на территории какой современной страны был убит джеймс кук
Как аборигены съели Кука. Правда и вымысел о знаменитом путешественнике
Джеймса Кука никак не назовёшь неизвестным героем. Однако, если мы попытаемся вспомнить, чем же именно он прославился, многие, пожалуй, вспомнят только песню Высоцкого про аборигенов, съевших знаменитого капитана. А ведь за этой простенькой историей скрывается примечательная биография одного из самых ярких и неукротимых людей своей эпохи, биография человека, самостоятельно поднявшего себя из грязи.
Будущий капитан родился в семье нищего крестьянина-подёнщика. Как будто этого мало! Джеймс был девятым ребёнком, так что его детство стало трудным и невесёлым. Тем не менее родители без колебаний отдали отпрыска в школу, так что к 13 годам Кук обладал зачатками грамотности. Не имея возможностей пристроить сына на более тёплое место, отец отдал Джеймса в помощники галантерейщика. Однако торговать перчатками и галстуками всю жизнь юноша не собирался. Совсем недалеко от городка, где работал Кук, раскинулся порт Ньюкасл, и вскоре Джеймс принимает первое самостоятельное важное решение: он уходит юнгой в море.
Первые суда, на которых он ходил, мало кого могли бы впечатлить. Углевозы, «смесь деревянного башмака и гроба», как назвал их один из писателей ХХ века. Однако это и неплохая практика на первых порах.
Уже в первые годы он проявил себя с неожиданной стороны. Никакого рома, никаких девиц, самая простая еда — Кук экономил жалование. На скопленные деньги он покупал книги и, разумеется, не романы, а литературу по навигации, астрономии, географии, математике. Юнга, матрос, старпом. Ему предлагают должность шкипера на торговом судне, ходившем с грузом угля из Ньюкасла в Лондон. Для бедного деревенского парня это едва ли не предел мечтаний. Однако Джеймс вёл жизнь аскета не для того, чтобы теперь остановиться на достигнутом и всю жизнь курсировать вдоль родного побережья. Кук навсегда уходит с каботажников и вербуется на военный флот матросом, затем боцманом. Казалось бы, необъяснимое решение. В действительности цели молодого человека лежат на поверхности: у капитана угольщика нет никаких перспектив, но они есть у военного моряка.
Фото: © wikipedia.org
Британия воюет против Франции, идёт Семилетняя война. Кук участвует в кампании в Канаде, принёсшей англичанам Квебек, и там обращает на себя внимание уже всерьёз. Он составляет по поручению командования карту фарватера реки Святого Лаврентия. Легче сказать, чем сделать: судоходный участок идёт неровно, он петляет между камнями, скалами, отмелями. Проход никак не обозначен. Вдобавок французы старательно сбивают буи. Кук справляется блестяще, и англичане проводят по реке целую речную эскадру — более двухсот вымпелов — без единой потери. Какой-то унтер выполняет задачу, непосильную для многих офицеров. В лоциях для ходивших в этих водах моряков карты, составленные Куком, закрепились на столетие.
Тем временем в Англии жизнь идёт своим чередом. Королевское научное общество подыскивает офицера, способного возглавить экспедицию в южные моря. Ожидается, что Венера пройдёт через солнечный диск, и из Южного полушария процесс наблюдать удобнее. Требуется хороший решительный командующий. И в 1768 году Джеймс Кук получает настоящее крупное самостоятельное задание.
Таити, Новая Зеландия и другие неизведанные земли
Однако руководить экспедицией не может какой-то унтер. Кук получает настоящую минуту славы. Сын нищего крестьянина становится офицером. Никакой протекции, никакого везения. Кук выгрызает себе чин и должность исключительно безусловным профессионализмом и трудолюбием. Спесивые чины адмиралтейства несколько лет игнорировали парвеню, более квалифицированного, чем почти любой офицер, но происходящего от какого-то шотландца-батрака. Теперь они буквально капитулируют перед непреклонной волей и профессионализмом.
Фото: © wikipedia.org
Примечательный факт: за всё время экспедиции на Таити Кук не потерял ни одного человека от цинги, и в целом на его корабле болели крайне редко. Правильно организованное питание, гигиена и неукоснительное соблюдение дисциплины давали поразительный результат. Оборотной стороной чёткой организации похода была жёсткая дисциплина. Плеть и кандалы Кук пускал в ход без малейших колебаний: устав не просто разрешает, но и предписывает употреблять власть! Однако матросы точно знали, что, неустанно работая плёткой, их капитан никогда не использовал её зазря: строгость здесь была залогом чёткой работы всех членов команды в острой ситуации.
Задачи Кука далеко выходили за рамки астрономических штудий. Одним из последних крупных белых пятен на карте мира оставался южный континент. Предполагалось, что в южной части земного шара можно обнаружить крупный неизведанный материк с умеренным климатом. Ещё во время сборов сэр Александр Далримпл — один из фанатичных приверженцев версии о существовании континента — пытался возглавить экспедицию вместо Кука, но его довольно грубо одёрнули флотские чины, заявив, что командовать походом будет профессиональный моряк. Корабль Кука «Индевор» быстро достигает Новой Зеландии, но теперь неясно, появились ли впереди очертания нового материка или это просто остров.Фото: © wikipedia.org
Кук первым из европейцев ступил на берег Новой Зеландии. Однако эти острова ничуть не походили на гостеприимный Таити. Аборигены-маори не проявляли дружелюбия ни секунды, а один из них попытался вырвать шпагу у офицера. Выстрелы, кровь — никакие попытки мореплавателей наладить контакт не могли теперь увенчаться успехом. Корабль продвигался вдоль побережья, и всюду маори пытались вступить в бой, если англичане подходили слишком близко к берегу. Тем не менее даже самого факта плавания хватило, чтобы сделать вывод: Новая Зеландия — группа островов. Гипотеза о южном континенте рушилась на глазах.
Кораблекрушение и болезни
Возвращаться домой моряки решили затейливым путём — через голландскую Ост-Индию. Такой маршрут требовался для того, чтобы запастись продовольствием. По пути туда «Индевор» должен был миновать Австралию. Идя вдоль побережья, Кук предавался любимому делу: непрерывно составлял карты и заполнял их названиями. Всё шло превосходно до одного не особенно прекрасного дня. Корабль наскочил на коралловый риф.
Катастрофа: «Индевор» разбился там, где европейцы до сих пор не бывали и где не имело смысла надеяться на помощь. Мало того, до самой Австралии 20 миль. Решение требовалось принять быстро и точно, малейшая ошибка означала гибель.Фото: © Mary Evans Picture Library/EAST NEWS
Кук не теряет головы. За борт летит всё, без чего можно обойтись. Всего выбросили 50 тонн запасов, включая даже пушки. Якоря укладываются в баркас, чтобы стянуть «Индевор» с рифа при возможности. Помпы работают без перерыва. Однако что будет, когда начнётся прилив и риф уйдёт из-под киля?
Пробоину закрывают «пластырем» — куском парусины, покрытым паклей. «Индевор» доковылял до берега Австралии, где и остановился на несколько месяцев для ремонта. Оттуда корабль пошёл уже без задержек, зайдя только в Батавию (нынешняя Джакарта).
В Индонезии корабль поразила та беда, которая щадила его все долгие месяцы ранее, — эпидемия. Исключительно нездоровый климат этих мест принёс на корабль Кука дизентерию, и по отплытии «Индевор» напоминал плавучий лазарет. Почти не неся потерь до сих пор, Кук утратил 30 человек из 80, уже выйдя из неизвестных вод. Однако Джеймса Кука уже ничто не могло остановить. Проплавав в южных морях три года, в лето 1771-го он возвращается домой.
И сталкивается с довольно прохладным приёмом в высшем свете. Герои дня — учёные. Их заслуги никто не может оспорить, но команду «Индевора» рассматривают скорее как извозчиков. Однако профессионалы из адмиралтейства, видевшие корабли не только в гавани, осыпают Кука похвалами. А сам он тут же получает предложение возглавить новое плавание в южные моря и соглашается.
Море было родной стихией этого необыкновенного человека. Только явившись из похода, он тут же устремляется к следующему. Подготовка заняла год. На сей раз под командованием Кука два корвета. Личная жизнь остаётся за бортом. Даже о рождении сына Кук узнаёт уже под парусами, отправляясь из гавани.
Новое путешествие опять-таки предпринималось ради поисков южного материка. От мыса Доброй Надежды корабли устремились на юг. Здесь не было ни таитянской идиллии, ни изнуряющей жары Австралии. Вокруг плавали айсберги. Кук переходит полярный круг, но дальше продвинуться не удаётся: паковый лёд и величественные эскадры айсбергов не позволяют отыскать континент. Кук установил, что, если континент на юге и есть, он намного меньше в размерах, чем ожидали ранее. Этим ему пришлось и ограничиться. До берегов капитан не дошёл 75 миль, и настоящее открытие оказалось отложено почти на полвека, когда существование континента подтвердит русская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева.
А корабли, не найдя земли, повернули в тропические моря.
Он не бог
Второе плавание Кука обещало стать менее драматичным, чем первое. Кораблекрушений не случилось, корабли снова зашли на Таити, чтобы запастись свежими продуктами, всё шло хорошо, однако один из кораблей, «Эдвенчер», под началом капитана Фюрно потерялся при буре, и отыскать друг друга капитанам не удалось. На долю «Эдвенчера» выпала главная трагедия этого похода: при попытке запастись овощами на берегу группа матросов была перебита и съедена маори. В это время Кук вторично пытался пробиться к южному материку через полярный круг. Снова неудача. Однако никто не сказал бы, что плавание стало бесплодным: удалось открыть архипелаг Тонга, Новую Каледонию, наконец, существенно сузить круг поисков нового материка.
Казалось, путешествиям не будет конца, но невидимые часы уже отсчитывали последние месяцы. Южный континент уже считался недостижимым и бесполезным, но оставалась надежда отыскать Северо-Западный проход — теоретически существующую морскую дорогу севернее Канады между Тихим океаном и Атлантикой. В 1776 году Кук отправился в третье кругосветное плавание, ставшее последним.
Фото: © Leemage/EAST NEWS
Без особых приключений два корабля Кука прошли Гавайи, но теперь им предстояло попытаться вновь пробиться сквозь льды. В действительности Северо-Западный проход существует, но на тогдашнем уровне технологий пробиться сквозь него было невозможно. Он покорится только Амундсену в начале ХХ века. Этого Кук, конечно, не знал и знать не мог.
Через Берингов пролив путешественники проникли в Чукотское море, но дальше их вновь встречают старые знакомые — ледяные поля. Делать нечего, Кук поворачивает назад. Вновь корабли пристают к берегам Гавайев, где их гостеприимно встречают туземцы, вышедшие на сотнях лодок приветствовать первооткрывателей. Однако над экспедицией будто навис злой рок. Когда корабли выходят в море, начинается тайфун, ломающий фок-мачту одного из кораблей. Вновь приходится пристать к гавайским берегам.
Фото: © wikipedia.org
Несколько дней отношения с туземцами оставались тёплыми. Однако белые и так слишком задержались на Гавайях и, по мнению аборигенов, слишком много ели. К тому же Кук был раздосадован сомнительными успехами новой экспедиции, поэтому вёл себя необыкновенно жёстко. Атмосфера накалялась. Вора из местных, пойманного у кораблей, высекли плетью.
Туземцы начали разворовывать инструменты из мастерской, которую возвели прямо на пляже. В конце концов они угнали баркас, и тогда Кук решает покончить с проблемой решительными мерами. Он приглашает туземного вождя на корабль.
