на месте какого события возведен собор воскресения христова спас на крови
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
ИСТОРИЯ СОБОРА
ИСТОРИЯ СОБОРА
Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» — это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II. Собор стоит над местом смертельного ранения Государя. Здесь на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова), император был смертельно ранен революционерами-народовольцами 1 марта 1881 года по старому стилю. Трагическое событие, потрясшее всю страну, стало толчком к созданию Храма-Памятника, Храма покаяния народа за убийство своего царя.
«Александр II на смертном одре». К.Е.Маковский (1881 г.)
Россия была потрясена этим трагическим событием. Надежды «Народной воли» не оправдались – выступлений народных масс не произошло. Место трагедии стало местом паломничества, где стали возноситься молитвы за душу убитого Царя. Верующие ощущали цареубийство как личную трагедию, видя в ней параллель с Евангельскими событиями. Как Царь Небесный Иисус Христос принял мученическую кончину за грехи всех людей, так и Царь земной Император был убит за грехи русского народа. Желание увековечить память о погибшем Царе-Освободителе охватило все слои населения, включая самые беднейшие. По всей России начинают возводиться многочисленные монументы в память об императоре: это и скульптурные памятники, и поминальные стелы, и часовни.
На месте смертельного ранения императора через несколько лет был заложен величественный храм Воскресения Христова на крови, продолживший давнюю традицию русского зодчества возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших.
Инициатором увековечивания памяти убитого императора Александра II выступила Санкт-Петербургская Городская дума, депутаты которой предложили установить над местом ранения Царя-Освободителя часовню.Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии. 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала освящается деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л.Н.Бенуа на средства купца И.Ф.Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году (потом ее перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали).
Временная часовня на Екатерининском канале
В первом конкурсе на создание проекта мемориального храма приняли участие виднейшие петербургские архитекторы: А.И.Томишко, И.С.Китнер, В.А.Шретер, И.С.Богомолов и др. Большинство проектов были созданы в «византийском стиле». Но Александр III, рассмотрев избранные варианты, не утвердил ни одного из них, так как, по его мнению, они не отвечали характеру «русского церковного зодчества». Он выразил пожелание, «чтоб храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле», и что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела». Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но и памятником российскому самодержавию вообще.
Совместный конкурсный проект архимандрита Игнатия и А.Парланда
За первым конкурсом последовал второй. 28 апреля 1882 г. Комиссия приступила к отбору лучшей работы. Высочайшее одобрение получил совместный проект архимандрита Игнатия (И.В.Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, и архитектора А.А.Парланда. Именно этот проект удовлетворял все требованиям нового императора. Однако окончательный проект был утвержден лишь в 1887 году, после внесения А.А.Парландом ряда корректировок, значительно изменивших первоначальный облик храма.
Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил архимандрит Игнатий. Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение храма Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти, утверждалась связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Место смертельного ранения Царя-Освободителя должно было восприниматься как «Голгофа для России». Этот образ лучше всего раскрыл в своем стихотворении А.А.Фет:
«1 марта 1881 года»
День искупительного чуда,
Час освящения креста:
Голгофе передал Иуда
Окровавленного Христа.
Но сердцеведец безмятежный
Давно, смиряяся, постиг,
Что не простит любви безбрежной
Ему коварный ученик
Перед безмолвной жертвой злобы,
Завидя праведную кровь,
Померкло солнце, вскрылись гробы,
Но разгорелася любовь.
Она сияет правдой новой.
Благословив ее зарю,
Он крест и свой венец терновый
Земному передал царю.
Бессильны козни фарисейства:
Что было кровь, то стало храм,
И место страшного злодейства
Святыней вековечной нам.
Сень над местом смертельного ранения императора Александра II
Интерьер собора имеет неповторимый облик – это удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства. Стены и своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром — это и священные изображения, и многочисленные орнаменты. Площадь мозаичного убранства составляет более 7 тысяч квадратных метров! В России, да и в Европе храм занимает первое место по количеству мозаик. Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.
В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», итальянские фирмы «Сальвиати» и «Societa Musiva» и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем. Представленные ее мастерами образцы устроили членов Комиссии, как по техническим, так и по художественным достоинствам, и особенно по срокам изготовления мозаик. Все монументальные мозаики на стенах и сводах собора были выполнены этой частной мозаичной мастерской. Академии художеств доверили набирать только станковые иконы для иконостаса и киотов. Немецкой фирме «Пуль и Вагнер» заказали четыре мозаики для боковых частей иконостаса.
В мастерской Фролова мозаики набирали «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты (цветного стекла). Готовую мозаику окружали рамой, и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора. Основу художественного метода составляли упрощение живописного рисунка, лаконизм цветового решения и четкость светотеневых ограничений. Декоративность такой мозаики в большей степени, чем мозаики, выполненной «прямым способом», зависела от оригинала, предоставленного художником. Прототипом подобного письма служила фресковая живопись новгородских и ярославских храмов XVII века.
Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной манерой. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.
Размещение изображений строго продумано — оно отражает и мемориальный характер собора, и его посвящение Воскресению Христову. В центральной части храма на синих фонах стен – представлен земной путь Спасителя: от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены. Восточная часть выделена золотыми фонами. Над алтарем размещен образ «Спас в силах» или «Христос во славе», удивительная мозаика, по эскизу иконописца Н.Н.Харламова. Мозаика показывает Господа во всей полноте Его силы и славы, таким, каким Он явится в конце времен, чтобы судить живых и мертвых. Окружают Господа Небесные силы: Серафимы с огненными крыльями, Херувимы – с зелеными; с четырех сторон от Христа крылатые символы Евангелистов. Выразительная и лаконичная икона, прекрасно вписывается в алтарную апсиду и сразу приковывает взгляд. При парадном освещении и в солнечные дни образ излучает мощное золотое свечение. Фоны набраны золотой смальтой – канторелью, содержащей тонкие пластинки сусального золота внутри стекла.
Спас в силах или Христос во славе
В алтаре всю поверхность восточной апсиды занимает огромная мозаичная икона «Евхаристия», созданная также по эскизу Н.Н.Харламова. В центре на возвышении изображен сам Христос, торжественно подающий Святые Дары. По сторонам от него Ангелы, держащие рипиды, и апостолы, торжественно шествующие к Причастию. При открытых Царских вратах виден лишь центр композиции – Христос и принимающие Святые Дары склонившиеся первоверховные апостолы Петр и Павел.
Евхаристия
В полукружиях боковых апсид над иконостасом: справа – «Вознесение Христово», слева – «Сошествие Святого Духа» (обе иконы по эскизам В.В.Беляева).
В центре собора, в полусфере, перед алтарем излучает золотое свечение мозаика «Преображение Господне». Христос, преобразившийся перед Своими учениками, изображен в центре, в лучах блистающего света. По сторонам от Него пророки – Илия и Моисей. Внизу, закрываясь от нестерпимого сияния – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, взошедшие с Господом на гору. Набрана икона по эскизу Н.Н.Кошелева.
Преображение Христово
Изображение Благовещения — на двух столпах-пилонах перед солеей (это икона создана по эскизу архитектора А. А.Парланда). На четырех центральных подкупольных пилонах размещаются иконы святых: пророков, апостолов, праведников, мучеников, преподобных. Лики святых помещены и на выступах стен и на арках. В центральном барабане купола в круглых медальонах находятся 16 изображений небесных покровителей императорского дома. В своде главного барабана – лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Господь на мозаике по эскизу Н.Н.Харламова изображен оплечно, с руками поднятыми в благословляющем жесте. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ». Обрамляют лик Спасителя образы Серафимов и Херувимов. Их сомкнутые крылья создают изящный узор. Композиция образа схематична, решена широко и декоративно. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Силуэт Спасителя выделяется на темно-синем фоне. Лик Господа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необыкновенно выразителен и напоминает византийские образцы.
Христос Пантократор
По канонам византийской иконописи созданы Харламовым мозаики для малых плафонов «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель» и «Богоматерь». Эти сравнительно небольшие по размеру работы отличаются ясным и точным рисунком мозаичного набора, особой одухотворенностью и монументальностью. Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, где находится место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В.В.Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Окно фланкируют изображения Ангела Хранителя погибшего императора и св. князя Александра Невского, его небесного покровителя. Два воина — небесный и земной — застыли на карауле у места смертельного ранения царя. Мозаики у места трагедии, также как и в алтарной части, набраны на золотых фонах. Вечером заходящее солнце освещает западную часть собора и отсюда исходит мягкое свечение.
Св. князь Александр Невский и Ангел Хранитель погибшего императора
В отличие от монументальных изображений на стенах и сводах собора, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы иконостаса и киотов — станковые произведения. Они исполнялись мозаичистами Императорской Академии художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» и набраны так называемым «репродукционным способом», позволяющим копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых нюансов. Центральные местные иконы иконостаса «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» набраны в мозаичной мастерской Академии Художеств по живописным оригиналам В.М.Васнецова. Художник, прославивший себя росписями Владимирского собора в Киеве, картинами на сказочные и былинные сюжеты, согласился создать всего несколько произведений для Спаса на крови. Образы, созданные В.М.Васнецовым, поражают величием и одновременно особой одухотворенностью. Спаситель изображен на царском троне как Царь и Судия, но взор Его преисполнен любви и сострадания к людям. Пресвятая Богородица, Царица Небесная также восседает на троне — сколько нежности, теплоты, грусти в Ее лице. Тень тревоги коснулась и лика Богомладенца. Мягкий колорит икон построен на сочетании тонов вторящих теплоте и задушевности образов. Четкие контуры и локальные цвета придают иконам монументальность.
Пресвятая Богородица Спаситель
Справа от Спасителя храмовая икона «Сошествие во ад». Иконография образа передает смысл Воскресения Христова – освобождение людей от уз греха и смерти. М.В.Нестеров, автор живописного оригинала, следует древнерусскому канону. В центре в сияющей мандорле и белых одеждах изображен Христос. Свет, окружающий его, противопоставлен темноте вокруг. Господь правую руку подает Адаму, слева от Него — Ева. По сторонам виднеются фигуры ветхозаветных царей и праведников, орнаментальный фон создают крылья бесплотных Сил Небесных, внизу – поверженные врата ада и языки пламени. Нежные тона иконы, изысканность линий и экспрессия сродни стилистике модерна. Образ набран в Академии художеств репродукционным методом, передающим все оттенки и цветовые переходы.
С другой стороны иконостаса, слева от образа Богородицы, размещена икона «Вознесение Господне» по оригиналу М.В.Нестерова. В основе также лежит древняя иконография, выполненная в современной для художника манере. Нестеров создает эскизы и для изображений в кокошниках иконостаса: «Ветхозаветная Троица» и «Христос по дороге в Эммаус».
Вознесение Христа Сошествие во ад
Невысокий одноярусный иконостас храма Воскресения является шедевром камнерезного искусства. Он выполнен по эскизу архитектора А.А.Парланда из итальянского мрамора генуэзской фирмой Нуови. Мрамор тонко подобран по цвету, темные тона нижней части переходят в светлые наверху. Создается ощущение легкости и возвышения. Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием. Орнаментика архитектурных деталей пронизана символами, рожденными представлениями о вечном Эдеме, растительные узоры напоминают о райском саде. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, утраченные в советское время. Кресты украшали граненые кристаллы хрусталя и сейчас планируется их воссоздание. Пострадал и уникальный итальянский мрамор иконостаса. В левом нижнем углу, рядом с табличкой, можно увидеть, в каком состоянии он был до начала реставрации.
В центре иконостаса находятся царские врата, недавно заново созданные и возвращенные на свое место. Их краткое описание представлено Парландом в Отчете о строительстве храма: «Царские врата – из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения (исполнены по рисункам архитектора строителя) — дар Петербургской Купеческой Управы». В советское время их великолепное убранство было полностью утрачено. Воссоздание царских врат произведено петербургскими мастерами на средства выделенные музеем. Л.А.Соломникова — автор уникальной рецептуры современной эмали и ее палитры. В.Ю.Никольский руководил реставрационными работами по металлу. Почти восемь лет ушло на эту сложную и кропотливую работу.
13 марта 2012 года Царские врата храма Воскресения Христова были установлены на историческое место и 14 марта торжественно освящены епископом Гатчинским Амвросием.
Фланкирующие столбики Царских врат украшают 12 мозаичных икон «Афонских святых», изготовленых в 1861 году в мозаичных мастерских Академии художеств. Это уникальные иконы из мелких столбиков «тянутой смальты» по рисункам с оригиналов, находящихся в одном из монастырей на горе Афон (отсюда и название – «афонские святые»). Изначально их собирались разместить в убранстве ковчега-дарохранительницы в будущем храме Христа Спасителя. Но в 1884 году Александр III передал иконы в строящийся храм Воскресения в Санкт-Петербурге. Из 12 икон сохранились только 4 – св.Прокопий, св.Димитрий, св.Евграф, св.Диомид. Они сильно пострадали в советское время и были в ужасающем состоянии. 8 из 12 икон были утрачены, и их пришлось воссоздавать: это иконы свв.Леонтия, Меркурия, Иакова Персидского, Пантелеймона, Георгия, Никиты, Феодора и Мины Египетского. Автор уникальной реставрационной методики – Игорь Лаврененко. Почти двадцать лет кропотливой работы по реставрации и воссозданию икон завершились в 2013 году и сейчас мы имеем возможность любоваться этими дивными образами.
Боковые нефы собора завершаются двумя большими каменными киотами, отделяющими клиросы от основного объема здания. В Спасе на крови киоты представляют собой сплошную стенку, выполненную из резного камня. В настоящее время в киотах сохранились лишь 2 иконы, по одной с каждой стороны.
В левом северном киоте — икона Святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра II, набранная по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Художник создал проникновенный образ молящегося князя, склонившегося перед иконой Богоматери, над которой выложены слова из Писания «Не в силе Бог, а в правде». Святой князь изображен в латах, но на доспехи накинут плащ, щит и меч положены к подножию Богородичной иконы. Александр Невский погружен в молитву, в руке его — горящая красная свеча. Икона поразительно подобрана по цвету, передан и блеск доспехов князя, и горение свечи. Это одна из самых филигранных по технике набора икон, набранная в мозаичной мастерской Академии художеств «прямым» или «римским» способом. В этом случае изображение набиралось из небольших кубиков смальты, обладающих богатой палитрой цветовых оттенков.
Лицевая поверхность мозаики шлифовалась, полировалась, и в итоге готовое изображение почти не отличается от живописного оригинала. В правом южном киоте – икона Воскресения Христова, также по оригиналу М.В.Нестерова. На этой иконе Господь изображен воскресшим, выходящим из гроба в светлом одеянии, в одной руке Крест – символ крестных страданий, другая – поднята в благословляющем жесте.
Мемориальная доска южного фасада
Только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение №535 «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови». Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.
Началось многолетнее восстановление храма. Собор строили 24 года, а реставрационные работы продолжались 27 лет – их основной этап завершился только в 1997 году. Собор реставрировали и снаружи и внутри. Пришлось делать новую систему гидроизоляции, прокладывать новые коммуникации.
Поврежденные кресты, эмалевые купола, черепицу, облицовку фасадов реставрировали ленинградские мастера. Мозаику, на загрязненной поверхности которой были сколы, повреждения, частичные выпадения смальты, возрождала бригада талантливого реставратора Виктора Шершнева. Работа продолжалась 14 лет. Вся мозаика площадью 7000 кв.м промывалась, налет грязи счищался щетками, скальпелями и ластиками, места осыпания добирались.
Значительно пострадало каменное убранство храма. Больше всего был поврежден итальянский мрамор и серпентинит. Необходимо было не только вернуть камню первоначальный внешний вид, но и воссоздать утраченные детали. Все трещины и сколы тщательно заделывались мастикой в цвет камня, а затем мрамор вновь подвергался шлифовке и полировке. С этой работой замечательно справились ленинградские и уральские специалисты.
19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт как музей. В настоящее время он имеет статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».
Возрождается духовная жизнь храма-памятника. 23 мая 2004 года храм заново освящен, и в нем состоялась первая Литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). 19 сентября 2010 года в храме начались регулярные богослужения, которые возглавлял игумен Мстислав (Дячина), нынешний епископ Тихвинский и Ладожский. Теперь Литургии совершаются каждое воскресенье, по великим и двунадесятым праздникам. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Сергий (Куксевич), секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа.
Глубоко почитается в соборе память императора Александра II. В день его трагической кончины 14 марта (1 марта по старому стилю) совершается архиерейское богослужение с особым поминовением убитого Государя. После каждой божественной литургии, как правило, служится поминальная лития по императору.
Список использованной литературы
1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Петербурга // Т.1. СПб, 1994г.
2. Бутиков Г.П. Храм-памятник «Спас на крови» // СПб, 1996г.
3. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи // М., 1953г.
4. Второе рождение «Спаса на крови». Художественный альбом // СПб, 2007г.
5. Заметка о мозаике. Первая частная мозаичная мастерская Фролова: 1890-1900гг. // СПб, 1900г.
6. Зеленченко В.А. Научная реставрация сени музея-памятника «Спас на крови». Музеи России: поиски, исследования, опыт работы // СПб, 1996г., с. 30-33.
7. Кириков Б.М. Архитерктура Петербурга конца XIX – начала ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм // СПб, 2006г.
8. Корольков Н.Ф. Храм Воскресения Христова (что на крови) на месте смертельного поранения императора Александра II // СПб, 1910г.
9. Лебедева Е.А. Петроград и его святыни // СПб, 1993г.
10. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России // М.: Совпадение, 2000г.
11. О конкурсе на составление проекта храма, предназначенного к сооружению на месте, где был смертельно ранен в Бозе почивший император Александр II // Неделя строителя, 1882г., №14-17.
12. Нагорский Н.В. «Спас на крови». Храм Воскресения Христова // СПб, 2004г.
13. Парланд А.А. Храм Воскресения Христова, сооруженный на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II на Екатерининском канале в С.-Петербурге // СПб, 1907г.
14. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга // СПб, 1995г.
15. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II. Сост. В.Е.Кельнер // Л.: Лениздат, 1991г.
16. Покровский Н. Выставка эскизов и картонов для мозаик Храма Воскресения Христова в С.-Петербурге // Церковный вестник 1900г., №18, с. 578-580.
17. Санкт-Петербургская панорама // 1993г., № 5, с. 20-35 (статьи о храме Воскресения Христова).
18. Сборник конкурсных проектов Храма на месте покушения на жизнь Императора Александра II // Зодчий, 1884г. (выпуск не нумерован).
19. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование // М., 1996г.
20. Толмачев Е.П. Александр II и его время // М., 1998г.
21. Трагедия реформатора: Александр II в воспоминаниях современников // СПб, 2006г.
22. Царские врата Спаса на крови. Руководитель проекта Н.Буров // СПб, 2013г.
23. Черепнина Н.Ю., Шкаровский М.В. Справочник по истории православных монастырей и соборов Санкт-Петербурга 1917 – 1945 гг. // СПб, 1996г.
24. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской православной церкви // СПб, 1999г.
25. Флайер Майкл С. Церковь «Спаса на крови». Замысел – воплощение – осмысление // Иерусалим в русской культуре. М., 1993г.
26. Фокина Л.В. Орнамент // Ростов-на-Дону, 2006г.
27. Храмы Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель // СПб, 1992г.
28. Царское слово о сооружении церкви на месте злодейского преступления 1 марта // Странник 1881г., март, с. 577-578.