь Монголии.

Хазарейцы являются этнической группой, проживающей, в основном, в Хазараджате, сегодняшнем регионе Афганистана.

В западных учебниках истории и в сообщениях СМИ о хазарейцах приводится основная антропологическая теория о том, что свое происхождение хазарейцы ведут от монголов. Но нет еще определенных выводов и надежных научных трудов о происхождении хазарейцев. Существуют разногласия между и учеными-хазарейцами и интеллигенцией по этому вопросу. Некоторые отрицают свое происхождение от монголов, в то время как многие ученые подтверждают его. Но большинство хазарейцев считают, что хазарейский народ является (смешанным) тюрко-монгольским народом».

Сходство некоторых блюд

Аббас пишет (в 2009 году) о похожих блюдах в Хазараджате, и в Монголии:

«Есть много такой же пищи, которую готовят в сельской местности Монголии, как и у нас — в Хазараджате. Например, здесь Qadid (вяленое мясо) и Quroot (твердый творог) являются также очень распространенным явлением».

Высказывания пользователей в комментариях к блогу hazarainmongolia.wordpress.com:

О сходных словах в персидском (фарси), на разновидности которого (дари) говорят хазарейцы, и в монгольском:

blackmamba (в 2009 году):

«tavlay (кролик на фарси) и tuulai (кролик в современном монгольском) (в старомонгольском это было tovlai)».

И еще множество примеров схожих слов двух языков приводят пользователи.

О родимых пятнах у хазарейцев и монголов:

Абдулла (в 2009 году):

«Когда мой сын родился в больнице в Австралии, то врач поинтересовалась: «Ты монгол?»

Ответил: «Я монгольской крови, но хазареец из Афганистана».

Тогда доктор сказала: «Ваш сын несет знак монголов на спине, в виде синего участка в нижней ее части». (Отмечу, что позднее синева исчезла, когда ребенку было между двумя и тремя годами).

В том разговоре я спросил врача: «Этот знак является своеобразной «монгольской маркой?»

Она ответила, что только монголы и еще иногда корейцы имеют такую ​​родинку, и она исчезает, когда ребенку от 2 до 3 лет. Есть такая вещь в Монголии?»

bilgoon (в 2009 году) в ответ Абдулле:

«Абдулла, да, все монгольские дети рождаются с синими пятнами, которые исчезают, когда детям исполняется около 2-3 лет. Некоторые другие этнические группы, как некоторые индейские племена в Северной Америке, а также венгры и т.д. имеют при рождении «монгольский знак».

О дискриминации хазарейцев и их связи с Монголией

blackmamba ( в 2009 году):

«Мы, монголы, должны понимать, что идея происхождения хазарейцев от монголов, которая популяризуется сейчас среди хазарейцев, станет еще одним основанием для дискриминации афганских хазарейцев в Афганистане.

Уже сейчас они сталкиваются с дискриминацией со стороны талибов, пуштунов и других. Кажется, они не нуждаются в этой идее в данный неопределенный момент их истории, когда они борются за свою легитимность и равноправие. Сами хазарейцы должны решать вопрос о своем происхождении.

Что касается монголов, то не всем монголам нравится идея об общем происхождении с хазарейцами. Есть люди, которые имеют противоположные взгляды, или просто люди, которых совсем не интересуют хазарейцы.

Монголы, как и хазарейцы, узнали о наших связях по крови только в последние несколько лет. Несколько документальных фильмов на эту тему было показано по телевидению здесь (в Монголии).

С помощью этих и других документальных источников информации, многие монголы, как и другие люди по всему миру, узнали больше о хазарейцах, и были расстроены обращением с хазарейцами в Афганистане и трудностями, с которыми они сталкиваются, в большой степени, из-за их возможных связей с монголами. Ввиду этого (в Монголии) проявляется все больше и больше симпатий к хазарейцам, и многие хотят помочь им настолько, насколько только могут, хотя Монголия имеет много собственных проблем, и находится не в лучшей форме, чтобы быть способной помочь другим. »

alkhana (в 2009 году):

«Будучи монголом из Монголии, я хочу сказать следующее: в случае, когда хазарейцы, подвергаются дискриминации на основе их возможного происхождения от монголов, Монголия, как член ООН, должна выразить свое беспокойство! Дискриминация хазарейцев не должна допускаться больше».

Али (в 2009 году) в ответ blackmamba:

«Ваши люди не знали о связи хазарейцев с Монголией по незнанию и из-за провалов в образовании. »

Из обсуждения о хазарейцах на youtube.com в коментариях

к хазарейскому юмористическому фильму «Hazaragi Drama Telefone Jebi»:

«Хазарейцы принадлежат Монголии!»

Shopiajaan (в 2012 г) в ответ xzaxx:

«Только пуштуны настоящие афганцы, а хазарейцы не афганцы?»

Xzaxx в ответ Shopiajaan:

«Да, я знаю их (пуштун). Все они поддерживают талибов и Аль-Каиду.»

Shopiajaan (в 2012 г) в ответ xzaxx:

«Ты знаешь всех пуштун? Хазарейцы не ангелы тоже. »

Alowdaninahoor 2011 (в 2012 г):

«Zindabad (Да здравствуют) великие хазарейцы. Нация известна своей культурой и наследием. Мы гордимся великой культурой и наследием. Да здравствует сладкий язык Hazaragi!»

(Из обсуждения «Hazaragi Drama Telefone Jebi»);

Подобрано, переведено Мониторингом Portalostranah.ru

Именно в Бамиане до недавнего времени находились взорванные талибами в 2001 году две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще в эпоху древнеиндийского царя Ашоки.

Лица этих статуй уже были повреждены ранними исламскими завоевателями, но ультраконсервативное в вопросах религии движение талибов довело процесс уничтожения этих еретических для ислама статуй, расположенных на ортодоксальной исламской территории, до логического завершения.

Бамианские Будды были поставлены в свое время, чтобы символизировать торжество буддизма на единственном в этих краях проходе через горы Гиндукуш.

В долине, по которой в древности двигались караваны т.н. «Шелкового пути», расположилась столица провинции город Бамиан. При том, что горы занимают 90% территории провинции Бамиан.

Климат провинции характеризуется долгой холодной зимой и коротким летом.

Провинция Бамиан является родиной крупнейшего хазарейского клана Дайзанги (Daizangi, «страна племени с колокольчиками», утверждается, что название возникло в в период покорения хазарейцев пуштунами в XIX веке в знак обозначения их рабских колокольчиков).

Также другими кланами хазарейцев являются Тулай Хан (Tulai Khaan Hazara, в честь Толуя, младшего сына Чингисхана), Туркмани (Turkmani Hazara), Кара-Батор (Qara Baator) и еще около пятидесяти кланов.

Кроме широко известной провинции Бамиан в состав географический области Хазараджат входит недавно образованная правительством Карзая провинция Дайкунди, где также большинство населения (86%) составляют хазарейцы.

Остальные части исторического Хазараджата поделены между афганскими провинциями Вардак (Wardak), Гильменд (Helmand), Газни (Ghazni), Урузган (Orūzgān), Сари-Пуль (Sar-e Pol), Саманган (Samangan), Гор (Ghowr) и Парван (Parvan).

При древних персах и древних греках область Хазараджат была частью региона Паропамисады (название с иранских диалектов «выше орлиного полета»). Также областью управляли Александр Великий, затем эллинистические правительства — Селевкидов и Греко-бактрийское царство.

Позднее областью правили, принесшие сюда ислам арабы, а затем исламизированные ираноязычные, а также тюркские династии, вроде Хорезмшахов, с последними и начали воевать монголы, проникая в Центральную Азию.

Монгольские войны, ставшие предками современных хазарейцев, пришли в исторический регион Паропамисады к 1220 году.

К тому времени регион управлялся правителями из тюрок-узбеков Хорезма — Хорезмшахов, основавшими в Центральной Азии огромное государство. Монгольские завоеватели довольно сурово расправились с местным населением будущего Хазараджата, при этом самого Чингисхана в Афганистане не было, он не выдвигался дальше Самарканда (в современном Узбекистане). Территорию будущего Хазараджата завоевал для монголов бывший при отце в этом походе на Среднюю Азию один из сыновей Чингисхана Толуй (его имя носит, как уже упоминалось один из кланов хазарейцев).

Новые поселенцы, ставшие со временем известны как хазарейцы в области, получившей наименование Хазараджат Hazarajat (Hazaristan), смогли и с падением власти монголов многие столетия сохранять относительную независимость от сопредельных стран и областей.

При этом, хотя монгольская армия, пришедшая в Афганистан была еще шаманистской и говорящей на монгольском и кипчапском (половецком) языках, оставленные ею в Афганистане монголы, названные хазарейцами, со временем приняли ислам, а их языком стал диалект персидского.

Язык хазарейцев

Как уже отмечалось хазарейцы говорят на языке, близком к дари — одном из двух (наряду с пушту) государственных языков Афганистана. Дари, как известно, это разновидность персидского (фарси) языка.

Поэтому, обычно говорят, что хазарейцы говорят на особом диалекте персидского, а именно на хазараги (hazaragi). Это восточный диалект персидского языка с большой долей монгольских и тюркских слов.

Относительно вольная жизнь хазарейцев продолжалась до 1880 года, когда усилившиеся пуштуны (народность, которая говорит на западном диалекте перидского) под предводительством тогдашнего афганского владетеля Абдуррахман-хана присоединили область Хазараджат к Афганистану.

Начались преследования хазарейцев, чье положение усугублялось тем, что они являются не просто мусульманами, а мусульманами-шиитами, в то время как пуштуны, как и большинство населения Афганистана, и образовавшегося позднее соседнего Пакистана, являются суннитами. Хазарейцы-шииты принимают участие, в том числе, и в экстравагантных шиитских религиозных церемониях самобичевания.

После завоевания Хазараджата, и в недавний период правления в Афганистане талибов, положение хазарейцев, которых считали в Афганистане еретиками, было очень тяжелым. В 1880-х годах их даже объявляли вне закона, либо убивали или продавали в рабство. Именно все это имеет ввиду радиостанция «Голос Монголии», когда говорит в упомянутой выше передаче «о печальной судьбе (хазарейцев), полной горечи и страданий».

В тоже время в современном Пакистане хазарейцы периодически подвергается нападениям экстремистов из суннитского большинства, а в Афганистане за ними сохраняется роль общины, которая занята, в основном, на самой грязной и тяжелой работе. При этом отметим, то небольшое число хазарейцев исповедует суннитскую ветвь ислама, в частности часть хазарейского клана нойманов в Афганистане.

Традиционно хазарейцы занимаются земледелием, включая орошаемое, скотоводством и ткачеством. Но в последние десятилетия многие из них ушли на заработки в города.

Несмотря на интеграцию в крупные города Афганистана и Пакистана, общественные нравы хазарейцев остаются довольно архаичными, по сравнению с их прародителями — монголами, которые в независимой Монголии давно усвоили все европейские ценности и создали вполне современное общество. Приведем два примера хазарейской архаики. В хазарейских школах в Кветте (Пакистан) школы для молодых людей и девушек организованы по раздельному принципу. В Афганистане в семейных отношениях хазарейцы руководствуются очень жестким семейным кодексом, который провозглашает верховный статус в качестве главы семейства для мужчины. В Монголии об этом нет и речи. Такая разница, несомненно, определяется влиянием на хазарейцев ислама и обшей отсталостью общественного развития в Афганистане и Пакистане.

Из международных медиа о хазарейцах

«Лидеры хазарейцев Пакистана утверждают, что около 600 членов общины были убиты с 1999 года. Лашкар-и Джангви (Lashkar-e Jhangvi), запрещенная экстремистская суннитская организация, которая в настоящее время рассматривается как союзник Аль-Каиды, взяла на себя ответственность за большинство нападений» (англ.сайт объединенной службы информации, американская станция «Радио Свобода — Радио «Свободная Европа», октябрь 2011);

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

«Считается, что треть населения пятимиллионного Кабула, очень сильно выросшего в последние годы из-за притока в столицу жителей из деревень, составляют таджики, их язык дари — официальный язык Кабула; но традиционно тяжелой городской работой здесь занимаются хазарейцы, — народ, который исповедует ислам шиитского толка и ведет свое начало от воинов Чингисхана. В городе много и пуштунов, которые вообще-то составляют большинство населения этой страны«, (рос. ТВ, 2010);

В Афганистане долгое время ущемлялись права этнических меньшинств, — говорит один из основателей нового афганского университета Ибн-Сины Аль Арими. И продолжает: «Например, хазарейцы не могли служить в армии или учиться на юридическом и медицинском факультетах. Сегодня этих ограничений больше не существует. Вот молодые люди и наверстывают упущенное» (русская служба, иновещание ФРГ «Немецкая волна», август 2011);

Хазарейцы в Пакистане

На территории будущего Пакистана хазарейцы появились в начале XIX в., когда там усилились местные князья, а власть Великих Моголов ослабла, иначе говоря переселение хазарейских работников на будущую пакистанскую территорию произошло за несколько десятилетий до включения этих территорий в состав Британской Индии. В современней период полумиллионная община хазарейцев проживает в пакистанской провинции Белуджистан и ее центре — городе Кветта (Отметим, что белуджи родственны по языку хазарейцам, но в отличии от хаарейцев, белуджи — сунниты). В Пакистане хазарейцы являются религиозным шиитским меньшинством, в отличие от преимущественно шиитского Ирана, куда многие хазарейцы также эмигрировали в поисках лучшей жизни.