Фото: © wikipedia.org
Возможно, капитан собирался удержать вождя в качестве заложника, возможно, просто провести переговоры. Однако на берегу начали быстро собираться толпы людей, уверенных, что их вождя пытаются похитить. Кук находится на берегу в сопровождении дюжины морских пехотинцев. Один из вождей совершает не совсем ясные движения, которые солдат интерпретирует как враждебные. Поднимается спонтанная стрельба, с лодок и с берега стреляют солдаты Кука. Льётся кровь. В этот момент один из туземцев направляется к самому капитану. Тот стреляет мелкой дробью, которая вязнет в щите.
Это оказалось переломным моментом: туземцы убедились, что перед ними не всемогущий бог. На капитана бросаются разом толпы туземцев, один из брошенных туземцами камней попадает Куку в голову, и толпа смыкается над ним.
Фото: © Universal History Archive/Universal Images Group/EAST NEWS
Тело вытащили на берег. Однако осиротевшим морякам нужно было хотя бы запастись пресной водой. Между тем туземцы вели себя не просто враждебно, но и нахально: один из них даже приблизился к кораблям в пироге в шляпе Кука. Взбешённые европейцы спалили несколько деревень и добыли вещи Кука, а также тело, вернее то, что от него осталось. Вернуть получилось только голову без нижней челюсти и несколько фунтов мяса. В действительности вовсе нет уверенности в том, что тело было именно съедено. Эта версия популярна, но далеко небесспорна. С точки зрения туземцев, они, напротив, воздали почести погибшему, отделив кости от мяса и отдав вождям: такой ритуал применялся только к великим вождям и воинам.Фото: © wikipedia.org
С костями Кука связана любопытная история: в 1824 году король Гавайев передал лондонскому врачу стрелу, наконечник которой якобы выточен из бедренной кости прославленного капитана. Легенда яркая, но, как выяснилось, не имеющая отношения к действительности: экспертиза показала, что кость животного происхождения.
Останки Кука предали морю. Это произошло 22 февраля 1779 года.
Джеймс Кук заслужил место в пантеоне героев эпохи открытий не только благодаря результатам своих путешествий. Прежде всего он доказывал всей жизнью, насколько успешно человек способен преодолевать обстоятельства, пусть и самые неблагоприятные. Мальчишка, грезивший о море, не остановился ни перед чем, воплощая мечту в жизнь, хотя для человека его происхождения, казалось бы, карьера боцмана или шкипера на каком-нибудь каботажном судне была пределом мечтаний. Формально плавания Кука — это цепь блестящих неудач: ему не удалось отыскать ни южный континент, к берегам которого его посылали поначалу, ни Северо-Западный проход, куда его направили впоследствии.
Фото: © wikipedia.org
Сейчас мы уже знаем, что первая цель была достижима лишь с огромными трудностями, а вторая недостижима вовсе. Кук не выполнил невыполнимые задачи, зато обнаружил и нанёс на карту множество доселе невиданных побережий, бухт, островов. В мире насчитывается, без преувеличения, кажется, сотни географических объектов на пространстве от Гавайев до Новой Зеландии. Он мог легко погибнуть ещё во время первой собственной экспедиции, и только скорость, решительность и превосходная организация работы спасли тогда весь корабль и его команду. Наконец, будучи учёным и путешественником, Кук не запятнал себя работорговлей или разнузданным поведением в отношении туземцев. Капитан представляет собой пример не только сильной личности и великого первооткрывателя, но и достойного человека.
Как погиб Джеймс Кук? Зависть, трусость, гордость и карьеризм съели капитана
14 февраля 1779 года на острове Гавайи во время неожиданной стычки с туземцами был убит капитан Джеймс Кук (1728-1779) — один из величайших первооткрывателей новых земель, живших в XVIII веке. Никто не знает, что на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа. Известно, впрочем, что Кука гавайцы не ели, вопреки известной песне Высоцкого: у туземцев было принято хоронить особо важных персон специальным способом. Кости закопали в тайном месте, а мясо вернули «родственникам» капитана. Историки спорят, считали ли гавайцы Кука богом (точнее, воплощением божества изобилия и земледелия Лоно) или просто зарвавшимся чужестранцем.
Но речь пойдет о другом: как команда вообще допустила гибель своего капитана? Как зависть, злость, гордость, блатные отношения, трусость и пассивность привели к трагическому стечению обстоятельств? К счастью (и к несчастью), о смерти Кука сохранилось более 40 противоречивых свидетельств: это не дает однозначно выяснить ход событий, зато подробно рассказывает о мотивах и побуждениях команды. О том, как гибель одного капитана взорвала корабельный микрокосмос героических мореплавателей XVIII века, — в историческом расследовании «Ленты.ру».
Столкновение с гавайцами
Предыстория такова: третье кругосветное плавание Кука началось в 1776 году. На кораблях «Резольюшн» и «Дискавери» британцы должны были найти Северо-западный проход: водный путь к северу от Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Обогнув южную Африку, моряки доплыли до Новой Зеландии и оттуда направились на север, открыв по ходу Гавайские острова (в январе 1778 года). Восстановив силы, экспедиция отправилась к Аляске и Чукотке, однако сплошные льды и приближение зимы заставили Кука вернуться к Гавайям на стоянку (декабрь-январь 1779-го).
Гавайцы встретили британских моряков очень радушно. Однако со временем вольное обращение с местными женщинами и чересчур активное пополнение запасов воды и продовольствия вызвало недовольство, и 4 февраля Кук решил благоразумно поднять паруса. Увы, в ту же ночь шторм повредил фок-мачту «Резольюшн», и корабли вернулись в бухту Кеалакекуа. Откровенно враждебные гавайцы украли клещи с одного из кораблей: в отместку англичане угнали каноэ, которое в итоге переговоров вернуть отказались.
«Смерть капитана Кука» (Джон Веббер, 1784 год)
Уже в воде Кука ударили в спину копьем или метательным кинжалом, и капитан (вместе с несколькими моряками) погиб. Тело Кука втащили на берег, а британцы беспорядочно отступили на корабли.
Смерть Кука. Гравюра 1790 года.
После еще одной схватки прошли переговоры, которые завершились миром: гавайцы торжественно вернули тело Кука (в виде кусков мяса), что привело команду в ярость. Ошибка в межкультурной коммуникации (британцы не поняли, что местные жители похоронили капитана с максимальным достоинством) стала причиной карательного рейда: прибрежное поселение сожгли, гавайцев убили, и в итоге островитяне вернули оставшиеся части тела Кука, захороненные в море 21 февраля. Должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку, а когда он умер от туберкулеза у Камчатки — ко второму помощнику капитана «Резольюшн» Джеймсу Кингу.
Кто виноват?
Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?
Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.
Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.
Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.
Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.
Смерть Кука. Полотно англо-немецкого художника Иоганна Цоффани (1795 год).
Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз — с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.
Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.
Исправленная версия картины Джона Клевели: здесь Кук изображен как миротворец, пытающийся остановить стычку.. Изображение: Gerald Farinas / Wikipedia
К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.
От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это — скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем — источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.
Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.
Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.
Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука – по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну — и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.
Британский флот: надежды и разочарования
Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров — помощников повышали до капитанов, мичманов — до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.
Маршрут третьей экспедиции Кука
Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике.
Корабль «Эндевор» (современная копия) в Сиднее
Фото: Greg Wood / AFP
В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.
Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.
Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.
«Высадка в Танне». Картина Уильяма Ходжеса.
Один из характерных эпизодов контакта британцев с жителями Океании.
Но, так или иначе, точку в разбирательстве поставило начальство: Кинг и Кларк дали понять, что никого не надо отдавать под трибунал. Скорее всего, даже если суд над Уильямсоном не состоялся благодаря влиятельным покровителям амбициозного ирландца (даже его давний недруг Филипс отказался давать против него показания в Адмиралтействе — под надуманным предлогом, что у него-де плохие личные отношения с обвиняемым), капитаны предпочли принять соломоново решение.
Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», — говорится в дневниках Клерка.
Кук наблюдает за человеческими жертвоприношениями на Таити (1773 год)
В чем смысл произошедшего?
История — это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».
Это мы и попытались сделать — немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.
Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.
Но история — это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.
Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.