на результаты в каких видах учебной деятельности
Виды учебной деятельности
Какие виды бывают
Виды учебной деятельности. Какие виды существуют.
Обеспечение преемственности поколений, передача знаний, моральных ценностей, навыков и умений лежит в основе развития нашей цивилизации. Обучение не является конечной точкой, это путь, длиною в жизнь, не заканчивающийся в школе или вузе. Это и есть учебная деятельность, которая охватывает все области применения человеческого труда и интеллекта.
Что такое учебная деятельность
Это вид занятия, где конечной целью выступает приобретение определённого набора знаний. Стоит сразу отметить, что его разделяют на организованное, то есть проходящее в образовательных учреждениях, и неорганизованное – под ним подразумевается самообразование.
Современное развитие общества требует совершенствования знаний, поток информации увеличивается с каждым годом, поэтому сейчас на первый план выходит умение организовывать свой досуг так, чтобы получить максимум пользы.
Учёба и воспитание неразрывно связаны, они служат средством личностного роста человека! Структура учебной деятельности отточена до мелочей, позволяя составлять максимально эффективные планы:
При изучении материалов используется огромное количество инструментов: самостоятельная работа, слушание учителя, написание докладов, анализ и структурирование материала, проведение опытов, объяснение явлений, работа со схемами и приборами и множество других методов обучения. Задачей учителя всегда является поиск новых способов преподнесения информации, нахождение подхода к каждому ученику.
Виды учебной деятельности. Какие виды существуют
Довольно часто происходит сплав понятий формы и вида, так как, по сути, это способы эффективной организации обучающего процесса для усвоения программы, познания мира и построений взаимоотношений с другими людьми.
Парная
Синоним индивидуального обучения, его применяют довольно редко в связи с нехваткой педагогов. Ярким примером стало репетиторство, когда педагог работает один на один с учеником. Также это могут быть занятия со сверстником, который помогает разобраться с задачей.
Групповая
Классический пример – обучение в школе. Можно встретить ещё название «фронтальная работа». Характерные черты:
Коллективная
Она относится к самой сложной за счёт организации работы в парах сменного состава. При такой форме обязательно должна присутствовать активность у каждого ученика, иначе результаты станет неутешительным.
Индивидуальная
Больше относится к самостоятельной работе, подразумевает выполнение заданий в домашней обстановке. Сюда же относятся контрольные работы и выполнение заданий в ходе урока.
В школах чаще всего используется вторая и четвёртая разновидность учебной деятельности, на уроках крайне редко используют занятия в паре или команде.
Современные тенденции требуют постоянного совершенствования учебной программы, поэтому уделяется особое внимание квалификации педагога. Внедрение новых методик и умение заинтересовать ученика является залогом развития успешной и всесторонне развитой личности.
Виды учебной деятельности. Какие виды существуют
мы рассмотрели в этой статье. Учиться – это путь к развитию личности и любой вид учёбы в этом пригодится и поможет. Отличных знаний и продвижения!
Статья на тему «Виды учебной деятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подбор видов учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам
Проектирование педагогом учебного процесса в информационной образовательной среде требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса. Важно заметить, что содержание обучения, нацеленное на получение конкретного образовательного результата, становится средством достижения этого результата.
Рассмотрим классификацию видов учебной деятельности, которые можно использовать на уроке в современной информационной образовательной среде, применяя мультимедийное оборудование, интерактивные доски, разнообразные электронные образовательные ресурсы, а также образовательные ресурсы Интернета.
Классификация видов деятельности
деятельности со словесной основой
Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР)
Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации
Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных.
Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)
Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др.
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации.
Выполнение тестовых заданий.
Поиск информации в сети интернет и составление сравнительной таблицы (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)
Виды деятельности на основе восприятия образа
Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов
Участие в телеконференциях, вебинарах
Наблюдение за демонстрациями преподавателя
Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений
Анализ графиков, таблиц, схем
Изучение устройства механизмов и принципа их действия
Анализ производственных ситуаций, ситуативных задач
Изучение последовательности выполнения операций
Анализ проблемных учебных ситуаций
Виды деятельности с практической основой
Постановка опытов для демонстрации группе
Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности
Выполнение работ практикума
Проведение исследовательского эксперимента
Моделирование и конструирование
Решение экспериментальных задач
Конечно, этим списком многообразие видов учебной деятельности не исчерпывается. Задача преподавателя — искать и находить новые, более эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов.
Важно понимать, что вся учебная деятельность должна быть представлена как система неких учебных задач. Они даются в определённых учебных ситуациях и предполагают определённые учебные действия — предметные, контрольные, вспомогательные и т. д. Учебная ситуация рассматривается как организация учебной деятельности, в которой обучаемые (возможно, при помощи преподавателя) не только обнаруживают предмет своего действия, но и решают конкретные задачи, направленные на выработку ключевых компетенций (сравнение, установление взаимосвязей, определение причин и следствий, решение противоречий и др.).
В ходе отбора видов учебной деятельности педагог может опираться на следующую классификацию типов учебных ситуаций для построения учебного процесса в информационной образовательной среде:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию).
Кроме того, на учебных занятиях возможны:
• классическая ситуация — даётся чёткое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной; обучающиеся должны самостоятельно вычленить из её контекста вопрос, по поводу чего им следует принять решение;
• живая ситуация — берётся событие из жизни обучающегося, на производстве, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило;
• действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту — обучающимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.
Несмотря на разнообразие трактовок, можно сделать общий вывод о том, что учебные ситуации, содержащие в себе условия, противоречия, в которых развивается учебная деятельность обучающихся, требующие конкретного разрешения, но не имеющие однозначного решения, могут являться структурным элементом учебного процесса в информационной образовательной среде.
В ходе подготовки урока преподаватель отбирает и методы обучения. Следует учитывать, что выбор методов обучения зависит в первую очередь от планируемых образовательных результатов, а также от предполагаемого набора средств обучения.
Существуют различные подходы к классификации методов обучения. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки обучения:
источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
методы логики (аналитико-синтетический, индуктивный, дедуктивный методы обучения);
тип обучения (объяснительно-иллюстративные, проблемно-развивающие методы обучения);
уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);
уровень проблемности (монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);
дидактическая цель и функции (методы стимулирования, организации и контроля):
вид деятельности преподавателя (методы изложения учебного материала и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и др..
На уроке в информационной образовательной среде наиболее эффективны такие методы обучения, как:
обучение на основе информационных ресурсов,
метод вынужденного предположения,
учебное компьютерное моделирование,
обучение посредством телеконференций,
метод реификации и др.
Метод обучения на основе информационных ресурсов характеризуется активным использованием обучающимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации. Применение этого метода стало возможным благодаря развитию современных телекоммуникационных технологий (гипертекст, гипермедиа, мультимедиа и др.).
Ассоциативный метод обучения предполагает создание информационной обучающей среды на базе (на сайте техникума), например, электронных образовательных ресурсов, которые обусловливают возможность для обучающихся изучать учебный материал не в определённой преподавателем (или учебной программой) последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами.
Метод вынужденного предположения в процессе обучения ставит обучающегося в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определенные предположения, гипотезы. Используя полученную из разных источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу. Если же она не оправдывается, обучающийся поощряется к её коррекции или выдвижению новой версии. Таким образом, обучающийся приобретает новое знание, осваивает методы познания.
Метод прецедента. От предыдущего он отличается тем, что после выдвижения гипотезы обучающемуся предоставляется информация об имеющихся прецедентах решения поставленной проблемы. Прецеденты дают возможность обучающемуся оценить выдвинутую гипотезу, сравнить с уже существующими вариантами решения задачи и при необходимости скорректировать гипотезу.
Одним из наиболее известных методов, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, считается учебное компьютерное моделирование. У чебное моделирование определяет четыре образовательных действия:
1) последовательность моделей — обучающийся вводит в предметную область, предлагая ему последовательность соответствующих моделей;
2) задания — студенту дают задания на исследование, прогнозирование и т. д.;
3) объяснения — образовательные действия реализуются в учебной модели на основе классификации различных типов объяснений — структурных, функциональных, по аналогии и т. д.;
4) рабочие гипотезы — это инструменты обучаемого в формировании и обосновании различных предположений. Они включают в себя элементы, необходимые для разработки гипотез, — действия, отношения, условия.
Метод реификации (от англ. reity — материализовать) возник вследствие гипотезы о том. что совместные дискуссии по тем или иным проблемам инициируют проявление неформальных знаний профессионалов, которые они используют в реальной практике. Для того чтобы овладеть будущей профессией, студенту требуется получить доступ к неформальным знаниям профессионалов и таким образом как бы войти в «профессиональное сообщество». Информационная образовательная среда, основанная на использовании средств ИКТ . позволяет организовать виртуальные профессиональные и учебные группы, работающие в асинхронном режиме.
Можно сделать вывод, что методы обучения, применяемые именно в условиях учебного процесса, построенного в условиях информационной образовательной среды, в большей степени ориентированы на достижение новых образовательных результатов.
На результаты в каких видах учебной деятельности
Основные виды деятельности учащихся
Структура рабочей программы содержит раздел «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» (п. 6).
Приведённый перечень не является окончательным – он только ориентир в помощь учителю, который может быть полезен при написании рабочей программы по предмету.
«. При изучении материала по предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
Здесь перечень лишь тех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, которые встречаются в образовательной практике и рекомендуются методистами. Этим списком многообразие видов учебно-познавательной деятельности не исчерпывается. Задача учителя, преподавателя – искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся на учебных занятиях. Нужно отметить, что разделение всех приведённых в списке видов учебно-познавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В основе этого разделения лежит признак – источник получения знаний, формирования умений и навыков. В первой группе таким основным источником является слово, знак; во второй группе – образ, зрительное ощущение; в третьей группе – практическое действие.
Иными словами, можно условно определить виды деятельности первой группы как работу с текстом; виды деятельности второй группы – наблюдение за различными объектами; виды деятельности третьей группы – выполнение различных практических работ. »
На результаты в каких видах учебной деятельности
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕД Е
Классификация видов деятельности
деятельности со словесной основой
Контент-анализ выступлений одноклассников
Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР)
Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации
Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных
Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)
Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др.
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации
но классификации понятий
Виды деятельности на основе восприятия образа
Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов
Участие в телеконференциях
Наблюдение за демонстрациями учителя
Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений
Анализ графиков, таблиц, схем
Анализ проблемных учебных ситуаций
Виды деятельности с практической основой
Постановка опытов для демонстрации классу
Постановка фронтальных опытов
Выполнение фронтальных лабораторных работ
Выполнение работ практикума
Разработка новых вариантов опыта
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных
Проведение исследовательского эксперимента
Моделирование и конструирование
Решение экспериментальных задач
Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности
Конечно, этим списком многообразие видов учебной деятельности не исчерпывается. Задача учителя — искать и находить новые, более эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности учащихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов.
В ходе отбора видов учебной деятельности учитель может опираться на следующую классификацию типов учебных ситуаций для построения учебного процесса в информационной образовательной среде:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение;
средствами электронных образовательных ресурсов, которая вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
Кроме того, на учебных занятиях возможны:
• классическая ситуация — даётся чёткое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной; учащиеся должны самостоятельно вычленить из её контекста вопрос, по поводу чего им следует принять решение;
• живая ситуация — берётся событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно
• действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту — учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.
• ситуация-иллюстрация — прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная Несмотря на разнообразие трактовок, можно сделать общий вывод о том, что учебные ситуации, содержащие в себе условия, противоречия, в которых развивается учебная деятельность школьников, требующие конкретного разрешения, но не имеющие однозначного решения, могут являться структурным элементом учебного процесса в информационной образовательной среде.
Подбор видов учебной деятельности необходимо осуществлять дифференцированно, т.е. в соответствии с уровнями развития школьников:
/ уровень: воспроизводящий (репродуктивный); // уровень: воспроизводяще творческий (эвристический); /// уровень: творческий.
Рассмотрим сущность учебной деятельности на каждом из уровней. На воспроизводящем уровне учащийся действует по заданному образцу, атгоритму. Он распознаёт учебную информацию, может её описать, дать готовое определение, применить известные ему приёмы деятельности. Преобладает репродуктивное мышление. Умение воспроизводить признаки фактов, понятий, законов позволяет учащемуся решать задачи по образцу, что не способствует формированию у него достаточно обобщённых связей между различными видами информации. Побудительными силами учебной деятельности школьников в этом случае, как правило, являются внешние причины: сообщение учителя или определённый учебный текст, который нужно запомнить в соответствии с предложенным образцом действий. На втором уровне, воспроизводяще творческом, происходит деятельность по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям. Поиски самостоятельных путей решения, проба не одного пути, а ряда вариантов отвлекают учащегося от образца, предоставляют простор для размышлений. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, законов позволяют использовать знания в изменённых ситуациях. Побудительными силами учебной деятельности учащихся здесь являются как внешние причины, так и внутренние (ситуативно проявляющийся интерес к содержанию и процессу деятельности).
Третий уровень, творческий, предполагает самостоятельное планирование и свободное выполнение деятельности. В этой ситуации процесс усвоения материала и решение задач по применению знаний на практике осуществляются на основе элементов самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования как результатов решений, так и способов деятельности. Данный уровень характеризуется творческим мышлением, проявляющимся в специфическом видении различных ситуаций и явлений, оригинальности суждений. Усвоенные положения позволяют установить метапредметные и предметные связи, что, в свою очередь, способствует достижению новых образовательных результатов. Побудительными силами являются в основном внутренние причины: установление учеником факта незнания того или иного познавательного объекта, потребность самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
1 Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. — М. : Просвещение, 2008. — С. 58.