наблюдение какой метод познания
Наблюдение какой метод познания
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения, как метода научного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
1) Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленный на объективное и обоснованное выявление сущности предметов и явлений окружающего мира, взаимосвязей между ними, закономерностей их развития.
2) Два предложения, например:
— в процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
— наблюдение, как метод научного познания, предполагает восприятие объекта познания без вмешательства в естественный ход изучаемого процесса, явления.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Статья «Наблюдения как познание»
Наблюдения как научный метод познания Организация и содержание наблюдения как метода познания, используемого в дошкольной практике, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Роль и значение наблюдения в различные периоды времен года очень важна для детей. Дошкольники накапливают информацию, коммуникативный, сенсорный и исследовательский опыт прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов природы, рукотворного мира и социума. Конечно, основными инструментами способа восприятия являются рассматривание и наблюдения, манипулирование, а итогом – опыт взаимодействия с окружающим миром. Именно от яркости образов и осознанности представлений зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение познавательной деятельности детей. Наблюдением нередко называют – созерцание, экспериментирование, рассматривание. Чтобы правильно организовать каждый из них, педагогу нужно четко понимать общие и различающиеся моменты, знать возможности использования на разных возрастных этапах. Первые три вида деятельности (созерцание, экспериментирование, рассматривание) построены на визуальном контакте детей с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый вид деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для пробуждения эмоционального отклика это является основной задачей, то организация наблюдения и рассматривания в детском саду преследует и другие цели. Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности дошкольников. Его цель – выявить характерные особенности внешнего строения объекта (растений, животных, устройство предметов рукотворного мира. Рассматриваются реальные объекты, их модели и изображения. Воспитатель различными приемами привлекает детей к определенным существам, развивает познавательный интерес, обогащает представление о них. Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности. В образовательном процессе наблюдениепозволяет решать и другие задачи: развивать у детей наблюдательность, познавательные потребности; приобретать первичный опыт изучения с его помощью различных объектов; изначально осваивать данный метод научного познания. Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал самого рассматривания. С помощью наблюдения можно выявить не только черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, установить причинно-следственные связи и т. д. Но это справедливо лишь в том случае, если наблюдение правильно организованно, соответствует логике его использования как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющей свою определенную структуру. Цель наблюдения. Как у любой видов деятельности у наблюдения должна быть цель. Оптимально возникновение цели из познавательных потребностей детей без навязывания задач воспитателем. Роль взрослого состоит лишь в том, чтобы актуализировать и активизировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель.Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, понять суть явления, найти объяснения возникают у ребенка уже в ходе наблюдения. наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью, интересными событиями и необычайными свойствами предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, пообщаться, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи. План наблюдения. Воспитателям необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения учебной задачи. Также он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного поведения для человека и природы. Осуществление наблюдения. Особенности этого этапа связаны с тем, как разновидность наблюдения организуется. Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становятся достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное открытие детьми, так и возможности его дальнейшего познания, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, задаться новыми вопросами. Между рассматриванием и наблюдением существует множество промежуточных вариантов, применяемых в педагогическом процессе. Распознающее наблюдение используется для формирования представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявлении их особенностей, признаков, качеств. Это кратковременное наблюдение, позволяющее сделать как бы фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент. Длительное наблюдение проводится с целью наблюдения роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями, жизненными циклами растений и животных.По итогам каждого этапа фиксируются результаты: рисунки, схемы, модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить перемены, составить рассказ. Длительные наблюдения способствуют развитию умения анализировать, составлять рассказ. Сравнительное наблюдение обладает общими чертами с распознающим и длительным. В поле зрения оказываются два, три объекта, которые надо сравнить. Например, выявление различий в поведении насекомых в дождь. Или особенностей развития аналогичных растений в разных условиях. Дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом, старшие дошкольники под руководством воспитателя могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий. Например, по виду нескольких растений (одуванчику, ели) определить, будет ли в ближайшее время дождь. Наблюдения изнутри. Отличительная особенность этой разновидности – позиция наблюдателя – участника наблюдаемых событий, социальных явлений. Возможны различные формы организации наблюдения: использование различного раздаточного материала, работа проводится фронтально так и подгруппами. Целесообразно проводить наблюдения парами. Вне зависимости от количества детей перед каждым ребенком ставится познавательная задача. Важно, чтобы все дети смогли проявить себя, получить некий образовательный результат. Нельзя забывать и об особенностях психических процессов детей. Если младшие дети готовы рассматривать яркий объект и ими руководит интерес к жизнедеятельности этого объекта. То в средней группе важны не только впечатления, но и собственно познавательные результаты. В старшей группе дети способны не только принимать поставленную задачу, но и самостоятельно ставить ее. Большое значение необходимо уделять умению устанавливать связи, делать выводы. В подготовительной к школе группе, наблюдения должны отвечать стремлению детей к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий, подведение к пониманию определенных закономерностей. Таким образом, наблюдение используется как адаптированный научный метод познания. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Как мы помогали Буратино» Тема: «Как мы помогли Буратино» Программное содержание: Закрепить знания детей о комнатных растениях ; расширять представления детей об. Статья для воспитателей детских садов «Как рассказать дошкольникам о Дне Великой Победы 9 мая» Как рассказать дошкольникам о Дне Победы 9 мая Совсем скоро в нашей стране будет Великий Праздник – День Победы! День Победы в Великой. Статья «Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников» Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников. Актуальность:• Дети отдают предпочтение малоподвижным. Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников» «Робототехника» как технология развития инженерного мышления». Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида. Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и стал успешным, и готовы приложить для этого. Статья Планирование карьеры педагога как условие его профессиональной самореализаци Политика правительства в области образования направлена, прежде всего, на обеспечение повышения качества предоставляемых образовательных. Статья «Природа как одно из важных средств воспитания ребенка» Как лучше всего воспитывать своих детей в эпоху технологического прогресса? Как сделать, чтобы дети не утратили связь с природой? Для этого. Статья «Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО» Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО Е. С. Пидшморга, Киселевский. Наблюдение и эксперимент как методы научного познанияОдними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение как метод научного познанияНаблюдение представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде. Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных. Выделяют следующие компоненты наблюдения: Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д. Выделяют следующие виды наблюдения: Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой. Эксперимент как метод научного познанияЭксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях. Выделяют следующие компоненты эксперимента: Существуют различные виды экспериментов. Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют: Эксперимент может быть натуральный и умственный: Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент. Преимущества эксперимента перед наблюдениемЭксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением: В научном исследовании эксперименту отводится особая роль: 21. Общенаучные методы познанияИз книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой: (стр. 71) «Рассмотрим более подробно общенаучные методы, присущие эмпирическому уровню познания. НАБЛЮДЕНИЕ – это преднамеренное и целесообразное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе установленных фактов, принятых концепций. Наблюдение обычно складывается из следующих процессов: определение задачи и цели; выбор объекта наблюдения; выбор способа наблюдения; выбор способа регистрации наблюдения; обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, случайным и систематическим, сплошным и выборочным и так далее. В психологии в качестве метода исследования используются самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения. Возможны ошибки наблюдения в силу разных причин: в силу иллюзий зрения (например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной), вследствие предвзятых склонностей, ошибочных установок и другие субъективных факторов. ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания, при помощи которого в контролируемых условиях исследуют явления действительности, он значительно сложнее наблюдения. … Эксперимент необходим для проверки существующих гипотез и теорий, формирование новых теорий и гипотез. По характеру исследуемого объекта различают физические, биологические, социологические и т.п. эксперименты, по цели – проверочные, поисковые, по методу и результату – качественные и количественные. Выделяют также полевой (в естественных условиях) и лабораторный эксперименты. Особый интерес вызывает мысленный эксперимент. Он не является обычным теоретическим рассуждением, отличается от чисто логического рассуждения тем, что не протекает в одних только понятиях. В ходе мысленного эксперимента в познавательном процессе участвуют конкретный чувственный образ (идеальный газ, абсолютно твёрдое тело и т.д.), выполняющий роль модели и представляющий идеальный объект. Идеальному объекту свойственна наглядность. Эта черта отличает идеальный объект от понятия, но это не природная наглядность, а вторичная, результат возвращения процесса познания в сферу абсолютного мышления. Мысленный эксперимент – не результат практики, и все знания, полученные таким путём, подлежат проверке на практике (например, в реальном эксперименте). Для эмпирического уровня познания также характерны такие методы, как измерение и сравнение. ИЗМЕРЕНИЕ – познавательная процедура, заключающаяся в определении отношения измеряемой величины к величине, принимаемой за единицу измерения. Результатом измерения является число, которое выражает это отношение. Полученную путем измерения информацию называют метрической. Принято различать два типа измерения – прямое и косвенное. СРАВНЕНИЕ – это познавательная операция, заключающаяся в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Познавательная ценность сравнения заключается не в установлении отношений тожества и различия между сравниваемыми объектами, а в характеристике одного из объектов относительно другого. Далее рассмотрим общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания. ФОРМАЛИЗАЦИЯ – это метод изучения какой-либо предметной области посредством отображения содержания в знаковой форме на основе искусственных языков (символов). В зависимости от характера знаковых средств различают формализацию в узком смысле слова (логическую) и в широком смысле (нелогическую). Логическая формализация связана с использованием логических исчислений, а нелогическая формализация имеет место, когда используются знаковые системы математики, физики, химии и т.п. Применение метода формализации в узком смысле опирается на понятие о формальных системах, при построении которых стремятся исключить из рассмотрения максимум содержательных элементов. Формальные системы рассматриваются или как абстрактные теории об объектах любой природы, либо как чисто лингвистические теории, где знаки используются как самостоятельные объекты. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Спецификация данного метода состоит в том, что исходные общие положения имеют форму утверждений, истинность которых принимается без доказательств. Общенаучные методы познания, общие для эмпирического и теоретического уровней. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – это процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. ДЕДУКЦИЯ – процесс логического вывода от общего к частному. Если исходные посылки истинны, то истинно и заключение. К дедуктивным наукам относятся математика, теоретическая механика. МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод научного познания. Сущность его заключается в воспроизведении свойств, структуры и функции объекта познания на специально подобранной его модели, на его заменителе. Но знания, получаемые на модели, не всегда являются истинной, относящейся к объекту – оригиналу. Эта информация вероятностна. Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей могут служить модели самолётов, космических кораблей, судов и т.п. Идеальные модели – это мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определённых знаков, рисунков. Особенность модели – это её сходство с оригиналом, что позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Такой перенос знаний осуществляется в форме аналогии. АНАЛОГИЯ – это умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их свойстве в других условиях. Аналогия используется для выдвижения гипотез. Но аналогии не гарантирует от ошибок, поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием». Введение Одновременно с процессом развития и становления человека формируется познавательное отношение к миру. Во все формы духовно-практического освоения мира человеком органически включен познавательный компонент. Наравне с научно-теоретическим познанием мира мы можем говорить о религиозном, художественном, обыденном, моральном и других способах познания окружающей действительности. Философское же познание представляет собой особый вид познавательной деятельности, полностью не совпадающей с конкретно-научным познанием, хоть и близким к нему по своей понятийной, рациональной природе. Но, если в других формах духовной деятельности познавательный компонент является лишь одним из составляющих моментов процесса духовного освоения мира, то для научной и философской деятельности этот компонент является основным, определяющим. Новым для начального общего образования является выделение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) такого предметного результата, как освоение доступных способов изучения природы и общества, в том числе и древнейшего способа — наблюдения. При этом необходимо отметить, что осуществляется переход от наблюдения как метода в деятельности педагога к наблюдению как способу действий ученика. Значимость данного результата определяется особенностью предмета «окружающий мир», которая заключается в том, что ученики в процессе его изучения познают природный и социальный мир. Для осуществления самостоятельного познания они должны овладеть способами (методами) познания окружающей действительности. Цель: изучить наблюдение как основной метод познания природы и общества. 1.1 Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира Все дети стремятся к активной деятельности. Поэтому такой вид деятельности как наблюдение наиболее естественный и близкий для ребенка младшего школьного возраста. По мнению известного психолога Б.Г. Ананьева, наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой в единый и целостный акт умственной работы соединяются речь, восприятие и мышление. Доступной ее детям младшего школьного возраста делают широкие сенсорные основы деятельности наблюдения. Анализируя литературу, мы выявили, что преимущества метода наблюдения заключаются в: -отборе фактов естественного поведения человека; -восприятии человека как целостной личности; -отражение контекста жизни субъекта. Среди недостатков выделяются: 1) сливание наблюдаемого факта с попутными явлениями; 2) пассивное невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию; 3) отсутствие возможности повторного наблюдения; 4) фиксация результатов в описательной форме. Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов и маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации, наблюдаемых явлений. В возрастной психологии наблюдение часто оказывается основным методом исследования. 1.2. Виды наблюдений Можно выделить следующие виды педагогических наблюдений. При данном наблюдении исследователь выступает наблюдателем происходящего явления. Это наблюдение, когда к их проведению привлекаются другие лица. По дидактической направленности: По технической “оснащенности” восприятия: По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений: В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть: В зависимости от поставленных целей наблюдение бывает Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе. Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность. 1.3. Содержание наблюдений в курсе «Окружающий мир» Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования изучение окружающего мира имеет решающее значение. Достижению предметных результатов способствует изучение курса «Окружающий мир»: — представление об особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за сою родину; — формирование уважительного отношения к России, к природе, к родным, семье, родителям; — освоение основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира, правил нравственного поведения; — освоение доступных способов изучения природы и общества; — развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др. В ФГОС НОО в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, не всегда осознаваемое педагогами. Речь идет об овладении младшими школьниками доступных способов изучения окружающего мира. Данное требование во ФГОС НОО имеет такую формулировку: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, запись, опыт, классификация, сравнение и др. с получением информации от членов семьи, от окружающих людей, в открытом доступе). Вроде бы нет ничего нового: педагоги и раньше применяли в своей деятельности: наблюдения, опыты, измерения, сравнения и классификацию. Только здесь появляется новый аспект. А именно, если раньше эти способы познания мира считались методами обучения, то теперь этими методами должны овладеть сами ученики. В учебном процессе наглядные методы применяются по всем предметам и во всех классах, в разных организационных формах обучения, широко переплетаясь со словесными методами. При изучении окружающего мира наглядные методы имеют особое значение. Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков. Практические методы обучения используются в комплексе с другими, например, наглядными методами обучения. Использование разных методов предусматривает различные виды деятельности учащихся и педагога, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. Остановимся на характеристике метода наблюдения, который в настоящее время не так часто применяется в учебном процессе начальной школы. Наблюдение – это естественнонаучный метод познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить задания на наблюдение в природе. Обычно такие задания организовываются в виде систематических наблюдений за сезонными изменениями в жизни природы и человека. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение. Мы провели анализ УМК «Школа России» по теме исследования. Данный УМК также предлагает задания, в которых необходимо выполнить наблюдения. I класс. Необходимо провести наблюдение за облаками и отметить в тетради какие облака сегодня видны на небе. Пронаблюдать в течении месяца за луной, можно один раз в неделю и зарисовать в альбоме ее внешний вид. Вести в тетради наблюдение за погодой, прописать в ней осадки, ветер, облачность. Целесообразно такие наблюдения проводить в разные времена года. II класс. С помощью собственных наблюдений предлагается проверить народные приметы (например, ««Ласточки летают низко — к дождю», «Шишки хвойных растений раскрываются — к сухой погоде»). Во 2 классе можно ввести Научный дневник, где дети записывают свои наблюдения за сезонными явлениями. Они могут понаблюдать за небом в разное время суток и подготовить фоторассказ на тему «Красота неба» и др. В III и IVклассах наблюдения за погодой в рабочих тетрадях можно фиксировать лишь в дни экскурсий. Но при желании это можно делать чаще в специальных тетрадях или на вклеенных в рабочую тетрадь листах. Наблюдения за другими изменениями в неживой природе, а также за жизнью растений, животных, за трудом людей фиксируются в рабочих тетрадях в соответствии с заданиями. 1.4. Требования к организации проведению наблюдений Наблюдение – один из важных источников знаний об окружающем мире. Он является фундаментом на которой в дальнейшем строятся мыслительные операции. Многие авторы считают, что является средством развития мышления. Построение наблюдения начинаются с постановки цели и определения объекта. Особо важным условием наблюдения является осмысленный отбор объектов. Также необходимо соблюдать следующие этапы наблюдения: 1) Для того, чтобы сформировать целостное представление об объекте, рассмотреть объект в целом. 2) Провести работу по изучению частей объекта. 3) Сделать вывод об увиденном. После проведенного наблюдения педагог закрепляет полученные данные: 1) еще раз рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить перед собой. 2) провести иммитацию. 4) поработать с иллюстрацией. 5) далее самостоятельно провести наблюдение [1,2]. В ходе освоения данного метода младшие школьники обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется обонянием, зрением, слухом, осязанием и вкусом; что восприятие животных отличается от восприятия человека. Главным условием эффективности этого метода считается предварительное составление программы наблюдения. Такая программа обязательно задается учителем. Для того, чтобы младший школьник овладел наблюдением как способом познания окружающей действительности необходимо формирование соответствующего умения. Одним из основных способов формирования умения наблюдать является составление плана или программы наблюдений. Например, на уроке перед учащимся ставится задача: рассказать о диком животном по записке-подсказке с перечислением того, что нужно описать (особенности строения головы, туловища, размер, наличие хвоста, шерсть и т.д.). Примерная схема наблюдения животного. Данный подход можно использовать при составлении плана наблюдения за другими объектами и явлениями окружающего мира. Представим примерную схему наблюдения растения. В связи с этим следует обратить внимание на формирование у младших школьников умения упорядочивать результаты наблюдений. Для того, чтобы достичь конечную цель наблюдений – найти ответ на предварительно заданный вопрос, необходимо соответствующим образом упорядочить результаты наблюдений, например, заполнить таблицу, «Виды комнатных растений». Такие таблицы, в которых приводятся наблюдаемые характеристики, дают возможность сравнивать полученные данные, упорядочивают информацию. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны учителя. Приведем общие требования к организации наблюдения. Посредством наблюдения за предметами и явлениями природы младшие школьники накопляют фактический материал, который необходим для установления закономерностей в природе. Данный метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей. Заключение Но есть и недоставки, это сливание наблюдаемого факта с попутными явлениями; пассивное невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию; отсутствие возможности повторного наблюдения; фиксация результатов в описательной форме. Существуют несколько видов педагогических наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, непрерывное, дискретное, монографическое, узкоспециальное. При изучении предмета «Окружающий мир» наглядные методы имеют особое значение. Одним из основных способов формирования умения наблюдать является составление плана, соблюдение требований.
|