на песчаной почве обнаружен четкий след обуви какие меры следует предпринять

Способы фиксации и изъятия следов обуви

Правила изготовления гипсового слепка со следов ног, обнаруженных на месте происшествия в зимнее и летнее время года.

Правила и способы обнаружения следов обуви на месте происшествия.1. Перед обнаружением следов ног необходимо предпринять меры для того, чтобы во время поиска не уничтожить др. следы, имеющиеся на объектах или затруднить их дальнейшее исследование (следы рук, микроволокна, следы биологического происхождения). Перемещаться по месту происш. следует таким обр., чтобы не уничтожить их. 2. Для выявлении следов вначале необходимо использовать визуальные способы обнаружения, а затем физические и химические. 3. В первую очередь следы выявляются в местах, кот.могут быть подвержены воздействию атмосферных осадков, механическим разрушениям, термическому воздействию.4. Обнаруженные следы ног нужно сразу же предохранить от случайных повреждений.

Способы выявления следов ног:

Обнаруженные на месте происшествия следы могут быть зафиксированы: путем их описания в протоколе ОМП, фотографирования, зарисовки, непосредственного закрепления на предмете и копирования.

При описании единичных следов в протоколе к ОМП должно быть указано: 1. Место обнаружения следа и характер следовоспринимающей поверхности (песок, глина и т. П.) 2. Вид следа (объемный или поверхностный); 3. Форма следа (след туфель, сапог, ботинок, босой ноги); 4. Размеры следа; 5. Рисунок следа, если он отобразился; 6. Индивидуальные особенности подошвы (набойки, заплаты, подковки) ;7. Способ изъятия следов и их упаковка.

Кроме единичных следов обуви, на месте происшествия могут встретиться и групповые следы, кот. можно подразделить на произвольно расположенные и упорядоченные.

Основные способы изъятия следов: 1. С предметом-следоносителем или его частью.2. Путем копирования на специальные пленки.3. Путем изготовления слепков.Выбор способа изъятия следов должен исходить из главной цели: обеспечить максимально возможное качество следов, позволяющее произвести идентификационное исследование.

При копировании следов путем изготовления слепковмогут быть использованы паста «К», «СКТН»,гипс.

1 На сыпучих материалах следы предварительно закрепляются с помощью лака для волос, 6-8 % раствор перхлорвинила в ацетоне, 5% раствора канифоли в спирте. Данные растворы наносятся равномерно на следы до их увлажнения и после высыхания с них изготавливаются слепки. Гипсовые слепки с объемных следов обуви можно получить тремя способами: — наливным;- насыпным;- комбинированным.

Перед получением слепков необходимо подготовить следы: из них удаляются случайно попавшие предметы, воду отсасывают с помощью груши или фильтровальной бумаги, вокруг следов изготавливают барьер для предотвращения растекания раствора и заготавливают закладные детали с биркой.

При насыпном способе гипс через сито или ткань крупного плетения наносят тонким слоем (1-2 мм) на след и увлажняют из пульверизатора, данный процесс повторяют несколько раз. Насыпной способ используют для изготовления слепков со следов, заполненных водой. Для этого вокруг следа делают барьер, выступающий за пределы воды и все пространство заполняют гипсом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Обнаружение, фиксация и изъятие поверхностных и объемных следов обуви

Для обнаружения следов ног (обуви), на месте происшествия рекомендуется осмотреть:

• поверхность земли (пола), лежащие на земле (полу) предметы;

• предметы обстановки, которыми мог пользоваться преступник, доставая какие-либо вещи со шкафов, полок, снимая со стен висящие на них предметы;

• предметы и поверхности по пути следования преступника;

• одежду потерпевшего, которого избивали ногами. Последовательность поиска следов ног (обуви):

• возможные пути проникновения преступника на место происшествия и ухода с него;

• осмотр за пределами этого места. Способы выявления следов:

• слабовидимых поверхностных следов — с помощью косонаправленно-го освещения и осмотра под различными углами зрения;

• невидимых поверхностных следов ног (обуви), образованных за счет отслоения или наслоения пылеобразных веществ, особенно на различных тканях — с помощью дактилоскопической пленки, скотча, увлажненной фотобумаги, шероховатой поверхности резины, путем наложения и прижатия их к следу;

• невидимые следы, оставленные чистой подошвой резиновой обуви, — путем обработки поверхности мелкозернистым железным порошком с помощью магнитной кисти и последующего копирования на дактилоскопическую пленку (скотч);

• следы подошв резиновой обуви, выявленные порошком восстановленного водородом железа на пористых поверхностях, можно закрепить посредством интенсивного окуривания парами йода с помощью йодной трубки;

• свежие кровяные следы, сливающиеся с фоном, можно увидеть, подождав несколько часов, т.к. с течением времени они меняют свою окраску и выделяются на том фоне, с которым раньше сливались.

Сохранение следов ног (обуви): на открытой местности — оградить, а при неблагоприятных атмосферных условиях прикрыть водонепроницаемым предметом;

Поверхностные следы-наслоения, образованные частицами почвы, цементом, мукой и пр., можно откопировать на липкую бумагу, следокопировальную пленку, увлажненную фотобумагу, листовую резину. Предварительно лист резины зачищают (обязательно в одном направлении) крупнозернистой наждачной бумагой, зачищенной стороной накладывают на след и плотно прижимают.

Объемные следы ног закрепляют путем изготовления слепков с помощью гипса, парафина, силиконовой пасты «К», других полимерных материалов. Сначала удаляют посторонние предметы (камешки, окурки и т.п.), попавшие в углубления следа после его образования. В зависимости от состояния следовое принимающей поверхности, погодных условий и времени года (в случае работы со следами на открытой местности) применяют три способа изготовления гипсовых слепков: наливной, насыпной и комбинированный.

Следы ног, обнаруженные в массе сыпучих веществ, нуждаются в предварительной обработке. Для этого с помощью пульверизатора над следом разбрызгивают раствор перхлорвиниловой смолы (3%) в ацетоне (6%), который связывает мелкие частицы сыпучего вещества, после чего в след можно заливать гипсовый раствор.

Источник

Способы фиксации и изъятия следов обуви.

Требования, предъявляемые к упаковке предметов со следами. Описание следов обуви в протоколе ОМП.

Обнаруженные на месте происшествия следы могут быть зафиксированы: путем их описания в протоколе ОМП, фотографирования, заpисовки, непосредственного закрепления на предмете и копирования.

При описании единичных следов в протоколе к ОМП должно быть указано:

1. Место обнаружения следа и хаpактеp следовоспринимающей поверхности (песок, глина и т.п.);

2. Вид следа (объемный или повеpхностный);

3. Фоpма следа (след туфель, сапог, ботинок, босой ноги);

5. Рисунок следа, если он отобразился;

6. Индивидуальные особенности подошвы (набойки, заплаты, подковки);

7. Способ выявления и фиксации следа (обpаботка повеpхности поpошком, пеpенос на липкую пленку, фотогpафиpование, заpисовка, изготовление копий);

8. Способ изъятия следов и их упаковка.

Кpоме единичных следов обуви, на месте пpоисшествия могут встpетится и гpупповые следы, котоpые можно подpазделить на пpоизвольно pасположенные и упоpядоченные.

Произвольно расположенные следы описываются так же как и одиночные. Упорядоченные следы обуви (дорожка следов) описывают с указанием всех элементов дорожки следов:

— линия направление движения;

— длина шага левой(правой) ноги;

— ширина постановки ног;

— углы разворота стоп.

В протоколе осмотра описываются все элементы дорожки следов (измерения производятся не менее трех раз), указываются вид следов и описываются наиболее четкие одиночные следы обуви для правой и левой ног. Фотосъемка производится по правилам линейной панораммы и масштабной фотосъемки. Помимо фотографирования дорожку следов можно зафиксировать путем изготовления масштабного плана.

Фрагмент протокола осмотpа места пpоисшествия:

Основные способы изъятия следов:

1. С предметом-следоносителем или его частью.

2. Путем копирования на специальные пленки.

3. Путем изготовления слепков.

Выбор способа изъятия следов должен исходить из главной цели: обеспечить максимально возможное качество следов, позволяющее произвести идентификационное исследование.

Следы вместе с предметами изымаются в следующих случаях:

— предметы малогабаритные и имеют на своей поверхности многочисленные следы, работа с которыми по исключению потерпевших лиц, определению пригодности связана с большими затратами времени;

— изъятие следов может привести к потере признаков и утрате их идентификационной значимости;

— отсутствует возможность изготовить копию следа.

Если предметы громоздки, то можно изъять их части, на которых расположены следы.

При копировании следов на специальные материалы происходит частичная потеря признаков, но этот способ прост, доступен и упаковка не требует дополнительных затрат рабочего времени.

В качестве следовоспринимающих материалов могут быть использованы:

— дактилопленки (темные и бесцветные прозрачные), которые имеют защитный и следовоспринимающий (иногда говорят липкий, желатиновый);

При копировании следов путем изготовления слепков могут быть использованы паста «К», «СКТН», гипс. На сыпучих материалах следы предварительно закрепляются с помощью лака для волос, 6-8 % раствор перхлорвинила в ацетоне, 5% раствора канифоли в спирте. Данные растворы наносятся равномерно на следы до их увлажнения и после высыхания с них изготавливаются слепки.

Гипсовые слепки с объемных следов обуви можно получить тремя способами:

Перед получением слепков необходимо подготовить следы: из них удаляются случайно попавшие предметы, воду отсасывают с помощью груши или фильтровальной бумаги, вокруг следов изготавливают барьер для предотвращения растекания раствора и заготавливают закладные детали с биркой.

При насыпном способе гипс через сито или ткань крупного плетения наносят тонким слоем (1-2 мм) на след и увлажняют из пульверизатора, данный пpоцесс повтоpяют несколько pаз.

Насыпной способ используют для изготовления слепков со следов, заполненных водой. Для этого вокруг следа делают барьер, выступающий за пределы воды и все
пространство заполняют гипсом.

Изготовление гипсовых слепков со следов на снегу имеет свои особенности:

— гипс следует охладить до максимально возможной низкой температуры (рассыпать на лист бумаги тонким слоем гипс, который расположить на снегу);

— при перемешивании в воду для охлаждения добавляют снег, причем можно охладить и саму воду в открытой емкости на снегу. Это необходимо для того, чтобы температура раствора была как можно ниже, так как затвердевание гипса происходит с выделением тепла и сглаживаются детали следа.

Фотосъемка производится во всех случаях по правилам масштабной фотосъемки.

Особенности фотосъемки следов обуви:

— следы лучше всего фотографировать при естественном освещении;

— при использовании лампы вспышки рефлектор прикрывают тонким листом бумаги, смягчающих жесткость лучей лампы, что улучшает четкость передачи деталей следа на фотоматериале;

— при использовании бокового освещения меняют угол освещения, а также применяют экраны;

— при съемке следов на снегу используют желтый, либо оранжевый светофильтры;

— при съемке окрашенных следов могут применяться светофильтры.

Основные требования, предъявляемые к упаковке объектов:

1. Сохранность следов при транспортировке.

2. Невозможность подмены объектов исследования без нарушения упаковки.

Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

— следы не должны соприкасаться с материалом упаковки;

— предметы упаковываются неподвижно;

— материал упаковки должен быть достаточно прочным, чтобы она не разрушилась при транспортировке;

— на упаковке должны быть нанесены пояснительные надписи, в которых указывается: что, когда, где и кем изъято и по какому факту, подписи понятых и следователя.

Опpеделение анатомических и функциональных пpизнаков человека, оставившего следы ног.

В ходе осмотра места происшествия по следам ног можно решить следующие вопросы:

1. Сколько лиц участвовало в совеpшении пpеступления.

2. В каком направлении двигались преступники и к каким пpедметам подходили.

3. С какой скоростью пеpедвигались пpеступники и где делали остановки.

У мужчин длина шага в среднем составляет:

На остановки указывают беспоpядочно pасположенные, частично пеpпекpывающие дpуг дpуга следы.

4. Какие действия выполнили преступники.

6. Каков вид обуви, котоpой оставлены следы. По конфигуpации следов, наличию каблуков, подметок, а также имеющихся на них рисунках, буквенных, цифpовых или иных обозначений опpеделяют pазновидность обуви.

7. Обувью какого размера оставлены следы. Для опpеделения pазмеpа обуви из длины следа вычитают величину сpеднего пpевышения подошвы готовой обуви над колодкой, по котоpой она изготавливалась. Величина сpеднего пpевышения для каждого вида обуви pазлична, и в сpеднем эта величина пpинимается в 1,5 см. Вычитая от длины следа 1,5 см, получают pазмеp обуви по метpической системе измеpения, для пеpевода в штихмассовую систему данное значение умножают на 3 и делят на 2; размер обуви полученный при расчете более точен для легкой обуви и менее точен для грубой обуви.

8. Каковы физические особенности человека, оставившего следы: По единичному следу босой ноги можно вычислить пpимеpный pост человека:

б) различная длина шага левой и правой ног, широкая(узкая) расстановка ног, косолапость и т.п..

По доpожке следов можно судить о ведущей и ведомой ноге, большая углубленность одного из следов указывает на повpеждение ноги (человек пpихpамывает на нее), по следам можно сделать вывод о необычно шиpокой постановке ног, о волочении одной из ног.

9. Каково стpоение босых ног человека и подошв его обуви. Следы могут отобpазить дефекты ступней ног, отсутвие одного или нескольких пальцев, пеpедней части стопы, уpодство, pубцы и т.п. Следы обуви могут отобpазить необычную констpукцию обуви, своеобpазное сочетание пpизнаков внешнего стpоения подошвы в виде каких-либо хаpактеpных особенностей.

11. Веществом какого вида и цвета обpазованы следы.

Каково криминалистическое значение следов орудий и инструментов?

Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ расположения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.

По следам протекторов шин возможно установить тип транспортного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону движения.

Направление движения транспортного средства можно проследить и на траве, которая приминается в направлении движения. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавленные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т.п. Концы сломанных лежащих поперек следа веток направлены в сторону движения транспортного средства, капли жидкости имеют расплывы в направлении перемещения транспортного средства. Существуют и иные признаки, по которым определяется направление движения транспортного средства.

Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии автомобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением.

Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравномерным торможением левых или правых колес, наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.

Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса оставляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.

В процессе торможения колесо останавливается (блокируется), но транспортное средство под действием сил инерции будет перемещаться вперед с образованием динамических следов торможения, в которых отображаются лишь общие признаки скользящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней выступов и впадин.

Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоения (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное колесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия на проезжей части, кроме следов колес, могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия автомобиля и т.п.

Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место конечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.

Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рассматривать в двух аспектах — в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.

Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных — на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фары позволяют идентифицировать конкретную фару.

Характерными для наезда транспортных средств на пешеходов являютсяследы волочения. Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средства одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.

При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший попадает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо видны на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения. Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.

Для установления механизма дорожно-транспортного происшествия большое значение имеют следы на одежде потерпевшего. Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.

По характеру повреждений одежды определяются поверхность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле в виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от неповрежденных частей одежды. Складки образуются в противоположном скольжению тела направлении.

На одежду потерпевшего нередко попадают частицы лакокрасочного покрытия автомобиля, осколки стекла, следы металлизации, образующиеся при соприкосновении ее с хромированными деталями транспортного средства. Эти следы сохраняются продолжительное время и могут быть использованы для установления детали, оставившей такой след.

Источник

Обнаружение, фиксация и изъятие следов ног.

Некоторые невидимые и маловидимые следы наслоения обуви на поверхности линолеума, гладкой керамической плитки, бумаге можно выявлять порошком восстановленного железа. Обнаруженные таким же образом следы на поверхностях с неровным рельефом требуется закреплять парами йода.

Для дополнительной фиксации следов наслоения они фотографируются, перекопируются на дактопленку, липкую или смоченную фотобумагу, увлаженную листовую резину.

Следы отслоения рекомендуется изымать вместе со следовоспринимающим объектом или копировать при помощи силиконовых компаундов У-4-21 или «СКТН».

С объемных следов на грунте изготавливаются гипсовые слепки. К методам изготовления названных слепков традиционно относят заливной, насыпной и комбинированный.

Наиболее распространенным является заливной, заключающийся в заливке следа раствором гипса. Для этого первоначально медицинский гипс засыпают в воду и размешивают, чтобы не образовалось комочков. Консистенция раствора определяется с учетом плотности грунта, прочности и величины элементов, отразившихся в следах, а так же условий окружающей среды. Если, структура следа непрочная, для его заливки используется более жидкий раствор, также как и в условиях низких, отрицательных температур.

Перед заливкой след ограждается бортиком из картона, планок, особенно когда отпечаток расположен под углом к линии горизонта. Дно следа очищается от мелких предметов, попавших туда после образования отпечатка.

Рельеф хрупкого отпечатка на снегу может быть укреплен путем разбрызгивания на него с высоты 30-35 см мелких капель воды их пульверизатора. Основание следа на песке укрепляется лаком для волос, распыляемым из пульверизатора.

Раствор заливается медленно, с небольшой высоты, с наиболее глубокого места до 50-60 % глубины следа. После этого в гипс укладывается арматура из проволоки, планок, веточек и затем заливка продолжается. К арматуре прикрепляются свободные концы бечевки (шнурка) с биркой, на которой должна быть сделана пояснительная надпись о том, когда, где, во время производства какого действия и кем изготовлен данный слепок.

О готовности слепка можно судить по внешнему виду и характерному звонкому звуку при простукивании карандашом.

Засыпной способ применяется в ситуациях повышенной влажности (проливной дождь), неустойчивости грунта, на котором обнаружен отпечаток, мелкорельефности отдельных частей рисунка отобразившейся обуви. Например, сильный дождь не позволяет оградить след в поле, на суглинках и откачивать постоянно прибывающую воду.

В подобных случаях сухой гипс засыпается в воду прямо через сито ровным слоем, чтобы он оседал на дно следа, пропитываясь при этом водой. При этом необходимо дожидаться, пока один слой пропитается водой, после чего досыпается следующий. При применении этого метода изготовления слепка также закладывается арматура.

Комбинированный метод заключается в том, что на увлажненную поверхность следа засыпается ровным слоем гипс. После его пропитыванием влагой заливается раствор гипса. К этому методу прибегают, когда нет возможности полностью удалить влагу, условия не позволяют укрепить мелкие детали следа, которые могут быть разрушены в процессе заливки раствором гипса.

Все следы обуви рекомендуется фотографировать при помощи узловой, детальной съемки с использованием масштабной линейки. При фотографировании объемных следов обуви линейка укладывается на одном уровне с дном отпечатка. Необходимо также знать, что при производстве детальной съемки оптическая ось объектива фотоаппарата должна находиться под углом 90 º к следу.

В протоколе осмотра описывается где, на какой поверхности обнаружены следы, их вид (по механизму образования, следовоспринимающему объекту, контрастности), локализация относительно других объектов, направление носочной части, мыска, пальцев в следах босых ног. В единичном следе производятся необходимые измерения, форма его отдельных элементов, фиксируются расположение, конфигурация и размер иных общих и частных признаков.

При обнаружении нескольких следов обуви или босых ног желательно попытаться определить оставлены ли они одним или несколькими субъектами. Лучше всего это делать с помощью специалиста: эксперта-трасолога. Прежде всего, учитываются общие признак: форма и размер следов в целом или отдельных их элементов, а затем и индивидуальные особенности следообразующего объекта.

В протоколе также делается отметка об изъятии следов вместе со следовоспринимающим объектом или использовании средств дополнительной фиксации. Полученные гипсовые и полимерные слепки рекомендуется помещать в картонные коробки, перекладывая бумагой или поролоном, толстой текстильной тканью.

11. «Дорожка» следов ног: понятие элементы. Крим. значение.

Дорожка следов ног– совокупность следов ног одного человека, образованная последовательно правой и левой ногой в процессе ходьбы или бега в количестве не менее четырех.

Дорожка следов содержит следующие элементы, позволяющие судить о походке:

1) линию направления движения – линию, мысленно проведенную между последовательно оставленными следами левой и правой ног;

2) ширину шага, характеризующую ширину расстановки ног при движении;

3) длину шага – расстояние от следа одной ноги до следа другой. Длина правого и левого шагов нередко различны;

4) углы постановки ступней – углы между осевыми линиями следов и линиями направления движения. Углы постановки ступней правой и левой ног обычно различны.

Если следы оставлены на предметах, которые можно изъять целиком или частично, то производится непосредственное изъятие. В иных случаях производится фотографирование и применяются иные методы изъятия.

Объемные следы ног изымаются в виде гипсовых слепков, изготавливаемых следующими способами:

1) заливным,используемым для изъятия слепков от следов на увлажненных почвах;

2) засыпным,применяемым для изъятия следов на рыхлых переувлажненных почвах.

По дорожке следов обуви можно предположительно определить темп ходьбы, особенности походки, на основании чего выдвигается гипотеза о свойствах личности, состоянии субъекта, оставившего отпечатки, элементах расследуемого события.

на песчаной почве обнаружен четкий след обуви какие меры следует предпринять. Смотреть фото на песчаной почве обнаружен четкий след обуви какие меры следует предпринять. Смотреть картинку на песчаной почве обнаружен четкий след обуви какие меры следует предпринять. Картинка про на песчаной почве обнаружен четкий след обуви какие меры следует предпринять. Фото на песчаной почве обнаружен четкий след обуви какие меры следует предпринятьВ случаях, когда субъект, предположительно оставивший следы, неизвестен, по следам ног может быть установлено: пол и рост человека, особенности его походки, физические свойства; размер, индивидуальные признаки обуви, чулок, носок; особенности их эксплуатации.

По дорожке следов ног экспертам ставятся вопросы: о направлении и темпе движения, каков механизм образования следов, чем можно объяснить изменения отдельных параметров, отражающихся в дорожке следов (длины, ширины шага, угла разворота стопы).

В распоряжение экспертов направляются протоколы следственных действий, обнаруженные при их производстве следы и изготовленные с низ слепки, оттиски, фотографии.

С помощью эксперта могут быть получены экспериментальные образцы – отпечатки и слепки следов босых или одетых в носки, чулки ног; оттиски дорожки следов ног. По требованию экспертов могут быть получены экспериментальные образцы.

В случаях постановки вопросов об идентификации обуви по выявленным следам, в распоряжение экспертов направляется предполагаемый следообразующий объект.

12. Следы орудий взлома и инструментов: понятие, классификация. Способы обнаружения, фиксации и изъятия.

В настоящее время следы взлома делятся, прежде всего, на следы давления (отжима и удара), скольжения (трения) и резания. Данная классификация дает довольно общее представление о содержании операций по взлому и характере образующихся при этом следов. В ней, прежде всего, не учитывается то, что взлом может совершаться с применением орудий, средств и без таковых. Взлом без использования каких-либо орудий состоит в нанесении ударов ногами, плечами; оттягивании, отгибании элементов преграды и т.д.

Орудия и средства используемые для взлома дифференцируются на механического, термического и взрывного действия.

К орудиям термического воздействия относятся паяльные лампы, бензиновые и ацетиленовые резаки. К следам их использования относятся оплавление, окапчивание краев следов.

Взрывные устройства могут состоять из твердого взрывчатого вещества, оболочки и детонатора или воспламенителя. При изготовлении названных устройств используются как промышленные, так и самодельные заряды из тротила, гексогена, гремучей ртути, амиачной селитры, пороха и т.д.

В результате взрыва образуются отверстия с рваными краями, трещины, воронки на месте крепления взрывного устройства и прилегающих объектах, следы оплавления и копоти. От оболочки возникают пробоины и трассы от рикошетирования. Части оболочки и детонатора также могут быть найдены на месте происшествия.

Механические орудия и средства делятся на специально предназначенные для взлома, производственного и бытового назначения, а также случайные предметы.

К первым относятся специально изготовленные и приспособленные орудия. Среди вторых выделяются инструменты для выполнения различных технологических, производственных операций, а также приспособления, необходимые для совершения действий бытового характера. Приведенное деление достаточно условно, поскольку некоторые инструменты (пилы, молотки, пассатижи, отвертки и т.д.) достаточно широко применяются как в быту, так и на производстве.

Для взлома могут использоваться и случайные предметы, такие как камни, обломки досок, металлические трубы.

Различаются следы различных операций, образующих способ взлома. К ним, прежде всего, относятся следы удара и отжима. Они могут быть как статическими, так и динамическими. Допустим, при отжиме запирающей планке замка на ней от орудия (ломика, отвертки, стамески) остаются следы скольжения в виде линейных трасс. От них же на дверной обвязке и полотне деревянной двери возникают объемные следы давления, воспроизводящие форму используемых средств.

Различают также следы распила и сверления. Первые образуются в результате применения ручных и иных пил, ножовок по металлу, напильников, надфилей. Практика свидетельствует, что по следам распила довольно сложно идентифицировать использовавшееся орудие. Только в случае остановки частей, в дне следы могут отразиться индивидуальные признаки инструмента, позволяющие идентифицировать его.

Обнаружение перечисленных следов взлома, как правило, не представляет сложностей. Но при осмотре места происшествия необходимо выявлять и другие следы, оставляемые субъектами преступления при разрушении преграды. Прежде всего, в вышеописанных отражениях остаются микрочастицы от использованных орудий. Найти эти следы можно, используя увеличительные стекла, а также ультрафиолетовые осветители. В большинстве случаев взлом не возможен без контакта тела преступника и преграды, или прилегающей к ней поверхности. В результате этого с одежды, головного убора, перчаток, обуви субъекта отделяются микрочастицы. Определить, где они могут находиться, можно по направлению силы прилагаемой субъекту. Допустим, если на правой боковой поверхности дверной обвязки имеются следы отжима, более глубокий конец которой также направлен вправо, можно предположить, что на этой части короба и прилегающей к ней стене имеются указанные микрочастицы. Такое расположение может свидетельствовать о том, что орудие взлома двигалось по отношению к двери слева направо.

При осмотре места происшествия могут быть выявлены признаки инсценировки взлома.

Признаками инсценировки являются, прежде всего, негативные обстоятельства, фактические данные о наличии следов, которые не могли возникнуть в результате инсценируемого события или об отсутствии следов, которые должны были обязательно образоваться.

Наиболее типичными признаками инсценировки взлома являются отсутствие частиц от преграды, которые обязательно должны были образоваться при ее разрушении (опилки от сверления, распила, части штукатурки, кирпича, бетона при проделывании отверстия в стене и т.д.); отсутствие следов перемещения субъекта преступления по опилкам, частям штукатурки и т.п.; несоответствие формы, рельефа частиц, отделившихся от преграды следам, имеющимся на ней и имитируемым действиям; наличие следов разрушения изнутри (направление линий разлома поврежденных объектов, расположение осколков стекла снаружи помещения); расположение повреждений в местах, неудобных для проникновения; наличие пыли, других посторонних веществ со следами длительного хранения в местах, где якобы находились похищенные ценности; излишний беспорядок на месте происшествия.

Все следы взлома фотографируются с масштабной линейкой.

Для дополнительной фиксации объемных следов на металлических и других ровных, плотных поверхностях могут применяться гипс, силиконовые компаунды и стоматологические материалы.

С деревянных, расщепленных поверхностей слепки делаются из размягченного пластилина. Перед этим след покрывается жидким маслом, вазелином или между ним и пластилином помещается тонкая фольга.

С места происшествия могут изыматься запирающиеся устройства, части преград со следами проникновения, отделившиеся от преграды части, опилки, щепки, микрочастицы-наложения, а также брошенные орудия взлома. Все перечисленные объекты должны упаковывать в плотную бумагу, конверты и коробки. Каждый из изымаемых объектов упаковывается в отдельности.

По следам взлома обычно проводится экспертиза с целью идентификации использовавшихся орудий и установления некоторых обстоятельств расследуемого события.

13. Следы ТС: понятие, классификация. Способы обнаружения, фиксации и изъятия.

Следы автотранспорта делятся, прежде всего, в зависимости от того, какой частью автомобиля они оставлены: на отпечатки ходовой части, кузова, отделившиеся от машины части горючесмазочных материалов, краски, узлов и агрегатов.

По виду происшествий, в которых участвует автотранспорт, различаются следы столкновения, наезда, переезда и опрокидывания.

Названные следы могут быть оставлены на дорожном покрытии, на неподвижном препятствии (другом автотранспорте, столбе освещения), на движущемся участке движения, на самой автомашине.

Наиболее распространенными следами ходовой части являются отпечатки колес автотранспорта, которые образуются при нахождении автомобиля в покое (стоянке), свободном качении и торможении.

След одного колеса называется беговой дорожкой. В ней отражаются общие и частные признаки шины. К общим относятся ширина беговой дорожки, рисунок отразившегося в ней протектора и размеры его элементов. Частными признаками являются индивидуальные свойства, приобретенные при изготовлении (наличие перемычек различной формы между грунтозацепами, нетипичная форма отдельных грунтозацепов, царапины, трещины на них и т.п.), а также приобретенные (потертости грунтозацепов, отсутствие некоторых элементов протектора, трещины, отверстия в нем).

В объемных следах ширина беговой дорожки измеряется по дну следа.

Две беговые дорожки, образованные следами разноименных колес автомобиля образуют колею. В ней также измеряется ширина, которая равна длине оси автомобиля. Чаще всего в научно-методологической литературе названные измерения рекомендуется проводить от центров беговых дорожек.

По следам колес определяется также база автомобиля, представляющая собой расстояние между осями. При стоянке автомобиля от его крыльев отделяются части грунта, на мягкой поверхности довольно четко отпечатываются передние и задние колеса, иногда из переднего и заднего моста одновременно выделяется жидкость. Расстояние между этими следами и характеризует базу.

В большинстве ситуаций автопроисшествию предшествует торможение, по следам которого можно определить базу, измеряя ее по конечным точкам следов юза передних и задних колес. Окончания следов торможения (юза) более яркие, сплошные и ровные.

База может быть определена и по следам разворота.

Следы колес рекомендуется осматривать на всем протяжении зоны их видимости. Выявление отпечатков протектора не представляет сложности. В некоторых ситуациях проблемы возникают в связи с тем, что отсутствуют статические следы, а имеются лишь динамические. Но и в этих следах в ходе дальнейшего экспертного исследования могут быть обнаружены частные признаки, позволяющие идентифицировать транспорт, оставивший эти отпечатки. Для этого важно произвести все необходимые измерения, правильно описать выявленные следы в протоколе осмотра.

Фотографирование следов, особенно отразившихся в них частных признаков, следует производить под прямым углом, с использованием методов увеличения изображения: удлинительных колец, широкоугольных объективов, специальных фотокамер, а также масштабной линейки. В большинстве случаев фотосъемка требует применения специальных светофильтров, для придания большей контрастности изображению следов.

Важное значение имеет фиксация следов автотранспорта относительно других элементов обстановки места происшествия и обнаруженных следов. Для этого рекомендуется фотосъемка с высокой точки. При этом могут использоваться методы круговой или линейной панорамы.

Для дополнительной фиксации объемных следов могут изготавливаться слепки из гипса и силиконовых материалов. Технология их изготовления не отличается от аналогичных операций по дополнительной фиксации следов ног.

Поверхностные следы шин могут быть перекопированы на липкую бумагу, увлажненную листовую резину или фотобумагу, полимерные материалы.

Выявленные следы могут быть зарисованы с указанием в схемах индивидуальных особенностей.

Следы на неподвижных преградах образуются в виде вмятин, пробоин, пятен и трасс, в виде отслоения краски, а также следов наслоения от автомобиля, представляющего собой следообразующий объект.

Похожие следы образуются и на движущихся автотранспортных средствах. Кроме пробоин, представляющих собой сквозные повреждения, выделяют задиры – трассы от контакта движущихся транспортных средств, образованные приподнятыми частями краски, сдвинутой при скольжении следообразующего объекта по следовоспринимающей поверхности.

От этих следов в ряде пособий отличают царапины, рассматриваемые как неглубокие повреждения с длиной, превышающей ширину, и повреждения, причиненные при плотном контакте автомобилей.

Столкновение ТС сопровождаются возникновением на них следов отслоения и наслоения.

Они также должны тщательно описываться и фотографироваться. Для фиксации общего вида повреждений, их локализации, соотношения рекомендуется производство крестообразной и встречной съемок. Маловидимые и невидимые следы наслоения рекомендуется искать в местах видимых изменений следовоспринимающей поверхности. Такого рода поиски осуществляются с помощью лупы, переносных ультрафиолетовых осветителей, клейкой ленты или увлажненных резины мелкоячеистой губки. В ряде работ отмечаются, что иногда мелкие частицы, перенесенные на липкий слой копировального материала бывает сложно отделить от клейкой основы для дальнейшего исследования. В то же время площадь и общая форма наслоений дают более полное представление о следообразующей поверхности.

На дорожном полотне образуются следы в виде отделившихся стекол, лакокрасочных и горюче смазочных веществ, а также отделившихся узлов и агрегатов транспортных средств. Они фотографируются при осуществлении узловой и детальной съемок так, чтобы понятно было их расположение относительно частей дорожного полотна, его ограждения, других элементов обстановки, а также иных следов происшествия. Следы рассматриваемого вида позволяют установить место первоначального контакта движущихся транспортных средств. Это способствует установлению причин происшествия, например, когда одно из транспортных средств, движущихся навстречу другому, выходит на встречную полосу дороги.

На одежде и теле пешеходов остаются следы от контакта с выступающими частями кузова чаще всего бампера, облицовки решетки радиатора, крышки капота, подножек, боковых стекол..

При переезде на теле и одежде жертвы остаются отпечатки рисунка протектора, следы наслоения грунта, горючесмазочных материалов, а также волочения.

Для розыска автомобиля, скрывшегося с места происшествия, важно установить направление его движения. Его можно определить по плотности следов торможения, которые в начальной точке имеют вид нескольких параллельно идущих трасс, постепенно сливающихся в одну к окончанию тормозного пути.

При переезде автомашины через водную преграду (лужу) брызги перемещаются в сторону направления движения, а влажная колея остается после продвижения транспорта через жидкость.

Брызги, отделившихся от транспорта горючесмазочных материалов, тормозной жидкости, направлены в сторону направления движения.

При переезде через твердые предметы, находящиеся на мягком грунте они вдавливаются в поверхность и вращающимися колесами отодвигаются в сторону противоположную направлению движения автомобиля.

В дальнейшем автомобиль может быть идентифицирован по следам колес, отделившимся от него частицам лакокрасочных, горючесмазочных материалов, стекол, а также узлов и агрегатов. Идентификация может проводиться посредством физико-химических и криминалистической экспертиз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *