на какую высоту поднимается планер
4 уникальных мировых рекорда в планерном спорте
25 февраля 1961 года американский планерист Пауль Байкл установил мировой рекорд набора высоты, который держится до сих пор. Мы решили рассказать вам об этом и других рекордах, которые сумели добиться асы планеризма.
Это историческое для планеризма событие произошло на международных соревнованиях близ Ланкастера, штат Калифорния. Байкл в высотно-компенсирующем костюме и в кислородной маске на планере Schweizer SGS 1−23 E установил феноменальный рекорд выигрыша высоты — 12 894 метра. Данный показатель является разницей между высотой максимального подъема планёра и высотой, на которую планёр был поднят самолетом-буксировщиком. Этот рекорд был признан специалистами, как выдающийся. Поскольку планёры 60-х годов сильно уступают современным по целому ряду основных характеристик. И обусловлено это в первую очередь громадным прогрессом в области создания новых материалов, обладающих уникальными свойствами.
В тот исторический для планеризма день Байкл установил еще один рекорд — абсолютной высоты подъема, поднявшись на 14 102 метра относительно уровня земли. Он продержался 25 лет, что также немало.
Необходимо отметить, что Пауль Байкл (1916 — 1991) был уникальной личностью. Получив степень бакалавра авиационной техники, он основал планёрный клуб, строил планеры, писал научные статьи. Во время Второй мировой войны участвовал в разработке самолетов нового типа и принимал непосредственное участие в их испытаниях. После войны исполнял функцию надзора за промышленным производством реактивных бомбардировщиков и истребителей. Затем стал начальником центра испытаний новой техники ВВС.
А с 1959 по 1971 год Байкл был директором летно-исследовательского комплекса NASA, принимая активное участие в таких программах, как полет на Луну и создание космических «челноков». Байкл — автор ряда научных работ, которые высоко ценятся в научных кругах.
Байкл имеет множество наград. И за космическую деятельность, и за уникальные достижения в планеризме. Он одновременно внесен в два зала национальной славы США — и как создатель космической техники, и как планерист-рекордсмен.
В феврале 1986 года Роберт Харрис на планере Burkhart Grob G102 в той же самой Калифорнии поднялся на 14 938 метров. Этот рекорд абсолютной высоты продержался 20 лет. В 2006 году его побил чрезвычайно популярный в свое время эксцентричный американский миллионер Стив Фоссет.
Фоссет был буквально одержим страстью устанавливать рекорды при помощи самых разнообразных средств передвижения — от собачьих упряжек до самолетов. На воздушном шаре, на паруснике, на санях, на планере, на дирижабле, на автомобиле он установил 116 рекордов, зарегистрированных в Книге рекордов Гиннесса. Аосходил на Эверест и переплывал Ла-Манш.
Фоссет, начиная с 2002 года, неоднократно пытался побить рекорд Харриса, используя двухместный планер Perlan 140, изготовленный из композиционных материалов и оснащенный необходимым для высотного полета оборудованием, включая высотные костюмы с гермошлемами и обогревающую аппаратуру.
30 августа 2006 года вместе с 74-летним бывшим летчиком-испытателем NASA Эйнаром Эневольдсоном Фоссету удалось осуществить мечту. Самолет-буксировщик поднял двухместный планер над аргентинскими Андами в районе Патагонии на высоту 3900 метров. Пилотам удалось поймать мощный восходящий поток воздуха, который начал поднимать планёр на рекордную высоту — 15 453 метра. При этом температура за бортом стремительно понижалась, достигнув в результате минус 57 градус по Цельсию. Пилотов спасали подогреваемые костюмы и подогреватели ног.
Полет продолжался 4,5 часа.
Стив Фоссет погиб в 2007 году в возрасте 63 лет, пытаясь установить очередное достижение на одномоторном самолете в пустыне Невада.
Давно прошли те времена, когда советские планеристы регулярно обновляли мировые рекорды. Это было предопределено тем, что прославленные советские авиаконструкторы много внимания уделяли и машинам без мотора. К семидесятым годам прошлого века советское планерное конструирование сошло на нет, и наши пилоты с тех времен не установили ни одного рекорда, который был бы зарегистрирован международной федерацией планеризма.
В небе стали блистать американцы, немцы, англичане, голландцы, чехи, австралийцы. В 70-е годы появились уникальные спортсмены, на счету каждого из которых по 3−4 десятка зарегистрированных рекордов. Один из них — немец Ханс Вернер Гроссе, бывший летчик-истребитель и планерист от бога. На его счету 46 мировых рекордов.
Один из них — рекорд дальности полета, равный 1 460 километрам, был установлен в 1972 году на планёре Schleicher ASW 12. Гроссе вылетел из своего родного города Любек и через одиннадцать с половиной часов приземлился в Биаррице на Юго-Западе Франции.
Рекорд продержался более 30 лет. И был побит 9 января 2003 года, когда немецкий пилот Клаус Охльманн на двухместном планере Stemme VT S10 пролетел в Аргентине 2463 километра. Вторым пилотом был Алоиз Урбанзик.
Фиксация рекордов скорости планера имеет существенную особенность. Если замерять ее на прямом участке, то главным фактором становится не пилот и не планер, а ветер, который либо разгоняет, либо тормозит не имеющую мотора машину. Поэтому международная федерация ввела такие скоростные испытания, при которых роль ветра сведена к минимуму.
Скорость замеряется при движении планера по треугольному маршруту. Причем соревнования проводятся на нескольких дистанциях: 100, 300, 500, 1000 и 1250 километров. Есть и еще один вид скоростных испытаний: с возвращением планера к месту старта. Дистанции в этом случае такие: 500, 1000, 1500, 2000 и 2500 километров.
Вполне понятно, что максимальные показания достигаются на самой короткой дистанции, т.е. на 100-километровом треугольнике.
Этот вид испытаний имеет и еще одну особенность. В последнее время в них участвуют планеры специфической конструкции. В расположенные в крылья полости закачивается балластная вода. Она существенно увеличивается скорость полета, поскольку он отчасти становится похож на падение. В критических ситуациях, когда планер начинает резко терять высоту, балластная вода начинает стравливаться пилотом. Это довольно сложный аэродинамический процесс, который требует и от машины, и от пилота «дополнительных качеств». Например, для устранения смещения центровки машины при сбрасывании балласта предусматривается дополнительный уравновешивающий баллон с водой.
Ныне действующий абсолютный рекорд скорости 234,95 км/ч был установлен 7 мая 2000 года американцем Джеймсом Пейне в Калифорнии на планере Schempp-Hirth Discus A. При этом длина дистанции составляла 100 км.
Этот планер заслуживает особого разговора. Он был разработан немецкой компанией Schempp-Hirth в 1984 году и вскоре начал производиться по лицензии и в Чехии. В Discus впервые в истории была применена изменяющаяся к концу крыла стреловидность. После чего практически все планеростроители подхватили это новшество. Discus долго не знал себе равных. До 89-го годда он выигрывал на мировых чемпионатах от 5 до 12 первых мест из 15. А затем до 1995 стал брать все первые места.
Затем ситуация немного выровнялась. Так что в обозримом будущем следует ожидать новых феноменальных достяжиений и от планеров нового типа, и от пилотов, которые придут на смену нынешним асам планеризма.
Коснуться космоса крылом: безмоторный планер побил рекорд высоты
Стратосферный планер (глайдер) Perlan-2 поднялся на высоту почти 19 километров. Это невиданное ранее достижение для безмоторных летательных аппаратов. Perlan-2 был разработан концерном Airbus. Рекорд, который вошел в историю, зафиксирован в ходе испытаний в небе над Аргентиной.
Планер весит 816 килограммов при длине фюзеляжа чуть более десяти метров и размахе крыльев 25,6 метра. Внутри кабины вполне комфортно размещаются два пилота. Во время полета они не страдают от жары или холода, так как их защищает специальное покрытие Perlan-2.
Кабина герметична, а потому нет необходимости все время проводить в особом костюме. Однако без дыхательных масок все же не обойтись. Рекордный по высоте заплыв по воздуху был совершен Сандеркоком и Пейном — австралийским и американским пилотами.
Предыдущий рекорд высоты полета принадлежит тому же Perlan-2 и составляет 15 900 метров. В этот раз планер поднялся на высоту 18 900 метров, если верить приборам, измеряющим атмосферное давление. По данным GPS, Perlan-2 взлетел на 18 500 метров.
Историческими испытания считаются еще и потому, что удалось преодолеть так называемый предел Армстронга — показатель высоты над уровнем моря, равный 19 200 метрам, где уровень давления настолько низок, что все жидкости организма, включая кровь, слезы и пот, закипают при температуре тела 36,6 градусов. Именно поэтому настолько важно было правильно рассчитать давление и нагрузки, чтобы герметичность кабины не была нарушена.
Астрономы уловили странные сигналы из космоса
Perlan-2 называют самым высокотехнологичным планером, который когда-либо был создан человеком. При его проектировании использовался ряд технологий, которые изначально разрабатывались для планеты Марс с ее разряженной атмосферой. Данный глайдер — еще один шаг на пути к достижению цели, мечты многих инженеров-конструкторов. А цель, крайне важная для авиации всех стран мира, весьма амбициозна — достижение безмоторным летательным аппаратом высоты 100 километров над уровнем моря, то есть той границы, за которой уже начинается открытый космос.
Возможности Perlan-2 на практике изучали профессиональные пилоты Морган Сандеркок, Джим Пейн, Мигель Итурменд и Тим Гарднер. Они совершали полеты в аргентинском регионе Эль-Калафат. В этой южной части Патагонии антарктические вихри сталкиваются с ветрами, дующими с горных склонов Анд. Именно благодаря таким столкновениям появляются мощные восходящие потоки, которые называются стратосферными волнами. Данный регион чуть ли не единственный на планете, где воздух может поднять многокилограммовый летательный аппарат к границе космоса.
Летчикам важно не только поймать нужную стратосферную волну — они это делают практически на автомате. Им предстоит мастерски лавировать между воздушными потоками, моментально рассчитывать траекторию, выбирать оптимальный маршрут.
Perlan-2 — это не просто летательный аппарат, который сконструирован с целью побить какие-либо рекорды. Его назначение сугубо научное. В целом глайдер должен брать пробы воздуха из стратосферы, которые будут исследоваться в наземных лабораториях. Полученные данные позволят получить новую информацию об атмосфере и изменениях климата планеты. Если когда-нибудь Perlan-2 преодолеет 27-километровую отметку высоты над уровнем моря, его можно будет использовать для изучения влияния на погоду полярных вихрей.
Рекорд высоты 60-х
Феноменальный рекорд высоты, который несколько десятилетий никто не мог побить, установил 25 февраля 1961 года планерист из США Пауль Байкл. Его безмоторный летательный аппарат Schweizer SGS 1−23 E смог поняться на высоту 12 894 метра над уровнем моря. Пилот весь полет находился в кабине в кислородной маске и высотно-компенсирующем костюме.
В 60-х годах XX века планеры с технической точки зрения сильно уступали современным. В первую очередь это касается материалов, из которых они были изготовлены.
Источник фото: Викимедия
В тот же день, 25 февраля 1961 года, 45-летний Пауль Байкл сумел подняться на 14 102 метра относительно уровня земли. Этот рекорд абсолютной высоты подъема продержался четверть века.
Впереди планеты всей:
Сам пилот прожил долгую и интересную жизнь. У него были профессиональное образование и степень бакалавра авиационной техники. Байкл основал планерный клуб. Таким образом, знания и практические навыки позволяли ему как писать научные статьи, так и проверять гипотезы на летательных аппаратах собственной конструкции.
Во время Второй мировой войны инженер разрабатывал и испытывал самолеты, а в послевоенные годы был инспектором, надзиравшим за промышленным производством реактивных истребителей и бомбардировщиков. Талантливого американца заметили и повысили, сделав начальником испытательного центра новой техники ВВС США.
В возврате 43 лет карьера Пауля Байкла снова сделала крутой вираж. Его назначили руководителем летно-исследовательского комплекса NASA. Он был одной из тех скрытых фигур, которые готовили высадку на Луну и создавали челноки для космоса.
Пауль Байкл умер в 1991 году. Его память увековечена сразу в двух залах национальной славы США: первый раз как планериста, установившего рекорд высоты, второй — как создателя космической техники.
Высота Фоссета
Рекорд Байкла был побит в 1986 году Робертом Харрисом. На своем аппарате Burkhart Grob G102 он сумел подняться на высоту 14 938 метров над уровнем моря. Исторический полет был совершен над штатом Калифорния. И лишь через 20 лет, в 2006 году, американскому миллионеру Стиву Фоссету удалось установить новый рекорд высоты.
Источник фото: Викимедия
О Фоссете говорят как о человеке неординарном и весьма эксцентричном. Его страстью было преодоление всех возможных законов: физики, анатомии, психологии. В своей жизни он установил немало рекордов на различных средствах передвижения, начиная с собачьих упряжек и заканчивая самолетами. 116 рекордов Фоссета (на санях, планере, паруснике, дирижабле, автомобиле и другие) вошли в Книгу рекордов Гиннесса.
Зловещая Нибиру с ядовитым «Халком» пощадят землян. Мифы и правда о космических угрозах
Работать над тем, чтобы побить рекорд Роберта Харриса, Фоссет начал еще в 2002 году. Ставку он сделал на двухместный Perlan 140 — прародителя глайдера-рекордсмена Perlan-2. Perlan 140 был изготовлен из композитных материалов. На его борту установили оборудование, предназначенное для высотных полетов, обогреватели.
Стиву Фоссету было 63 года, когда он трагически погиб. В 2007 году в пустыне Невада на одномоторном самолете он пытался побить чей-то очередной рекорд.
Мир ждет новых достижений от Perlan-2, его бесстрашных пилотов и талантливых конструкторов. Старт следующего этапа испытаний планера Perlan-2 намечен на 13 сентября.
Безмоторный повелитель воздуха
Планёр – безмоторный летательный аппарат. Он тяжелее воздуха и поддерживается в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, которую создаёт на крыле набегающий поток воздуха. В этом слове ударение падает на «ё», потому что плáнер – это несущая конструкция самолёта или других летательных аппаратов.
Планеризм – одна из тех колыбелей, в которых вырастают будущие пилоты боевых, транспортных и пассажирских воздушных судов. В кабине планёра даже далёкий от авиации человек может без лишнего риска почувствовать то, что испытывает в полёте птица.
Первые эскизы планёра сделал Эммануил Сведенборг приблизительно в 1714 году. Но лишь спустя почти полтора века – в 1853 году – Джордж Кейли сконструировал планёр, поднявший человека в воздух. Золотым временем для планерного спорта стали 1920 – 1930-е. Во многом – из-за Версалького мирного договора, который ограничивал использование моторных самолётов в Германии.
Простота и невысокая стоимость планёров стали залогом их успеха. Уже к 1933 году в СССР насчитывалось более 500 планёрных кружков, и это число вскоре удвоилось. Именно планеризм стал лётной школой для лучших пилотов Великой Отечественной войны. С планёров начина путь к профессии такие инженеры-конструкторы, как Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Андрей Туполев, Сергей Королёв…
Но это, как говорится, совсем другая история. В летопись планеризма мы углубляться не будем. Тема этой статьи – планерный спорт.
Первый полет
Конечно, с моей стороны это была авантюра. Но отказаться от приключения, о котором потом, надувшись от важности, принято рассказывать внукам, не смог. Поэтому напросился в кабину учебно-тренировочного планёра «Бланик» Л-13.
Все произошло на аэродроме Бобруйского аэроклуба ДОСААФ (Беларусь), в тот день как раз были полёты. Я подошёл к ширококрылому планёру, потрогал его, подвигал – необычно лёгкий для своих размеров. Он лежал на боку, уткнувшись левым крылом в землю. Правое задралось высоко вверх. Это из-за того, что у «Бланика» шасси из двух колёс.
Кабина двухместная. Сзади – инструктор, спереди – обучаемый, то есть я. Забрался, уселся – тесновато. Передо мной – приборы со стрелками, рычаги, педали, тумблеры. Никакой электроники. Как этим управлять, на лету не схватишь.
«Если что – прыгай», – небрежно бросил инструктор, когда помогал надеть парашют. Знать бы ещё, где то кольцо, за которое тянуть…
К нам подкатила «Вильга-35А» – неказистый с виду самолёт, чем-то похожий на «кукурузник», только поменьше. От него тянулся длинный трос, который прикрепили к носу планёра.
«Вильга» взревела мотором и побежала по траве. За ней – мы. Кто-то семенил рядом, придерживая крыло. С набором скорости планёр и сам выровнялся, оторвался от земли.
Немало полетал и в самолётах, и в вертолётах, но в планёре ощущения другие. Положение – полулёжа, обзор хороший. Летишь в этой алюминиевой трубе и понимаешь, что в десяти сантиметрах от плеча – бездна. Люди на земле стали точками.
Самолёт тащил нас натужно. На высоте метров в восемьсот по команде инструктора потянул какой-то рычаг – так размыкается замок буксировочного троса. Наша «Вильга» сделала резкий поворот в сторону, и мы остались одни. В уши ударила тишина – самое необычное в этом безмоторном полёте.
Планёр скользил по волнам воздуха. Инструктор делал вираж за виражом – набирал высоту. Ещё на земле узнал, что так пилот ловит восходящие потоки воздуха. Их не увидишь, можно только почувствовать. Я не чувствовал ничего, кроме первобытной тревоги сухопутного создания.
Хороший планерист делает около десятка пилотажных фигур – петлю, переворот, спираль, штопор… В какой-то момент инструктор решил подшутить надо мной и дал виража. Перегрузка вдавила в сиденье… Признаюсь, я закричал. Не трус, но не сдержался, включились какие-то скрытые инстинкты. Хотелось за что-нибудь ухватиться, да где там! Дёрни какой рычаг – и в землю… Тот адреналин был высшего качества. Теперь я знаю, что военные лётчики – герои, все до одного. Их-то виражи куда страшнее.
Полет длился с полчаса, я эти минуты запомнил навсегда. Потом мы спланировали к аэродрому. Короткий пробег – и планёр, остановившись, опять свалился на левое крыло. На земле было хорошо. С чувством пожал руку своему пилоту.
Это, конечно, красиво – полет в полной тишине. Наверное, так влюбляются в небо. Признаюсь, если бы тот аэродром был поближе к дому, пошёл бы учиться планеризму…
Как стать планеристом?
Планеризм доступен не только будущим лётчикам. Любой человек может стать планеристом, если здоровье более-менее в норме.
Возрастной ценз для спортсмена-планериста – всего пятнадцать с половиной лет, так как планёр – самое безопасное воздушное судно. Обучение проходит в аэроклубах ДОСААФ и других организаций. В России их перечень есть на сайте Федерации планерного спорта. В Беларуси планеристов готовят в Рогачевском и Бобруйском аэроклубах ДОСААФ. Хорошо развит планеризм и в Украине. Если интересно – гугл в помощь.
Планёров много. Самый распространённый в мире – «Бланик» Л-13. Это чешский двухместный учебно-тренировочный планёр, в строю аж с 1956 года. Его применяют для первоначального обучения спортсменов-планеристов в буксировочном и свободном полёте. Максимальна скорость – 253 км/ч.
Есть ещё «Янтарь-Стандарт 2», «Янтарь-Стандарт 3». Это уже одноместные спортивные планёры стандартного класса. Конструкция выполнена полностью из эпоксидных стеклопластов. Максимальна скорость – 285 км/ч.
Кроме буксирования самолётом, есть другие способы доставки планёра к точке начала свободного полёта. Кое-где планёр разгоняют автомобилем. Это сложнее, потому что надо твёрдое ровное покрытие большой длины и мощная машина. Ещё используют специальную наземную планерную лебёдку. В начале прошлого века была популярна своеобразная планерная рогатка – взлёт с помощью резинового жгута. Или старт со склона горы. Сегодня существуют планёры с собственным двигателем. Они запускаются либо для взлёта, либо уже в небе.
Планеризм – это спорт
Большинство планеристов поднимаются в небо для удовольствия и воспринимают планеризм как вид активного отдыха. Самые лучшие из них участвуют в состязаниях – от клубных, региональных и национальных до чемпионатов Европы и мира.
Планерный спорт объединяет свыше ста тысяч человек. Он культивируется в более чем 40 странах мира. Первые соревнования состоялись в немецком Вассеркуппе в 1920 году. Тогда время лучшего полёта было всего две минуты, а мировой рекорд по дальности составил 2 км.
В наши дни планёры летают гораздо дальше и дольше. Абсолютный мировой рекорд дальности полёта на планёре – 3009 км за 10,5 часов (2003 г.), по высоте – 15 460 метров (2006 г.). Мировой рекорд скорости на дистанции 500 км – 306,8 км/ч (2006 г.).
Планеристы уже давно отказались от состязаний полётов на предельное время и скорость. Ведь зачастую эти показатели зависят не столько от мастерства пилотирования, сколько от возможностей организма терпеть долгий полет и погодных условий. Поэтому сегодня классической дисциплиной стал полет по маршруту на скорость.
Как же состязаются современные планеристы? Маршрут состязания, как правило, имеет несколько поворотных пунктов, которые необходимо пролететь в заданной последовательности. Побеждает тот спортсмен, который преодолеет маршрут с максимальной скоростью.
Соревнования проводятся в разных подклассах планёров. Если этого деления нет, к разным конструкциям применяются поправочные коэффициенты.
Так как на полет планёра влияет очень много факторов – от природных условий до удачи пилота – соревнования длятся несколько дней. На чемпионатах мирового уровня спортсмены соревнуются до 15 дней. В день разыгрывается одно упражнение. Абсолютным чемпионом становится тот, кто набрал максимальное количество баллов за все соревновательные полёты.
Конечно, это очень упрощённое описание соревнований. Только сами спортсмены-планеристы знают обо всех тонкостях борьбы за первое место. Примечательно, что самые лучшие в этом спорте, как правило, возрастные спортсмены. Почему? Дело в том, что мастерство управления планёром напрямую зависит от опыта пилота. Такова сущность безмоторного воздухоплавания. Очень ёмко по этому поводу высказался лётчик-инструктор Бобруйского аэроклуба ДОСААФ мастер спорта Сергей Бухтояров: «У меня часто спрашивают, сколько времени надо, чтобы научится летать на планёре. Простого ответа нет. На освоение взлёта и посадки понадобится год. Хочешь летать хорошо – тренируйся четыре года. Если есть желание стать мастером, надо летать от десяти лет и до бесконечности».
Как видите, в планеризме достичь совершенства невозможно, как нельзя обуздать ветер, землю и солнце. Здесь каждый полет – как новый бой, постоянная борьба, бесконечное оттачивание мастерства.
Но не в этом ли изюминка планерного спорта?