на развитие какой способности направлено выполнение упражнения изображенного на картинке
Развитие двигательных способностей на уроках физической культуры.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие двигательных способностей на уроках физической культуры.
Вся жизнь человека связана с выполнением каких-либо движений, требующих от него проявления двигательных способностей (иногда их называют физическими качествами). Они не только содействуют формированию двигательных умений, но и сами развиваются при использовании специально подобранных физических упражнений. В качестве задатков двигательных способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма человека.
Различают пять основных двигательных способностей: гибкость, сила, быстрота, выносливость и ловкость.
При развитии двигательных способностей занятия на уроках физической культуры следует дополнять самостоятельными занятиями, на которых необходимо систематически использовать специально подобранные упражнения. Они приведены в учебнике для каждого из пяти видов двигательных способностей. Оценить успешность их развития помогут таблицы контрольных упражнений.
Двигательные способности в возрасте до 15 лет развиваются в тесном взаимодействии друг с другом.
Перед выполнением упражнений, целенаправленно развивающих какие-либо двигательные способности, необходимо провести разминку для разогрева мышц, чтобы избежать мышечных травм. В нее включаются ходьба, медленный бег, танцевальные движения, упражнения для всех частей тела, прыжки.
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Упражнения на гибкость могут быть активными, т. е. выполняться самостоятельно, и пассивными, т. е. при участии партнера, учителя, тренажеров или отягощений. Эти упражнения связаны с наклонами, вращениями и махами. Количество предлагаемых повторений упражнений достаточно для начального этапа раз: вития гибкости. В дальнейшем число повторений необходимо постепенно наращивать до 60—100 раз в неделю, увеличивая амплитуду движений.
Наибольший эффект в развитии гибкости достигается при ежедневном выполнении упражнений. Выполнять эти упражнения следует, постепенно увеличивая амплитуду, вначале медленно, потом быстрее. При появлении мышечных болей надо сразу прекратить занятия. Однако делать перерывы между занятиями более 1—2 недель не следует.
Упражнения для развития гибкости
Упражнения для рук и плечевого пояса
1. Круговые движения в кистевых и локтевых суставах вперед и назад, без предметов и с гантелями до 1 кг. По 8—16 раз.
2. Круговые движения прямых рук вперед и назад (локти отводить назад до сведения лопаток). По 4—8 раз.
3. Рывки со сменой рук (одна вверх, другая вниз) с постепенным увеличением амплитуды. То же, но в руках гантели до 1 кг. По 4—8 раз.
4. Держа палку в вытянутых вверх руках, плавно отвести руки назад, затем через верх — вперед. Чем уже хват руками палки, тем труднее выполнять это упражнение.
5. Партнеры стоят спиной друг к другу. По команде делают шаг вперед и возвращаются в исходное положение (и. п.). По 8—16 раз.
Варианты: руки вниз, в стороны, вверх.
Упражнения для туловища
1. И. п. — основная стойка (о. с.) или ноги врозь, руки на поясе, за головой или вытянуты вверх. Наклоны туловища в стороны. По 8 раз в каждую сторону.
2. И. п. — стойка ноги врозь, затем — о. с. Наклоны туловища вперед и назад, не сгибая ног в коленях. По 8 раз в каждую сторону.
3. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе, за головой или вверх. Круговые движения туловища попеременно влево и вправо. По 4—6 раз
4. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. Повороты туловища влево-вправо. По 8 раз в каждую сторону.
Вариант: руки вперед с широкими движениями в сторону поворота. То же, но повернуть голову в обратную сторону.
5. И. п. — стойка ноги врозь спиной к гимнастической стенке (к любой перекладине), руками держаться за перекладину за головой на уровне плеч. Прогнуться вперед. Постепенно, наклоняясь назад, переставлять руки на все более низко расположенные перекладины. 8 раз.
6. И. п. — лежа на спине, руки за голову. Подняться в положение «мост». Стараться уменьшить расстояние между руками и ногами.
7. В парах. Один партнер лежит на животе, руки вверх. Второй стоит над ним, взявшись руками за его лучезапястные суставы. Отведение рук лежащего партнера назад с прогибанием спины. 6—8 раз.
8. В парах. Один партнер сидит, ноги вместе. Второй, стоя сзади (руки на плечах первого), производит пружинящие наклоны сидящего вперед. 6—8 раз (рис. 23).