Источник

Доруд бар шумо, хонендахои азиз! Перед новым годом появилась парочка выходных: обещала про хазарейцев – выполняю.

Когда речь заходит о хазарА, которых на русском языке чаще всего называют хазарейцами, а мои знакомые афганцы выговорить не могут и называют их хазарами, все вспоминают пушкинского вещего Олега, который сбирался «отмстить неразумным хазарам». Так вот, это не те хазары. Про них вот тут много чего написано (за точность не ручаюсь). А хазарцы афганские – это другой этнос, сформировался он позже и в другом месте. Сразу оговорюсь, что я не специалист ни в тех, ни в других, поэтому в исторические дебри особо не полезу. Речь пойдет о том, что современные афганские хазарцы/хазарейцы сами о себе рассказывали, плюс мнение ряда представителей других афганских этносов. Они тоже не этнографы, просто соседи.

В Афганистане в настоящее время существует три этноса, претендующих на звание основных. Это пуштуны, таджики (и все прочие персоязычные малюсенькие этносы тоже сюда прилепляются) и хазарА. И если между пуштунами и таджиками до сих пор идут жаркие дебаты, кого в Афганистане живет больше (вплоть до того, что пуштуны бастуют против внесения графы «национальность» в ID cards и не хотят получать никакие документы вообще, чтоб их невозможно было подсчитать даже примерно, но яро кричат на всех перекрестках, что их не менее 44% от всего населения страны, хотя последняя официальная перепись проводилась чуть не 30 лет назад), то с хазарцами все ясно – они третьи в списке.

Они заметно отличаются от всех остальных, так как имеют выраженную монголоидную внешность (см. фото ниже) и исповедуют шиизм.

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

Когда среди прочих студентов из Афганистана впервые появился представитель хазара, была мысль: «Откуда у них монгол?», тем более, реакция монгольских студентов на него была весьма своеобразная – все пытались к нему подойти, обнять, поздороваться, называли по-русски и по-монгольски братом, а он смущался и пытался провалиться под пол от такого количества внимания. Мне еще показалось, что он стесняется перед остальными одногруппниками такой популярности у монголов. А когда уже разобрались, кто есть кто, пришла вторая мысль – это те же самые хазары, которые в произведении классика, или это просто совпадение?

Я пыталась выяснить это у самих студентов, но или языковой барьер помешал, или иные факторы, но они совершенно не понимали, чего я от них хочу. Одно только внятно сказали, что это «не наши предки». Пришлось искать других знатоков вопроса. В итоге: афганец-хазара, владелец местной лесопилки, взрослый дядька, который тут учился еще при СССР, безапелляционно заявил, что афганские хазары – это потомки монголо-татарских воинов, которые застряли в Афгане, но они не монголы, а тюрки, и ближе всего из современных этносов к казахам и киргизам. Парочка сносно говорящих по-русски студентов покивали головами и сказали, что да, «туркИ» (тюрки, то бишь), а остальные два мотали головами и говорили, что они сами по себе там «самозародились» и ниоткуда не пришли. Версии с тюркским происхождением хазара от рядовых солдат войска чингизида Нишкудери, внука Чагатая, придерживались и афганцы-пуштуны, и персоязычные афганцы, и даже единственный знакомый нуристанец.

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

На вопрос про «тех» и «этих» хазар все вообще понесли кто в лес, кто по дрова. Версий было много, от «это одни и те же», до «это вообще разные народы, они даже по времени не пересекаются». Но в процессе нашлась парочка русскоязычных источников, которые вышеупомянутым «специалистам» показались более-менее похожими на правду: «Почему преследуют хазарейцев» и «Хазарейцы – афганские родственники бурят».

Социальное положение (в т.ч. и сегодня)

Если почитать историческую, этнографическую и художественную литературу по Афганистану, можно обнаружить «особое» положение хазар как касты слуг и чернорабочих. Новая пуштунская «элита» таки до сих пор их считает недочеловеками, но тут, возможно, еще и религиозный контекст срабатывает, ведь пуштуны придерживаются ваххабитской версии ислама, а хазарцы – шииты, и они друг друга бесят. А еще и те, и другие – националисты до мозга костей, причем люто бдящие «чистоту крови» (в своем понимании), то есть своим женщинам они запрещают вступать в смешанные браки, но мужчинам иногда можно. Их «взаимная любовь» длится веками и периодически выливается в карательные экспедиции, массовые потасовки, вырезание целых кварталов и т.д. на националистической почве.

Даже тут, в России, кое-какие отголоски заметны. Например, таджиков и пуштунов приезжает много, но даже узбеков и туркменов (из Афганистана), которые численно значительно уступают хазарцам, я вижу чаще. За все время работы с афганцами видела только 4 студента-хазарейца, причем не более одного в год. И каждый из них старался потеряться на фоне группы, никогда не соглашался на какие-то общественные должности типа старосты или профорга, если и участвовали в мероприятиях, то только вместе с таджиками, туркменами, узбеками, да кем угодно, только чтоб не одному на сцене торчать. Пуштунов в основном избегали. Был даже инцидент, когда 18-летний пуштун-первокурсник засветил фингал 25-летнему хазарейцу с 5 курса, хотя афганцы обычно весьма щепетильны в вопросах старшинства.

У хазара есть куча своих мелких национальных политических партий, которые постоянно подначивают оппонентов и продвигают националистические идеи не меньше пуштунов.

Хазара можно заходить в любую суннитскую мечеть и молиться по своим канонам (руки по швам, битие себя ладошкой по груди, истерические рыдания и прочее), хотя если суннит зайдет в шиитскую мечеть и попробует сделать дуа как привык, его в лучшем случае вежливо выведут. А могут и после выведения под белы ручки проводить поджопником. И даже не одним. А когда у шиитов случаются свои специфические религиозные праздники, типа Ашура, дня памяти Хуссейна, то они спокойно вытворяют все свои фокусы на улице, да где угодно. Лупят себя специальными садо-мазо штуками по телу, режут лбы ножами (в том числе и младенцам, чтоб привыкали уже к культуре), принимают «грязевые ванны», катаются колбаской (нет, не по Малой Спасской, а просто по улице в направлении мечети) или просто по-пластунски ползут к цели, короче всячески демонстрируют свою скорбь по поводу смерти внука Пророка. И если в ряде католических орденов развлекались не менее изощренно, да и православные в смирении плоти тоже не отставали, то это уже ушло в прошлое и практически никто из современных христиан такие «практики» не захочет пробовать на себе, они с постами-то читерят. А вот современные шииты отрываются по полной программе.

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

Грязевая ванна – фото иранцев. Но в афганистане такие же ванны сооружают, причем не только в Ашура, но0 и по пятницам перед посещением мечети, а потом там такие красивые стоят.

Бывает и такое, что дивчина сама влюбляется по уши (вспомните Сабере из фильма про женскую тюрьму, которая вдохновенно рассказывала про своего хахаля, какой он у нее «бесьёр зиба»). Тогда пацан попал – его будут откровенно преследовать везде: в школе, на улице, по телефону, в интернете. Смена аккаунтов и номеров не особо спасает, ибо найдут через подружек-друзей-сестер-братьев и опять будут засыпать письмами любви с прикладыванием фото интимного характера. Но объективности ради надо сказать, что и таджички такие фортеля вытворяют, и некоторые «городские» пуштунки, но они намного реже, ибо там родня их быстро прирежет в сарае.

Спасибо всем интересующимся афганской тематикой, особенно тем, кто дочитал опус до конца! За новогодние праздники доведу до ума посты про музыку и фильмы. С наступающим!

Пост отличный, прочитала с удовольствием. Не понимаю, что не так с их климатом/местоположением, что народ там весь ебанутый настолько, что проще вычистить под 0, чем перевоспитывать.

вывод там нет бесплатного секса совсем- либо женись либо дохуя плати

Несколько лет назад училась в турецкой летней школе в Анкаре, у нас было очень много студентов из разных стран. И была одна девушка просто потрясающей красоты, высокая, статная, как принцесса из восточной сказки. По лицу чистая казашка, вот только одежда её меня смущала. Все казашки, которых я знала, ходили в обычной европейской одежде, а эта девушка была в хиджабе. Но при этом платок волосы прикрывал лишь слегка, а наряды её всегда были очень яркими и необычными. Я подумала, ну может из каких-то южных регионов Казахстана. Но потом узнала, что она из Афганистана. Вот теперь думаю, может она как раз хазарейка.

Автор, ты кто по национальности?

Вы не только об интересном пишете, но делаете это талантливо.

Как будто про марсиан прочитала. Спасибо большое.

Правда, совсем другой мир

зато там овец дохуя)

«родня их быстро прирежет в сарае»

И насколько часто подобное происходит?

Вы в своём уме барышня? Ещё и какие то преподавательские амбиции имеете, представляю чему вы научить можете

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

Факты про Афганистан (продолжение-4). Система образования

В государственных школах до 6 класса идет совместное обучение мальчиков и девочек, потом – раздельное (ну а как же – пубертат таки). В частных школах мальчики и девочки учатся отдельно. В частных школах обучение платное и сумма зависит от географического положения (в столице – дороже), престижа конкретного учебного заведения и ряда иных факторов. Подавляющее большинство, естественно, учится в государственных школах. В частных – дети высокопоставленных чиновников, военных, медийных персон и прочих весьма обеспеченных граждан, для которых важно сохранять статус-кво и не париться про безопасность чада. Стоит отметить, что при талибах нападения на школы были нормой, особенно на те, где учили девочек – за такое учителей убивали-калечили, а родителей «провинившихся» девочек подвергали публичным наказаниям. Зачастую и современная школа может стать объектом атаки смертника. В частной школе все-таки уровень безопасности выше, ибо родители оплачивают услуги и охраны в том числе, а в обычной государственной школе вся ответственность ложится на учителей и директора.

На фото – класс, занимающийся на свежем воздухе. Нормальная практика при хорошей погоде, или когда здание школы оставляет желать лучшего. Так как это младшая школа, судя по всему, в кишлаке, требований к форме одежды не заметно (фото с просторов).

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

Кстати об учителях. Им может стать любой человек с законченным школьным образованием (бакалурия, 12 классов), но преподавать он сможет до 9 класса включительно. В старшей школе учителя должны иметь дополнительные курсы подготовки или отучиться в аналоге колледжа (13 и 14 год). Опять же, если школа малокомплектная и находится у черта на куличках, там уже не будут заморачиваться с уровнем образования «педагогов», берут всех желающих. Отсюда и качество обучения может скакать от весьма приличного до полного нуля, особенно по иностранным языкам типа английского. Бывает так, что они годами изучают алфавит, а с фонетикой вообще никто не работает. Оттуда всякие «футюрэ» и «натюрэ» появляются. Учителя бывают обоего пола, чаще женщины (зарплата маленькая, мужик-кормилец, у которого жена не работает и куча детей мал-мала, на учительскую зарплату их не прокормит; а в учителя идут те женщины, которым муж позволяет работать, или мужа нет вообще, а жрать хочется, тут уж сколько дали, столько и возьмет). Мужчины чаще привлекаются к обучению мальчиков-старшеклассников, и их стараются не ставить на старшие женские классы. Но если учитель один на всю школу, тогда ничего не поделаешь.

Школьная форма. Обязательная школьная форма с особым дизайном есть у частных школ, обычно это классический костюм-тройка, синяя рубашка, галстук – у мальчиков, синяя форма и белый платок у девочек (платье до полу). Городские школы требуют для мальчиков «белый верх, темный низ», нельзя ходить в национальной одежде, в спортивной одежде, в военной форме, в модных джинсах с кучей карманов и дырок. Галстук не обязателен, но белая рубашка – полюбому должна быть. У мальчиков еще обязательна короткая стрижка «как в армии». Девочки ходят в длинном черном платье и белом платке (фото ниже, опять с просторов). Потом, у вузе, к одежде не будет никаких требований, кроме соответствия шариату, можно ходить в национальной одежде и в украшениях, а мальчикам – отращивать любую длину волос, хоть вообще лохматыми ходить.

