на какой счет отнести обеспечительный платеж по договору аренды
Что такое обеспечительный платеж и как вести его учет
Понятие обеспечительного платежа охарактеризовано в ст. 381.1 ГК РФ. Он всегда имеет денежное выражение, но в его роли могут выступать не только денежные знаки, но и ценные бумаги, облигации. Нормами гражданского права предусмотрены исключительные случаи, когда осуществленный обеспечительный платеж может быть возвращен.
Вопрос: Между организациями заключен договор аренды помещения. По договору арендатор вносит сумму обеспечительного платежа для компенсации расходов при расторжении договора аренды. Впоследствии договор аренды расторгается и арендодатель засчитывает сумму обеспечительного платежа в счет компенсации коммунальных расходов. Должен ли арендодатель применять ККТ при приеме суммы обеспечительного платежа, а также при его зачете в счет компенсации расходов?
Посмотреть ответ
Суть обеспечительного платежа
Экономическое содержание обеспечительного платежа сводится к формированию денежной гарантии возмещения потенциальных убытков или неустоек при заключении сделки. Одна из сторон вносит оговоренную участниками соглашения сумму денежных средств в пользу второй стороны, чтобы подтвердить намерение выполнить условия соглашения.
Вопрос: По условиям договора аренды в случае просрочки перечисления арендатором арендной платы обеспечительный платеж засчитывается в счет арендной платы. При получении обеспечительного платежа арендодатель исчислил НДС в порядке, предусмотренном для получения аванса. В связи с прекращением договора аренды обеспечительный платеж был возвращен арендатору. Вправе ли арендодатель принять к вычету НДС, исчисленный при получении обеспечительного платежа, если с момента его получения прошло более трех лет?
Посмотреть ответ
Если обстоятельства, предусмотренные в договорной документации и для предотвращения которых перечислялся обеспечительный платеж, наступают, то внесенные ранее средства засчитываются в погашение появившегося обязательства. Если эти специфические обстоятельства в течение срока действия договора не проявились, то сумма обеспечительного платежа подлежит возврату в полном объеме.
Вопрос: Покупателем перечислен продавцу обеспечительный взнос по предварительному договору купли-продажи. Должен ли он быть включен в налоговую базу по НДС в момент его получения?
Посмотреть ответ
СПРАВОЧНО! В размер платежа обеспечительного типа может закладываться величина возможной задолженности по сделке поставки товаров и сумма неустойки.
По нормам ГК РФ внесенные средства в качестве обеспечительного платежа должны быть возвращены, если:
ВНИМАНИЕ! Обеспечительный платеж не может использоваться в качестве инструмента наказания или привлечения к ответственности одного из участников сделки. Он используется только для погашения имущественных убытков, его разрешается засчитывать в средствах, покрывающих возникшие долговые обязательства.
Кредитор за счет суммы обеспечительного платежа не имеет права удовлетворять свои материальные претензии, превышающие величину основных обязательств или покрывать долги по другим договорам с этим клиентом. Обеспечительный платеж – форма залога, в которой в качестве гарантии выступает не дорогостоящее имущество, а зарезервированные и перечисленные денежные средства. Такой тип подстраховки действует только в рамках одного договора и не распространяется на другие сделки между контрагентами.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора выплату обеспечительного платежа в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору аренды?
Организация заключила договор аренды помещения производственного назначения сроком на 11 месяцев. Согласно условиям договора арендатор перечисляет обеспечительный платеж в качестве обеспечения исполнения своих обязательств по договору на расчетный счет арендодателя в размере ежемесячного арендного платежа, который составляет 60 000 руб. (в том числе НДС 10 000 руб.). В случае невнесения арендатором арендных платежей в установленные договором сроки арендодатель вправе удержать соответствующую сумму в счет погашения задолженности арендатора из суммы обеспечительного платежа. В случае надлежащего исполнения арендатором договорных обязательств обеспечительный платеж арендатору не возвращается, а засчитывается в счет арендной платы за последний месяц аренды.
По окончании срока аренды сумма обеспечительного платежа зачтена арендодателем в счет уплаты арендного платежа за последний месяц аренды помещения. Организация для целей налогообложения прибыли применяет метод начисления.
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Договор субаренды нежилых помещений с условием об обеспечительном платеже от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Перед осуществлением операции по внесению обеспечительного платежа стороны должны прописать алгоритм его расчета и зачета в договорной документации. Соглашение об этом виде платежа должно содержать информацию о таких элементах:
КСТАТИ, практика обеспечительных платежей позволяет кредитору получить часть средств по обязательствам еще до того, как обязательство будет сформировано.
Применение инструментария обеспечительных платежей присуще договорам аренды и поставки. При расторжении договора, предусматривающего внесение обеспечительных денежных гарантий, сумма страхового платежа подлежит возврату. Сроки возвращения денег их владельцу могут быть оговорены в договорной документации. Если пограничные даты возврата не прописаны, то осуществить эту операцию надо в течение 7 дней с момента прекращения действия соглашения.
Если кредитор при отсутствии оснований для использования средств обеспечительного вида отказывается возвращать их, вторая сторона выставляет письменное требование. Игнорирование кредитором имеющихся претензий – повод для урегулирования проблемы в судебном порядке. Судебные органы принимают сторону кредитора только в том случае, если средства из обеспечительного платежа направляются на погашение неустоек или убытков, понесенных в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязательств.
Цели введения обеспечительного платежа
Внесение в договорную документацию пункта об обеспечительном платеже позволяет решить такие задачи:
Бухгалтерский и налоговый учет обеспечительного платежа
Для целей налогового учета сумма платежа, сформированного для обеспечения обязательств одной из сторон сделки, является формой залога. Такая аналогия приведена в Письме Минфина от 31.05.2016 г. №03-03-06/1/31325, подтверждение этому имеются и в Письме от 18.02.2016 г. под №03-03-06/8968, документе, датированном 03.11.2015 г. под регистрационным №03-03-06/2/63360. До тех пор пока срок актуальности договора не истек, обеспечительный платеж нельзя признавать доходом или расходом.
Правила обложения размера платежа НДС соотносятся с п. 1 ст. 381.1 ГК РФ. Величина внесенных средств не подлежит учету в базе налогообложения НДС до момента их использования для покрытия убытков при наступлении особых условий. Эта позиция порождает споры – Минфин придерживается другого мнения. Если рассматривать порядок налогового учета обеспечительных платежей на примере договора аренды, то ключевыми будут такие положения:
В отношении налога на прибыль эксперты указывают, что обеспечительный платеж по аналогии с залогом не должен учитываться в расчете базы налогообложения. Сумма внесенного гарантийного перевода в налоговом учете при выведении налогового обязательства по прибыли не отражается ни в составе доходов, ни как расходная составляющая. Правило прекращает свое действие в момент, когда оговоренные договором обстоятельства проявились и возникли финансовые обязательства одного участника сделки перед другим.
При таких условиях платеж засчитывается для покрытия обязательства и приобретает признаки дохода для одной стороны и признаки затрат для второго предприятия.
В бухгалтерских данных факт получения обеспечительного платежа отражается при наличии соответствующего договора. Вносимая сумма в учете отождествляется с кредиторской задолженностью, ее появление отражается записью между дебетом 51 и кредитом 76. Одновременно с этим должна быть показана величина гарантийного перевода на забалансовом счете 008 (дебетовым оборотом).
Когда производится возврат средств, полученных ранее в форме обеспечения обязательств, составляется корреспонденция Д76 – К51 с параллельным кредитованием счета 008. При условии, что обстоятельства, которые воспринимаются сторонами основаниями возникновения обязательств, проявились и кредитор понес убытки, обеспечительный платеж используется для погашения возникшей задолженности. В учете эта операция отражается через дебетование счета 76 и кредитование счета 90 (или 91). Удержанный с суммы обеспечения НДС показывается записью Д90.3 – К68.
Если речь идет о ситуации, когда обеспечительный платеж погашает стоимость оказываемой услуги за последний отчетный период, он списывается корреспонденцией Д76/Обеспечение – К76/Текущие платежи. Введение дополнительных субсчетов позволяет разграничить в учете текущие платежи с гарантийным обеспечением. Налоговый вычет показывается проводкой Д76 – К68.
Учет в 1С: Бухгалтерии депозита при аренде помещения
При заключении договора аренды офиса/нежилого помещения достаточно часто арендодателю перечисляется депозит. Исходя из положений ПБУ 10/99 «Расходы организаций», депозит (денежное обязательство) играет роль гарантийного взноса/задатка/залога/поручительства в счет обеспечения обязательств перед контрагентом и не является расходом/ Учитывается как дебиторская задолженность (п.3,16), как правило, на счете 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обособленно по контрагенту, договорам. В статье поговорим о том, как учитывать такое обязательство и различные операции с ним в программе 1С: Бухгалтерия предприятия редакции 3.0.
В договоре сторонами сделки определено понятие обеспечения. Такими денежными обязательствами сторона может возместить убытки, неустойку, исполнить обязанность по оплате аренды. Эти денежные средства должны учитываться обособленно от основных арендных платежей по договору.
Перечисление депозита
Чтобы произвести оплату депозита (обеспечительного платежа), необходимо создать документ «Списание с расчетного счета», выбрать или добавить в справочник соответствующую статью расходов денежных средств, указать счет расчетов 76.09 и поставить «Не погашать» задолженность перед контрагентом.
Затем при создании договора заполняем соответствующий блок реквизитов.
После оплаты депозита на счете 76.09 по данному договору отражается дебиторская задолженность.
Также необходимо отразить данную сумму на забалансовом счете 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные». Данная операция в 1С проводится вручную.
Используя отчет «Анализ субконто» в разрезе договоров, можно увидеть аналитику по всем счетам, где отражены движения по данному договору.
Учет ежемесячных платежей по договору аренды
При перечислении ежемесячной арендной платы используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Часто оплата производится в течение месяца и считается авансом (относится на счет 60.02).
При поступлении документов от поставщика в конце месяца организация включает затраты на аренду в прочие расходы (Дт 20,23,25,26,44 Кт 60.01). Выбор счета учета затрат зависит от назначения использования помещения.
Сформировав «Анализ субконто» на последнее число месяца, мы видим автоматический зачет аванса, внесенного ранее. При этом сумма оплаченного депозита учитывается обособленно от ежемесячных расчетов.
Налог на прибыль
Обеспечительные платежи (депозит) не учитываются в расходах по налогу на прибыль (п. 32 ст. 270 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Если условиями договора предусмотрен зачет депозита в счет арендной платы (облагаемой НДС) за последний месяц или в счет очередного платежа, то депозит считается авансом и может быть включен в налоговую базу при расчете НДС. В этом случае необходимо получить счет-фактуру на аванс от арендодателя (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.11.2015 N 03-03-06/2/63360).
Затем на основании списания с расчетного счета создаем счет-фактуру на аванс:
Если условиями договора оговаривается возврат платежа арендатору (при надлежащем исполнении договора) в конце срока аренды, то депозит выступает как залог, гарантийный взнос и не участвует в расчете налога на добавленную стоимость. При перечислении такого обеспечения необходимо в назначении платежа указать «без налога НДС».
Зачет депозита в счет арендной платы за месяц
Зачет депозита производится внутренними записями между счетами 76 и 60. Для отражения операции стоит воспользоваться документом «Корректировка долга», который находится на вкладках «Покупки» и «Продажи:
В нашем случае перед заполнением документа корректировки необходимо сначала сделать поступление услуг (аренды) за тот месяц, который нужно зачесть, чтобы задолженность отразилась в учете.
Вид операции в данном случае выбираем «Прочие корректировки», указываем соответствующий договор, дебитора и кредитора, заполняем табличные части документа.
Закладку «Счета учета» можно не заполнять.
Документ сформирует проводку:
Затем спишем сумму с забалансового счета 009 и сформируем отчет «Анализ субконто» и видим, что депозит зачтён:
Платеж можно зачесть при наличии обстоятельств, связанных с нарушением договора, эти условия необходимо прописать в договоре (отсутствие арендной платы, ущерб арендованного имущества, неустойка). Зачесть можно только сумму, соответствующую реальному размеру задолженности на дату подписания арендатором уведомления о признании претензии по какому-то основанию.
Перенос депозита с одного договора аренды на другой
На практике иногда стороны договариваются при заключении нового договора аренды о том, что депозит переносится с одного договора на другой. Для этого арендатор составляет письменную просьбу. Рекомендуется прописать, что уплаченный ранее арендатором обеспечительный платеж засчитывается в счет платежа по новому договору.
Такую операцию отражаем документом «Корректировка долга» с видом операции «Перенос задолженности». Проводки в данном случае будут представлять собой внутренние записи между договорами по счету 76.09.
В случае увеличения арендной платы может вырасти и размер обеспечения, тогда нужно доплатить разницу по новому договору и отразить операцией по счету Д 009.01 депозит уже по новому договору.
Возврат депозита
Условия возврата депозита прописываются в договоре аренды, оговариваются сроки и способы возврата. При расторжении договора арендодатель возвращает депозит по письменному заявлению арендатора, проводя платеж по тем реквизитам, которые указаны в заявлении. При получении (возврате) средств у арендатора не появляется дохода, а отраженная ранее дебиторская задолженность погашается.
Возврат отражается документом «Поступление на расчетный счет»:
С забалансового счета сумма депозита списывается операцией вручную.
Если сроки возврата не прописаны в договоре, и у арендатора нет задолженности по арендным платежам, то арендодателю нужно вернуть платеж в течение семи дней со дня предъявления заявления о возврате (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
В договоре аренды обязательно пропишите все возможные условия получения/возврата/зачета или составьте отдельное соглашение по обеспечению.
Автор статьи: Оксана Калинина
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Учет в 1С:Бухгалтерия депозита при аренде помещения
Заключая соглашение об аренде, одним из условий арендодатель просит внесение депозита. Суть этой гарантии заключается в том, что в последний месяц расторжения договора, арендатор имеет дополнительный месяц, в течение которого не будет выплачена арендная ставка. Сроки, суммы внесения депозита стороны соглашения могут устанавливать самостоятельно.
В соответствии с условиями положения ПБУ 10/99 «Расходы организаций», документ дает следующее толкование:
Депозит (вносится в виде денежной суммы) это оплата, в виде гарантии для обеспечения условий исполнения договора аренды. Депозит не может быть отнесен к операциям расхода, а принимается как задолженность дебитора.
На практике, есть много вопросов по поводу применения данной операции. Как учитывать обязательство, как вести в отчетности и применять в 1С: Бухгалтерия? Подробно разбираем все нюансы и способы проведения операции.
Оплата депозита
Для перечисления суммы депозита (гарантии платежа по договору аренды) в программе 1С создаем документ «Списание с расчетного счета». Далее, необходимо добавить статью расходов и отметить счет 76.09. Не забудьте поставить отметку «Не погашать». Задолженность перед стороной договора не должна быть погашена:
Обратите внимание, в программе 1С Бухгалтерия есть возможность учета договорных обеспечений. Эта вкладка может быть реализована для следующих обеспечительных мер:
Для активации этой функции, необходимо открыть вкладку «Функциональность», далее перейти в «Расчеты» и отметить галочкой «Учет обеспечений обязательств и платежей».
Далее, при завершении регистрации договора аренды необходимо ввести банковские реквизиты стороны (в данном случае – арендодателя).
После того, как арендодатель получил сумму депозита и был заключен договор, у компании открывается дебиторская задолженность
Не забудьте отметить указанную сумму депозита на счете 009 «Обеспечение обязательств и платежей». Внесение данной операции необходимо выполнить самостоятельно.
Как увидеть аналитику по данному договору? Во вкладке «Анализ субконто», пользователь может вытянуть всю информацию по движению счетов данного договора.
Ежемесячная арендная плата по договору
Для отображения ежемесячных арендных платежей, всегда используйте счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Как правило, период выплаты арендного платежа составляет 1 месяц и отображается как аванс (смотрите счет 60.02).
Как только от арендодателя поступили документы и был получен платеж, бухгалтерия должна включить аренду в прочие расходы (см. Дебет 20,23,25,26,44 и Кредит 60,01). В договоре стороны должны определить назначение помещения. Эта операция также отображается в счете учета затрат.
Как только был сформирован «Анализ субконто», на дату текущего месяца в котором произойдет зачисление арендной платы, можно заметить автоматическое отображение аванса перечисленного в момент подписания договора. Обратите внимание, сумма аванса не входит в группу ежемесячных арендных платежей. Ее учет отображается отдельно.
Налог на прибыль
Депозит по начисленному договору аренды относится на вычет и не входит в налогооблагаемую базу налога на прибыль.
НДС
В договоре аренды, стороны могут предусмотреть зачет обеспечения в счет платежа по договору (облагается НДС). Это может быть, например, следующий платеж. В этом случае, депозит будет являться авансом и обязательно должен рассчитан при определении базы НДС. Арендодатель должен предоставить в адрес арендатора счет-фактуру, с указанием данного платежа (смотрите Письмо Минфина РФ от 03.11.2015 года).
Необходимо будет создать счет-фактуру на авансовую операцию:
Обратите внимание, если депозит учитывается именно как обеспечительная мера, в конце расторжения договора, он не должен быть принят в расчет облагаемой базы НДС. При возврате депозита, бухгалтер отмечает в программе операцию «без налога НДС».
Зачет депозита в счет ежемесячного арендного платежа
Проведите зачет депозита между счетами 76 и 80. Используйте корректировку долга, которая доступна в разделах «Покупки» и «Продажи».
При заполнении корректировки, не забудьте указать номер и дату договора аренды, отметьте реквизиты сторон.
Далее, последует формирование проводки.
После списания депозита с забалансового счета 009, завершим формирование «Анализа субконто». Депозит в полном объеме зачтен.
До заключения договора, постарайтесь учесть все основания списания депозита. К ним может быть отнесено наступление следующих юридических событий:
Оприходовать сумму в счет депозита возможно только в том случае, если убыток или обязательства реальны и могут быть подтверждены документом (отправленная претензия или соответствующий акт о расхождениях).
Выполнение операции – перенос депозита на другую операцию
Часто так бывает, что стороны приходят к соглашению и зачитывают депозит на другое обязательство или договор. Это может быть новый договор или текущее обязательство стороны.
Что необходимо выполнить? Открываем «Перенос задолженности» во вкладке «Корректировка долга». Проводки будут выполнены между договорами по счету 76.09
Если стороны допустили увеличение арендной платы, автоматически может быть пересмотрена сумма депозита. Увеличение необходимо отобразить по счету Д 009.01.
Возврат обеспечения
Депозит должен быть возвращен стороне, если такие условия наступили согласно заключенного договора. Перечисление проводится по реквизитам, указанным в соглашении. В программе закрывается дебиторская задолженность.
Операция закрывается на основании документа «Поступление на расчетный счет».
Сумма списания проводится вручную.
В случае, если стороны не предусмотрели порядок возврата депозита, согласно Налоговому Кодексу РФ платеж должен быть возвращен в течение 7 дней с момента предъявления требования.
Рекомендуем условия о депозите указывать максимально подробно, в каких случаях принимается зачет, как обеспечивается возврат и т.д.
Проводки при начислении и уплате арендной платы
Условия, включаемые в договор аренды (в т. ч. обеспечительный платеж)
В аренду друг у друга юрлица берут имущество, предназначенное для длительного пользования. Чаще всего таким имуществом оказывается помещение, оборудование или транспортное средство.
В договоре аренды, обязательно оформляемом письменно (п. 1 ст. 609 ГК РФ), следует отразить:
Все расходы по содержанию переданного в аренду имущества несет арендатор. На него же возлагаются и обязательства по поддержанию имущества в состоянии пригодности к эксплуатации. Но в отношении осуществления капитального ремонта, выполняемого арендатором, в договоре необходимо упоминание о нем, поскольку если право делать этот ремонт не делегируется арендатору, то обязанность его производить ложится на арендодателя (п. 1 ст. 616 ГК РФ).
Договором может предусматриваться уплата при его заключении в адрес арендодателя денежного обеспечения, расцениваемого как страховка от возможного ущерба, причиняемого арендатором. Наличие условия об обеспечительном платеже в договоре аренды потребует дополнительных бухгалтерских проводок как у передающей, так и у получающей стороны.
Из-за эпидемии коронавируса некоторые арендаторы могли получить так называемые «арендные каникулы». Что это означает и какие они влекут последствия для учета, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к К+ можно получить бесплатно. Если вы арендуете государственное или муниципальное имущество, вам поможет это Готовое решение, а если частное — тогда вам в этот материал.
Проводки при сдаче в аренду помещения или оборудования у арендодателя
Бухгалтерские проводки по аренде помещения у арендодателя будут такими же, как и при передаче в аренду оборудования или транспортного средства, поскольку все эти виды имущества числятся у передающей стороны в составе основных фондов, т. е. на счете 01. Исключение составляют ситуации, когда объект изначально приобретался с целью предоставления его во временное пользование за плату. Такие объекты находят отражение на счете 03, однако на порядок учета операций, связанных с передачей в пользование, принципиального влияния это не оказывает.
Передача имущества в аренду и возврат из нее не требует от арендодателя каких-либо дополнительных бухгалтерских проводок, кроме выделения таких объектов в аналитике на счете обычного их учета.
Начисление платы за аренду осуществляется, как правило, помесячно последним числом и отражается записью Дт 62 Кт 91 (90). Счет 91 используется, если сдача в аренду оказывается не основным видом деятельности для арендодателя, что обычно имеет место чаще.
Одновременно в дебет счета 91 (90) относятся суммы:
Поступление платежей по аренде будет записываться как Дт 51 Кт 62.
Обеспечительный платеж при его получении отражается проводкой Дт 51 Кт 76, а при возврате — Дт 76 Кт 51. Кроме того, при поступлении платежа на его сумму возникает запись на забалансовом счете 008, а в момент возврата обеспечения здесь будет сделана запись о списании. Если же в счет суммы обеспечения засчитывается неуплаченная арендная плата, то это зафиксируется записью Дт 76 Кт 62; погашение иных претензий отразится проводкой Дт 76 Кт 76 с разной аналитикой в корреспонденции этого счета.
Улучшения имущества (как отделимые, так и неотделимые), сделанные с согласия арендодателя и оплачиваемые им арендатору, будут либо включены в учетную стоимость предмета аренды, либо учтутся как самостоятельный объект (Дт 08 Кт 60), стоимость которого будет сопровождаться учетом НДС, начисляемого при передаче арендатором (Дт 19 Кт 60).
Обращаем внимание, что с 2022 года учет аренды будет осуществляться по другим правилам — в соответствии с новым ФСБУ «Аренда».
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Для перехода на учет аренды по ФСБУ 25/2018 необходимо внести изменения или дополнения в учетную политику.
Перейти на новые учетные правила по аренде вам поможет Готовое решение от К+. Получите пробный доступ и переходите в материал.
У арендатора проводки по учету факта аренды помещения или оборудования отразят стоимость этого имущества (в оценке, предоставленной арендодателем) за балансом на счете 001. Списать оттуда эту сумму нужно будет в момент возврата.
При начислении арендной платы проводки арендатор сделает такие:
Выбор счета, указываемого по дебету первой из проводок, определит цель использования объекта, ради которой он и брался в аренду. Счет 91 здесь появится в случае передачи имущества в субаренду.
Платеж арендодателю отразится как Дт 60 Кт 51.
Перечисление обеспечительного платежа зафиксируется проводкой Дт 76 Кт 51, а его возврат арендодателем как Дт 51 Кт 76. Одновременно этот платеж при его оплате будет показан на забалансовом счете 009, а при возврате — списан с него. Использование обеспечения на погашение долга по арендным платежам отразится проводкой Дт 60 Кт 76, а возмещение иных претензий — проводкой Дт 76 Кт 76 с разной аналитикой по дебету и кредиту этого счета.
Расходы на содержание и ремонт арендованного имущества будут учитываться так же, как и по объектам, находящимся у арендатора в собственности.
Улучшения, вносимые в арендованный объект, будут отражаться записью Дт 08 Кт 60 (23, 69, 70). В случае компенсации расходов по ним арендодателем появятся проводки по реализации произведенных затрат: Дт 62 Кт 91 (90), Дт 91 (90) Кт 68, Дт 91 (90) Кт 08. Отделимые улучшения, не передаваемые арендодателю, возникнут в учете арендатора как самостоятельная единица основных средств (Дт 08 Кт 60 (23, 69, 70) и Дт 01 Кт 08) с начислением по ней амортизации на протяжении срока действия договора на аренду (Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кт 02).
Итоги
Договор на аренду имущества, заключаемый между юрлицами, содержит ряд положений, влияющих на связанные с арендой проводки. К числу таких положений относятся размер платежей за аренду и порядок их оплаты, предоставление или непредоставление возможности передачи в субаренду и внесения улучшений в имущество за счет арендодателя, осуществление капремонта арендатором, использование обеспечения. Основными проводками по начислению платы за аренду становятся:
Платежи по аренде отразятся записями Дт 51 Кт 62 у арендодателя и Дт 60 Кт 51 у арендатора. При применении обеспечительного платежа возникнут дополнительные проводки Дт 51 Кт 76 у арендодателя и Дт 76 Кт 51 у арендатора. Возврат такого платежа зафиксируется обратными записями.