на какой язык похож армянский по звучанию
На каком языке говорят между собой армяне и грузины?
В самой Грузии имеется еще со средних веков немалая армянская община. Это тбилисские, батумские, джавахские армяне. Если первые две общины сильно ассимилированы, то компактно живущие на юге Грузии джавахские армяне сами кого хочешь ассимилируют.
Джавахские армяне картули эна (грузинский язык ) знают редко и плохо. Как говорила одна моя знакомая из Ахалкалаки: я б рада была б грузинский выучить, да в наших местах откуда грузина увидишь?
А вот некоторые пожилые грузины, родившиеся и выросшие в Тбилиси, когда город еще имел солидное армянское население, давшее России Сергея Лаврова и Тину Канделаки, неплохо знают армянский. Таких, правда, осталось уже совсем немного.
На официальном уровне, кстати, при визите в Грузию или Армению чиновники обеих двух соседних стран протокольно общаются на родных языках через переводчиков. Но как только завершается протокольная часть, тут же с улыбками хлопают друг друга по плечу, переходят на хорошо знакомый русский и отправляются вместе пить вино!
Продвинутая молодежь, кстати, в Армении и Грузии пытается вести диалоги на английском. Но все ж русский язык английскому в Закавказье заменить еще ох как не скоро получится.
Какие языки похожи на Армянский?
О ПРОИСХОЖДЕНИИ АРМЯНСКОГО ЯЗЫКА
Язык – это карта развития культуры.
Он повествует о том, как появился народ и в каком направлении он развивается.
Рита Мэи Браун
Очень часто начать исследование для лингвистов становится проблемным, поскольку даже у начала уже должна быть некая предыстория. Пути прошлого ведут в настоящее. Иногда научный подход к исследованию происхождения древнего языка носит чисто гипотетический характер.
Для установления происхождения языканужны теоретические основы и базовая структура языка. В случае с армянским языком гипотеза строится на его отношении к индоевропейской семье, которая, помимо армянского, включает в себя еще более 100 языков. Базовая структура языка устанавливается посредством анализа слов и звукового состава, которые восходят к общим корням индоевропейского праязыка. Исследование языка на предмет его происхождения и эволюции главным образом связано с его речевыми характеристиками. Большинство современных лингвистов в своей работе опираются на гипотезу, что разговорный язык более фундаментален, а поэтому и важнее, чем письменный. Таким образом, армянский язык считается преимущественно потомком индо-хеттской группы языков. Лингвисты — сторонники принадлежности армянского языка к индоевропейской семье языков сходятся в том, что этот язык составляет отдельную ветвь внутри группы.
С самого начала было выдвинуто несколько гипотез. Европейскими лингвистами прошлых столетий были сделаны попытки исследовать и классифицировать этот язык. Матурен Вейсьер де Лакроз (Ла-Кроз) (фр. Mathurin Veyssière de La Croze 1661—1739) стал одним из первых европейских ученых современной эпохи, кто серьезно занялся исследованием армянского языка, а именно его религиозной стороны. Лингвист писал, что перевод Библии на армянский язык представляет собой «образец всех переводов». Матурен Вейсьер де Лакроз составил внушительный немецко-армянский словарь (примерно 1802 статей), однако ограничился он исследованием лишь лексикологии, не углубляясь в истоки языка.
Сразу же после того как были обозначены принципы компаративной лингвистики Францем Боппом (Franz Bopp), Петерманн в своем труде «Grammatica linguae Armeniacae» (Берлин, 1837), на основе этимологических данных по армянскому языку, доступных в Германии на начало 19 века, смог выдвинуть предположение, что армянский язык относится к индоевропейской семье языков. Девять лет спустя в 1846 г., независимо от исследования Петерманна, Виндишманн – специалист по зороастрийским надписям Баварской Академии наук — опубликовал в своем научном труде Abhandlungen замечательную монографию об армянском языке, в которой был сделан вывод, что армянский язык произошел от древнего диалекта, который должен был быть сильно похож на авестийский язык(язык, на котором были сделаны зороастрийские рукописи) и древнеперсидский, в котором, однако, заимствования появились значительно раньше.
В предисловии ко второму изданию «Comparative Grammar» (1857г.) Бопп, пионер в области исследования компаративной лингвистики, отнес армянский язык к иранской группе и сделал попытку, хотя и безуспешную, объяснить флективные элементы в языке. Фр.Мюллер (Fr.Müller), который начиная с 1861г. занялся этимологическим и грамматическим исследованием армянского языка в серии своих научных статей (SitzungsberichtederWienerAkademie), смог намного глубже проникнуть в сущность армянского языка, который по его мнению определенно принадлежал к иранской группе.
Русский лингвист Патканов вслед за немецкими востоковедами опубликовал свою итоговую работу «Über die bildung der armenischen sprache» («О структуре армянского языка»), которая была переведена с русского языка на французский и опубликована в «Journal Asiatique» (1870 г.). Де Лагард в своем труде Gesammelten Abhandlungen (1866 г.) утверждал, что в армянском языке следует различать три компонента: исходную основу, последующие наложения древнеиранского языка, и похожие современные иранские заимствования, которые добавились после основания Парфянского Государства. Однако он не дал характеристику всем трем уровням, и по этой причине его мнение не может быть принято к последующему рассмотрению. Точка зрения Мюллера о том, что армянский язык – это ветвь иранской группы языков, не была в свое время опровергнута, оказалась превалирующей и легла в основу теории.
Значительный сдвиг в сторону от персидской теории был сделан после появления монументальной работы под авторством Генриха Хюбшмана(Heinrich Hübschmann), в которой в результате обширного исследования было сделано заключение, что армянский язык относится к арийско-балто-славянскимязыкам, а точнее: это промежуточное звено между иранскими и балто-славянскими языками. Глубокое исследование ученым-лингвистом армянского языка – повлияло на переоценку родства языков внутри индоевропейской семьи, и оптимизацию ее схематической классификации. Армянский язык – это не просто независимый элемент в цепи арийско-персидских и балто-славянских языков, а это связующее звено между ними. Но если армянский язык – это связующий элемент между иранскими и балто-славянскими языками, между арийскими и европейскими, то, согласно Хюбшманну, он должен был играть роль посредника в момент, когда все эти языки были еще очень близки друг к другу, когда еще не было четких границ между ними, и когда они могли рассматриваться лишь как диалекты одного языка.
Позже Хюбшманн, почти в порядке исключения, продолжил исследование армянского языка и выпустил несколько книг по этой теме. Более поздние лингвисты и эксперты по индоевропейским языкам укрепили выводы Хюбшманна и продолжили это исследование. Швейцарский лингвист Роберт Годель и некоторые самые выдающиеся лингвисты или специалисты по изучению индоевропейских языков (Эми́ль Бенвени́ст, Антуа́н Мейе́ и Жорж Дюмези́ль) много также написали про различные аспекты армянской этимологии и индоевропейское происхождение этого языка.
Не удивляет тот факт, что выдвигались и другие теории о происхождении армянского языка. Резко отличается от теории индоевропейского происхождения армянского языка гипотеза Николая Яковлевича Марра о его яфетическом происхождении (по имени Иафета, сына Ноя), основанная на определенных фонетических особенностях армянского и грузинского языков, которые по его мнению произошли из одной языковой семьи, яфетической, имеющей связь с семитской семьей языков.
Между сторонниками Курганной гипотезы и семитской теории происхождения языков, существует ряд лингвистов, которые рассматривают также возможность распространения языков из территории Армении. Эта гипотеза опровергает широко распространенное мнение о центрально-европейском происхождении языков. Недавно новое исследование в этом направлении привело к формулировке Полом Харпером и другими лингвистами так называемой глоттальной теории, которая воспринимается многими экспертами как альтернатива теории индоевропейского происхождения языков.
В дополнение к сомнительной теории персидского происхождения языков армянский язык часто характеризуется как близкий родственник греческому языку. И все же, ни одна из этих гипотез не расценивается как достаточно серьезная с чисто филологической точки зрения. Армянский филолог Рачия́ Ако́пович Ачаря́н составил этимологический словарь армянского языка, содержащий 11 000 корневых слов армянского языка. Из всего этого количества индоевропейские корни слов составляют лишь только 8-9%, заимствованные слова — 36%, и преобладающее количество «неопределенных» корневых слов, которые составляют более чем половину словаря.
Значительное число «неопределенных» корневых слов в армянском языке (почти 55% словарного состава) – очевидный признак «необъяснимого» происхождения языка, который противоречит традиционной классификации и/или генетическому родству с соседними культурами греческой либо персидской. Возможно, разумнее было бы исследовать генетическую связь по этимологической линии с вымершими языками (хурритским, хеттским, лувийским, эламским или урартским), которые существовали на территории современной Армении (области Анатолии и Восточной Турции.)
Эксперты в области исследования индоевропейских языков сходятся во мнении, что протоиндоевропейское разделение языков началось в 4-м тысячелетии до н.э., что дало толчок лингвистической эволюции и формированию независимых языков. Подобным образом, ок. 3500 лет до н.э. протоармянские племена — неважно были ли они европейцами по происхождению (согласно фрако-фригийской теории, поддерживаемой западными учеными) или азиатами (арийцами/аборигенами/иными азиатскими племенами) – создали экономическую структуру на основе земледелия, животноводства и металлообработки на географическом пространстве, которое стало известно, как Армянское нагорье.
Результаты недавних археологических исследований в Армении послужили доказательством нескольких совпадений между этой цивилизацией и индоевропейской культурой. С высокой долей вероятности можно полагать, что армянская культура самобытна, стояла особняком от других человеческих культур в Малой Азии и Верхней Месопотамии.
В этом контексте армянский язык с непрерывной эволюцией и неизменным географическим положением продолжал развиваться и обогащаться за счет соседних культур, что подтверждается наличием заимствованных слов, и после создания письменности, обмениваться опытом с другими отдаленными культурами. Таким образом, можно предположить, что история армянского языка и его современного варианта насчитывает примерно 6000 лет.
Вполне вероятно, что такое расхождение лингвистических теорий преследует одну цель — лучше понять природу армянского языка. Бехистунские надписи в Центральном Иране 520 г. до н.э. часто приводятся в качестве первого упоминания слова Армения. В этой связи для многих, включая историков, история армян начинается с 6-го века до н.э. И все же, такое «начало истории» является произвольным и поверхностным выводом. Не придается значения или игнорируется тот факт, что в бехистунском памятнике письменности событие описывается на трех разных языках: древнеперсидском, эламитском и аккадском. Верно лишь то, что самая древняя запись с упоминанием слова «Армения» выполнена клинописью.
Какой язык самый близкий армянскому? | Армения и армяне | Яндекс Дзен
Вообще, собственно говоря, нет в мире языка, который действительно близок к армянскому языку, будь то западному или восточному его вариантам.
Армянский язык уникален и относится к особой подгруппе в индоевропейской семье. Некоторые этнологи, такие как Дьяконов, например, считают, что протоармянский язык был связан с фригийским языком, а тот в свою очередь был связан с греческим. Но эту теорию пока никто не смог доказать. Хотя армяне и греки все равно считают друг друга братьями.
Интересно, что армянская фонология почти совпадает с соседней грузинской. При том, что грузинский ни разу даже не относится к индоевропейским языкам. У грузинского и армянского языков совпадают практически все звуки, кроме нескольких. Создатель армянского письма Месроп Маштоц мог быть также создателем и грузинского письма.
С точки зрения лексики, к армянскому близок персидский язык. Армяне исторически заимствовали сотни слов из персидского языка. Например, армянское слово бжишк (врач) пришло из персидского (пежешк).
В какой-то степени можно было бы сказать, что персидский, греческий язык и грузинский языки могут быть близки к армянскому. Но, в общем, я повторюсь, что армянский язык уникален сам по себе. Нет никакого близкого языка к армянскому и понятного армянам, кроме собственно армянского (западного и восточного).
Санскрит и Армянский — Протоиндоевропейские языки?
Языки похожи на людей: они претерпевают и в прошлом претерпели изменения, чтобы эволюционировать в языки, которые мы знаем сегодня. Все языки — английский, французский, арабский, японский — претерпели эволюцию. И наоборот, это означает, что у современных языков есть предтечи, которые существовали много лет назад. В большинстве случаев несколько языков имеют одного и того же предка.
Одним из таких общих предков является протоиндоевропейский: язык, который породил ВСЕ индоевропейские языки, такие как английский, хинди, персидский, французский и греческий.
Итак, на что был похож протоиндоевропейский? Протоиндоевропейские языки все еще существует? Ну, есть два кандидата: санскрит и армянский.
Являются ли эти два языка праматерью всех современных индоевропейских языков?
Санскрит
Во-первых, санскрит — это язык, первые письменные отчеты которого датируются 3000 годом до нашей эры. В то время на санскрите общались довольно широко в Цивилизации Долины Инда, этот язык почти полностью потух к седьмому веку нашей эры. Несмотря на это, он пережил небольшое оживление, и сегодня около 14 000 человек утверждают, что говорят на родном языке — санскрите.
Кроме того, санскрит является индоевропейским языком, частью отделения индоарийских языков, связывая его с другими языками, такими как гуджарати и хинди.
Санскрит — это язык с сильным перегибом: в нем три грамматических пола, три числа и восемь падежей. Из-за этого у санскрита относительно свободный порядок слов, но у говорящих есть сильная тенденция использовать порядок слов субъект-объект-глагол.
Возможно, наиболее интересно, что среди некоторых ученых считается, что санскрит является корнем всех современных индоевропейских языков. Но об этом чуть позже.
Армянский
Первая напечатанная на армянском языке Библия датируется 1666 годом. Армянский, в отличие от санскрита, является относительно новым языком.
Первое письменное описание армянского языка датируется 500 г. н.э. — почти через 3500 лет после первого письменного описания санскрита.
Кроме того армянский, является собственной ветвью индоевропейской языковой семьи, и сегодня в Армении и за рубежом насчитывается около 12 миллионов говорящих на армянском языке.
Армянский имеет довольно большой список согласных, изобилующий примерно 34 отдельными согласными звуками по сравнению с 24 английскими согласными звуками.
Кроме того, на некоторых армянских диалектах есть еще большее количество согласных звуков. Грамматически, армянский язык также имеет порядок слов субъект-объект-глагол, без грамматического пола и семи падежей.
Кроме того, подобно санскриту, некоторые ученые также считают, что армянский является корнем всех современных индоевропейских языков. Итак, кто прав? Является ли какой-либо из этих языков корнем всех современных индоевропейских языков или же это совсем другой язык?
Мать всех индоевропейских языков
Мысль о том, что санскрит может быть матерью для всех индоевропейских языков, восходит к ученому Фредриху Шлегелю в 1800-х годах. Его часто считают пионером сравнительной лингвистики (изучение взаимосвязи языков), и его работа привела к значительному развитию современной лингвистики, включая закон Гримма. Однако одно из его самых спорных утверждений — это то, что включает санскрит.
Гипотеза Шлегеля о том, что санскрит является матерью всех языков IE, основана на том факте, что, когда санскрит впервые был изучен европейскими учеными в 19-м веке, они обнаружили, что это был не только очень старый язык, но он разделял удивительное количество лингвистического сходства с другими индоевропейскими языками.
Например, если мы посмотрим на слово мать на санскрите (mātā), мы увидим, что оно очень близко к другим старым индоевропейским языкам. На латыни это «матер»; На персидском مادر «mɒdær»; На греческом языке: μήτηρ «mētēr».
Есть много других подобных примеров отношения санскрита к другим индоевропейским языкам.
Для научных стандартов того времени этого было достаточно для того, чтобы многие верили, что санскрит на самом деле является матерью всех индоевропейских языков или, по крайней мере, очень, очень близким потомком протоиндоевропейских языков.
Однако теперь мы знаем, что считать что-то «самым старым» не является достоверным доказательством для теории, особенно той, которая пытается найти «мать всех индоевропейских языков», но все еще есть некоторые ученые, которые верят в эту теорию даже сегодня.
Армянская гипотеза
Более поддерживаемая теория, но не менее противоречивая говорит о том, что Мать всех индоевропейских языков — фактически армянский. «Армянская гипотеза», была разработана лингвистами Тамазом В. Гамкрелидзе и Вячеславом Инваовым в 1985 году.
Прежде всего, они предположили, что все индоевропейские языки произошли от одного и того же протоиндоевропейского языка, на котором говорят на Армянском нагорье. Они опирались на нечто, называемое «теорией глоттала», гипотезу, которая говорит, что на протоиндоевропейском фигурировали эективные остановки (p ’, t’, k’) — по сути, звуки щелчка.
Теория приемлема из-за того факта, что некоторые современные армянские диалекты все еще сохраняют эти примитивные звуки стопа, и, кроме того, существуют исследования, которые генетически прослеживают современных европейцев опять же от Армянского нагорья. Оба исследователя утверждают, что армянский язык является самым близким языком к праязыку, и что Протоиндоевропейский звучал бы именно так.
Они даже заходят так далеко, что предполагают, что армянский язык — это язык, от которого непосредственно произошел протоиндоевропейский. Единственная проблема в том, чтобы армянский язык был бы признан матерью всех индоевропейских языков, это что он должен был быть письменно датирован раньше, чем 500 г. н.э.
В противном случае нам приходиться предполагать, что почему-то на протоиндоевропейском языке не говорили до тех пор, пока не начали говорить на таких языках, как латынь и греческий, что не имеет смысла. Однако факт отсутствия явного письма не обязательно означает, что на армянском языке не говорили тысячи лет назад. Возможно, людям по каким-то причинам просто не хотелось записывать что-либо.
Как вы можете себе представить, эти теории встретили много критики.
P.S Понятно, что историками Армении необходимо довести до мировой общественности факты существования армянского письма, основанные на многочисленных исследованиях в том числе и зарубежных ученых и лингвистов иначе эта кутерьма никогда не закончится.
Sanskrit and Armenian: Mothers of ALL Indo-European Languages?
Языки родственные армянскому
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Наш выбор
В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 17 октября
Фильм: «Арцах непокорённый. Дадиванк» Автор фильма, Виктор Коноплёв
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 31 августа
В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 31 августа
В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
Об этом сообщает VaticanNews.
Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.
Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
History of Modern Iran
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 3 июня
Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
Уверен, найдете очень много интересного.
Edward Abrahamian, «History of Modern Iran».
«В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных «восточных деспотов». Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности.
Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
Азербайджан и ВОВ
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 10 мая