на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта
Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра ТиМФК и педагогики
История ФК и С
Лекция №5
«ФКиС в России с древнейших времён до второй половины 19 века»
1. Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси.
2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах.
3. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).
4. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна).
5. Введение ФВ в учебные заведения.
Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси
Древние славяне. Физическое воспитание у древних славян отличалось своеобразием. В своем развитии восточные славяне, жившие на территории европейской части нашей страны, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабовладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VII вв. восточные славяне еще жили родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, бортничеством. Жили в городищах, укрепленных поселках.
Говоря о физическом и нравственном характере древних славян, Н.М.Карамзин в «Историй государства российского» писал: «Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклися о своей наружности». И далее: «Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближних, ибо славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду». «Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, — остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».
Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодеревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград.
Очень популярными у славян были отряды легко вооруженной молодежи, которые умело наступали на врага врассыпную из засад, вооруженные легкими копьями и луками с острыми стрелами. Современники высоко оценивали военное искусство, физическую подготовку славян. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью, и днем и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».
В связи с разложением родового общества у древних славян создались необходимые предпосылки к возникновению древнерусской государственности. В 862 г., как сообщает летопись «Повести временных лет», и образовалось древнерусское государство, что определило дальнейшее развитие русской культуры и ее составной части — культуры физической.
Самобытная народная система физического воспитания на Руси. На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания, которые служили ему средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей.
Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, в воинском умении. В древнерусской литературе («Слово о полку Игореве»), в летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Ипатьевская летопись упоминает, что в 962 г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь дружины князя Святослава, стоявшие на другом берегу. Летопись «Повести временных лет» сообщает, что в 992 г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружины князя Владимира.
Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои — групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, слобода на слободу, деревня на деревню с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам — летом на площадках, а зимой на льду замерзших прудов, озер, рек. Во время боя участники должны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: лежачего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. Классический пример такого боя описан М.Ю.Лермонтовым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение на лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как средство личной гигиены. Гребля, как способ передвижения по воде, широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была поставлена предварительная подготовка гребцов. Об этом пишет С.Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести веслами, когда судно идет «снаветру» — на откос и «сподветру» — в кручу волны. В каждом струге разделяли гребцов на загребных, рядовых и крючных, учили владеть кормовым веслом, травить и вытаскивать якоря, латать паруса и накидывать свальные крючья, цепляясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин неплохо плавал саженками.
Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен применяли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и при подъеме не откатывались назад. В бытовой жизни применялись лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземпляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М.В.Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.
2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах
Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были, главным образом, выходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершенствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшой боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (развлечениях).
Тяжелая конница, которую составляли князья и наиболее подготовленная часть их дружины, как правило, была одета в полированные доспехи, латы, поножи, или кольчужные панталоны, наручи. На голове — шлем с флажком — принадлежность к княжеству. На плечи всадника спускалась металлическая бармица, лицо предохраняла металлическая маска. Всадник был вооружен палицей — боевым молотом, пользоваться которым можно было лишь обладая недюжинной физической силой.
В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались потехи, на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акробаты, кулачные бойцы, фехтовальщики.
Беседа «Развитие физической культуры у народов Древней Руси «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие физической культуры у народов Древней Руси
Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу (можно сказать, с самого появления Древней Руси как самостоятельного государства). Исторические исследования дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества.
У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых молодые люди показывали «удаль молодецкую», в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.
Физические упражнения и игры у восточных славян
Великий русский просветитель, историк и писатель Николай Михайлович Карамзин связывает происхождение наименования СЛАВЯН, людей мужественных и воинственных, со СЛАВОЙ, которую стяжали храбрые славянские воины, защищая свою землю, народ, семьи.
По сведениям очевидцев, византийских писателей Прокопия и Маврикия (VI в. н. э.), анты отличались свободолюбием, гостеприимством, были высокорослыми, сильными и храбрыми воинами. Так, Маврикий отмечал, что «анты не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, особенно в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и в пище… Они особенно умеют переправляться через реки, потому что они больше и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде…».
Удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых». Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси. А вот еще одно свидетельство, может быть самое яркое, широкого распространения в Древней Руси многообразных национальных средств физического воспитания: «Народные игры и потехи, – отмечает историк, – доныне единообразны в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятниками их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».
Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы ) и встречи весны, а также и культом предков.
Крупные состязания древних именовались игрищами и проводились в честь языческих богов – Перуна, Сварога, Волоса.
Разрозненные источники дают возможность составить представление о видах физических упражнений, демонстрировавшихся на этих состязаниях. Это бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.
Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.
Физическое воспитание в Киевской Руси
Живя на границе со степью (полем), постоянно защищаясь от набегов кочевников, поляне раньше других восточнославянских племен создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.
Киевское государство обладало богатой по тем временам материальной и духовной культурой. Успешно развивались кузнечное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла, которые выделяются в самостоятельные отрасли производства; появляются эмаль, стекло.
О чем говорят эти фрески? Прежде всего о широком распространении на Руси различных видов физических упражнений. Иначе подобные фрески не могли бы появиться в главном храме страны.
Во-вторых, благодаря им мы можем судить о том, что церковь не была противницей народных игр и физических упражнений. Правда, некоторые представители церкви выступали против народных форм физического воспитания как пережитка язычества. Но критика была направлена главным образом против грубых, опасных не только для здоровья, но и для жизни людей занятий.
Церковь, следуя православному вероучению, стремилась облагородить, гуманизировать народную физическую культуру. Кроме того, многие монастыри стояли на страже российских городов, а их воспитанники нередко выступали в поединках с вражескими воинами, стремясь принести таким образом победу русскому воинству.
Для этого надо было обладать достаточно высокой физической подготовкой. В более позднее время церковь принимала меры по улучшению постановки физического воспитания в духовных семинариях и других духовно-учебных заведениях.
Повсеместно была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины.
Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, княживший в отдаленной Тмутаракани, плотный телом, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.
Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.
Несколько слов о физической подготовке знати – князей, бояр и других представителей господствовавшего класса. Средства физического воспитания ими заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно. Примером может служить княжеская охота, которая была и забавой, и отчасти господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни и т. п.
Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что еще в сложных условиях родоплеменных отношений в Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные, физические упражнения, игры, средства закаливания. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время.
Текст книги «Физическая культура и спорт России с древнейших времен до начала XX века»
Автор книги: Е. Дивинская
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 2 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]
I.2. Физическая культура в Киевской Руси
В IX веке на территории Восточной Европы складывается одно из первых государств восточных славян – Киевская Русь, колыбель русского, украинского и белорусского народов. Его основой было племя полян. Живя на границе со степью (полем), постоянно защищаясь от набегов кочевников, поляне раньше других восточнославянских племен создали систему централизованного управления и постоянную армию.
В период с IX до середины XII века Киевская Русь являлась одним из наиболее мощных в Европе государств того времени и обращала на себя внимание современников. Она воспевала в былинах, скандинавских сагах, половецких песнях, описывалась арабскими и персидскими географами, византийскими и русскими летописцами.
Период образования Киевского государства для славян был переходным от военной демократии к феодальному строю. С установлением феодальных отношений развивается крупное землевладение, в городах расцветает торговля и ремесло. Киевская Русь становится одним из сильнейших государств Европы в экономическом, военном и культурном отношении.
Борьба против половцев, печенегов и монголо – татаров, которую вела Русь, требовала от народа высоких морально-волевых качеств, хорошей военной и физической подготовки войск.
Во главе Киевской Руси стоял великий князь, которому подчинялись князья («мужи-посадники»), правившие отдельными городами (областями). У каждого из князей имелась своя дружина.
Она состояла из трех групп:
– в первую («старейшую») дружину входили наиболее знатные «лучшие мужья», княжеские советники, «бояре – думающие», которым поручались наиболее важные функции княжеского управления.
– третью группу составляли собственно «вои» – «мужи храборствующие». В период расцвета Киевского государства вплоть до половины XI века они являлись основной силой княжеских дружин. Вышедшие из народа воины сохраняли тесную связь с народом, пользовались его уважением и любовью.
Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, в воинском умении. В былине «Об Илье Муромце и Добрыне Никитиче» рассказывается, что любимыми упражнениями были: бои палицами, рубка саблями, бой копьями, вольтижировка, борьба, плавание, гребля, кулачный бой.
В древнерусской литературе, в летописях и былинах отражены и подвиги воинов-богатырей.
Ипатьевская летопись упоминает, что в 962 году из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь дружины князя Святослава, стоявшие на другом берегу. Летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в 992 году русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружины князя Владимира.
Физическую выносливость и хорошую военную подготовленность русского народа отмечает автор «Слова о полку Игореве», описывая поход Игоря на половцев. Говоря о воинах Ярослава, автор пишет: «Те ведь без щитов с одними засапожными ножами побеждают, звеня прадедовской славой».
В Никоновской летописи, упоминая события 1216 года, повествуется о стойкости воинов в бою: «А новгородцы, псковичи и смоляне в бою… суть мужи храбры зело и велицы (велики) богатыри, яко львы и яко медведи, не слышат бо на себе ран».
Кроме дружинников на Руси были и другие воины, назывались они берсеками. Берсеки – это древнеславянский аналог нынешних супер– бойцов из отряда типа «альфа». Берсеки носили на плечах волчьи шкуры, головы накрывали оскаленными мордами волков, умело имитировали агрессивный волчий рык, от которого конница врагов становилась небоеспособной. Лошади метались, не подчиняясь седоку. Даже один берсек мог ввергнуть в панику многотысячное войско. Впервые их изображение встречается на ритуальном кубке – ритоне из кургана X века.
Никоновская летопись называет имя одного из древнерусских берсеков – Рогдая, ходившего в одиночку против многих воинов.
В.И.Ключевский упоминает Демьяна Куденевича, отгонявшего половецкое войско от Переславля.
Зимой 1238 года Евпатий Коловрат со своим полком в 1700 человек разбил отряды Бату-хана, и целый год удерживал Владимиро-Суздальские земли. Последний его бой интересен в плане исследования русского ратного искусства.
Монголам так и не удалось в рукопашном бою взять горстку берсеков, все их атаки отбивались. Тогда обступившие кольцом монголы расстреляли берсеков со всех сторон из камнеметов. Бату – хан был удовлетворен победой, свое восхищение он выразил тем, что отпустил раненых берсеков, наказав им с почестями похоронить убитого воеводу.
Берсек – значит «бешенный». Он никогда не обороняется, он всегда нападает. Берсеки умели вводить себя в невменяемое состояние, приводя в действия сложный физиологический механизм, изменяющий протекание нервных реакций организма. В таком состоянии у них значительно увеличивалась скорость двигательных рефлексов, затормаживалась деятельность перефирийных рецепторов, от чего берсек не испытывал боли, если он был, например, ранен и дрался при этом со стрелой в спине.
Таким образом, по своей социальной сущности и идейному содержанию, военно-физическая подготовка в древней Руси представляла собой явление более прогрессивное, чем любая рыцарская система физического воспитания на Западе. Если на Западе народное ополчение к X-XII вв. утратило свое былое значение, и основным родом войск стала немногочисленная тяжелая рыцарская конница в феодальной Руси, помимо дружинников, большую роль в обороне страны играло народное ополчение. Свидетельство тому разгром шведских и немецких рыцарей войсками Александра Невского и освобождение от монголо-татарского ига.
По мере классового расслоения славянского общества физическое воспитание приобретало классовый характер. Физическое воспитание народа проходило стихийным, неорганизованным путем. Кроме таких старейших игр, как городки, бабки, прятки, свайка (метание металлического стержня длиной 15-20 см в кольцо, лежащие на земле), были широко известны игры, отражавшие трудовую деятельность: «просо сеяли», «заплетися плетень», «лен».
Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье. К трем – четырем годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Мальчики переходили в возрастную группу отроков (от 7 до 14 лет). В этот период мальчики переходили из женской – в мужскую половину семьи. Они помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали «женские» виды работ: вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.д.
По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. Они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.
Физическое воспитание господствующих классов Киевской Руси, по свидетельству Новгородской (1135), Киевской (1150) и Волынской (1245) летописей, имело организованные формы. Цели и содержание его не отличались от воспитания феодалов других стран, но вместе с тем основные черты физического воспитания русских феодалов тесно переплетались с народными.
Начиная с Х века, в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были главным образом выходцы из народа, владевшие воспитательным мастерством. Воспитывая детей, они использовали народные формы физического воспитания: игры с мячом, катание на санях, коньках и другие развлечения, способствующие физическому развитию и закаливанию.
Князь считал, что воспитание детей во многом зависит от соблюдения определенного режима и деятельности, особо предупреждая такой нравственный порок, как лень.
Князь, подробно описывая свои приключения на охоте, которая в то время считалась важным делом, «… ибо нужно было истреблять зверей во множестве водившихся в лесах и приносивших человеку много вреда: «имал своими руками кони дикие…», два тура мотали его на рогах, бодал и ногами топтал лось, вепрь сорвал с его бедра меч, медведь его кусал, лютый зверь вскочил ему на бедра и свалил его вместе с конем – преследовал определенную цель – путем тренировок обеспечить развитие у подрастающего поколения феодалов волевых, нравственных и двигательных качеств: выносливости, силы, смелости, храбрости. Его примеры приводят к выводу о необходимости создания таких условий для детей, при которых у них будут проявляться отвага, смелость, мужество, патриотизм.
Этим трудом Владимир Мономах пытался официально закрепить систему физического воспитания феодалов.
Руководитель греческой школой Чудовского монастыря Епифаний Славинецкий (умер в 1676 г.) выступал за физкультурно – организованное воспитание детей, обучавшихся в монастырских школах. В его педагогическом сочинении «Гражданство обычаев детских» дается классификация народных игр на пригодные и непригодные. К пригодным он относил игры с мячом, прыжки, бег и т.п. К непригодным – игры в карты кости, развивающие лукавство и тщеславие, а также плавание, борьбу и кулачный бой, считая их опасными для жизни детей.
В разделе «О игрании» автор пишет, что в процессе игры должны вырабатываться положительные качества – смелость, аккуратность, жизнерадостность, правдивость и т.д. Игры детей Е. Славинецкий рассматривал не как забавы, а как средство физического и нравственного развития.
Историческое значение для развитие культуры России имели два великих новшества: введение христианства как государственной религии (988 г.) и появление письменности – славянского и русского алфавита.
Значение христианизации Древней Руси состоит в том, что благодаря этому Русское государство перешло в качественно новое состояние в сфере духовности, нравственности, эстетики, культуры. Произошел переход от родоплеменного общества с его языческими представлениями к цивилизации. Это отразилось на всех сферах общественной жизни, в том числе и на физической культуре. (1)
По мнению доктора педагогических наук, профессора Г.С. Де– метера важными источниками освещения вопросов развития физической культуры в нашей стране в данный период времени являются светские фрески Софийского собора (XI в.), различные церковные документы (1).
Софийский собор являлся главным христианским храмом, общегосударственным центром новой феодальной культуры, а также местом проведения торжественным собраний, приема послов и т.п. (рис.3)
Все это нашло отражение в архитектуре храма, его мозаиках и фресках. Наряду с шедеврами мирового мозаичного искусства в украшении храма большое место занимает фресковая живопись.
В тематику фресок входят и евангельские сцены, и… игры на константинопольском гипподроме. на них мы видим византийского императора, колесницы, музыкантов, скоморохов в колпаках, ряженых, травлю медведей, волков, кабанов (рис.4, 5).
Рис. 3 Софийский собор (макет) в Киеве (XI в.)
Рис.4 Поединок ряженых. Фреска северной башни Софийского собора
Pис. 5 Охота на медведя. Фреска северной башни Софийского собора в Киеве XI век.
Ее значительная часть посвящена отображению отдельных моментов, которые можно рассматривать как элементы физической культуры. На них изображены сцены охоты, борьбы, игр скоморохов.
Анализ фресок в известной мере углубляет, обогащает наши представления о масштабности средств физического воспитания на ранних исторических ступенях развития нашей страны, на многие десятилетия передвигают хронологические рамки широкого распространения народных игр в Древней Руси.
В условиях постоянного отражения военных нападений на русское государство, одним из стражей страны были монастыри, в которых занимались не только богослужением, но и физической подготовкой, военным делом.
Обратимся к важнейшему литературному памятнику «Повесть временных лет» (XI в.), где нашла отражение церковная идеология в отношении народной физической культуры. Из него мы узнаем о широком распространении в докиевской и Киевской Руси народных игр и физических упражнений, их огромной популярности.
В летописи упоминается, что проводились «… игрища между селами: сходились на игрища, на плясание и тут умыкали себе жен по взаимному согласию, имели же по две или три жены».
Негодуя по поводу пережитков язычества в быту христиан, автор сурово обличает грешников: «Таких людей дьявол обольщает и другими способами, отвлекая нас от бога всевозможными соблазнами: трубами и скоморохами, гуслями и русальями. Ведь мы видим места для игрищ утоптанными, и здесь толпится множество людей, так что происходит давка, когда начинается внушенное дьяволом зрелище».
Важную роль в общественной жизни Русского государства сыграл Стоглавый собор (1551г.), который содержит важные сведения о быте народа, об отношении церкви с народными играми и обрядами.
Так, в главе 41 сообщается о том, что во время свадебных обрядов «… и смехотворцы, и гусельники бесовские песни поют … со всеми теми играми бесовскими рыщут…». На поминках после плача об умершем его родные и близкие, услышав пение скоморохов, вместе с ними «начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети». В главе 92, целиком посвященной борьбе с «игрищами эллинского бесования», с возмущением говориться о том, что «простая чадь» (простолюдины, сельчане и горожане) в божественные праздники иногда целый день и ночь «творят эллинское бесование, различные игры и плясание», участвуют в забавах, потехах надевал маски-личины, потешные одежды и украшения, услаждаются «песньми сатанинскими».
Таким образом, церковные и светские документы доносят до нас неоценимые, уникальные сведения о народной физической культуре отдаленных эпох.
I.3. Физическая культура народов России в период образования и укрепления централизованного государства
Объединение русских княжеств в единое государство с центром в Москве, начавшееся еще в XIV в., завершилось в конце XV – начале XVI вв. (рис.6).
Из пехотных отрядов выделялись полки стрельцов, учрежденные Иваном IV (Грозным), а также «городовые полки», состоявшие из городских жителей. Важным родом войск была артиллерия.
В самобытной народной системе физического воспитания были распространены физические упражнения военного и полувоенного характера, так как в течение XIII, XIV и первой половины XV веков, т.е. около 250 лет, русские провели более 160 войн с захватчиками. Такие упражнения как борьба, палочные и кулачные бои, верховая езда, стрельба из лука, плавание были необходимы в эти годы в борьбе против татар, и долгое время оставались важным средством физического воспитания молодежи, постепенно создавая народную систему физического воспитания молодежи.
С древних времен в быту, охоте и в военном деле применялись лыжи как средство быстрого передвижения по снегу. Особенно популярны лыжи были среди жителей Урала, Сибири, северной и средней полосы страны. О применении лыж в военном деле повествуется в Никоновской летописи за 1444 г. В ней рассказывается об успешном походе московской лыжной рати против татар, напавших на Рязань. В 1499 г. Иван III организовал лыжную рать, чтобы вернуть Югорскую землю, захваченную татарами. Югорской землей называлась в то время часть Северо – Западной Сибири, расположенной между Полярным Уралом и рекой Обью. Успешно использовались лыжи в походах сибирских казаков против хана Кучума (вторая половина XVI в.). Отряды, возглавляемые казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем, в зимнее время одержали ряд побед над татарской конницей.
В войне с западными соседями русское войско также применяли лыжи. В 1535 г. из Москвы были посланы в поход на Литву воины – лыжники. В 1608 – 1610 гг. русский полководец Скопин-Шуйский сражался с воинами – лыжниками против польской конницы.
Иностранный путешественник Герберштейн в 1556 г. так описывают ходьбу на лыжах в Пермском крае: «Зимой они ходят на артах, что делается в весьма многих местах Руси, а арты суть деревянные, продолговатые подошвы почти в шесть ладоней длиною; они держатся на них, подвязывая их к ногам, и ходят очень быстро».
О том, что скоростные лыжи – русское изобретение, свидетельствуют и другие иностранцы, посещавшие в свое время нашу страну. Шведский дипломат Монс Пальм, приезжавший в Москву в начале XVII в., подробно описывая лыжи, называл их русским изобретением. Он писал, что русские лыжи «приблизительно семи фунтов длины и одну пядь шириной, снизу же плоские и гладкие. Их подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться» (11).
Широко распространены были такие развлечения, как катание с гор на санках и деревянных коньках, взятие снежной крепости, подкидные доски и качели.
Народ был подлинным ценителем и хранителем различных игр. Наиболее популярными были: городки (рюхи, чушки, клетки), лапта, игры с мячом и шарами, свайка, бабки, бег взапуски (горелки, чехарда, ловитки, догонялки). Некоторые игры были связаны с народными праздниками и развлечениями (ледяные и снежные горы, качели, подкидные доски, ходули).
Немалое место в самобытной системе физического воспитания занимала охота, которая была и дополнительным источником существования и хорошим средством физического воспитания.
Русские люди с детства приучались стойко переносить резкие перепады температуры. Детей не кутали в теплые одежды, приучали обливаться холодной водой после горячей бани, обтираться снегом, подолгу быть на морозе, Суровое закаливание превратилось в обычай и стало действенным средством укрепления здоровья.
С образованием многонационального государства элементы физической культуры русского народа стали распространяться среди населения присоединенных территорий. В свою очередь, некоторые упражнения и игры других народов стали культивироваться у русских.
В «Учении» впервые был поставлен вопрос о физической подготовке бойцов во внеучебное время. Этим «Учение» отличалось от всех ранних руководств, в которых излагались лишь приемы действий в бою.
По своему характеру обучение русских войск, по сравнению с обучением войск в Западной Европе, до середины XVII века было прогрессивным. Каждый воин знал, для чего выполняются те или иные упражнения, их практическая польза. При преодолении препятствий не применялись шаблонные приемы, которые требовали бы механического заучивания. Это создавало условия для развития инициативы и смекалки.
Объединение русских земель вызвало подъем хозяйства и развитие культуры народов России. Практические потребности государства обусловили в XVII в. расцвет просвещения. Среди дворянства и посадского населения начала распространяться грамотность. Крепостное же крестьянство оставалось неграмотным.
Народные формы физического воспитания стали заметно обособляться от форм физического воспитания господствующего класса.
Физическая культура господствующих классов носила чисто военную направленность, либо представляла собой вид развлечений (потех). В числе военных упражнений видное место занимали стрельба из лука и охота на диких зверей. В царствование Алексея Михайловича, второго из Романовых, увлеклись еще и соколиной охотой, выезжали целыми обозами в село Коломенское, Тверь или Владимир. Нередко затевали бои и между самими хищными птицами. Страсть царя Алексея Михайловича к соколиной охоте была так велика, что нередко затмевала государственные дела. Профессор-историк С. Платонов дал ему такую оценку: «…во главе Московского государства стоял более приятный и благородный, нежели практически полезный правитель» (13).
К военным упражнениям относились также фехтование и верховая езда. В этих видах физических упражнений русское дворянство уже в первой половине XVII века начало подражать иностранцам и приглашать их в Россию для царской потехи. По свидетельству современников, известно, что два фехтовальщика тешили «государя на дворце долгою пикою да прапором и шпагами поединком». Позднее на русский язык было переведено французское руководство по верховой езде – «Учение как объезжать лошадей».
Дворянская молодежь многое заимствовала у народа, в том числе всевозможные подвижные игры, катания на санях, коньках, качелях и др. Широкое распространение имели также развлечения, в которых она участвовала лишь в качестве зрителей. Таковыми были «медвежьи» бои, парные кулачные бои, акробатические упражнения. Кулачные бойцы, борцы с медведем, фехтовальщики, потешавшие царя и дворян, были своего рода профессионалами.