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

Также изучаются оба государственных языка – дари и пушту. Собственно, все обучение идет на дари, а пушту учится как отдельный предмет. В столичных школах оба языка преподаются весьма прилично, а вот в районах, где преобладает пуштунское население, на дари могут и забить, причем капитально, и говорят на уроках не на дари, а на пушту. Лично общалась со студентами-афганцами, которые чудесно тупили даже при наличии качественного перевода на дари, ибо ни слова не понимали. Потом им переводили уже с дари на пушту их одногруппники-билингвы. Другими словами, пуштуны, не живущие в столице, не особо склонны к изучению других языков, так как считают себя пупом мира, что это остальные должны учить пушту.

Перечислю нерелигиозные предметы:

1-3 классы: математика, каллиграфия, махоратхои (я нифига не поняла, это что-то в кучу – знакомство со своей страной на простом уровне, здесь изучается административное деление страны, демография, основы культуры населяющих народов, зачатки патриотизма).

4 класс: все, что в предыдущих классах, плюс пушту, английский и обществознание.

5-6 класс: к предыдущим добавляется «сайенс» (это типа нашего курса КСЕ – все естественные науки в кучу).

7-9 класс: добавляются арабский язык (не коранический), отдельно биология, химия, физика, география, появляется история (в каждом классе разные разделы: история мира, история родины, история соседних стран и т.д.), домоводство (девочкам) и земледелие (мальчикам).

10-12 класс: добавляются общественные науки (в кучу, в основном упор на изучение общества), отдельно культура Афганистана, но называется «культурологией», и компьютерная грамотность как факультатив. Бывают и другие факультативы, логика или психология, к примеру.

7-9 класс: у всех – таджвид (как правильно читать Коран, произносить слова; переводить не учат – чтоб не знали истинного значения), у шиитов – фикх Джаффари.

10-12 класс: тафсир, таалимат ислами (следующая ступень исламских наук, где изучается теология, житие Пророка, столпы ислама и т.д., короче, теория), у шиитов продолжается «Джаффари».

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

Система оценок. Она полностью срисована со старой американской системы. Всего – 100%, из них 10% за посещаемость, 10% за домашку, 60% работа в классе. Оставшиеся 20% сдаются в виде экзаменов и зачетов. Оценки идут по 100-балльной системе, дублируясь литерами A B C D E, аналогично всем учебным заведениям Европы и не только, вступившим в Болонский процесс.

Экзамены бывают в конце семестра обязательно, и в ряде школ еще есть что-то вроде промежуточных экзаменов в начале семестра. Каждый семестр – 4 месяца. Каникулы зимой 2 месяца обязательно, и летом набирается не меньше из-за «актированных» дней, когда из-за жары отменяют занятия. Поэтому по решению директора детей могут просто на 2 месяца распустить по домам. В конце семестра также подводятся итоги и определяется рейтинг каждого ученика в классе, в параллели и в школе. Тот, кто получает наивысший рейтинг, на полгода становится «учеником №1», это типа очень почетно и круто. Кстати, в рейтинге учитывается и посещаемость. Например, у одной из племянниц, несмотря на отличную учебу, сняли звание первой ученицы за то, что она 3 дня пропустила из-за свадьбы ее дяди (вся семья там тусила), но ее маман не предупредила руководство, и девчонке зачли 3 дня как прогул. Вот было горя… а мамаша неграмотная, ей не понять.

По окончанию 9 класса выдается аттестат с текущими оценками. По окончании 12 класса выдается еще один аттестат с оценками за 10-12 классы, а графы за предметы, пройденные по 9 класс включительно, остаются пустыми. Например, на фото – в аттестате не заполнена графа «арабский язык», так как экзамен был в 9 классе. Как видно, все надписи на английском языке, что весьма упрощает перевод. За качество извиняюсь, фоткала в прыжке на кота.

на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть фото на каком языке разговаривают хазарейцы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают хазарейцы. Картинка про на каком языке разговаривают хазарейцы. Фото на каком языке разговаривают хазарейцы

Канкур (Kankor) – это что-то типа наших ЕГЭ, но не выпускной из школы, а для поступления в колледжи и на вышку. Другими словами, это общий экзамен, сдается одновременно по всей стране в каждой области, а полученный балл дает возможность продолжить обучение дальше (те самые 13 и 14 годы, чтоб получить профессию). Можно и не сдавать, если дальше не планируешь никуда поступать или будешь учиться за границей за свой счет.

Всего есть 3 попытки, одна попытка в год. На соответствующем сайте или в местном отделе управления образования подается заявка на участие, в которой соискатель должен указать, на какие профессии он претендует (до 10). Для обучения по разным профессиям – разный проходной балл. Причем в разных областях, где есть учреждения профессионального образования, могут устанавливаться разные диапазоны минимума и максимума проходного балла. Конечно, в столичных вузах – самые высокие баллы. «Потолок» в разные годы – от 350 до 360 баллов. Тот, кто получит высший балл, может бесплатно учиться в любом вузе на любой специальности, но чаще всего, такого «шибко умного» студента отправят учиться за рубеж. Мол, мы тебя тут ничему путнему не научим, давай-ка, поучись у американцев.

Чтоб попасть в медицину, надо набрать от 331 до 348 баллов. Далее следует экономика, а третья строчка – за стоматологией. И так ранжируются все имеющиеся специальности. Когда соискатель получает свой балл и сертификат (а узнать это можно, имея регистрацию на сайте и номер своего заявления, ID), ему также выдается список профессий, на которые он может претендовать, и вузы, которые его готовы принять. Я выше говорила, что можно написать до 10 штук, что-то авось да выстрелит. Если же экзамен провален, то остается еще одна попытка на следующий год, и последняя – еще через год. Можно перерывы между попытками делать и больше, но не более чем на 10 лет с момента окончания школы. Тот, кто все 3 раза провалился, считается неспособным к дальнейшему обучению. И больше его не зарегистрируют в системе.

Обучение в вузах – смешанное, то есть на М и Ж группы не делятся. Единственное исключение – акушерство и гинекология. Туда берут только девушек. Так исторически сложилось, что у местных данная специальность не пользуется популярностью, и большинство акушерок – иранки по контракту. Прочие медицинские специальности получают и мужчины, и женщины, чтоб потом в больницах был прием сразу у двух врачей, например, терапевта для женщин – женщины, и терапевта для мужчин – мужчины. Педиатры тоже чаще всего женщины. А вот рентгенологу можно принимать пациентов независимо от пола. Все равно он вживую их не видит – все манипуляции по раздеванию и вставанию в аппарат контролирует медсестра/брат.

Кстати, американский университет в Кабуле весьма котируется, ибо там преподают в том числе и американцы, а так как он полностью на американских дотациях, то материальная база там куда лучше того же политеха, который строили и создавали специалисты из СССР (вот что они после себя оставили, с тем до сих пор и работают, минус пара корпусов, взорванных при талибах).

Также котируется европейское образование (западное! Восточная Европа – для «неудачников»).

В комментариях под прошлыми постами был вопрос – сколько в РФ афганцев. Согласно данным, опубликованным МВД, в 2019 году с января по сентябрь с целью обучения въехало 1522 афганца. В 2018 году – за весь год зарегистрирован 1961 гражданин Афганистана, получивший/продливший учебную визу. В среднем, не более 2000 афганских студентов в год за последние 5 лет. Более ранние данные мне лениво поднимать. Можете сами поизучать сайт МВД, кому любопытно. Там же можно посмотреть и остальные цифры.

Управление системой образования осуществляют 2 министерства: министерство школьного обучения и министерство высшего образования (это буквальный перевод). В каждом районе есть свое представительство, обладающее рядом полномочий, аналогичных главному министерству, но действующих только на территории данной провинции (области). Там же собирается и изучается статистика – сколько поступило в школы, какие баллы по канкуру, сколько продолжило обучение после школы и т.д.; потом эти данные передаются в Центр, и даже публикуются на официальном сайте Министерства.

Вот тут вполне адекватное описание системы образования ИРА, даже есть табличка с сопоставлением их документов об образовании с нашими, правда, времен СССР. Если сопоставлять современные отечественные документы об образовании, получается следующее:

— 9 классов (афг) – наши 9 классов;

— 12 классов (афг) – 11 классов (РФ), среднее образование;

13-14 лет, ассоциированная степень (афг) – среднее профессиональное образование (училище, техникум, колледж).

С бакалавром и магистром, думаю, и так понятно, зато афганцы не понимают нашего «специалиста», поэтому те, кто учились в РФ, при переводе диплома очень просят написать им «магистр», потому что могут подумать, что это бакалавриат был или вообще техникум, а не вышка. Кандидата наук у них тоже нет, поэтому наши кандидаты и доктора наук в документах «туда» переводятся как «доктора».

Если еще будут вопросы по существу поста – с радостью отвечу в каментах (если квалификации хватит). Спасибо, что читаете!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *