на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

Альберт Бандура : научение путем наблюдения за другими

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в маленьком канадском городке Мундаре. Его отец прокладывал пути для трансканадской железной дороги, а мать работала в местном магазине.

Учился мальчик в единственной в городе школе, в которой все предметы преподавали всего два учителя и ответственность за получение знаний лежала на самих учениках. После школы Бандура поступил в Университет Британской Колумбии; изначально он собирался специализироваться на биологии, но судьба распорядилась иначе.

Прибыв в университет намного раньше, чем начинались его занятия, Альберт, чтобы не тратить время зря, решил записаться на какой-нибудь дополнительный курс и, пролистав каталог, выбрал психологию.

В 1949 году, то есть всего через три года после поступления, Бандура окончил университет с дипломом психолога и продолжил учебу в аспирантуре Университета Айовы, где в 1952 году получил степень доктора философии. После этого ему предложили работу в Стэнфордском университете, где он преподает по сей день.

Больше всего Альберт Бандура известен своей теорией социального научения, которая убедительно продемонстрировала, что поведением человека управляют не только вознаграждение и подкрепление, как утверждали бихевиористы. Психолог предложил альтернативный, более детализированный взгляд на социальные факторы, влияющие на поведение, приобретенное в результате научения. Это более современный подход, у которого и сегодня множество сторонников.

Теория социального научения

Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.

Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.

С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:

1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.

Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).

2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.

3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.

Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:

Эксперимент с куклой Бобо

Чтобы подтвердить свои предположения о том, что дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его, Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо.

Ход эксперимента

1. В эксперименте принимали участие тридцать шесть мальчиков и тридцать шесть девочек в возрасте от трех до шести лет.

2. Контрольная подгруппа состояла из двенадцати мальчиков и такого же числа девочек.

3. Ролевые модели — один взрослый мужчина и одна взрослая женщина.

4. Двадцати четырем мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку по имени кукла Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.

5. Другой группе из двадцати четырех мальчиков и девочек показывали неагрессивное обращение с куклой.

6. И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.

Результаты эксперимента

В ходе эксперимента выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, как правило, проявляли в обращении с куклой Бобо намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы, а также те, кому до этого демонстрировали неагрессивные поведенческие модели.

Бандура обнаружил, что для девочек, наблюдавших агрессивные модели, была более характерна вербальная агрессивная реакция, если моделью служила женщина, и физическая агрессия, если моделью был мужчина. Мальчики же проявляли физическую агрессию чаще и сильнее, чем девочки, и чаще имитировали модели, наблюдаемые у представителей своего пола.

Источник

Что такое научение через наблюдение и почему обучение — это социальный процесс

Как теория социального научения Альберта Бандуры потеснила психоанализ и бихевиоризм и что она говорит о том, как мы учимся.

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

Из этой статьи вы узнаете:

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании. Ведёт Telegram-канал «Работник культуры».

В чём суть теории социального научения

Обучение происходит, когда мы в тишине и одиночестве сидим над учебниками, с гитарой в руке или в приложении для изучения языка. Но это только один из способов приобрести знания и навыки. Другая часть обучения требует взаимодействия с людьми, которые знают и умеют больше, чем мы.

На то, что обучение — это в том числе социальный процесс, указал ещё советский исследователь Лев Выготский. В возможности «в сотрудничестве подыматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей» учёный видел саму суть обучения. То, что недоступно нам из-за отсутствия опыта, оказывается по силам при содействии наставника, размышлял он.

Социальным процессом считал обучение и канадо-американский психолог Альберт Бандура. Теорию, через призму которой Бандура предложил посмотреть на то, как мы учимся, в российской литературе назвали теорией социального научения (от англ. social learning theory). Одна из главных её идей довольно проста и хорошо известна молодым родителям: дети (как и взрослые) учатся не только на своём опыте, но и через наблюдение за другими.

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

«Научение было бы исключительно трудоёмким — не говоря уже рискованным — процессом, если бы люди, получая информацию о том, что делать, полагались бы исключительно на результаты собственных действий, — пишет Бандура в книге «Теория социального научения» 1977 года. — К счастью, в большинстве случаев человеческое поведение подлежит научению через моделирование».

Наши родители, друзья, персонажи книг и кино — все они служат для нас поведенческими моделями. Наблюдая за ними, человек формирует представление о том, как должно осуществляться подобное поведение, закрепляет эту информацию в памяти и позже использует её как руководство к действию. Этот процесс Бандура назвал моделированием.

Кто такой Альберт Бандура

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

Альберт Бандура (1925–2021), уроженец Канады с польскими и украинскими корнями, в конце 1940-х переехал в США. Там он за пару лет получил сначала магистерскую, а затем докторскую степень по психологии, а в 1953 году начал преподавать психологию в Стэнфордском университете, где оставался больше полувека.

За это время он выпустил несколько книг, принёсших ему популярность. Среди них — «Принципы модификации поведения» (англ. Principles of Behavior Modification, 1969), «Теория социального научения» (англ. Social Learning Theory, 1977), «Социальные основы мысли и действия: социально-когнитивная теория» (англ. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory, 1986) и другие. Признание со стороны коллег было огромным: в 2002 году он удостоился четвёртого места в рейтинге самых выдающихся психологов XX века — после Скиннера, Пиаже и Фрейда.

Наибольшую известность Бандуре принесли ряд исследований, которые пресса окрестила общим названием «Эксперимент с куклой Бобо». В ходе этих опытов начала 1960-х Бандура с коллегами показывали детям взрослых людей, избивающих куклу. Когда вслед за этим детям предлагали поиграть с куклой, они копировали поведение взрослых.

Другая же группа детей, которой показывали взрослых, аккуратно обращающихся с куклой, не прибегала к агрессии. Более поздние исследования Бандуры показали, что даже демонстрация фильма с содержанием сцен насилия приводила к похожим результатам. На то, усвоят ли дети это поведение, впрочем, влияло то, поощрялись или наказывались поступки взрослых моделей.

Почему теория Бандуры так важна, несмотря на её простоту

Эксперименты Бандуры противоречили популярной тогда психоаналитической идее о том, что наблюдение за агрессией, например, в кино приводит к катарсису, снижая потребность вести себя агрессивно.

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

Ещё одна популярная теория тех лет, с которой не согласовывались выводы Бандуры, — бихевиоризм. Если Бандура считал, что мы учимся в том числе просто наблюдая за другими, бихевиористы полагали, что любое обучение происходит лишь через взаимодействие с окружающей средой. Поведение и животных, и человека сторонники этой теории рассматривали всего лишь как реакцию организма на внешние стимулы, подкреплённую предыдущим опытом — через поощрения и наказания.

Как отметил коллега Альберта Бандуры, профессор психологии из Стэнфорда Ли Росс: выводы бихевиоризма имели смысл, когда речь шла о голубях или крысах, но были менее убедительны, когда дело касалось человека.

«Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направление, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них», — писал Бандура в книге «Теория социального научения», вступая в спор с бихевиоризмом.

Человек действительно подвержен влиянию внешней среды, однако его поведение не сводится к результату внешних вознаграждений и наказаний, считал Бандура. Люди сами отбирают стимулы, «со всех сторон обрушивающиеся на них». Устанавливая для себя личные стандарты, мы учимся сами вознаграждать и наказывать себя.

Пример тому — писатели. «Писателям не нужно, чтобы кто-то сидел рядом, избирательно подкрепляя каждый написанный фрагмент до тех пор, пока не получится удовлетворительная рукопись. Вместо этого у них имеется некий стандарт того, чем определяется приемлемый уровень выполненной работы», — пояснял Бандура.

Если бихевиористы считали, что любое обучение приводит к изменению в поведении, то с точки зрения Бандуры мы способны усваивать новую информацию, не меняя своих поступков. Тем, что мы перенимаем не всякое поведение, за которым наблюдаем, мы обязаны как раз способности к саморегуляции. Но как мы вообще усваиваем чужое поведение через наблюдение?

Как устроено обучение с точки зрения Бандуры

На то, как эффективно мы осваиваем наблюдаемое поведение, влияют несколько факторов:

Внимание

Люди мало чему учатся при наблюдении, если они недостаточно внимательны, объяснял Бандура в «Теории социального научения». Из множества составляющих поведения модели люди избирательно наблюдают лишь за некоторыми. Внутренние установки влияют на то, поведение каких моделей кажется привлекательным, а какие модели мы игнорируем или отвергаем. Кроме того, внимание может зависеть от отношения модели к наблюдателю. Если, например, учитель или родитель не замечает ни успехов, ни неудач ребёнка, тогда он будет демонстрировать посредственную имитацию их поведения, писал Бандура.

Важно также отметить, что при наличии нескольких моделей наблюдатели редко копируют поведение лишь одной из них. «Не усваивают они и все подряд атрибуты даже самых предпочитаемых моделей», — замечал психолог. Вместо этого наблюдатели создают комбинацию из разных характеристик моделей. Так происходит, например, когда в одной и той же семье дети моделируют совершенно разное поведение.

Запоминание

«Наблюдение за моделями не в состоянии оказать на людей сколько-нибудь заметного влияния, если они не будут запоминать наблюдаемое поведение», — писал Бандура. Наблюдаемое поведение сохраняется в долговременной памяти в форме символов и абстракций. Благодаря этому человек способен в том числе и к отсроченной имитации, то есть может продемонстрировать поведение модели не сразу после наблюдения, а спустя какое-то время.

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

Дети, по наблюдениям Бандуры, в основном склонны к непосредственной имитации, но с возрастом способность к отсроченному подражанию улучшается — с развитием навыков символического мышления.

Моделирование становится более абстрактным. Человек уже не просто копирует чужое поведение, а выделяет в нём общие принципы и правила.

Кроме того, с развитием языковых навыков, поведенческое моделирование постепенно вытесняется вербальным. С его помощью можно выразить «практически бесконечное множество типов поведения, которые было бы неудобно или нереально моделировать, прибегая лишь к наглядным примерам», заключал Бандура.

Повторение

Идеи, однако, редко сразу и без ошибок преобразуются в правильные действия, предупреждал психолог. На помощь приходят многократные повторения.

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

«Когда люди про себя репетируют или даже на самом деле воспроизводят моделируемые типы реакций, вероятность того, что они забудут пройденное, намного меньше, чем если бы они не думали об этом и не пытались практиковаться», — писал Бандура и сделал вывод: «Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблюдения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и ошибок».

Мотивация

«Теория социального научения проводит различие между научением и исполнением, так как люди не следуют всему тому, чему они научились, поскольку люди на деле не реализуют на практике всё подряд, чему они научились», — писал Бандура. На совершение действия человека должны мотивировать его вероятные последствия.

«Человек с большей вероятностью воспримет поведение модели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно оказывается неэффективным или даже вредным, — объяснял он. — Мы стараемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасываем то, что лично не одобряем».

на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Смотреть картинку на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Картинка про на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения. Фото на основе какого процесса по мнению а бандуры у ребенка вырабатываются модели поведения

Что такое самоподкрепление и самоэффективность

На закрепление нового поведения влияет, по мнению Бандуры, и отношение к нему самого человека. «Люди с готовностью принимают то, что кажется им достойным похвалы, но в то же время сопротивляются тем новшествам, которые нарушают их социальные и нравственные убеждения», — пояснял психолог. Собственные положительные реакции людей на их же действия Бандура называл самоподкреплением.

К понятию самоподкрепления Бандура добавил ещё и самоэффективность, которую подробно описал в работе 1997 года «Самоэффективность: осуществление контроля» (англ. Self-Efficacy: The Exercise of Control). Суть в том, что, работая над задачей, человек сравнивает свой прогресс с целью. Ощущение продвижения повышает чувство самоэффективности и мотивирует продолжать работу.

В позднем варианте своей теории социального научения, которую Бандура назвал социально-когнитивной теорией, психолог отводил таким процессам саморегуляции центральное место. «Люди ведут себя так или иначе не просто, чтобы соответствовать предпочтениям других. Очень многое в их поведении мотивируют и регулируют внутренние стандарты и самооценочные реакции на их собственные действия», — заключил Бандура в книге 1986 года «Социальные основы мысли и действия».

Как выводы теории социального научения применяют на практике

Университет западных губернаторов американского штата Миссури (англ. Western Governors University, WGU) предлагает три варианта практического применения теории Альберта Бандуры.

Первый способ — методика перевёрнутого класса. На традиционных уроках большую часть времени занимают рассказы учителя на тему занятия. А при перевёрнутом обучении новый материал ученики осваивают дома самостоятельно, на занятиях применяя усвоенные знания на практике под присмотром учителя. С теорией социального научения этот метод связан тем, что он позволяет ученикам наблюдать за поведением одноклассников и реакцией на него учителя, объясняют сотрудники WGU.

Ещё один вариант — геймификация и симуляция. С помощью геймификации можно превратить урок в игру, добавив награды за правильные ответы. А симуляция судебного процесса или, например, городской жизни даст ученикам шанс опробовать свои знания в ситуациях, близких к реальным. Наблюдая за тем, как удачливых игроков поощряет учитель, ученики, вероятно, будут перенимать их модели поведения, рассуждают авторы руководства WGU.

Наконец, примером социального научения может стать взаимное обучение — когда ученики выступают учителями друг для друга.

Ещё несколько примеров практического использования теории социального обучения предлагает образовательная организация Valamis. Эти примеры больше подойдут для корпоративного обучения.

Таблицы лидеров, например, создадут здоровую конкуренцию между коллегами. Модели поведения преуспевающих в этом соревновании сослуживцев, вероятно, будут копировать другие. Знакомство с лучшими практиками и историями успеха тоже будет повышать мотивацию. А корпоративы и другие неформальные встречи с коллегами, в том числе из других отделов, важны, потому что чем чаще мы наблюдаем поведение каких-либо моделей, тем выше вероятность, что мы начнём его имитировать.

Обложка: Zero Creatives / GettyImages

Источник

Теория развития ребенка по бандуре

Теория социального научения или социального когнитивизма Альберта Бандуры является одной из самых влиятельных теорий обучения. В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”)Патрисия Санчес Сейсдедос расскажет вам о том, кто такой Альберт Бандура и какие эксперименты он проводил. Вы узнаете об основных положениях теории социального или викарного научения, а также о том, как методы данной теории можно использовать в образовании и воспитании.

Кто такой Альберт Бандура и его интерес к исследованию процесса обученияльберт Бандура

Психолог Альберт Бандура родился в Канаде 4 декабря 1925 г. Альберт Бандура проводил психологические исследования процесса обучения, отдавая решающую роль когнитивному аспекту.

Другими словами, Альберт Бандура опирался в своих исследованиях на социально-когнитивную теорию, основанную на том, что поведение человека обуславливается взаимодействием между субъектом (толкования) и окружающей средой (наказания и ответная реакция).

На основе этого Альберт Бандура разработал свою знаменитую теорию социального или викарного научения, также называемую теорией социального когнитивизма или концепцией научения через моделирование.

Теория социального или викарного научения: обучение через наблюдение

Согласно Альберту Бандуре, та картина действительности, на базе которой мы действуем, является результатом нашего опыта, полученного от других людей (викарный опыт).

И таким образом мы обучаемся ежедневно. У каждого из нас есть люди, являющиеся примером для подражания в различных жизненных сферах: наши родители, преподаватели, коллеги по работе, друзья, публичные люди и “звёзды”, которые нас вдохновляют и т.д.

Мы повторяем поведение других людей, практически не отдавая себе в этом отчёт. Тем не менее, это не происходит автоматически. Мы выбираем модель для подражания, внимательно наблюдаем, запоминаем, оцениваем, имеет ли смысл подражать или нет и т.д.

В рамках теории викарного обучения эта оценка крайне важна. По сути, это то, что отличает теорию Альберта Бандуры от других теорий обучения, и то, из-за чего вспоследствии его теорию назовут социально-когнитивной.

С помощью нашей памяти мы мысленно воспроизводим картины поведения, которые мы наблюдали у нашего объекта для подражания. Мы также используем внутренний диалог и вспоминаем, что происходило в тот момент. Затем мы принимаем решение, хотим ли мы повторить увиденную модель поведения или нет, сделаем ли мы это идентично или внесём изменения…Мы даже можем менять эту модель в зависимости от наших целей. Тут уже вступает в игру мотивация каждого человека и его заинтересованность в данном виде поведения.

Эксперимент с куклой Бобо: агрессия и агрессивное поведение

От теории к практике

Чтобы эмпирически обосновать свою теорию, Альберт Бандура провёл эксперимент с куклой “Бобо”. Таким образом он попытался применить на практике теорию обучения через наблюдение (иными словами, теорию о влиянии увиденной человеком модели поведения других людей на его собственное поведение) на примере агрессивности.

Целью исследований было выяснить, как влияет на детей наблюдение за сценами насилия (в дальнейшем также было проведён эксперимент для изучения влияния увиденных по телевизору агрессивных действий).

Как проводился эксперимент?

Как вы можете наблюдать, кукла Бобо напоминает неваляшку, которая автоматически принимает обратно вертикальное положение при ударе или опрокидывании.

В опыте участвовали две эксперименальные группы (ЭГ1 и ЭГ2) и одна контрольная группа (КГ). Каждая экспериментальная группа состояла из 24 детей (мальчиков и девочек поровну). Контрольная группа также состояла из 24 детей, мальчиков и девочек в одинаковом соотношении.

Выводы, которые сделал Альберт Бандура:

Однако не всё так просто. Для реализации какого-либо типа поведения недостаточно только наблюдения и модели, которая воспроизводит данный тип поведения.

Более того, чтобы модель поведения была перенята, она должна быть “привлекательной и интересной” для повторяющего её. Здесь также важнейшую роль играет культура. Не каждый человек может стать примером для ребёнка во всех жизненных ситуациях.

Это правда, что ребёнок, наблюдающий за агрессивным поведением, включает его в свой поведенческий репертуар, что, в свою очередь, повышает вероятность агрессивных действий с его стороны. Однако это не определяет поведение ребёнка полностью.

Люди наделены сознанием, способностью принимать решения и делать выбор. Поэтому, приобретя какое-либо знание или навык, ребёнок должен захотеть его использовать в данный момент. Другими словами, в зависимости от своих целей выбрать самую правильную, с его точки зрения, линию поведения.

В данном эксперименте на детей влияло то, что им показывали как обращаться с предметом, с которым у них не было предварительного опыта обращения (кукла была новым, неизвестным им объектом). В связи с этим в какой-то степени свобода детей была ограничена, поскольку им показывали как себя вести. Другими словами, поведения ребёнка будет отличаться в зависимости от возможностей выбора, которые у него будут в тот или иной ситуации.

Теория социального или викарного научения Альберта Бандуры. Процессы

Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или викарном научении:

1. Внимание

Необходимо, чтобы внимание наблюдающего было сфокусировано на модели, за которой он наблюдает. Любой отвлекающий фактор прервёт задание.

2. Сохранение

Важнейшую роль играет память. Человек должен сохранить в своей памяти новый тип поведения для того, чтобы воспроизвести его в дальнейшем.

3. Воспроизведение

Кроме реализации на практике определённого вида поведения человек должен быть способен воспроизвести это поведение символически. Другими словами, даже если ребёнок будет много наблюдать за игрой любимого теннисиста, он не сможет так же бить по мячу, как он, поскольку для этого нужны определённые моторные навыки. Ребёнок может воспроизводить тип движения и действия, однако для корректного вопроизведения нужны повторение и тренировка.

Кроме того, необходимы определённые когнитивные способности, чобы суметь привести в действие все механизмы. Другими словами, ребёнок должен дойти до определённого уровня когнитивного развития.

4. Мотивация

Даже если человек запоминает наблюдаемое им поведение, для того чтобы повторить его, нужно желание это сделать. Мотивы у нас могут быть самые разные, например:

Как на практике можно использовать методы теории социального когнитивизма?

1. Наблюдательное обучение в образовании

Дети во всём мире принимают во внимание поведение взрослых, чтобы запомнить и перенять модели и линии поведения…Они учатся, беря за эталон определённых людей. Альберт Бандура говорит:

“К счастью, поведение людей в основном построено на моделировании через наблюдение”.

Это помогает избежать множество проб и ошибок, поскольку у ребёнка есть возможность наблюдать за ситуацией, поведением и последствиями. Однако дети не обращают внимание и не запоминают все виды поведения модели, это зависит от различных факторов, таких как сложность, настройка когнитивного навыка, значимость и авторитет взрослого-модели для ребёнка, а также функциональной ценности моделируемого поведения.

Таким образом, был сделан вывод о том, что дети, как правило, в большей степени имитируют простые, близкие к их уровню когнитивной компетентности вознаграждаемые типы поведения, демонстрируемые авторитетными для них моделями в момент, когда они активно наблюдают за такой моделью-объектом подражания.

С точки зрения социально-когнитивной теории научения, мы можем применять эти знания на практике в школе различным образом. Желательно, чтобы преподаватель или воспитатель воспринимался детьми как авторитетный человек, постоянно обучающий их новым вербальным, поведенческим и символическим моделям. Эффективность будет зависеть от согласованности моделей, их соответствия компетентности учеников, аффективной валентности, а также эффективности того, как преподаватель или воспитатель будет представлять эти модели. С другой стороны, ученики получают возможность наблюдать и запоминать, что говорят и делают не только учителя, но и их одноклассники, тем самым тренируя навыки наблюдательного обучения.

2. Прогнозирование и обучение в образовании

Бандура выделяет прогнозирование как очень важный элемент при обучении детей, поскольку они очень быстро усваивают каковы последствия их поведения, умея различать их в зависимости от ситуации.

Например, иногда родители спрашивают себя, почему с некоторыми учителями дети ведут себя прекрасно, а с другими плохо? Или, например, задают себе вопрос, почему ребёнок игнорирует родителей до тех пор, пока не выведет их из себя?

Это происходит из-за прогнозов, которые делают дети. Например, если каждый раз, когда Иван сидит на месте, учитель “А” это не оценивает (не хвалит его), Иван будет делать то, что ему нравится или интересно в данный момент. Если же учитель “Б” каждый раз, когда Иван пытается встать, ругает и делает замечание о том, что нужно оставаться на своих местах, то это научит детей не только сидеть на уроке, но и также садиться сразу, как учитель начинает повышать голос. Поэтому Иван и другие дети запомнят, что на уроке учителя “А” можно себя вести как вздумается, в том время как если учитель “Б” начинает гневаться и повышать голос, то нужно сесть.

Именно поэтому, согласно теории социального научения, преподаватель не только учит детей как нужно себя вести, но и создаёт ситуации и модели ответного поведения.

С другой стороны, ожидания людей, в данном случае детей, необязательно должны быть связаны с личным опытом. Например, если самый популярный мальчик в классе демонстирует деструктивное или проблемное поведение, многие будут ему подражать, чтобы достичь того же: популярности и внимания.

Эти знания очень полезно применять в школе, главное – делать это правильно. Что действительно эффективно, это поощрение ученика за хорошие поступки для того, чтобы он стал примером для большинства других детей. Это гораздо эффективнее, чем заострять внимание на проступках.

3. Мотивация и обучение в образовании

Альберт Бандура считает, что последствия поведения (такие, как подкрепления и наказания) играют значительную роль соответственно в усилении или ослаблении того или иного типа поведения.

Это главное в мотивации и то, на чём базируется классическое обучение. Однако разница в модели Бандуры и Скиннера заключается в том, что, согласно теории Альберта Бандуры, последствия создают ожидания, которые, в свою очередь, будут усиливать или ослаблять данный тип поведения в будущем. В отличие от Скиннера, который определяет последствия как некие детерминанты, являющиеся результатом повторения типа поведения.

Поэтому, следуя предположениям Альберта Бандуры, предполагаемые последствия контролирует поведение больше, чем реальные. Это объясняет почему ребёнок так себя ведёт, понимая, что может не достичь желаемого. Почему ребенок целыми днями пытается привлечь всеобщее внимание на уроке, хотя зачастую у него это не получается? Потому что знает, что однажды у него это уже получилось.

Люди анализируют причинно-следственные связи и делают выводы из этой информации.

4. Мышление и регулирование когнитивных процессов в образовании.

Как мы уже выяснили раньше, согласно Альберту Бандуре, в основе поведения лежит мышление. Когда ребёнок учится, важно, чтобы он выстраивал концептуальные символические представления. Иными словами, понимал контекст, поведение и задавался вопросом – почему?

Альберт Бандура считает, что если ребёнок не понимает последствия свого поведения, он не сможет обучиться правильно.

Базируясь на теории социального научения, в школе мы должны объяснять детям, зачем они учатся, чего они достигнут и каковы цели обучения. В противном случае, согласно данной теории, они будут получать знания “на автомате”, не понимая, зачем им это нужно.

Кроме того, постоянное осознанное повторение того или иного вида поведения приведёт к тому, что такое поведение будет естественным для детей, и они смогут лучше сосредоточиться на учёбе.

А вы когда-нибудь слышали об этом психологе? Есть ли у вас идея, как можно использовать в учёбе его теорию? Что вы думаете о теории социального когнитивизма? Вы с ней согласны?

Перевела с испанского Анна Иноземцева

1) развитие – результат научения посредством наблюдения за поведением социальных моделей;

2) когнитивное научение подразу­мевает большую активность обучаемого, индивид становится обучающимся. Он отслеживает последствия своих действий, замечает и запоминает, какие из них были успешны по своим результатам, а какие бесполезны или вредны.

3) подкрепление не являются необходимым для научения, а влияет на характер исполнения выученной модели поведения.

Основной предмет исследованияПроблема социализации, процессы социального нау­чения: условия и механизмы
Методы исследованияМанипулятивный эксперимент, лабораторные и поле­вые исследования поведенческих моделей
Основные понятияСоциальное научение, когнитивные переменные, имитация, абстрактное моделирование, креативное моделирование, прямое и косвенное подкрепление, взаимный детерминизм факторов, самоподкрепление, саморегуляция, самоэффективность
Основные идеи— В базовую схему «S—R» включены промежуточ­ные когнитивные переменные
— Наблюдение создает когнитивный образ действий («бихевиоральное предрасположение») к определен­ной форме поведения, которая реализуется в зависи­мости от характера подкрепления
— Непрерывные взаимовлияния поведения человека, ситуационных и личностных факторов
пр
Факторы развитияСоциальный фактор, научение через наблюдение и внутренние когнитивные факторы (ожидания, само­восприятие и саморегуляция)
Ценное

— Привлечение внимания к условиям и способам воспитания в семье и средствами массовой информа­ции как к процессу моделирования детского поведе­ния
Стимуляция целого ряда эмпирических исследова­ний поведения и личностных аспектов
Направления критикиНедооценка ряда факторов, влияющих на развитие (например, способности детей обучаться в силу есте­ственного интереса)
Мало учитывается влияние стадий когнитивного раз­вития (в понимании Пиаже) на процесс моделиро­вания

Компоненты научения через наблюдение:

Развитие ребенка соответствует 7 видам социально-когнитивного научения.

2. Физическое моделирование

3. Вербальное моделирование

4. Образное моделирование

5. Символическое моделирование

6. Абстрактное моделирование

7. Дивергентное моделирование

8. Креативное моделирование

Персоногенетический подход

Теории А. Маслоу и К. Роджерса.

1) психическое развитие – результат собственного выбора, сделан­ного человеком; процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализа­ции (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер.

2) смысл самоактуализа­ции или актуализации состоит в развитии человеком собственного по­тенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Основной предмет исследованияРазвитие как непрерывный процесс самореализации/самоактуализации
Методы исследованияКачественные методы, анализ, интервью, эмпирические методы
Основные понятиясамореализация, самоактуализация, личностный рост, потенциал, вершина развития
Основные идеиК. Роджерс:
– Всякий организм наделе стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранить ее и улучшить. Он обладает необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение.
– Стремление к актуализации – врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т.е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция изби­рательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конст­руктивное движение личности к завершенности и целостности.
– Представление ребенка о самом себе, концепция собственного «Я» будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно формируется на основе разнообразного опыта, которые ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведение по отношению к нему – «реальное Я».
– Человек склонен представлять себя в идеальном образе – таким, каким хотелось быть стать «идеальное Я». К этому идеальному Я и стремится приблизиться реальное Я.
– В каждом человеке существует потребность в самоуважении, заставляющая добиваться положительного отношения к себе и к тому, что мы делаем.
– Чем больше согласия между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, тем больше личность конгруэнтна, что позволяет приблизиться к своему идеальному Я и в этом – суть самоактуализации.
А. Маслоу:
– Стремление к самоактуализации – врожденное стрем­ление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
– Иерахия потребностей – расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потреб­ности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовле­творены.
Факторы развитияВнутренняя активность
Ценное– Роль внутренней активности в развитии,
– Разработка понятий самоактуализации, самореализации
Направления критикиНедооценка других факторов развития
Отсутствие периодизации развития
Низкая эмпиричность

Когнитивное направление

Концепция Ж. Пиаже.

1) развитие ребенка связано с развитием интеллекта как стержневой линией психического развития ребенка, от которой зави­сят все другие психические процессы

2) Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие.

3) Схема действия – познавательное умение. Развитие схем действий, т.е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *