на какой электросамокат нужно водительское удостоверение

Что нужно знать о правах на электросамокат в 2021 году

на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть картинку на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Картинка про на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение

В последние несколько лет на улицах российских городов наблюдается настоящее нашествие электросамокатов. Немудрено, ведь этот вид транспорта дает своим владельцам массу преимуществ. Во-первых, самоходный друг не требует много места для парковки. Во-вторых, современные электросамокаты отлично подходят не только для коротких вылазок, но и для езды на значительные расстояния. И, наконец, водитель этого компактного транспортного средства может позволить себе такую роскошь, как передвижение без пробок, что особенно ценно в больших городах. Вот почему электросамокатом с удовольствием пользуются граждане всех возрастов и профессий.

Вместе с тем четко ответить на вопрос, требуется ли для управления электрическим самокатом водительское удостоверение, может далеко не каждый участник дорожного движения. С другой стороны, как известно, незнание правил не освобождает от ответственности. Сегодня ФАН разъясняет, нужны ли права на электросамокат в России в 2021 году, и напоминает о ключевых правилах использования этого транспортного средства — в том числе вступающих в силу в самом ближайшем будущем.

на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть картинку на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Картинка про на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение

Какие права нужны на электросамокат?

Еще не так давно электросамокаты неофициально приравнивались к простым самокатам и велосипедам. Однако с появлением на рынке моделей, развивающих скорость более 50 км/ч и обладающих мощностью выше 0,25 кВт, существенно повысился и риск дорожно-транспортных происшествий с участием водителей этих транспортных средств. При этом результатом таких ДТП нередко становилось травмирование граждан. Вот почему примерно с 2017 года было решено, что электрические самокаты следует отнести к транспортным средствам категории «М». Таким образом, электросамокаты были приравнены к квадроциклам, скутерам и мопедам. Права этой категории были созданы в 2013 году, и теперь для водителей электросамокатов они также обязательны.

Как можно получить права на электросамокат?

Претендовать на получение водительского удостоверения категории «М» могут лица старше 16 лет, прошедшие специальную медкомиссию и получившие справку о состоянии здоровья. Кроме того, обязательным условием будет обучение в лицензированной автошколе. Как и в случае с другими категориями, ученику придется сдавать теоретический экзамен, а вот практическая часть будет отличаться. Правила также допускают совмещение прав нескольких категорий.

Можно ли управлять электросамокатом без водительских прав?

Если скорость, развиваемая электрическим самокатом, не выходит за 50 км/ч, а его мощность не превышает 0,25 кВт, транспортным средством можно управлять без водительского удостоверения, так как такой электросамокат будет расцениваться как велосипед. А вот при управлении мощными моделями без соответствующего документа нарушителю грозит административная ответственность в виде штрафа от 5 тысяч до 15 тысяч рублей, доставка самоката на штрафную стоянку и запрет на его использование в течение определенного времени. Сотрудник ГИБДД вправе проверить документы на любой электрический самокат, но если, к примеру, авария произошла в пешеходной зоне с участием маломощного ТС, то такое происшествие будет рассматриваться лишь как конфликт пешеходов и не будет приравниваться к ДТП.

на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть картинку на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Картинка про на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение

Какие еще правила существуют для владельцев электросамокатов?

Тем временем по стране активно распространяют инициативу формирования специальных дорожек и стоянок, предназначенных для электросамокатов. Это не только сделает их использование более безопасным, но и приведет к некоторым изменениям в ПДД. К примеру, при наличии тротуара и велосипедных дорожек водители электросамокатов будут не вправе двигаться по пешеходной зоне. Если же таковых не предусмотрено, то на электрическом самокате можно ездить в крайней правой полосе, прижимаясь к обочине так близко, как это возможно. Но и это — лишь в том случае, если у вас имеются права на транспортное средство.

Немаловажно и то, что с весны 2021 года как электрический мобильный транспорт, так и простые самокаты и даже велосипеды, роликовые коньки будут классифицировать как средства индивидуальной мобильности. Такое решение принято для наилучшего контроля управляемости транспортом. Среди других важных нововведений — обязательное использование индивидуальных средств защиты (шлемов) и необходимость оснащать электросамокат фарами и светоотражателями, если им управляет ребенок от 7 до 14 лет. И, безусловно, управление любым ТС влечет за собой запрет на употребление алкогольных напитков. В ГИБДД считают, что подобные меры помогут сократить число ДТП по вине водителей электросамокатов и других мобильных транспортных средств.

Источник

Нужны ли права на электросамокат в 2021 году

Еще несколько лет назад электрические самокаты были диковинкой, которую редко встретишь на улицах города. Но их популярность начала расти стремительно. Для многих этот вид транспорта оказался очень привлекательным. Экологически чистый, комфортный, он позволяет быстро перемещаться на достаточно большие расстояния как по городским асфальтированным дорогам, так и по грунтовым, лесным тропинкам, траве и песку. При этом он избавил от необходимости часами простаивать в пробках.

Подстраиваясь под требования пользователей, производители стали предлагать более мощные модели. По своим характеристикам многие современные электросамокаты ничем не уступают скутерам. Передвигаясь по тротуарам, они стали представлять угрозу безопасности пешеходов, а выезжая на дорогу, создавать аварийные ситуации там. Вопрос о необходимости внести корректировки в существующие ПДД поднимался не раз. Из нашей статьи вы узнаете, вступили ли поправки в правила в 2021 г. и нужны ли права на электросамокат.

На какие электросамокаты нужны права

Из-за увеличения числа ДТП с участием мопедов, скутеров, квадроциклов в 2013 г. была введена новая категория водительских прав «М». Она дает разрешение на управление легкими транспортными средствами, мощность двигателя которых 250 Вт и выше, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

В постановлении №221 от 22.03.2014 г. нет прямого указания, что владельцы электросамокатов обязаны получать водительские права категории «М». Однако мопеду дается определение как 2- или 3-колесному механическому транспортному средству с электродвигателем мощностью от 250 Вт, развивающему скорость до 50 км/ч. Сотрудники ГИБДД разъясняют, что под эту категорию подходят и некоторые мощные модели электрических самокатов.

Таким образом, ответ на вопрос, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик конкретного устройства.

Если электросамокат оснащен мотором мощностью выше 250 Вт, то он приравнивается к мопедам. А значит для управления им необходимо получить водительские права категории «М». Подойдут также права более высоких категорий.

Модели с мощностью до 250 Вт по действующему законодательству не могут быть отнесены к мопедам. По существующим правилам дорожного движения их владельцы приравниваются к пешеходам и в водительских правах не нуждаются.

Внесение изменений в ПДД в 2021 году

Согласно действующим законам райдеры, передвигающиеся на электросамокатах, могут относится как к пешеходам, так и к мопедам в зависимости от мощности двигателя.

Очевидно, что такая нестыковка приводит к возникновению конфликтных ситуаций на дорогах между прохожими и райдерами, между райдерами и автомобилистами. Это отражено и в статистике МВД, согласно которой за 2020 г. было зафиксировано 331 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в том числе 6 со смертельным исходом.

Необходимость поправок в ПДД, касающихся СИМ (средств индивидуальной мобильности), давно очевидна. Поэтому Министерство транспорта еще в 2020 г. начало разработку масштабного проекта по изменению существующих правил. Но он пока еще не прошел всех необходимых этапов согласования и не вступил в силу.

Одно из самых важных положений этого проекта связано с уточнением понятия СИМ. Теперь к средствам индивидуальной мобильности предлагается относить все устройства для передвижения, работа которых осуществляется с помощью электродвигателя, либо которые едут за счет использования мускульной энергии человека. То есть под это понятие попадают не только электротранспорт, но и механические самокаты, ролики, скейтборды. Из определения СИМ выводятся лишь велосипеды и инвалидные кресла, которые вынесены в отдельные категории.

СИМ по новым правилам выделяются в независимую категорию. В некоторых случаях они следуют тем же правилам, что и пешеходы, в некоторых – тем же правилам, что велосипедисты. Но в целом это самостоятельная категория устройств.

Основной упор в проекте сделан на правила, регулирующие передвижение лиц, управляющих СИМ. Они зависят от возраста райдера:

Согласно проекту, взрослые райдеры должны передвигаться по велосипедным дорожкам. При их отсутствии им разрешается ехать по тротуару. Но скорость при этом не должна превышать 20 км/ч. При отсутствии велодорожек и тротуара можно ехать на электросамокате по обочине.

В самом крайнем случае, если нет ни велодорожек, ни тротуаров, ни обочин, электросамокатам разрешено выезжать на проезжую часть и двигаться по крайней правой полосе, при соблюдении ряда условий:

В проекте также предусмотрено регулирование скорости электросамоката. Что касается езды по проезжей части и велодорожкам, то здесь ограничений нет. На тротуарах и других дорогах, где они пересекаются с пешеходами, скорость электросамоката не должна превышать 20 км/ч.

Важен и еще один пункт проекта: на тротуарах приоритет имеют пешеходы. Владелец СИМ даже обязан спешиться, если возникает опасность для идущих рядом людей. Если поправки будут приняты, для владельцев самокатов это фактически будет означать, что в случае ДТП с участием пешехода, вина ляжет на владельца устройства.

Поскольку райдеры по новым правилам приравниваются к водителям транспортных средств, предполагается ужесточение наказания по отношению к ним за вождение в пьяном виде. Какие именно санкции будут применены и какова будет сумма штрафа пока не прописано.

Разработанный проект поправок в ПДД пока не принят. Он был отправлен рабочей группой экспертов на доработку. Больше всего споров возникло по поводу разрешенной скорости передвижения электросамокатов по тротуарам и пешеходным зонам. По мнению экспертов, 20 км/ч – это слишком большое значение. Такая скорость опасна для прохожих.

Можно ли ездить на электросамокате без прав

По действующим правилам водительское удостоверение на маломощные электросамокаты не нужны. На нем можно передвигаться по тротуару или велосипедным дорожкам.

Если мощность самоката выше 250 Вт, он приравнивается к мопеду. При этом не важно, с какой скоростью Вы едете на самокате. Имеют значение лишь технические характеристики.

Райдер в этом случае подчиняется тем же правилам, что и водитель скутера. Ему необходимы водительские права. На электросамокате разрешается двигаться по правому краю дороги. Обязательным является ношение защитного шлема.

Инспектор ГИБДД вправе в любой момент остановить райдера и проверить документы. При отсутствии водительского удостоверения, владельца мощного электросамоката ждет наказание:

Также предусмотрено наказание за езду без шлема. Штраф составит 1 тыс. рублей.

Как получить права на электросамокат

Чтобы получить водительские права категории «М», необходимо пройти обучение в автошколе. После чего придется подтвердить полученные знания и навыки, сдав экзамен в ГИБДД, который включает теоретическую и практическую часть. Права выдаются только лицам старше 16 лет, прошедшим медицинскую комиссию.

При наличии водительских прав другой категории, «М» проставляется автоматически. Многие, проходя обучение в автошколе, по этой причине предпочитают сразу получить категорию «В», дающую право на управление легковым автомобилем. По стоимости обучение на обе категории не сильно отличается. Но получение категории «В» открывает больше возможностей.

Таким образом, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик транспортного средства. На моделях с низкой мощностью (до 250 Вт) можно передвигаться без водительского удостоверения. Электросамокаты мощностью более 250 Вт приравниваются к мопедам. Управлять ими можно только получив права категории «М» и соблюдая ПДД.

Источник

В ГИБДД объяснили, на какой летний электротранспорт нужны права

на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть картинку на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Картинка про на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение

на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть картинку на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Картинка про на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение

В России для управления определенными видами электротранспорта, к которым может относиться и самокат, необходимо наличие специального права управления. Об этом рассказали в ГИБДД Красноярска. В ведомстве объяснили, что количество таких средств передвижения в городе стремительно растет. Впрочем, остальные российские города исключением тут также не являются.

По словам представителя ведомства, для управления двух- или трехколесным ТС с двигателем мощностью более 0,25 кВт и менее 4 кВт необходимо иметь водительское удостоверение категории М. При езде в обязательном порядке необходимо находиться в застегнутом мотошлеме.

«Важно отметить, что такой электротранспорт может быть опасным, а именно развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления. При этом многие пользователи устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают свою жизнь опасности и окружающих», — заявили в ГИБДД.

В ведомстве также напомнили, что постановка такого электротранспорта на регистрационный учет не предусмотрена. За отсутствие прав водителю такого самоката или велосипеда грозит штраф от 5 до 15 тыс. рублей. А за отсутствие мотошлема нарушителю придется заплатить 1 тыс. рублей. В ГИБДД добавили, что такой транспорт нельзя доверять детям. Представитель ведомства подчеркнул, что это «может представлять смертельную опасность».

Ранее Минтранс предложил ввести в ПДД новый термин — «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). В первую очередь к ним будут относиться электросамокаты, моноколеса, сегвеи, гироскутеры и другие аналогичные устройства. Также в этот список попали роликовые коньки, самокаты, скейтборды. Владельцам таких средств хотят разрешить передвигаться в пешеходной зоне, а в ночное время обязать ездить с включенным фонарем. Передвигаться на СИМ в состоянии алкогольного опьянения запретят.

Источник

«С ветерком по тротуарам»: как регламентировать в ПДД передвижение электросамокатов, моноколес и гироскутеров

на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Смотреть картинку на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Картинка про на какой электросамокат нужно водительское удостоверение. Фото на какой электросамокат нужно водительское удостоверение
leremy / Depositphotos.com

Прогресс не стоит на месте – это утверждение актуально и для средств передвижения. Если раньше использовались преимущественно автомобили, мототехника и велосипеды, то в настоящее время все большую популярность приобретают индивидуальные электронные устройства передвижения – электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, сегвеи и т. п. Но, упрощая жизнь пользователям этих средств, они одновременно усложняют ее другим участникам дорожного движения. Поскольку в ПДД такие средства передвижения не урегулированы, они используются как на тротуарах, создавая препятствия пешеходам, так и на дорогах, мешая движению автомобилей и повышая риски возникновения ДТП.

Дискуссии о том, как сделать безопасными новые средства передвижения, закрепив в ПДД особенности их использования, ведутся уже на протяжении нескольких лет. Очередное обсуждение этой важной темы в формате круглого стола состоялось на прошлой неделе в Общественной палате РФ.

С предлагаемыми общественниками идеями по регулированию порядка передвижения так называемых средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ) и позициями заинтересованных министерств по этому поводу ознакомимся более подробно.

В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колесных средств передвижения на электротяге (электросамокаты, моноколеса, сегвеи, гироскутеры и т. п.) не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения. Поскольку сейчас к пешеходам приравниваются лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, то пока де-юре к ним относятся и лица, применяющие индивидуальные колесные средства передвижения. Следовательно, и требования к последним предъявляются как к пешеходам.

Должен ли водитель возмещать вред пешеходу, пострадавшему в ДТП, возникшем по грубой неосторожности самого пешехода? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Камнем преткновения в решении проблемы регулирования движения СИМ является и вопрос о том, относятся ли они к транспортным средствам или нет. Если обратиться к ПДД, которые дают законодательное определение термину «транспортное средство», то из буквального толкования следует, что СИМ не подпадают под него.

Напомним, транспортным средством считается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (абз. 57 п. 1.2 ПДД). «Если мы возьмем инструкцию от электросамоката и там будет написано: «Предназначено для катания в парке», а человек едет по дороге, то, вроде, по ПДД, это не транспортное средство», – подчеркнул заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. Хотя, если учесть, что тротуар тоже является частью дороги, то у СИМ имеется признак, необходимый для отнесения их к транспортным средствам.

