на острие на реальных событиях каких
«Меня ассоциируют с героиней фильма. Хотя в жизни все было не так». Егорян — о кинокартине «На острие»
Статья опубликована в газете под заголовком: «Яна Егорян: «Меня ассоциируют с героиней фильма. Хотя в жизни все было не так»»
На экраны выходит художественный фильм «На острие», снятый по мотивам противостояния на Олимпийских играх 2016 года наших фехтовальщиц Яны Егорян и Софьи Великой. Это, пожалуй, первая спортивная драма, основанная на событиях столь недавнего времени, а не делах далекого прошлого.
В интервью «СЭ» Яна Егорян ответила на все актуальные вопросы:
— как удалось актрисе Стасе Милославской научиться фехтовать;
— чем она недовольна в истории, которая была показана на экране;
— и намерена ли она возвращаться в спорт после декрета.
Все теперь думают, что к Олимпиаде меня готовила Великая, а это не так
— Как вы узнали, что о вашем противостоянии с Софьей Великой хотят снять художественное кино?
— Мы были на приеме у президента Федерации фехтования России, и там присутствовали продюсеры фильма, которые рассказали о своем проекте. Это было года три назад.
— У вас не было опасений, что кино не понравится или не будет соответствовать тому, как реально развивались события?
— Я прекрасно понимаю, что это художественный фильм и режиссер и сценарист имеют право там все придумать так, как им хочется. Нам изначально сказали, что кино не полностью будет основано на реальных событиях. Да, там есть пересечения в главном — Олимпийские игры в Рио, наше противостояние с Софьей, — но много и отличий. В чем-то это даже хорошо. Не уверена, что я и Соня хотели бы, чтобы в кино показали реальные обстоятельства нашей жизни на тот момент. Все-таки личное должно оставаться личным.
— Вы участвовали в процессе создания сценария, выборе актрис на главную роль?
— Нет, никак не участвовала. Посмотрела только уже готовый фильм на предпоказе.
— Вы упоминали, что несколько лет назад 14 февраля познакомились с актрисой Стасей Милославской, которая сыграла вас. Это было волнительно?
— Я на самом деле очень горда за Стасю. Потому что, когда мы познакомились, она была практически неизвестной актрисой. Но последние три года она очень много снималась, много работала. И всего добилась, стала известной только благодаря своему труду и таланту. А теперь получается, что — если я не ошибаюсь — для нее большое кино начиналось как раз с фильма «На острие». Я искренне ей восхищена.
— Почему фильм целых три года не выходил на экраны?
— Точно я не знаю, но думаю, что его готовили к Олимпийским играм 2020 года. Но потом весной премьера перенеслась из-за пандемии.
— Есть в фильме моменты, которые вам не близки? Что-то, с чем вы не согласны?
— Я изначально себе внушила, что буду смотреть это просто как фильм о спорте, а не о себе самой. Но вышло так, что не все зрители поняли, что события в фильме не полностью реальные. И меня стали ассоциировать с героиней с экрана. Мне пишут, например: «Ян, неужели правда, что Соня Великая готовила вас к Олимпиаде?!» Конечно, нет! С нами работал огромный тренерский состав, была целая команда специалистов. Но теперь все думают, что к Олимпиаде меня готовила Соня, а это не так.
— Давайте развенчаем мифы дальше. Что еще показано не так или не совсем так?
— Многие события не совпадают: например, в кино у нас русский тренер, а в жизни был француз. В кино мы в финале командного турнира фехтуем против француженок, а в жизни — с украинками. Никакой травмы перед Рио у меня не было. То есть понятно, что если не совпадают даже фактические результаты Олимпиады, то и во всем остальном вымысла тоже много. Ведь цель была — зацепить зрителя, а не снять документалку.
Фильмы и Сериалы 12+
Напряженная спортивная драма
Лучшая саблистка мира, Александра Покровская, знаменита, богата и счастлива. Чтобы войти в историю, ей остается сделать последний шаг — взять олимпийское золото. Но путь ей преграждает девятнадцатилетняя Кира Егорова, девушка из провинции, в одночасье покорившая Москву. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Ее цель — занять место Покровской. Борьба, разразившаяся не только на турнирах, но и в жизни, заходит слишком далеко…
Фильмы на спортивную тематику — очень популярный и по-настоящему «зрительский» жанр кино. Спортивные сюжеты — накал соперничества, бьющие через край эмоции, борьба на пределах возможностей — часто нуждаются лишь в минимальной художественной обработке, чтобы лечь в основу сценария или книги. В мире такие картины традиционно становятся хитами проката, но для России удачные спортивные драмы пока редкость. Тем более, когда речь идет о таком немассовом виде спорта как фехтование.
Фехтование — спорт необычный, со специфическими правилами, при этом не такой распространенный, как, например, футбол. Далеко не каждый знаком с фехтованием, с его правилами, а повествование нужно было сделать острым, зрелищным и интересным для зрителя.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/11/23/12393/large/12393_large_e0079c0d18.jpg»> Изображение © Кинокомпания «Телесто»
Правдоподобности спортивной составляющей было уделено много внимания и усилий. Обе исполнительницы главных ролей брали уроки фехтования, многие часы проводили в зале, чтобы научиться правильно двигаться и держать саблю. Помогла физическая подготовка и бэкграунд актрис: Стася Милославская брала уроки фехтования в школе-студии МХАТ (хотя тогда этот предмет девушке не давался — ее заставляли держать шпагу в правой руке, хотя она левша), а Светлана Ходченкова может похвастаться практически акробатическими навыками, так как занимается на пилоне. На площадке в качестве дублеров работали профессиональные спортсмены, а Милославская в рамках подготовки общалась с олимпийской чемпионкой Яной Егорян. Консультации потребовались и для «комментаторов», реплики которых звучали в кадре.
Здесь было важно не только, чтобы они давали четкое определение тому, что видит зритель, но и чтобы это был небольшой ликбез. Этот спорт отличается своей стремительностью и не всем знакомыми правилами, даже не всегда можно сразу понять, кто кого уколол. Кроме того, эти комментарии элементарно должны были быть интересными.
Непросто было и с арендой специализированного оборудования: фехтовальные дорожки и другое снаряжение — довольно специфическая техника и обычно она занята для подготовки к профессиональным турнирам. Продюсерам пришлось постараться, чтобы скоординировать жесткие актерские графики и сроки аренды дорожек, расписанных на месяцы вперед.
Яркий конфликт в основе сюжета
Спорт играет важную роль в развитии сюжета фильма, но настоящий его двигатель — конфликт диаметрально противоположных главных героинь. Успешная, всего добившаяся и «возрастная» для фехтования Александра Покровская неожиданно на пике карьеры получает вызов от молодой, взрывной и дерзкой Киры Егоровой.
Такие дуэли не редкость, они заставляют с напряжением замирать у экранов даже тех, кто не разбирается в правилах и не следит за спортом на постоянной основе. Кроме того, нейтральному зрителю всегда интересна личная жизнь спортсменов, успешным и популярным всегда хочется подражать. А за такими «дуэлями» как Алина Загитова и Евгения Медведева, Конор МакГрегор и Хабиб Нурмагомедов, Лионель Месси и Криштиану Роналду следят миллионы по всему миру.
Спорт — это сфера, в которой постоянно сменяются лидеры. Это очень жесткий мир. Если сегодня ты чемпион, то это не значит, что на следующем соревновании не придет кто-то новый и не займет твое место на пьедестале. Наша история вымышленная, но основана на фактах, как сейчас любят писать, «по мотивам» реальных событий. Мы хотели показать двух героинь, которые благодаря ежедневным тренировкам, прикладывая титанические усилия, смогли одержать победу над соперницами и в какой-то степени над самими собой. Это должно было быть и в характерах актрис: им предстояло передать боль и упертость, нежелание свернуть с выбранного пути.
Софья Великая о фильме «На острие»: «Ходченковой можно было добавить»
Одним из лидеров сборной России на прошедших ОИ-2020 стала Софья Великая, которая завоевала две медали. Всего же она выиграла уже четыре Олимпиады и стала прототипом главной героини в фильме «На острие».
Картина, в которой главные роли исполнили Светлана Ходченкова и Стася Милославская, вышла на экраны в 2020 году. Фильм имел успех и понравился зрителям, в том числе и Софье Великой, с которой был списан образ главной героини.
По словам спортсменки, оценивать этот фильм с профессиональной точки зрения она не хочет, но, дважды посмотрев его, осталась в полном восторге. «Ведь все увидят фехтование, увидят наши маски, костюмы. Понятно, что невозможно всю историю рассказать, но это снято красиво», — призналась Софья Алле Довлатовой.
Великая говорит, что слышала про съемки фильма и даже с радостью была бы дублершей, но в тот момент готовилась к соревнованиям. При этом спортсменка подчеркивает, что это не реальная история, а вымысел по мотивам жизни победительниц.
Довлатова поинтересовалась у звезды спорта, понравилась ли ей роль Светланы Ходченковой, которая фактически сыграла ее. «Светлана прекрасно сыграла, но, мне кажется, можно было добавить трагизма, взаимодействия с командой», — признается Великая.
Несмотря на некоторые замечания, Софья после просмотра фильма вышла счастливая и подумала: «Эта история закончилась, а моя еще будет в Токио». «А сейчас Токио закончилось, дальше — Париж», — с воодушевлением говорит олимпийская чемпионка.
Через четыре года Софью ждет Олимпиада в столице Франции. «Сделаю все возможное, чтобы поехать на шоппинг, сводить детей в Диснейлэнд и заехать на Олимпийские игры», — говорит спортсменка в эфире «Вечернего шоу Аллы Довлатовой».
Спортивная драма «На острие» вышла в широкий прокат
Теперь об одном из главных кинособытий уходящего года. Фильм «На острие» уже в широком прокате, и предстоящие выходные – отличная возможность, чтобы увидеть эту масштабную спортивную драму на большом экране. Две саблистки, два сильных характера и одна цель – заполучить заветную золотую медаль. Актерский состав звездный.
Фильм начинается эпично. На фехтовальной дорожке поединок. Но главная дуэль разворачивается на невидимом фронте. Внутри себя. Борьба добра со злом. Лучшая саблистка мира в шаге от золотой медали. Путь ей преграждает вчерашняя юниорка. Обе готовы на все.
– Она просто выходит на дорожку и начинает убивать, нагловатая, хамоватая, – говорит Стася Милославская, исполнительница роли Киры Егоровой.
– Борьба такого света с тенью. Это ведь интересно начинать работу еще на уровне сценария, не понимая, на чьей ты стороне. И надо оправдать все ее поступки, даже не очень хорошие, – делится Светлана Ходченкова, исполнительница роли Александры Покровской.
Сила юности и бесценность опыта — вечная борьба. Разные школы, разные поколения.
Главные героини, фехтовальщицы, картину уже видели.
– Слезы счастья, слезы радости, то, что произошло несколько лет назад, фильм закончился, но моя история продолжается, – признается Софья Великая, олимпийский чемпион по фехтованию.
Счет 14:14. Судьбу решает один укол. Мгновение, бросок клинка, вспышка его отблеска. Считается, фехтование — спорт не для всех. Еще сложнее оказалось сыграть его. Ведь драматичные моменты, они в маске.
Показать жизнь на острие стало вызовом для режиссерской группы. Особенно, если учесть, что движение сабли человеческий глаз просто не улавливает. Новые технологии позволили показать всю красоту клинка, всю мощь уколов, сложность тактики, то, из чего и складывается характер фехтовальщика. Совладать с собой и остаться командой, вот что становится истинным вызовом.
Мужчины в этой картине всю жестокость схватки лишь обрамляют. Еще бы. Кто осмелится встать на пути такой женской силы.
– Мы привыкли к конфликтам в мелодраматической среде, которые не очень понятны мужчинам, но тут женское противостояние идет на фоне спорта, – считает Кирилл Дегтярь, исполнитель роли тележурналиста Марка.
– Здесь идет разговор не просто о физкультуре, о высоком спорте, здесь и ставки другие, – говорит Сергей Пускепалис, исполнитель роли Гаврилова, тренера сборной России.
– Я вообще человек очень впечатлительный, так что я расплакалась в конце.
– Два характера, обе разные, обе наполнили друг дружку, показана линия сильно».
– Я смотрела эти игры в Рио, но тут другая художественная история, мы должны гордится нашими чемпионами, все в кино смотреть.
Стася Милославская рассказала о своей роли в фильме «На острие»
Светлана Ходченкова, которая играет Александру Покровскую, когда шли съемки фильма «На острие», рассказывала в интервью «РГ», как в театральном институте ее учили фехтовать, а потом она пришла на площадку с этим «багажом знаний», но все оказалось неправильно. А как было у вас? Теперь же фехтование продвинутое, электронное.
Д’Артаньян и три мушкетера?
Вы переучивались или за вас фехтовала дублерша в фильме?
Стася Милославская: Нет, образы собирательные. До начала съемок, когда я стала изучать этот вид спорта, мне очень понравилась Яна Егорян. Многие вещи подсматривала и заимствовала у нее. Мне она показалась девушкой яркой, интересной, эмоциональной и с характером. И я ей написала в Инстаграм. Рассказала, что мы собираемся снимать фильм про фехтование, и я бы очень хотела с ней пообщаться. И мы с ней встретились. Провели вместе вечер, и она мне рассказала много интересного.
А какая у нее была реакция, когда она посмотрела фильм?
Стася Милославская: Она его посмотрела на Московском Международном кинофестивале в октябре. «На острие» был фильмом закрытия в этом году. Я сама не могла быть на той премьере из-за съемок. И Яна написала мне после просмотра и призналась, что она ревела. Мне кажется, что это самое главное. Если девчонки, которые в этом виде спорта Олимпийские чемпионки, звезды, авторитеты, плачут, значит, все мы делали не зря.
Что, по вашему, в жизни важнее: идти по головам или оставаться человеком, ведь и в картине ставится этот вопрос?
В фильме есть и такой посыл: нужно приспосабливаться к своим травмам, учиться с ними жить и идти дальше. И речь, наверняка, не только о физических травмах, но и о психологических. Вы прочувствовали это для себя?
Вы говорите типично для своего поколения.
Стася Милославская: Мне это незнакомо. Часто задают такой вопрос: «Как вы разделяете кино и жизнь?» Не очень его понимаю, потому что воспринимаю так: пришла, сделала свое дело и ушла. Я не несу это домой, в обычную жизнь. У меня нет такого, что играю эмоциональные сцены, а потом не могу ночами из-за этого спать. Эмоциональное влияние на меня больше оказывают вещи, связанные не с моей профессией, а с организацией. Халатность, непрофессионализм. Пытаюсь много решать проблем, которые, казалось бы, не должна, но начинаю вникать во все. Как устроена площадка, как работает второй режиссер, как это касается меня.
Стася Милославская: Да, все началось с «Коробки».
Та же команда, которая делала и «На острие».
А что бы вам хотелось сыграть?
Вы снимаетесь в крупной драме о пожарных и спасателях «Огонь» режиссера Алексея Нужного.
А что будет, если вы повзрослеете, станете народной или заслуженной артисткой, по-прежнему будете зваться Стася?
Стася Милославская: Хороший вопрос. Я хочу дождаться этого момента, до него пока еще очень далеко (смеется). Я привыкла решать проблемы по мере поступления.
Идея создания проекта «На острие» принадлежит продюсерам Елене Гликман и Михаилу Дегтярю. Пять лет назад они работали над фильмом «Коробка», режиссером которого был Эдуард Бордуков. Молодежная лента о дворовом футболе получила положительные отзывы критиков и зрителей по всему миру.