на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Почему отношения печёночного сосальщика и коровы нельзя назвать конкуренцией?

2) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?

3) Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?

КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и чёрный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей- паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Источник

На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.

Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

Приведите пример подобного явления у растений.

Рост растения по направлению к свету ИЛИ открывание и закрывание венчика цветка ИЛИ закрывание ловчего аппарата у хищных растений.

Может быть приведён любой корректный пример

В ответе ведь будет фототаксис, а не раздражимость

Фототаксис- тип таксиса, свойство клеток и микроорганизмов ориентироваться и двигаться по направлению к или от источника света, характерное прежде всего фототрофным организмам.

В опыте экспериментатор воздействовал кислотой на оголённую лапку лягушки. При таком воздействии лапка одергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?

Какая это реакция по типу образования?

Эксперимент с лягушкой иллюстрирует безусловный рефлекс, так как нет никакого подкрепляющего стимула.

Ответ: безусловная или безусловный.

На рисунке изображен классический эксперимент по визуализации рефлекторного ответа. При воздействии кислотой на лапку лягушки, мышцы конечности сокращаются и лапка приподнимается. Происходит это благодаря наличию рефлекторной дуги, обеспечивающей ответную реакцию на раздражение.

В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

Как называется реакция клетки, заключающаяся в направленном движении по отношению к раздражителю?

Таксис — направленном движении по отношению к раздражителю.

Большинство инфузорий не могут обитать в солёной воде, поэтому при повышении солености воды инфузории стараются отдалится от источника. Это проявление раздражимости организма.

Ответ: раздражимость или движение или таксис.

Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?

У земноводных, беспозвоночных и пресмыкающихся есть подобное явление, характеризующееся почти полным подавлением и проявлением жизненных процессов. Как оно называется?

Анабиоз и спячка — сходные вяления, но анабиоз характеризуется почти полным подавлением и проявлением жизненных процессов.

Глубина оцепенения напрямую зависит от концентрации остаточной жидкости, а спячке предшествует процесс накопления жировой ткани. Время нахождения организма в одном из состояний и условия для его поддержания подразделяют на следующие стадии:

Это анабиоз, что был вызван глубоким обезвоживанием (в исключительных случаях 100%), может продолжаться десятки, сотни, а иногда и тысячи лет. Идеальное такое состояние характеризуется полным удалением свободной жидкости из организма, при этом вся молекулярно-связующая вода остается. В случае, когда свободная вода осталась в организме, процесс хоть и в замедленном темпе, но продолжается и рано или поздно приведет к гибели клетки. Удаление молекулярно-связующей воды также со временем погубит организм. В случае абсолютного удаления свободной жидкости и полной сохранности молекулярно-связанной живой организм может находиться в анабиозе неограниченное время. С анабиозом много общего имеет зимняя (при замерзании) и летняя (при обезвоживании) спячка животных. Однако для анабиоза характерно более глубокое подавление жизнедеятельности организма.

Оцепенение. Перед наступлением данного состояния организмы накапливают жидкость, не способную замерзнуть. В среднем оцепенение может длиться год или немногим больше.

Источник

На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой.

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Какие животные клетки способны к сокращению?

По способу питания молочнокислые бактерии относят к

3) фотосинтезирующим бактериям

4) автотрофным бактериям

Как называется способ размножения комнатных растений, представленный на рисунке?

1) размножение делением куста

2) размножение стеблевым черенком

3) размножение корневищем

4) размножение листовым черенком

У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?

Какая из перечисленных систем органов человека развивается из эктодермы?

Какая система органов предохраняет организм от внешних воздействий?

Что из перечисленного не входит в состав скелета свободной верхней конечности?

3) большая берцовая кость

Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?

естественный врождённый

искусственный активный

естественный приобретённый

искусственный пассивный

1)
2)
3)
4)

В какую камеру сердца человека поступает кровь из верхней полой вены?

1) в левый желудочек

2) в правый желудочек

3) в левое предсердие

4) в правое предсердие

Частота колебания голосовых связок зависит от

Какой цифрой на рисунке обозначен корковый слой почки?

Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?

Как называют желание, побуждающее человека к тому, чтобы успешно написать контрольную работу?

Что из перечисленного может служить профилактикой плоскостопия?

1) длительное пребывание на ногах

2) ношение узкой обуви

3) регулярное поднятие тяжёлых предметов

4) хождение босиком по неровной поверхности

Природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, — это

3) круговорот веществ

Организмы, как правило, приспосабливаются

1) к нескольким наиболее важным экологическим факторам

2) к одному наиболее существенному фактору

3) в основном к абиотическим факторам

4) в основном к биотическим факторам

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОБЪЕКТПРОЦЕСС
.образование секреторных пузырьков
митохондриясинтез АТФ

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности животных?

А. В сократительных вакуолях простейших скапливаются непереваренные остатки пищи, которые удаляются во внешнюю среду.

Б. Вокруг частиц пищи у простейших образуются пищеварительные вакуоли.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Изучите график зависимости действия лекарственного средства от температуры воды, в которой его растворяют (по оси х отложена температура в °С, а по оси у — активность действия лекарственного средства (в условных единицах)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1) Для приготовления лекарственного средства наиболее подходит вода с температурой 60 °С.

2) Для приготовления лекарственного средства следует брать холодную воду.

3) Зона благоприятных температур для приготовления лекарственного средства находится в пределах от 55 °С до 65 °С.

4) Лекарственное средство начинает активно работать начиная с 40°С.

5) Минимальная эффективность действия лекарственного средства наблюдается в пределах от 45°С до 55 °С и от 65°С до 75°С.

Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) спинно-мозговой нерв

3) продолговатый мозг

4) нервные сплетения

Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А) регулируют свою деятельность рефлекторно

Б) образуют кислород на свету

В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) активно передвигаются в поисках пищи

Е) образуют углеводы на свету

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Хвощи — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях — признак избыточного содержания кислот в почве.

ХАРАКТЕРИСТИКАЦарство
1) весенний2) семейные3) корневище4) насекомое
5) летний6) осенний7) вода8) споровые

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рассмотрите изображение серой неясыти. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению серой неясыти, по следующему плану: форма клюва, форма когтей, оперенность лап, форма лицевого диска, форма крыльев.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой сосуд повреждён на первом рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.

Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какую пользу извлекает организм-квартирант от хозяина?

2) Каков характер отношений между организмами в нахлебничестве?

3) Какое преимущество получает рак-отшельник в кооперации с актинией?

НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ

Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.

При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы- квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.

Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменныхконтактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Источник

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

Вариант 1.13

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живыхНа рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой. Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Пояснение.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т. е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.

Ответ: Обмен веществ и превращение энергии ИЛИ обмен веществ ИЛИ метаболизм.

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.2 Признаки организмов. Домашние растения и животные, уход за ними.

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живыхЧем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных? 1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом 3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра

Пояснение.

Это бактериальная клетка (прокариотическая) — в ней отсутствует оформленное ядро.

Правильный ответ указан под номером 4.

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1315.

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.1 Клеточное строение организмов. Неклеточные формы жизни.

Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

1) пеницилла 2) мукора 3) головни 4) дрожжей

Пояснение.

Брожение сахара (превращение его в спирт) происходит с использованием дрожжей.

Правильный ответ указан под номером 4.

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1311.

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живыхРассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой на нём обозначена зона деления? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 2.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1330., ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Царство Растения.

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живыхКакая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов от­сут­ству­ет у пред­став­лен­но­го на ри­сун­ке животного? 1) кро­ве­нос­ная 2) нерв­ная 3) мышечная 4) выделтельная

Пояснение.

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на Пла­на­рия — это пред­ста­ви­тель Плос­ких червей, у ко­то­рых нет кро­ве­нос­ной системы.

Правильный ответ указан под номером 1.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Царство Животные.

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живыхК ка­ко­му от­де­лу ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от­но­сит­ся изображённый на ри­сун­ке орган? 1) груд­ная клет­ка 2) брюш­ная по­лость 3) малый таз 4) пояс верх­них конечностей

Пояснение.

На ри­сун­ке изоб­ра­же­но сердце, ко­то­рое на­хо­дит­ся в груд­ной клетке.

Правильный ответ указан под номером 1.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.1 Сходство и различие человека с животными. Строение и процессы жизнедеятельности человека.

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живыхКакой гормон вырабатывает изображённая на рисунке железа? 1) инсулин 2) гормон роста 3) адреналин 4) тироксин

Пояснение.

На рисунке изображена поджелудочная железа, гормон которой — инсулин.

Правильный ответ указан под номером 1.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1333.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.2 Нейро-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.

8.Как называется кость нижней конечности, обозначенная на рисунке буквой А?

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых1) бедренная 2) лучевая 3) большая берцовая 4) малая берцовая

Пояснение.

Кость нижней конечности, обозначенная на рисунке буквой А — малая берцовая

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.11 Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

9.Термин «форменные элементы» при­ме­ня­ет­ся при опи­са­нии клеток

1) нерв­ной системы 2) кро­ве­нос­ной системы 3) крови 4) печени

Пояснение.

Фор­мен­ные эле­мен­ты — плот­ная фракция крови, со­сто­я­щая из эритроцитов, лей­ко­ци­тов и тромбоцитов.

Правильный ответ указан под номером 3.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.5 Внутренняя среда организма. Иммунитет.

10.Что может стать причиной гипертонической болезни человека?

1) ограничение в питании животных жиров

2) недостаток в пище поваренной соли

3) употребление в пищу клетчатки и животных белков

4) малоподвижный образ жизни

Пояснение.

Гипертоническая болезнь — патология сердечно-сосудистого аппарата, развивающаяся в результате дисфункции высших центров сосудистой регуляции, нейрогуморального и почечного механизмов.

Развитие гипертонической болезни может вызываться часто повторяющимся нервным перенапряжением, длительными и сильными волнениями, частыми нервными потрясениями (повышенное содержание адреналина в крови). Возникновению гипертонической болезни способствует излишнее напряжение, связанное с интеллектуальной деятельностью, работой по ночам, влиянием вибрации и шума, малоподвижный образ жизни.

Фактором риска в развитии гипертонической болезни является повышенное употребление соли, вызывающее спазм артерий и задержку жидкости. Наследственность, отягощенная по гипертонической болезни, играет существенную роль в ее развитии у ближайших родственников (родителей, сестер, братьев). Способствуют развитию гипертонической болезни и взаимоподдерживают друг друга артериальная гипертензия в сочетании с заболеваниями надпочечников, щитовидной железы, почек, сахарным диабетом, атеросклерозом, ожирением, хроническими инфекциями (тонзиллит).

Правильный ответ указан под номером 4.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1332.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.6 Транспорт веществ. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы

11.Желчь, вырабатываемая печенью, поступает в

1) пищевод 2) желудок 3) тонкую кишку 4) поджелудочную железу

Пояснение.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.3 Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

12.Необходимую для жизнедеятельности энергию человек получает в процессе

1) роста 2) развития

3) распада веществ 4) передачи нервного импульса

Пояснение.

Для жизнедеятельности организма необходима и энергия. Эту энергию мы получаем в процессе энергетического обмена. В процессе данного этапа часть высокомолекулярных соединений расщепляется с высвобождением энергии.

Правильный ответ указан под номером 3.

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1318.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

13.Что называют слепым пятном?

1) участок сетчатки, на который не падает изображение

2) место выхода зрительного нерва от сетчатки

3) часть хрусталика, в котором не преломляется свет

4) часть зрачка, отражающая избыточный свет

Пояснение.

Слепым пятном называют место выхода зрительного нерва от сетчатки.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.12 Органы чувств, их роль в жизни человека.

14.Если вы впервые увидите незнакомый тропический плод, то ваша реакция будет

1) оборонительной 2) условной пищевой

3) ориентировочной 4) безусловной пищевой

Пояснение.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.13 Психология и поведение человека.

15Кровь, вытекающую из раны фонтанирующей пульсирующей струей, можно остановить путём наложения

1) шины 2) бинта 3) лейкопластыря 4) жгута

Пояснение.

Артериальное кровотечение. Кровь вытекает струей, фонтаном. Количество выбрасываемой крови зависит от калибра сосуда и величины раны сосуда. Цвет крови алый, яркий. Оказание первой помощи необходимо начать с пережатия сосуда выше места повреждения. Далее накладывают жгут, который оставляют на конечности максимум на 1 час (зимой — 30 минут) у взрослых и на 20−40 минут — у детей. Если держать дольше, может наступить омертвление тканей.

Правильный ответ указан под номером 4.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.15 Приемы оказания первой доврачебной помощи.

16.Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют

1) симбиозом 2) паразитизмом

3) нахлебничеством 4) хищничеством

Пояснение.

Симбиоз — это длительное сожительство организмов двух или нескольких разных видов растений или животных, когда их отношения друг с другом очень тесны и обычно взаимно выгодны.

Паразитизм —форма взаимоотношений между организмами (растениями, животными, микроорганизмами), относящимися к разным видам, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой.

Нахлебничество — форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого (например, львы и гиены).

Хищничество — способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.1 Влияние экологических факторов на организмы.

17.Что из перечисленного является причиной приспособленности организмов к естественной среде обитания?

1) наследственная изменчивость и естественный отбор

2) ненаследственная изменчивость и искусственный отбор

3) изменение организмов под непосредственным влиянием среды их обитания

4) изменение среды обитания организмов

Пояснение.

Причиной приспособленности организмов к естественной среде обитания является наследственная изменчивость и естественный отбор

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.3 Биосфера – глобальная экосистема.

18.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

ОрганГормон
поджелудочная железаинсулин
надпочечники

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) адреналин 2) тироксин 3) глюкагон 4) гормон роста

Пояснение.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.2 Нейро-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.

19.Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности пресмыкающихся?

А. Дыхание пресмыкающихся осуществляется с помощью кожи и лёгких.

Б. В органы пресмыкающихся поступает кровь, более богатая кислородом, чем у земноводных.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Пояснение.

Из суждений о процессах жизнедеятельности пресмыкающихся верно только «Б. В органы пресмыкающихся поступает кровь, более богатая кислородом, чем у земноводных»

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Царство Животные.

20.Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси x от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси y — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ван­но­го гли­ко­ге­на (в %

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

Какое из ни­же­при­ведённых опи­са­ний кри­вой наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость в ин­тер­ва­ле 10–15 мин.?

1) резко на­рас­та­ет, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но

2) резко сни­жа­ет­ся, а затем сни­же­ние про­ис­хо­дит плав­но

3) плав­но сни­жа­ет­ся

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо прочитать каждый из пунктов и определить, подходит ли он для описания данного графика.

1. Наименьшая эффективная продолжительность действия лекарственного средства наблюдается в 6 часов.

Минимальная точка графика соответствует 6 часам по оси х, следовательно в это время эффективность минимальная.

2. Наибольшая эффективность действия лекарственного средства наблюдается вечером.

Максимальная точка графика соответствует 15 часам по оси х, следовательно наибольшая эффективность наблюдается днём.

3. Оптимальное время приёма лекарственного средства — сразу после сна.

Исходя из данного графика невозможно сделать такой вывод.

4. Сведений о действии лекарственного средства с 20 до 6 часов нет.

В диапазоне времени от 20 до 6 часов график отсутствует, следовательно данных об эффективности лекарства в это время нет.

5. Для повышения эффективности лекарства необходимо принимать двойную дозу.

Исходя из данного графика невозможно сделать такой вывод.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Биология как наука. Методы биологии.

21.Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижают интенсивность обмена веществ

2) увеличивают содержание сахара в крови

3) сужают сосуды кожи

5) учащают сердечные сокращения

6) усиливают волнообразные движения кишечника

Пояснение.

Вегетативная нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных животных и человека.

Варианты 2, 3, 5 — симпатический отдел вегетативной нервной системы обеспечивает мобилизацию имеющихся у организма ресурсов (энергетических и интеллектуальных) для выполнения работы. В результате активации симпатической системы учащаются сердцебиение и дыхание, бронхи расширяются, моторика и секреция ЖКТ уменьшаются, сосуды сужаются, артериальное давление увеличивается, запасы гликогена печени преобразуются в глюкозу необходимую для активных действий.

Варианты 1, 4, 6 — функции парасимпатической нервной системы. Активация парасимпатической системы приводит к уменьшению частоты сердцебиения и дыхания, сужению бронхов и увеличению бронхиальной секреции, усилению моторики и секреции ЖКТ, а также притоку крови к ЖКТ, что необходимо для пищеварения. Глюкоза преобразуется в запасы гликогена.

Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1329.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.2 Нейро-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.

22.Известно, что Клюква болотная — вечнозелёный стелющийся кустарничек, широко применяющийся в народной медицине. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Растение имеет гибкие нитевидные укореняющиеся стебли длиной от 15 до 30 см.

2) Листья зимующие, мелкие и кожистые, нижняя часть покрыта восковым налётом.

3) Растёт на торфяных и моховых болотах на равнинах и в горах.

4) Растение обладает витаминным, жаропонижающим, жаждоутоляющим, бактерицидным действием.

5) Цветёт в мае-июне, продолжительность цветения составляет 18–20 дней.

6) Клюкву собирают руками, совками гребешкового типа или скребками.

Пояснение.

Из указанных признаков к описанию, что «Клюква болотная — вечнозелёный стелющийся кустарничек, широко применяющийся в народной медицине» относится:

1) Растение имеет гибкие нитевидные укореняющиеся стебли длиной от 15 до 30 см — стелющийся кустарничек

2) Листья зимующие, мелкие и кожистые, нижняя часть покрыта восковым налётом — вечнозелёный

4) Растение обладает витаминным, жаропонижающим, жаждоутоляющим, бактерицидным действием — применяющийся в народной медицине

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Царство Растения.

23.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

ОбъектПроцесс
Капсула нефрона
Полулунный клапанДвижение крови в одном направлении

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) обмен газов 2) клеточный иммунитет 3) фильтрация крови 4) гуморальная регуляция

Пояснение.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.6 Транспорт веществ. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы, 4.8 Выделение продуктов жизнедеятельности.

24.Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

Пояснение.

Вначале необходимо освободить запястье от одежды, приложить два пальца на внутреннюю часть запястья, слегка надавить пальцами, чтобы прощупать пульс, посчитать количество ударов в минуту, сделать 10 приседаний и снова измерить пульс, а затем вновь посчитать пульс через 5 минут отдыха.

Источник: ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.15 Приемы оказания первой доврачебной помощи.

25.Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

1) корень2 )ситовидная трубка3) сосуд4) стебель
5)транспирация6) устьица7)фотосинтез8) чечевичка

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пояснение.

Поглощённый корнем почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — сосудам — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через устьица. Этот процесс имеет название транспирация. Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1306.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Царство Растения.

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

Рассмотрите фотографию листа черёмухи.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное2) дуговидное
3) пальчатое4) перистое
В. Форма листа

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

Д. Край листа (для выделенного фрагмента) на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пояснение.

Лист черемухи: черешковый, перистый, цельной, овальный, цельнокрайний.

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1315.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Царство Растения.

27.Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга? на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

Пояснение.

На рисунке голубым цветом изображена лобная доля мозга. В лобной доли располагаются центры, отвечающие за осознанные движения, умение писать, разговаривать и запоминать информацию

Критерии проверки:

Критерии оценивая выполнения заданияБаллы
Правильно указаны отрицательный ответ и приведено пояснение
Правильно указан отрицательный ответ без пояснения
Ответ неправильный
Максимальный балл

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.2 Нейро-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма., 4.13 Психология и поведение человека.

28.Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Происхождение живых существ», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какое обо­ру­до­ва­ние ис­поль­зо­вал в своем экс­пе­ри­мен­те Ф. Реди?

2) Что было объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния в опы­тах Л. Пастера?

3) Как на мясе в от­кры­тых бан­ках могли по­явить­ся черви?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет.

Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы.

1) 8 банок, марля. ИЛИ Банки и марля.

3) Черви — черве­об­раз­ные ли­чин­ки на­се­ко­мых об­ра­зу­ют­ся из яиц, от­ло­жен­ных ком­нат­ны­ми мухами

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ОГЭ—2018 по биологии., Демонстрационная вер­сия ГИА—2015.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Биология как наука. Методы биологии.

29.Пользуясь таб­ли­цей «Пищевая цен­ность не­ко­то­рых рыб», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Смотреть картинку на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Картинка про на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых. Фото на рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой какое общее свойство живых

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми рыбами?

2) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

3) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню человека, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы.

2) У шпрот и лосося.

3) Карпа, карася, окуня, так как они на­и­ме­нее ка­ло­рий­ны и со­дер­жат мало жира.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Царство Животные., 4.3 Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении., 5.1 Влияние экологических факторов на организмы.

30.Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2) Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела — 57 кг?

3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *