На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ
Понятие генеалогической классификации
Генеалогическая классификация основана на определении родственных отношений между языками. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает названиепраязык. При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей. Такой подход возможен только при использовании так называемого генетического метода, который, помимо языкознания, применяется также в и ряде естественных наук: зоологии, ботанике, антропологии. Использование этого метода возможно в том случае, когда какие-то объекты или группы объектов подвергаются постоянным и последовательным изменениям, в результате чего постепенно «отдаляются» друг от друга. Примером подобных изменений может служить эволюция животного или растительного мира. В отдаленное время многие животные имели общего предка, однако в дальнейшем в результате происходивших с различными группами животных изменениями образовались различные виды, порой значительно отличающиеся друг от друга. Аналогично обстоит дело в лингвистике. Например, древнеиндийское avika и старославянское овьца ‘овца’ восходят к одному и тому же слову индоевропейского праязыка, облик которого уже второй век успешно восстанавливается учеными. Различия в звуковом воплощении этих слов образовались в результате действия различных фонетических законов в каждом из языков в различные эпохи.
Понятие о праязыке
Уже на первых порах развития сравнительно-исторического языкознания возникла гипотеза о том, что сходство структур родственных языков, совпадения в словаре и грамматике сожно было бы объяснить, приняв мысль о том, что все эти структуры восходят к одному общему языку-предку. Французский ученый А. Мейе писал: «Два языка называются родственными, когда они оба являются результатами двух различных эволюций одного и того же языка, бывшего в употреблении раньше [1]. Возникает вопрос: если можно восстановить отдельные слова и формы этого языка, то нельзя ли попытаться восстановить язык целиком, несмотря на то, что он не был зафиксирован в свое время? Да, этот путь возможен. История языкознания знает немало попыток восстановить не только лексический состав, грамматику и фонетику отдельных праязыков, но и создать связные (даже художественнеы) тексты на таких праязыках.
МЕТОДЫ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ
На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков
Раздел V. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ.
КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ
Тема 2. ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
§ 81. Генеалогическая классификация языков
Индоевропейская семья
13 ветвей (10 живых и 3 мертвых)
1. Индийская группа (около 96 живых языков): хинди, урду, бенгали, панджаби, цыганский и др.
2. Иранская группа (более 10 языков): персидский (фарси), афганский (пушту), курдский, таджикский, осетинский и др.
3. Славянская группа:
восточная подгруппа: русский, украинский, белорусский;
западная подгруппа: польский, чешский, словацкий, серболужицкий;
южная подгруппа: болгарский, македонский, сербохорватский, словенский, старославянский (мертвый).
4. Балтийская группа: литовский, латышский, прусский (мертвый).
5. Германская группа:
северная подгруппа: датский, шведский, норвежский, исландский:
западная подгруппа: английский, голландский (нидерландский), немецкий, идиш;
восточная подгруппа: вестготский, остготский (мертвые).
6. Италийская группа: латинский, умбрский, оскский и др. (мертвые).
7. Романская группа: французский, итальянский, сардинский, португальский, испанский, румынский, молдавский, ретороманский.
8. Кельтская группа: ирландский, шотландский, бретонский, уэльский (валлийский).
9. Греческая группа
10. Албанская группа
11. Армянская группа
12. Анатолийская группа (мертвые): письменные памятники открыты в Малой Азии (1915 г.).
13. Тохарская группа (мертвые): письменные памятники открыты в Китайском Туркестане (1904 г.).
1. Финно-угорская группа:
обско-угорская подгруппа: венгерский (мадьярский), мансийский, хантыйский;
прибалтийско-финская подгруппа: финский (суоми), саамский, эстонский и другие;
пермская подгруппа: коми-зырянский, коми-пермяцкий, удмуртский;
волжская подгруппа: марийский, мордовские (эрзя, мокша).
2. Самодийская группа: нéнецкий, селькупский, нганасанский, энецкий и другие.
1. Тюркская группа (25 живых языков): турецкий, азербайджанский, туркменский, башкирский, татарские, алтайский, хакасский, тувинский, якутский, казахский, киргизский, узбекский, чувашский и др.; хазарский, печенегский, половецкий (мертвые).
2. Монгольская группа: монгольский, бурят-монгольский, калмыкский.
3. Тунгусо-маньчжурская группа: эвенский, эвенкийский (тунгусский), маньчжурский, нанайский и другие.
1. Китайская группа: китайский, дунганский, тайский, лаосский, вьетнамский и другие.
2. Тибето-бирманская группа: тибетский, бирманский.
Классификация и происхождение языков (краткий курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
6.1. Исторические изменения словарного состава языка
6.2. Изменения в фонетике и фонетические законы
6.3. Исторические изменения грамматического строя
Ключевые слова: самостоятельный язык, диалект, греческий язык, сравнительно – историческое изучение языков, генеалогическая и типологическая классификация языков, санскрит, сравнительное языковедение, установление регулярных звуковых соответствий, романтическая школа языкознания, грамматический строй языка, фонетическая структура языка, теория звукоподражания, античная школа стоиков, теория междометий, теория трудовых выкриков, теория социального договора, язык как общественное явление, дедукция и индукция в изучении языка, реальные исторические данные, скрещивание языков, субстрат, суперстрат, перерождения в структуре языка, производное слово, заимствование, полисемические переносы значения слова, основной словарный фонд языка, активный и пассивный словарь, калькирование, группа родственных языков, законы функционирования языка, живые фонетические процессы, ось синхронии, ось диахронии, исторические законы, конвергенция, дивергенция, национальный язык, наречие, диалектология, живой и мертвый языки
Вопрос о количестве языков является в настоящее время нерешенным, что связано прежде всего с недостаточной изученностью вопроса о том, что является самостоятельным языком, а что диалектом того или иного языка. При этом вопрос о числе говорящих на данном языке не играет роли.
Знание о языках и их истории чрезвычайно неравномерно. Есть языки, история которых благодаря наличию письменных памятников и даже теоретических описаний известна на протяжении 20-ти – 30-ти веков, как, например, греческий язык от Гомера до наших дней или языки индоевропейского населения Индии от времен Ведийских гимнов до современных новоиндийских языков. Однако длительная традиция письменности не всегда является достоверным источником для знания истории языка (как, например, история китайской письменности благодаря ее иероглифическому характеру). Много неясностей дает и приспособление чужой письменности к языкам иного строя (например, показания арабской письменности для народов Передней и Средней Азии, Индии, Кавказа и Малайи.
При отсутствии памятников письменности или при их сравнительной молодости наука может проникнуть в глубь истории языка благодаря их сравнительно-историческому изучению.
Языкознание выработало два подхода в классификации языков мира: генеалогическую и типологическую.
Генеалогическая классификация языков основана на группировке языков по общности языкового материала (корней, аффиксов, слов). Типологическая классификация основана на группировке языков по общности строя и типа и прежде всего грамматического, независимо от происхождения.
Генеалогическая классификация языков связана с исторической судьбой языков и народов, носителей этих языков, и предполагает лексические и фонетические сопоставления, а позднее и грамматические. Типологическая классификация основана на структурно-системном понимании языка и опирается прежде всего на грамматику.
Первые опыты классификации языков были направлены на поиски родства языков и языковых семей, вопрос о типологической классификации встал позднее.
Толчком к постановке вопроса о многообразии языков были практические задачи эпохи Возрождения, когда необходимо было осмыслить вопрос о составе и типе национального языка, выразителя новой культуры, и его соотношении с литературными языками феодального средневековья, а тем самым переоценить античное и иное древнее наследие. Вместе с тем важную роль сыграли и другие факторы, в частности поиски сырья и колониальных рынков, кругосветные путешествия и географические открытия, необходимость общаться с туземцами, влиять на них через религию и другие пути пропаганды. Все это требовало обследовать и регистрировать языки, составлять словари, грамматики и теоретические исследования. Эта миссия осуществлялась миссионерами – монахами, чьи свидетельства долгое время были единственным источником знания о самых разнообразных языках.
Буквально до 19-го в. попытки каталогизации языков, хотя и были наивны, принесли большую пользу, поскольку показали реальное многообразие языков и возможности их сходства и различий в пределах тех же слов, что подтолкнуло к сравнительному сопоставлению языков.
Толчком к сравнению языков стало открытие в 19-м в. санскрита, литературного языка древней Индии. Этим было положено начало сравнительному языковедению, главной целью которого было поиски родства языков и выявление родственных семей. Методика и техника сравнительного метода в языкознании были не только декларированы, но и показаны трудами Франца Боппа, Расмуса Раска, Александра Христофоровича Востокова. Уточнение и укрепление этого метода было осуществлено Августом – Фридрихом Потом.
Одно из правил сравнительно-исторической методики изучения родственных языков – установление регулярных звуковых соответствий, позволяющихобъединить языки в одну семью.Результаты почти двухсотлетних исследований сравнительно-историческим методом подытожены генеалогической классификацией языков.
Типологическая классификация возникла позднее попыток генеалогической классификации и исходила из иных предположений. Ключевым понятием в типологической классификации является понятие типа языка. Он был введен романтической школой языкознания.
Вопрос о типологической классификации языков не разрешен, хотя за полтораста лет на эту тему было написано много и интересно. Несомненно одно: тип языка надо определять прежде всего исходя из его грамматического строя, как его наиболее устойчивого и типизирующего свойства. Необходимо включать в эту характеристику и фонетическую структуру языка, как отмечал еще В.фон Гумбольдт.
В типологическом исследовании надо различать две задачи: 1) создание общей типологии языков мира, объединенных в те или иные группы, для чего недостаточно одного описательного метода, а нужно использовать и сравнительно-исторический метод, обогащенный структурными методами понимания и описания лингвистических фактов и закономерностей, чтобы можно было для каждой группы родственных языков построить ее типологическую модель, отметая все сугубо индивидуальное, редкое, нерегулярное и описывая тип языка как целое, как структуру по строго отобранным параметрам разных ярусов; и 2) типологическое описание отдельных языков с включением их индивидуальных особенностей, различением регулярных и нерегулярных явлений, которое тоже должно быть структурным. Это необходимо для двустороннего сопоставления языков, например, с прикладными целями. В связи с этим подобное индивидуально-типологическое описание для каждой сопоставляемой пары языков должно быть разным.
Не следует смешивать вопрос о происхождении языка как средства общения и вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков. Понимание того, как произошел язык, и методы изучения того, как образовались исторически известные языки, должны быть различными.
Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка.
Теория звукоподражания идет от античной школы стоиков, была поддержана в 19-м и 20-м вв. Суть этой теории в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом.
Теория трудовых выкриков возникла в 19-м веке в трудах вульгарных материалистов и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд.
Теория социального договора сложилась в середине 18–го века. Так, например, Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. Руссо обосновал ее с позиций своей теории о двух периодах в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувства, второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».В этом же ряду теория возникновения звукового языка из жестов. Все перечисленные теории игнорируют язык как общественное явление.
Понимание языка как общественного явления реализовано в «Трудовой теории происхождения языка». Основные положения этой теории: 1) Нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека. 2) Происхождение языка научно доказать нельзя, а можно только построить более и менее вероятные теории. 3) Это вопрос, подлежащий разрешению многих наук (языкознания, этнографии, антропологии, археологии, палеонтологии, общей истории). 4) Если язык родился вместе с человеком, то не могло быть «безъязычного человека». 5) Без языка человек не мог бы быть человеком. 6) Язык появился тогда, когда появилась потребность что-то сказать друг другу. 7) Язык выражает понятия, которых нет у животных. 8) Язык должен сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, чувства, желания. 9) Язык появилсякак звуковой язык.
Если вопрос о происхождении языка остается в сфере гипотез и во многом решается дедуктивно, то вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков и языковых семей должен решаться на основе реальных исторических данных. Поскольку нет языка вне его носителей, то вопрос об образовании и развитии тех или иных языков нельзя решать силами только одной лингвистики. Нужны усилия археологов, антропологов, историков, этнографов. Чем глубже мы заходим в историю общества, тем меньше у нас реальных данных о языках.
Развитие и изменение языка происходит без прекращения непрерывности языка путем продолжения существовавшего ранее и его видоизменений, причем темпы этих изменений в различные эпохи неодинаковы. Разные стороны языка развиваются неравномерно, и это зависит от конкретных исторических условий существования данного языка.
Многие лингвисты и лингвистические школы придавали решающее значение фактам смешения или скрещивания языков как первейшего фактора их исторического развития. В случаях скрещивания различают субстрат и суперстрат. Это изменения, связанные с серьезными перерождениями в структуре языка – победителя. Это нарушение внутренних законов развития языка, когда один из скрещиваемых языков «гибнет», подчиняясь другому, и вместе с тем внося искажение во внутренние законы победившего языка.
6.1. Исторические изменения словарного состава языка
Как известно, словарный состав языка изменяется непрерывно и обновляется гораздо быстрее, чем другие ярусы языка. При изменении словарного состава прирост его всегда превышает убыль. Это касается по преимуществу образования производных слов от уже имеющихся, заимствования и собственноязычного создания терминов и различных полисемических переносов значения. Это мало касается основного словарного фонда языка, который изменяется медленно, в отличие от периферийного фонда.
Выпадение слов из словарного состава не следует понимать как внезапное исчезновение, поскольку это постепенный переход слов из активного словаря в пассивный. Наряду с заимствованием иноязычных слов в единстве их значения и материального оформления (хотя бы и с изменениями того и другого) языки широко пользуются калькированием иноязычных слов и выражений (перевод иноязычного слова или выражения по частям средствами своего языка).
6.2. Изменения в фонетике и фонетические законы
Фонетические законы действуют не повсеместно, а в пределах данного диалекта, определенного языка или группы родственных языков и действуют в пределах определенного времени. Это чисто языковые, внутренние законы, и их нельзя свести к каким-либо иным законам физико-биологического порядка. Они специфичны для группы родственных языков и для отдельных языков. Среди фонетических законов следует различать:
Законы развития, или исторические законы, которые формируют последовательные этапы звуковых изменений и обусловливающих их причин. При этом последующий этап приходит на смену предыдущему и его отменяет, так что сосуществование бывшего и ставшего быть не может. Это ось диахронии.
Общая тенденция исторических изменений в фонетике может изменять фонетическую систему в двух направлениях: либо в сторону сокращения количества фонем (конвергенция), либо в сторону увеличения (дивергенция). Эти две тенденции опираются на явления вариантов и вариаций. И в том и другом случае ясно одно: «причина», вызывавшая явление варьирования, отпала.
6.3. Исторические изменения грамматического строя
Эти изменения могут касаться и всей грамматической системы в целом или же отражаться на частных вопросах и лишь определенных грамматических категориях и формах.
Грамматическая система любого языка устойчива и подвергается изменениям под влиянием других языков редко. Здесь возможны следующие случаи: 1) переносится из одного языка в другой несвойственная данному языку грамматическая категория; 2) переносится словообразовательная категория, что часто именуется «заимствованием аффиксов»; 3) заимствуются словоизменительные формы (правда, это имеет место в довольно редких случаях); 4) в процессе грамматического развития языка могут появляться и новые грамматические категории (например, деепричастия в русском языке, возникшие из причастий путем утраты согласовательных категорий и застывших в одной несогласуемой форме и тем самым изменивших свой грамматический облик).
В грамматических изменениях особое место занимают «изменения по аналогии», регулирующие и приводящие в более упорядоченный вид те явления в области грамматических парадигм, которые были нарушены действием фонетических законов (икать – ичут, теперь же в современном языке икают по аналогии с кидать – кидают).
Исследователи утверждают, что малочисленные по числу говорящих языки типичны для народов, находящихся на примитивной ступени развития. Крупные языковые объединения соответствуют народам высокого развития, что связано с судьбой племенного строя и образования государства. Наиболее крупными объединениями эпохи родового и племенного строя могли быть союзы племен, которые состояли из разных племен с родственными, а зачастую и неродственными языками. Тем самым союз племен не мог характеризоваться общностью и единством языка для всех членов этого союза. То же положение можно было наблюдать в рабовладельческой и феодальной формации. Огромное влияние на судьбу развития того или иного языка имеют политические и культурные факторы. К таким факторам можно отнести различные формы общественной, а позднее государственной жизни, развитие торговли, разработку письменности и ее различных применений в государственной жизни, в художественной литературе и в церковном обиходе.
Главной отличительной чертой государства является общественная власть, отделенная от массы народа. Решающее значение имела «уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного жительства». Большую роль здесь сыграли и завоевания.
Новый этап в развитии народов и языков связан с возникновением наций и национальных литературных языков. Если при феодализме экономическая жизнь тяготела к натуральному хозяйству, то при капитализме широко развивается торговля, а с приобретением колоний и с освоением международных сообщений – и мировая торговля. В историко-культурном отношении переход от феодализма к капитализму связан с так называемой эпохой Возрождения и порожденным этой эпохой национальным развитием. Эта эпоха выдвинула следующие основные проблемы: 1. создание и развитие национальных языков; 2. изучение и освоение различных языков в международном масштабе; 3. пересмотр судьбы античного и средневекового лингвистического наследия. В противоположность языковой раздробленности феодального периода требуется единство языка всей нации. Этот общий язык не может быть мертвым, он должен быть способным к гибкому и быстрому развитию. У разных народов процесс складывания наций и национальных языков протекал в разные века, в разном темпе и с различными результатами. При капитализме различие между литературным языком и диалектами делается все более значительным. У городских низов и разных деклассированных групп населения создаются особые групповые «социальные диалекты», не связанные с какой-нибудь географической территорией, но связанные с различными профессиями и бытом социальных прослоек. Это «арго» или «жаргоны». К этому периоду относятся и попытки создания международного языка (эсперанто, воляпюк, идо, аджуванто), приспособленные для решения определенных практических задач, но не являющиеся языком в полном смысле этого слова, то есть лишенные общенародной основы и живого развития.
На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков
Людмила Сметанина запись закреплена
34. Понятие языкового родства. Три признака родства языков
Родственными называют такие языки, которые, возникнув из одного и того же источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы, регулярные фонетические соответствия. Родство языков не есть полное тождество, а закономерное развитие из одного и того же праязыка. Русское слово «морозная» закономерно соответствует болгарскому мразовита и польскому mrózna. В мире
35. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая система
Это группировка языков по общности языкового материала (корней, аффиксов, слов), а тем самым и по общности происхождения. ГКЯ прямо связана с исторической судьбой языков и народов, носителей этих языков, и охватывает, прежде всего, лексические и фонетические сопоставления, а далее и грамматические.
Шлейхер: создание родословного языка (индоевропейский праязык – основа всех европейских языков, в результате образовались 2 ветви – северная ветвь и южная ветвь). Как практика теории Шлейхера появлялась волновая теория Шмидта (родственные языки даже на ранних этапах формирования испытывали влияние других языков). Индоевропейская семья:
• восточнославянская подгруппа славянской группы: русский, украинский, белорусский
• западнославянская подгруппа славянской группы: польский, чешский, словацкий
• южнославянская подгруппа славянской группы: болгарский, македонский
• балтийская группа: литовский, латышский;
• германская группа: английский, немецкий, голландский
• романская группа: французский, испанский, итальянский, португальский
• кельтская группа: ирландский, шотландский;
• индийская группа: хинди, санскрит;
• иранская группа: персидский, афганский, таджикский;
• греческая группа: новогреческий, древнегреческий;
• армянский (отдельный язык внутри семьи).
Индоевропейская семья языков – самая распространенная. Эти языки являются основными языками почти для 150 народов. Индоевропейские языки распространены большей частью в Европе, но они сейчас используются в Азии (например, в Индии) и Америке и даже в Австралии и Африке. Среди индоевропейских языков нам известны не только живые, но и мертвые – бесписьменные и письменные. Мертвыми бесписьменными языками, являются, например, полабский, скифский, галльский, прусский, парфянский.
Среди индоевропейских языков известны и мертвые письменные языки – санскрит, древнеперсидский, пали, пехлеви, древнегреческий, латинский, византийский (среднегреческий), старославянский, готский и др. В XX в. были открыты тохарский и хеттский языки, составляющие особые группы индоевропейских языков.
Хеттский язык – самый древний письменный индоевропейский язык. Он известен по памятникам клинописного письма XVIII– XIII вв. до н. э. Хеттское Древнее царство было в Малой Азии. Расшифровка хеттских текстов и установление индоевропейского характера языка были сделаны в 1916–1922 гг. чешским ученым Б. Грозным.
Открытие и изучение древних письменных языков сыграло исключительную роль в развитии языкознания, привело к созданию генеалогической классификации языков и сравнительно-исторического метода.
36. Морфологическая типология языков и морфологическая классификация языков
37. Законы языкового развития