на развитие какого познавательного процесса направлены игры слушай и выполняй дорисуй узор
Игры и упражнения для развития познавательных функций
Назарова Юлия
Игры и упражнения для развития познавательных функций
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1 «Что к чему подходит?»
Цель: развитие мыслительных операций.
Материал: предметные картинки.
Ход игры
Цель: развитие мелкой моторики руки, воображения.
Материал: карточки с нарисованными «звездами» разных цветов, фломастеры того же цвета, что и «звезды».
Ход игры
Педагог. Звезды необходимо соединить линиями. На что получились похожими созвездия? Как их можно назвать? (Дети отвечают.) 1.3. «Продолжи ряд»
Цель: развитие невербального логического мышления
Материал: картинки с графическими изображениями.
Ход игры
Педагог. Посмотрите на эти картинки. Их три. Посмотрите, что нарисовано на 1, 2 и 3 картинке. Как вы думаете, что будет нарисовано на следующей картинке?
1.4 «Подбери по схеме»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Ход игры
Педагог. У каждого из вас карточка со схемой. Подберите соответствующую схеме картинку. 1.5. «Поезд»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры
Дети встают в колонну друг за другом; Педагог, указывая на стрелку, которая лежит на полу,объясняет: «Стрелка показывает, что ехать надо прямо. Поехали». Все начинают двигаться. Первый ребенок ведет поезда одном направлении. Доезжают до стрелки, указывающей поворот движения.Педагог говорит: «Стрелка показывает, что надо поворачивать налево (направо, назад и т. д.)». Поезд поворачивается и идет прямо до следующего указателя, и т. д
Цель: развитие воображения.
Ход игры
А. Детям предлагается материал неопределенной формы (камешки, нарисованные облака и т. д.) ребенок должен сказать, на что это похоже. Любой ответ считается правильным, детей поощряют за оригинальные ответы.
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Ход игры
Детям предлагается перебрать крупу (маленькие горсточки риса, пшена, гречки)
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Материал: план комнаты, где проходит занятие. На плане отмечен необходимый объект.
Ход игры
Детям дают задание найти объект. 1.10. «Что задумано?»
Цель: развитие воображения.
Ход игры
Детям предлагают придумать предмет» подходящий под определение,например: яркий, желтый (ответы: цыпленок, солнышко и др.); пушистый, мягкий (ответы: снег, котенок и др.) красный, теплый (ответы: огонь, шарф и др.); прозрачный, хрупкий (ответы: леденец, сосулька и др.) и т. д.
1.9. «Собери картинки»
Цель: развитие целостности восприятия, невербального мышления.
Материал: разрезанные картинки (количество частей зависит от уровня развития ребенка); возможно предъявление образца.
Ход игры
Детям предлагают собрать картинку. 1.11. «Вырежь по образцу»
Цель: развитие мелкой моторики руки, схематического мышления.
Материал: плотная бумага для вырезания с сованными фигурами разной степени сложности
1.12. «Что изменилось?»,
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Ход игры
А. Педагог выставляет ряд игрушек или иных картинок. Затем дети отворачиваются и педагог меняет местами (прячет) одну или более (картинок). Далее дети угадывают, что пропало или изменилось.
Б. Дети встают «паровозиком». Один (машинист) должен запомнить порядок детей. Он закрывает глаза, дети меняются (или прячется) местами, водящий отгадывает, что изменилось. Затем другие дети становятся машинистами. 1.13. «Закрой отверстие»
Цель: развитие восприятия.
Ход игры
На большом листе ватмана вырезаны фигурки, надо их закрыть так, чтобы фигурка совпала с отверстием (у каждого ребенка своя фигурка).
Цель: развитие логического мышления.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
Вместе с Карлсоном
Шалунишка наш. (Малыш).
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
Что за мальчик деревянный,
Шапочка-колпак на нем?
Он веселый и занятный,
Добрый сказочный герой! (Буратино) 1.14 Графический диктант
Цель: развитие элементарных учебных умений.
Ход игры
Дети рисуют по клеткам по инструкции взрослого:
«Сейчас мы будем рисовать узор. Начинать его надо от точки, которая стоит на листочке. Надо постараться, чтобы узор получился красивым и аккуратным. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону Вести линию и на сколько клеточек. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там же, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Когда я скажу. «Одна клеточка вправо» — вы проведете линию вправо на одну клеточку.
Покажите рукой, в какую сторону вы будете проводить линию вправо.
Начинаем рисовать узор от точки. Поставьте карандаш на эту точку. Внимание!Рисуем линию: одна клеточка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна вправо, одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой узор сами».
Цель: развитие мелкой моторики руки, зрительного внимания.
Ход игры
У каждого ребенка лабиринт,который необходимо пройти:
б) с помощью карандаша;
в) проследить глазами. 1.16. «Пропеллер»
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Ход игры
1.18. «Что сначала, что потом»
Цель: развитие логического мышления.
Материал: картинки с развивающимся сюжетом (от 3 до 6).
Ход игры
На этих картинках нарисовано какое-то событие, но они перепутаны. Надо разложить их правильно и составить рассказ. Рассказать его. 1.19. «Огоньки»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Материал: 2 красных, 2 синих флажка и 1 желтый.
Ход игры
Каждый ребенок берет цветной флажок, Педагог показывает детям нарисованные на карточках цветные кружки в определенном порядке. Он предлагает им распределиться в таком порядке, как указано карточке. Затем карточки меняются, дети перестраиваются. Игра проводится в форме соревнования по командам
«Танграм», «Монгольская игра»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Материал: разрезанные на части фигуры (квадрат, овал и др.).
Ход игры
Составить заданные фигуры из частей. 1. 21. «Трудные виражи»
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Нарисовать дорожки разной формы, в одном конце которых, например, машина, а в другом-дом (по сюжету занятия).Предложить ребенку: «Ты — водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимателен и осторожен». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
Цель: развитие внимания.
Ход игры
Два ребенка встают спинами друг к другу, один описывает другого, затем наоборот. 1. 23. «Звезды на небе»
Цель: развитие наглядно-схематического мышления.
Материал: карточки с изображением схем созвездий и их художественное изображение.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки-схемы с созвездиями (у каждого ребенка) и, глядя на художественное изображение, подобрать схему.
1.24. «Наложенные изображения»
Цель: развитие восприятия.Материал: картинки с наложенными изображениями.
Ход игры
Педагог. Посмотрите, здесь нарисованы предметы, их много — одни нарисованы на других. Назовите, какие предметы изображены? 1.25. «Дорисуй фигуры»
Цель: развитие воображения.
Материал: листы бумаги форматом А5 с нарисованными неопределенными фигурками.
Ход игры
Педагог. Дорисуй фигурки, чтобы получилось изображение.
1.26. «Сочиним историю»
Цель: развитие речи, воображения.
Ход игры
Педагог начинает историю: «Жили-были…» следующий участник продолжает, и так далее по кругу Когда очередь опять доходит до педагога, он направляет сюжет истории, делает его более осмысленым и упражнение продолжается. 1.27. «Тихо-громко»
Цель: развитие внимания.
Ход игры
Ведущий произносит незаконченные предложния,например: «Когда ты на уроке, ты разговаваешь», «Когда ты вышел из школы, ты разгориваешь.». Задача детей крикнуть «Громко!» прошептать «Тихо».
1.28. «Что лежит в портфеле?»
Цель: развитие внимания.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Ведущий бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например, ручка, тетрадь, кирпич и та Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужна 1.29. «Зашиваем ковер»
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Материал: картинки с изображениями прямоугольников — «ковриков», в которых отсутствует фрагмент. Рядом даются варианты «заплаток».
Ход игры
Педагог. Давайте сделаем заплатки так, чтобы дырочку не было видно и чтобы рисунок совпал.
Цель: развитие наглядно-образного мышления.Материал: карточки с фрагментом орнамента
Ход игры
Каждому даются карточки с фрагментом орнамента — дети дорисовывают орнамент.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации, у него нет возможности произнести плавно слова – это делает речь.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Составила: учитель-дефектолог I КВ. кат. Мерясева И. В Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Составила: учитель-дефектолог.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей 3–4 лет Игра «Кто лучше надует игрушку?» Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания. Подготовительная.
Игры и упражнения для развития социальной уверенности Как играть? Включение ребёнка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как.
Игры для развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет) Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания Перед ребенком разложены цветные.
Консультация для родителей «Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ» Один из способов подготовки к школе детей с ОВЗ и инвалидность это работа по развитию познавательных процессов через дидактическую игру,.
Консультация для родителей «Развитие сенсомоторных функций у детей 1-го года жизни». Упражнения и игры Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Как показывают современные.
Упражнения и игры для развития речи детей 2–3 лет Игры – подражания с речевым сопровождением. Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз. «Птичий двор».
Игры на развитие познавательной сферы для детей 4–6 лет
Предложенные задания могут быть адаптированы взрослыми с учетом того, что любит ребенок. Рекомендуемые игры, задания эффективны в работе педагога-психолога и в процессе взаимодействия родителей с детьми.
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ИНТЕНСИВНОСТИ) ВНИМАНИЯ
Ведущий рисует на доске или на стене, или в воздухе пальцем по одной геометрической фигуре. Дети зарисовывают фигуры по мере изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, что получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого-нибудь из детей к изображению. В этом случае он показывает одну за другой карточки с изображениями, которые он воспроизводит пальцем на доске. Количество повторений заранее оговаривается – от 2-3, на первых занятиях до 1 раза, по мере привыкания. Постепенно увеличивается и темп упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы, но вполне подходят и старые журналы.
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте, например «А» или любую геометрическую фигуру. В течение следующих 5 минут (после отдыха) дети меняются журналами и проверяют, нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на пять минут, т. е тоже является тренингом внимания.
Взрослому следует обратить внимание и на индивидуальные особенности, темп каждого ребенка при выполнении корректурной пробы. Один ребенок работает в быстром темпе, просматривает большой кусок текста, однако у него много ошибок. Другой делает все без единой ошибки, но медленно и мало по объему. В зависимости от выявленных особенностей деятельности каждый ребенок получает рекомендации по совершенствованию стиля его работы.
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
«ДА И НЕТ» (любимая игра дошкольников)
«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы,но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.). Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова,например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя остальные.
Эта игра способствует развитию произвольного внимания и произвольного поведения.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
«ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «К», «Т», «С», все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их.Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок, поощряйте его за прогресс.
«РАЗВЕДЧИКИ»
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
«ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ПАМЯТИ
Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию.
Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение.Например:
— «Это был красивый кот…»
— «Это был красивый пушистый кот…»
— «Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…» и другие варианты.
Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя.Пример: птица – снегирь, рыба- лещ, рыба- карась, зверь – медведь и т. д.
Уверенность в правильности воспроизведения связана с уровнем развития наблюдательности ребенка, его осведомленности об окружающем мире и личностными качествами.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Детям предлагается подобрать 7-8 пар картинок, связанных по смыслу, и разложить их попарно. Затем взрослый убирает левый ряд картинок, оставляя правый. Ребенок должен назвать недостающие в правом ряду картинки.
«НАЙДИ ПРОПАВШУЮ ИГРУШКУ»
Игра направлена на развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.
Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана – пластмассовые фигурки. Резиновые игрушки, машинки и т. д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.
В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек. То можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число. Если ребенок легко справляется с заданием из 10-12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив незаметно игрушки на картинки с изображением предметов.
Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Составитель: педагог-психолог Войтра Мария Сергеевна.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».
Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.
Развитие познавательной активности у детей 3–4 лет посредствам освоения сенсорных эталонов. Развитие познавательной активности у детей 3-4 лет посредствам освоения сенсорных эталонов. Тема родительского собрания: «Путешествие в.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой.
Развитие познавательной сферы детей с ДЦП. С чего начать? Главное, на мой взгляд, что мешает родителям и педагогам начать занятия с особым ребёнком — это отсутствие веры в результат. Поэтому для.
Развитие познавательной сферы дошкольника В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических познавательных процессов. Это относится и к сенсорному развитию. Сенсорное.
Самообразование воспитателя «Развитие познавательной активности детей 2–3 лет в условиях ДОУ» МДОУ детский сад «Буратино» Самообразование воспитателя первой младшей группы «Цыплятки» Молчановой М. Е. Тема: «Развитие познавательной.
Краткосрочные образовательные практики в работе с родителями для развития коммуникативно-познавательной сферы детей Краткосрочные образовательные практики «В сказку вместе с мамой за руку идем» Актуальность. Младший дошкольный возраст является благоприятным.
Система игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система игр и упражнений, направленных на развитие
познавательных процессов
1. Игра «Кто самый внимательный».
Ц е л ь: развитие зрительного восприятия.
Педагог предлагает узнать, кто самый внимательный в классе. На доске располагается рисунок клевера – 5 рядов с тремя лепестками в цветке. В одном из рядов у одного цветка 4–5 лепестков. Дети ищут на рисунке клевер с заданным количеством лепестков.
2. Игра «Бессмысленные слова».
Ц е л ь: развитие зрительно-опосредованного запоминания.
На доске написано от трёх до девяти согласных букв: РБВЛ, КТМЦ, ШГС, ДПВ, КПТНСД и др. Детям предлагается запомнить предлагаемый материал и записать его. При этом если они записали наибольшее количество правильных слов, то выиграли.
3. Игра «Буквенный ряд».
Ц е л ь: развитие внимания и графических умений.
Ребятам предлагается без ошибок переписать буквенный ряд:
Затем предлагается вычеркнуть в ряду заданную букву (С или Л).
Далее предлагается составить слова из оставшихся букв. Педагог предлагает образец. Например: БЕРЕГ.
Также можно использовать игры: «Дорисуй узор», «Волшебный лабиринт», «Найди одинаковые круги», «Найди букву к слову» (вариант «Лабиринта»), «Раскрашивание фигур по образцу», «Сколько фигур спряталось на картине?».
4. Игра «Запомни предметы».
Ц е л ь: развитие объёма памяти.
Педагог предлагает детям 7–10 предметов и говорит, что названия этих предметов нужно запомнить. Даётся 1 минута, затем предметы убираются, и каждый ребёнок должен назвать те из них, которые он запомнил. Нормой считается количество предметов в пределах семи.
5. Игра «Нарисуй и запомни».
Ц е л ь: развитие зрительно-опосредованного запоминания.
Детям предлагается перечень слов, каждое из которых они обозначают рисунком. Слова: весёлый праздник, тёмный лес, сила, болезнь, быстрый человек, день, хороший друг, машина, мальчик, сказка. Затем каждый ребёнок должен перечислить слова, которые он запомнил, с опорой на свой рисунок.
6. Игра «Геометрические фигуры».
Ц е л ь: развитие кратковременной памяти и графических навыков.
Детям предлагается фигурный ряд для запоминания. Даётся 1 минута, затем ряд убирается. Дети воспроизводят фигурный ряд в тетради по памяти. м ожно усложнить задание: педагог предлагает детям фигурный ряд с изменением одной из фигур или местоположения фигур в ряду. Дети указывают, что изменилось, где ошибка (в сравнении с первым правильным вариантом).
Возможно использование игр: «Запомни числа», «Что пропало», «Слово–предмет», «Что ты видел, расскажи», «Закодируй слово наоборот».
7. Игра «Продолжи ряд».
Ц е л ь: развитие аналитико-синтетических функций.
Ребёнку предлагается три последовательные фигуры, а четвёртую нужно угадать и нарисовать самому. При этом можно использовать подсказки, дать три-четыре фигуры, где есть ответ. Например: три треугольника разной величины или круг, овал, круг, где необходимо подобрать четвёртую фигуру.
8. Игра «Дорисуй букву».
Ц е л ь: развитие ориентировки в пространстве.
Детям предлагаются элементы букв, задание: дорисуй, чтобы получилась буква.
9. Игра «Догадайся, кто нарисован».
Ц е л ь: развитие аналитико-синтетических функций.
Педагог показывает часть тела животного, а дети должны угадать, кто это. Например: длинные уши – заяц, ослик.
10. Игра «Словесно-логические пары».
Ц е л ь: формирование причинно-следственных связей.
Педагог предлагает детям ряд картин: дом, самолёт, стол, ключ, трамвай, стул, книга, замок, ручка, цветок, дерево. Дети объединяют картинки в пары и объясняют причину такого объединения. Например: дом–замок, замок–ключ.
Возможно использование игр: «Дополни буквами слово», «На что это похоже», «Найди главное слово», «Что лишнее?», «Назови одним словом».
Система игр и упражнений, направленных на развитие
эмоциональной сферы
Ц е л ь: развитие умения действовать по сигналу педагога.
Каждый из участников группы представляет себя бабочкой и двигается по комнате соответствующим образом (по условному сигналу педагога).
2. Игра «Уходи, злость, уходи».
Ц е л ь: снятие эмоционального напряжения.
Дети становятся в круг, взявшись за руки, поднимают руки вверх и с криком «Уходи, злость, уходи» попеременно машут руками и топают ногами.
Ц е л ь: развитие внимания и пантомимических способностей.
Дети становятся в круг. Педагог задаёт движение и выбирает «зеркало» – одного участника из круга. «Зеркало» показывает это движение. Затем «зеркало» становится ведущим.
4. Игра «Нарисуй чувство».
Ц е л ь: развитие выразительного изображения чувств, связанных с собственными переживаниями.
Педагог просит ребёнка не рассказать, а показать то, что он чувствует. Дети должны узнать это чувство. Те, кто чувствует то же, показывают то, что показал первый ребёнок. Возможно усложнение, когда ребёнку предлагается назвать образ своего настроения: «Я похож на (кого-то или что-то)». Например: солнышко, туча, дождь, птица и др.
5. Упражнение «Волшебные ладошки».
Ц е л ь: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам на большом листе ватмана обвести карандашом контур своих ладошек, а затем раскрасить их тем цветом, который похож на их настроение сейчас. Для этого ребятам предоставляются цветные карандаши или наборы пастели.
Ц е л ь: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам выбрать одну из масок, которые лежат в конверте. На обороте маски каждый найдет имя того сказочного героя, который пришел на маскарад. Его необходимо изобразить с помощью мимики и жестов, ведь все персонажи в одинаковых масках, и узнать их можно лишь по походке, жестам. Каждый участник группы поочередно показывает своего персонажа, а остальные пытаются его отгадать.
7. Упражнение «Лимончики».
Ц е л ь: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам устроиться поудобнее на стульчиках. Стопы ног стоят на полу, руки лежат на коленях ладонями вверх. Затем ребята представляют, что у них в ладонях лимоны. Постепенно они начинают сжимать лимоны в ладонях, сначала медленно, затем все сильнее и сильнее. ( м ожно под счет от 1 до 10.) Затем ладони резко разжимаются. (Упражнение выполнятся 3–5 раз.)
Ц е л ь: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает ребятам представить себя сильными, красивыми львами.
– Львы умеют рычать. А раз мы с вами львы, то и мы умеем рычать громко и грозно. На счет «три» все начинают рычать очень громко. Раз, два, три… Молодцы! н о чтобы у нас получилось еще громче, львам необходимо широко раскрывать пасть во время рычания. Вытянули руки вперед, ладони прижаты вместе, правая ладонь поверх левой. Теперь, когда мы начнем рычать, необходимо раскрыть пасть как можно шире. Готовы? Раз, два, три… (Упражнение выполняется 3–5 раз.)
м ожно использовать типовые задания: «Дорисуй, что чувствует человечек», «Соедини точки и назови, какое настроение у солнышка», «Веселая змейка», «Паровозик настроений».
Система игр и упражнений, направленных на развитие
коммуникативных умений
1. Игра «Дружба начинается с улыбки».
Ц е л ь: развитие умения выражать чувство радости.
Все участники в кругу по очереди поворачиваются к своему соседу, называя своё имя, при этом даря ему свою улыбку.
Ц е л ь: развитие умения выражать своё позитивное отношение к другому.
Все участники берутся за руки, ведущий говорит комплимент своему соседу. Сосед выражает благодарность и говорит комплимент следующему.
3. Игра «Сказочные герои».
Ц е л ь: развитие умения находить в себе черты характера заданного персонажа.
Педагог предлагает список сказочных героев (мужские и женские роли). Каждый ребёнок выбирает себе одного из героев, представляется им и называет то качество, за которое выбрал себе эту роль. Например: « я – Буратино, я весёлый». м ожно усложнить задание, и к каждому герою дети будут подбирать по одному положительному качеству.
4. Игра «Маленький пекарь».
Ц е л и: преодоление двигательного автоматизма, развитие доброжелательности по отношению к другим.
Участники занятия вспоминают, у кого день рождения в группе, и ведущий предлагает «испечь пирог». Именинник садится на стул в центр круга. Педагог предлагает детям следующие роли: мука, яйца, соль, сахар, молоко, яблоки и т. д. – по количеству детей. Затем ставится воображаемая миска, то есть два ребёнка держат друг друга за руки. Ведущий называет чью-то роль – компонент пирога, и ребёнок садится в «миску», а именинник выполняет действия, необходимые для приготовления пирога («размешивает», поглаживая по голове или передвигая детей в «миске»).
Ц е л ь: развитие согласованности движений.
Ведущий выбирает «паучка», который «строит свою паутинку» из ребятишек, сидящих в круге. Педагог помогает «паучку» в случае необходимости.
Возможно использование следующих игр: «Скульптор и глина», «Групповой портрет именинника», «Кукла», «Дракон кусает свой хвост».
Ц е л ь: развитие умений соблюдать последовательность действий, действовать по правилам.
Детям раздаются карточки с представленными на них буквами (по количеству детей). Учитель-ведущий является «оператором», который «нажимает на клавиши», хлопая в ладоши. «Буква», которая должна быть «напечатана», тоже отвечает хлопком. Для «печатания» выбирается фраза, количество букв в которой соответствует количеству играющих детей.
7. Игра «Отхлопать ритм фразы».
Ц е л ь: развитие чувства ритма.
На доске пишется фраза или четверостишие из детского стихотворения. Дети отхлопывают его послоговой ритм, обозначая тихими и громкими хлопками ударные и безударные слоги. Задание можно усложнить: учитель отхлопывает ритм слова, а дети находят его в предложении.
Ц е л ь: пополнение словарного запаса.
Учитель раздаёт трафареты, дети обводят их в тетради. Корни дерева – это короткие простые слова, которые пишет на доске учитель. На ветках нужно подписать словообразующие суффиксы. Дети вписывают в крону дерева слова, которые образуются с помощью суффиксов.
9. Игра «Буква заблудилась».
Ц е л ь: развитие слухового внимания.
Учитель читает стихотворение с ошибочно вставленными в него словами (двери–звери, маки–раки) и демонстрирует стихотворение шуточной картинкой, изображающей допущенную ошибку. Дети исправляют педагога.
Возможно использование заданий: игры на называние слов – антонимов, паронимов, синонимов; работа с перфокартами (карточки с прорезями для быстрой автоматизации навыка письма необходимых букв); фонетическая ритмика.
Система упражнений, направленных на развитие
графических умений, внимания, оперативной памяти,
наглядно-логических действий
1. «Графический диктант».
Ц е л ь: формирование умений внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные линии .
Педагог подробно диктует детям, откуда начинать вести линию, какой длины (сколько клеток) и в каком направлении. Продиктовав один раз, предлагает продолжить детям выполнить узор самостоятельно.
2. «Корректурная проба».
Ц е л ь: тренировка объёма, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка.
Используются три вида символов: фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчёркиваются, зачёркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, как и на образце.
Ц е л ь: развитие умения осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.
Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребёнку нужно угадать, а затем нарисовать четвёртую фигуру.
Ц е л ь: развитие умений определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку.
Рассмотрев четыре фигуры, ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя, и раскрасить её по-своему.
Ц е л ь: развитие умения определять связи между буквами, объединяя их в слова.
Педагог пишет на доске ряд букв и предлагает ребятам найти в строке «спрятавшиеся» слова.
Ц е л и: развитие умения устанавливать связи между буквами и цифрами, развитие переключаемости внимания.
Педагог предлагает ребятам рассмотреть таблицы, где «перепутались» буквы и цифры. Затем из таблицы выбрать буквы и записать их в той последовательности, в которой они идут в алфавите, а также цифры по порядку. Например:
Ц е л ь: развитие процесса ассоциативного запоминания.
Ведущий предлагает детям не связанные между собой слова, которые они обозначают в тетради каким-либо символом, значком. Затем каждый, посмотрев на значок/символ, старается вспомнить, что же за слово он зарисовал в тетради. (По аналогии можно предлагать зарисовать каждое слово в предложении, а затем и целые стихи, что существенно поможет детям их запоминать.) Например: Мама мыла раму (1-й рисунок – лицо мамы, 2-й рисунок – ведро воды, 3-й рисунок – окно.)
8. «Веселые ассоциации».
Ц е л ь: развитие умения определять связи и отношения между словами.
Педагог предлагает ребятам найти общее между словами, начинать необходимо с простейших связей, например: нос – уши (голова, органы чувств); дождь – град (вода, осадки); зависть – трусость (чувства человека) и т. п.
Ц е л ь: развитие аналитико-синтетических связей.
Педагог предлагает детям составить новые слова, при этом исключив одну букву из данных им слов. Например: плуг – луг; шарф – шар; крот – рот; мрак – рак; шмель – мель; клад – лад; лось – ось и т. п.
10. «Найди общие признаки и отличия».
Ц е л ь: развитие аналитико-синтетических связей.
Педагог предлагает детям найти и записать общие признаки между предметами и отличия – в два столбика. Например: яблоко и арбуз.
О б щ е е: круглые по форме, есть семечки, растения.
О т л и ч и я: по величине; яблоко – фрукт, а арбуз – ягода; яблоко растет на дереве, а арбуз – на грядке и т. п.
В а р и а н т ы: кошка и собака; ручка и карандаш; вилка и ложка; книга и тетрадь; существительное и прилагательное; рассказ и стихотворение.
Во 2-й части занятия можно также использовать игры и упражнения из книги: Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы; психодиагностические методики; коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – 2-е изд., перераб. – М.: Ось-89, 1999. – 224 с. или Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М., 1995.