на какую машину похожа ваз 2110
Дизайн от Zagato, японский салон и чужой индекс: мифы и факты о ВАЗ-2110
Среди множества моделей с трудной судьбой, разработанных еще во времена СССР, «беременная антилопа» стоит особняком. Ведь именно «десятка» была для многих долгожданной моделью ВАЗ, наконец-то получившей «иномарочный» дизайн и мощный 16-клапанный двигатель, что позволило ей в начале нулевых конкурировать на равных с 10-15 летними подержанными «европейцами» и «японцами». Но при этом для тысяч владельцев и просто поклонников ВАЗ-2110 многое в истории, связанной с разработкой этого автомобиля, «осталось за кадром». Недостаток информации уже в нашем веке «форумные эксперты» нередко компенсировали забавными псевдофактами, подкреплёнными собственными «расследованиями». Сегодня мы попробуем пролить немного света на особенности рождения этого автомобиля, так и не получившего собственного имени, а навсегда оставшегося «десяткой».
С оветских дизайнеров неоднократно обвиняли в копировании зарубежных автомобилей — например, в случае с АЗЛК-2141 сходство с французской Simca 1308 было очевидным. А поскольку ВАЗ-2110 со своим «дуто-леденцовым» дизайном радикально отличался как от кирпичеобразных Жигулей, так и от угловатого «зубила», в происхождении внешности советско-российской новинки некоторые опознали «иностранные ноги». Audi 80 B3, Volkswagen Passat B3 и даже (частично) Saab 900 второго поколения — во всех этих моделях скептики видели основу «десятки». Более того, с подачи зарубежного издания «Wheels» (колёса!) еще на ранних стадиях работы над прототипами ВАЗ-2110 в качестве возможных «подрядчиков» называли и такую экзотику, как итальянское кузовное ателье Zagato!
Эскизы будущего: аэродинамические щитки на колёсах наглядно показывают, насколько дизайнеры хотели улучшить обтекаемость кузова «десятки»
Всё обстояло иначе и проще: многие решения в дизайне «беременной антилопы» объясняются стремлением добиться наилучшей аэродинамики. У советских конструкторов и инженеров были свои мотивы — например, обеспечить потяжелевшей машине лучшие динамические качества при той же мощности двигателя, как у прежних переднеприводников. Поэтому «зализывание» кузова с мягкими переходами и отсутствием выступающих элементов вроде колёсных арок и водосточных желобков было неизбежным, равно как и «бочкообразный» силуэт, в котором многие видели Audi 80 или Passat B3.
Предлагаем читателям с помощью этих фото самостоятельно ответить на вопрос, «слизали» ли ВАЗ-2110 с Пассата
Да, в 1986 году дизайнеры сталкивались «вживую» с новейшим Пассатом в СССР на Дмитровском полигоне, куда «бе-третий» вместе с VW Scirocco попал на зимние испытания. Да, деревянный макет «десятки» продували в аэродинамической трубе Porsche и для наглядности сравнивали с «бочкой». Однако общие пропорции кузова и отдельные решения (например, рамки дверей) на «десятке» и Audi отличались настолько, что говорить о прямом заимствовании нельзя.
Впрочем, ищущий «чужую кровь» да найдёт: в 1984 году в единственном экземпляре был создан ходовой макет Audi 80 Cw-Studie Concept, ставший прообразом «бочки» В3. И вот в его внешности при желании можно найти немного элементов, воплощенных в серийном ВАЗ-2110.
Уже ближе: форма переднего бампера, колёсных арок и корма Audi 80 Cw-Studie Concept действительно такие же, как на ВАЗ-2110
VW Auto 2000 – так Volkswagen видел «автомобиль 2000 года» в 1982 году. В нём легко опознаётся будущий Passat B3
В восьмидесятые годы на ВАЗе занялись проектом новой «классики», одновременно работая над версией седана на платформе уже готового к запуску в производство хэтчбека ВАЗ-2108. Параллельно над принципиально новым поколением Жигулей и четырёхдверным Спутником вели работы примерно до 1985 года. Вскоре от идеи глубокой модернизации классики решили отказаться, уж слишком много всего нужно было изменить и даже сделать заново. Поэтому заднеприводный ВАЗ-2112 так и остался на стадии дизайн-проектов, а вот «десятка-седан» должна была встать на отдельную нитку конвейера вскоре после выхода пятидверного ВАЗ-2109.
Этот макет Спутника-седана носит индекс ВАЗ-2110 совсем не по ошибке
Но начавшаяся перестройка с последовавшей нехваткой средств для финансирования новых разработок фактически поставила крест на быстром и успешном запуске перспективной модели на второй производственной линии. И тогда на заводе решили доработать сварочное оборудование так, чтобы вместе с переднеприводными хэтчбеками можно было изготавливать и кузова для седанов. Ну а «добавочным» индексом ВАЗ-21099 нарекли не просто так — чтобы запуск седана в серийное производство получился быстрее, официально четырёхдверную Самару стали позиционировать не как полностью новую модель, а как модификацию «ноль девятой». Такая хитрость позволила машине пройти в 1988 году не полный цикл приёмочных испытаний, а упрощенную госприёмку, что допускалось для модификаций. Впрочем, экономические реалии всё равно не позволили «девяносто девятой» встать на конвейер в восьмидесятые годы…
Ну а на второй конвейерной нитке в отдалённой перспективе должен был выпускаться всё-таки автомобиль под индексом ВАЗ-2110, но… уже совершенно другой! Речь именно о той машине, которая впоследствии и стала серийной «десяткой». Работы над этой моделью начались в 1985-м сразу после закрытия проекта «новой классики», а основная часть работ по новому переднеприводнику была выполнена до 1988 года.
Тест ЗР 1996-1997: ВАЗ-2110 и Seat Cordoba. Два конкурента в «полусреднем» весе
Приветствую всех! Я решил выложить в блог эту статью не просто так — мало того, что это один из первых тестов «десятки», именно в нем можно увидеть одну из первых ВАЗ-2110, изготовленную еще по обходным технологиям. Очень любопытно выглядят иные бампера и полувосьмерочный салон.
Итак, статья:
НАШЕ ЗНАКОМСТВО
VAZ 2110 и «СЕАТ-Кордова»
ДВА КОНКУРЕНТА В «ПОЛУСРЕДНЕМ ВЕСЕ»
«Кордова» — автомобиль «для молодой семьи», производства испанской фирмы СЕАТ. Выпускается с 1993 года на одном из самых современных в Европе заводов в Мартореле с кузовом седан в комплектациях SE, SXE, GTi, GTi16V и купе SX. Оснащается широкой гаммой бензиновых двигателей 1,4; 1,6 (в двух версиях); 1,8; 1,8 16V; 2,0 л и четырьмя вариантами 1,9-литрового дизеля. По заказу могут быть установлены автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, кондиционер, электростеклоподъемники, люк.
VAZ 2110 — базовая модель долгожданного семейства новых тольяттинских переднеприводников, официальный дебют которого состоялся в январе 1995 года. Наряду с седаном (2110) планируется выпуск универсала (2111) и пятидверного хэтчбека (2112). Полуторалитровый двигатель может быть оснащен карбюратором или системой впрыска топлива; самый мощный — с шестнадцатиклапанной головкой. В предполагаемый список дополнительного оборудования входят гидроусилитель руля, кондиционер, маршрутный компьютер, электростеклоподъемники, люк.
Ну наконец-то, свершилось! У вазовских дилеров появились в продаже первые «десятки» — VAZ 2110. И хотя собирают их пока с широким использованием обходных технологий, деньги за машину приходится платить совершенно реальные, к тому же немалые — около 13 тыс. долл. Таким образом новая модель «перешагнула» в следующий ценовой диапазон — от 12 до 17 тыс. долл. Здесь ей придется всерьез побороться за кошелек покупателя не только со «Шкодой», «Фордом», «корейцами». Последнее пополнение в «стане агрессоров» — испанский СЕАТ, входящий в концерн «Фольксваген». Российские цены на три его модели — «Ивису», «Кордову» и «Толедо» начинаются, соответственно, с 16, 17 и 20 тыс. долл. Наиболее заметное различие между двумя первыми — «ступенька» багажника у «Кордовы», прямого конкурента»десятки». Именно их мы и выбрали для сравнительного теста. Итак, две новинки российского рынка — VAZ 2110 (набранные им баллы названы первыми) и «СЕАТ-Кордова».
Кузов — 3,3 и 4,1 балла. Внешне машины похожи друг на друга, как братья. Только, пожалуй, не родные, а двоюродные. Есть у них общие родовые черты: округлый, но без «замыленности» дизайн, «пухлый» кузов с тяжеловесной «кормой», родственный «разрез глаз». «Десятка» чуть длиннее и могла бы претендовать на роль «старшего брата», но впечатление портят несоразмерно «хилые» колеса. У «Кордовы» с этим полный порядок — четырнадцатидюймовые, широко расставленные, с красивыми серебристыми колпаками.
При ближайшем рассмотрении различий оказывается куда больше. Плоскости кузовных панелей «десятки» не совпадают, зазоры между ними — от пяти до пятнадцати миллиметров, одна дверь стоит явно ниже других, а рамки неподвижных боковых окон, наоборот, возвышаются над крышей. Заходящие на боковину задние фонари выступают как воздухозаборники у «ушастого» «Запорожца». Пороги словно бы недоделаны и спроектированы так, что даже вечно грязные «девяточные» кажутся образцом эргономики: щель между дверью и порогом просто направлена вниз и открыта всему, что летит из-под переднего колеса. «Кордова» вблизи не разочаровала: все тщательно и аккуратно подогнано, зазоры можно проверять калибром. Да и качество ее окраски получше.
Чтобы закончить внешний осмотр, заглянем под днище: защиты двигателя нет ни у той, ни у другой, но в активе «Кордовы» выпускная система из нержавеющей стали, к тому же полностью экранированная от кузова, и пластиковые подкрылки.
Теперь оценим салон. На нашей «десятке» спереди установлены «восьмерочные» сиденья, а вот сзади — вполне оригинальные, с подголовниками, более удобные, чем «лавка» в «девятке». Откидывающиеся центральный подлокотник и столик открывают доступ в багажник, где теперь можно перевозить, например, лыжи. Ручки стеклоподъемников очень «легкие», а между солнечными козырьками поселился фонарь индивидуальной подсветки.
Интерьер «Кордовы» приятен и функционален. Сиденья удобны, а спинки передних изогнуты так, что не мешают коленям сидящих сзади. Явный эргономический просчет — сдвинутые назад дверные ручки, из-за чего приходится выворачивать кисть руки. В стандартную комплектацию входит центральный замок, но не с электромоторами, а с пневмоцилиндрами в дверях и насосом где-то в багажнике. Для перевозки детей замки задних дверей можно блокировать от открывания изнутри.
Багажник VAZ 2110 таков, какой ожидаешь увидеть — типичный для современного седана, довольно просторный, с доходящей до бампера крышкой. В глубине он заметно «поджат» колесными нишами. Грузовой объем можно увеличить, вынув одну или две секции из спинки заднего сиденья. Центральная ее часть с подлокотником при этом останется на месте, что не позволит перевозить крупногабаритный груз.
«Кордова» преподнесла сюрприз. Открыв длинную крышку небольшого на вид багажника, мы обнаружили там такую «пещеру»! Высота багажника такова, что в нем можно сидеть! Кроме того, спинка и подушка заднего сиденья складываются полностью или по частям, в пропорции 2:3. Вот уж, действительно, снаружи меньше, чем внутри.
Под полом багажника в вазовской машине помещается привычный, минимально необходимый набор инструментов, домкрат, насос и полноразмерная запаска. В СЕАТе — домкрат в специальном футляре, отвертка, один ключ и узкая «докатка» запасного колеса — расплата за низкий пол. Насоса, как и на многих других иномарках, нет, зато на «липучке» установлен специальный поддон с ручкой — для всякой мелочевки и дополнительного инструмента в том числе.
Водительское место — 3,5 и 4,0 балла. По посадке водительское место VAZ 2110 мало отличается от «девяточного»: то же сиденье, тот же руль, правда, с регулировкой по высоте, и подрулевые переключатели. Алгоритм управления коробкой передач такой же, но для включения заднего хода рычаг теперь, по идее, нужно утопить вниз, хотя на нашей машине почему-то включается и без утапливания. Приборная панель изменилась радикально. Она совсем другого вида, с переключателями на кромках козырька, правда, при некоторых манипуляциях они иногда остаются в руках у водителя. Спидометр, что лестно, размечен до 200 км/ч. Рядом с ним появился тахометр — отлично. На центральной панели — индикатор бортовой системы контроля. И, словно в противовес этому «изыску», — большая, топорного вида красная клавиша включения аварийной сигнализации, режущая взгляд.
Теперь пересядем за руль «Кордовы». В ней ловишь себя на мысли, что ни к чему привыкать не надо. Достаточно подогнать сиденье, а оно, кроме двух стандартных, имеет еще и регулировку по высоте, и ноги сами находят педали, руки ложатся на руль и рычаг коробки передач. Непривычно только расположение приборов — спидометр слева, а тахометр справа, а не наоборот, как, например, на ВАЗах. Ночью приборная доска подсвечена оранжевым светом — привычнее все-таки зеленый. А вот второй «бардачок» под рулевой колонкой — это здорово.
У обеих машин хорошая обзорность вперед и в стороны, а у «десятки», потенциально, и назад, за счет узких стоек крыши и менее высокого багажника. Но внутренние зеркала заднего вида невелики в обоих случаях, к тому же сектор обзора через них частично перекрывается подголовниками второго ряда сидений на ВАЗе и антикрылом на СЕАТе. В то же время это «крылышко» позволяет хорошо чувствовать габарит при движении задним ходом.
Движение — 3,8 (без учета отказов) и 4,0 балла. На наш VAZ 2110 двигатель, трансмиссия и ходовая часть перекочевали с минимальными изменениями со старой доброй «восьмерки». За счет другой развесовки, а также иных характеристик пружин и амортизаторов «десятка» на ходу мягче и устойчивее, а ее управление менее «острое», чем у агрегатного «донора». Динамические качества остались примерно такими же.
На нашей «десятке» случались отказы, но мы не стали относить их к типичным и снижать за это оценку. Однако, не можем о них умолчать. «Дворники» иногда почему-то включались вместе с ближним светом фар. На ноги из-под приборной панели периодически вываливалась какая-то пластмассовая крышка немаленького размера. За сотню километров пробега двигатель трижды глох на пять-десять минут (видимо, что-то с электроникой), а под конец вроде бы «пропала» вторая передача. Правда, потом умные люди показали, как ее можно включить, но не у каждого же есть такие консультанты. Вместо первой передачи периодически «втыкалась» то задняя, то третья — возможно, с непривычки. Но почему такая привычка не требуется в том же СЕАТе? Коробка передач явно нуждается в регулировке, впрочем, как и двигатель, не добирающий крутящего момента на низких оборотах. Тут уж не до тонких материй устойчивости и управляемости, доехать бы до места.
Теперь прокатимся на «Кордове». Общее впечатление — послушный и хорошо сбалансированный автомобиль. Двигатель субъективно кажется более мощным, чем есть на самом деле. В этом немалая заслуга отлично подобранной коробки передач с четким и легким включением. Довольно жесткая подвеска явно предназначена для активного «руления» на хорошем покрытии. Быстрые повороты машина проходит с небольшим креном, цепко держась за асфальт. Рулевое управление не слишком «острое», но и не «ватное» — то, что нужно для езды в городской толчее.
Комфорт — 3,5 и 4,0 балла. Из всех отечественных машин VAZ 2110, пожалуй, наиболее комфортабельная. Дорожные неровности проходит плавно, вибрации и шум двигателя в салоне почти неощутимы. Да и салон гораздо «тише», чем у привычной «девятки». Но на скоростях выше 80 км/ч начинает досаждать аэродинамический шум где-то у передних стоек крыши, а также свист ветра через уплотнения. На «десятке» установлена система климат-контроля, то есть вы не просто приоткрываете рукояткой кран отопителя, а задаете желаемую температуру в салоне, после чего автоматика уже поддерживает ее самостоятельно. Вообще система отопления и вентиляции здесь почти европейская — мощная, с простым и понятным алгоритмом управления. Правда, пиктограммы на боковых дефлекторах перепутаны.
Шумы и вибрации в салоне «Кордовы» также практически неощутимы. Подвеска с прогрессивной характеристикой мягко «глотает» мелкие неровности, но крупные добросовестно передает на кузов. При разгоне на задних сиденьях отчетливо слышен звук выхлопа. Система отопления и вентиляции, как минимум, не хуже, чем в «десятке».
Эксплуатация, сервис — 4,0 и 3,3 балла. Обе машины потребляют «девяносто первый» бензин, причем заливать можно и этилированный — каталитических нейтрализаторов нет. Расход топлива у «Кордовы» чуть меньше, в среднем на пол-литра на сотню километров.
По обеспеченности сервисом абсолютный лидер — «десятка». В ее сервисной книжке — 166 адресов вазовских станций технического обслуживания! Правда, их готовность к обслуживанию новой модели — вопрос открытый. Этой армаде СЕАТ может противопоставить сегодня лишь две «фирменные» СТО в Москве. В дальнейшем предполагается обслуживание на 74 станциях АО «Москвич-сервис», что выведет СЕАТ в лидеры среди иномарок по сервисной базе. Если не принимать во внимание, мягко говоря, различное качество изготовления, посещать сервис для периодического технического обслуживания в обоих случаях предписано через 2, 15 и затем через каждые 15 тыс. км пробега. Гарантии одинаковые — один год без ограничения пробега.
Сумма баллов — 18,1 и 19,4. В мире давно существует понятие «кит-кар». Это набор деталей, узлов и агрегатов для самостоятельной сборки машины, этакий конструктор для взрослых. Покупатель при этом убивает сразу двух зайцев — удовлетворяет тягу к «рукоделию» и экономит изрядную сумму денег. По цивилизованным меркам любой отечественный автомобиль, «десятка» в том числе, и есть такой «кит-кар», но, правда, без экономии. Чтобы уверенно на ней ездить, всего лишь и нужно разобрать машину, а затем аккуратно, с «головой» собрать. VAZ 2110 задуман на «хорошо» и «отлично», а сделан едва ли на «удовлетворительно». Про СЕАТ же можно сказать — «ладно скроен, крепко сшит».
Фото Сергея Иванова
Резюме. VAZ 2110, конечно, большой шаг вперед, почти «Европа». Но это «почти» и составляет разницу между тем, что первоначально задумали дизайнеры и конструкторы, и тем, что получил покупатель: тут чуть криво, там слегка не совпадает, здесь что-то не срабатывает. Можно оправдываться отсутствием средств, старым оборудованием, низкой производственной дисциплиной, в конце концов. Но покупатель платит 70 миллионов рублей не за то, чтобы выслушивать жалобы на тяжелые времена. Ему нужен современный, надежный автомобиль. Такой, например, как «СЕАТ-Кордова».
Техническая характеристика автомобиля
Общие данные: число мест — 5; снаряженная масса — 1000 кг; полная масса — 1475 кг; максимальная скорость — 162 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — 15 с; расход топлива при 90, 120 км/ч и в ГЦ — 5,5; 6,8; 8,9 л/100 км; запас топлива — 43 л; топливо — бензин (допускается этилированный) с октановым числом 91. Размеры, мм: длина — 4265; ширина — 1680; высота — 1420; база — 2492; колея спереди/сзади — 1400/1370; клиренс — 140; объем багажника — 480 л; радиус поворота — 5,5 м. Двигатель: бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый рядный, два клапана на цилиндр, типа 21083, расположен спереди поперечно; рабочий объем — 1499 смз; диаметр и ход поршня — 82х71 мм; степень сжатия — 9,9; мощность — 51 кВт/69 л.с. при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент — 112 Н.м при 3400 об/мин. Трансмиссия: привод — на передние колеса; коробка передач — механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I — 3,64; II — 1,95; III — 1,36; IV — 0,94; V — 0,78; з.х. — 3,5; главная передача — 3,94. Подвеска: передняя — независимая, типа «Мак-Ферсон»; задняя — полузависимая, с упругой поперечной балкой, продольными рычагами и пружинными стойками. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем, передние — вентилируемые дисковые, задние — барабанные. Рулевое управление: реечное без усилителя. Размер шин: 175/70R13.
Техническая характеристика автомобиля
Общие данные: число мест — 5; снаряженная масса — 975 кг; полная масса — 1435 кг; максимальная скорость — 157 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — 15,6 с; расход топлива при 90, 120 км/ч и в ГЦ — 5,1; 7,0; 8,0 л/100 км; запас топлива — 45 л; топливо — бензин (допускается этилированный) с октановым числом 91. Размеры, мм: длина — 4144; ширина — 1640; высота — 1424; база — 2443; колея спереди/сзади — 1430/1394; клиренс — 130; объем багажника — 455/762 л; радиус поворота — 5,2 м. Двигатель: бензиновый, с распределенным впрыском, четырехцилиндровый рядный, два клапана на цилиндр, расположен спереди поперечно; рабочий объем — 1390 смз; диаметр и ход поршня — 76,5х75,6 мм; степень сжатия — 10,2; мощность — 44 кВт/60 л.с. при 4700 об/мин; максимальный крутящий момент — 116 Н.м при 2800-3200 об/мин. Трансмиссия: привод — на передние колеса; коробка передач — пятиступенчатая; передаточные числа: I — 3,46; II — 2,10; III — 1,45; IV — 1,10; V — 0,85; з.х. — 3,39; главная передача — 3,88. Подвеска: передняя — независимая, типа «Мак-Ферсон»; задняя — полузависимая, с упругой поперечной балкой, продольными рычагами и пружинными стойками. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем; передние — дисковые, задние — барабанные. Рулевое управление: реечное без усилителя. Размер шин: 185/60R14.
История создания Десятки (Часть: 1)
Предыстория 2110!
Создание ВАЗ-2110 началось ещё в далёком 1978 году.
На тот момент, макет автомобиля нёс гордый индекс ВАЗ-2112.
Как известно, прототип 2112 разрабатывался совместно с ВАЗ-2108, которая вот-вот должна была встать на серийное производство.
В результате совместной работы над 2108 и 2112 постоянно образовывались однотипные макеты. Например, в том-же 1978 году под руководством АвтоВАЗовского дизайнера А.Белюковым, был изготовлен первый макет 2112, который был очень схож с ВАЗ-2108.
Ровно через год, появился ещё один макет 2112, на этот раз он был в кузове седан.
После неудачного макета 2112 (1979 года), работы над проектом были временно заморожены. Однако в 1981 году был продемонстрирован ещё один макет 2112 в кузове седан.
Который через 9 лет с незначительными изменениями пошёл в серийное производство под индексом ВАЗ-21099.
Но, задача стояла совсем другая!
Нужно было создать именно новый автомобиль!
Этим и занялись сотрудники АвтоВАЗа.
ВАЗ-2110, прототип серии 0.
Уже в 1983 году, дизайнеры разработали новый макет 2112.
Однако ничего сверхнового из этого не вышло… 🙁
На этот раз, макет был основан на классической компоновки с применением узлов от 2108.
Исходя из этого, автомобиль стал более современным.
Машина получила следующие изменения:
1. Торцы крыши лишились привычным нам водостоков.
2. Кромки дверей стали заходили за торец крыши.
3. На ходовом макете был установлен один передний стеклоочиститель.
Все эти вещи были позаимствованы с зарубежных автопроизводителей.
Впоследствии чего, автомобиль стал отдалённо напоминать Opel Ascona и Audi 80 тех лет.
Несомненно автомобиль стал интересен. Планировалось, что он сменит серийную жигули шестой модели.
Но этим планам не суждено было сбыться…
Руководство АвтоВАЗа требовало именно переднеприводную машину и вскоре этот проект был отправлен в архив.
ВАЗ-2110, прототип серии 100.
В 1985 году молодые дизайнеры под руководством Владимира Ярцева продемонстрировали
новые эскизы прототипа ВАЗ-2110, и через год на их основе был разработан макет.
Однако, «сотая» серия смотрелась блекло и невыразительно, и главная причина тому, полная изоляция СССР от заграничной промышленности, иностранного автопрома.
Сугубо говоря, у работников АвтоВАЗа не было новых идей…
В том-же 1985 году, на основе эскизов 2110 серии 100 был разработан макет автомобиля.
Там и было выяснено, что автомобиль явно не готов стать флагманом АвтоВАЗа.
И как уже принято, проект серии 100 был вновь закрыт, однако лишь на его основе появился прототип серии 200.