на каком заводе в ижевске изготовили аппаратуру связи для обеспечения полета юрия гагарина
Ижевск в космосе
Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
Кстати, после успешного полета Юрия Гагарина Ижевскому мотозаводу поступили заказы на системы телеметрии – специальные приборы, которые фиксируют параметры прохождения полета и передают данные наземным станциям. Ижевская техника работала в рамках всех значительных проектов освоения космоса. В их числе: «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс», «Протон», «Ангара», «Буран-Энергия», орбитальные станции «Мир», «Альфа», гражданские и военные спутники.
Ижевский радиозавод
Ижевский радиозавод в ракетно-космической промышленности с 1961 года. Первые телеметрические приборы для ракеты-носителя «Восток» завод изготовил уже в 1962 году, а серийное производство космической аппаратуры началось спустя два года.
Кроме того, Ижевский радиозавод выпускал аппаратуру для первого в СССР метеорологического спутника «Метеор». А в 1967 году автоматическая станция «Венера-4» с радиотелеметрической системой ИРЗ достигла планеты Венера.
Ижевский машиностроительный завод
Ижевский машиностроительный завод включился в работу по освоению космоса в конце 1950-х годов: предприятие занялось ракетами, предназначенными для измерения метеопараметров, используемых при запуске и спуске космических объектов с орбиты. Метеоголовки, установленные на ижевских ракетах, также помогали исследовать атмосферу Земли и получать данные о различных параметрах ближнего космоса.
Ижевский институт «Прикампромпроект»
Ижевский институт «Прикампромпроект» был участником космической программы по созданию системы «Энергия-Буран». Наши земляки проектировали экспериментальный монтажно-заправочный корпус на космодроме «Байконур», введенный в эксплуатацию в 1987 году. Сейчас он используется как ангар для хранения второго летного корабля.
Ижевск «на орбите»: как жители Удмуртии помогали осваивать космос
Помощь Гагарину, стыковка МКС и подарок для Терешковой.
Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. К юбилейному Дню космонавтики расскажем и покажем, какой вклад в освоение космоса внесли предприятия Ижевска и Удмуртии и наши земляки.
Удмуртские корни основателя космической медицины
Физиолог Василий Парин считается основоположником медицинских исследований, связанных с космическими полетами. Начинал он с работы над запусками в космос животных, а затем участвовал в подготовке исторического старта Юрия Гагарина.
Сам Василий Васильевич родился в 1903 году в Казани, но его отец – тоже знаменитый медик, – наш с вами земляк. Василий Николаевич Парин (1877-1947) – уроженец Малмыжского уезда Вятской губернии, территория которого сейчас относится к Удмуртии. Он был известным хирургом, одним из организаторов Ижевского мединститута (сейчас ИГМА) и жил в двухэтажном кирпичном доме на улице Ленина, а его сын Василий несколько лет учился в одной из ижевских школ.
Ижевский летчик спас Звездочку
Собачку по кличке Звездочка отправили в космос 25 марта 1961 года на корабле «Восток 3КА-2». Она была последней в череде животных-испытателей, и от нее во многом зависело, полетит Юрий Гагарин в космос или нет.
После двух часов полета Звездочка приземлилась в Удмуртии, возле одной из деревень между Сарапулом и Чайковским. Московская бригада к месту посадки не успевала из-за плохой погоды, и спасать Звездочку отправили одного из самых опытных ижевских летчиков – Льва Карловича Оккельмана. Он нашел капсулу со Звездочкой практически сразу. Ему пришлось разминировать часть аппарата (тот был заминирован на случай приземления на чужой территории). Оккельман всю ночь провел с собакой, грел ее, топил снег, чтобы напоить. Утром прибыла команда спасателей. Звездочка провела в Ижевском аэропорту еще два дня, а потом ее увезли в Москву на обследование. А через 17 дней в космос полетел Гагарин.
Ижевчане помогали Гагарину приземлиться
Огромный вклад в развитие космонавтики внес Ижевский мотозавод, сейчас – «Аксион-холдинг». Именно здесь была разработана электромоделирующая станция «Электрон», которая в 1961 году рассчитывала траекторию полета корабля Юрия Гагарина. Наш город поставил на Байконур две таких машины: они обеспечивали все расчеты, отслеживали орбиту, определяли точку начала торможения, траекторию снижения и область, где нужно искать космонавта. Именно благодаря «Электрону» Юрий Гагарин в 1961-м году приземлился не где-то за полярным кругом, а на территории Советского Союза. Ну а работу этих аппаратов обеспечивали специалисты мотозавода. За это предприятие в июне 1961 года было удостоено Ордена Ленина.
Процесс стыковки на МКС
Свой вклад Ижевский мотозавод внес и в работу Международной космической станции. Чтобы процесс стыковки был максимально точным, на МКС применяется особый комплекс. Часть этого комплекса – антенно-фидерные устройства, помогающие в стыковке, – также делают в Ижевске.
Кстати, после успешного полета Юрия Гагарина Ижевскому мотозаводу поступили заказы на системы телеметрии – специальные приборы, которые фиксируют параметры прохождения полета и передают данные наземным станциям. Ижевская техника работала в рамках всех значительных проектов освоения космоса. В их числе: «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс», «Протон», «Ангара», «Буран-Энергия», орбитальные станции «Мир», «Альфа», гражданские и военные спутники.
Ижевские приборы над Венерой
Ижевский радиозавод в ракетно-космической промышленности с 1961 года, также специалисты предприятия работают над телеметрическими системами. Первые приборы для ракеты-носителя «Восток» завод изготовил уже в 1962 году, а серийное производство космической аппаратуры началось спустя два года.
Кроме того, Ижевский радиозавод выпускал аппаратуру для первого в СССР метеорологического спутника «Метеор». А в 1967 году автоматическая станция «Венера-4» с радиотелеметрической системой ИРЗ достигла планеты Венеры.
Более того, в 1982 году завод освоил первые в СССР радиоприемные устройства с цифровой обработкой сигнала, началось производство аппаратуры спутниковой навигации нового поколения для системы ГЛОНАСС. Блоки и системы, изготовленные на ИРЗ, в разное время использовались в проектах «Энергия-Буран», «Мир», «Союз», «Ангара».
Ижмаш исследовал «погоду» в космосе
Ижевский машиностроительный завод включился в работу над освоением космоса в конце 1950-х годов: предприятие занялось ракетами, предназначенными для измерения метеопараметров, важных при запуске и спуске космических объектов с орбиты. Метеоголовки, установленные на ижевских ракетах, также помогали исследовать атмосферу Земли и получать данные о различных параметрах ближнего космоса.
Воткинск выводит спутники на орбиту
Крупнейшее в СССР месторождение вольфрама
Без этого тугоплавкого металла, выдерживающего 1000-градусные нагрузки раскаленной реактивной струи, старт космического корабля невозможен. А крупнейшее в нашей стране месторождение вольфрама открыли в 1961 году наши земляки – геолог Эмилия Пушина и ее сын Владимир. Месторождение, обнаруженное в Приморском крае, назвали «Восток-2».
Радиоприемник для Терешковой
В 1963 году Сарапульский радиозавод начинает выпуск микроприемника «Космос». Причем первый образец подарили супружеской чете космонавтов Андриану Николаеву и Валентине Терешковой. А в 1965 году Англия закупает 10 тысяч сарапульских радиоприемников, которые за границей были известны под именем «Юра» – в честь Юрия Гагарина.
Наши на «Байконуре»
Ижевский институт «Прикампромпроект» был участником космической программы по созданию системы «Энергия-Буран». Наши земляки проектировали экспериментальный монтажно-заправочный корпус на космодроме «Байконур», введенный в эксплуатацию в 1987 году. Сейчас используется как ангар для хранения второго летного корабля.
Космическая еда в ижевской школе
Ижевская школа №62 первой в стране – даже раньше родной школы Юрия Гагарина – получила имя знаменитого космонавта. Произошло это 13 апреля 1961 года, на следующий день после исторического полета. До сих пор в школе работает музей космонавтики и авиации, среди экспонатов которого – автограф Гагарина, космическая еда, стартовый ключ с космодрома «Байконур», кусок обшивки корабля «Союз» и т.д.
Улица Лунная и мотоцикл «Иж-Юпитер»
После полета Гагарина в стране начался настоящий космический бум. Ижевск любовь к звездам тоже не обошла стороной: Ижмаш переименовал только что выпущенный мотоцикл «Иж-50» в «Иж-Юпитер», радиозавод выпустил радиолу «Сириус», в городе появилась улица Гагарина. Среди других космических названий, которые сейчас связаны с Ижевском, – автомобили «Орбита», кафе «Спутник» и «Космос», магазин «Старый Юпитер», улицы Звездная, Лунная, Млечная, Планетная, Циолковского, библиотека имени Гагарина и парк Космонавтов. Есть и космические памятники: скульптура собаки Звездочки на улице Молодежной, ракета возле Мотозавода, бюст Юрия Гагарина возле школы №62. Еще один памятник первому космонавту собираются установить возле производственного корпуса Мотозавода.
Новое имя для собаки
Звездочка попала в космический отряд с улицы – будущих четвероногих космонавтов отлавливали тогда по всей Москве. Кстати, Звездочке в отряде сначала дали кличку Удача, но Юрий Гагарин с товарищами поменяли его прямо перед стартом – из суеверия.
Наши на «Буране»
15 ноября 1988 года свой первый и единственный космический полет совершил «Буран», выведенный на орбиту ракетой-носителем «Энергия». Группу разработчиков обшивки корабля возглавлял ижевчанин – академик Алексей Матвеевич Липанов. Комплекс аппаратуры, которая управляла полетом, изготовили на Ижевском мотозаводе. А наш Радиозавод изготовил телеметрическую систему для «Энергии», обеспечивавшую 1 млн измерений в секунду.
Блендеры, фены и аппаратура для космоса: чем живет Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
От мотоциклов к пулеметам
Но с началом войны выпуск мотоциклов в Ижевске прекратился. На заводе начали выпускать пулеметы «Максим», а мотопроизводство перевели в Свердловскую область, в Ирбит.
С 1933 по 1940 год Ижевский мотозавод изготовил порядка 17 тыс. мотоциклов марки «Иж», ставших самыми массовыми гражданскими мотоциклами в СССР. Некоторые из них бережно хранятся в заводском музее.
Космические приборы для космодрома «Восточный» и Крыма
Приоритетом Ижевского мотозавода с 1949 года становится выпуск приборов для ракетной и космической техники. В те годы в СССР начала активно развиваться ракетная отрасль, и ижевское предприятие перевели на нужны ракетной промышленности.
«Первый проект, который мы никогда не сможем забыть — это станция „Электрон“. Без этой станции нельзя было построить баллистическую траекторию полета ракеты, ни смоделировать основные процессы управления. Наши приборы сыграли очень важную роль для триумфа первого космонавта Юрия Гагарина, и мы гордимся, что приняли в этом участие», — рассказывает генеральный директор предприятия Геннадий Кудрявцев.
Ижевский мотозавод поставил более 200 «Электронов» практически во все институты страны, в конструкторское бюро Сергея Королева. На этой же станции рассчитывали маршрут полета первой женщины в космосе — Валентины Терешковой.
«Особенно яркая страница — телеметрический комплекс в 1975 году для стыковки „Апполона“ и „Союза“. „“ назывался. Очень интересная аппаратура», — вспоминает Геннадий Кудрявцев.
В 1985 году завод поставлял много аппаратуры для орбитальной научной станции «Мир».
В 1988 году была на Ижевском мотозаводе разработали аппаратуру для транспортной системы «Энергия» и орбитального корабля многоразового использования «Буран». У «Бурана» был даже «черный ящик», на случай крушения.
Сейчас предприятие продолжает участвовать в федеральной космической программе. производит:
— электронные блоки для аппаратов, производящих мониторинг поверхности Земли из космоса;
— бортовые приборы и приводы солнечных батарей для космических аппаратов;
— антенную систему для автоматической стыковки космических кораблей с МКС.
Особой гордостью для завода стали малогабаритные станции МПРС, которые используются по всей стране от космодрома «Плесецк» до Камчатки. Планируется, что в этом году детище ижевского мотозавода появится в Крыму и на космодроме «Восточный».
По словам Геннадия Кудрявцева, сейчас на конструкторов завода легла большая ответственность в связи с введенными санкциями. Приходится решать — где заменить элементы, конструкции, чтобы уйти от импорта.
«Два года назад создали Институт комплексного приборостроения. Мы пришли к выводу, что просто быть изготовителями недостаточно. У нас есть понимание, что нам самим нужно вести разработки», — заявил генеральный директор.
Его поддержал и министр промышленности и торговли республики Владимир Разумков.
«Сейчас в Удмуртии создается региональный фонд промышленности, который позволит выдавать льготные кредиты на организацию новых производств, модернизацию высокотехнологичных производств, направленных на импортозамещение», — рассказал министр.
Продукция для Минобороны
Генеральный директор Геннадий Кудрявцев признается, что на заводе активно продолжает развиваться и так называемое специальное производство. Но показывать журналистам ничего нельзя — заказы для Министерства обороны России, как правило, секретные.
«Приоритетным остается производство аппаратуры для Минобороны. Делаем оборудование для стратегического, тактического вооружения, флота, связи, сухопутных и космических сил», — единственное, что рассказал Геннадий Кудрявцев.
Приоритет — развитие микроэлектроники
Но оборонка — только часть работы «Аксиона». Сейчас предприятие делает ставку и на развитие микроэлектроники. Недавно здесь открылся «собственный» завод таких технологий. Производство располагается в недавно реконструированном корпусе № 26 (известный более как корпус «с часами»).
«Следующий этап — мощное развитие микроэлектроники. За 2 года объемы выручки выросли с 370 млн до 2,5 млрд рублей. Здорово, но это немного, надеюсь, что объемы будут расти. Будем существенно наращивать», — поясняет генеральный директор.
Причем, брака «аксионовской» техники на испытаниях не бывает.
«Космическая техника не допускает брака. На этапе изготовления происходит отсеивание», — уточняет главный инженер предприятия Андрей Науменко.
Автоматические дефибрилляторы для оборонки
Славится «Аксион» медицинским оборудованием. Предприятие — одно из немногих в России, выпускающих дефибрилляторы. Это медицинский прибор, который очень часто позволяет спасти жизнь человеку с помощью электроимпульсной терапии при нарушениях сердечного ритма.
«Мы никогда не прекращали, даже в самые трудные годы, выпускать медицинскую технику», — рассказывает Геннадий Кудрявцев.
Сейчас по заказу Минобороны внедряют новую разработку — автоматический дефибриллятор. Он позволяет провести медицинские мероприятия даже если у его владельца нет специализированного образования. Человек следует голосовым инструкциям аппарата, сам оценивает ситуацию и затем решает — проводить реанимацию или давать разряд. Все рассчитано настолько точно, что аппарат просто не может допустить ошибку. Для оборонки корпус сделан противоударным и в расцветке хаки. Но такие дефибрилляторы можно применять не только на поле боя, но и в обычной жизни. Подобные приборы в театрах, на стадионах и в других местах массового скопления людей могут спасти жизнь человеку еще до приезда «скорой помощи».
Изготавливаются на «Аксионе» и электрокардиографы с функцией передачи данных на расстоянии. Ими предприятие оснащает «скорые помощи» не только в Удмуртии, но и в Пермском крае, Кировской области», сейчас ведутся переговоры с Кемеровской областью.
Также производят технику для гинекологии, хирургии, физиотерапии.
Кофемолки, блендеры и фены
Ну и конечно, «Аксион» всегда был известен своими товарами для населения. Раньше во многих домах были их соковыжималки, а у некоторых до сих пор стоят на кухнях фирменные «акионовские» мясорубки. Кстати, сейчас у завода есть новинка — мясорубка с для цитрусовых. Еще две модели находятся в разработке.
Буквально недавно стали выпускать блендеры, фены и кофемолки (на последние — высокий спрос!), соковыжималки, сушилки овощей и сушилки для рук. приборы еще не запустили в серийное производство, но уже в течение этого года они станут доступны для всех.
интересных фактов об Ижевском мотозаводе
АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»: земной труд космического назначения
Более 60 лет предприятие вносит весомый вклад в развитие отечественной космонавтики
К 50-м годам прошлого столетия молодой, но уже опытный за два десятилетия работы коллектив Ижевкого мотозавода успешно справлялся с правительственными заданиями. Первые в стране серийные мотоциклы «Иж», в годы войны – пулеметы «Максим», счетверенные зенитные установки М-4 делали к снарядам гвардейского миномета БМ-13 «Катюша», в послевоенный период – техническая документация и первая опытная партия автомата «АК-47», охотничьи ружья. Зарождение в СССР приборостроения, начало освоения космоса навсегда изменили профиль деятельности предприятия. Государством поставлена новая ответственная задача.
Так зарождалась история участия предприятия в покорении космоса
В 1958 году Ижевскому мотозаводу поручено изготовление одной из самых мощных в СССР вычислительных машин – электромоделирующей станции «Электрон», предназначенной для расчета параметров траектории полета ракет и космических аппаратов, проведения сложных исследований при разработке ракетно-космических систем и комплексов.
Учитывая важность выполняемой заводом государственной задачи, в 1959 году предприятие посетили в то время секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и заместитель председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов. В 1961 году за трудовой подвиг при изготовлении электромоделирующей станции «Электрон», которая обеспечила успешный расчет траектории полета в космос Юрия Гагарина, Ижевский мотозавод награжден высшей наградой страны – орденом Ленина, а группа работников предприятия – государственными наградами. Впоследствии более 200 комплектов этой станции в течение 10 лет размещались во всех крупнейших научно-конструкторских центрах страны, а также на полигонах и космодромах.
Дорога в космос начинается на Земле!
В начале 1960-х годов завод начал выпуск телеметрической аппаратуры, позволяющей принимать, передавать, хранить и обрабатывать информацию, получаемую с космических кораблей, в том числе для обеспечения полета первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, первого в мире выхода человека в открытый космос, выполненного Алексеем Леоновым, и запуска межпланетной станции Луна-9. Аппаратура размещалась в том числе в КБ С.П. Королева, на Байконуре и научно-измерительных пунктах в Щелково, Енисейске, Уссурийске, Улан-Удэ, Симферополе, Колпашево, Приозерске, Елизове, Нарьян-Маре.
В 1975 году состоялась первая в мире стыковка космических кораблей СССР «Союз-19» и США «Аполлон». Ее обеспечила аппаратура Ижевского мотозавода.
В 1982 году Советский Союз произвел запуск орбитальной станции «Салют-7». В феврале 1985 года связь с ней была потеряна. К станции отправлена спасательная экспедиция в составе командира экипажа Владимира Джанибекова и борт-инженера Виктора Савиных. Они впервые в истории космонавтики в ручном режиме пристыковались на корабле «Союз Т-13» к неуправляемому «Салюту-7» и вернули станцию к жизни. Мужество и героизм советских космонавтов, их высочайший профессионализм, изготовленная Ижевским мотозаводом телеметрическая аппаратура обеспечили успешное выполнение поставленной задачи и возобновление работы «Салюта-7».