Предприятие (НИИ) собирается проводить научную конференцию, приуроченную к юбилею. Участникам конференции, российским и зарубежным ученым, разосланы приглашения, взносы с участников конференции не взимаются. Предприятие арендует залы для проведения конференции и организует буфетное обслуживание и банкет. Можно ли отнести расходы на проведение конференции к рекламным? Можно ли их учесть в налоговой базе по налогу на прибыль?
В данной ситуации затраты на проведение конференции относятся к представительским расходам, которые в свою очередь входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией и, с точки зрения налогового учета, нормируются в соответствии с требованиями законодательства. При этом расходы на организацию развлечений и отдыха, а также на оплату проезда и проживания участников мероприятия и на покупку подарков в состав представительских не включаются, и по налоговому учету не принимаются.
Рекламой является любая информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к товарам (работам, услугам, мероприятиям), их изготовителю (продавцу, организатору) (п. п. 1 – 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). В данной ситуации конференция организуется для определенного круга лиц. Следовательно, расходы на проведение конференции к рекламным не относятся. Вышеуказанные затраты правомерно классифицировать как представительские расходы.
К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Согласно Письму Минфина от 05.06.2015 N 03-03-06/2/32859) к представительским расходам относятся:
К представительским относятся, в частности, затраты:
Нельзя учесть для целей налогообложения расходы (Письмо Минфина от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796):
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ представительские расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Таким образом, в данной ситуации затраты на проведение конференции относятся к представительским расходам, которые в свою очередь входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией и с точки зрения налогового учета нормируются в соответствии с требованиями законодательства. При этом расходы на организацию развлечений и отдыха, а также на оплату проезда и проживания участников мероприятия и на покупку подарков в состав представительских не включаются, и по налоговому учету не принимаются.
На вопрос отвечала: Анна Евгеньевна Кочерженко, консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»
Практически каждая компания сталкивается с представительскими затратами, приглашая стратегически важных партнеров для проведения переговоров, встреч, презентаций и иных мероприятий, связанных с заключением экономически выгодных для развития фирмы сделок. К ним относятся, в том числе:
Также к представительским расходам относятся затраты на проведение заседания совета директоров фирмы.
Можно ли в целях налога на прибыль учесть как представительские расходы затраты на оформление помещения для переговоров с контрагентами? Ответ на данный вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Просекова И. В. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
В бухгалтерском учете все связанные с приемом и обслуживанием партнеров затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности и фиксируются в дебете коммерческих или управленческих затрат проводками:
Дт 44 (26) Кт 60 — получены услуги;
Дт 19 Кт 60 — выделен НДС.
Для проведения подобных мероприятий денежные средства могут быть выданы организаторам — сотрудникам фирмы. Данный факт отражается записью:
Дт 71 Кт 50 (51) — выданы ДС в подотчет на проведение деловых мероприятий;
Также компания может потратить какие-либо имеющиеся ресурсы, например материалы, товары или готовую продукцию. Такие расходы фиксируются проводкой
Дт 26 (44) Кт 10 (41, 43) — отражено списание ТМЦ на проведение мероприятия.
Компания ООО «Версаль» провела деловую встречу с представителями сторонней компании, программа которой включала: переговоры в бизнес-холле, посещение театра, последующий ужин в ресторане, размещение партнеров в гостинице и доставку их в аэропорт с утра. На билеты и ужин были выданы денежные средства из кассы в размере 50 000 руб. коммерческому директору Уварову И. Г. Остальные расходы были оплачены в безналичном порядке.
Примечание: суммы принимаемые к НУ
Приняты расходы на аренду бизнес-холла
Договор, акт выполненных работ
Принят к учету входной НДС
Входной НДС нельзя принять к вычету (т. к. не принимаются расходы)
Приняты расходы на буфетное обслуживание
Договор, акт выполненных работ
Учтен входящий НДС
Принимается к вычету
Выданы ДС в подотчет
Учтена стоимость билетов в театр
Учтена сумма ужина в ресторане
Возвращены неистраченные ДС в кассу
Оплачены расходы на проживание в гостинице
Приняты к учету затраты на гостиницу
Договор, акт выполненных работ
Оплата услуг транспортной компании
Приняты к учету транспортные затраты
Договор, акт выполненных работ
Таким образом, затраты на проведение мероприятия обошлись фирме ООО «Версаль» в 77 421,88 руб.
Также напомним, что в налоговом учете представительские расходы — нормируемые и не могут превышать 4% от суммы заработной платы за текущий отчетный период.
Пример, как правильно считать норматив по представительским расходам, можно посмотреть в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Типовую ситуацию.
Также список принимаемых затрат при расчете налога на прибыль строго ограничен в ст. 264 НК РФ (применимые для НУ расходы перечислены в 1-м абзаце этой статьи). При этом размер расходов, превышающих лимит и не учтенных при подсчете прибыли в текущем квартале, может быть принят в течение года по мере увеличения затрат на оплату труда (п. 42 ст. 270 НК РФ).
Кроме того, сумма входного НДС может быть принята к вычету лишь в том случае, когда представительские расходы учтены при подсчете налогооблагаемой прибыли (п. 7 ст. 171 НК РФ). Если такие затраты не принимаются к расчету прибыли, то и входной НДС с этих трат должен быть списан в расходы, не влияющие на расчет налога, проводкой Дт 91.2 Кт 19.
В условиях примера сумма затрат на аренду бизнес-холла не принимается при расчете прибыли (письмо Минфина РФ от 12.03.2003 №04-02-03/29), соответственно, и сумма входного НДС не может быть включена в книгу покупок, даже при наличии корректно оформленных документов. Таким образом, бухгалтеру нужно будет списать НДС в размере 4 168,22 руб. в прочие расходы:
Дт 91.2 Кт 19 — 4 168,22 руб.
Более подробно о налоговом учете представительских затрат читайте в статье «Как правильно отражаются представительские расходы в налоговом учете».
Все принятые к учету представительские затраты должны быть подтверждены корректно заполненными первичными документами. План проведения мероприятия необходимо зафиксировать приказом руководителя и составить смету расходов мероприятия, а по окончании встречи отразить все расходы в отчете об осуществлении представительских затрат. Данная позиция Минфина закреплена в письме от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807.
Однако в письме от 10.04.2014 № 03-03-Р3/16288 Минфин немного смягчил свои требования, указав в числе необходимых документов лишь отчет и сопутствующую первичку.
Тем не менее существенная часть коммерсантов предпочитает оформить полный пакет бумаг, ориентируясь на более ранний список, рекомендованный Минфином.
Одним из подтверждающих документов в данном случае является авансовый отчет и приложения к нему. Хотите увидеть полный список таких приложений? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.
О том, как документально подтвердить представительские расходы, подробно рассказано в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».
Если же фирма постоянно проводит представительские мероприятия, то порядок их проведения можно закрепить в соответствующем положении.
Итоги
Представительские расходы в бухгалтерском учете принимаются в полной мере и отражаются в составе текущих расходов по дебету общехозяйственных или коммерческих затрат в зависимости от вида деятельности компании.
Согласно требованиям Минфина все расходы должны быть экономически оправданы и документально подтверждены не только первичкой, но и приказом руководителя, сметой расходов и отчетом о проведенном мероприятии.
Компании часто проводят профессиональные конференции, на которых делятся опытом, обсуждают стратегическое развитие, открытие новых направлений. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей: обучить персонал, обменяться мнениями, сплотить команду. Елизавета Сейтбекова, управляющая ООО «Корн-Аудит», рассказала «Расчету», как признать траты на такое мероприятие.
Вопрос признания расходов на конференцию во многом зависит от того, каким образом компания организует мероприятия, какие договоры она заключает, какая смета расходов у нее запланирована. Конечно, проще признать траты, если заключить договор со специализированной организацией. Вместе с тем, если проводить данное мероприятие самостоятельно, то можно сэкономить. Однако в последнем случае есть шанс возникновения рисков признания расходов. Рассмотрим оба варианта и решим, какой подходит лучше.
Вариант 1: заключение договора со сторонней компанией
Если компания хочет провести конференцию на должном уровне, при этом не тратить силы и время на ее организацию, можно пригласить специализированную компанию, которая организует мероприятие.
Сегодня на рынке существует множество фирм, предлагающих такие услуги. Они имеют в собственности или в аренде залы, оборудование, а также предоставляют дополнительные услуги: встреча гостей в аэропорту, предоставление переводчиков, ведущих мероприятия, организуют питание. Также такие компании приглашают на конференции преподавателей, консультантов, экспертов, которые могут обучить сотрудников новым дисциплинам и навыкам.
Важно правильно выбрать фирму, организующую конференции. Она должна иметь опыт проведения подобных мероприятий, помещения и оборудование, соответствующие требованиям заказчика. Для того, чтобы выбрать компанию, которая предлагает наилучшие условия, целесообразно провести конкурс.
После того, как вы нашли организатора, нужно заключить с ним контракт. Чаще всего это договор оказания услуг. По такому соглашению исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а последний обязуется оплатить их (ст. 779 ГК РФ).
Существенными будут условия, определяющие конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ), и цена.
Обратите внимание, виды предлагаемых услуг могут различаться. Тогда отличаться будут и отчетные документы. Если речь идет о консультационных услугах, подтверждающим документом будет акт приемки-передачи с выделением видов оказываемых услуг. Вместе с тем, в постановлении ФАС Московского округа от 10 октября 2011 года по делу № А40- 30370/10-127-132 суд указал, что отсутствие в актах оказания услуг информации о конкретных консультациях и рекомендациях налогоплательщику не является обстоятельством, исключающим его право учесть затраты на оплату консультационных услуг.
Если проводить корпоративное мероприятие самостоятельно, то можно сэкономить. Однако в последнем случае есть шанс возникновения рисков признания расходов.
Предметом договора могут быть образовательные услуги, если проведение конференции сопряжено с обучением сотрудников. В этом случае в соглашении нужно указать: условия, определяющие конкретный вид образовательной услуги, то есть то, чему обучают сотрудника, и стоимость. Необходимо документально подтвердить, что обучение проводится в интересах фирмы, то есть подобные затраты экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того, в соответствии с законодательством об образовании подобные услуги являются лицензируемыми, то есть необходимо запросить у проводящей мероприятие компании копию разрешительного документа.
Бумагами, подтверждающими, что сотрудники прошли курс обучения, будут дипломы (свидетельства, аттестаты), сертификаты и удостоверения, выданные образовательным учреждением, или другие документы (договор, акт об оказании услуг и т. д.) с указанием программы обучения.
Если компания заключает договор оказания консультационных услуг, то такие расходы признаются на основании подпунктов 14 и 15 пункта 1 статьи 264, пункта 1 статьи 252 НК РФ. Обязательным условием для признания этих трат является документальное подтверждение оказания услуги.
Если компания заключает договор на обучение, то стоимость признается в расходах на дату подписания акта или получения иного документа, подтверждающего, что работник окончил образование либо завершил его этап (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Стоимость любого обучения не облагается НДФЛ, если оно проводится российской организацией, имеющей лицензию на такую деятельность, или иностранной организацией с соответствующим статусом (п. 21 ст. 217 НК РФ, Письма Минфина от 11.11.2013 г. № 03-04-06/48063, от 22.04.2010 г. № 03-03-06/1/291 (п. 2), от 15.10.2007 г. № 03-04-06- 01/357). Имейте в виду, такие услуги не облагаются страховыми взносами.
Вариант 2: сам себе организатор
Если компания хочет сэкономить и провести конференцию самостоятельно, то необходимо будет самим искать помещение, заключать договоры на банкетное обслуживание и многое другое. Поскольку траты на мероприятие могут значительно различаться, то необходимо придерживаться следующего алгоритма действий.
Для начала нужно составить смету расходов. Для того, чтобы понять, какие затраты придется понести, необходимо, прежде всего, рассчитать траты и утвердить приказом руководителя. Среди различных видов расходов можно выделить следующие: на размещение информации о проведении конференции в СМИ; на рекламу мероприятия; на рассылку приглашений, брошюр или каталогов рекламного характера; на обеспечение приглашенных раздаточным материалом; на аренду зала, аудио- и видеооборудование; на оплату услуг лекторов, их проезда к месту проведения семинара и обратно, а также на проживание в гостинице и на оплату услуг переводчика. Помимо этого, фирме нужно быть готовой и к другим расходам. Например, затратам на: изготовление сувенирной продукции для участников семинара; приобретение расходных материалов, проектора, флипчарта; организацию кофе-паузы, обедов или фуршетов; расходы на проезд сотрудников, гостиницу.
Смета будет больше или меньше в зависимости от того, имеется ли в компании помещение, в котором можно провести подобное мероприятие, или же необходимо его арендовать.
Еще одной особенностью в случае самостоятельной организации мероприятия будет нормируемый характер траты. Представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих в размере, не превышающем 4 процента от трат фирмы на оплату труда за этот налоговый период.
После этого можно заключить договоры с компаниями, которые предоставляют все эти услуги. При самостоятельной организации фирме придется заключить несколько контрактов. Так, если компания проводит рекламу, то необходимо заключить договор оказания рекламных услуг.
Информирование должно быть обращено неограниченному числу лиц. А подтверждающим документом будет акт приемки-передачи.
При аренде зала будет также заключен соответствующий договор. Единственным существенным условием такого соглашения, вытекающим из закона, является условие о предмете аренды. Согласно пункту 3 статьи 607 ГК, в контракте должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче компании в качестве объекта аренды. При их отсутствии условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным, а само соглашение – незаключенным.
Если говорить об изготовлении сувенирной продукции, обеспечении участников раздаточным материалом, то фирме-заказчику нужно подписать соглашение подряда с компанией-исполнителем. Основным условием, которое необходимо согласовать сторонам в договоре подряда, является его предмет. Это – существенное условие (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 702, пунктом 1 статьи 703, статьей 726 ГК РФ предметом договора подряда признается работа и ее результат. Начальный и конечный сроки также признаются судами существенными условиями исходя из положений пункта 1 статьи 708 ГК РФ. Стороны могут установить в контракте следующие формы расчетов: денежными средствами или с помощью встречных договоров (поставка, подряд, возмездное оказание услуг, аренда). Приемка-передача будут осуществляться по соответствующему акту.
При организации конференции какие-то товары (например, бумагу, ручки, флипчарт, проектор) компании необходимо будет приобрести, и тогда нужно заключить договор купли-продажи.
Необходимым условием контракта будет наименование, количество товара и его цена.
Теперь перейдем к признанию расходов. С ними при самостоятельной организации мероприятия не все так просто, как в первом случае.
Признание расходов
Компании, которые организуют мероприятия самостоятельно, признают расходы различными способами. Первый вариант – признать все траты в качестве представительских.
Правомерность такого подхода подтверждена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 октября 2007 года № Ф08-6877/2007- 2552А по делу № А63-2652/2007-С4. Суд тогда указал, что расходы на проведение конференций, совещаний, приемов, годового общего собрания акционеров являются представительскими.
Однако нужно помнить, что перечень подобных трат ограничен. К представительским относятся: расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки деловых партнеров к месту проведения мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно; буфетное обслуживание; оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате фирмы (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Еще одной особенностью в данном случае будет нормируемый характер расходов. Представительские траты в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от трат фирмы на оплату труда за этот налоговый период.
Второй вариант – признание каждого вида затрат отдельно. Так, расходы на аренду конференц-зала относятся к представительским и учитываются в составе прочих (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Часть расходов можно признать тратами на рекламу. К ним относятся в том числе издержки на: участие в выставках, ярмарках, экспозициях; оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации и другие (п. 4 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина от 09.08.2013 г. № 03-03-06/1/32239).
Если проведение конференции связано с доставкой работников из других регионов, то у компании возникнут командировочные расходы. Напомню, что в соответствии со статьей 166 ТК командировка – это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения поручения вне места постоянной работы. При направлении специалиста фирмы обязана возместить ему (ст. 168 ТК РФ): расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные затраты, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные траты, произведенные сотрудником с разрешения или ведома работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 264 НК РФ, затраты на эту поездку признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Признание отдельных видов расходов позволит избежать превышения норм по представительским расходам компании.
Елизавета Сейтбекова, для журнала «Расчет»
Неудобно читать с монитора?
Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>
Читайте также по теме:
электронное издание 100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе! Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Выбор читателей
Корпоративные карты: что вызовет подозрения налоговой
Нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября: как оформлять, что учитывать бухгалтерам
Новый отчет по работникам на «удаленке»: что изменилось?
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Как отстоять перед налоговиками расходы на тренинг или корпоратив
Все больше компаний проводят корпоративы в середине года. Тренингами с приглашенными экспертами тоже никого не удивишь. Но налоговики не успокаиваются, пытаясь снять расходы. Практикующий адвокат рассказывает, какие контрдоводы помогут доказать, что все расходы по тренингам и корпоративам подтверждены.
Казалось бы, ни у налоговых органов, ни у бухгалтеров не должно возникать вопросов о правомерности отнесения затрат на обучающие тренинги. В письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/257 и от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137 признается возможность учета стоимости обучения на семинаре в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако, судебные споры между налоговыми органами и налогоплательщикам не утихают.
Какие же претензии со стороны налоговых органов наиболее характерны и как на них реагировать? Рассмотрим наиболее типичные ситуации:
1. Налоговая инспекция оспаривает сам факт обучающего тренинга, полагая, что для сотрудников был организован отдых.
Необходимо предоставить доказательства проведения тренинга, связанного с производственной деятельностью Общества и направленной на извлечение дохода. Это могут быть договор тренинга, акты выполненных работ, программы и материалы семинаров, тренингов и конференций: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. по делу N А82-8294/2008.
2. Налоговые органы отказывают в учете расходов на участие в тренинге ввиду отсутствия у обучающей организации, проводящий тренинг, лицензии на соответствующее обучение.
Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию (Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174).
3. Налоговые органы требуют представить программы обучения, сертификаты, подтверждающие прохождение обучения сотрудников.
Налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на учет расходов за тренинг (информационно-консультационные услуги) с предоставлением данных документов.
Расходы не являются расходами на подготовку и переподготовку кадров, учитываемыми на основании положений пункта 3 статьи 264 НК РФ.
Для признания расходов на консультационные семинары и тренинги, на участие в конференциях и на организацию тренингов налоговое законодательство не устанавливает специальных критериев кроме тех, что указаны в статье 252 НК РФ.
Обстоятельства получения информационно-консультационных услуг подтверждаются актами оказанных услуг, а не сертификатами.
4. Налоговый орган не признает расходы, так как не указаны конкретные работники, проходившие тренинг и отсутствуют локальные нормативные акты (приказы на обучение сотрудников).
А) Такого требования нет в законе, значит оно не является обязательным.
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» предусматривает также формы приказов о предоставлении отпуска работнику, о направлении работников в командировку, о поощрении работников.
Налоговый кодекс предусматривает издание работодателем приказов только для утверждения учетной политики для целей налогообложения (пункт 12 статьи 167, статья 313 НК РФ), оформления решения об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии при ведении налогового учета расходов на освоение природных ресурсов (статья 325 НК РФ): Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2011 г. N 09АП-32031/2010.
Б) Список участников при направлении сотрудников на консультационные тренинги составляется, только если договор с контрагентом прямо предусматривает его в качестве приложения к договору, либо если состав участников указан в программе тренинга.
В) В контрактах с сотрудниками указано, что они обязаны посещать профессионально расти, посещать тренинги, семинары. Возможно также предоставление планов и графиков корпоративных программ обучения.
А) Расшифровки подписей не являются обязательными реквизитами первичного документа.
Расходы общества подтверждаются договорами, актами об оказании услуг, программами и материалами мероприятий, счетами-фактурами, счетами, платежными поручениями и выписками банка по расчетному счету общества.
Б) В соответствии со статьей 252 НК РФ возможность учета тех или иных расходов для целей исчисления налога на прибыль зависит от наличия документов, подтверждающих произведенные расходы.
Нарушение правил оформления первичных бухгалтерских документов является нарушением законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации ведения бухгалтерского учета, но само по себе не влечет вывод об отсутствии затрат как таковых и не является самостоятельным основанием для исключения из состава расходов фактически понесенных налогоплательщиком затрат.
Таким образом, при реальности хозяйственных операций, акты являются не единственными документами, подтверждающими произведенные обществом затраты: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2011 г. N 09АП-32031/2010.
6. Налоговая инспекция признает неправомерным включение в состав затрат командировочных расходов, транспортных расходов и затрат на проживание, связанных с организацией тренинга для представителей дилерских компаний.
Оплата расходов, связанных с организацией мероприятий по повышению эффективности деятельности компании, произведена стороной, заинтересованной в увеличении дохода. Таким образом, расходы имеют производственную направленность и уменьшают налоговую базу в силу подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Документы первичного бухгалтерского учета (договора, счета, накладные. ) подтверждают, что дилеры являются реальными деловыми партнерами: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2008 г. N А56-33426/2007; Постановление ФАС Московского округа от 20 сентября 2010 г. N КА-А40/10387-10-2 Дело N А40-67488/09-20-476.
Из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что бояться тренингов не нужно, но при заключении договоров с соответствующими компаниями следует проявить обычную осмотрительность, как и при совершении любых сделок. Запросить выписки из ЕГРЮЛ, как можно больше документов обосновывающих необходимость и полезность тренингов для самого предприятия и его сотрудников (любая солидная тренинговая компания вас обеспечит такими материалами в избытке). Нужно очень внимательно отнестись к составлению подробных актов выполненных работ (услуг), что позволит заранее снять многие проблемы.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь