на какую планету приземлилась первая земная станция
«Венера-7»: первая мягкая посадка на Венеру с последующей передачей данных на Землю
17 августа 1970 года в 8 часов 38 минут по Москве с Байконура стартовал автоматическая научно-исследовательская космическая станция «Венера-7». В декабре того же года спускаемый аппарат сел на поверхность планеты и передал данные на Землю. Это была первая посадка работоспособного космического аппарата на другой планете.
Пуски аппаратов «Венера», предшествовавшие удачной посадке, позволили учёным сконструировать аппарат с учётом полученных данных о температуре, давлении, скорости ветра и других характеристиках планеты. Корпус «Венеры-7» выполнили из титана, в корпус спускаемого аппарата добавили теплоизоляцию из стекловаты и стеклопласта, а для защиты от перегрузок при соприкосновении с землёй установили амортизационное устройство.
Первой попыткой исследовать Венеру советскими учёными был аппарат «Спутник 7» в 1961 году. Станция осталась на земной орбите. Вторая попытка была более удачной: спустя несколько дней на к планете отправили «Венеру 1» — она прошла на расстоянии в сто тысяч километров от планеты. Станцию «Венера 1» оборудовали магнитомером, датчиками радиации, а в купол поместили советский вымпел. Связь со станцией потеряли через неделю после запуска.
Следующие несколько пусков приводили к авариям, отказам при запусках, неполадках на земной орбите, пока в 1965 году не запустили «Венеру 2» с научными приборами и телевизионной системой на борту. 27 февраля 1966 года станция пролетела на расстоянии двадцати четырёх тысяч километров от Венеры.
Венера 1
«Венера 3», запущенная через четыре дня после предыдущей станции, стала первой станцией, достигшей поверхность другой планеты. Но она не смогла передать данных после приземления. В спускаемый аппарат — сферу диаметром девяносто сантиметров — поместили металлический глобус Земли с вымпелом с изображением герба Советского Союза внутри.
«Венера 4» в 1967 году была раздавлена атмосферой, но успела передать данные о давлении, температуре и составе атмосферы планеты. «Венера 5» также была раздавлена, но станция вместе с «Венерой 6» сумела передать множество измерений давления и температуры.
Спускаемый аппарат «Венера 4»
«Венеру 7» строили для того, чтобы посадить спускаемый аппарат на поверхность планеты. Его построили так, чтобы он смог выдержать давление в шесть раз большее, чем предыдущие два аппарата. Станцию запустили с космодрома Байконур 17 августа 1970 года. Корпус спускаемого аппарата построили из титана — с расчётом, что он выдержит давление до ста восьмидесяти атмосфер. Теплоизоляцию нижней полусферы сделали из стеклопласта, верхней — из стекловаты. Амортизационное устройство должно было уменьшить перегрузки при соприкосновении с поверхностью. Аппарат оснастили рифлёным парашютом конусной формы площадью 2,8 квадратных метра. Парашют изготовили из четырёх слоёв стеклонитрона. Для обеспечения энергией станции установили свинцово-цинковую батарею, которую за пятнадцать суток до подлёта к планете заряжали от солнечных батарей.
Спускаемый аппарат передавал данные на Землю в течение пятидесяти трёх минут, из них двадцать минут — уже после того, как оказался на поверхности Венеры. По результатам измерений учёные рассчитали значения давления — 90 ±15 атмосфер, и температуры — 475 ±20 °C.
1 – спускаемый аппарат;
2 – панели солнечных батарей;
3 – датчик астроориентации;
4 – защитная панель;
5 – корректирующая двигательная установка;
6 – коллекторы пневмосистемы с управляющими соплами;
7 – счетчик космических частиц;
8 – орбитальный отсек;
9 – радиатор-охладитель;
10 – малонаправленная антенна;
11 – остронаправленная антенна;
12 – блок автоматики пневмосистемы;
13 – баллон сжатого азота
Через несколько лет, в 1975 году, «Венера-9, 10» сумели передать изображения с поверхности Венеры — первые черно-белые панорамные изображения с поверхности другой планеты.
Тест по астрономии: что происходит за пределами нашей планеты?
Человеку ничего толком неизвестно о том, что находится за пределами нашей атмосферы. Эксперты даже толком не могут определиться, сколько планет находится в Солнечной системе. Одни говорят, что их восемь, другие твердят про тринадцать, а третьи говорят, что все ошибаются и планеты пока невозможно подсчитать. Мы собрали те крохи знаний, что блуждают в учебниках и предлагаем вам в них разобраться. Сможете ли вы ответить на десять вопросов о бескрайнем космосе?
Сколько планет находится в Солнечной системе (согласно учебникам)?
Совершенно верно! До 2006 года было девять планет, но Плутон решили убрать из этого списка.
Ошибка! Девять планет было до того, как из списка исключили Плутон
Ошибка! В учебниках сейчас говорится лишь о восьми планетах.
Ошибка! В учебниках сейчас говорится лишь о восьми планетах.
Сколько карликовых планет в находится в Солнечной системе?
Международным астрономическим союзом официально признаны пять карликовых планет: Церера, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида. Поэтому на первый вопрос можно отвечать числом 13 (8 больших и 5 карликовых планет).
Международным астрономическим союзом официально признаны пять карликовых планет: Церера, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида. Поэтому на первый вопрос можно отвечать числом 13 (8 больших и 5 карликовых планет).
Международным астрономическим союзом официально признаны пять карликовых планет: Церера, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида. Поэтому на первый вопрос можно отвечать числом 13 (8 больших и 5 карликовых планет).
Международным астрономическим союзом официально признаны пять карликовых планет: Церера, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида. Поэтому на первый вопрос можно отвечать числом 13 (8 больших и 5 карликовых планет).
Какая из этих планет не имеет колец?
Кольца имеют четыре планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун
Кольца имеют четыре планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун
Кольца имеют четыре планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун
Кольца имеют четыре планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун
Сколько созвездий на небе?
Международным астрономическим союзом официально признаны 88 созвездий. В 1935 границы были окончательно утверждены этим союзом и больше изменяться не будут.
Международным астрономическим союзом официально признаны 88 созвездий. В 1935 границы были окончательно утверждены этим союзом и больше изменяться не будут.
Международным астрономическим союзом официально признаны 88 созвездий. В 1935 границы были окончательно утверждены этим союзом и больше изменяться не будут.
Международным астрономическим союзом официально признаны 88 созвездий. В 1935 границы были окончательно утверждены этим союзом и больше изменяться не будут.
Сколько космических станций сейчас находится в космосе?
Международная космическая станция (МКС) и космический аппарат «Тяньгун-1″ (Tiangong-1), который принадлежит Китаю.
Международная космическая станция (МКС) и космический аппарат «Тяньгун-1″ (Tiangong-1), который принадлежит Китаю.
Международная космическая станция (МКС) и космический аппарат «Тяньгун-1″ (Tiangong-1), который принадлежит Китаю.
Сколько часов длится один день на Марсе?
Период обращения Марса вокруг Солнца составляет 687 земных суток. То есть год на Марсе длится практически в два раза дольше, чем на Земле. Относительно длительности суток, то на Марсе они составляют 24 часа 37 минут.
Период обращения Марса вокруг Солнца составляет 687 земных суток. То есть год на Марсе длится практически в два раза дольше, чем на Земле. Относительно длительности суток, то на Марсе они составляют 24 часа 37 минут.
Период обращения Марса вокруг Солнца составляет 687 земных суток. То есть год на Марсе длится практически в два раза дольше, чем на Земле. Относительно длительности суток, то на Марсе они составляют 24 часа 37 минут.
На орбите нет ни одного спутника–шпиона.
Последний спутник-шпион запустила в марте 2017 Япония, чтобы наблюдать за Северной Кореей.
Последний спутник-шпион запустила в марте 2017 Япония, чтобы наблюдать за Северной Кореей.
Что, если не Марс: куда можно «переехать» в пределах Солнечной системы
Человек мечтает покорить космос на протяжении многих лет. Некоторые цели давно стали реальностью, а о других можно пока только фантазировать. Среди последних ярко выделяются планы по колонизации других планет. О переезде на Марс говорят многие футурологи, а Илон Маск даже собирается отправить туда первую пилотируемую миссию уже через четыре года. А какие еще точки могут стать доступными для проживания человека?
Возможна ли колонизация Луны
Среди самых привлекательных мест на Луне выделяют бассейн Южный полюс — Эйткен. Район сильно изрезан кратерами, которые будут защищать астронавтов от сильных ветров. Другое его достоинство — тени. Они помогут избежать сильных перепадов температур. В этой области также находится скопление водяного льда, пригодного для создания газообразного кислорода, питьевой и поливной воды.
Возможная база должна быть изготовлена преимущественно из местных материалов, поскольку перевозка сырья с Земли выйдет в неоправданно крупные суммы. NASA и Европейское космическое агентство (ESA) несколько лет занимаются разработкой возможных решений и уже нашли методы, позволяющие организовать строительство базы исключительно из лунных ресурсов. ESA и архитектурная компания Foster+ с 2013 года работают над проектом Международной лунной деревни и уже представили проект возможного поселения.
База на спутнике Юпитера
Каллисто, естественный спутник Юпитера, может стать еще одним претендентом на колонизацию. О перспективах его заселения говорят в «Роскосмосе» и NASA. Считается, что на нем содержится большое количество подземной воды: по предварительным подсчетам, ее может быть в два раза больше, чем во всех океанах Земли. Помимо практической пользы, вода может стать предметом для исследования: не исключается, что в ней можно найти признаки жизни. Также со спутника было бы удобно совершать миссии на Юпитер, где добывать водород и гелий-3, необходимый для ядерного топлива. База на Каллисто откроет доступ и к полезным ископаемым соседнего естественного спутника — Европы или Юпитера II.
Колонизация Каллисто даст человечеству массу возможностей для добычи ресурсов и проведения исследований, необходимых для понимания устройства Вселенной. Но на пути к этому стоят ряд пока не решенных задач. Так, на спутнике высок уровень радиации и низкая гравитация. Исключение этих проблем упирается в колоссальный бюджет, и будущее миссии зависит от того, сколько на нее готовы потратить. Кроме того, колонизировать Каллисто вероятно начнут не раньше, чем Луну и Марс. Освоение этих космических объектов займет меньше времени и денег. А Каллисто сможет стать логичным следующим шагом.
Жизнь на облаке Венеры
Венера кажется еще одной пригодной для жизни планетой. Но перед заселением она нуждается в терраформировании: без изменения климата переехать на Венеру невозможно, так как на ней слишком жарко, сильные ветры, и высокий уровень радиации и давления. Ученые нашли еще один возможный способ колонизации планеты: они предлагают заселить ее атмосферу и устроить воздушный город в облаках. Главное условие — не приземляться на поверхность.
«Атмосфера Венеры похожа на земную, и на высоте 50 км от планеты жить будет достаточно комфортно», — говорит Джеффри Лэндис, ученый из NASA и писатель-фантаст, одним из первых предложивший эту идею.
Поскольку сила гравитации на Венере почти такая же, как на Земле, корабли смогут удержаться в воздухе. А защитить дома от серной кислоты поможет тефлоновая эмаль.
Однако идея ученых сталкивается с несколькими проблемами. В такие дома будет сложно доставлять продовольствие и сырье, необходимые для выживания. Как вариант, астронавты могут отправлять на поверхность роботов и управлять ими с корабля. Венера по строению похожа на Землю, и на ней есть все необходимые для жизни элементы, включая воду. А роботы с дистанционным управлением могли бы как раз заниматься их добычей. И все же говорить о реализации такой идеи пока рано: ученым необходимо досконально изучить планету и отправить туда еще не одну космическую миссию.
Добыча астероидов на Церере
Церера — карликовая планета в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Ее диаметр — 950 км и 25% площади занимает водяной лед. Таких запасов воды будет достаточно для успешной колонизации планеты. На Церере в десять раз меньше солнечного света, чем на Земле, но его хватит для создания солнечной энергетики и работы техники от его заряда. Церера — самое крупное космическое тело в своем поясе астероидов. Оно может стать таким же выгодным пересадочным пунктом для путешествий между планетами, как и Луна. Церера также сможет превратиться в базу для добычи астероидов и стать связующим транспортным узлом между Марсом, Луной и Землей.
Колонизация этой небольшой планеты может открыть дорогу к заселению других космических объектов Солнечной системы, например, спутников Юпитера. Еще один вариант — планета может стать неким космическим складом: транспортировать туда ресурсы с Луны или Марса удобнее, чем с Земли на Луну. Также не исключено, что под ее поверхностью может находиться пресноводный океан, который мог бы снабжать соседние планеты. В результате Церера имеет все шансы превратиться в некое подобие промышленного города с заводами по добыче астероидов, полезных ископаемых и воды.
Колония на крупнейшем спутнике Сатурна
Титан — единственное космическое тело в пределах Солнечной системы, на котором, как и на Земле, есть жидкость на поверхности, состоящая, правда, не из воды, а из метана и этана. Титан содержит массу полезных ископаемых, аналогичных нефти и природному газу. Их можно использовать для получения энергии, что заменит иссякаемые земные источники. Атмосфере Титана не хватает кислорода, но его можно добывать из водяного льда, который находится под поверхностью спутника. А от холодных температур спасет скафандр.
Гравитация на Титане очень слабая, но некоторые ученые рассматривают это как плюс. Люди смогут летать над поверхностью спутника с прикрученными крыльями, а при их поломке плавно приземляться, ведь их не будет тянуть к земле. Такой вид перемещения может стать полезным в практике и в то же время веселым развлечением.
Главный недостаток Титана — он находится слишком далеко от Земли. С современными технологиями лететь до него придется около семи лет, что может оказаться не просто долго, но и опасно для здоровья астронавтов. К тому же человечество пока не обладает технологиями, способными оснастить такой долгий полет. Колонизация Титана может начаться после освоения более близких к Земле космических тел и создания более мощных космических кораблей.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Лучший способ изучить планету – приземлиться на неё. Поэтому люди посылали космические аппараты на Луну, Венеру, Марс, на Титан – луну Сатурна… Список можно долго продолжать.
Но есть в Солнечной системе несколько мест, которые мы можем никогда не изучить настолько, насколько нам хочется. Одно из таких мест – Юпитер.
Юпитер в основе своей состоит из водорода и гелия. Так что попытка приземления на него будет сродни попытке приземлиться на облако здесь, на Земле. Нет никакой поверхности, на которую можно было бы опереться. Только бесчисленные километры газа…
Тогда появляется вопрос: возможно ли влететь в Юпитер с одной стороны и вылететь с другой? На самом деле нет, вы не преодолеете даже половину пути. Итак, вот что произойдёт, если попробовать приземлиться на Юпитере:
Важно отметить, что в этом примере, в первой половине пути до центра Юпитера, мы используем аппарат для посадки на Луну. В действительности, этот аппарат относительно непрочен по сравнению, к примеру, с космическим кораблём Орион от НАСА. Поэтому аппарат для посадки на Луну не будет использоваться для посадки на любую планету, у которой есть атмосфера – такую, как Юпитер. Однако любой космический корабль, как бы он ни был надёжен, недолго проживёт на Юпитере, поэтому аппарат для посадки на Луну так же хорош для этого гипотетического сценария.
Во-первых, в атмосфере Юпитера нет кислорода, поэтому убедитесь, что у вас достаточный его запас. Во-вторых – там очень высокая температура, так что приготовьте кондиционер. Вот, теперь вы готовы к этому невероятному путешествию.
Теперь схватитесь за что-нибудь покрепче. Когда вы войдёте в верхние слои атмосферы, вы будете мчаться к центру Юпитера со скоростью около 177 000 км/ч только под действием его силы тяжести. Так вы очень быстро попадёте в более плотный слой атмосферы, о который ударитесь, словно о стену. Однако этого удара будет недостаточно, чтобы остановить вас.
Примерно через три минуты вы достигнете вершины облачного слоя на глубине 250 км. Здесь вы ощутите все прелести вращения Юпитера, который является самой быстро вращающейся планетой в Солнечной системе – один оборот он совершает примерно за 9,5 земных часов. Это создаёт мощнейшие ветра, которые мчатся вокруг планеты со скоростью более 500 км/ч.
Ещё через 120 километров вы достигнете границы, до которой Юпитер когда-либо был исследован: зонд Галилео дошёл до этой отметки в 1995. Через 58 минут после входа в атмосферу контакт с зондом был потерян – его уничтожило чудовищное давление.
Давление здесь в 100 раз больше, чем на поверхности Земли. И вы не будете ничего видеть, поэтому придётся полагаться на оборудование, чтобы ориентироваться в пространстве.
Ещё через 700 километров давление будет в 1150 раз больше. Шанс здесь выжить появляется, если ваш спусковой модуль спроектирован как батискаф Триест – глубоководный исследовательский аппарат, совершивший погружение в Марианскую впадину. Чуть глубже – и ни один из существующих человеческих механизмов не переживёт такую высокую температуру и давление.
Однако если вам каким-то чудом удастся спуститься ещё глубже, вам откроются величайшие загадки Юпитера. Правда, к сожалению, вы не сможете рассказать об этом остальным – атмосфера Юпитера поглощает радиоволны, так что коммуникация с внешним миром невозможна.
Как только вы достигнете глубины в 4500 километров, температура окружающей среды будет уже 3300⁰C. Этого достаточно, чтобы расплавить вольфрам – самый тугоплавкий металл во Вселенной.
Вы летите уже 12 часов — и не прошли даже половину пути.
На отметке 21 000 километров вы достигнете глубочайшего слоя Юпитера. Давление здесь в 2 миллиона раз выше, чем на поверхности Земли, а температура – выше, чем на Солнце. Такие условия настолько экстремальны, что меняют химические свойства водорода. Его атомы очень сильно сжаты и находятся так близко, что электронные связи между ними нарушаются, и формируется необычное вещество – металлический водород. Металлический водород отражает весь свет, что на него попадает, так что если вы попробуете посветить вниз и разглядеть там что-то, это будет невозможно.
А еще он очень плотный – гораздо плотнее камня. Если вы направитесь дальше, выталкивающая сила металлического водорода будет противостоять силе тяжести, тянущей вас вниз. Поэтому сначала вас вытолкнет наверх, а потом – снова потянет вниз, как на качелях. А когда эти силы сравняются, вы будете плавать где-то в Юпитере, неспособные ни спуститься глубже, ни подняться наверх.
Подводя итоги – приземление на Юпитер — это плохая затея. Человек никогда не увидит своими глазами, что же скрывается под этими величественными облаками.
А вот на днях НАСА обнародовала данные, которые зафиксировал зонд Juno.
Они свидетельствуют о том, что Юпитер — еще более сложная планета, чем считалось до этого. Оказалось, например, что сильные вихри, зафиксированные в его атмосфере, проникают внутрь планеты и вызывают изменения в гравитационном поле.
Согласно информации о гравитации, газовое ядро Юпитера вращается как твердое тело, сообщает The Verge.
Juno также сделал в инфракрасном диапазоне снимки поверхности планеты. Благодаря им выяснилось, что циклоны в атмосфере Юпитера на его полюсах складываются в причудливые узоры. Причину этого ученые пока не установили.
Запущенный в 2011 году Juno («Юнона») вышел на орбиту Юпитера в 2016 году. Предполагается, что аппарат будет работать до середины 2018 года, после чего его спустят в атмосферу планеты, где он сгорит.
Советская станция Венера-3 достигла поверхности Венеры
Советская автоматическая межпланетная станция Венера-3, предназначенная для исследования одноименной планеты, приземлилась на поверхность Венеры 1 марта 1966 года. Станция стала первым земным аппаратом, достигшим поверхности другой планеты.
Венера-3 летела в паре с запущенной на 4 дня ранее Венерой-2. Им не удалось передать данные о самой Венере, но были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений имел большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов.
Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и микрометеоры. Станция Венера-3 была запущена 16 ноября 1965 года в 4 часов 19 минут московского времени с космодрома Байконур. Станция состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата.
Спускаемый аппарат представлял собой сферу диаметром 90 сантиметров. В спускаемом аппарате был помещен металлический глобус Земли диаметром 70 миллиметров, внутри которого находился вымпел с изображением герба Советского Союза. В спускаемом аппарате были также установлены научные приборы. Перед запуском он был тщательно стерилизован, чтобы предотвратить биологическое загрязнение Венеры. Аппарат снабдили парашютом для мягкой посадки на поверхность Венеры.
Коррекция траектории полета станции Венера-3 была проведена 26 декабря 1965 года. В это время станция находилась на расстоянии около 13 миллионов километров от Земли. Станция достигла Венеры и врезалась в ее поверхность к востоку от кратера Мид 1 марта 1966 года. «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности другой планеты.
За время полета со станцией Венера-3 было проведено 63 сеанса связи. Впрочем, система управления станции вышла из строя еще до подлета к Венере. Никаких данных о Венере станция не передала. За четверо суток до старта Венеры-3, 12 ноября 1965 года, была запущена станция Венера-2, которая имела такую же конструкцию, как и Венера-3. Станция Венера-2 пролетела вблизи планеты Венера на расстоянии 24 000 километров 27 февраля 1966 года, на двое суток раньше, чем станция Венера-3.