на какую высоту поднимается параплан
Высота и дальность полёта на параплане: стандарты и рекорды
Парапланеризм – парные или одиночные полеты на легком летательном аппарате без мотора. Это самый простой и доступный способ ощутить радость от полета на приличной высоте: особого обучения не требуется, особенно, если новичка сопровождает инструктор.
Максимально-возможная и средняя высота полёта на параплане
Устройство представляет собой парашют-парус, стропы для управления и конструкцию для пассажиров, которые могут сидеть, лежать или полулежать во время полета. Набрать высоту параплан может только благодаря ветру или восходящим потокам воздуха.
Поэтому летчики стартуют с высокой горы, чтобы продлить удовольствие от планирования. Также распространен способ подъема с помощью лебедки, что дает возможность летать в любом удобном живописном месте.
Существует список мировых рекордов, установленных спортсменами. Максимальный набор высоты получилось сделать в 1993 году Роберту Виталю, парапланеристу из Великобритании, который поднялся на 4526 м в ЮАР. Приблизиться к этим значениям смог только соотечественник спортсмена – достигнутая им высота составила 4325 м.
В среднем высота, на которую может поднять лебедка, варьируется. Зависит от длины троса, а его протяженность подбирается под технику и площадь плацдарма: 350-400 м над землей. Дальше идет спуск со скоростью около 1,5 м/с.
Возможен и подъем, если путешественников подхватит ветер. К слову, виды с такой высоты открываются невероятные: крошечные деревья, едва заметные люди, просторный купол неба вокруг.
Дальность полёта на параплане: рекорды и стандарты
Зимой и летом этот вид досуга доступен желающим. Участникам должно быть больше 16-ти лет. Существуют летные школы для учеников старше 18-ти. Летчиком может стать и пенсионер, лишь бы здоровье было лучше среднего.
Коммерческие туры позволяют почувствовать себя птицей без долгосрочных учений. Достаточно выделить 1 день на организационные моменты и транспортировку к месту взлета.
Полёты на парапланах осуществляются с опытными инструкторами, которые полностью берут управление летательным средством на себя. Человеку остается только смотреть по сторонам и наслаждаться видами.
Впечатляющий результат по дальности показал летчик из ЮАР в 2008 году, покрыв расстояние в 502,9 км без приземлений. Существует статистика на дальность с возвращением и пролетом по контрольным точкам – т.е. с учетом мастерства пилотов. Средние результаты рекордсменов 250-300 км.
Обычный полет с развлекательными целями проходит на просторной местности со спрыгиванием с высокого холма и пролетом над окрестностями. В безветренную погоду удовольствие может продлиться 7-10 минут.
Минимальная скорость по горизонтали — 20-25 км/час. Самым быстрым был французский спортсмен, пронесшийся со скоростью 46,8 км/час.
Полеты на парапланах подходят истинным ценителям красоты природы. Летчик успевает насладиться пейзажами, сделать множество впечатляющих снимков, ощутить свободу и адреналиновый прилив энергии жизни. Взору ничего не мешает – никаких лишних строп перед глазами, нет и стекла иллюминатора. Человек обдувается всеми ветрами, летит на птичьей территории, под облаками навстречу солнцу.
Всё о полётах на параплане: как он устроен, дисциплины, система оценивания
С мечты Икара летать прошло много времени, и человек, наконец, обзавёлся лёгким летательным аппаратом несложного изобретения – парапланом. Его основой стал планирующий парашют без каркаса. В сложенном виде параплан – лёгкое устройство, которое весит до 7 кг и помещается в рюкзак. Тем не менее чтобы научиться летать безопасно на парашюте-парителе типа «Крыло», требуется специальная практика с инструктором.
Конструктивное устройство параплана
За основу параплана взят двухоболочковый планирующий парашют со стропами. В результате получился эллипсовидный купол с секциями и с 2-5 рядами тонких, в 1 мм толщиной строп длиной до 8 м, к концам которых крепится подвесная система. Конструкция параплана не требует растяжения, поэтому жёсткие элементы не используются, кроме как в спортивных моделях. В последних за счёт вышеуказанных деталей поддерживается контур крыла на повышенной скорости.
Главной частью параплана считается купол, который называют крылом. Изготавливается он из двух полотнищ – верхнего и нижнего, которые сшиваются с задней стороны и с боков. Во внутреннюю часть вставляются перегородки из ткани (нервюры), чтобы разделить купол на ячейки. Во время полёта через оставшиеся полужёсткие отверстия в передней части (воздухозаборники) внутрь ячеек попадает воздух, надувая крыло.
Для скорого наполнения отсеков воздухом нервюры делают с перепускными отверстиями. Такая конструкция позволяет аппарату держаться в воздухе как жёсткому крылу, паря над землёй. Главное – воздухонепроницаемая и лёгкая ткань. Для этих целей используют плотный синтетический материал. Перегородки делают силовыми, укрепляя с помощью каркасных лет (чтобы крепить стропы), и промежуточными.
Стропы расположены рядами и ярусами. Концы строп собирают в два пучка, прикрепляя к ручкам управления. Эти ручки называют клевантами. Также к петлям строп крепятся карабины, чтобы удерживать подвеску. Для изготовления строп применяют пара-арамидное или высокопрочное полиэтиленовое волокно. Сверху иногда делают защиту из полиэстеровой оболочки.
Подвеску с дополнительными маленькими отсеками делают похожей на кресло и рюкзак с ремнями безопасности. До взлёта эта штука висит за спиной, а в полёте превращается в регулируемое сиденье со спинкой. Ремни удерживают плечи, поясницу и ноги. С правой стороны подвески расположена красная ручка для выкидывания запасного парашюта в непредвиденной ситуации. Эта несложная круглая модель хранится в специальном контейнере. За параметрами полёта наблюдают по вариометру. Прибор следит за давлением, изменением высоты и скорости, за температурой, временем и направлением ветра.
Органы управления параплана
Управляют аппаратом единовременно двумя способами: аэродинамическим и балансирным. При аэродинамическом варианте с помощью плавного затягивания клевантов подгибается задняя кромка крыла (при резком рулении параплан начнёт раскачиваться). Таким образом, осуществляется воздействие на аэродинамические силы, отчего траектория полёта изменяется. При запутывании строп или порыве осторожно, чтобы не допустить деформации купола, управляют за свободные концы верёвок в последнем ряду.
Стоит помнить, что аэродинамический способ характерен наличием эффекта маятника, когда реакция аппарата на приёмы управления запаздывает. Это происходит от того, что первым изменяет траекторию купол. Когда он отдалится, только тогда, с наклоном строп, меняется траектория кресла с пилотом. Кроме того, возможно появление раскачивания подвесного кресла со спортсменом. Это происходит из-за скоротечного «ухода» купола. Чтобы предупредить раскачку, пилоту стоит опережать поведение крыла и действовать на две секунды раньше.
При использовании балансирного способа энергичные манёвры не выполняют, а потеря высоты получается ощутимая. Пилот перемещается в сиденье или смещает подвеску по отношению к крылу, пользуясь триммерами или акселератором. Такие действия изменяют ориентацию купола по отношению к воздушному потоку, из-за чего изменяются аэродинамические силы и траектория полёта.
Чтобы воздействовать на горизонтальную скорость и направить траекторию полого вниз, клеванты отпускают и подбирают баланс крыла. С затягиванием клевантов подгибается задняя кромка, вследствие чего увеличиваются коэффициенты подъёмной силы с быстро нарастающим сопротивлением. Начинается торможение и снижение. Сильное зажимание клевантов увеличивает скорость торможения и траекторию с увеличением угла атаки. Если крыло выйдет за отметку критической линии угла, то воздушный поток сорвётся, нарушится плавное обтекание и устройство начнёт складываться и падать за спину пилоту. Выйти из заднего сваливания сложно.
Как летает параплан
Если воздух спокойный, параплану приходится планировать – двигаться вперёд, снижаясь. Чтобы взлететь или подняться выше, парапланеристами используются динамические и термические восходящие потоки.
Термическим восходящим потоком, или «термиком», называется нагретая внизу и поднимающаяся столбом воздушная масса. Сильные потоки, которые приходится искать, чаще попадаются в последний месяц весны и в летнее время. В зимние и осенние месяцы термики не образуются. Найдя термик на равнине, пилот использует для взлёта затяжку пассивной или активной лебёдкой. Пассивная лебёдка стоит на движущейся машине, а активная работает самостоятельно с помощью собственного двигателя.
Попав в тёплый восходящий поток, планер поднимается по спирали, а достигнув высоты планирует в поисках нового тёплого столба, пролетая много километров и находясь в воздухе до 5 часов. Такие полёты называются маршрутными, считаются вершиной мастерства и включаются в парапланерные соревнования. Сложность освоения термиков в том, что потоки не видны и не зависят от рельефа местности. Кроме того, внутри них наблюдается повышенная турбулентность.
Если на пути воздушного потока встречается препятствие (гора), то воздух, отталкиваясь, поворачивает кверху. Это явление называют динамическими потоками обтекания, или «динамиками». Они ниже термиков и проходят рядом со склоном, поэтому пилоты используют во время сильного ветра длинные склоны и парят, пока не сменится направление ветра. Высота такого подъёма превышает уровень горы в 1-2 раза.
Освоить парение в динамике не сложно, с ним справляются даже новички. Второй плюс в том, что зона динамического потока легко предсказывается видом горы, направлением и силой воздушной массы. Кроме того, на образование динамика не влияют время года и солнечное тепло.
Чтобы попасть в динамик, стартовать стоит, разбежавшись с горы или холма, двигаясь навстречу ветру. Поднявшись на требуемую высоту, нужно «идти» по маршруту с использованием попадающихся термиков.
При «смешанном», термодинамическом типе потоков аппарат поднимается высоко, но рядом со склоном. В таких полётах пилотам приходится преодолевать турбулентность с «отлавливанием» купола для компенсации клевков.
Спортивные дисциплины по парапланеризму
Для экстремалов организуют соревнования по аэробатике – парапланерным акробатическим манёврам на специальных моделях парапланов с маленьким крылом. Есть много желающих летать ради отдыха и удовольствия. Для этого выбирают склоны с динамическими восходящими потоками. Популярен бивак-флай, в котором сочетаются парапланеризм и спортивный туризм. Воздушные туристы путешествуют на безмоторных летательных аппаратах, ночуют в палатках на горных площадках, подходящих для следующего старта.
Допуск участников к состязаниям
Каждый пилот, желающий принять участие в соревнованиях по парапланеризму, обязан предоставить следующие документы:
Кроме приведенных выше документов спортсмену необходимо иметь справку о прохождении медицинской комиссии и антидопингового контроля.
Трек полета
Каждый участник соревнований обязан предоставить судейской комиссии трек, подтверждающий, что сведения, предоставленные на рассмотрение членов жюри, были собраны непосредственно во время осуществления полёта. Трек содержит сведения:
В случае, если участник соревнований не может производить запись (ввиду отсутствия соответствующего оборудования), то письменное свидетельство официальных лиц на старте о взлёте позволит участнику соревнований получить баллы как за прохождение минимальной дистанции L0.
Система оценивания
Турнирное положение участников соревнований определяется определённым образом.
Общий зачет
Турнирная таблица выстраивается согласно окончательному количеству набранных баллов каждым участником соревнований в порядке убывания. Спортсмены, набравшие равное число очков, располагаются на одной строке турнирной сетки.
Женский зачет
Женские соревнования проходят отдельно и, соответственно, результаты отмечаются в отдельном списке. Распределение мест в турнирной сетке осуществляется на основе данных общего зачёта.
Национальный командный зачёт
Ранжирование участников соревнований (за исключением мирового чемпиона среди пилотов-женщин) осуществляется путем суммирования высоких баллов, набранных тремя лучшими пилотами национальной команды. В женском дивизионе учитываются лучшие результаты двух пилотов.
Причины добавления и неначисления баллов пилоту
Правилами соревнований по парапланеризму предусмотрен ряд ситуаций, в которых пилоту не начисляются очки.
Также правилами предусмотрено компенсационное начисление баллов. Рассмотрим подробнее ситуации, в отношении которых действует данное положение.
Если спортсмен вынужденно приземлился для оказания помощи другому участнику, то ему будут начислены компенсационные баллы, которые рассчитываются исходя из средней суммы очков, набранных в предыдущие дни соревнований. Кроме того, руководство состязания в зависимости от ситуации имеет право присудить дополнительные баллы по своему усмотрению. Такое решение может быть принято на основании Инструкции по процедурам, относящимся к пилотам, пребывающим в опасности.
В случае удовлетворения протеста одного из участников соревнований судейская коллегия обязана пересмотреть как его положение в турнирной таблице, так и всех остальных спортсменов. В таком случае предусмотрена система начисления дополнительных очков всем пострадавшим пилотам, понесшим ущерб в результате решения судей.
Что такое лётная годность парапланов?
Под лётной годностью следует понимать соответствие параплана требованиям, которые предъявляются к конструкции летательного аппарата и его качествам для возможности выполнения безопасных полетов.
Так, к участию в соревнованиях допускаются только те парапланы, у которых имеется подвеска с задним протектором, и которые соответствуют стандартам LTF09. Кроме того, все участники состязаний обязаны иметь два парашюта – спасательный и резервный. Каждый из них должен отвечать требованиям сертификации в отношении веса. Ношение шлема во время выполнения полёта также обязательно. Шлем, как и другой спортивный инвентарь, тоже должен быть сертифицирован.
Стоит отметить, что в парапланеризме существуют ограничения по весу. Так, номинальный вес участника рассчитывается путем взвешивания спортсмена в нижнем белье, обуви, рубашке и джинсах. Установление веса осуществляется незадолго до взлёта или же в момент посадки.
Участники соревнований имеют право брать с собой в полёт так называемый балласт. Он может быть представлен в виде мешков с песком либо тары с водой. Такое приспособление применяется для увеличения подъёмной силы. Принцип действия таков: после того как параплан достиг плотных слоёв атмосферы и не может подняться выше, то после сброса балласта воздушное судно получает возможность подняться еще. Кстати, организаторы соревнований предусмотрели и этот момент, установив для всех участников ограничение. Так, общий вес лётного снаряжения и параплана (без учёта веса пилота) и балласта не должен превышать 33 килограммов.
Чем параплан отличается от дельтаплана?
На параплане, устройстве, похожем на парашют, летают сидя в кресле. Дельтапланом, сверхлёгким планером-парителем на жесткой треугольной конструкции, управляют, перемещая тело для изменения центра тяжести и создания необходимого крена.
Старт для обоих аппаратов одинаковый – с ног, и приземление осуществляется также на ноги. У того и другого устройства встречаются мотомодели и металлическая рама.
Преимущества параплана
Параплан обладает рядом бесспорных преимуществ.
Тем не менее дельтаплан также является устройством с рядом достоинств в сравнении с парапланом.
Преимущества дельтаплана
Скорость безмачтового дельтаплана – 120 с лишним км/ч, а у спортивного планера – только 60. Скорость полёта дельтаплана – 15 м/сек, а у параплана – не больше 10. Дельтаплан отличается улучшенной аэродинамической конструкцией и при взлёте преодолевает сильный ветер, который не способен преодолеть параплан.
Чем параплан отличается от парашюта?
На первый взгляд параплан и парашют похожи. Но если присмотреться внимательнее и изучить конструкции устройств, можно выявить ряд различий.
Оба устройства не имеют жёстких конструкций и управляются с помощью строп.
Виды парапланов
Типовой ряд парапланов состоит из 4-х групп.
В отдельную группу входят дорогостоящие моторизированные модели парапланов. Лёгкий двигатель и пропеллер в клетке (для безопасности) позволяют взлететь без лебёдки и летать до окончания топлива. Дальше аппарат парит как привычный параплан.
Практика показывает, что это не последние изобретения, предстоит ещё много открытий и новых видов парапланов.
Обучение парапланеризму
Новички часто пробуют лететь, прыгая с маленького склона при слабом ветре. Но в таком случае воздушная масса не видима, купол сделан из мягкой ткани, а падать приходится на твёрдую землю. Минусы самостоятельного обучения: дорого, травмоопасно, требуется много свободного времени и вспомогательной литературы. С закреплением неправильных навыков полёты становятся опасными. Кроме того, придётся обзавестись собственным парапланом, не всегда гарантирующим качество.
Помощь друга полезна, если тот работает инструктором. В противном случае придётся перенимать ошибки, усвоенные таким «учителем». Чтобы не ошибиться в выборе помощника, стоит поинтересоваться у него стажем полётов и количеством часов. Следует обратить внимание на умение друга парить и взлетать в восходящих потоках. Заслуживает доверия и класс аппарата. Выбирать следует EN или EN D, у которых надёжные аэродинамические качества. Опытный пилот никогда не запустит ученика, не проверив снаряжение и не объяснив техники безопасности.
Чтобы избежать неприятных последствий, желательно пройти курс обучения с посещением парапланерной школы или клуба, который включает 4 этапа:
Если поблизости нет школы или клуба с опытным инструктором, стоит дождаться отпуска и найти подходящее место для обучения, которое длится до двух недель. Главное – попасть в подходящую для обучения погоду и заниматься в группе у понимающего мастера.
Кто может заниматься парапланеризмом
Парапланеризм не ограничивает возраст для полётов. Летают дети и встречаются пилоты-новички после 60 лет. Чтобы летать, требуется умеренное здоровье. Для взлёта приходится бегать, сопротивляясь параплану, а в полёте нужны удовлетворительная координация и реакция. Второе требование – летают после прохождения несложного и короткого курса подготовки.
В основном к занятиям допускаются при достижении 16-летия. В России дети учатся в детских парапланерных школах и участвуют, также в детских, чемпионатах. Согласие родителей не требуется после 18 лет. Верхнюю возрастную границу не определяют.
Насколько страшно и опасно летать на параплане?
Парапланы относят к безопасным летательным аппаратам, а полёты с помощью «крыла» обеспечивают свободный полёт, о котором всегда мечтало человечество. Но первый взлёт не обходится без волнения и страха. Чувство страха здесь, если это не паника, играет роль защиты: предупредит от вылетов в неподходящий день, заставит проверить исправность аппарата и надеть шлем. С опытом и уверенностью это чувство проходит, высота ощущается легче, чем в высотном здании. Если и случаются происшествия, то в 99 % виноваты пилоты.
Лётные инциденты происходят по двум причинам:
Новички рассказывают, что поначалу им страшно разбегаться перед взлётом и отрываться от земли в небо. Затем страх сменяется восторгом, необычными ощущениями и увлекательными красками пейзажей. Тем не менее парапланеризм – экстремальный и опасный спорт чаще для тех, у кого устаревшая техника, а полёты проходят в сложных погодно-рельефных условиях.
Даже у опытных мастеров возможны форс-мажорные ситуации. Для этих случаев предусмотрена амуниция: подвеска с защитными ремнями, запасной парашют, специальный парапланерный шлем с наколенниками и налокотниками. Новичку же следует внимательнее относиться к объяснениям учителя, правильно и вовремя следовать указаниям и выбирать подходящую одежду.
Когда можно летать?
Для обучения подходят зимние месяцы рядом со склонами, а летают на парапланах круглогодично. В зимнее время в атмосфере стабильно нет термиков с опасной турбулентностью. Летом летают высоко, выполняя маршрутные перелёты и участвуя в соревнованиях. Для таких полётов требуется нагревание земной поверхности, чтобы появлялись термические потоки.
Где можно летать?
Для взлёта на параплане лучше стартовать с горы. Но если гор нет, подойдёт и холм высотой 300 м. Для буксировки пилота с летательным аппаратом придумана специальная лебёдка. Также нужно найти место восходящего потока, после чего можно взлетать.
В российском воздушном законодательстве прописаны нормы полёта на параплане – летательном аппарате весом меньше 115 кг:
Лучшее место для полётов – ближайший специальный парадром или дельтадром, которому много лет и где летают профессионалы.
Питерским пилотам нравится дельтадром на станции Можайской, что дальше Красного села. Сюда приезжают летать с горы Кирхгофф. Летают со склонов «Лебяжьего» и в карьере, что близко к Гатчине. С этих горок ловится только динамик, разрешающий подниматься на 50 м, а термический поток ловится на высоте 150 м.
В Пятигорске летают с горы Джуца (Кавказ), с популярного дельтадрома «Юцы». Здесь работает школа и часто проводятся российские чемпионаты.
В Крыму, рядом с Феодосией, любят летать в «Планерном» (построен в 1930 г.) с горы Клементьева. Также популярна гора Ай-Петри.
Мастера-пилоты приезжают соревноваться на алтайскую гору Курай, улетая за 100 км на высоте до 3 тысяч метров.
Рядом со станицами Благовещенская и Бугазская коса, что близ Анапы, летают в тандеме. Такой же парадром несложно найти не выезжая из города, прогулявшись в центр за Ореховую рощу. Много парапланерных клубов на сочинских курортах в Красной Поляне и в горах Донбая.
Парапланеризм – это хобби или спорт?
Одни пилоты считают полёты на параплане работой, другие – отдыхом и развлечением. Третьи, паря в облаках, самоутверждаются, а четвертые и работают, и наслаждаются. Для спортсменов-парапланеристов это крутой и требовательный спорт.
Пилоты сталкиваются с физическими и психологическими нагрузками, с подоблачными полётами до 5 тысяч метров, сотнями налётанных часов и с многокилометровыми маршрутами после терпеливых ожиданий погодных условий. Кроме того, часты случаи запаздывания транспорта после приземления. Одним достаётся победа, другим – горькое поражение.
История параплана
Не оставляя попыток подняться в небо, европейцы с XII века изобретали и испытывали летательные средства, что часто завершалось гибелью пилота. Первое успешное изобретение, похожее на дельтаплан, принадлежит Отто Лилиенталю. На этом устройстве из ивовых прутьев, хлопка и кожи поднимались в воздух две с лишним тысячи раз.
Затем дошла очередь до специализированных аппаратов. 1964-й год – год рождения парашюта-крыла Стива Снайдера. С годами накапливался опыт, все сильнее разделяя будущий параплан с парашютом. Меняли профиль, площадь, форму крыльев и систему строп.
В 70-х гг. ХХ века французам пришла в голову идея осуществить полёт на парашюте-крыле с Альп. В купола закачали воздух, пилот разогнался на лыжах и взлетел. Этот положительный опыт дал толчок к экспериментам и появлению новой дисциплины – Para-ski, что переводится как Пара-лыжи. Летательные модели модифицировали для совершения горных полётов. Чтобы привычный прыжковый парашют снижался медленнее, купол увеличивали за счёт дополнительных секций, называя модель парапланом. Эти усовершенствованные устройства ещё мало отличались от парашюта-крыла, но у них появились надёжные лётные качества. Тем не менее в 80-х гг. были организованы первые чемпионаты Европы, а затем и мира.
Парапланеризм зародился в 1983 г. в европейских странах; к началу 90-х гг. появились эллипсовидные модели, на которых летают и теперь. Новые технологии разрешили выпускать парапланы из сверхлёгких и прочных материалов. Так, парапланерные стропы при толщине в 1,5 мм в состоянии выдержать груз весом 120-150 кг и растянуться на 0,01 %.
Россия познакомилась с этими летательными аппаратами к концу 80-х гг. прошлого века. Первым парапланом называют модель «ПО-16», в которой с боков вшивались по две дополнительных секции. Зарубежные модели превосходили первую отечественную во много раз. С появлением у советских конструкторов параплана из-за рубежа появилось новое устройство крыла, превосходящее по лётным качествам предыдущие варианты. Таким образом, и в России начал развиваться парапланеризм.
Книги по парапланеризму
Книгу «Летайте безопасно» написал теоретик Алексей Тарасов, налетавший много километров, испытывая новые модели парапланов. Автор подробно знакомит читателя с оборудованием и снаряжением, приводит примеры опасных режимов при полётах.
Автор учебника «Мечта летать» Игорь Волков – мастер полётов и инженер, в своё время организовавший парапланерную школу. В пособии подробно расписаны обучающие уроки, по которым научились летать многие российские пилоты.
Виктора Гончаренко знают как знаменитого советского планериста, неоднократного чемпиона и рекордсмена Советского Союза и мастера спорта. В «Технике и тактике парящих полетов» Гончаренко делится опытом освоения мастерства, соединяя знания с практическими уроками. На страницах книги представлены схемы и рисунки, полезные спортсменам, обучающимся 2-й и 3-й год, а также инструкторам и спортсменам-мастерам.
Подытоживая, отметим, что с изобретением параплана человек получил не только счастье приключений с длительными полётами и незабываемыми эмоциями, но и возможность соревноваться, выполнять в воздухе акробатические трюки, путешествовать и наслаждаться отдыхом. Парапланеризм – это адреналин, восторг и радость. Это знакомство с новыми странами, местами, появление новых друзей, незабываемые впечатления и свободный полёт.