Наадя рыцарь о чем
Насиловали за даму сердца, сморкались в скатерть: какими были настоящие рыцари
Мы, конечно, догадываемся, что изрядно романтизируем средневековых воинов и вряд ли они выглядели как в кино. Про гигиену тех времен все наслышаны: из мытья и чистки зубов культа не делали, и под начищенными латами у большинства героев было порядком грязное тело. Но, оказывается, идеализированными были не только тела, но и нравы рыцарей — и гораздо больше, чем мы можем себе представить.
Отношение к дамам
Многие слышали про почитание дамы сердца: мол, обязанность каждого настоящего рыцаря — выбрать себе возлюбленную, а потом преданно ей служить. Совершать в ее честь подвиги, слагать стихи, и всё это — исключительно платонически: настоящая любовь должна быть безответна. Так что «для сердца» разбирали даже замужних. Чужие жены подходили для этой роли даже лучше: такая не потащит венчаться и не родит пять детишек, уничтожив тем самым всю возвышенность и трагичность неразделенных чувств на корню.
Вот только подвиги, совершаемые во имя дамы сердца, порой выглядели весьма странно. Например, рассказывает американский историк Ричард Кэупер, как-то один рыцарь, добиваясь расположения принцессы, пообещал в её честь. изнасиловать самую красивую женщину, «какую только сможет сыскать». Другой поклонник повысил ставки и заявил, что пришлет девушке головы всех соперников, убитых на турнире.
Настя Сланевская стала звездой случайно. В 2002 году девушку в караоке заметил режиссёр Сергей Кальварский. Так Анастасия превратилась в певицу Славу. В 17 лет Анастасия Сланевская забеременела. Отец дочки Александры — Константин Морозов занимался бизнесом, но у них со Славой были разные взгляды на жизнь. Вскоре после рождения Саши в 1999 году пара распалась, но Слава сделала всё возможное, чтобы её ребёнок ни в чём не нуждался. Сейчас у Анастасии уже двое детей: старшая Александра и младшая Антонина, которая родилась в 2011 году от бизнесмена Анатолия Данилицкого. У юной Саши уже есть серьезные отношения, но Слава не боится, что дочь повторит ее судьбу. Певица уверена, что будет отличной бабушкой.
Остается только гадать, что чувствовала сама принцесса, получая отчеты об изнасилованиях и окровавленные мешки с головами. Но одно понятно: никаких драконов — рыцари продолжали делать то, что им нравится, просто теперь это проходило под грифом «Во имя любви».
Что да посторонних дам, то и тут правила были не в пользу прекрасного пола. Например, в легенде о Ланселоте рассказывается об обычаях королевства Логр: если девица путешествует одна, то бояться ей нечего. А вот если ее сопровождает рыцарь, а другой рыцарь ее отобьет, то «победитель может взять даму или девицу, как только он пожелает, не навлекая на себя никакого стыда или вины». И что осталось за кадром истории любви Ланселота и Гвиневры, остается только гадать.
Турниры
Состязания, которые устраивали между собой рыцари для демонстрации воинских доблестей, тоже выглядели не так, как мы их себе представляем: участники, входя в раж, легко забывали о правилах и дисциплине.
А была ли галантность?
Какими были манеры средневековых «аристократов», можно судить по труду об этикете «О приличии детских нравов», написанному Эразмом Роттердамским в 1530 году и бывшему весьма популярным в Европе еще долгое время. Вот некоторые рекомендации из него: «Не сморкайтесь в скатерть, в ладонь или в рукав. Не держите носовой платок во рту. Неприлично разворачивать использованный носовой платок и пялиться в него, как будто из вашего носа могли вывалиться жемчуга и рубины».
Руководство больше похоже на советы для малышей, чем для взрослых людей: не мочитесь на гобелены, не чешите при всех промежность, не испускайте шумно газы, не здоровайтесь с человеком, который справляет нужду (что делать, если он использует для этого гобелен, не оговаривается — возможно, надо взять и подарить ему трактат Эразма). За столом велели не чавкать и не макать пальцы в соус на общем блюде, не вытирать приборы о скатерть и не пить из тарелки.
Утонченность, которую мы приписываем рыцарям, не была им свойственна. Скорее, они обладали детской непосредственностью и таким же нежеланием сдерживать свои порывы. Как говорит английская писательница Дороти Сэйерс в предисловии к своему переводу «Песни о Роланде», «идея, что сильный мужчина должен реагировать на личные драмы и любые общенациональные потрясения, едва заметно сжав губы и молча швырнув сигарету в камин, появилась совсем недавно».
Новости от Zaycev News
Новости от ZaycevNews
Другие треки этого исполнителя
Сборники
Популярные треки
Служба здравоохранения Нового Южного Уэльса, штата на юго-востоке Австралии, передает, что около ста человек, посетивших вечеринку в честь переиздания альбома Тейлор Свифт, получили положительные тесты на COVID-19.
В ноябре этого года певица Тейлор Свифт перевыпустила свой альбом 2012 года «Red», дополнив пластинку десятиминутной версией композиции «All Too Well» и короткометражной кинолентой. Вечеринка по случаю переиздания сборника треков прошла 10 декабря в зале Sydney’s Metro Theatre.
После мероприятия минимум 97 человек получили положительные тесты на COVID-19. Результаты тестов еще 600 посетителей пока неизвестны.
У местных властей также «есть опасения, связанные с вариантом «омикрон».
«Любой, кто посетил вечеринку «On Repeat: Taylor Swift Red Party» 10 декабря. должен немедленно пройти тестирование и изолироваться в течение семи дней», — предупредила служба здравоохранения штата.
Тейлор Свифт сорвала свадьбу! Это произошло в клипе на трек «I Bet You Think About Me», где она посетила свадьбу своего бывшего и в итоге увела жениха у невесты. Подробнее о «красной» королеве в мире белоснежного торжества — на ZAYCEV NEWS.
Обложка: Тейлор Свифт / sputnik-abkhazia.ru
© ООО «ЗАЙЦЕВ.НЕТ», 2004-2021
Средство массовой коммуникации «ZAYCEV.NET».
Выходные данные
125315, г. Москва, ул. Лизы Чайкиной 6
+7 (985) 211-85-11 По общим вопросам:
admin@zaycev.net По вопросам взаимодействия с Правообладателями
e-mail: legal@zaycev.net подписаться на нас:
Музыкальные релизы недели: новые альбомы Royal Blood и Gojira, новые синглы Билли Айлиш и Spiritbox Статьи редакции
И наша же с вами единственная и непосредственная задача — всё это великое разнообразие музыки всех сортов и оттенков смаковать. Ведь иначе ради чего это всё?
Гаражный рок / дэнс-рок
Третий альбом Royal Blood может слегка огорчить некоторых фанатов группы: в сравнении с предыдущим материалом он определённо стал более мягким. «Typhoons» при прослушивании вызывает стойкие ассоциации с «Villains» от Queens of the Stone Age — Royal Blood точно так же отошли от грязного гитарного драйва в сторону энергичного и яркого танцевального рока.
Ассоциации с Queens of the Stone Age, впрочем, небеспочвенны — один из треков продюсировал Джош Омм, а чуть ранее, в 2019 году, вокалист Royal Blood Майк Керр участвовал в записи последних на текущий момент изданий The Desert Sessions.
Тем не менее, это всё ещё Royal Blood — стильные и по-прежнему очень свежие.
Первый за пять лет альбом Gojira — это именно то, чего от них и ждали. Работа массивная и монументальная, как бетонная плита.
Отличный подарок для всех ценителей грува и тяжести. Gojira всё ещё на коне, и слезать с него не собирается.
Ветераны саундтреков грандиозных побоищ в ирландских пабах всего мира вернулись с первым за четыре года альбомом, и с ним… просто всё в порядке. Как и от самого жанра, так и от Dropkick Murphys не стоит ждать откровений — это всё та же задорная музыка с кельтскими мотивами, банджо и мандолинами наперевес.
Как и десять, как и двадцать лет назад.
Новый альбом Алхимика — это именно то, что вы захотите включить, если вам экстренно потребуется что-то лёгкое и ненапряжное.
Четыре ярких и расслабленных трека, каждый в двух версиях, с вокалом и без — немного, но достаточно, чтобы успеть насладиться и слегка разгрузиться морально.
Flying Lotus официально выпустил во всех стриминговых сервисах альбом «Yasuke» — саундтрек к одноименному аниме про афросамурая, вышедшему на Netflix на этой неделе. Отличный подарок для тех, кто был недоволен засильем J-рока в аниме — Лотус как обычно экспериментирует со всем: тут и электроника с космическими синтами, и джазово-лоуфайные биты, и Дензел Карри и Thundercat на гостевых фитах.
Очень хорошо, интересно и самобытно. И как саундтрек, и как самостоятельная работа.
Титаны джент-сцены возвращаются в строй с новым массивным треком, первым за два года.
Вместе с новым синглом появилась информация о том, что шведские мастодонты всё-таки выпустят свой второй альбом — «Kaos 2», анонсированный ещё в 2019 году, предположительно увидит свет в 2021, спустя 10 лет после выхода единственного полноформатного альбома группы «Måsstaden».