9. В парах. Сидя спиной друг к другу, соединить руки в локтевых суставах. Наклоны вперед (не сгибая ноги в коленях) с партнером на спине. По 6—8 раз каждому партнеру.
Упражнения для ног и тазобедренных суставов
1. И. п. — стойка на одной ноге. Махи свободной ногой. По 16 раз попеременно каждой ногой.
Варианты: махи ногой, согнутой в колене, прямой, с хлопком над ней.
2. И. п. — стойка на одной ноге. Махи свободной ногой в сторону. По 16 раз попеременно каждой ногой.
3. И. п. — стойка ноги врозь. Приседание. 8 раз.
Варианты: медленно, на счет 1—4 полуприсед, встать; на 1 — присесть, на 2—4 — полуприсед, встать.
4. И. п. — глубокий выпад левой (правой) ногой вперед. Руки в стороны, за голову, на колене впереди стоящей ноги. Пружинящие приседания. Смена ног: вставанием, поворотом, прыжком. По 8 раз в каждую сторону.
5. И. п. — стоя боком к опоре (и держась за нее рукой), поднять левую (правую) согнутую в колене ногу в сторону и резко выпрямить. По 10 раз каждой ногой.
6. В парах. И. п. — стоя лицом друг к другу в стойке ноги врозь и держась за руки. Одновременно приседать влево, принять и.п., то же вправо, и. п. По 8 раз поочередно в каждую сторону.
Проверьте свою гибкость
1. Выкрут палки назад прямыми руками.
2. Наклоны вперед, ноги вместе прямые.
3. Наклоны вперед из положения сидя, ноги прямые, в руках палка.
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Хорошо развитая сила — это крепкие мышцы, красивая осанка, залог успеха в любом виде двигательной деятельности.
Для развития силовых способностей используются упражнения с повышенным сопротивлением. Основным условием для их развития является максимальное напряжение различных групп мышц. Оно может достигаться небольшим количеством повторений упражнений с отягощением (до 1,5—2 кг), максимальным числом повторений или выполнением их с наибольшей скоростью с большим весом (до 1 — 1,5 кг).
В возрасте 10—14 лет создаются предпосылки для развития силы при помощи отягощений (гантели, набивные мячи, гири, бег в гору, по воде, против ветра и т. п.) или преодоления собственного веса. Проявлять максимальные усилия в этом возрасте не рекомендуется, так как они отрицательно влияют на рост подростков.
Упражнения для развития силы сначала повторяйте 8—10 раз. Затем в течение 1,5—2 месяцев, тренируясь с тем же весом, увеличивайте количество повторений до 15—20 раз. Увеличивать количество повторений следует постепенно только в том случае, если после выполнения упражнений не наблюдается усталость. Упражнения на развитие силы следует выполнять 2—3 раза в неделю, после каждого занятия делать упражнения на растягивание и расслабление мышц.
Упражнения для развития силы
Упражнения для развития силы рук
1. Висы на перекладине: на двух руках, на одной руке (левой, правой), на согнутых руках.
2. И. п. — стойка ноги врозь, руки с гантелями (до 1 кг) к плечам. Опустить руки вниз, поднять в стороны, вверх, возвратить в и.п.
Варианты: и. п. — сидя, лежа на спине.
3. И. п. — стойка на расстоянии 0,5 м от стены (лицом к ней). Сгибание и разгибание рук, опираясь пальцами о стену.
4. И. п. — упор лежа (на коленях, на бедрах). Сгибание и разгибание рук.
Варианты: ноги на стуле, упор лицом вверх.
5. И. п. — упор на спинках стула или параллельных брусьях, ноги в упоре впереди (сзади). Сгибание и выпрямление рук (рис. 26).
Варианты: ноги в положении группировки, в положении угла.
6. Лазанье по канату, по горизонтальной лестнице.
7. Подтягивание на перекладине в висе лежа. Варианты: в висе углом (в группировке).
8. В парах. Стоя один за другим, держитесь за кисти рук. Первый поднимает и опускает руки в стороны, преодолевая сопротивление второго. Партнеры меняются местами после 4—6 попыток.
9. В парах. Один партнер принимает положение упора лежа (лицом вниз), второй поднимает его ноги. Ходьба на руках. Вариант: упор лежа лицом вверх.
Упражнения для развития силы ног
Варианты: полуприседания; передвижения вперед, назад, в стороны в приседе и полуприседе; приседания и полуприседания на одной ноге (вначале с опорой рукой на стул); то же с тяжелыми предметами в руках, с партнером на спине.
2. И. п. — ноги широко врозь. Приседания на левой и правой ноге. Вариант: то же с отягощением.
3. И. п. — упор сидя, руки сзади. Поднимание и опускание прямых ног.
4. Лазанье по канату при помощи рук и ног.
5. И.п. — вис на перекладине (гимнастической стенке). Поднять ноги в группировку.
Варианты: поднять ноги в группировку и выпрямить в угол; поднять в угол (рис. 28).
6. В парах. И. п. — стоя спиной друг к другу, руки соединены сзади в локтевых суставах. Приседания и полуприседания, прыжки в приседе вперед, назад, в стороны (рис. 29).
7. В парах. И. п. — упор сидя лицом друг к другу, ноги согнуты. Одновременное и поочередное сопротивление партнеров ногами.
8. В парах. Перетягивание партнера хватом за руки, за пояс (ноги полусогнуты, врозь).
Упражнения для развития силы мышц туловища
1. Наклоны вперед, назад, в стороны с набивным мячом (гантелями до 2 кг).
2. И. п. — лежа на спине, ноги прямые или согнутые в коленях. Сгибание и разгибание туловища, касаясь руками пола (руки за головой, на поясе, вверху).
Варианты: то же сидя на стуле (скамейке) и прогибаясь назад; то же с набивным мячом в руках; наклоны к левой и правой ноге; с сопротивлением партнера.
3. И. п. — лежа на животе. Поочередное и одновременное поднимание и опускание ног и туловища.
Варианты: то же с набивным мячом; с помощью партнера; поднимание и опускание бедер; лежа на возвышении.
4. В висе на перекладине (гимнастической стенке). Махи прямыми ногами вперед и назад; поднимание ног вперед-вверх.
Вариант: вис лицом к гимнастической стенке. Отвести ноги вверх-назад, прогибая спину и отводя голову.
5. В парах. Стоя спиной друг к другу и держась за локти, наклоны вперед с партнером на спине.
Вариант: то же сидя на полу, поочередные наклоны вперед.
Быстрота — это способность совершать двигательные действия минимальный для данных условий отрезок времени.
Для развития быстроты движений необходимо соблюдать следующие условия: двигательные действия выполнять с максимальной скоростью; техника этих действий должна быть хорошо освоена; продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к окончанию их выполнения скорость не снижалась из-за утомления.
Упражнения для развития быстроты движений (скоростных способностей)
1. Бег на месте с энергичными движениями рук и ног.
2. Бег на короткие дистанции (до 30 м) с максимальной скоростью: обычный бег, семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени назад, двигаясь боком скрестным шагом, приставными шагами, спиной вперед, бег по лестнице. После каждой пробежки — отдых 1-2 мин.
3. Старты из различных положений (из упоров присев, лежа, из положений сидя и стоя спиной в сторону бега) и пробежка до 10 м. После каждого старта — отдых 30 с. После 8 стартов — отдых 2-3 мин.
4. И. п. — о. с, руки к груди, сжаты в кулаки. Выпрямление и сгибание рук (бокс). Отдых 1 мин после 16 «ударов».
5. С расстояния 2-3 м от стены броски мяча в быстром темпе одной и двумя руками и ловля двумя руками из и. п. — стойка ноги врозь лицом к стене, стоя на коленях, из седа ноги врозь, лежа на животе. После 12—16 бросков — перерыв до 1 мин.
6. С расстояния 1,5-2 м от стены удары мяча ногой в быстром темпе. Перерыв до 1 мин после 15-20 с выполнения упражнения.
7. Упражнения 5 и 6 выполнить с партнером.
Варианты: расстояние между партнерами 4-6 м, после передачи мяча присесть, встать, повернуться кругом, сделать мах ногой вперед, назад, в сторону, хлопки руками под ногой, за спиной, попрыгать.
8. Бег в парах. Партнер, бегущий впереди, ускоряется и подтягивает за руку находящегося сзади партнера. Партнер, бегущий сзади, создает небольшое сопротивление. После бега до 30 м — перерыв 2-3 мин.
Упражнения, одновременно развивающие силу и быстроту
К таким упражнениям относятся прыжки и метания. Они развивают скоростно-силовые способности.
1. Прыжки: на месте на одной и двух ногах, в длину, в высоту, со скакалкой, с высоты, через препятствия. После освоения прыжков можно взять в руки гантели (до 1 кг) или набивной мяч. После выполнения 20-40 прыжков — отдых 2 мин.
2. Многоскоки с ноги на ногу, на двух, на одной (левой и правой). После выполнения 10-12 многоскоков — отдых 2 мин.
3. Толкание, метание и броски мячей двумя и одной рукой: вперед, назад, в стороны.
Эти упражнения удобнее выполнять с партнером или у стены с набивным мячом (1—2 кг), серии по 5-6 мин разнообразных движений, с игровыми мячами (баскетбольным, гандбольным и др.), серии до 10 мин.
4. В парах. Прыжки ноги врозь (согнув) через партнера, опираясь на него (партнер стоит в упоре на коленях).
Выносливость — это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выделяют общую выносливость, а также выносливость к деятельности силового и скоростного характера.
Для развития различных видов выносливости необходимо выполнять двигательные действия, постепенно увеличивая их длительность до наступления утомления; воспитывать свою волю для развития способности стойко переносить неприятные ощущения утомления; повторять упражнения или игры после полного восстановления.
Наиболее распространенными средствами развития общей выносливости являются продолжительный бег, передвижение на лыжах, велосипеде, плавание. Эти виды упражнений называют циклическими за непрерывно повторяющиеся движения. Регулярно используя эти средства, легко проследить за объемом (количеством) и интенсивностью нагрузки, постепенно их увеличивая. При появлении усталости, плохом самочувствии необходимо нагрузку снизить. Можно использовать подвижные и спортив ные игры, различные единоборства. Однако в этих видах нагрузку самостоятельно регулировать трудно.
Упражнения для развития выносливости
1. Бег на средние и длинные дистанции. Постепенное увеличение дистанции: в медленном беге — от 400 до 1000 м, от 1000 до 3000 м; бег в среднем темпе — 200 м, ходьба — 200 м; постепенное увеличение интервала бега и уменьшение интервала ходьбы (бег — 250 м, ходьба — 150 м и т. д.).
2. Плавание. Постепенное увеличение проплывания дистанции любым стилем без остановок от 25 до 100 м.
3. Бег на лыжах. Постепенное увеличение дистанции бега до 1000 м.
4. Кросс по пересеченной местности в парах или в составе группы.
5. Подвижные и спортивные игры. На площадках или в спортивном зале, играя в подвижные (салки, лапта, классики, прыжки через резинку, мяч) или спортивные игры по упрощенным правилам (баскетбол 2×2, 3×3; гандбол на одни ворота, мини-футбол 3×3, 4×4), чередуйте активные действия (прыжки, рывки, ускорения, броски, удары, финты) с активным отдыхом (бег спиной вперед, приставными шагами, защитными действиями, выбором правильного места на площадке). Начинайте играть по 20— 30 мин (2×10, 2×15), постепенно увеличивая время игры до 40—60 мин (2×20, 2×30). В течение недели желательно заниматься играми не менее 4—5 ч.
6. Соблюдая принцип постепенного повышения нагрузки, для развития выносливости можно использовать прыжки со скакалкой.
Ловкость — это комплекс определенных психических и двигательных способностей, обеспечивающих выполнение любой двигательной задачи правильно, точно, быстро, рационально, экономно и находчиво.
Наличие ловкости способствует развитию таких важнейших качеств личности, как воля, решительность, инициатива, сообразительность, память, внимание и др. Для развития ловкости необходимо освоить как можно больше разнообразных двигательных навыков, научиться использовать их в разных условиях, т. е. уметь быстро перестраивать свои двигательные действия в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Упражнения, направленные на развитие ловкости, достаточно быстро ведут к утомлению, поэтому их лучше выполнять до силовых упражнений.
В процессе развития ловкости применяются необычные исходные положения, зеркальное выполнение упражнений, изменение скорости или темпа движений, границ площадок и количества играющих, смена способов выполнения упражнений, усложнение условий, в которых выполняются движения, изменение противодействий занимающихся при парных или групповых упражнениях, условия, повышающие проявление двигательной активности, имеющиеся двигательные навыки в подвижных, спортивных играх и единоборствах.
Упражнения для развития двигательной ловкости
Упражнения для развития ловкости рук
1. Подбрасывание и ловля мяча одной и двумя руками.
2. Жонглирование двумя-тремя мячами.
3. Различные движения руками с булавами, лентами, флажками, мячами.
4. Положить камешек на согнутое предплечье. Быстро разгибая предплечье, поймать падающий камешек.
Соревнование: кто больше поймает из 5 попыток правой и левой рукой.
5. Положить на тыльную сторону кисти несколько камешков. Подбросить их вверх и попытаться поймать в ладонь хватом сверху.
Варианты: подбросить вверх камешки и одновременно успеть поднять с пола 1 (2, 3, 4) камешек и поймать летящий.
Упражнения для развития локомоторной ловкости
(этот вид ловкости проявляется в двигательных действиях, требующих участия мышц туловища и нижних конечностей)
1. Жонглирование мячом всеми частями тела (головой, бедром, стопой).
2. Ведение мяча одной и двумя руками.
3. Упражнения с короткой и длинной скакалкой:
1) махи скакалкой из-за спины вперед и спереди назад;
2) перешагивание через скакалку сначала медленно, затем быстро;
3) прыжки на двух ногах одновременно, поочередно, со скрещенными ногами, со сменой ручек скакалки, на левой (правой) ноге в полуприседе, с двумя прокрутами, с боковыми вращениями, с вращением по земле;
4) прыжки в парах, стоя рядом или один за другим;
5) прыжки через длинную скакалку (веревку) с подбрасыванием, ведением передачей мяча, через две скакалки, прыжки вдвоем.
Картотека игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности
Предлагаемый Вашему вниманию практический материал, представленный в виде комплекса игр и упражнений для развития творческих способностей детей дошкольного воз-раста в изобразительной деятельности, адресован педагогам и родителям, осуществляющим целенаправленную образовательную деятельность с детьми, по данной проблеме.
С помощью представленной подборки развивающих игр, обеспечивается качественное психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанников, которое включает в себя все аспекты образовательно- коррекционного процесса.
В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Один из них — организация игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей. В Концепции дошкольного воспитания (1989) игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры как свободной, творческой деятельности обусловливается ее потенциальными возможностями, местом и ролью как основной, ведущей деятельности. Своеобразие игры заключается и в том, что она является генеральной формой поведения, внутри которой зарождаются другие виды деятельности.
Общий элемент для игр с художественным содержанием — их творческий характер. Мир игры тесно связан с воображением. Ее участник выстраивает собственный, условный, субъективный мир в своем воображении.
При отборе и систематизации игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей, учитываются не только возрастные особенности детей, но и логика формирования способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности (см. таблицу). Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:
— дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
— альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т. п.);
— решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т. п. ;
— нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).
Игры и упражнения, развивающие творческие способности дошкольников
Многофункциональность игры позволяет расширить диапазон ее применения. Игра — форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции.
Таким образом, игра отвечает современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации педагогического процесса дошкольного учреждения: эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу многих видов искусств.
В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей.
Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:
— дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
Комплекс развивающих упражнений
СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»
Стимулом для развития фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов.
В младшем дошкольном возрасте возможно включение предварительного этапа при проведении данной серии упражнений. Дети словесно обозначают разные предметы, похожие на заданную фигуру, педагог контролирует, чтобы дошкольники не копировали изображения объектов и предметов друг у друга. При проведении упражнения в старшем дошкольном возрасте можно усложнять задания, т. е. предлагать детям создавать сюжетно-тематические композиции на основе заданного шаблона.
При анализе работы, как в старшем, так и в младшем возрасте необходимо обращать внимание на оригинальность замысла, своеобразие манеры исполнения, непохожесть рисунка на другие творческие работы.
Стимулирование творческой инициативы:
— индивидуальное размещение детей для выполнения задания;
— исключение возможности стандартного изображения;
— обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий.
Развитие творческого воображения:
— агглютинация — наиболее элементарная форма синтезирования образов — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках; предметы технического творчества — танк-амфибия, аккордеон, появились в результате агглютинации);
— акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта, при помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры (пример:рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана-царевича и др.);
— схематизация — черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира);
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе;
— аналогия — поиск сходства объекта с реальным предметом (с формой, звуком, цветом, ритмом и т. д.); разнообразные предметы,не имеющие строго заданной формы: облака, падающие тени, пятна краски, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются со сходными реальными предметами; используя их, воображение создает определенные соотношения и связи.
Варианты заданий на аналогию:
— нарисовать дом, который бы построили в пустыне, горах, на равнине, в джунглях и других местах;
— сконструировать автомобиль, похожий на божью коровку, ежа, рыбу и др. ;
— найти как можно больше аналогов корабля (предметов, сходных с кораблем по какому-то существенному признаку).
Очень важными для развития творческого мышления являются задания на исследование образа-представления. Подбор соответствующих упражнений поможет ребенку научиться расчленять цельный образ на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Ребенок может представить животное, обладающее такими качествами, которых нет в реальной живой природе.
Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста
С использованием приема дополнения изображения.
Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами.Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.
Дорисуй так, как хочешь
Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.
Двойное изображение
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
Забавы с геометрическими фигурами
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии.
Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.
Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.
Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берегу.
— упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений;
— создавать на этой основе относительно новый художественный образ.
Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.
Обведи свою ладонь и оживи
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений. Педагог демонстрирует детям чернильные кляксы и предлагает подумать, на что они похожи.
Педагог предлагает детям найти различные предметы, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении (кляксы, пятна) и дорисовать их.
Цель: создать в воображении образы, объединяя их в сюжет.
Педагог говорит, что сегодня по дороге в детский сад он встретил почтальона, и тот передал ему секретное письмо, которое надо расшифровать (показывает лист бумаги с нарисованными линиями). Если повернуть одной стороной, то получится., а если другой — то. Дети получают свои письма и им предлагается внимательно посмотреть, повернуть лист несколько раз и разгадать, что написано в письме.
С использованием приема составления образа из заданных элементов.
Составление изображений объектов
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты,например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).
Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т. д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).
Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.
Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.
Художник в зоопарке
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.
— упражнять в передаче формы и расположения частей птицы;
— развивать фантазию.
Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.
Цель: учить конструировать из бросового материала.
Педагог раздает детям нитки, шнурки, проволоку, пуговицы и просит придумать, что из этого можно сделать. Остальные дети угадывают, что это такое.
— упражнять в умении складывать предметы из геометрических фигур;
— развивать вариативность мышления.
Педагог предлагает детям придумать и составить из разноцветных геометрических фигур как можно больше вариантов предметов.
— упражнять в составлении натюрморта в сочетании с другими предметами;
— развивать вариативность мышления.
Дети составляют из набора (вазы, тарелочки, корзины, салфетки, плоскостные формы овощей, фруктов, веток, цветов, ягод) натюрморты, при этом важно не повторить друг друга.
С использованием приема применения предметов в другом качестве.
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.
Портрет из пуговиц
Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.
Педагог рассказывает детям,что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
С использованием приема самостоятельного выдвижения идей.
Цель: развивать фантазию.
Для проведения этого упражнения необходимы краски, карандаши, бумага, клей, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образцы. Оно должно проходить в комфортной среде (музыка, освещение). Детей не надо ограничивать во времени и средствах самовыражения.
Ребенок сам выбирает нужный формат бумаги,наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный. Играет спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом,создаются условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Дети действуют без образца. Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей (листья капусты, кружки моркови, опилок.
Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.
Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
Картина из дырок
Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.
Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т. п.).
Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.
Педагог. Каждый, кто хоть однажды ел шоколад, обязательно держал в руках блестящую, шуршащую фольгу. Очень многим бывает жалко выбрасывать фольгу после того, как шоколад съеден. Но куда ее девать, что с ней делать? Оказывается,из фольги можно изготовить много интересных вещей: например, если фольгу смять как пластилин, можно вылепить посуду для куклы. Попробуйте изготовить из фольги набор для куклы.Пусть в этот набор войдут: ваза, блюдечко, большое блюдо для пирога.
Цель: развивать творчество при рисовании на заданную тему.
Дети работают в альбомах творческих заданий. Тема «Укрась торты для праздников». Для занятия понадобятся цветные карандаши, фломастеры.Педагог предлагает разрисовать торты для различных праздников: день рождения мамы, бабушки, праздник в детском саду и т. д.
Кто вылупится из яйца?
Цель: развивать фантазию.
Педагог читает детям письмо от Незнайки: «Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо. Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто-нибудь вылупиться. Не тот, кто обычно из яйца вылупляется, а совсем наоборот. В общем долго мы пытались представить себе этого. не знаем, как зовут. А потом подумали, что лучше вас, ребята, этого никто не сделает. Помогите нам узнать, кто (что) вылупится из яйца? Нарисуйте нам. Очень ждем. Жители Солнечного города». Дети придумывают и рисуют.
Цель: развивать воссоздающее воображение. Педагог предлагает детям подумать о том, что может произойти только с ними и нарисовать эти события.
Цель: развивать творчество в конструктивной деятельности.
Педагог. Все девочки любят украшения. Одним из главных украшений всегда были бусы. Обычно их изготавливали из дорогих,красивых материалов: жемчуга, янтаря и др. Но когда под рукой нет драгоценных камней, можно изготовить бусы и из природного материала. Попробуйте сделать бусы из ягод шиповника, кленовых семян, опавших желудей.
Педагог.Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты. Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар-птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др.
С использованием приема опредмечивания изображений.
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Педагог предлагает детям взять три краски и разрисовать весь лист. Затем дает задание придумать, на что похож рисунок и как можно больше названий к нему.
Придумай по рисунку
Цель: развивать умение соотносить форму с реальными предметами окружающего.
Педагог последовательно рисует условные символы и рассказывает детям сказку, предлагая Им придумать образы (персонажи) через опредмечивание предлагаемых рисунков. Постепенно дорисовывая рисунок,педагог рассказывает сюжет сказки: «Жил-был. (Рисует кружочек.) Кто? Было у него. (Подрисовывает внизу кружка овал.) Видит он.». (Рисует треугольник). И так далее по ходу рассказа.
Цель: развивать внимание и умение по частям домысливать целое изображение.
Педагог раздает детям картинки с недорисованными контурами и предлагает определить, что хотел нарисовать художник. Затем в форме лото дети подбирают полное изображение недорисованного предмета (должно быть несколько вариантов к одному изображению).
С использованием приема дополнения изображения.
Цель: учить создавать многое из одного.
Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.
Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.
Педагог кладет перед каждым ребенком листы бумаги с нанесенным на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей и просит их дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета.
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Педагог раскладывает три ряда листов с изображениями фигур: в одном — линии, в другом — скобки, в третьем — круги. Дети должны соединить фигуры в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
Перед каждым ребенком педагог кладет игровую карточку с набором незавершенных рисунков и предлагает дорисовать.
Дополни рисунок до образа
Педагог раздает детям листы, разделенные пополам линией, где на каждой половине — одинаковое, схематичное изображение ломаных линий и предлагает дорисовать их справа и слева до образа, но так, чтобы оба рисунка были разными.
Цель: учить создавать эмоционально окрашенные образы на основе общей схемы.
Педагог дает детям две одинаковые фигурки «волшебников» и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого.
— способствовать созданию в воображении образа на заданную тему;
— развивать эмпатию.
Педагог говорит, что один забывчивый художник не закончил свою картину. «Как вы думаете, что он хотел изобразить на ней? Дорисуйте незавершенную картину так, чтобы как можно лучше отразить замысел художника».
Цель: учить по собственному замыслу достраивать целостный образ по его фрагменту.
Педагог. Однажды знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию. И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незавершенным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте картину по начатым линиям.
С использованием приема составления образа из заданных элементов.
1. Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб., 1997.
2. Афанасьев СП., Коморин СВ. Триста творческих конкурсов. М., 1997.
3. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. СПб., 1999.
4. Борзова В. А., Борзое А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.
5. Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1997.
6. Дыбина О. В. и др. Развивать,играя: Метод, пособие для воспитателей. Тольятти, 2002.
7. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.
8. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий / Под ред. А. А. Грибовской. М., 2005.
9. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5— 9 лет. Ярославль, 2002.
10. Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
12. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
Использование различных игр и упражнений для развития памяти у дошкольников Память – форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем.
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.
Картотека игр и упражнений для развития дыхания для детей старшего дошкольного возраста по системе Стрельниковой М. Н. В работе на развитием музыкального восприятия, формированию знаний неречевых звучаний, слуховых ощущений и внимания ребенка я активно применяю.
Картотека игр и упражнений для развития речи дошкольника Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.
Картотека релаксационных игр и упражнений для дошкольников «Цветик-восьмицветик» Картотека релаксационных игр и упражнений для дошкольников»Цветик-восьмицветик» Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности» Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Задачи: формировать у родителей умение организовывать совместную творческую.
Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Слайд 1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Слайд 2 Изобразительное.
Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений Методическая разработка: Тема: Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений для закрепления.
Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.
Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников Сообщение на тему: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников» «Именно творческая.