По словам Председателя МОД «Союз Пешеходов» Владимира Соколова, попытка представить, что СИМ не являются транспортными средствами, приведет к тому, что они не будут считаться объектами повышенной опасности, в результате чего усложнится практика применения к соответствующим правоотношениям ст. 1079 Гражданского кодекса. Последняя предполагает, что в случае, если человек пострадал от наезда лица, который управлял средством повышенной опасности, он имеет право на возмещение вреда здоровью и жизни независимо от того, был ли водитель виноват или нет.

Кроме того, неотнесение СИМ к транспортным средствам позволит пользователям такими средствами безнаказанно оставлять место наезда без оказания помощи пострадавшему, ездить пьяными, так как наказывать пешехода за вождение в нетрезвом виде не будет оснований, ведь он не управляет «средством повышенной опасности». Также такая градация уменьшит штрафы и компенсации за причинение вреда здоровью и жизни пострадавшего пешехода в несколько раз по сравнению с санкциями для водителей транспортных средств и исключит из статистики ДТП часть данных по погибшим и раненным из-за столкновения с СИМ пешеходам, так как это не будет считаться ДТП.

В связи с этим, как считают эксперты, в рамках регулирования рассматриваемых отношений в первую очередь придется или скорректировать определение термина «транспортное средство» (например, считать таковым не только устройства, но и приспособления или их совокупность), или вывести СИМ в отдельную категорию средств передвижения. В качестве альтернативных СИМ наименований предлагаются такие, как «компактный транспорт», «индивидуальное средство передвижения».

Все эксперты сходятся во мнении, что порядок передвижения СИМ требует скорейшего законодательного закрепления, поскольку правовая неопределенность в этом вопросе порождает ряд негативных последствий – начиная от невозможности ограничения скорости движения таких средств по тротуарам для предупреждения возможного травмирования пешеходов и лиц, управляющих СИМ, и заканчивая невозможностью предотвращения использования таких средств для езды в нетрезвом состоянии.

Позиция Минтранса России

Законодатель неоднократно предпринимал попытки регламентировать новые виды средств для передвижения. Так, в числе последних инициатив на эту тему можно отметить проект правительственного постановления, подготовленный Минтрансом России в конце октября 2019 года. В нем предлагалось ввести понятие «средство индивидуальной мобильности», рассматриваемое как устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Документ вызвал большой интерес, породил множество споров и критических суждений. По мнению Александра Холодова, проект поправок получился очень сложным – в нем присутствует достаточное количество недоработок, что, как следствие, не решает проблему безопасности на дорогах в полной мере. «Это проблема не Минтранса России, а того, что нет четкого понимания, как это все оформить», – заметил эксперт. По итогам общественного обсуждения инициативы было внесено более 170 предложений. Однако 17 апреля 2020 года разработчики документа обнародовали отказ от продолжения его разработки, но саму работу в этом направлении не прекратили.

По словам директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимира Луговенко, ведомство по-прежнему серьезно озадачено решением проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в связи с появлением нового вида транспорта. Оно занимается этим вопросом на протяжении двух лет и считает очень важным и нужным развивать СИМ, поскольку они помогают более эффективно передвигаться по дорогам, существенно сокращая затраты времени на передвижение. Кроме того, использование СИМ изменяет структуру передвижения и перераспределяет пассажиропоток в пользу нового вида транспорта.

Поскольку технология развития технических средств, как это часто бывает, опередила нормативное правовое регулирование, то Минтранс России считает необходимым оперативно установить требования к СИМ и лицам, ими управляющим, а также определить «правила игры» для лиц, использующих СИМ и различные объекты транспортной инфраструктуры. При этом в основу прорабатываемых в настоящее время в министерстве поправок в ПДД положен опыт, выработанный в 2014 году по регулированию движения велотранспорта.

Поправками планируется, по аналогии с велосипедистами, разбить пользователей СИМ на три категории – младше 7 лет, от 7 до 14 лет, старше 14 лет. Так, предполагается, что дети до 7 лет смогут использовать СИМ на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, велопешеходных дорожках (на стороне для движения пешеходов), но если СИМ имеют двигатель, то движение лиц до 7 лет будет возможно только в сопровождении взрослых. Согласно поправкам лицам второй возрастной группы разрешается движение на СИМ по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам, велопешеходным и велосипедным дорожкам. А лицам старше 14 лет – движение по пешеходным зонам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон и полосе для велосипедистов, а при отсутствии указанной инфраструктуры – по тротуарам и пешеходным дорожкам, по обочине. Если СИМ оборудованы двигателем и не используют гироскопическую стабилизацию, то допускается их движение по правому краю проезжей части дорог, на которых разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и движение велосипедов. При этом движение моноколес по краю проезжей части планируется запретить. К слову, директор по маркетингу компании Ecodrift Гарри Богданян считает такое ограничение критическим для развития моноколес, подчеркивая, что на моноколесе человек защищен так же, как и пешеход.

Концепция разрабатываемых Минтрансом России изменений в ПДД предусматривает и решение конфликта «пешеход – лицо, использующее СИМ». Для минимизации такого конфликта в качестве основной инфраструктуры СИМ рассматривается велотранспортная. Но поскольку в отсутствие велотранспортной инфраструктуры допускается движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по инфраструктуре для пешеходов, обочинам и проезжей части дорог (при определенных условиях), то предлагаются дополнительные механизмы защиты участников дорожного движения, а именно:

В заключение Владимир Луговенко отметил, что разрабатываемый сейчас акт Минтранса России представляет собой баланс интересов всех заинтересованных лиц – пешеходов, велосипедистов, автомобилистов и пользователей СИМ.

Идеи Минпромторга России

Минпромторг России так же, как и Минтранс России, озадачен решением проблем с СИМ. Его представители считают, что в первоочередном порядке необходимо классифицировать СИМ, чтобы не допустить чрезмерного ужесточения требований для всех средств передвижения. Затем следует поработать над внесением изменений в действующие техрегламенты или подготовкой отдельного техрегламента, а также над определением правового статуса СИМ. Здесь имеют значения и требования к двигателю или к конструкции СИМ, и требования по шуму и т. д.

Целесообразность маркировки СИМ тоже уже оценивается в министерстве. Недавно был проведен эксперимент по маркировке велосипедов и их шин, которая с 1 ноября 2021 года станет обязательной. В случае необходимости этот опыт будет использован и для маркировки СИМ.

Во взглядах общественников пока нет единства относительно регулирования передвижения СИМ. Так, наряду с общими идеями, в целом воспринимающими предлагаемые Минтрансом России поправки с некоторыми оговорками, выдвигаются и целые концепции иного развития правовых норм в этой части. Так, в ходе круглого стола профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский представил концепцию кузовного одноколейного транспорта (КоТ), нацеленную в том числе на решение главных транспортных проблем мегаполиса – проблем пробок, нехватки мест на стоянках и парковках, дорогого топлива и вреда экологии. По мнению эксперта, любой мегаполис должен решать эти проблемы, заменяя светофоры развязками, пешеходные переходы – наземными и подземными, убирая с дорог места для парковок (делая их подземными), развивая инфраструктуру общественного транспорта, а также способствуя развитию транспорта для перемещения на короткие расстояния (от метро до работы, от дома до метро и т. п.). «Компактный транспорт для перемещения одного или двух человек – транспорт будущего, который сейчас очень бурно развивается», – отметил он.

Согласно концепции к компактным транспортным средствам относятся: одноколейные транспортные средства (самокаты, мотоциклы, мопеды); кузовной одноколейный транспорт (кузовной мотоцикл); любой другой транспорт для перемещения одного или двух лиц по земле, воде, воздуху (сегвей, скейт, аэромотоцикл, квадроцикл, гидроцикл, снегоход и т. д.). А предложения по корректировке ПДД сводятся не только к введению новых понятий – «компактный транспорт» (транспорт для перемещения одного или двух человек), «гибридный транспорт» (транспорт, имеющий не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) для целей приведения в движение транспорта), «одноколейное транспортное средство» (средство перемещения, занимающее одну колею для движения), «КоТовод» (лицо, управляющее КоТом), но и к переформулированию имеющихся в ПДД терминов. Речь идет о таких понятиях, как «пешеходная и КоТо (велосипедная) дорожка», «полоса для КоТов (велосипедистов)», «велосипедная (КоТо) зона», «тротуар» и т. п.

При этом права и обязанности для КоТов Виталий Гаевский предлагает разделять по трем скоростным категориям:

Что касается ограничений по скорости перемещения КоТа, то в качестве рекомендательных приводятся показатели не более 14 км/ч на тротуарах, не более 25 км/ч – на пешеходных дорожках, не менее 10 и не более 50 км/ч – на КоТо (велосипедных) дорожках. При этом в любом случае приоритеты по движению на пешеходных дорожках и тротуарах должны отдаваться пешеходам, а на КоТо (вело) дорожках – КоТам и велосипедам. Также концепция предусматривает возможность передвижения КоТов по полосам, выделенным для движения общественного транспорта. Хотя последняя идея неоднозначно воспринимается другими экспертами. Наконец, предлагается заменить в ПДД термин «велосипед» на термин «КоТ», отнеся к ним велосипеды, самокаты и иные компактные транспортные средства.

Руководитель Центра индивидуальной мобильности Михаил Денисов тоже считает СИМ современным решением, позволяющим разгрузить транспортную инфраструктуру и уменьшить количество автомобилей на дорогах, а гипотетически – и полностью отказаться от классических транспортных средств (автомобилей, электричек). Поскольку у СИМ и велосипедов схожи массогабаритные и скоростные показатели, то эксперт видит логичным закрепление в ПДД для СИМ правил, аналогичных для велосипедистов, которым открыты и проезжая часть, и движение совместно с пешеходами, и парк, и специальные велодорожки и велополосы.

При этом, разделяя компактный электротранспорт на пять основных категорий – электровелосипед, электросамокат, моноколесо, сегвей и гироскутер, он делает оговорку для последних двух. «В силу своей конструкции это тихоходный развлекательно-прогулочный транспорт, и место ему однозначно на тротуаре. Вреда пешеходам от этого транспорта точно не будет», – уверен Михаил Денисов. Что касается остальных видов транспорта, то здесь следует учитывать разницу в технических характеристиках и предоставлять им возможность передвижения как совместно с пешеходами, так и по проезжей части рядом с автомобилями, и по велодорожкам.
Эксперт допускает возможность движения СИМ (кроме сегвеев и гироскутеров) по проезжей части дорог, но поскольку для езды с высокой скоростью рядом с автомобилями нужен навык, то он считает необходимым наличие у пользователей высокоскоростных электровелосипедов, электросамокатов и моноколес на проезжей части водительского удостоверения. «Скоростная езда по проезжей части со скоростью потока в окружении других участников движения должна осуществляться лицами, имеющими навык и подтвердившими знание ПДД на уровне водителей мопедов», – Михаил Денисов считает это вполне оправданной мерой. А вот легкие СИМ, не способные разгоняться быстрее среднестатистического велосипедиста, по мнению участника мероприятия, и на проезжей части, и на тротуаре будут не опаснее велосипедиста, поэтому водительские права не нужны.

Не видит эксперт смысла ни в маркировке или какой-либо регистрации СИМ, ни в привязке категорий СИМ к мощности электродвигателей. Более логичным он считает деление их на виды по массе, габаритам и максимальной скорости. «Водители СИМ со схожими с велосипедами массо-габаритными показателями, логично, должны иметь те же самые возможности, что и водители велосипедов», – подытожил он.

А Александр Холодов полагает целесообразным совсем уйти от категорирования видов транспорта и регламентировать их по целям использования. Исходя из этой логики, если СИМ двигаются по пешеходной дорожке, то они не должны создавать помех пешеходам, если используются на велодорожке, то должны ехать по правилам, применяемым для движения велосипедов, а если по дороге, то, независимо от мощности, – по правилам для мопедов.

В свою очередь, общественник Сергей Бендер выступает за:

Между тем, общественник категорически против тотального введения прав на СИМ только для электротранспорта. «Если и вводить права, то вместе с велосипедистами», – считает эксперт. Также он не поддерживает идею установления запрета на передвижение моноколес по проезжей части.

В ходе обсуждения Председатель МОД «Союз Пешеходов» Владимир Соколов озвучил статистику аварийности с участием немоторизованного транспорта, которая показывает, что ежегодно за период 2017-2019 годов из общего количества соответствующих ДТП с участием велосипедистов (более 5 тыс. в год) около 400 заканчивались летальным исходом. Что касается показателей аварийности с участием СИМ, то уже наблюдается значительная динамика – если в 2017 году было зафиксировано только 11 аварийных случаев, то в 2019 году их уже было 117, 4 из них закончились смертью потерпевшего.

В связи с этим Союз Пешеходов считает необходимым в процессе проработки поправок в ПДД провести исследования степени защищенности и безопасности пешеходов из-за травматизма по причине наездов на них СИМ, остановочного пути различных типов СИМ и краш-тесты столкновения СИМ с пешеходами при скорости от 6 до 20 км/ч. Также Союз поддерживает идею ограничения максимальной скорости СИМ до 20 км/ч и признает обоснованным выработку предложений по повышению степени защищенности лиц, управляющих СИМ, от ДТП с участием механических и иных транспортных средств.

В числе предложений Союза: инвестиции в развитие дорожной инфраструктуры, в первую очередь, в строительство в регионах велодорожек для велосипедов и СИМ; организация в населенных пунктах и на дорогах между близлежащими населенными пунктами «зон успокоенного движения» с ограничением скорости 20-30 км/ч и сужением полос движения для организации обочин; отнесение СИМ с мощностью двигателя более 250 вт к мопедам, а до 250 вт – к велосипедам.

На мероприятии обсуждались и иные предложения, например:

Но есть и противники внесения каких-либо изменений в ПДД, которые считают их избыточными. Они отмечают, что проблем с СИМ не существует, есть проблема электросамокатов, под которые нет смысла менять правовые нормы, поскольку они подпадают под категорию «мопеды». Отметим, схожую точку зрения высказывали и респонденты, отвечая на вопросы организованного в 2019 году Госавтоинспекцией социологического опроса, посвященного необходимости определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих электронные устройства передвижения. В исследовании приняли участие свыше 90 тыс. человек, более половины из которых посчитали, что определение правового статуса участников дорожного движения, использующих электронные устройства передвижения, в том числе посредством введения в ПДД новой терминологии, ни к чему не приведет.

Впервые о проблеме СИМ заговорили представители Госавтоинспекции в сентябре 2017 года. С этого момента регулярно проводятся многочисленные дискуссии на указанную тему, но до сих пор еще не выработано решение рассматриваемой проблемы. «Мы уже несколько лет топчемся на месте», – признал представитель Минтранса России Владимир Луговенко. Более того, он отметил, что сейчас с учетом буквального толкования норм о реализации механизма «регуляторной гильотины», вообще невозможно внести никакие изменения в ПДД, поскольку акт не прошел через указанный механизм, а в этом случае его корректировка возможна после переиздания. Но ведомство не останавливает свою работу над проектом поправок в ПДД и адекватно воспринимает любые предложения в части законодательного урегулирования передвижения СИМ, выражая готовность внести соответствующие уточнения в свой документ.

Таким образом, почва для решения проблемы передвижения СИМ уже удобрена прогрессивными идеями и предложениями в части внесения необходимых изменений в ПДД. Остается надеяться, что скоро из нее появится росток адекватных законодательных поправок, который впоследствии превратится в прочный стебель, способный удержать в равновесии интересы всех участников дорожного движения. А СИМ из обычного новомодного гаджета современных горожан станут теми средствами, которые помогут снять нагрузку с частного легкового и общественного транспорта, разгрузить дороги и увеличить скорость движения транспортного потока, снизить время, затрачиваемое на дорогу, а также повысить безопасность дорожного движения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *