на основе какого принципа эгоизма или альтруизма необходимо строить свою жизнь сочинение
Проблема эгоизма и альтруизма по тексту Евсеевой «Тёплая зимняя сказка» (ЕГЭ по русскому)
Слыша, как мать ругает мальчика за то, что он, будучи болен, выглянул в такой мороз в открытую форточку, у Снежинки внутри всё сжималось. Она хотела помочь мальчику и, несмотря на то, что Снежинка понимала, что если она опустится в его ладонь, то сразу же умрёт, она всё равно пожертвовала собой. Снежинка осчастливила мальчика и сама обрела счастье. Читатель понимает: альтруизм это то, что приносит настоящее счастье. Примеры дополняют друг друга. Они позволяют понять, что при особых обстоятельствах даже последний эгоист способен на прекрасный акт альтруизма. Авторская позиция заключается в том, что только альтруисты, делая счастливым другого человека, сами становятся счастливы. Я полностью согласен с автором, действительно, эгоисты не способны обрести настоящее счастье. В качестве примера можно привести героя романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Григория Печорина, который влюбился в девушку по имена Бэла. Она не отвечала на его ухаживания, но Печорин всё равно забрал её в к себе в крепость, в награду за коня. Со временем она полюбила его, но он охладел к ней и начал тяготиться ею. Печорин так и не обрёл счастья вместе с Бэлой. Таким образом, только альтруисты способны обрести настоящее счастье.
К1. – 1 (из 1). Формулировка проблемы. Проблема сформулирована верно:
К2. – 6(из 6). Комментарий к проблеме. Приведены два примера-иллюстрации. Дано хорошее пояснение к каждому. Смысловая связь установлена верно и прокомментирована.
К3. – 1(из 1)Позиция автора верна.
К4. – 1(из 1). Своё отношение к авторской позиции высказано с опорой на художественное произведение.
К5. – 2 (из 2). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
К6. – 1 (из 2). Точность и выразительность речи. Есть речевые повторы.
К7. – 3 (из 3)Соблюдение орфографических норм
К8. – 2 (из 3)Соблюдение пунктуационных норм.
2. использования союза уступки «несмотря на то что»: «Она хотела помочь мальчику и, несмотря на то, что Снежинка понимала, что если она опустится в его ладонь». Перед «что» запятая не нужна. Это составной союз.
К9. – 2(из 2). Соблюдение грамматических норм
К10. – 1 (из 2) Соблюдение речевых норм.
повтор: «альтруизм, альтруисты»
К11. – 1 (из 1) Соблюдение этических норм.
К12. – 1(из 1). Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
Заключение эксперта. Хорошая работа. Верный комментарий. Следует обратить внимание на повторы. Снежинку можно назвать красавицей, самовлюбленной особой, порхающей принцессой и др. Альтруизм – это самопожертвование, истинная любовь. Желаю удачи.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Запомни!
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Как человек может перейти от эгоизма к альтруизму? Этим вопросом задаётся Владимир Фёдорович Тендряков в своём тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор пишет о группе измученных голодом солдат, которые шли на фронт. На хуторе, который лежал на их пути, командиру удалось раздобыть хлеб с сахаром для бойцов. Главный герой отправился вместе со старшиной забирать продовольствие. Дождавшись, когда его никто не увидит, он украл полбуханки хлеба. Этот отвратительный поступок характеризует его как подлого, гадкого человека.
Однако у главного героя всё-таки есть совесть. Стараясь вернуть себе самоуважение, он лез первым в бой, взваливал на себя катушку с кабелем потяжелей, делился с товарищами едой. Поэтому даже такой подлец способен стремиться к добру и альтруизму.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что после ужасных поступков, совершённых в прошлом, у человека всегда остаётся возможность загладить вину и стать чуточку лучше.
Позиция автора ясна: перейти от эгоизма к альтруизму можно только тогда, когда ты заглянешь к себе в душу и ужаснёшься тем, кто ты есть на самом деле. «Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой».
Нельзя не согласиться с В.Ф. Тендряковым. Признаться, мне и самому однажды пришлось почувствовать отвращение к самому себе после совершённой подлости. В детстве, когда я был в гостях у своих родственников, мне приглянулась одна игрушка, которой играл их ребёнок. Я забрал её себе. Сначала это ощущалось как просто игра, но когда я вернулся с этой вещью домой, мне стало ужасно стыдно. Пришлось рассказать всё родителям, вернуть родственникам украденное и извиниться. Более того, я разбил свою копилку и всё потратил на подарок обиженному мной ребёнку.
В заключение хочу сказать, что альтруизм помог нашему виду выжить, справиться с испытаниями природы. В нём наша отличительная черта.
/// Хотел спросить, нужно ли вообще заключение в сочинении? За него могут снять или поставить баллы?
У вас качественное, грамотное сочинение,очевидно, что вы претендуете на высокие баллы. Поэтому позволю себе более критично подойти к разбору вашей работы, чтобы не просто оценить ее, а помочь вам улучшить стиль, сделать текст сильнее.
Более того, я разбил свою копилку и всё потратил на подарок обиженному мной ребёнку. |
балл сняли бы точно, по критерию К5. Сочинение оказалось бы оборванным, логически не завершенным.
Вы написали заключение, но оно получилось неудачным. В заключении вы перескочили на другую проблему, выдвинули новый тезис о том, что «альтруизм помог нашему виду выжить». Этот тезис не доказан в рассуждении, он требует доказательств, поэтому его появление в заключительной части сочинения является логической ошибкой. Чтобы избежать такой ошибки, нужно в заключении упоминать тему (ключевые слова) сочинения, не повторяя проблему и не формулируя новый тезис. Например, так: В заключение отмечу, что благодаря тексту В.Тендрякова я еще раз убедился: нужно всегда поступать по совести и быть честным с самим собой.
В комментарии, Андрей, постарайтесь больше писать о том, что делает автор и что чувствует читатель. Сейчас у вас скупые пояснения, сделайте их более развернутыми и глубокими, чтобы не вынуждать эксперта «натягивать» баллы.
В сочинении есть и другие ошибки:
Сначала это ощущалось как просто игра, но когда я вернулся с этой вещью домой, мне стало ужасно стыдно. |
отсутствует запятая на стыке союзов.
Итак, Андрей, будьте бдительны при определении проблемы, не пишите слишком «заумно», следите за логикой, внимательнее проверяйте текст на пунктуацию. И тогда максимальный балл будет вашим! Удачи!
Пример эссе на тему альтруизм
«Живет лишь тот, кто не для одного себя живет» (Менандр)
Высказывание Менандра указывает на то, что нужно жить, помогая людям, любя близких и, в целом, быть добрым, общительным человеком, способным на самопожертвование, а не просто существовать, удовлетворяя насущные потребности.
Автор в своем высказывании говорит о важности самопожертвования и бессмысленности жизни без него. С точкой зрения Менандра нельзя не согласиться, так как главное в жизни это не получение удовольствия, а продолжение рода и воспитание будущего поколения, что невозможно без альтруизма по отношению к близким и родным.
Альтруизм – это способность помогать людям, не думаю о себе, о собственной выгоде. Эгоизм – это поведение, при котором человек ставит свои интересы выше интересов других. Из определения этих понятий можно прийти к выводу, что альтруизм, самопожертвование, характеризует человека, как часть общества, как активный субъект общественных отношений, жизнь которого положительно влияет на окружающих его людей. А жизнь эгоиста, либо никак не повлияет на общество, либо отрицательно скажется на нем. Эгоисты не живут, а просто бессмысленно существуют, так как не приносят пользу людям.
В доказательство своего мнения я приведу ряд аргументов.
Во вторых мне бы хотелось привести в пример миллионы солдат, детей Великой Отечественной Войны, благодаря которым мы можем жить и радоваться жизни. Бросаясь с гранатами под танки, прыгая на пулеметные расчеты, закрывая собой мирных жителей, они не думали о себе, они не думали ни о чем, кроме родины. Солдаты понимали, что их жизнь, пусти и короткая, приблизит страну к победе, поможет спасти целую нацию. Если бы все солдаты были эгоистами, то не было бы сейчас России, а вместе с ней и миллионов людей.
Проблема эгоизма одна из самых важных в современном мире. Стоит лишь вспомнить повсеместную коррупцию, вечные судебные процессы, связанные с дачей взяток или неуплаты налогов. Множество жителей России не думают о будущем своей родины, ими правит эгоизм, жажда наживы. Из-за таких людей в нашей стране плохой уровень жизни, высокая смертность и низкая рождаемость, так как люди боятся не прокормить будущее поколение. Пока люди не перестанут думать только о себе, все проблемы России не будут решены.
Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что, если человек хочет жить, а не существовать, он должен быть готов на самопожертвование, должен понимать, что интересы общества важнее собственных.
Эгоизм и альтруизм в отношениях
Я не психолог, поэтому не ставлю себе целью рассмотрение эгоизма и альтруизма с точки зрения психотехник и методик, к которым может прибегнуть профессионал. Данная статья, есть результат систематизации моих наблюдений. Они субъективны, эти наблюдения, а потому не могут служить истиной в последней инстанции. Тем более они не могут быть окончательно зафиксированы из-за постоянного изменения моих мировоззрений. Все течет, все меняется, а потому и взгляды на одно и тоже явление изменяются.
ЭГОИЗМ (от лат. ego — я) — точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Противоположностью эгоизма является
АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.
ЭГОИЗМ. Пути формирования и коррекция
———————————————————
Эгоизм может быть разделен по принципам формирования на три типа:
1) Через семью (внедренный тип)
2) Как защитная реакция (приобретенный тип)
3) Как осознанное поведение (приобретенный тип)
Формирование эгоизма через семью
В принципе, при рождении мы не эгоистичны, то есть наши действия не направлены на то, чтобы ставить свой интерес выше интересов окружающих. Но поскольку при формировании личность весьма восприимчива к внешнему опыту, за неимением собственного, то первый и основной путь приобретения эгоистических аспектов, равно как и других основ восприятия себя в обществе, происходит через семью.
Формирование эгоизма через семью происходит путем восприятия парадигм поведения родителей, как субъектов, к которым формирующаяся личность относится с абсолютным доверием. (родители так делают, значит это правильно)
По моему мнению, эгоизм как форма поведения, приобретаемый через семью, хуже всего поддается коррекции извне, поскольку сформирован не внешними источниками. Соответственно, коррекция возможна только самим воспринявшим, через собственный опыт.
Формирование эгоизма как защитной реакции
Формирование эгоизма как защитной реакции происходит тогда, когда действия личности не находят положительного отклика среди тех, на кого эти действия направлены. Соответственно, формируется защитный барьер, ограничивающий внешнее влияние на принципы поведения. (Они меня не понимают, поэтому я буду жить, так как считаю нужным, не обращая на них внимания)
Данный тип эгоизма может быть скорректирован человеком-слушателем. Человеком, способным воспринимать, анализировать и обсуждать, способным изменять отношение к окружающим не противопоставлением, а внедрением чужой точки зрения. В этом случае защитная реакция теряет свою категоричность и становится более пластичной.
Формирование эгоизма как осознанного поведения
Такое поведение формируется уже при наличии собственного опыта взаимодействия, как единственно возможный вариант достижения целей. (Мне нужно достичь определенной цели, и я буду делать все для этого, остальные не в счет)
Данный тип эгоизма тоже возможно уравновесить. И, как мне кажется, одной из уравновешивающих сил может служить увеличение зависимости достигающего цель от внешних факторов (посторонней заинтересованности)
Попробую пояснить. Известно, что для достижения лидирующих позиций в группе необходимо доказать факт своей исключительности. Способов доказывания несколько:
(в). Через подсиживание или «по головам» – то есть создание негативного образа для того, кто мешает достижению цели (в данном случае того, кто на данный момент лидер) Самый не надежный способ, поскольку любая информация может быть подвергнута сомнению и проверена.
Так вот, мне думается, что коррекция данного типа эгоизма возможна, если не допустить сосредоточения всех средств достижения цели в одних руках. Тогда получится, что эгоист вынужден будет учитывать интересы тех, кто владеет не попавшими к нему в руки средствами (деньгами связями и т.д).
Эгоизм в личных взаимоотношениях
Наиболее животрепещущий аспект, поскольку касается каждого. И если от эгоизма лидера той или иной группы можно абстрагироваться, переключившись на ту или иную общественно-полезную деятельность, то проявления эгоизма в личных отношениях так просто не заместишь.
В основном, в личных отношениях преобладает первый или второй тип эгоизма. То есть либо он внедрен на этапе формирования личности, либо выработан как защитная реакция.
Эгоизм в личных отношениях я бы определил как «эгоизм ожиданий». И вот почему.
Каждый из нас сначала формирует определенный «перечень ожиданий», который обязательно должен быть осуществлен для достижения равновесия внутреннего мира и внешней среды. Инициируя те или иные отношения, мы уже успеваем сопоставить, насколько данные отношения соответствуют «перечню», и в соответствии с этим развиваем отношения.
Здесь имеет смысл провести разделение отношений по степени критичности отношения к «перечню»
Дружба – отношение, при котором исполнение одного или нескольких желаний из перечня, повышает значимость исполнителя и связывает более тесными узами, а не исполнение может не повлечь за собой последствий, так как степень зависимости не очень высока, и практически всегда можно найти альтернативный способ достижения желаемого.
Гражданский брак – отношение, при котором степень критичности к исполняемости «перечня» выше, чем при дружбе, но при этом остается достаточная степень свободы, чтобы отказаться от отношений в случае, если процент «попаданий» в перечень станет ниже терпимого. В случае же, если процент попаданий выше 60%, то повышается вероятность перехода Гражданского брака в официальный.
Официальный брак – отношение, при котором процент оправданности ожиданий очень сильно влияет на его устойчивость. Рассмотрим его подробнее.
Итак, большинство браков формируется на том основании, что один партер очень устраивает другого по критериям эмоциональной, физической, психологической совместимости, соответствуют также и материальные возможности. В редких случаях возможен вариант, при котором оба партнера устраивают друг друга по всем перечисленным критериям.
Но это только на начальном этапе, а дальше? А дальше одни критерии начинают превалировать над другими. И пока все устраивало, эгоизм партнеров не мешал их взаимоотношениям, но на определенном этапе отношений равновесие может нарушиться
Для облегчения понимания взаимоотношений можно их представить в виде соотношения «беру-даю»:
уравновешенная схема (идеал):
беру = даю – то есть количество получаемого равно количеству отдаваемого
схемы с перевесом :
Эгоистическая схема
беру > даю – то есть количество получаемого больше, чем количество отдаваемого
Альтруистическая схема
беру даю – эгоистическая схема отношений.
При данной схеме, со стороны берущего возникает зависимость от дающего, поскольку неполучение вызывает дискомфорт, соответственно, берущий, так или иначе, компенсирует взятое отдачей, хоть и неравнозначной.
Сохранение устойчивости отношений при данной схеме достигается хотя бы краткосрочным уменьшением количества требуемого или увеличением количества отдаваемого, что приведет к равновесию.
———
беру < даю – альтруистическая схема отношений
При данной схеме страдает дающий, поскольку не получает достаточного возмещения отданного. Однако, не возмещенное может быть компенсировано чувством удовлетворенности: (зато теперь он/она что-то имеет, здоров, счастлив и т.д. и мне от этого хорошо)
Сохранение отношений в данном случае также зависит от берущего. Однако, при недостаточной степени компенсации отданного, альтруизм дающего может уменьшится до сравнимых с получаемым величин, что может уравновесить отношения.
Также в отношениях очень часто виден второй тип эгоизма – защитный. Данный тип начинает проявляться при невозможности что-либо противопоставить (эгоизм слабого) При возникновении внутрисемейных ситуаций требуется совместное решение. Однако не всякий может взять на себя ответственность за свою половину решения и предпочитает возложить все на партнера. При данном варианте срок отношений равен размеру терпения того, кто принимает решения.
Конечно, с точки зрения укрепления духа, нужны отношения с перевесом, но все-таки я предпочел бы равновесие.
Я понимаю, что с точки зрения Бога все правильно, эгоист должен жить с не эгоистом, для того, чтобы научиться неравнодушию, но проблема в том, что эгоисту не объясняют, что ему предстоит научиться думать о других и для этого его соединят с тем, кто это уже умеет. А тому, кто умеет думать о других, не дали понять, что в его задачи входит уменьшение уровня эгоизма определенных, попадающихся на его пути личностей. В результате оба не готовы. Только один партнер не может понять, что его эгоизм убивает, а другой не понимает, что эгоизм без участия эгоиста уменьшить невозможно.
Всем известны примеры ситуаций, в которых человек, порой рискуя собственной жизнью и здоровьем, помогает другим. Хотя в современном мире альтруизм встречается достаточно редко. Как правило, все люди стараются поступать так, как им выгодно, и в обычной жизни гораздо чаще мы имеем дело с эгоизмом. Что же такое альтруизм? Чем можно объяснить подобное поведение людей? Какие можно привести примеры альтруизма? Все эти вопросы мы рассмотрим в статье.
Понятие альтруизма
Альтруизм – это поведение человека, предполагающее бескорыстную помощь другим, порой в ущерб своим интересам. Синонимом данного слова является «самоотверженность». Альтруист отказывается от возможных благ и выгод в пользу другого человека или общества в целом. При этом он не ждет от того, кому оказал помощь, благодарностей или вознаграждения.
Следует отличать истинный альтруизм от мнимого. К примеру, женщина живет с мужем-алкоголиком, заботится о нем и надеется, что он исправится. При этом она совершенно забывает о себе, закрывает глаза на то, что супруг уносит из дома последние деньги. Казалось бы, такое поведение женщины можно назвать альтруистическим. Однако на самом деле имеются причины, по которым она терпит выходки мужа. Возможно, женщина боится остаться одинокой и никому не нужной, опасается трудностей при расставании с супругом. Соответственно, выгода в ее поведении все-таки присутствует.
Истинный альтруизм подразумевает геройские поступки на войне, помощь утопающему, оказанную человеком, который сам едва умеет плавать, действия пожарных, вытаскивающих из огня детей. В этих случаях какую-либо выгоду в поведении людей проследить совершенно невозможно.
Причины альтруистического поведения
Существует несколько теорий, которыми объясняется альтруистическое поведение человека. В первую очередь к таковым можно отнести социальную ответственность людей и их потребность отдавать. Согласно этому, человек стремится помочь ближнему, если видит, что тот нуждается в нем и зависит от его действий.
Альтруистическое поведение можно объяснить нежеланием наблюдать страдания других. При этом в случае их прекращения исчезают и негативные эмоции человека, оказавшего помощь, либо они сменяются позитивными. С точки зрения этой теории тесно переплетаются альтруизм и эгоизм.
Еще одной причиной самоотверженности может являться чувство вины, имеющееся у человека. Совершая благородный поступок, он стремится искупить таким образом свои грехи.
Моральный альтруизм
Моральный альтруизм – это помощь другим людям, в основе которой лежат совесть и нравственные установки человека. При этом индивид действует, исходя из своих внутренних убеждений и понятий о том, как правильно следует поступить в данной ситуации. Живя по совести, человек становится честным перед самим собой, не испытывает чувства вины и душевных мук.
Одной из форм морального альтруизма является нормативный. Он выражается в борьбе человека за справедливость, стремлении наказать виновных и отстоять правду. К примеру, судья выносит суровый приговор преступнику, несмотря на очень крупную сумму, предлагаемую ему в качестве взятки.
Рациональный альтруизм
Рациональный альтруизм – это попытка человека найти правильный баланс между своими интересами и потребностями и нуждами окружающих. Он предполагает осмысленное совершение человеком бескорыстных поступков, их предварительное обдумывание.
Рациональная теория альтруизма позволяет индивиду защититься от тех, кто мог бы использовать его честность и доброту. Именно поэтому в его основе лежит взаимность стараний. Без этого отношения могут превратиться в эксплуататорские. Человеку необходимо понять, где и когда стоит предлагать свою помощь, постараться не действовать в ущерб себе и своим интересам.
Альтруизм из симпатии и сочувствия
Альтруистические поступки очень часто совершаются человеком, которым движут некие переживания и чувства. Это может быть милосердие, сострадание или сочувствие. Как правило, доброжелательность и самоотверженность альтруистов распространяются только на близких людей – родственников, друзей, любимых. Если же альтруизм выходит за рамки подобных отношений, он носит название «филантропия». Чаще всего она проявляется в благотворительности и помощи нуждающимся.
Понятие эгоизма
Понятием, противоположным альтруизму, является эгоизм. Он представляет собой поведение индивида, направленное исключительно на удовлетворение своих интересов и потребностей, получение выгоды и пользы для себя. Последствия, к которым могут привести подобные действия для остальных людей, эгоистом в расчет не принимаются.
Существует мнение, что каждый человек генетически предрасположен к эгоизму. Это объясняется длительной борьбой за выживание и естественным отбором в условиях, в которых людям пришлось существовать длительное время. Некоторые ученые считают, что всеми поступками человека движет эгоизм. Даже самые благие намерения и бескорыстные действия на самом деле имеют скрытую цель удовлетворить потребности самого человека, а не окружающих.
Различают рациональный и иррациональный эгоизм. В первом случае человек оценивает и взвешивает последствия своих действий. В итоге он поступает так, как ему кажется правильным и целесообразным. Иррациональный эгоизм предполагает необдуманные и импульсивные действия, которые могут повлечь за собой неприятные последствия для окружающих.
Альтруизм и эгоизм
Казалось бы, что такие противоположные понятия не могут сочетаться в одном человеке и не имеют ничего общего. Традиционно мы привыкли считать эгоизм отрицательным качеством личности. Люди, обладающие им, вызывают осуждение и порицание со стороны общества. Альтруизм подразумевает, напротив, положительную оценку. Люди всегда почитали самоотверженность и геройские поступки.
Нужно помнить и о том, что человек может меняться в зависимости от того, какой он получает жизненный урок. Эгоизм и альтруизм могут чередоваться в людях. К примеру, если человек, совершивший благородный поступок, вместо благодарности получает осуждение либо если его физические и моральные возможности совершать добрые поступки иссякли, то он может превратиться в эгоиста. Забота о собственной персоне также может смениться альтруизмом, если для этого создались подходящие условия.
Проблемой современного общества является осуждение как самоотверженного поведения, так и эгоизма. В первом случае людей часто считают ненормальными либо не верят им и ищут скрытую выгоду в их поступках. Эгоизм же ассоциируется с жадностью и наплевательским отношением к окружающим.
Плюсы и минусы альтруизма
Положительные стороны самоотверженности очевидны каждому человеку. Альтруизм – это прежде всего помощь людям. Если вам удалось спасти ближнего или оказать ему поддержку в нужный момент, это, безусловно, заслуживает похвалы и одобрения. Совершая бескорыстные поступки, помогая окружающим, каждый человек делает наш мир немного добрее и гуманнее.
Есть ли у альтруизма минусы? В разумных пределах они отсутствуют. Однако если человек совершенно забывает о себе и своих интересах, это может нанести существенный вред ему самому. Очень часто окружающие начинают пользоваться добротой и мягкосердечностью человека, перекладывают на него свои обязанности, постоянно просят у него взаймы денег и не отдают их. Они знают, что им никогда не откажут и всегда помогут, даже если это не так уж и необходимо. В результате альтруист может остаться ни с чем, не получив никакой благодарности за свои добрые деяния.