(но это всё ещё не точно)
Одна из самых многообещающих молодых групп в современном металкоре выпустила свой новый трек «Circle With Me». Всё в лучших традициях — немного скрима, много бесподобного чистого вокала Кортни Лапланте и матёрых риффов.
Новый альбом, дата выхода и название которого ещё не объявлены, ожидается предположительно осенью этого года.
Первый самостоятельный трек Билли Айлиш в этом году. Лёгкая приятная акустика, и ничего лишнего. Вместе с новым треком Билли анонсировала свой второй альбом «Happier Than Ever», который можно будет послушать уже через три месяца — 30 июля.
Келли продолжает гнуть свою поп-панковую линию, взятую на последнем альбоме, и делает это вполне успешно. За музыку снова ответственен Трэвис Баркер, а гостевым участием в этот раз отметился вокалист Sleeping With Sirens Келлин Куинн, с которым Колсон уже сотрудничал ранее.
Первый трек от Нади Грицкевич за этот год — и какой!
Прекрасная песня с прекрасными мотивами и не менее же прекрасной музыкой от Вити Исаева — самое то, если вы успели соскучиться по приятной, мелодичной и действительно интересной отечественной поп-музыке.
Альтернативный метал / Авангардный метал / Ню-метал
Новый двойной сингл от гигантов японской метал-мысли — это мелодичные мотивы и неистовые соло с чистым вокалом с одной стороны и агрессивно жужжащие ню-метальные выпады с другой.
Про новый альбом Dir En Grey всё ещё ничего не известно, но, предположительно, новый материал они готовят уже на этот год.
Второй сингл с грядущего альбома Пилотов «Scaled And Icy», выход которого намечен на 21 мая. Довольно классический по меркам группы трек — ненапряжная музыка с упором на ударку, немного пения, немного монотонного зачитывания текста, немного всего остального.
В комплекте с треком идёт клип о том, что воровать нехорошо.
Фронз и компания, судя по всему, решили окончательно вернуться в безумие времён «About That Life». Золотые цепи, вечеринки, литры алкоголя и грудастые девы в купальниках, незамысловатая нагруженная пафосом лирика…
…то есть, в принципе, всё то, за что Аттилу когда-то и полюбили.
Новый альбом «Closure» — 23 июля.
Новый трек молодого независимого музыканта из Миннесоты (у которого, к слову, имеется весьма лояльная и немалая аудитория в России) — ироничная песня о том, как тягостно быть пустым во всех смыслах.
В комплекте с треком идёт VHS-клип с плясками с пылесосом посреди пустыни.
(Не)стареющие ветераны альтернативного рока вновь готовы покорять и удивлять своей неиссякаемой энергетикой и волшебным вокалом Ширли Мэнсон.
Первый за пять лет альбом Garbage «No Gods No Masters» увидит свет 11 июня этого года.
Спустя месяц эксклюзивного присутствия альбома в Apple Music новый альбом Скриптонита добрался до всех остальных цифровых площадок.
Упустили что-то, на ваш взгляд, важное? Хотите чем-нибудь дополнить?
Все дороги ведут в комментарии!
Uratsakidogi — Black Hop Epos и новый сингл с клипом у Шортпари ещё
Алсо, не стал добавлять в итоге, потому что жду полноценного релиза сплита, но ГОСПОДИ МОЙ 2007 Я ОБ ЧЁЛКУ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ СПОТЫКАЮСЬ
хуя прикол, спасибо за подгон!
Упустили что-то, на ваш взгляд, важное?
ну и Burial конечно же
А чего у нас вдруг последние джва дня музраздел превратился в охваченную огнём консерваторию (драконов)? Все постят-постят-постят, потом снова и опять. Я чего-то проспал или просто солнышко пригрело?
Вот я посмотрел на это, и решил завязать с разделом. «Лента» окончательно превратилась в «стену», где формат «заголовок+видео» выигрывает конкуренцию за охват аудитории у текстовых материалов.
Не надо тащить сюда сводки из википедии. Достаточно собрать 100500 разрозненных клипов в 2-3-4 подборки и черкнуть пару слов, почему другие должны обязательно это заценить. Можно ещё жанр\теги прописать, но это уже прям невозможного требую.
Во всём этом вины пользователей, на самом деле, нет, это чистый проёб администрации. Видимо смотрят на неполный набор метрик для kpi, а там всё радужно, растущие тренды и т.п., и то что качество ugc-контента ушло в ноль, им не видно. (иначе бы починили, это тривиальная задача)
Странно, что весь ресурс переформатировали под UGC в своё время, а администрировать такие вещи не получается.
Слушай, ну в том, что на DTF к-поп не уважают, тут ты не прав. К-поп вообще мало где уважают, а не только на DTF.
Не, правильнее так: «На дтф никто ничего не уважает».
У girl in red ещё дебютный альбом вышел
Третий альбом Royal Blood может слегка огорчить некоторых фанатов группы
Еще больше чем второй?
Пока не слушал, но что-то мне кажется, что первый так и останется единственным их альбомом в сердечке. Ну и демки.
дэнс-рок
АААААААААААААААААААААААА
Oboro не могу перестать слушать. Наконец-то что-то крутое от Dir En Grey, awww!
В смысле наконец-то? Последние два альбома отличнейшие. В этот раз разве что образы лучше, а музыка на том же высоком уровне.
Oboro не мёгу пейестять слюшять. Няконец-то щто-то кьютое от Dir En Grey, awww!
Наадя спела про своего одноразового «Рыцаря» (Слушать)
Певица Наадя выпустила в свет сингл «Рыцарь» 30 апреля 2021 года. За музыку полностью отвечал Витя Исаев. В результате у них получился романтичный трек об упущенной любви, рассказали агентству InterMedia в пресс-службе Наади.
По словам создателей композиции, она завораживает с первых секунд. А советские синтезаторы совместно с чувственным вокалом Нади, делают эту историю по-настоящему сказочной.
Большой концерт и презентация нового сингла состоится на сцене клуба Aglomerat 27 мая.
«НОМ» покажут на Новый год «Деда Мороза и зайцев»
Группа «НОМ» сыграет новогодний концерт «Дед Мороз и зайцы» в клубе «16 тонн» 2 января 2022 года. По такому случаю коллектив выступит в расширенном составе с солистом Женевской оперы Александром Ливером в роли Деда Мороза.
Спектакль с голосом Лучано Паваротти поставит в Лондоне режиссер «Величайшего шоумена»
Мюзикл, посвященный Лучано Паваротти, готовится к постановке в лондонском Уэст-Энде. Как сообщает Daily Mail, соавторами проекта выступают вдова певца Николетта Мантовани, его дочь Элис (которой было всего четыре года, когда ее отец скончался 14 лет назад), режиссер «Величайшего шоумена» Майкл Грэйси и 27-летний британский композитор-вундеркинд и продюсер Джейкоб Кольер.
В спектакле, премьера которого состоится, предположительно, в 2023 году, будет звучать голос самого Паваротти. При участии Бена Блумберга из Массачусетского технологического института Кольер разработал новую программу, предназначенную для «извлечения» голоса Паваротти из записей его выступлений, в результате чего самый известный тенор в мире теперь «поет» различные арии без инструментальной поддержки. Впрочем, в постановке его будут сопровождать живые инструменты оркестра и другие исполнители.
В спектакле прозвучат самые знаменитые арии Паваротти. Продюсеры Джон Берри и Энтони Лилли получили соответствующие права от наследников, а также разрешение на использование многочисленных писем фанатов, отправленных тенору. Universal Music планирует выпустит запись музыки с шоу перед его премьерой.
Промо
Антоха MC и Blago White вместе спели «Веселей» (Слушать)
Антоха МС и молодой хип-хоп-исполнитель Blago White представили совместный сингл «Веселей» 17 декабря 2021 года. Как сообщили агентству InterMedia в пресс-службе Антохи МС, мысли записать фит были у них давно, но вновь обретённая свобода творчества после расторжения контракта Антона Кузнецова (настоящее имя Антохи МС. – Прим. InterMedia) с продюсером стала катализатором долгожданного сотрудничества.
Песня была записана на даче у Антона в конце августа.
— Благо приехал на такси среди ночи, был цапнут моим псом Филей за попку — так получился трек, который для всех нас стал ярким моментом и запал прямо в сердце, — рассказывает Антоха MC.
Вокалы и аранжировки дописывали уже дистранционно, а продакшн финализировала студия AMC.
— Ребята, качайте под этот трек с утра до ночи! — даёт инструкцию к применению сингла Антоха MC, — Пусть он впишется в ваш жизненный ритм, как ключ к замку, и согреет вас своим солнечным вайбом этой серой зимой.
По словам представителей Антохи МС, обложка получилась настоящим произведением наивного искусства. Антон и Blago White сразу задумали её яркой, веселой, как песня, и главное, рисованной. Реализовал задумку художник Владимир Ярисую. Картинка удалась в лучших традициях концепции «Сын нарисовал, повешу в рамку».
Легенда о Зелёном рыцаре (роман и его адаптация)
В конце XIV века одному очень известному английскому автору пришло в голову сочинить рыцарский роман. Автор считал себя настолько известным, что не счел нужным даже косвенно представиться, полагаясь на память потомков. Потомки его подвели. До нас дошло только его произведение, написанное аллитерационным стихом «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь».
Сей куртуазный роман считается высочайшим достижением английской, средневековой литературы, и написан с такой педантичностью, словно автор влюблен в главного героя. В нем сэр Гавейн – идеальный рыцарь, еще не совершивший ратных подвигов, скромный, точно монах-отшельник и обходительный, как истинный дворянин. В своем странствии к Зеленой часовне, он преодолевает множество препятствий, попутно устами автора донося до слушателей значение слов «честь», «долг» и «товарищество», а заодно предлагая задуматься о неотвратимости смерти и силе человеческого духа.
ВАЖНО! Прежде чем читать статью я настоятельно рекомендую сперва сохранить ее и ознакомиться хотя бы фильмом. Здесь будет затронут сюжет кинокартины и средневекового романа, их связь и множество отсылок к английской истории. Тех же, кто уже успел посмотреть его, я приглашаю в увлекательное путешествие в диковинный мир средневековых легенд.
Когда режиссер «Истории призрака» Дэвид Лоури объявил, что будет работать над киноадаптацией рукописи о приключениях сэра Гавейна, я стал внимательно следить за его работой. В итоге фильм вышел спустя два года и удивлению моему не было предела. Да, протагонист в нем сэр Гавейн, племянник Артура, и коня его зовут Гринголет, но в то же время – это какой-то другой герой. Хотя, не герой, и даже не рыцарь, а некое его подобие, женственное и безвольное, аки сэр Топас у Джеффри Чосера. Высшие силы благоволят ему, как только могут: подсылают милосердных разбойников, возвращают украденный топор, дарят оберег в виде лисы и даже коня отдают. Гавейн предстает настолько жалким персонажем, что сам Зеленый рыцарь косвенно отговаривает его идти в часовню.
Это ни в коей мере не значит, что фильм плохой, но надо понимать, что ни одно кинопроизведение не затмит книжный оригинал и не сумеет вобрать все сюжетные линии. Я долго анализировал смысловые пласты, которые Дэвид Лоури вложил в сценарий, размышлял, почему он так сильно сместил акценты, но понял его хитрый замысел только после того как перечитал роман. Посему на протяжении статьи я буду то и дело ссылаться на него.
Зеленой зелени зеленей
Важной сценой в фильме является опенинг с пылающей фигурой короля Гавейна. Он необходим для понимания двойной развязки, которую часто неверно истолковывают зрители и некоторые критики. Режиссёр показывает нам будущее, а зловещий женский голос убеждает, что после правления Артура ничего хорошего королевство не ждет.
Далее действие сквозь огонь переносится в прошлое. В нём Гавейн – молодой паж при дворе короля живет своей жизнью, а вернее прожигает ее в пьянстве и плотских утехах со шлюхой Эссель. На Рождество он тоже просыпается с похмельем. Гавейн не чувствует себя великим и сам об этом говорит, как в романе, так и в фильме. Уважают его только потому что он племянник короля.
Гавейна воспитывает мать – Моргана, которая очень беспокоится за его образ жизни. Изгнанная из Камелота, ведьма живет в башне со своими ученицами, и именно она становится зачинщицей грядущей игры.
В романе и в киноадаптации мотивы появления Зеленого рыцаря разнятся. В фильме его вызывает мать Гавейна, в надежде, что ее изнеженный сын разбудит в себе мужчину. Попытка, на мой взгляд, сомнительная. В то утро у Гавейна при себе даже меча не было, а в часовне хватало храбрых рыцарей, способных перехватить инициативу, но так уж решил сценарист.
В романе рыцарь тоже приходит по воле ведьмы Морганы, дабы погубить или хотя бы высмеять соратников Артура, а заодно напугать королеву. Важная особенность заключается в том, что в фильме имя колдуньи не упоминается. Однако в интервью режиссёр утверждает, что перед нами именно Моргана, а не Моргауза (подлинная мать Гавейна и старшая сестра Морганы), и это первое существенное изменение, пусть и допустимое в рамках легенды.
Далее действие переносится в первый день нового года, на праздник Рождества. Старый Артур и его королева Гвиневра пируют в окружении рыцарей круглого стола. Особого внимания здесь заслуживает медальон на груди короля. На нем изображена пентаграмма. В романе пятиконечная звезда описана следующим образом:
«Пять вершин у прекрасного знака, прямая линия пересекается с предыдущими, в неразрывном пятиединстве соединяясь. Как слышал я, это в землях английских, зовется узлом без конца и начала».
В фильме ее носит величайший из королей, поскольку звезда эта символизирует главные рыцарские добродетели, а количество лучей ее равно числу испытаний, которые далее проходит Гавейн: Благочестие, Щедрость, Вежливость, Целомудрие и Дружба. В романе же число пять считается сакральным.
Пролетает год. Гавейн за это время почему-то стал героем для всех, хотя никаких подвигов не совершал. Он все также живет с Эссель и прикладывается к бутылке, пока в один из вечеров его не посещает Артур. Пришло время исполнить клятву. Гавейн о ней и помнить перестал, считая все нелепой игрой. Фактически он готов был нарушить данное слово, и это уже второй по счету поступок недостойный рыцаря.
Разбойники и голова Винифред
Путешествие Гавейна начинается на юге Британии. В романе Томаса Мэлори «Смерть Артура» как раз там находился Камелот. Разбитая дорога ведет странника на север в сторону Уэльса, в царство суровой природы, хвойных лесов и мокрого камня. В этом странствии воплощается обряд взросления, популярный у некоторых народов раннего средневековья. Юноша уходит в глушь и выживает там как может, возвращаясь домой уже мужчиной.
Вскоре Гавейн набредает на поле брани, по которому разгуливает простолюдин. Спросив у него дорогу к Зеленой часовне, он собирается уехать, но вдогонку получает упрек в скаредности. Гавейну невольно приходится заплатить нищему за помощь, после чего в соседнем лесу его разлучают с имуществом разбойники. С трудом освободившись от пут Гавейн бросается наутек, даже не подумав забрать свой меч – символ власти для средневекового лорда. Рыцарь так бы не поступил.
Здесь же происходит важная встреча. Блуждая по лесам, он впервые видит лиса. В английском фольклоре лис относится к фигуре трикстера, то есть обманщика. В средневековье лиса именовали «Ренаром», в честь персонажа известного эпоса. Он и сейчас популярен в западной культуре, а имя его давно стало нарицательным. И по сей день Ренар изображается в образе хитреца или разбойника, пусть и не обделённого мудростью.
Впервые Ренар упоминается в лотарингских сказках, а в XII веке появляется в качестве главного героя французского эпоса «Роман о Лисе». Лис, как и куница, в представлении средневекового человека отождествлялся с изворотливостью и хитростью. Это сатирическая фигура, а его рыжий цвет был сопоставим с цветом нечистой силой, как и сама фигура лиса иногда могла воплощать дьявола.
В романе появление лиса символично (он олицетворяет метания Гавейна в преддверье смертельной опасности). Лорд Бертилак преследует его по лесу, с огромным трудом настигает и убивает. В фильме появление Ренара наводит нас на мысль о некоем подвохе, уготованном герою, но это и есть обман. Сценарист использует трикстер против зрителей, а сам лис оказывается весьма полезен.
Однако до тесного знакомства с лисом происходит встреча с юной отшельницей по имени Винифред. Сбежав от разбойников, Гавейн укрывается в заброшенном доме и засыпает в кровати на втором этаже. Ночью к нему приходит девушка и, возмущенная вторжением в ее опочивальню, просит найти её голову! Позже оказывается, что в этом доме точно также гостил некий лорд. За отказ сблизиться с ней, он отрезал Винифред голову и бросил ее в ручей, где та теперь и лежит. На просьбу достать ее оттуда Гавейн совершает еще одну ошибку. Он спрашивает, что ему за это будет. Ни один рыцарь не стал бы торговаться с дамой, попавшей в беду.
Тем не менее просьбу Гавейн исполняет, но благословение Винифреды на самом деле уже утрачено. После его вопроса это уже не помощь, а сделка и призрак платит ему за неё, возвращая топор Зеленого рыцаря, украденный разбойниками. Этот эпизод полностью отсутствует в романе, так же, как следующий…
На просторах северного Уэльса Гавейн и лис находят обширную долину, покрытую туманом, через которую движутся гигантские фигуры. У многих зрителей мог возникнуть вопрос, кто это такие. В романе их не было, однако там упоминаются великаны.
В Средние века была популярна тема древней Греции, ее язык, мифология, культура и особенно литература. Да и сами обитатели Британии считали себя потомками троянского генерала Брута, бежавшего на запад после падения Трои (от него пошло название острова). По моему мнению гигантские фигуры могут быть гипербореями. Легенды об их северной стране встречались на протяжении всей человеческой истории и берут свое начало как раз у древних греков. Гипербореев описывают, как рослых людей с белой кожей, не носивших бород и обладавших магическими способностями. Встреча Гавейна с ними неслучайна, пусть и происходит под действием галлюциногенных грибов.
Лорд Бертилак и его Леди
«Прекрасная леди к нему подошла. С сияющей свитой самых красивых девушек, какие бывают на свете. Сама же телом, лицом и фигурой была прелестней всей своей свиты. И Гавейн подумал, что эта дама милей самой королевы Гвиневры».
Такова была Леди – жена лорда Бертилака. С хозяином замка у Гавейна завязались дружеские отношения. Бертилак объяснил, что Зеленая часовня находится в его владениях, совсем рядом, и ведет к ней ручей. В романе рыцарь гостил у него три дня, охраняя прекрасных дам, пока лорд охотился на ланей, лису и вепря. В самый первый день они заключили соглашение:
«Давайте договоримся, – докончил барон, – что в лесу я добуду – то будет ваше, а что вы обретете в замке – мое».
Гавейн не растерялся и каждый вечер после окончания охоты честно целовал лорда в губы, возвращая поцелуи его жены. Инициатором сближения, разумеется, выступала Леди, под конец и вовсе потеряв всякую меру, но Гавейн-рыцарь использовал все свое знание куртуазности и красноречия, отражая выпады, даже такие:
«Очень не по-рыцарски не полюбить женщину, сильно страдающую от страстной любви, да еще и лежащую рядом с вами!»
А что в фильме? Гавейн мнется, что-то мямлит, не уступает искушениям, но и не противится. В итоге Леди говорит фразу, которую мы и так сразу поняли: «Вы не рыцарь». Вся комичность утверждения заключается в том, что он и так ни разу за фильм не назвал себя рыцарем. Гавейн всего лишь паж, который хочет получить шпоры и меч.
Помимо хозяев замка Хаутдезерт, там присутствует еще один персонаж. В книге и в фильме это одна героиня, но с разной мотивацией. Согласно мифу, матерью Гавейна была женщина Моргауза, приходившаяся старшей сестрой ведьме Моргане. Дэвид Лоури не мог этого не знать, как и то, что образ мистической женщины подле Артура все равно будет ассоциироваться с Морганой. Поскольку в киноискусстве принято все упрощать, то мотивация Морганы была изменена, дабы не создавать лишнюю сюжетную ветку.
Так Моргана появляется в фильме в двух ипостасях: как мать Гавейна и в своем каноничном воплощении. Это она в образе старухи с завязанными глазами тенью следует за женой лорда Бертилака, дабы следить за сыном.
На прощание Леди дает Гавейну заговоренный пояс, способный уберечь носителя от топора Зеленого рыцаря – подарок, который он получил в доме Бертилака, и который он ему не отдаст из страха перед смертью.
В романе рыцарь отказывается назвать имя той, которая подарила ему поцелуй, но в фильме паж в сцене прощания с Бертилаком открыто заявляет, что ему ничего не нужно от него. И это после того как тот дал ему кров и еду! Неблагодарный поступок недостойный уже даже не рыцаря, а любого мужчины. Здесь сценарист подводит нас к одной из важнейших проблем истории – проблеме воспитания. Полноценный мужчина не может жить эмоциями и сиюминутным и желаниями, как женщина. Любое подобное поведение ведет его к нравственной гибели. Однако Гавейн рос без отца, на попечении матери, в окружении девиц. Он изворотлив и хитер, ему неведомы поступки подлинного мужчины.
Бертилак целует Гавейна на прощание, уже не по причине их «игры», а потому что не видит в нём мужчину. Напоследок лорд отдает ему пойманного накануне лиса, по характеру под стать изнеженному герою. Я думаю, что в этот момент у большинства зрителей не осталось сомнений, что Бертилак и есть преображенный волшебством Зеленый рыцарь.
Позже, правда, Гавейн из романа совершает ряд подвигов на пути к Зеленой часовне и обратно по дороге в Камелот. Тут автор как будто намеренно вставил упоминания о них, поскольку сочинял рыцарский роман. Однако открыто, по ходу повествования Гавейн подвигов не совершает, а единственная существенная победа, которую он одержал, была победа над своими слабостями.
Гавейн у Лоури лишь паж при дворе своего дяди, но его все величают рыцарем. Он слаб телом и духом, подвержен искушениям. Он часто посещает подобие борделя и сожительствует со шлюхой. Об этом свидетельствуют короткие волосы женщины. Известно, что в средневековье коротко стригли жертв насилия и проституток, а сама Эссель в одной из бесед утверждает, что Гавейн платит ей золотом. К тому же есть намёки, что Гавейн стал почти импотентом из-за беспробудного пьянства.
Рыцарем Гавейн мог стать если бы доказал наличие в себе заявленных добродетелей, но к концу фильма оказывается, что у него их нет. Некоторые испытания он проходит с натяжкой, почти на грани фола, а некоторые проваливает. Посудите сами. Благочестие – нарушено пьянством на Рождество вместо церковной службы. Щедрость – не проявлена к одинокому простолюдину, схоронившему братьев и указавшему дорогу к Зеленой часовне. Вежливость – забыта в отношении Винифред, однако помощь с его стороны все же была оказана. Целомудрие – нарушено с потерей семени во время близости с женой Бертилака.
Усекновение головы в Зеленой часовне
Путь к ручью длится недолго. Лис следует за Гавейном, как и подобает трикстеру, не вмешиваясь в ход истории. Только возле воды он впервые подает голос и оказывается, что это лисица! Она отговаривает героя идти к часовне и это сперва может показаться обманом.
Хитрое животное проверяет стойкость героя, как это делал провожатый Бертилака в романе. Что может быть проще просто уйти из дикого леса, и никто не узнает о твоей постыдной трусости. Не исключено, что лисица, так же, как и старуха с повязкой на глазах – перевоплощенная мать главного героя. Вот только это не обман. Лисица и впрямь боится за Гавейна, как мать должна бояться за родное дитя. После того как он провалил испытания ничего хорошего в часовне его не ждёт.
Гавейн прогоняет лисицу взмахом топора и тем самым отсекает последнюю рыцарскую добродетель – дружбу.
Далее в часовне свершается то, что обещал Зеленый рыцарь. Он принимает топор и заносит его. Боялся ли Гавейн в романе перед ударом? Несомненно. Страх тот был мимолётным. Пусть рыцарь носил заговоренный пояс, но в миг замаха едва заметно вздрогнул, на что чудовище позже указало:
«И все же вы не совсем безупречны, и все же вы не во всем надежны, – но не потому, что пояс красивый, и не потому, что подарен дамой. Просто вы жизнью своей дорожите, а это, уверяю вас, упрека не стоит».
У Гавейна от Лоури страх является перманентным чувством. Все чего хочет Гавейн – вернуться домой к маме, но упрямо продолжает идти к цели, повторяя слова о долге и чести, в которые сам не верит. В итоге от удара он уклоняется и бежит сломя голову прочь.
Идеи фильма и романа, на мой взгляд, переплетаются. Тут каждый начитанный человек найдет свое, посему не осуждайте. Лично мне кажется, оба писателя едины в том, что избрали одной из проблем страх смерти, но если Гавейн из романа поддается ему лишь на секунду, находясь под лезвием топора, то Гавейн из фильма не расстается с ним на протяжении жизни, вплоть до самого конца.
Концовка фильма – самый сложный и загадочный элемент истории. Она здесь двойная, правдивая, как это положено в артхаусе, и с хэппи-эндом, как любят американцы. Я прочитал много рецензий западных критиков и был удивлен тому, как многие истолковали этот момент. Некоторые приписывают видение будущего Гавейна даже мистическим силам.
В Зеленой часовне Гавейн сходится лицом к лицу с самым главным страхом человечества. Он уже доказал, что не рыцарь и неспособен пройти последнее испытание. Так какая судьба его ждет? Став королем, Гавейн обретает сына, королеву и трон, но счастье длится недолго.
Растеряв рыцарские добродетели, Гавейн становится полной противоположностью Артуру. Он бросает Эссель, откупившись от нее золотом и забрав ребенка. Он проходит сквозь огонь войн и междоусобных конфликтов. В одной из битв теряет своего сын. Вскоре Камелот берут штурмом. Укрывшись в тронном зале, он ждет своей участи, по-прежнему опоясанный подарком Леди. Мы видим, как его покидают самые близкие люди. Сначала жена с новорожденным, а затем и мать. Он остается один на троне и наконец совершает то, что должен был сделать с самого начала в Зеленой часовне.
Хэппи-энд давно стал нормой для большинства голливудских фильмов. Упрекать Дэвида Лоури в этой слабости не стоит. Давайте же под занавес вспомним, что мы видели в завязке пылающий силуэт Гавейна на троне. Зловещий женский голос противопоставляющий его ушедшему королю Артуру. Будущее уже свершилось. Гавейн оказался слаб, бежал из часовни и стал жестоким правителем. Похожий прием использовал Ларс фон Триер в фильме «Меланхолия». В завязке мы видим, как блуждающая планета уничтожает Землю. Это неизбежно и не подвержено сомнению. Тем самым режиссер как бы говорит: «Интриги в конце не будет. Все уже свершилось. Следите внимательнее за героями и учитесь на их ошибках».
Мой вердикт. Фильм и рыцарский роман не могут и не должны следовать друг за другом как единое целое. Оба по-своему хороши и полезны для развития. Очень жаль, что многие зрители, посмотрев «Легенду о Зелёном рыцаре» отзываются о фильме как о психоделическом бреде. Надеюсь, со временем наберется достаточно внимательных людей и эта работа Лоури, так же, как и «История призрака», станет культовой.