на какой шахте произошла авария в кемеровской области
После смертельного ЧП на кузбасской шахте дисквалифицировали работника
Также по решению прокурора было возбуждено 7 административных дел
В январе из-за выброса метана и горной породы погибли 3 горняка
Фото: Максим Серков / NGS42.RU
В Кузбассе на шахте после смертельного ЧП дисквалифицировали должностное лицо
На шахте им. С.Д. Тихова в Ленинске-Кузнецком кемеровская межрайонная прокуратура выявила нарушения. Как сообщили в пресс-службе областной прокуратуры, в январе 2021 года на угольном предприятии погибли 3 шахтера. После этого ведомство организовало проверку на соблюдение требований промышленной безопасности и охраны труда.
В итоге были выявлены следующие нарушения:
В связи с этим прокурор внес директору шахты им. С.Д. Тихова представление. В результате его рассмотрения 6 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности. Сейчас нарушения устранены, проведена поверка 17 датчиков дегазационных установок.
— Также внесены изменения в проектную документацию в части возможности эксплуатации технических устройств, ранее не предусмотренных проектом, проведен анализ маршрутной системы контроля, разработаны мероприятия по снижению риска аварий, — добавили в пресс-службе областной прокуратуры.
Кроме этого, решением мирового судьи Ленинска-Кузнецкого на 6 месяцев дисквалифицирован старший механик по стационарным установкам. Прокурором также было возбуждено 7 административных дел по ст. 9.1 КоАП РФ (нарушения требований промышленной безопасности) в отношении должностных лиц и юрлица. Общая сумма штрафов по результатам рассмотрения составила 450 тысяч рублей.
В прокуратуре добавили, что расследование уголовного дела по факту гибели людей продолжается.
Следующее смертельное ЧП на этом же предприятии произошло 4 февраля. Во время выполнения наряда на обслуживание пункта погрузки погиб электрослесарь по ремонту оборудования третьего разряда. Погибшему было 24 года.
СЮЖЕТ
«Шахта им. С. Д. Тихова» входит в состав «Промышленно-металлургического холдинга» (ПМХ). По информации официального сайта, угледобывающее предприятие ввели в эксплуатацию в 2017 году. На строительство шахты потратили 12,5 млрд рублей. На предприятии работают более 1500 человек. Шахта добывает уголь подземным способом в границах Никитского месторождения Кузнецкого каменноугольного бассейна. Запасы угля являются дефицитными в России марками Ж и 2Ж. Годовая производственная мощность по добыче угля — 1,8 млн тонн.
Во глубине кузбасских руд: из-за чего в шахтах продолжают гибнуть горняки
Не первый раз
По данным Следственного комитета России (СКР), ночью с 21 на 22 января в шахте им. С.Д. Тихова в поселке Свердловский Ленинск-Кузнецкого округа Кемеровской области произошел выброс метана, который привел к обрушению горной породы. 41 рабочего вывели на поверхность, трое погибли под завалами, сообщил «Известиям» начальник управления интегрированных коммуникаций Промышленно-металлургического холдинга (куда входит горнодобывающее предприятие) Виталий Малый. По информации СМИ, жертвами аварии стали мастер Алексей Чащин и машинисты выемочных машин Дмитрий Константинов и Сергей Фокин. Утром оказавшихся под завалами горняков подняли на поверхность.
— Выясняются все обстоятельства аварии, чтобы не допустить подобного в будущем, — подчеркнул он.
При этом специалист отметил, что в шахте «применяются современные системы промышленной безопасности».
— Например, система позиционирования горнорабочих и транспорта, по которой можно отследить, где находятся люди и техника. За уровнем газа постоянно следят: действует система «Микон III», анализирующая параметры шахтной атмосферы. Регулярно проводится бурение дегазационных скважин, — рассказал собеседник «Известий».
Это уже не первый подобный инцидент в шахте им. С.Д. Тихова. 8 февраля 2019 года после выброса метана и обрушения породы здесь погиб один горнорабочий.
Шахта была запущена в эксплуатацию в 2017 году, ее мощность составляет 1,5 млн т угля. По итогам 2020 года добыто более 1 млн т, уточнил Виталий Малый.
Всего, по его данным, в шахте работает около 1,4 тыс. человек. Добычу здесь ведут подземным способом в границах Никитского месторождения Кузнецкого каменноугольного бассейна. Запасы угля представлены дефицитными в России и дорогими марками Ж и 2Ж, значительно улучшающими качество кокса.
Коварный газ
Возможно, авария произошла из-за халатности работников шахты, а может быть, и из-за аномальных природных явлений, застраховаться от которых на 100% невозможно, предполагает заместитель председателя Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Рубен Бадалов.
— Шахта им. Тихова — это современное передовое предприятие, здесь надежное и качественное оборудование и технологии работы. Однако даже тут могли произойти нарушения. Тем не менее я не отрицаю возможность аномальных природных явлений, — пояснил он.
По мнению эксперта, скорее всего, горняки вышли на метановую полость, то есть на скопление газа.
— Можно предположить, что в массиве горных пород на глубине от 50 до 100 м была полость с большим содержанием метана — такой своеобразный газовый баллон. И к ней горняки шли с помощью комбайна, выбирая уголь и тем самым утончая стенки до метановой полости. Давление на эту полость увеличивалось, и затем в какой-то момент произошел выброс газа, — сказал собеседник «Известий».
Проходку в шахте совершают двумя способами — взрывным и комбайном, добавила геолог Ульяна Назарова. Если движется комбайн, то за ним, как правило, идет геолог с газоанализатором, чтобы измерить уровень метана.
Газ может залегать на разной глубине, продолжила она. И если при проходке тоннеля горняки попадают в разломную зону, то есть туда, где из-за движения земной коры нарушена структура горных пород, там с большой вероятностью может быть газ.
Обычно специальные геологические службы проводят исследования шахты и выявляют предполагаемые полости с газом, объяснил Рубен Бадалов.
Для горнодобывающих предприятий есть регламент проведения работ в забое, единые правила безопасности и критерии надзора, добавил Рубен Бадалов. Эксперты отмечают, что, хоть техника и совершенствуется, гарантированно защитить от природной стихии не может ничто — подобные инциденты периодически происходят в разных странах, которые занимаются добычей угля. Так, в декабре прошлого года в Китае 23 человека погибли после обрушения шахты из-за взрыва газа. В последнее десятилетие такие обвалы также неоднократно происходили на Украине и в Чили.
ЧП на шахтах за второе полугодие 2020 года
На угольных предприятиях Кузбасского угольного бассейна за июль-декабрь 2020-го произошел целый ряд происшествий со смертельным исходом.
В Беловском районе 22 декабря было зафиксировано обрушение горной породы на разрезе «Виноградовский». Под завалами погиб машинист экскаватора.
В Новокузнецком районе 22 ноября во время подобного инцидента на угледобывающем предприятии «Шахта «Есаульская» погиб 34-летний подземный горнорабочий.
На шахте «Чертинская-Коксовая» 14 сентября произошел внезапный выброс угля и газа. В этот момент под землей работали 95 человек. Из них 87 горняков смогли самостоятельно эвакуироваться. Двое горняков погибли.
Самые страшные катастрофы в истории Кузбасса
Кемеровская область не раз попадала в федеральные новости. И периодически, в связи с печальными событиями. Предлагаем вам вспомнить, какие катастрофы, крупные аварии и стихийные бедствия происходили в регионе.
Утечка хлора
15 ноября 1983 года на кемеровском заводе «Прогресс» произошёл выброс хлора из цистерны. На подъездных железнодорожных путях произошла авария в цехе изготовления хлопковой целлюлозы. Тогда были грубо нарушены правила проведения маневренных работ.
Авария произошла в 18:36, меньше чем за час из цистерны вылилось 47 тонн хлора. Это не позволило сотрудникам «Прогресса» правильно оценить сложившуюся обстановку. Ситуация осложнялась и тем, что сигнализация и средства оповещения оказались в зоне поражения, из-за этого сигнала об аварии не было. А бригада тепловоза не сообщила диспетчерам завода и железнодорожного цеха о произошедшем.
Многим работникам не удалость воспользоваться средствами индивидуальной защиты, которые хранились в специально отведённых местах, а мастер смены оказалась в зоне поражения и не смогла выполнить свои функции.
К тому же оказалось, что персонал недостаточно был обучен на случай чрезвычайной ситуации.
В итоге площадь порядка пяти тысяч квадратных километров была заражена. В результате около 200 человек пострадали и 25 человек погибли. Пострадали работники не только цеха, где произошла авария, но и сотрудники соседних цехов, которых пришлось эвакуировать, работники служб войсковой пожарной части и санитарно-медицинского пункта.
Самолёт под Междуреченском
Это одна из крупнейших авиакатастроф в новейшей истории России. 23 марта 1994 года авиалайнер Airbus A310-308 выполнял плановый международный рейс Москва – Гонконг. Через четыре часа и 19 минут после взлёта самолёт упал в лес под Междуреченском. Тогда погибли 75 человек – 63 пассажира и 12 членов экипажа.
Трагедия произошла из-за человеческой глупости и невнимательности. Через пару часов полёта сменный командир экипажа Ярослав Кудринский позвал в кабину своих детей – дочь Яну и сына Эльдара. Они по очереди заняли кресло командира авиалайнера, пока самолёт был на автопилоте. 13-летняя дочь командира не пыталась ничего делать и не проявляла особого интереса, а вот 15-летний сын держался за штурвал, слегка покачивая его из стороны в сторону. В какой-то момент подросток приложил чуть больше усилий, что автопилот воспринял как команду пилота и частично отключился, и с этого момента авиалайнер подчинялся подростку. Световая сигнализация отключения режима сработала, но пилоты этого не заметили.
Первым отклонение от заданной линии полёта увидел сам подросток. Но пилоты не восприняли ситуацию всерьёз. Когда экипаж наконец заметил отключение автопилота, крен самолёта достиг 45 градусов. В этот момент в салоне уже началась паника.
Осложнялось ситуация тем, что за штурвалом всё ещё сидел подросток, который не знал пилотский жаргон и не понимал, что именно ему нужно сделать. Второй пилот из-за перегрузки не мог дотянуться до штурвала, а сменный капитан – занять своё место.
Когда пилоты всё-таки заняли свои кресла и попытались вывести самолёт в нормальный режим полёта, было уже довольно поздно. Они не распознали положение в воздушном пространстве. Поэтому когда самолёт пролетал над сопкой на крайне малой высоте, он зацепился за верхушки деревьев и упал в 20 километрах от Междуреченска.
Работы на месте катастрофы велись в течение четырёх дней – останки пассажиров и обломки самолёта были разбросаны в труднодоступной местности в радиусе двух километров.
Расследование трагедии заняло год. Тела 22 пассажиров так и не удалось опознать. Моделирование ситуации на симуляторе во Франции показало, что пилоты перестарались – если бы они не дотянулись до штурвалов, автоматическая система самостоятельно бы восстановила нормальный полёт.
В конечном итоге эксперты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что к трагедии привело не только нахождение подростка за штурвалом, но и недостаточная подготовка пилотов.
Авария на железной дороге
31 мая 1996 года на перегоне Литвиново – Тальменка четыре незакреплённых вагона с цементом выкатились в район станции, где в них врезался пригородный электропоезд. В результате погибли, по разным данным, 17 или 18 человек. Ещё 44 человека пострадали.
Авария произошла из-за того, что дорожный рабочий при перестановке группы вагонов закрепил их на уклоне 6,6% одним тормозным башмаком вместо трёх. А при приёме смены никто не проверил правильность закрепления.
Взрыв на шахте Зыряновская
Авария на шахте под Новокузнецком произошла 2 декабря 1997. В результате взрыва метана погибло 67 человек из 100 находившихся под землёй.
Комиссия, которая расследовала трагедию, пришла к выводу, что самоспасатель стал спичкой – концентрация метана в выработках была повышенной, но приборы показывали норму. Это, по мнению комиссии, могло произойти только из-за пренебрежения правилами безопасности.
Так получилось потому, что подготовительные работы по пуску лавы отставали от графика, и руководство шахты, зная о всех рисках, приняло решение нарушить правила.
В итоге причинами назвали грубые ошибки проектирования работ, неудовлетворительное проветривание горных выработок, неисправность электрооборудования и датчиков газовой защиты, неправильная организация охраны труда и зарплаты и другие.
После взрыва разрушения оказались слишком большими, поэтому в 1999 году шахту закрыли, а в 2007 – ликвидировали.
Наводнение
Крупнейшее в Кузбассе наводнение произошло в апреле 2004 года. Тогда в результате паводка пострадал юг региона – населённые пункты Малышев Лог, Кузедеево, Таштагол, Новокузнецк, Мыски.
Подтопленными оказались шесть тысяч домов, ещё столько же дачных и садовых участков, пострадали 80 км областных и 20 км муниципальных дорог. Пострадали 10 тысяч человек. Были во время паводка и погибшие – разгул стихии унёс жизни пяти человек.
Авария на шахте Ульяновская
Шахту «Ульяновская» начали строить в августе 1999 года, а открыли 7 октября 2002 года. Изначально планировалось, что на шахте будет использовано только отечественное оборудование. Но в дальнейшем на «Ульяновской» появилось и импортное.
В 2005 году чрезвычайная комиссия Кемеровской области по проблемам промбезопасности на угольных предприятиях высказала руководству «Ульяновской» претензии из-за превышения нормы содержания метана. Но руководство заверило, что шахта оснащена новейшими системами безопасности и людям ничто не угрожает.
В день аварии около 14:30 датчики газового контроля шахты зафиксировали резкое повышение уровня метана. В течение первых трёх часов после взрыва на объект прибыли 12 отделений горноспасателей, которые вывели на поверхность 21 человека.
Тела погибших горняков стали поднимать на поверхность лишь глубокой ночью. Позже власти региона рассказали, что горноспасатели пробирались через завалы по 5-километровому штреку и оставляли на месте обнаруженные тела погибших, поскольку в первую очередь искали выживших.
В результате взрыва погибли не только обычные шахтёры, но и менеджеры предприятия и представители британской фирмы – им собирались продемонстрировать только что установленную британскую систему мониторинга источников опасности во время ведения горных работ.
Кроме тех, кто находился в самой шахте, от взрывной волны пострадали ещё два человека, которые находились вблизи выхода из шахты.
Эксперты заключили, что авария произошла из-за неправильной эксплуатации оборудования. Во время расследования выяснилось, что в шахте были завышены показатели предельно допустимого уровня содержания метана. Шахтёры же ещё до аварии из-за угроз увольнения или снижения премий продолжали добычу, чтобы выполнить план, несмотря на опасные условия.
В итоге в ноябре 2010 года осудили диспетчера шахты и инженера участка вентиляции и техники безопасности. В апреле 2013 и феврале 2014 года были прекращены уголовные дела в отношении руководителя и двух инспекторов Ростехнадзора, директора шахты и пятерых его подчинённых из-за истечения срока давности. Но в 2015 году дело рассмотрели повторно и бывшему директору и пятерым сотрудникам шахты вынесли обвинительный приговор.
В 2012 году «Ульяновскую» переименовали в Усковскую.
Взрыв на шахте Распадская
Это одна из самых известных трагедий в истории горнодобывающей промышленности. Она произошла в мае 2010 года.
Взрывами были разрушены почти все выработки (больше 300 километров), несколько наземных строений шахты, в том числе вентиляция. В качестве причины аварии рассматривали внезапный выброс метана.
Из-за взрыва пострадали не только те, кто был в шахте, но и те, кто находился на поверхности. Положение шахтёров усугублялось затруднённой подачей воздуха и откачка воды. Ночью 11 мая горноспасатели наткнулись на завалы горных пород и очаги возгорания, которые мешали спасательный операции.
На протяжении ещё нескольких дней спасательной операции мешала высокая концентрация метана и множественные очаги пожаров. 14 мая, когда тела 66 человек были подняты на поверхность, было принято решение приостановить поисковые работы, чтобы затопить часть горящих тупиковых выработок и использовать хладон для тушения.
Спасатели продолжали работать до конца мая. Откачка воды началась только в августе, а в октябре и ноябре были найдены тела ещё семерых погибших.
К сентябрю 2011 года из шахты подняли тела 80 человек, ещё 11 числились пропавшими без вести. На аварийном участке, который сократили до 25 км, всё ещё продолжались пожары, а высокое содержание метана делало поиски и проведение каких-либо работ опасным.
В результате аварии на «Распадской» погиб 91 человек, ещё 133 человека получили различные травмы.
В конце 2010 года Ростехнадзор предоставил акты по аварии, где указал причины первого и второго взрыва, а также 24 виновников трагедии. Экспертная комиссия пришла к выводу, причинами возникновения аварии и дальнейшего развития событий стали нарушение пылевого режима шахты, отсутствие должного контроля за признаками самонагревания угля со стороны работников шахты, неустойчивость электроснабжения и другие.
Среди тех, кого ведомство назвало виновными были и обычные механики, и начальники участков, и директор шахты. В итоге перед судом в 2016 году предстало восемь человек.
Через несколько лет после аварии, в 2013 году шахта восстановила свою работу.
Землетрясение
19 июня 2013 года в Кузбассе произошло сильнейшее землетрясение, которое почувствовали жители Новосибирской, Томской областей и Алтайского края. Интенсивность сейсмособытия составила 7 баллов. Это было крупнейшее в регионе землетрясение за последние 100 лет.
Оно произошло в 6:02. Эпицентр находился недалеко от Бачатского разреза.
До этого сильного землетрясение было два подземных толчка в этом же районе – 9 февраля 2012 и 5 марта 2013 года. Их магнитуда была около 4 баллов. А после – 25 повторных толчков.
Многие жители региона были разбужены подземными толчками: в домах раскачивались люстры, двигалась мебель, сыпалась штукатурка. На три дня после этого была прекращена работа шахт и разрезов.
В итоге пострадало от землетрясения около пяти тысяч домов, без крова остались 79 человек.
До этого крупные землетрясения магнитудой около 6 наблюдались в 1898 и 1903 годах в районе Новокузнецка.
Пожар на заводе «Коммунар»
19 мая 1943 года на эвакуированном из украинской Горловски в Кузбасс заводе «Коммунар» начался очень сильный пожар. Ситуация усугублялась тем, что предприятие занималось производством взрывчатых веществ. На тушение отправился весь караул пожарной части Кировского района – 24 человека.
Выжили из 24 человек только двое – одного вынесло взрывной волной, а другой успел спрятаться за машину. В 1966 году всех пожарных, и погибших, и выживших, наградили медалями «За отвагу».
Причины возгорания на заводе, кстати, неизвестны до сих пор.
На шахте в Кузбассе произошло обрушение. Один человек погиб
Причиной стал выброс метана
На место прибыли бригады скорой помощи
Фото: прокуратура Кузбасса
На шахте в Кузбассе произошло обрушение: один человек погиб
Сегодня, 19 июня, в 9:00 на шахте «Анжерская-Южная» произошел выброс метана, который привел к обрушению породы. Возгорания зафиксировано не было.
В Следственном комитете Кузбасса сообщили о гибели 37-летнего горнорабочего, ещё один пострадал. Точная причина смерти устанавливается.
Горняки были эвакуированы (около ). Часть из них осталась в шахте для организации работ по жизнеобеспечению. Как сообщает ТАСС, Ростехнадзор приостановил работы на самой шахте.
Прокуратура Кузбасса начала проверку происшествия, на месте работают экстренные службы.
— Завалило людей, одного вытащили живого, [состояние] еще одного неизвестно. Проводится спасательная операция, — сообщили в Сибирском управлении Ростехнадзора (через ТАСС).
Ранее NGS42.RU писал о трагедии на шахте «Распадская», которая произошла в ночь с 8 на 9 мая 2010 года. Из-за двух взрывов метана и угольной пыли погиб 91 человек, еще 133 получили травмы. Правила безопасности горных работ изменили, а ответственность за их соблюдение ужесточили, но спокойнее жизнь горняков от этого не стала. К годовщине трагедии NGS42.RU подробно изучил судебные материалы, поговорил с очевидцами тех событий и с теми, кто расследовал причины произошедшего. Мы рассказали, что стало причиной масштабной катастрофы, чего требовали шахтеры после аварии и что изменилось в их работе за 11 лет.